Как оформить пенсию в россии если работал в казахстане

1. Физ лицо гражданин РФ c 2019 года работает вахтовым методом и получает зарплату в Казахстане.

2. Работодатель — казахское юр лицо.

3. Работодатель удерживает местный подоходный налог (10%).

4. Работодатель с 1 января 2020 года начал дополнительно снимать с зарплаты 1% на отчисления в ОСМС (Обязательное социальное медицинское страхование)

5. Работодатель, скорее всего, делает другие требуемые от него отчисления в РК.

Имеет ли физ лицо какие-либо права на пенсию в РФ?

Как изменится ситуация с вступлением в силу Соглашения о пенсионном обеспечении между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС)?

Имеет ли какое-либо отношение к пенсионному вопросу механизм уплаты НДФЛ?

Ответы юристов ( 2 )


Имеет ли физ лицо какие-либо права на пенсию в РФ?

По российскому законодательству есть понятие трудового стажа и понятие страхового стажа, так вот трудовой стаж это периоды работы по трудовому договору, а страховой стаж это периоды когда за работника производились отчисления на пенсионное страхование.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж следует что:

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Вот подробные разъяснения Пенсионного фонда РФ о стаже:

Страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Страховой и трудовой стаж это разные понятия
Трудовой стаж — это продолжительность исключительно трудовой деятельности в течение жизни гражданина, которая осуществляется на основании трудового договора.

Так вот трудовой стаж если речь в вопросе о нем, берется всем только по состоянию на 01.01.2002 года, в том числе и россиянам, имею в виду проживавшим здесь уже и являющимися получателями пенсий.

данный документ не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

В соответствии с Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Статья 30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц следует что:

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года

Поэтому в отношении Вас применяются такие же условия и основания как и для всех остальных по трудовому стажу, т.е. берутся периоды осуществления трудовой деятельности только по состоянию на 01.01.2002 года если таковая имеется, а далее уже применяется закон о страховых пенсиях и страховой стаж, а не трудовой.

Т.е. трудовой стаж необходим для определения индивидуального пенсионного коэффициента — баллов (ИПК), как элемента для расчета страховой пенсии. Формула и порядок расчета страховой пенсии даны по ссылке:https://base.garant.ru/5750344.

Дополнительные разъяснения ПФР РФ по ссылке:http://pfr.kirov.ru/node/554

Что касается уже страхового стажа после 2002 года, если бы Казахстан заключил с Россией двухстороннее соглашение о взаимозачете страховых взносов которые платились в Казахстане после 2002 года, то в рамках такого договора они бы учитывались и в РФ, по приведенному выше ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».

Но такого договора нет, а значит учитывается лишь трудовой стаж до 2002 года, не путать со — страховым стажем, что прямо указано в существующем Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов согласно которому следует что:

Трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается Сторонами

Т.е. только трудовой стаж, а не страховой. А Вашем случае он уже работает в период после 2002 года соответственно когда подлежит учету при определении права на страховую пенсию по старости именно — страховой стаж период за который платились взносы на пенсионное страхование.

В этом и состоит проблема для лиц приехавших из Казахстана и обратившихся по вопросу назначения им пенсии в РФ с учетом периодов их работы начиная с 2002 года.

Дополнительная информация — разъяснение по ссылке:http://soc-factor.ru/archives/.

Выходит этот периоды работы в Казахстане учитываться не будет. так как нет взаимозачета тех уплаченных в Казахстане страховых взносов в РФ, про причине отсутствия такого соглашения, только в этом случае данный период в РФ может быть признан страховым стажем и принят в зачет при определении права на страховую пенсию по российскому законодательству.

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

Внимание! Ответы на вопросы даются в соответствии с законодательством, действующим на дату ответа.
Если Вы хотите написать комментарий или задать уточняющий вопрос, напишите его здесь. Если Вы хотите задать НОВЫЙ вопрос - создайте НОВУЮ тему. На НОВЫЕ вопросы, заданные здесь, администрация давать ответы не будет.

Добрый день.
В этом году меняю гражданство — переезжаю из Казахстана в Россию.
Год рождения 1975 ( 42 года). Работаю с 1997.
Есть пенсионные отчисления в казахстанском фонде.
Что и как я должна сделать, чтобы мой казахстанский стаж не пропал?

Уважаемая Татьяна!
Россия и Казахстан являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.
В соответствии со статьей 6 Соглашения при назначении пенсии в одном из государств — участников Соглашения учитывается и стаж, и заработок, полученный в другом государстве.
При этом по законодательству РФ на размер пенсии непосредственно влияет только стаж, приобретенный до 01.01.2002 (учитываемый при конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал).
Начиная с 01.01.2002 на пенсию влияют только периоды стажа, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Отчисления в пенсионный фонд Казахстана не дают право на учет периодов стажа при назначении пенсии в России.
Таким образом, период стажа с 1997 года по 31.12.2001 будет учтен при назначении пенсии в России без каких-либо специальных действий с Вашей стороны (если имеются документы, подтверждающие стаж – трудовая книжка или иные документы, например, справки работодателей). Стаж с 01.01.2002 до даты переезда в Россию при назначении пенсии учтен не будет.

Спасибо за пояснения.
Несколько дополнительных вопросов:
1) Как я могу повлиять на ситуацию (имею ввиду ваши пояснения о том, что в России не будет учитываться мой казахстанский стаж с 01.01.2002)? Например, перенести свои пенсионные накопления из пенсионного фонда Казахстана в пенсионный фонд России? Или, возможно, есть иные способы влияния?
2) На какую пенсию дает право факт учета моего стажа с 1997 по декабрь 2001 года?
3) Какие документы, касаемые пенсии, я должна обязательно взять из Казахстана, чтобы совершить процесс пенсионной постановки на учет в России. И что я должна сделать по прибытию в Россию?

1. Повлиять на эту ситуацию Вы никак не можете. Перевод накоплений из Пенсионного фонда Казахстана в Пенсионный фонд РФ невозможен, такая процедура не установлена законодательством РФ и международными договорами.
Есть уточнение – если в этот период Вы рожали детей, то периоды ухода за каждым ребенком до полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, могут быть учтены в страховой стаж как нестраховые периоды со «стоимостью» 1,8 индивидуального пенсионного коэффициента (балла) за каждый год ухода.

2. Для оценки размера пенсии кроме стажа на 01.01.2002 необходим еще размер среднемесячной зарплаты за любые 60 месяцев до 01.01.2002 (в Вашем случае это фактически весь период трудовой деятельности).
Максимально возможное значение индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за период с 1997 по 2001 годы составляет 14,3. В настоящее время стоимость одного пенсионного коэффициента составляет 81,49 руб. Таким образом, при назначении пенсии в настоящее время стаж работы с 1997 по 2001 годы даст максимальный прирост к пенсии 14,3 * 81,49 = 1 165,31 руб.
Реальный прирост может быть меньше, если отношение среднемесячной зарплаты пенсионера к среднемесячной зарплате в РФ за тот же период меньше 1,2.

здравствуйте у меня шахтерский стаж в республике казахстан справки о характере работы казахстан подтвердил а справка о практике назначения дьготных трудовых пенсий в республике казахстан где-то потерялась\не дошла\ в пф говорят что без нее пенсию не назначат что мне делать

Рекомендуем самостоятельно запросить справку о практике назначения досрочных пенсий в компетентных органах Казахстана.

Добрый день!
Я учитель со стажем более 25 лет, из которых последние 21 год отработала в РФ. Педагогическую деятельность начала в Казахстане, где отработала с августа 1990 г. по август 1997 г. ПФ РФ отказал в назначении досрочной страховой пенсии, не засчитав периоды работы с 13.03.1992 -25.08.1997. ПФ РФ ссылается на отсутствие уплаты страховых взносов в этот период в ПФ РФ, согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 № 400 ФЗ. Правомерен ли этот аргумент? Если нет, то как мне доказать законность моего права на пенсию и зачисление этого периода работы в льготный стаж.
С ув.Елена

Позиция органа ПФР непонятна. Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13.03.1992 (в том числе Казахстана), учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах — участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к стажу на соответствующих видах работ.
Если Ваша работа в Казахстане проходила в общеобразовательной школе (либо в другом образовательном учреждении, наименование которого содержится в списке учреждений, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781), период 1992-1997 годов должен засчитываться в педагогический стаж.
Такое разъяснение содержится, например, в обзорах практики ПФР за 4 квартал 2016 года (вопрос 84), за 2 квартал 2017 г. (вопросы 70, 71) и др. Аналогичная ситуация, – педагогический стаж в Казахстане до 27.07.1996, – рассматривалась в обзоре за 2 квартал 2017 г., вопрос 71. восьмой абзац ответа. Там указано:
Таким образом, периоды работы в должности учителей, непосредственно занятых на педагогической работе в школах, врачей и других медицинских работников, непосредственно занятых на лечебной работе, имевшие место на территории Республики Казахстан до 27.07.1996, могут рассматриваться при назначении досрочной страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации при их надлежащем подтверждении компетентным органом Республики Казахстан.
— конец цитаты –

Обзор практики рассылается всем территориальным органам ПФР из Исполнительной дирекции ПФР и является для них руководством. Период работы в Казахстане с 13.03.1992 по 27.07.1996 должен быть засчитан в Ваш педагогический стаж независимо от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (после 27.07.1996 в Казахстане поменялось законодательство и пенсии за выслугу лет педагогам были отменены). Рекомендуем Вам обратиться в территориальный орган ПФР и сослаться на указанное выше разъяснение.

Добрый день! рождена в СССР, являюсь гражданином РФ с 2016 года. Разъясните, пожалуйста, какое государство должно учитывать стаж приобретённый после 2001 года для назначения,если проживал и работал в Казахстане? обязательные пенсионные взносы высчитывала с 1998-2015 гг Умники разделили страну, стаж выкинули, пенсию назначили как тунеядцу при общем стаже 38 лет Где справедливость.

При назначении пенсии в России за периоды с 01.01.2002 по 31.12.2014 на размер пенсии влияет не стаж, а сумма страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд России. Если Вы работали в Казахстане, то страховые взносы в ПФР не уплачивались и этот период, к сожалению, по законодательству не учитывается при назначении пенсии в России.

Добрый вечер. у Меня свекровь получила в этом году гражданство РФ, была гражданкой Казахстана. у нее 7 детей но все иуже взрослые, а ей 52 года. она сейчас оформляет пенсию, так как по детям уходят в 50 лет. она проработала в Казахстане больше 20 лет , стаж занесен в труд.книжку. и уже лет 12-13 не работает. будет ли учтен стаж в России? и сколько она будет получать если не учтут стаж? и такой еще вопрос, она получила медаль матери героини в казахстане и за это ей платили там, а тут сказали , что она здесь не имеет значения. будут ли доплачивать все таки за медаль? заранее спасибо…

Я гражданин РФ с 2018 г мне 51 год у меня есть общего стажа 22года из них подземного стажа 14 лет 6 месяцев отработанные в КЗ за периоды с с1988 г по 1995 г и с 2007 г по 2014 гв ПРФ не хотят учитывать стаж за период с 2007 по 2014гг ссылаясь на закон КЗ об отмене подземных льготных стражей в КЗ с 1998 г,что делать?Все справки подтверждающие и копия трудовой сданы в ПРФ при этом есть справки о характере и специфике моейтрудовой деятельности в МЧС КЗ подземного горноспасателя+ я имею награждение знак шахтёрская слава 3 степени.

Ответы в этой теме больше не даются. Создайте новую тему.


Должны ли учитывать периоды работы граждан в иностранных государствах при выходе на пенсию в России?

Вопросы пенсионного обеспечения в связи с повышением пенсионного возраста приобрели особую актуальность. Особенно это касается случаев назначения досрочной пенсии по льготным основаниям.

Так, в ООО «Правовая основа» обратился гражданин, проработавший свыше 20 лет шахтером. По российским законам ему полагается досрочная пенсия. Однако часть своего стажа он отработал в республике Казахстан. Пенсионный Фонд РФ отказался учитывать периоды работы шахтером в республике Казахстан. Законно ли это?

Россия является участником Соглашения СНГ от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения». Согласно Соглашению, государства должны учитывать при назначении пенсии стаж, приобретенный на территории другого государства-участника Соглашения.

Вместе с тем, Пенсионный Фонд отказался учитывать стаж гражданина, мотивируя отказ тем, что в Казахстане льготные пенсии для шахтеров отменены в 1998 году, а значит те периоды времени, когда он работал шахтером в Казахстане, не должны учитываться при назначении пенсии в Российской Федерации.

В результате гражданин обратился самостоятельно в суд. Суд первой инстанции поддержал гражданина и удовлетворил его исковые требования, признав действия Пенсионного Фонда незаконными. Однако Пенсионный Фонд обжаловал решение в областной суд, который встал на сторону государственного органа. После этого гражданин обратился в нашу фирму за юридической консультацией.

Мы считаем, что с решением суда апелляционной инстанции никак нельзя согласиться. Данное решение ошибочно, и прав был как раз суд первой инстанции, который удовлетворил требования гражданина.

Дело в том, что в своем апелляционном определении судебная коллегия сослалась на Письмо Пенсионного фонда от 17.01.2017 года. В этом письме даются указания подведомственным Фонду учреждениям не засчитывать периоды стажа в государствах, в которых отменен институт досрочной пенсии. Однако с точки зрения права юридической силы у неопубликованного Письма Пенсионного Фонда в отношении конституционных прав граждан быть не должно.

Более того, существует вышеуказанный международный договор, который гарантирует права граждан в таких ситуациях.

Что говорит судебная практика по данной проблеме?

К сожалению судебная практика по данной проблеме в России на сегодняшний день не однозначная. Имеются решения, которые принимаются в таких ситуациях в пользу граждан.

Так, например, апелляционным определением судебной коллегии Новгородского областного суда от 22.03.2017 года по делу № 2-8092/16-33-521/17, решение районного суда, которым исковые требования были удовлетворены, оставлено без изменения, а жалоба Пенсионного фонда – без удовлетворения.

Согласно обстоятельствам данного гражданского дела, Пенсионный Фонд отказал заявителю в назначении досрочной пенсии, так как не зачел периоды работы учителем в Республике Казахстан, поскольку в Казахстане льготные пенсии для учителей были отменены.

Вместе с тем, и суд первой инстанции и судебная коллегия Новгородского областного суда указали, что пенсионное обеспечение людей, проживающих в момент обращения за пенсией в Российской Федерации осуществляется по законодательству Российской Федерации. В законодательстве же Российской Федерации институт досрочных пенсий продолжает действовать. Следовательно, для установления права на пенсию подлежат учету периоды работы заявителя на территории Республики Казахстан.

Но есть и противоположные ситуации, когда суды встают на сторону Пенсионного Фонда РФ. Пример тому вышеупомянутое апелляционное определение Омского областного суда.

Юристами ООО «Правовая основа» по просьбе гражданина подготовлена надзорная жалоба в Верховный суд Российской Федерации. Полагаем что в данной ситуации возможно обращение также и в Европейский суд по правам человека. Этот суд рассматривает подобные дела с участием российских граждан и очень часто удовлетворяет их требования.

Читайте также: