Когда будет учитываться стаж работы при выходе на пенсию в казахстане

Согласно новому закону «О республиканском бюджете на 2020 - 2022 годы», предполагаемые размеры пенсионных начислений изменятся: базовая выплата должна подрасти на пять процентов, а солидарная часть пенсии — на семь, передает корреспондент YK-news.kz .

Напомним, что сегодня пенсия складывается из трех компонентов: базовой выплаты (начисляется с учетом общего стажа), солидарной выплаты (от начала стажа до 1 января 1998 года) и накопительной выплаты (зависит от суммы, накопленной на пенсионном счете).

Базовая (президентская) выплата

C 1 июля 2018 года она исчисляется с учетом совокупного трудового стажа — это солидарный стаж работы до 1 января 1998 года и стаж участия в накопительной пенсионной системе с 1 января 1998 года. За каждый дополнительный год стажа свыше 10 лет к базовой пенсии будет начисляться дополнительно два процента, однако максимальный размер базовой выплаты не может превышать размера прожиточного минимума.

Стаж 10 лет и менее предполагает, что размер базовой выплаты составит 54 процента от прожиточного минимума, то есть от 31 183 тенге. Следовательно, базовый компонент пенсии с 1 января будет насчитывать 16 839 тенге, что на 802 тенге больше, чем в текущем году. Таким образом, эта часть пенсии увеличится на пять процентов.

Размеры базовой выплаты в зависимости от стажа:

  • 10 лет и менее — 54%, или 16 839 тенге;
  • 11 лет — 56%, или 17 463 тенге;
  • 12 лет — 58%, или 18 087 тенге;
  • 13 лет — 60%, или 18 710 тенге;
  • 14 лет — 62%, или 19 334 тенге;
  • 15 лет — 64%, или 19 958 тенге;
  • 16 лет — 66%, или 20 581 тенге;
  • 17 лет — 68%, или 21 205 тенге;
  • 18 лет — 70%, или 21 829 тенге;
  • 19 лет — 72%, или 22 452 тенге;
  • 20 лет — 74%, или 23 076 тенге;
  • 21 год — 76%, или 23 700 тенге;
  • 22 года — 78%, или 24 323 тенге;
  • 23 года — 80%, или 24 947 тенге;
  • 24 года — 82%, или 25 571 тенге;
  • 25 лет — 84%, или 26 194 тенге;
  • 26 лет — 86%, или 26 818 тенге;
  • 27 лет — 88%, или 27 442 тенге;
  • 28 лет — 90%, или 28 065 тенге;
  • 29 лет — 92%, или 28 689 тенге;
  • 30 лет — 94%, или 29 313 тенге;
  • 31 год — 96%, или 29 936 тенге;
  • 32 года — 98%, или 30 560 тенге;
  • 33 и более лет — 100%, или 31 183 тенге.

Солидарный компонент

Эта часть пенсии вырастет в 2020-м на семь процентов. Надбавка планируется в 2528 тенге. То есть минимальный размер солидарной пенсии составит 38636 тенге против 36108 тенге в текущем году. Чтобы рассчитать солидарный компонент вашей пенсии, нужно, как и в прошлом году, его размер умножить на коэффициент 1,07.

К примеру, если ваша солидарная пенсия насчитывала 53500 тенге, то с начала следующего года ее размер возрастет до 57245 тенге.

Чтобы высчитать минимальную пенсию для тех, кто ушел на заслуженный отдых до внедрения обязательных пенсионных начислений, нужно сложить размеры базовой выплаты (16839) и солидарного компонента (38636). Таким образом, она составит 55475 тенге.

Накопительная пенсия

Третий компонент пенсионных начислений — это накопительная выплата. Ее размер строго индивидуален для каждого, потому что зависит от той суммы, которая скопилась на вашем личном пенсионном счете, а также от возрастного коэффициента. Начисляются эти средства ежемесячно через ЕНПФ. Кстати, те, кто еще не вышел на заслуженный отдых, для расчета своей будущей пенсии могут воспользоваться пенсионным калькулятором, который располагается в «личном кабинете» на сайте ЕНПФ, либо обратиться за помощью непосредственно к консультантам фонда. Минимальный же размер ежемесячной выплаты составит 54 процента от прожиточного минимума, то есть 16839 тенге.

Подводя итог, следует отметить, что размер минимальной пенсии с 1 января 2020 года составит 72314 тенге. Эта сумма складывается из минимальной базовой выплаты (16839), минимальной накопительной выплаты (16839) и минимального солидарного компонента (38636).

Пенсионер с общим стажем работы 20 лет, который получал средний размер пенсии вместе с базовой 72972 тенге, с нового года с повышением на семь процентов будет получать: солидарный компонент (50995 х 1,07 )=54565 тенге плюс базовая выплата с учетом коэффициента совокупного трудового стажа 23076 тенге (54565+23076)=77641 тенге. То есть размер пенсии станет больше на 4669 тенге.

Если же стаж составил 33 года и выше, то размер пенсии с 1 января 2020 года с учетом повышения на семь процентов будет составлять: солидарный компонент (71024 х 1,07 )=75996 тенге плюс базовая выплата 31183 тенге (75996+31183)=107179 тенге или на 6457 тенге больше.

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.


Должны ли учитывать периоды работы граждан в иностранных государствах при выходе на пенсию в России?

Вопросы пенсионного обеспечения в связи с повышением пенсионного возраста приобрели особую актуальность. Особенно это касается случаев назначения досрочной пенсии по льготным основаниям.

Так, в ООО «Правовая основа» обратился гражданин, проработавший свыше 20 лет шахтером. По российским законам ему полагается досрочная пенсия. Однако часть своего стажа он отработал в республике Казахстан. Пенсионный Фонд РФ отказался учитывать периоды работы шахтером в республике Казахстан. Законно ли это?

Россия является участником Соглашения СНГ от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения». Согласно Соглашению, государства должны учитывать при назначении пенсии стаж, приобретенный на территории другого государства-участника Соглашения.

Вместе с тем, Пенсионный Фонд отказался учитывать стаж гражданина, мотивируя отказ тем, что в Казахстане льготные пенсии для шахтеров отменены в 1998 году, а значит те периоды времени, когда он работал шахтером в Казахстане, не должны учитываться при назначении пенсии в Российской Федерации.

В результате гражданин обратился самостоятельно в суд. Суд первой инстанции поддержал гражданина и удовлетворил его исковые требования, признав действия Пенсионного Фонда незаконными. Однако Пенсионный Фонд обжаловал решение в областной суд, который встал на сторону государственного органа. После этого гражданин обратился в нашу фирму за юридической консультацией.

Мы считаем, что с решением суда апелляционной инстанции никак нельзя согласиться. Данное решение ошибочно, и прав был как раз суд первой инстанции, который удовлетворил требования гражданина.

Дело в том, что в своем апелляционном определении судебная коллегия сослалась на Письмо Пенсионного фонда от 17.01.2017 года. В этом письме даются указания подведомственным Фонду учреждениям не засчитывать периоды стажа в государствах, в которых отменен институт досрочной пенсии. Однако с точки зрения права юридической силы у неопубликованного Письма Пенсионного Фонда в отношении конституционных прав граждан быть не должно.

Более того, существует вышеуказанный международный договор, который гарантирует права граждан в таких ситуациях.

Что говорит судебная практика по данной проблеме?

К сожалению судебная практика по данной проблеме в России на сегодняшний день не однозначная. Имеются решения, которые принимаются в таких ситуациях в пользу граждан.

Так, например, апелляционным определением судебной коллегии Новгородского областного суда от 22.03.2017 года по делу № 2-8092/16-33-521/17, решение районного суда, которым исковые требования были удовлетворены, оставлено без изменения, а жалоба Пенсионного фонда – без удовлетворения.

Согласно обстоятельствам данного гражданского дела, Пенсионный Фонд отказал заявителю в назначении досрочной пенсии, так как не зачел периоды работы учителем в Республике Казахстан, поскольку в Казахстане льготные пенсии для учителей были отменены.

Вместе с тем, и суд первой инстанции и судебная коллегия Новгородского областного суда указали, что пенсионное обеспечение людей, проживающих в момент обращения за пенсией в Российской Федерации осуществляется по законодательству Российской Федерации. В законодательстве же Российской Федерации институт досрочных пенсий продолжает действовать. Следовательно, для установления права на пенсию подлежат учету периоды работы заявителя на территории Республики Казахстан.

Но есть и противоположные ситуации, когда суды встают на сторону Пенсионного Фонда РФ. Пример тому вышеупомянутое апелляционное определение Омского областного суда.

Юристами ООО «Правовая основа» по просьбе гражданина подготовлена надзорная жалоба в Верховный суд Российской Федерации. Полагаем что в данной ситуации возможно обращение также и в Европейский суд по правам человека. Этот суд рассматривает подобные дела с участием российских граждан и очень часто удовлетворяет их требования.

В РК действует смешанная пенсионная система. Базовая пенсия в Казахстане имеет единый размер.


Пенсионный возраст

Выход на пенсию в стране зависит от следующих факторов:

  • трудовой стаж;
  • должность;
  • гендерная принадлежность.

Как и в РФ, пенсионерки Казахстана уходят на заслуженный отдых раньше, чем мужчины.

В соответствии с законом «О пенсионном возрасте», на получение пособия имеют право граждане с определенным трудовым стажем. Чем он выше, тем солиднее выплата.

Для того чтобы получить пенсию по стажу, человек обязуется отработать определенное время. Минимум для мужчин и женщин будет разниться. Женщинам нужно отработать на государство в течение 20 лет. Оформить уход на заслуженный отдых для мужчин возможно только после 25 лет непрерывного стажа.

Сегодня возраст выхода на пенсию для женщин – 58 лет, для мужчин – 63 года.


План повышения пенсионного возраста в Казахстане

Вплоть до 2027 года планируется постепенное увеличение пенсионного возраста для лиц женского пола. Начиная с 2018 года, график выхода будет постепенно сдвигаться, и увеличиваться на 6 месяцев.

В 2027 году женщины тоже будут выходить на пенсию в 63 года.

Досрочное оформление пенсии

Досрочный выход на пенсию актуален для следующих категорий граждан Республики:

  1. Казахстанцы, родившиеся в период с 29.08.49 до 05.07.63, проживающие в зонах экологического риска не менее 5 лет и подорвавшие здоровье на фоне испытаний на Семипалатинском полигоне.
  2. Лица мужского пола, возраст которых к 01.01.98 составлял 50 лет, а стаж – 25 лет.
  3. Лица женского пола, возраст которых к 01.01.98 составлял 45 лет, а стаж – 20 лет.

А также уйти на досрочную пенсию может многодетная мать. К 53 годам многодетной маме нужно успеть родить или взять на воспитание более 5 детей и вырастить их до восьмилетнего возраста.


Пенсионная система Республики Казахстан

Подсчет трудового стажа

При назначении пенсии по возрасту учитываются следующие виды деятельности:

  1. Служба в министерстве внутренних дел.
  2. Воинская служба.
  3. Бизнес-деятельность.
  4. Уход за родителем-инвалидом.
  5. Уход за ребенком-инвалидом.
  6. Уход неработающей матери за маленьким ребенком.
  7. Уход за любым другим родственником-инвалидом 1 группы, а также 2 и 3 группы.
  8. Уход за любым неродственным лицом, оформившим пенсию по инвалидности.

А также берется в расчет период совместной жизни супругов, служащих в МВД, и проживающих в областях, где отсутствовала возможность их трудоустройства. Это же относится ко всем военнослужащим, кроме срочников. Принимается во внимание и выслуга лет.

И также учитывается учеба в институте.


Средний размер пенсии в странах Содружества и Грузии

Льготное исчисление трудового стажа

Для оформления пенсии по старости при льготном расчете трудового стажа принимается во внимание следующее:

  • военная служба на период ведения боевых действий;
  • участие в ВОВ;
  • работа в инфекционных учреждениях;
  • участие в шахтерских мероприятиях;
  • служба в полиции или войсках в регионах, примыкающих к Семипалатинскому полигону;
  • работа на водном транспорте.

Виды пенсионных выплат

Основные виды пенсионных отчислений представлены в таблице.

Вид пенсии Описание
Базовая Ее получают все казахстанские пенсионеры, вне зависимости от трудового стажа и отчислений. Размер базовой пенсии сегодня составляет 15,2 тыс. тенге/30 календарных суток.
Солидарная пенсия в Казахстане Выплачивается тем казахам и представителям других национальностей, стаж которых до 98 года составлял 6 месяцев.
Накопительная Это новый вид пенсии, получать который казахстанцы стали с 2014 года. Выплаты накоплений происходят как единожды, так и каждый год или месяц. В первом случае максимальная сумма не должна превышать 249 МРП.

Как начисляются пенсионные выплаты

Размер пенсии в Казахстане постепенно повышается. Перерасчет суммы ожидает тех, кто получает базовую пенсию.


Повышение трудовой пенсии в Казахстане

Узнать примерный размер минимальной пенсии, рассчитанной по новой формуле, можно при помощи онлайн-калькулятора.

Расчет базовой пенсии

Сегодня размер базовых пенсионных выплат составляет 50% от ПМ. После повышения, ее процент будет варьироваться от 53 до 100% ПМ.

Социальные доплаты будут начисляться на основании трудового стажа, который был выработан до 01.01.98. А также при подсчете будет учтен период поступления пенсионных взносов в накопительную часть ПС после 1998 года.

При десятилетнем трудовом стаже размер пенсии в Казахстане составит 54% от ПМ. За каждые 12 месяцев свыше десятилетнего стажа будет добавлено по 2%.

Базовая пенсия исчисляется на основании совокупного трудового стажа.

Расчет солидарной пенсии

Исчисление солидарной пенсии осуществляется на основании 2 показателей: трудовой стаж и среднемесячный доход.


Размер солидарной пенсии в Казахстане

Рассчитать второй показатель за 36 месяцев работы можно, поделив общую сумму дохода за все 3 года на 36.

Размер солидарной пенсии рассчитывается в размере 59% от среднемесячной прибыли гражданина РК за любые 36 месяцев с 01.01.95.

В соответствии с новым расчетом пенсии в Казахстане, каждые 12 мес. стажа пенсионные выплаты будут пересчитаны и увеличены на 1%. Следует знать, сколько это будет в итоге: средняя пенсия в Республике будет составлять 74%.

Минимальный и средний размер

В соответствии с законом о пенсионном обеспечении, был определен косвенный минимум солидарных пенсионных выплат. Он называется «минималкой». Это нижняя гарантированная граница для казахстанцев, которые имеют требуемый трудовой стаж.

Размер минимальной пенсии сегодня составляет 38636 тенге. Учитывая то, что сейчас пенсия в Казахстане начисляется по новой схеме, после суммирования всех коэффициентов средний размер пенсии составляет 85 тыс. тенге. Размер максимальной пенсии после индексации — 117 тыс. тенге.

При этом согласно новому расчету пенсий, будет учитываться как базовая, так и солидарная выплата.

Для тех казахстанцев, которые уже находятся на заслуженном отдыхе, в 2020 году, в соответствии с новым порядком начисления пенсий, увеличение базового пособия будет произведено автоматически. Предоставления специальных справок в государственный центр по выплате пенсий не требуется.

Выплаты военным и полицейским

Повышение пенсий в стране также коснется бывших военных и сотрудников МВД.

До проведения пенсионной реформы пособие бывшим военным выплачивалось с 45 лет. Также дело обстоит и сегодня. Пенсия в Казахстане для военных и бывших сотрудников МВД будет рассчитываться в соответствии с:

  • выслугой лет;
  • инвалидностью;
  • наличием смешанного стажа.

Размер пособия для этой категории граждан постепенно увеличивается с 2015 года.


Обеспечение военных жильем в Казахстане

В 2020 году отработанный год будет оцениваться отдельно. Это обусловлено введением ГПК – годового пенсионного коэффициента.

Помимо основного пособия, бывшие военные и сотрудники полиции, могут рассчитывать на дополнительные средства. Размер надбавки к пенсии указан в табличке.

Категория Размер надбавки
Участники ВОВ до 80 лет 31%
Участники ВОВ от 80 лет 41%
Инвалиды от 80 лет 100%
Неработающие лица пенсионного возраста, имеющие иждивенцев 33–100%

Общий объем индексации в 2018 году составил 7–8%.

Индексация иных выплат

В соответствии с законом Республики Казахстан «О соцпособиях по инвалидности, по потере кормильца и по возрасту в РК», пособие по потере кормильца в стране назначается и выплачивается нетрудоспособным членам его семьи.

В первую очередь это касается детей-инвалидов 1, второй и третьей групп.

Пособие по потере кормильца предоставляется на весь период, в течение которого член семьи безвременно ушедшего человека считается недееспособным.

Человеку, претендующему на пособие, необходимо предъявить ксерокопию любого документа, который подтверждает родственную связь с умершим:

  1. Свидетельства о заключении брака.
  2. Документа об установлении отцовства (материнства).
  3. Удостоверения личности.

Более подробную информацию можно получить, обратившись в государственный центр по выплате пенсий. Там же можно будет уточнить, увеличатся ли выплаты в ближайшем будущем.

Еще одним пунктом, где можно получить достоверную информацию, является Департамент по контролю и соцзащите населения. Обращаться нужно строго по месту пребывания.

Возможность перевода пособия

Человек, желающий переехать в Россию или любую другую страну, имеет право забрать свои пенсионные накопления. Главным критерием является правильное оформление ПМЖ.

Сегодня между странами-участниками евразийского союза разрабатывается пенсионный договор. В соответствии с ним, перевод ежемесячного пенсионного платежа возможен при смене гражданства внутри союза.

Соглашение между странами СНГ

Вопрос пенсионного обеспечения для переселенцев из одной страны в другую регулируется Соглашением, которое было подписано в 1992 году.

Выделяют следующие принципы этого соглашения:

  • денежные средства выплачиваются в соответствии с законодательством той страны, на территории которой проживают пенсионеры;
  • расходы по выплатам ложатся на плечи родного государства;
  • пособия назначаются только по месту проживания.

Трудовой стаж включает в себя все годы работы, учтенные на территории любой из стран СНГ, подписавших соглашение.


Трудовая миграция и социальное обеспечение граждан в ЕАЭС

Как перевести пособие

Для того чтобы перевести свои накопления на территорию Российского государства, будет нужно заранее подготовить список справок. Дальнейшие действия выглядят следующим образом:

  1. Законно пересечь границу РФ.
  2. Встать на учет в территориальном УФМС.
  3. Оформить вид на жительство.
  4. Уведомить ПФ РК о смене места проживания.
  5. Сняться с пенсионного учета у себя на родине.
  6. Направить перечень документов, которые касаются рабочего стажа, в российский пенсионный фонд.

Перевод пособия мигрантам осуществляется только после того, как сотрудники специальной комиссии изучат пенсионное дело ходатайствующего лица и подтвердят достоверность всех предоставленных документов.

Выплаты переводятся на карту одного из российских банков. Но также деньги могут переводиться пенсионеру по почте. Порядок предусматривается российским законом.


Изменение минимального размера прожиточного минимума в Казахстане

Оформление пособия

Представляются следующие документы для оформления пенсии:

  • ВНЖ;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • трудовая книжка, в которой фиксируется рабочий стаж;
  • справка из ПФ РК, подтверждающая, что мигрант не получает никаких выплат;
  • справка с места проживания на территории РФ;
  • документ, фиксирующий размер взносов из страхового фонда.

Если в оформлении пенсии нуждается переселенец или беженец, то к основному списку документов нужно будет приложить удостоверение, которое подтверждает его статус.

В соответствии с принятым в 1992 году Соглашением, легализация справок для подачи в пенсионный фонд России не нужна.

Какая сумма выплачивается

Перерасчет выплат осуществляется на условиях, которые представлены в табличке.

Вид пособия Условия
По старости. Ходатайствующее лицо должно быть старше 58 лет. Рабочий стаж – от 15 лет. Пенсионный коэффициент должен составлять 30 баллов.
По инвалидности. Для осуществления перерасчета ходатайствующему лицу будет нужно повторно пройти МСЭК. Нетрудоспособность подтверждается на территории РФ.
По потере кормильца. Первым делом требуется подтверждение смерти кормильца. Затем представляются все документы, удостоверяющие факт родства.
По выслуге. Необходимо представить доказательство работы на вредном производстве.

Вне зависимости от оснований, пенсия включает в себя страховую и фиксированную оплату.

Гарантии государства

Во время экономического кризиса некоторые казахстанские ПФ понесли серьезные убытки. На этом фоне была отмечена отрицательная доходность по накоплениям.

В убытках остались и вкладчики фондов.

В соответствии с казахстанским законодательством, страна дает гарантии того, что доходность будет не ниже уровня инфляции. По этой причине некоторые вкладчики могут претендовать на единовременную выплату.

Заключение

После проведения пенсионной реформы изменения коснулись и накопительного пособия. В случае внезапной кончины вкладчика его накопления могут забрать наследники.

При этом будет нужно представить документы, доказывающие факт родства. Процедура не занимает большого количества времени.


Всех граждан нашей республики в том или ином возрасте интересуют вопросы пенсионного обеспечения от государства: как выйти на пенсию, как подсчитать размер полагаемых пенсионных выплат и, в целом, какая государственная поддержка реализуется для граждан, уже вышедших на пенсию? Более подробную информацию по всем вопросам о пенсионном обеспечении в Республике Казахстан вы сможете найти, прочитав данную статью.

В соответствии со статьей 28 Конституции Республики Казахстан гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца и по иным законным основаниям.

Пенсионное обеспечение в республике осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее – Закон).

Пенсия – это совокупность государственной базовой пенсионной выплаты и (или) пенсионных выплат по возрасту и (или) пенсионных выплат за выслугу лет и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда.

Право на пенсионные выплаты имеют граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.

Виды пенсии

В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.

первый уровень (базовый) – государственная базовая пенсионная выплата (республиканский бюджет);

второй уровень (обязательный) – пенсии из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов;

третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

На базовом уровне предусмотрена государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, при достижении пенсионного возраста и осуществляется независимо от получения солидарной и/или накопительной пенсии.

Получателями государственной базовой пенсионной выплаты являются более 2 млн. чел.

В реализацию Послания с 1 июля 2018 года изменена методика ее назначения. Размер ее зависит от стажа участия в пенсионной системе.

Новый механизм назначения базовой пенсии заключается в следующем:

Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии равен 54% от величины прожиточного минимума (ПМ).

За каждый год, отработанный сверх 10 лет, базовая пенсия будет увеличивается на 2%. Например, стаж 20 лет – базовая пенсия 74% от ПМ, работал 30 лет – базовая пенсия – 94% от ПМ, при стаже 33 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.

При этом в стаж участия в пенсионной системе включаются:

- трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года,

- накопительный стаж (фактический стаж уплаты пенсионных взносов) после 1 января 1998 года;

- иные социально-значимые периоды (уход за ребенком до 3 лет – (в пределах 12-ти лет) периоды ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, инвалидом с детства до 16 лет, время проживания супруг военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, дипломатических работников и др.).

Новая методика назначения базовой пенсии соответствует принципу социальной справедливости, так как не только улучшает материальное положение пенсионеров, но и служит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан. То есть, чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия (как накопительная, так и базовая).

Второй уровень (обязательный) – это:

1) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года;

2) выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) за счёт пенсионных накоплений работников.

При назначении солидарной пенсии по возрасту трудовой стаж учитывается только до 1 января 1998 года, так как с этой даты начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд всеми работающими.

За трудовой стаж после 1 января 1998 года осуществляются пенсионные выплаты из ЕНПФ исходя из индивидуальных пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

В соответствии с Законом исчисление размера пенсионных выплат по возрасту осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года. При этом размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные 10-процентные пенсионные взносы в ЕНПФ.

Законом предусмотрен предельный размер среднемесячного дохода (СМД), принимаемого для исчисления солидарной пенсии (учитывается в пределах 46-кратного месячного расчетного показателя), устанавливаемого ежегодно законом о республиканском бюджете), а также ограничение максимального размера пенсионной выплаты (75 % от СМД).

В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.

Пенсии из накопительной пенсионной системы

С переходом к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов всеми работающими, при этом каждый работодатель обязан осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника (не более 50-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в ЕНПФ.

В соответствии со статьей 31 Закона право на пенсионные выплаты имеют лица, имеющие пенсионные накопления в ЕНПФ:

1) при достижении пенсионного возраста – 59 лет для женщин / 63 года для мужчин;

2) при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии, мужчины по достижении 55 лет и женщины – 51 года путем заключения договора пенсионного аннуитета;

3) инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;

4) выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства, представившие документы, подтверждающие факт выезда.

Пенсионные выплаты из ЕНПФ с 1 января 2018 года осуществляются по графику ежемесячно и определяется как одна двенадцатая годовой суммы пенсионных выплат, исчисленной в соответствии с Методикой осуществления расчета размера пенсионных выплат, а также установления минимального размера ежемесячной пенсионной выплаты из ЕНПФ не менее 54 процентов от прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Право изъять «единовременно», то есть получить пенсионную выплату из ЕНПФ разово смогут только те лица, у которых общая сумма пенсионных накоплений не превышает 12-кратного размера минимальной пенсии (в 2020 г. – 463 632 тенге).

В случае, если остаток пенсионных накоплений на индивидуальном пенсионном счете после осуществления очередной ежемесячной выплаты составляет сумму менее 54 процентов от прожиточного минимума, данный остаток выплачивается вместе с суммой очередной выплаты.

Введенные с 1 января 2018 года в порядок осуществления пенсионных выплат из ЕНПФ изменения способствуют как увеличению размера совокупных ежемесячных пенсионных выплат за счет бюджетных средств и за счет накопительной пенсии из ЕНПФ, так и продолжительности ежемесячных выплат из ЕНПФ.

Пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов наследуются и на них распространяется гарантия по сохранности обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции.

C октября 2018 года упрощен порядок оформления пенсионных выплат.

Назначение 3-х видов выплат (солидарная, базовая и накопительная пенсии) оказываются на основании одного заявления и одного пакета документов (так называемая композитная услуга), а выплата госгарантии производится в беззаявительном порядке (проактивном формате).

Третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

Добровольные пенсионные взносы – деньги, вносимые вкладчиками по своей инициативе в ЕНПФ и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд за себя или третьими лицами. Их ставка, период уплаты определяются договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.

Вкладчиками добровольных пенсионных взносов является физическое или юридическое лицо, осуществляющее за счет своих собственных средств добровольные пенсионные взносы.

В целом, добровольный уровень пенсионного обеспечения стимулирует личную ответственность граждан за пенсионное обеспечение.

Таким образом, действующая модель пенсионного обеспечения ориентирована на персональную ответственность каждого гражданина за свое будущее пенсионное обеспечение.

Многоуровневая модель социальной защиты в Республике Казахстан

В Республике Казахстан социальная защита лиц, утративших трудоспособность либо потерявших кормильца, является многоуровневой и состоит из следующих выплат:

первый уровень (базовый) – государственные социальные пособия по инвалидности или потере кормильца из государственного бюджета.

Размеры государственных социальных пособий зависят от величины прожиточного минимума, поэтому пересматриваются в связи с изменением этой величины.

В рамках оптимизации социальных выплат с 1 января 2018 года два вида ежемесячных пособий, получаемых инвалидами, объединены в одно (размеры государственных социальных пособий по инвалидности повышены на размер упраздняемого специального государственного пособия). Кроме того, пересмотрена структура прожиточного минимума. С учетом пересмотра структуры прожиточного минимума с 1 января 2018 года размеры указанных пособий повышены до 16 процентов.

С начала 2020 года размеры указанных государственных социальных пособий были повышены еще на 5%.

второй уровень (обязательный) – социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования, если за пострадавшего работника работодатель уплачивал социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (введены с 2005 года).

Система обязательного социального страхования направлена на создание дополнительной формы социальной защиты работников формального сектора при наступлении социальных рисков на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца.

Размеры социальных выплат напрямую зависят от дохода работника, степени утраты общей трудоспособности, количества иждивенцев умершего кормильца и продолжительности отчислений в систему обязательного социального страхования.

С 1 января 2020 года размеры социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца были повышены на 30%.

третий уровень (дополнительный) – предусматривает страховые выплаты из страховой организации, если утрата трудоспособности связана с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, и если в пользу пострадавшего работника был заключен договор обязательного страхования работника от несчастных случаев. Размер указанных выплат зависит от заработной платы, получаемой до увечья и степени утраты профессиональной трудоспособности.

Таким образом, если несчастный случай произошел с работником при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, то этот работник, а в случае его гибели иждивенцы, в дополнение к государственным социальным пособиям по инвалидности или потери кормильца имеет право на дополнительные виды выплат, предусмотренные законодательством об обязательном социальном страховании и страховании работника от несчастных случаев.

Право на назначение государственного специального пособия по Списку №1, №2 регулируется Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 года №414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда».

Так, граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины – по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Размер пособия зависит от месячного расчетного показателя, утверждаемого республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.

С 1 января 2020 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения составили 24 973 тенге и 22 216 тенге соответственно.

Пенсионный возраст в РК

Пенсионный возраст для мужчин составляет в 63 года, для женщин – 59 лет (в 2019 году). В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года.

Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин:

  • с 1 января 2018 года - по достижении 58,5 лет;
  • с 1 января 2019 года - по достижении 59 лет;
  • с 1 января 2020 года - по достижении 59,5 лет;
  • с 1 января 2021 года - по достижении 60 лет;
  • с 1 января 2022 года - по достижении 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года - по достижении 61 года;
  • с 1 января 2024 года - по достижении 61,5 года;
  • с 1 января 2025 года - по достижении 62 лет;
  • с 1 января 2026 года - по достижении 62,5 лет;
  • с 1 января 2027 года - по достижении 63 лет.

Таким образом, это касается женщин, родившиеся с 1960-1964 г.г.

В более раннем возрасте выход предусмотрен для:

1) граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах экологического риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;

  • мужчины – по достижении 50 лет;
  • женщины – по достижении 45 лет.

2) женщин, родивших либо усыновивших 5 и более детей и воспитавших их до 8 летнего возраста, при достижении 53 лет.

Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 51 год в случае приобретения пенсионного аннуитета.

Порядок налогообложения пенсионных выплат

В соответствии с положениями статьи 326 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый Кодекс), пенсионные выплаты, осуществляемые АО «ЕНПФ» (далее – ЕНПФ), относятся к доходу, облагаемому у источника выплаты индивидуальным подоходным налогом (далее – ИПН).

Согласно пункту 1 статьи 320 Налогового Кодекса доходы получателя в виде пенсионных выплат из ЕНПФ облагаются ИПН по ставке 10 (десять) процентов.

Удержание ИПН производится от суммы выплат совокупно по всем договорам вкладчика (получателя) за счет обязательных пенсионных взносов (далее – ОПВ), обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее – ОППВ), добровольных пенсионных взносов (далее – ДПВ).

Лицами, имеющими право на налоговый вычет из дохода в виде пенсионных выплат из ЕНПФ в соответствии со статьей 345 Налогового кодекса, являются:

1) получатели пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет ОПВ и ОППВ, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за счет ДПВ в соответствии с условиями договора о пенсионном обеспечении за счет ДПВ – в размере одного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, и действующего на дату начисления дохода в виде пенсионной выплаты, за каждый месяц, за который осуществляется пенсионная выплата;

2) получатели пенсионных выплат – физические лица-резиденты Республики Казахстан, достигшие пенсионного возраста и выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан – в размере двенадцатикратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, и действующего на дату начисления дохода в виде пенсионной выплаты.

Согласно пункту 1 статьи 343 Налогового кодекса налоговый вычет в размерах, определенных пунктом 1 статьи 345 Налогового кодекса, применяется на основании заявления физического лица о применении налогового вычета и копий подтверждающих документов.

Пенсионные выплаты, осуществляемые ЕНПФ физическим лицам, являющимся нерезидентами Республики Казахстан, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 655 Налогового кодекса облагаются ИПН путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 320 Налогового кодекса (10 (десять) процентов), без осуществления налоговых вычетов.

Доход физических лиц в виде пенсионных накоплений, унаследованных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, облагается ИПН по ставке 10 (десять) процентов без осуществления налоговых вычетов.

Читайте также: