Лишение пенсий работающим пенсионерам в украине


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.



Украинское правительство в лице его премьера Дениса Шмыгаля заявило: ввиду того, что работающих украинцев с каждым годом все меньше, а число пенсионеров увеличивается, вскоре (лет через пятнадцать) понятия «пенсия» и «социальная помощь» станут анахронизмами. Шмыгаль пожаловался, что для содержания пенсионеров придется вдвое увеличить налоги. Но работодатели и сейчас пытаются всеми способами уйти в «тень», так что об уплате повышенных налогов нынешние министры могут лишь грезить.

Шмыгаль собирается создавать накопительную пенсионную систему уже в 2021 году, чтобы работающие делали отчисления в некий фонд, который будет инвестировать куда-то эти средства. Куда можно вкладывать средства в современной разоренной Украине и каковы гарантии хотя бы их сохранности, Шмыгаль не уточнил. Что правда и что ложь в его утверждениях и осуществим ли план пока еще премьера? Об этом рассказали украинские эксперты.

«Тема очень сложная и чрезвычайно социально ранимая, — подчеркивает эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин. — Ведь, по существу, пенсионное обеспечение — это тема социальной справедливости по отношению к пожилым людям. Прав ли был премьер, когда заявлял о неспособности пенсионного фонда выплачивать пенсии через 15 лет?

Простите, а разве сейчас пенсионный фонд без дотаций из госбюджета может выплачивать пенсии?

И дефицит в более чем 200 миллиардов гривен пенсионного фонда (что есть почти половина его размера) — это ли не показатель его неспособности уже сегодня выполнять свои обязательства? И это мы говорим о фонде в условиях, когда средняя пенсия по стране ниже фактического прожиточного минимума (4 800 гривен), рассчитанного Минсоцполитики по реальным ценам (не путать с условной суммой в 2 200 гривен, заложенной в госбюджет).

И да, из 19 миллионов украинцев, находящихся в трудоспособном возрасте, единый социальный взнос (ЕСВ) платят лишь 11 миллионов. А пенсионеров у нас 12,2 миллиона.

Премьер-министр отвечает за детернизацию экономики, в его полномочиях законодательные инициативы по совершенствованию пенсионной системы. Так что пусть выполняет свою работу — мы для этого его и наняли», — рекомендует Пендзин.

Слушая лоббистские заявления Шмыгаля, вспоминается философ Фридрих Ницше, так определивший государство в работе «Так говорил Заратуштра»: «Государство, что это такое? Итак, слушайте меня, ибо теперь скажу вам своё слово о смерти народов. Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжёт оно; и эта ложь ползёт из уст его. »

«Заявления Шмыгаля полностью лживы и преследуют цель отобрать у нынешних пенсионеров часть пенсии и отдать ее финансистам. Напомню, что 3 года назад нынешних пенсионеров уже ограбили, уменьшив коэффициент начисления пенсии с 1,3 за год стажа до 1. При этом бизнес получил от экономии ЕСВ более 100 миллиардов гривен в год, а ЕСВ при этом был снижен с 37% до 22%, откуда и возник дисбаланс в доходах пенсионного фонда. То, что высокий ЕСВ мешает развитию экономики, тоже ложь. Можно вспомнить рост экономики в 2003–2004 годах на 12% в год при высокой ставке ЕСВ. То есть вовсе не пенсионные отчисления мешают развитию.

Заявления Шмыгаля свидетельствуют также и о его неграмотности и незнании Конституции Украины. Ведь ее статья 46 определяет источником финансирования соцвыплат и пенсий бюджет Украины, а ЕСВ является только одним из многих его составляющих. В этом и есть суть солидарной пенсионной системы. Поэтому говорить о дефиците фонда юридически лживо.

Можно сделать вывод, что целью власти является обогащение части бизнеса за счет пенсионных отчислений — именно для этого и предлагается ввести накопительный уровень, где деньги будут "работать" в экономике.

Ни в одной стране мира накопительные системы не являются основой для выплат пенсий», — констатирует Степанюк.

«На Украине действительно очень много пенсионеров, и при этом никто не хочет платить налоги, — высказывает альтернативную точку зрения президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — Если "упрощенцы" платили бы налоги в ЕСВ, то денег для пенсионеров хватало бы. Но этого не происходит, и поэтому у нас громадный дефицит пенсионного фонда. Так что, действительно, через 15 лет дефицит будет такой большой, что уже не будет возможности платить пенсии. Поэтому нужно переходить на персональную накопительную пенсию, хотя это долго и сложно», — рекомендует Охрименко.

Эксперт по экономическим вопросам Украинского института будущего Даниил Монин разложил проблему по пунктам:

«Первое: соотношения работающих и пенсионеров 1 к 2 не будет и в 2050 году. Второе: пенсии платить смогут и через 15 лет — просто средняя зарплата будет расти чуть быстрее средней пенсии. Третье: накопительную систему запускать необходимо, но это длительный процесс — Институт будущего разработал план запуска накопительной системы до 2050 года.

Правда Шмыгаля в том, что сейчас есть такие демографические тенденции, а его ложь в том, что они неотвратимы: при другой социальной и экономической политике их можно не просто остановить, но и развернуть в обратном, положительном направлении», — комментирует экономист Александр Гаврутенко.

Правда в том, уточняет эксперт, что компании не хотят увеличения налогов, а ложь — что с их увеличением доходы государства увеличатся: согласно кривой американского экономиста Артура Лаффера, они могут при этом и уменьшиться.

«Если ничего не менять, то в будущем пенсии действительно нечем будет платить, но если повышать производительность труда и эффективность национальной экономики (а ее можно увеличить на порядок) за 15 лет, то и при таком соотношении рабочих и пенсионеров будет достаточно средств для полноценных пенсий. Об этом, к сожалению, премьер-министр не задумывается.

Поэтому все его аргументы очень слабы и противоречивы для обоснования необходимости внедрения обязательной накопительной пенсионной системы. Но то, что есть хотя бы такое понимание проблемы, — уже позитив и надежда, что это давно назревшее и перезревшее решение будет наконец-то реализовано», — рассчитывает на позитивное будущее Гаврутенко.

Некоторые эксперты полагают, что украинская власть может прекратить выплачивать пенсии и ранее обозначенного премьером срока.

«Уважительных» причин тому могут найти множество — начиная от войны в Донбассе и заканчивая необходимостью перехода на иное поясное время, чтобы не просыпаться одновременно с «агрессором».

Собственно, «соросята» и прочие либертарианцы для того и провели пенсионную и медицинскую «реформы», чтобы уменьшить число пожилых людей.

Так что намерение Шмыгаля точно укладывается в концепцию геноцида стариков.

Из всего этого жители страны сделали пару выводов: надо самим копить деньги на старость (зачем их доверять каким-то фондам?), а платить налоги на Украине окончательно теряет смысл. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!




В товремя, как у части пенсионеров могут забрать пенсию в 2021, с 1 декабря повысился прожиточный минимум. Для детей в возрасте до 6 лет он вырос с 1859 грн до 1 921 грн; для детей от 6 до 18 лет – с 2318 грн до 2 395 грн; для трудоспособных граждан – с 2197 грн до 2 270 грн; для лиц, утративших трудоспособность – с 1712 грн до 1 769 грн.

Как пишет АиФ, для пенсионеров интересно последнее – прибавка для тех, кто утратил трудоспособность. Вместе с увеличением прожиточного минимума для этой категории граждан растут и некоторые пенсии. В частности, минимальная увеличивается на 57 грн, а максимальная, для отдельной небольшой группы привилегированных пенсионеров, чья пенсия равна 10 прожиточным минимумам, - на 570 грн. К слову, эти спецпенсии с интересно продуманной схемой роста перестали начислять с 2016 года. Однако тех, кому дали такие пособия, лишать их не будут.

Ежемесячная прибавка за каждый год страхового стажа сверх нормы (у женщин норма - 30 лет, у мужчин - 35), тоже немного подросла: с 17,1 грн до 17,6 грн. Одинокие пенсионеры старше 80 лет получают по 500 грн в качестве добавки к пенсии, а тем из них, кому нужен уход, - дополнительно выдают еще чуть больше 700 грн/мес. Ожидается небольшая надбавка к пенсии и пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Прожиточный минимум останется на таком же уровне еще в течение 6 месяцев 2021 года. Соответственно, все пенсионные выплаты будут на том же уровне. В новом году его планируют увеличивать дважды, с теми же перерасчетами пенсий, о которых мы уже писали. Первый раз его увеличат 1 июля 2021 года, второй – 1 декабря.

Как вариант, о котором говорят чиновники, но, похоже, и сами не верят, что это реально – в следующем году прожиточный минимум могут увеличить до реального размера – до 3328 грн. Тогда, соответственно, вырастут и некоторые пенсии и пособия. Но, учитывая финансовое положение страны, это вряд ли выполнимо.

Изменения в новом году еще могут коснуться пенсионеров старше 65 лет с полным стажем (для женщин – 30 лет, для мужчин - 35 лет) и получающих пенсию не меньше 40% минимальной зарплаты - 2000 грн. Если с 1 января минимальная зарплата вырастет с 5000 грн до 6000 грн, то эти пенсии вырастут до 2400 грн. Пособия пенсионеров с большим стажем и большей зарплатой пересчитывать не будут. Правда, запланированное повышение минимальной зарплаты – пока под вопросом, и не исключено, что его отложат до конца 2021-го. Это станет известно, только когда будет принят госбюджет страны на 2021 год.

Еще один перерасчет 1 марта планируется в рамках ежегодной индексации. Высчитывается так: 50% роста зарплат в стране за предыдущий год и плюс уровень инфляции. По предварительным расчетам, индексация пенсий составит 11%.

Украинские пенсионеры неоднократно задаются вопросом: если мы во всем хотим быть, как Европа, когда же нам ждать европейских пенсий?

"Стоит ли ожидать, что пенсия сразу будет европейского уровня? – риторически спросил президент страны Владимир Зеленский во время посещения Львовской обл. - Я думаю, что ожидать этого не надо. Но в следующем бюджетном году она будет увеличена, и все равно, в любом случае, через несколько лет мы выйдем на нормальный человеческий уровень социалки".

По его словам, поставлена задача повышения зарплат ученым и учителям, медикам и, насколько это возможно, - рост пенсионных пособий.

"Пока, надо признать, экономика слабая, - сказал В. Зеленский, отвечая на вопросы СМИ. - Предпринимателей, которые вышли из тени, – мало, но выйдут. Мы же не просто так идем к электронному государству. А когда мы полностью отойдем от бумажных справок, от чиновника, будет меньше коррупции, и все будут платить налоги. Будет и социалка, и будет она равномерно расти в сравнении с количеством бизнеса и налогов".

А вот премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, выступая с лекцией во Львовской политехнике, что уже через 15 лет Украина вообще не сможет выплачивать пенсии.

"Нация стареет. Есть проблема с человеческим капиталом, - объяснил он. –Украина, как часть старой Европы, не воспроизводит свое население. Это - обычная математика и экономическая демография".

Поэтому, подчеркнул премьер, необходимо вводить накопительную пенсионную систему в дополнение к существующей солидарной. Иного выхода нет. Каждый должен подумать о своей пенсии с молодого возраста. Правда, этот новый вид пенсионных накоплений коснется только тех, кому не больше 35 лет, иначе себе на пенсию не успеешь насобирать.

В Минсоцполитики говорят, что, по данным ООН, Украина входит в топ-15 стран мира с ускоренными темпами сокращения населения. Причем, в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить за счет трудоспособных граждан. За пять лет население сократится на 18%, соотношение между пенсионерами и работающими вырастет почти вдвое. Взносов работающих и сейчас недостаточно для обеспечения необходимого уровня жизни пенсионеров, а в дальнейшем ситуация будет ухудшаться.


Инфографика. Фото: АиФ в Украине

Вопрос о введении накопительной пенсионной системы у нас зреет давно, с самого начала реформирования действующей системы пенсионного обеспечения. Но сначала, в 2011 году, приняли решение о повышении пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет с постепенным ежегодным увеличением его на шесть месяцев. Это то, что уже практически стало фактом – пенсионный возраст женщин и мужчин в 2021-м уравняется до 60 лет. А дальше, с 2013 года, планировалось введение накопительной пенсионной системы. Но тогда этот шаг отложили. Вернулись к пенсионной реформе только в 2017-м. И сразу начали вводить ее первый уровень, который подразумевает усовершенствование солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. В этом плане сделано многое: отменены спецпенсии, повышены минимальные пенсии, внедрена ежегодная индексация и ежемесячные доплаты тем, кто старше 80 лет.

Второй уровень – введение накопительной системы пенсионного обеспечения. На пороге этого этапа мы находимся уже во второй раз. Откладывание его только усугубляет ситуацию, поскольку новая система коснется лишь украинцев в возрасте до 35 лет, и для накопления хорошей пенсии понадобятся многие годы. Поэтому еще достаточно долго после введения новой системы она будет сосуществовать параллельно с ныне действующей, солидарной. Которая, к слову, уже трещит по швам, и более-менее приличную пенсию заработать становится все сложнее.

"Введение накопительной системы необходимо, - утверждает министр соцполитики Марина ЛАЗЕБНАЯ. - Сегодня у нас падает коэффициент замещения. Он был 57%, сейчас - 29%, а в дальнейшем будет меньше 20%. То есть, в недалеком будущем человек, имея зарплату 10 тыс. гривен, получит солидарную пенсию на уровне не больше 2 тыс. гривен. Это мы все должны осознавать и честно об этом говорить".

Как еще можно изменить ситуацию? По мнению министра, повышать налоги, единый социальный взнос, забирать ресурс на выплату пенсий из других социальных расходов - не выход. Предлагают еще выводить из тени экономику и возвращать заробитчан. Все это нужно делать. Но реалии таковы, что государство и так этим больше 20 лет занимается, а эффект - небольшой.

"Если мы посмотрим на опыт других стран, то они создавали стимулы, при которых выгодно показывать всю свою заработную плату, это пенсионные накопления и медицинское страхование, - говорит М. Лазебная. – Поэтому, мы уверены, что необходимо до конца этого года принимать законопроект, который введет обязательные пенсионные накопления, чтобы в следующем году можно было подготовиться технически, а с 1 января 2022 начать вкладывать взносы (запустить накопительную систему. – Ред.)".

По словам министра, ни один из уровней пенсионной системы сам по себе не даст людям достойную жизнь в пожилом возрасте. Поэтому важно, чтобы введение второго уровня помогало укреплению других возможностей пенсионной системы – все того же ныне существующего солидарного и добровольных накоплений. Для этого правила работы должны быть одинаковы для добровольного и обязательного накопления, должна стимулироваться конкуренция, не должно быть монополий. Тогда человек сделает сознательный выбор, понимая, что пенсионные накопления – его собственность, которой он сам управляет.

Правда, министр упустила тот момент, что сами работники и сейчас не против того, чтобы их зарплата была чистой и светилась на все 100%. Не они создают теневые схемы, а их ставят в такие условия. Поэтому заинтересованность должна быть прежде всего - у работодателей. Возможно, она – в снижении налоговой нагрузки.

"Вопрос о введении накопительной пенсионной системы зреет давно, но его откладывали уже не один раз. Ведь на пути введения накопительных пенсий встает очень сложная проблема: как сделать так, чтобы деньги, которые люди будут откладывать себе на старость, не обесценились лет через 30, когда придет время получать пенсии, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО. - Пока что эта задача у нас не решена. На мой взгляд, ее решение - в том, чтобы принять соответствующие законы, которые позволяли бы 50% поступающих на накопительные счета средств переводить в иностранную валюту и инвестировать в государственные ценные бумаги таких надежных стран, как, например, США или Германия, где риск непогашения – не больше 2%. Если это будет сделано, то накопления наших граждан будут защищены. Если нет, то есть большой риск того, что все это окажется мыльным пузырем".

Заслуженный отдых за свой счет

Еще одно из пенсионных нововведений будет в том, что в 2021 году завершается поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин. С 1 апреля этого года он уже составляет 59 лет и 6 месяцев, а с 1 апреля 2021-го - 60 лет. При этом, скрытое повышение пенсионного возраста, как для женщин, так и для мужчин, - продолжается.


В чем его секрет? Начиная с этого года, уйти на заслуженный отдых в 60 лет смогут только те, у кого страховой стаж составляет не меньше 27 лет. Те, у кого стаж от 17 до 27 лет, на пенсию смогут выйти не раньше 63 лет, а при стаже от 15 до 17 лет - не раньше 65 лет. И с каждым последующим годом требования к необходимому страховому стажу будут увеличиваться на один год – вплоть до 35 лет в 2028 году. Тем, у кого к своему 65-летию не будет даже 15-летнего стажа, дадут социальную пенсию, точнее – социальное пособие. И претендовать на него смогут не все, а только те, кто действительно нуждается в помощи государства. Ко всем, кто будет претендовать на получение соцпособия, будут применять процедуру верификации и финмониторинга. Тем, кому помогают родственники, кто с помощью каких-то источников неплохо материально обеспечен, вряд ли светит еще и помощь от государства. Поэтому с каждым годом тех, кто получает пенсии, будет оставаться у нас все меньше.

"Все продумано. При таких требованиях к стажу не надо и пенсионный возраст увеличивать, он и так будет расти, - говорит А. Охрименко. - Ведь сейчас многие работают нелегально, есть люди, которые и в 40 лет вообще не имеют трудовых книжек, о каком стаже в их случае можно говорить? Поэтому повышение пенсионного возраста уже идет и будет идти, но скрыто. То есть, не будут говорить, что мы повышаем пенсионный возраст, а просто будут требовать стаж. С каждым годом будет все больше тех, у кого требуемого стажа нет, поскольку люди у нас массово официально не трудоустроены".


Наступающий год принесет украинским пенсионерам как радости, так и огорчения. Те, кто получал меньше всех – получат больше, а вот те, кто дожил до пенсии, но недозаработал стажа – останутся без пенсии еще три года.

Как изменятся минимальные пенсии?

Они останутся прежними. Дело в том, что соцстандарты, которые повысят с 1 декабря 2020, с 1 января 2021 года не изменятся. Поэтому минимальная пенсия сохранится равной прожиточному минимуму (ПМ) для нетрудоспособных – 1769 грн. Напомним: с 1 декабря ПМ увеличится на 57 грн, с 1712 до 1769 грн.

Как изменятся пенсии у ветеранов труда?

Их пенсии должны увеличиться. Сейчас пенсионеры старше 65 лет, имеющие 35 лет стажа и более (женщины – 30 лет), получают пенсию не меньше 40% минимальной зарплаты или 2000 грн. Если с 1 января минзарплата вырастет до 6000 грн (закон о госбюджете на 2021 год, где заложена такая норма, пока не принят), то минимальные пенсии увеличатся до 2400 грн. Пенсии ветеранов, большие чем 2400 грн, пересчитывать не будут.

Кто из 60-летних не получит в 2021 году пенсию?

С 1 января 2021 года минимальный страховой стаж (стаж легальной работы, с которой работодателями уплачены взносы в Пенсфонд) увеличится на 1 год, до 28 лет. Те, кому исполнится 60 лет в 2021 году, получат в следующем году пенсию, если у них на 1 января будет стаж не менее 27 лет, а на 31 декабря – соответственно 28 лет. Остальным придется либо докупать пенсионный стаж (см. ниже), либо работать до 63 лет и заработать хотя бы 20 стажа.

Отберут ли социальные пенсии у тех, кто их уже получает?

Нет. Уже назначенные социальные пенсии будут выплачивать с 1 января 2021 года в том же размере, что и с 1 декабря 2020 года – 1769 грн (ПМ для нетрудоспособных). Сохранятся неизменными и пенсии по инвалидности.

Кому сейчас положена социальная пенсия?

Правильно она называется "социальная помощь". Положена 60-летним, имеющим не менее 15 лет страхового стажа и уровень доходов, меньше прожминимума для нетрудоспособных на каждого члена семьи (сейчас 1712 грн, с 1 декабря 2020 года – 1769 грн).

Муж получает пенсию 2500 грн, жена находится на его иждивении, но имеет 15 лет стажа. При достижении 60-летнего возраста до конца 2020 года жена может оформить в этом году соцпомощь.

В ноябре она составит 924 грн (1712х2 – 2500 = 924), с 1 декабря 1038 грн (1769х2 – 2500 = 1038).

А вот если 60 лет ей исполнится 1 января 2021 года и позже – соцпомощь уже не положена.

Предусмотрены ряд ограничений, при которых соцпомощь не назначат. Главные – если жилплощадь превышает 21 кв. м на 1 человека +10,5 кв. м на семью наличие в семье второго автомобиля (или мотоцикла). Есть и другие ограничения: получение в 2020 году наследства, покупка на сумму 50 тыс. грн и более.

Что делать в 2021 году 60-летнему "непенсионеру"?

Трудиться дальше. Если он уволен, встать на учет в Центр занятости.

Ему 630 дней будут выплачивать помощь по безработице, как и тем, безработным, кто не достиг пенсионного возраста – 60 лет, но прожил 58 лет. Пребывание на учете засчитывается в стаж, но заработка не прибавляет.

Пособие не может быть выше четырех ПМ для трудоспособных (в январе 2021 года это 8756 грн). Но если средняя зарплата была небольшая, то госпомощь окажется меньше.

Она не может превысить 70% средней зарплаты безработного за последние 12 месяцев, и то при наличии стажа не менее 10 лет. Каждые три месяца сумма пособия уменьшается на 20%, но не будет меньше 60% первоначальной выплаты. То есть при максимальном пособии 8756 грн безработный через полгода и больше будет получать 5253 грн.

А можно докупить стаж и выйти на пенсию.

Если для получения пенсии (а не соцвыплаты) не хватает нескольких лет стажа, его можно докупить – постепенно или сразу. Правда, платить придется немало.

"Докупать" стаж постепенно – значит, добровольно платить ЕСВ. Такой договор о добровольном социальном страховании можно заключить в местной налоговой.

Стоит ли докупать стаж, чтобы выйти на пенсию в 60 лет?

Если вы рассчитываете на минимальную пенсию, то смысла в покупке нет. По разъяснению Пенсфонда, 1 месяц стажа стоит 44% минимальной зарплаты. Покупать можно помесячно, но не более чем 5 лет стажа. С 2021 года один месяц недостающего стажа будет стоить 2640 грн. (6000х0,44=2640). То есть за каждый год надо будет единоразово уплатить 31680 грн. Выходит, что есть смысл в покупке стажа, если пенсия в итоге превысит 2640 грн в месяц.



  • «Это геноцид»: как украинские пенсионеры выживают за чертой бедности
  • Европейский союз
  • МВФ
  • США
  • Украина

Украинские СМИ буднично подают новости о полной отмене социальной пенсии. В правительстве объясняют — все идет по плану. И это план от МВФ. Западные кредиторы требуют существенно сократить нагрузку на бюджет. Уже в следующем году Украина планирует сэкономить на пенсионерах 8,5 миллиардов гривен.

Андрей Лесик, председатель Харьковской городской организации «Оппозиционная платформа — За жизнь»: «Это геноцид. Людям не хватит просто денег на коммунальные услуги и элементарно на питание. И всего этого мы должны их лишить. По сути говоря, за социальное государство говорить в целом уже не приходится. Потому что в Конституции у нас много каких требований есть».

Социальную пенсию сегодня получают украинцы с трудовым стажем менее 15 лет и те, кто потерял работу утраты трудоспособности. Причем, речь идет о мизерных суммах — 1700 гривен в месяц, это 4,5 тысячи рублей. Длинные очереди сегодня можно увидеть во многих городах Украины. Благотворительные фонды раздают пенсионерам и инвалидам продукты и теплую одежду. В Харькове, Киеве и пенсионеров кормят горячими обедами. Люди занимают очередь за несколько часов. Есть приходится прямо на улице.

За чертой бедности, по официальным данным, сегодня уже 80 процентов украинских пенсионеров. Вне зависимости от трудового стажа. Средняя пенсия на Украине сегодня — 3 тысячи гривен. После оплаты коммуналки на жизнь остается гривен. На эти деньги можно купить небольшой запас продуктов: пачка муки, пара десятков яиц, хлеб, гречка, овощи, масло, а вот знаменитое украинское сало пенсионерам уже не по карману. Со следующего года на Украине вновь повышают плату для населения за газ — на 80 процентов.

Виктория Николаева, пенсионерка: «Я боюсь вообще, что если сейчас будут платежки повышаться, то мы просто не сможем их осилить. И что тогда? Европейское содружество стран, наверное, поставит вопрос о том, чтобы лишать людей квартиры. Всё. Потому что в бюджете нет денег».

Именно такой законопроект уже внесен на рассмотрение Верховной рады. В следующем году за долги по коммуналке хотят ввести драконовские штрафы, вплоть до продажи жилья. И тоже по требованию МВФ.

Без очередного транша МВФ, на который украинские власти рассчитывали до конца этого года, в бюджете Незалежной сейчас дыра в три миллиарда долларов.

Как подсчитали на днях западные партнеры, ЕС и США за шесть лет перечислили Украине более 20 миллиардов долларов. Сейчас, в условиях пандемии, они деньгами не разбрасываются. Поэтому выделять средства в никуда на Западе больше не хотят, требуют отчета и ужесточают условия кредитов. После сокращения пенсий Киев должен урезать бюджет на образование и на медицину, которая и без того на грани коллапса.

Ситуация на Украине


Драка депутатов в Одесском облсовете: видео


МЧС России отправило сотый конвой с гуманитарной помощью в Донбасс


Годовщина «революции достоинства»: что изменилось на Украине за 7 лет


Депутаты Рады пригрозили Зеленскому импичментом за роспуск КС

Также Рада поэтапно увеличила льготный пенсионный возраст для женщин


В редакции законопроекта предусматривается:

- поэтапное повышение на 5 лет льготного пенсионного возраста для женщин и увеличение страхового стажа для лиц, имеющих право на льготную пенсию;

- пенсии работающим пенсионерам выплачивать в размере 85%, но не менее размера прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность;

- лицам в период работы на должностях, дающих право на назначение специальных пенсий (народные депутаты, государственные служащие и приравненные к ним лица, судьи, прокуроры и другие), пенсии, назначенные в соответствии с действующим законодательством Украины, не выплачивать.

Однако после выступления министра соцполитики Павла Розенко были подтверждены замечания комитета. Так, по результатам рассмотрения профильного комитета проработаны такие изменения предыдущей редакции законопроекта:

1. О сроках вступления в силу закона:

Законопроектом предусмотрено вступления его в силу с 1 марта 2015 года. Комитет предлагает предусмотреть вступления в силу с 1 апреля 2015 года.

2. Об установлении сроков действия ограничения пенсии работающим пенсионерам:

Законопроектом предполагалось ограничить пенсии работающим пенсионерам бессрочно. Учитывая предложения народных депутатов, комитет предлагает предусмотреть, что ограничение пенсии работающим пенсионерам будет временным - до 1 января 2016 года.

3. Насчет "замораживания" среднемесячной заработной платы (2012, 2013, 2014 г. г.) на начисление трудовых пенсий.

Комитетом принято решение изъять эту норму из законопроекта, что позволит назначать трудовые пенсии в соответствии с действующим законодательством.

4. Относительно ограничение пенсии работающим.

Учитывая предложения народных депутатов комитетом принято решение не ограничивать пенсию для работающих где угодно чернобыльцев, металлургов, химиков, работников государственных органов, органов местного самоуправления и т.п.) для:

- инвалидов I и II группы;

- инвалидов войны III группы;

- участников боевых действий, в том числе участников АТО;

- членам семей погибших (умерших) участников боевых действий.

5. О выплате пенсии лицам, которые уволились с работы и которым на период работы осуществлялось ограничение пенсий.

Комитетом принято решение дополнить законопроект нормой, по желанию такого лица после увольнения может быть восстановлено выплату той пенсии, которая ограничивалась за период работы.

6. О продолжительности работы в сельскохозяйственном производстве для женщин, которые воспитали пять и более детей, и выходят на пенсию независимо от возраста и трудового стажа.

Комитетом предлагается оставить действующую норму, регулирующую этот вопрос.

7. О выплате пенсий судьям.

Комитетом принято решение поддержать предложения народных депутатов о внесении изменений в соответствующие законы Украины относительно:

- ограничения пенсии работающим судьям, и государственным служащим;

- установления максимального размера пенсии для судей в размере 10 минимальных пенсий по возрасту, как для всех пенсионеров (шахтеров, металлургов, государственных чиновников и т.д.);

8. О пенсионных выплатах военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава.

По предложениям правительства и народных депутатов Комитетом принято решение, что ограничение выплаты пенсий, ежемесячного пожизненного денежного содержания, предусмотренные настоящим законом, не применяются в течение особого периода к пенсиям, ежемесячному пожизненному денежного содержанию, предназначенные лицам, проходящим военную службу или находящимся на соответствующих должностях в Министерстве обороны Украины, Главном управлении разведки Министерства обороны Украины, Министерстве внутренних дел Украины, Аппарате Совета национальной безопасности и обороны Украины, Государственной специальной службе транспорта, Службе безопасности Украины, Службе внешней разведки Украины, Государственной пограничной службе Украины, Управлении государственной охраны Украины, Государственной пенитенциарной службе Украины, Государственной службе Украины по чрезвычайным ситуациям, Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины, Национальной гвардии Украины, органах военной прокуратуры и участвующих в антитеррористических операциях, осуществлении мероприятий по обеспечению правопорядка на государственной границе, отражении вооруженного нападения на охраняемые военнослужащими, освобождении этих объектов в случае захвата, отражении попыток насильственного завладения оружием, военной техникой; к пенсиям, ежемесячному пожизненному денежному содержанию, назначенных в соответствии с законами Украины "О прокуратуре", "О судоустройстве и статусе судей", на период выполнения лицами, которым они предназначены, полномочий членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины и Высшего совета юстиции.

9. О начислении пенсий по специальным формулам (для народных депутатов, государственных служащих, судей и т.д.).

В настоящее время для этих категорий установлено, что пенсия начисляется в размере 60% от зарплаты, а судьям - 90%.

Комитет принял решение поручить правительству внести на рассмотрение Верховной Рады Украины в 1 июня 2015 законопроект об отмене специальной формулы для начисления пенсий.

10. Законопроект предусматривает, что работающим пенсионерам уменьшается размер пенсии на 15%, но не менее минимальной пенсии по возрасту.

По предложениям Комитетом принято решение установить, что пенсия сокращается на 15%, но не менее от 1,5 размеров прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

11. Об ограничении заработной платы работникам бюджетной сферы.

Комитетом принято решение, что в условиях ограничения фонда оплаты труда работникам бюджетной сферы, ограничение зарплаты работникам бюджетной сферы должно осуществляться в соответствии со статьей 8 Закона "Об оплате труда".

Учитывая указанное, предлагается пункт 10 Заключительных положений Закона Украины "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины" исключить.

12. Относительно технико-правового редактирования положений законопроекта.

Комитетом предлагается учесть в законопроекте отдельные уточнения технико-юридического характера.

13. Предлагается также дать поручение правительству подготовить и подать до 1 июня 2015 года на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона Украины о назначении всех пенсий, в том числе специальных на общих основаниях. В случае непредставления в срок соответствующего проекта закона с 1 июня 2015 отменяются нормы о пенсионном обеспечении лиц, которым пенсии назначены в соответствии с законами Украины "О государственной службе", "О прокуратуре", "О научной и научно-технической деятельности", " О судоустройстве и статусе судей", "О статусе народного депутата Украины", "О Кабинете Министров Украины"," О судебной экспертизе", "О Национальном банке Украины", "О службе в органах местного самоуправления", "О дипломатической службе "и Постановления Верховной Рады Украины от 13 октября 1995 года № 379/95, Налогового и Таможенного кодексов Украины.

Согласно поправкам в пенсионный закон будет внесена норма об отмене всех спецпенсий с 1-го июня 2015 года, а также повышение пенсионного возраста произойдет не ранее, чем через 10 лет.

Кроме того, позже премьер Арсений Яценюк рассказал о "мифах" относительно данного законопроекта: "Первый "миф": что закон повышает пенсионный возраст с 60 до 65 лет - это ложь, пенсионный возраст не повышается. Второй "миф" о том, что поднимается специальный стаж для вредных производств - специальный стаж не повышается".

Третий "миф", по словам премьера, касается того, что общий страховой стаж поднимается один раз в 5 лет - это не правда. "В течение 10 лет, только на десятый год, вступит в действие окончательное решение по общему страховому стажу и это общее решение 4 фракций коалиции. Пятый "миф" - этот закон не касается уменьшения пенсий ни доярок, ни уборщиц, ни тех людей, которые имеют низкие прожиточных стандарты. Все, кто получают пенсию в размере 1500 грн - не подпадают под действие этого закона. А теперь внимание, с чем я связываю определенное нежелание голосования за данный законопроект, потому что этот закон отбирает возможность у прокуроров, судей и других честных людей получать одновременно и зарплату и пенсию. Мы против этого. Я прошу, с учетом предложений, которые были выдвинуты уважаемым Олегом Валерьевичем, которые были выдвинуты четырьмя фракциями коалиции: "Самопомощь", "БПП", "Народный фронт" и "Радикальная партия Олега Ляшко", что подтверждено премьер-министром и министром социальной политики и решением комитета - голосуем и точка", - подчеркнул премьер.

Читайте также: