Меры социальной защиты сотрудников и пенсионеров уис

Демин В.М., начальник отдела НИИ ФСИН России, полковник внутренней службы.

Лебедев Г.П., ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН России, кандидат философских наук, доцент.

Формирование в Российской Федерации правового и социально ориентированного государства предполагает создание условий не только для беспрепятственного осуществления прав и личных свобод граждан, но и обеспечения их всесторонней социальной защиты.

Особенность служебной деятельности в уголовно-исполнительной системе состоит в том, что сотрудники в ряде случаев ограничиваются в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах. Учитывая особый характер служебной деятельности, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации", иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, принятые в пределах предоставленных полномочий нормативные правовые акты правоохранительных органов предусматривают такую возможность ограничения некоторых прав в отношении сотрудников УИС. Именно по этим причинам государство устанавливает для сотрудников УИС наряду с различными моральными стимулами целый комплекс стимулов материального характера. Льготы сотрудников УИС, предусмотренные российскими законами, не преследуют цель поставить их в какие-то привилегированные условия. Главным назначением моральных и материальных стимулов является повышение эффективности деятельности сотрудников УИС, а также компенсация издержек, обусловленных ограничением прав и свобод человека и гражданина, в отношении служащего правоохранительной службы.

Принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменило прежнюю модель правового и социального обеспечения сотрудников УИС. Суть этих изменений заключается в переходе к системе социальной защиты взамен ранее законодательно закрепленных льгот, реализовывавшихся, как правило, в натуральной форме, на государственную поддержку, социальные гарантии и денежные компенсации.

К сожалению, в пенитенциарной системе не в полной мере выработаны способы и действенные механизмы реализации выполнения ряда статей Закона, касающиеся в первую очередь компенсации затрат на проезд сотрудников общественным транспортом к месту службы и обратно, бесплатного медицинского обслуживания и т.д.

В значительной степени это связано с тем, что проблема социальной защиты носит комплексный характер и требует дополнительных исследований ее правовых, социально-экономических, организационно-управленческих аспектов на всех этапах служебной деятельности сотрудников органов и учреждений УИС.

В 2005 г. ФГУ НИИ ФСИН России в соответствии с планом научного и научно-технического обеспечения ФСИН России провело изучение факторов, оказывающих существенное влияние на социальную и правовую защиту сотрудников уголовно-исполнительной системы. В ходе социологических опросов в выборочную совокупность было включено 1000 респондентов, в том числе 151 - из УФСИН России по Центральному, 135 - Северо-Западному, 191 - Южному, 150 - Приволжскому, 148 - Уральскому, 140 - Сибирскому и 85 - Дальневосточному федеральным округам.

Из общей совокупности опрошенных 55% респондентов относятся к категориям старшего и среднего начальствующего состава, около 40% - рядового и младшего начсостава, 5% составил вольнонаемный персонал. По образовательному уровню в опросе приняли участие примерно половина респондентов с высшим образованием, 38,7% - со средним профессиональным и 16,4% - с общим средним образованием.

Более 40% опрошенных имеют стаж службы от 5 до 10 лет; 28,9% - от 10 до 20 лет; 26,2% - до 5 лет. Доля мужчин составила около 60%, женщин - 40%. Из числа респондентов 46,3% составили сотрудники в возрасте от 25 до 35 лет; 28,7% - 35 - 45 лет; 12,8% - до 25 лет и 5,2% - свыше 45 лет, остальные - свыше 45 лет.

По семейному положению опрошенные сотрудники распределились следующим образом: 57,1% - состоят в браке; 12% - разведены; 1,1% - вдовы; остальные не женаты (не замужем).

Четверть опрошенных сотрудников проходят службу в подразделениях конвоирования; 14,2% - в охране; 10,6% - в подразделениях режима и безопасности; остальные являются сотрудниками оперативных, кадровых и воспитательных аппаратов, других служб.

При решении поставленных задач авторы применили социологический и психологический методы: наблюдения, анкетирования, интервьюирования, экспертных оценок, анализа документов, психологического тестирования.

В подготовленном по результатам исследования аналитическом обзоре авторским коллективом использовались статистические данные и иные материалы, предоставленные УКПО, УРЛС, МУ ФСИН России, территориальными органами и учреждениями УИС.

Таким образом, построение выборки исследования, отбор показателей и источников информации позволяет сделать вывод о репрезентативности представленных в обзоре выводов и предложений.

В целях разъяснения изменений в социальном положении работников УИС в связи со вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в территориальные органы были направлены указания директора ФСИН России Ю.И. Калинина от 16 декабря 2005 г. N 18/1-2, от 20 декабря 2005 г. N 18/8/2-271т, от 12 января 2005 г. N 18/8/2-284т о проведении разъяснительной работы среди личного состава, приобретении за счет внебюджетных источников проездных билетов для проезда в служебных целях, предоставлении компенсаций сотрудникам за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени и принятии мер по обеспечению караулов и дежурных смен дополнительным горячим питанием.

Подготовлены и направлены в территориальные органы УИС материалы передового опыта ГУФСИН (УФСИН) России по Краснодарскому краю, Вологодской, Новгородской, Тульской, Челябинской областям по решению проблем, связанных с отменой бесплатного проезда сотрудникам УИС в общественном транспорте (исх. от 31 января 2005 N 10/1-92).

Во втором номере журнала "Преступление и наказание" (2005) опубликована статья заместителя директора ФСИН России С.Х. Шамсунова об изменениях в социально-правовом и материальном положении сотрудников УИС и членов их семей после начала действия Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

В соответствии с Приказом Минюста России от 2 июля 2002 г. N 185 подведены итоги смотра работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по усилению социальной защищенности работников. По итогам смотра подготовлен Приказ ФСИН России от 28 июня 2005 г. N 342 л/с и аналитический обзор результатов смотра в территориальные органы УИС за подписью директора ФСИН России Ю.И. Калинина (исх. от 7 июня 2005 г. N 10/1-1967).

Вместе с тем, по данным опроса, 33,9% респондентов считают, что в связи с введением в действие Федерального закона N 122-ФЗ уровень их социальной защиты не изменился, а 31,4% утверждает, что снизился.

Определенную обеспокоенность по результатам опроса вызывает неудовлетворенность персонала УИС: состоянием личной безопасности - 21,6%; соблюдением законности, служебной и исполнительской дисциплины - 14,5%; уровнем организации социальной и правовой защиты сотрудников УИС - 10%; отношением руководства учреждений УИС к нуждам сотрудников - 17,8%; эффективностью взаимодействия с местными органами исполнительной власти по проблемам социальной и правовой защищенности сотрудников - 18%; условиями для служебной деятельности (рабочее место, оргтехника, питание, условие для кратковременного отдыха, внутренний распорядок) - 18%; организацией массово-оздоровительных и культурных мероприятий - 17,7%.

В то же время 75% опрошенных считают достаточно благоприятным морально-психологический климат в служебных коллективах и только 3,5% рассматривают возможность увольнения из уголовно-исполнительной системы.

Замена льгот на социальные гарантии не компенсировала в денежном выражении рост потребительских цен и тарифов в жилищно-коммунальном и топливно-энергетическом комплексе, который в ряде регионов увеличился в прошлом году на 30 - 45%.

Обращает на себя внимание сложное положение с предоставлением сотрудникам УИС и членам их семей жилья. Так, в 2005 г. на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось количество семей сотрудников ФСИН России (всего 45 249), нуждающихся в улучшении жилищных условий. За период с 2000 г. сотрудникам УИС было предоставлено всего 5200 квартир, что позволило ежегодно удовлетворять потребность в жилье в среднем 2,2 процента стоящих на учете .

Данные из Приказа Минюста России от 2 сентября 2005 г. N 158.

Предоставленная ФГУ ЦЖКХ ФСИН России информация о состоянии жилищной политики подтверждается полученными в ходе опроса данными. Так, из числа опрошенных сотрудников УИС только 29,4% имеют отдельную квартиру; 30,6% - живут у родителей; 15,8% - снимают жилье; 10,2% - живут в общежитиях (рис. 1). При этом 51% респондентов отметили неудовлетворенность обеспеченностью своих жилых помещений коммунальными удобствами, а 44% отсутствием домашних телефонов.

Состояние обеспеченности сотрудников УИС жильем

По оценкам 52,1% опрошенных, проживание в общежитии, на снимаемой квартире, с родителями лишь на короткий период снимает остроту проблемы обеспечения жильем, отрицательно влияет на эффективность деятельности сотрудников УИС, порождает недовольство, способствует текучести кадров.

Несмотря на это, примерно 64,9 процента опрошенных сотрудников УИС констатировали, что утвержденная Правительством Российской Федерации надбавка не возмещает им затрат на оплату коммунальных услуг и на проезд в общественном транспорте. Значительная часть респондентов из УФСИН по Уральскому (48,6%), Сибирскому (37,1%), Северо-Западному (36,2%), Дальневосточному (43,5%) федеральным округам высказала неудовлетворенность задержками выплат денежного содержания.

Вместе с тем опрос показал, что более половины сотрудников (55%) в 2004 г. не реализовали свое право на бесплатный проезд к месту пребывания в отпуске и обратно, а денежную компенсацию получили с опозданием в связи с отсутствием финансовых средств, и лишь 25% сотрудников выплатили денежную компенсацию в срок.

Значительная часть проблем в медицинском обеспечении сотрудников УИС состоит в том, что в большинстве регионов Российской Федерации госпитали МВД, в которых обслуживается персонал УИС, не имеют в своем составе специализированных коек, в том числе хирургического профиля. В отдельных субъектах Российской Федерации стационарные учреждения Министерства внутренних дел полностью отсутствуют. Отдаленность пенитенциарных учреждений от крупных городов сводит к минимуму возможность получения медицинской помощи в данных учреждениях. Не решена проблема предоставления качественной амбулаторно-поликлинической помощи сотрудникам УИС, проживающим в сельской местности.

По данным анкетного опроса, медицинское обеспечение сотрудников осуществляется в учреждениях различных министерств и ведомств. При этом более 50% респондентов поликлиническую помощь и госпитальное лечение получают в учреждениях МВД России. Четверть заболевших лиц обращаются за амбулаторной помощью в поликлиническое звено ФСИН России.

Опрос показал, что основная часть заболевших сотрудников (89,1%) приобретает лекарства в аптеках за плату, только 4,5% респондентов указали, что лекарствами обеспечиваются медицинской службой ФСИН России бесплатно.

Обеспеченность путевками сотрудников уголовно-исполнительной системы ФСИН России, пенсионеров из числа лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей составляет 17,8% от общей потребности (с учетом здравниц ФСИН и МВД России). Существующая база оздоровительных учреждений позволяет удовлетворять потребности сотрудников УИС в санаторно-курортном лечении на 25,6% (санатории), а в оздоровительном отдыхе на 9,8% (дома отдыха).

Данные социологического опроса показали, что реально путевки для санаторно-курортного лечения получили всего 6,1% опрошенных, 8,1% - обращались за путевками, но не получили их, остальные не обращались за путевками.

Большую актуальность в последние годы приобрела проблема обеспечения сотрудников медицинскими страховыми полисами. Как показал опрос, третья часть сотрудников УИС не имеет страховых полисов. Члены семей сотрудников обеспечены полисами на 79,2%.

Сотрудники УИС не включены в систему обязательного медицинского страхования и соответственно не подлежат медицинскому обслуживанию в учреждениях здравоохранения, работающих по программе обязательного медицинского страхования, за исключением неотложных видов медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 1999 г. N 1194.

В ходе исследования выявлены системные проявления, оказывающие существенное влияние на уровень социальной защиты сотрудников УИС, членов их семей, гражданского персонала ФСИН России, а также лиц, уволенных со службы.

К позитивным проявлениям следует отнести фактор, связанный с последовательной реализацией мер по увеличению денежного содержания сотрудников УИС, в результате чего в 2005 г. наметилась тенденция опережающего роста номинального ежемесячного среднестатистического денежного содержания сотрудников УИС по сравнению со среднемесячной заработной платой наемных работников в стране.

Вместе с тем принятые после введения в действие Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ меры правового, социально-экономического и организационно-управленческого характера не компенсировали существенных издержек в правовой и социальной защите сотрудников УИС.

Негативные факторы социально-экономического порядка, связанные с неудовлетворенностью сотрудников УИС обеспеченностью жильем (70,6% опрошенных), размером заработной платы (55,2%), размером денежной компенсации за продовольственный паек (60,9%), состоянием транспортного обслуживания (60,9%), санаторно-курортным обеспечением (61,4%), обеспеченностью бесплатными лекарственными средствами (68,5%) и медицинскими страховыми полюсами (33%), состоянием личной безопасности (21,6%), отрицательно влияют на эффективность оперативно-служебной деятельности органов и учреждений УИС, особенно в экстремальных ситуациях, увеличивают психологическую напряженность в коллективах, провоцируют конфликты и срывы в работе, снижают работоспособность и удовлетворенность личного состава своим трудом, приводят к увеличению текучести кадров, ухудшению его качественного состава, заболеваемости и травматизму.

Результаты предпринятого анализа подтверждают правомерность и практическую значимость перехода к углубленному рассмотрению отдельных проблем жизнедеятельности сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей в зависимости от их актуальности в складывающихся социальных условиях.

Учитывая международный опыт, принятые Российской Федерацией при вступлении в феврале 1996 г. в Совет Европы обязательства идти по пути строительства демократических институтов, отвечающих исторически выработанным стандартам и критериям и имеющих в своей основе признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, сотрудники УИС, по нашему мнению, должны иметь особый правовой статус и пользоваться дополнительными средствами социальной защиты.

Для повышения уровня социальной защиты сотрудников УИС представляется также необходимым:

отладить более четкие процедуры финансового обеспечения деятельности органов и учреждений в соответствии с предполагаемыми ассигнованиями на реализацию социальных программ;

продолжить формирование новой нормативной правовой базы, регулирующей в изменившихся условиях вопросы социальной защиты и их ресурсное обеспечение различных категорий сотрудников УИС, граждан, уволенных из УИС, и членов их семей;

изучить в системе занятий с личным составом по служебной подготовке законодательную и нормативную правовую базу по вопросам социальной защиты сотрудников УИС, с принятием зачетов;

заслушать руководителей проблемных территориальных органов по вопросам социальной защиты сотрудников УИС, в том числе по реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты".

Наиболее целесообразной формой перевода натуральных льгот в денежное выражение в дальнейшем, очевидно, следует считать их адекватную и адресную компенсацию наиболее ущемленным в социальном отношении сотрудникам.


Социальные гарантии для сотрудников уголовно-исполнительной системы в современных условиях


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.


ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.

Аннотация: раскрывается понятие «социально-экономической защитой со трудников уголовно-исполнительной системы», перечислены ее элементы и основ ные виды социальных гарантий сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: социально-экономическая защита, элементы социальной защиты, виды социальных гарантий.


Под социально-экономической защитой сотрудников уголовно исполнительной системы следует понимать систему экономических методов и принципов реализации, законодательно установленных государством социальных гарантий, направленных на повышение и укрепление социального статуса и соци альной защищенности сотрудника уголовно-исполнительной системы [3, с. 12].

К элементам социальной защиты сотрудников УИС следует относить га рантии, предусмотренные законодательством, позволяющие сотрудникам чув ствовать себя более востребованными и защищенными, необходимыми госу дарству и обществу. Государственные гарантии повышают уровень ментально сти и престижности службы в органах, исполняющих наказания, формируют у социальной общности, представленной коллективами сотрудников учреждений и органов УИС, адекватное восприятие и оценку правоохранительной службы. Основополагающим нормативно-правовым документом, регламентирующим порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, является За кон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Статьи 32–37 главы IV указанно го Закона определяют порядок правовой и социальной защиты сотрудников УИС. Сотрудники УИС, а также члены их семей находятся под защитой государ ства. Неприкосновенность личности, честь и достоинство персонала охраняют ся законом. Специальным нормативно-правовым актом регулирования социальной за щиты сотрудников УИС является Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных ор ганов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодатель ные акты Российской Федерации».

Сотрудники уголовно-исполнительной системы обеспечиваются следую щими социальными гарантиями:

1. Единовременная социальная выплата для приобретения или строитель ства жилого помещения.

2. Предоставление жилого помещения в собственность.

3. Предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Фе дерации по договору социального найма.

4. Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений или предо ставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

5. Денежные компенсации расходов на оплату коммунальных и иных услуг.

6. Медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение.

7. Предоставление мест в общеобразовательные и дошкольные образова тельные учреждения по месту жительства и в летние оздоровительные лагеря независимо от формы собственности.

8. Меры социальной поддержки членов семей сотрудников, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей.

9. Страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.

10. Единовременная выплата сотрудникам учреждений, исполняющих наказания, на первоначальное обзаведение хозяйством. Анализ отдельных законов и нормативных правовых актов РФ свидетель ствует о том, что на сегодняшний день правовая регламентация мер социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы разработана не полно стью, а действующее законодательство нуждается в совершенствовании по сле дующим направлениям: страховые гарантии жизни и здоровья; жилищное обеспечение; оказание медицинской помощи [4]. Рамки данной научной публикации не позволяют полно раскрыть суть проблемных вопросов по указанным видам социальных гарантий.

1. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Рос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316. 2. О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 декебря 2012 г. № 283-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (Ч. 1). Ст. 7608. 3. Грачева А. А., Романов А. А., Созин М. Л.Социально-экономическая защита сотрудников УИС: проблемные аспекты и пути их решения : моно графия. Рязань, 2013. 162 с. 4. Корнийчук О. О. Необходимость совершенствования законодательства о социальной поддержке сотрудников УИС и классификации их социальных гарантий // Вестн. Владимир. юрид. ин-та. 2016. № 3(40). С. 28–31.

Аббревиатура «ФСИН» расшифровывается, как федеральная служба исполнения наказаний. Ведомство является исполнительной государственной организацией, которая подчиняется Минюсту. У органа существует юридическая основание, есть печать и бланки, а также расчетный счет.

Основные льготы для сотрудников ФСИН :

Дополнительно работникам исполнительного органа представляются следующие виды преференций.

Госпомощь служащим ФСИН в 2020 году

Служащие исполнительного учреждения заняты опасным для жизни и здоровья трудом, т. к. работают с уголовным контингентом. Поэтому законодатель не только вознаграждает, но и присуждает различные государственные послабления.

Однако воспользоваться некоторыми преференциями можно при определенной выслуге лет в следующих учреждениях:

  • Что засчитывается в выслугу лет военнослужащего для назначения пенсии
  • Что говорил Путин про военные пенсии
  • Формула расчета военной пенсии в 2020 году
  • ФЗ о гос пенсионном обеспечении в РФ
  • Увеличение пенсионного возраста военнослужащим
  • Сколько составляет военная пенсия
  • Расчет пенсионного обеспечения сотрудников ФСИН в 2020 году


Символика ФСИН России

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Преференции пенсионерам ФСИН по выслуге лет

  • скидка 25% работникам при оформлении путевки, родне — 50%;
  • компенсация смены места жизни из-за суровых условий местности;
  • снижение затрат на уплату налога (земля, недвижимость);
  • денежное пособие для нуждающихся граждан.

Индексация выплат для сотрудников исполнительного учреждения составляет в общем 7%. Для военных пенсионеров и работников ФСИН предполагалось увеличить пособие на 6,3%, но в связи с дефицитом бюджета прибавку снизили.


Пенсионное удостоверение ФСИН

Соцгарантии и льготы работникам УИС

Служащие, получившие отличительные знаки СССР или РФ во время прохождения работы в органах, вправе рассчитывать на выплаты. Дополнительное пособие выплачивается единовременно в размере +1 оклад.

Кроме того, предоставляются следующие субсидии:

Медицинские преференции

Привилегии в этой сфере представлены следующими категориями:

Льготы ветеранам ФСИН

  • скидка на коммунальное обслуживание;
  • 100% компенсация на установку и использование стационарного телефона, ТВ-антенны и радио;
  • оплата горючего, если дом не подключен к центральному теплоснабжению;
  • компенсация ремонта частного домовладения;
  • иное.

Для получения налоговых послаблений при себе следует иметь паспорт, удостоверение пенсионера, сертификат на собственность, заявление, а также ИНН .


Кто считается ветераном труда

Порядок получения и оформления

В процессе трудовой деятельности и после ухода в отставку заявка на получение субсидии подается:

  • руководителю отделения исполнительного органа;
  • администрацию населенного пункта для выделения объекта недвижимости для социальной аренды;
  • в ведомство или медицинскую организацию;
  • в кадровый отдел.

Если пособие выделяется на родственника, то его данные должны фигурировать в личном деле работника исполнительной службы.

Список документов

    выписка из домового журнала либо другой документ, указывающий на количество проживающих лиц;


Выписка из домовой книги

В соответствии с законом, государственные послабления вправе получать служащие исполнительных органов и близкие родственники. Дополнительно на субсидии могут подать дети и вдовы при потере кормильца в связи несением службы.

Общая информация о жилищной программе

Одним из видов льгот у ФСИН в 2020 году является выдача сертификата в соответствии с программой по обеспечению жильем (ПП № 153 ). Претенденты должны подходить под установленные критерии, оформить бумаги и встать на очередь.

Кто имеет право на получение сертификата

  • нет собственного жилого объекта недвижимости, в т. ч. у супруга (и);
  • квартира не соответствует санитарным требованиям или площади, выделяемой на человека;
  • постоянное место прописки — общежитие;
  • пользование помещением на основании долевого владения с другой родней или сторонними лицами;
  • проживание в коммунальной квартире;
  • МКД , в котором живет работник, имеет статус «аварийный» или «ветхое жилье».


Как дом признать аварийным

Размер субсидированных средств

Выплаты по льготам равны полученному номиналу сертификата. Размер пособия определяют в зависимости от критериев:

  • среднерыночная цена объекта недвижимости по месту жительства;
  • количество м 2 , установленное в регионе на человека.

Последний показатель рассчитывается следующим образом:

  • на одного гражданина полагается 33 м 2 , если он живет без семьи;
  • супружеской паре — 42 м 2 ;
  • при наличии 3 и более лиц устанавливается норма — 18 м 2 на каждого члена.

В случае присвоения группы инвалидности сотруднику исполнительного органа или близкому человеку, предоставляются дополнительные 15 м 2 .

В федеральных населенных пунктах для исчисления стоимости жилья принимают повышающий коэффициент. Например, в столице и Питере он равен 1,2, в Свердловской области — 1,5.

Оформление выплат за жилье сотрудникам в 2020 году

Участие в федеральной жилищной программе подтверждается путем прохождения процедуры для получения сертификата.


Образец государственного жилищного сертификата

Чтобы приобрести квартиру быстрее, эксперты рекомендуют становиться на учет до 01.07. текущего года. В этом случае использование права на покупку жилья произойдет в следующем отчетном периоде.

Перечень документации

Оформление льготы на покупку жилья требует подготовки следующих бумаг.

Наименование документа Место оформления Период действия
Рапорт Формируется в самостоятельном порядке работником по образцу. 24 часа, т. е.

в день составления, если указана определенная дата. В противном случае нужно переписать, т.

Нюансы получения субсидии по сертификату

После того как сертификат выдан, гражданин должен посетить банковское учреждение для открытия лицевого счета.

  1. Направляется заявка на открытие лицевого счета для перечисления денег в рамках жилищной программы. Процедуру следует провести за 2 месяца со дня выдачи сертификата. Иначе финансовая организация может не удовлетворить прошение.
  2. Владелец сертификата в самостоятельном порядке занимается поиском объекта недвижимости, подходящего под условия программы. После того как квартира найдена заключается сделка купли-продажи. На этот этап отводится до 9 мес.


Договор купли-продажи квартиры

Причины отказа

Нередко сотрудники исполнительного учреждения после подачи документов на льготу для приобретения жилья получают отказ в выдаче сертификата.

В таблице приведены распространенные причины неудовлетворения заявления.

Условия участия в программе опубликованы на сайте ведомства

Таким образом, единственным вариантом, при котором сотрудник получает отказ в предоставлении преференций на покупку жилья — ранее выданный сертификат. Во всех остальных ситуациях достаточно устранить нарушения, после чего обратиться к комиссии ещё раз.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.


Время чтения: 6 мин.

Сотрудники разных государственных ведомств, выполняя свой долг, получают право на ряд преференций. Перечень их определяется в зависимости от структуры, в которой задействован человек, и других факторов. Сегодня поговорим про льготы для сотрудников ФСИН.

  • 1. Что такое ФСИН
  • 2. Какие есть льготы
  • 3. Пенсионные преференции
  • 4. При наличии особых заслуг
  • 5. Жилищные субсидии

Что такое ФСИН

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) – это один из федеральных органов исполнительной власти, работающий под началом Минюста. Главная его функция – контроль исполнения уголовных наказаний, применяемых к осужденным или подозреваемым/обвиняемым. Есть в перечне задач и другие, не менее важные, включая:

  • защита прав осужденных, а также охрана их интересов, свобод;
  • охрана и конвоирование осужденных или задержанных граждан;
  • создание надлежащих условий содержания осужденных;
  • помощь в социальной адаптации задержанных.

Хотя должности, занимаемые гражданами во ФСИН, не относятся к числу военных, они все же предполагают применение особых званий. От обычных они отличаются не сильно – добавляется окончание «внутренней службы».


Работа в такой сфере – это большая ответственность. К тому же, допускаются к ней не все. Существуют требования к образованию и т. д. Государство, понимая всю важность этого органа власти, создало целый комплекс льгот. Утверждены они на федеральном уровне и охватывают различные сферы жизни – медицинскую, жилищную, социальную.

Какие есть льготы

Для тех, кто работает во ФСИН, предусмотрен целый комплекс мер поддержки. Так, основная часть сотрудников может рассчитывать на следующие льготы:

  • жилищные – помощь в покупке жилья;
  • компенсация горюче-смазочных материалов (попросту – бензина), которые расходуются сотрудником во время использования своей машины на службе;
  • компенсация командировочных расходов, включая проезд, а также переезда вследствие смены рабочего подразделения или связанного с отдыхом (необязательно на санаторно-курортное лечение).

Некоторые виды льгот предоставляются не всем сотрудникам, а лишь некоторым из них. К примеру, педагогический состав может рассчитывать на доплату в размере 10% от оклада. Деньги эти компенсируют затраты на покупку различной учебной литературы.

Ряд форм поддержки предоставляется гражданам, работающим в определенных учреждениях. Речь идет о тех, служба в которых опасна для жизни и здоровья. В этот перечень, например, входят: тюрьма, СИЗО, исправительные колонии.

Пенсионные преференции


Работать в тюрьме, колонии или ином учреждении ФСИН непросто, особенно в уже почтенном возрасте. Поэтому для сотрудников предусматривается льготная система зачета стажа, которая позволяет выйти на пенсию раньше, чем обычные граждане. Так, 1 год стажа засчитывается за 1,5. Т. е. вместо 15 минимальный стаж составит для работников ФСИН 10 лет (если речь идет о пенсии по старости). Для тех сотрудников, которые ушли на пенсию по выслуге, действуют и другие формы преференций:

  • компенсация переезда, связанного со слишком суровыми климатическими условиями по месту проживания;
  • налоговые преференции – снижение размера земельного налога и налога на недвижимость;
  • денежные выплаты дополнительно – только для малоимущих;
  • скидки на оплату путевки в размере 25–50% для себя и близких.

Сами пенсионные выплаты устанавливаются при уходе на заслуженный отдых. Индексация их происходит реже и в меньших размерах, чем страховые выплаты. Так, в октябре 2019 года она составила всего 4,3%.

При наличии особых заслуг

Как и в любой сфере, сотрудники ФСИН при наличии отличительных знаков, полученных ими во времена СССР или в уже современное время, могут рассчитывать на дополнительные льготы. Речь идет о следующих преференциях:

  • бесплатное лечение в медучреждениях;
  • скидка по уплате коммунальных услуг;
  • жилищные преференции – в зависимости от ситуации и возможностей ведомства могут предоставлять жилье, выдавать единовременную денежную выплату на его покупку или строительство, арендовать служебное помещение или возмещать затраты по найму;
  • льготы для детей – приоритетное право зачисления в детские сады, школы.

Положены таким гражданам и дополнительные выплаты. Правда производятся они не регулярно, а единожды. Размер равен 1 окладу.

Звание ветерана ФСИН позволяет получать и другие формы компенсаций. К примеру, можно возместить расходы на оплату стационарного телефона или покупку дров для отопления жилого помещения (если, конечно, не подключено центральное отопление) в полном объеме.

Жилищные субсидии


Вопрос покупки жилья остается одним из самых серьезных для россиян, даже если речь идет о госслужащих. Так и для сотрудников ФСИН он является насущным. Поэтому государство предусматривает для них ряд форм поддержки. Наиболее актуальной является помощь в рамках жилищной программы. Особенности обеспечения жильем по ней определены в Постановлении Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года. Однако воспользоваться этой льготой могут не все. Главный критерий – нуждаемость. Причем необязательно, чтобы у работника ФСИН отсутствовало жилье в собственности совсем. Возможны и другие обстоятельства:

  • жилья нет ни у самого сотрудника, ни у его законного супруга;
  • жилье есть, но оно было признано аварийным или ветхим;
  • в собственности есть комната в коммуналке;
  • сотрудник – не единственный собственник квартиры, ему приходится делить ее с другими людьми (необязательно родственниками).

Если этим требованиям соискатель удовлетворяет, то на руки он получает жилищный сертификат. Деньги эти можно потратить только на покупку жилой недвижимости. При этом само пособие определяется исходя из следующих факторов:

  • рыночная цена в регионе проживания;
  • необходимая площадь (ограничения устанавливаются в каждом регионе отдельно).

При выдаче денег учитывается норматив жилья не только на самого сотрудника, но и на членов его семьи. Так, выплата осуществляется исходя из следующих нормативов:

  • 33 м 2 – для одинокого гражданина;
  • 42 м 2 – на семью из 2-х человек или по 21 м 2 на каждого из них;
  • 18 м 2 – на каждого члена семьи, в которой проживает 3 и более лиц.

Пример. Нестеров работает во ФСИН и должен получить жилищный сертификат как нуждающийся. Он проживает с супругой и 2 детьми. Какую площадь будут брать в расчет при определении размера выплаты? Т. к. семья состоит из 4 человек, то им выделят 4*18 = 72 м 2 . Но дополнительно нужно учитывать условия в регионе проживания.

В некоторых случаях размер выплаты увеличивается. Причин тому может быть несколько. Вот наиболее частые:

  • Увеличение нормативной площади. За каждого инвалида в семье (необязательно сам сотрудник, может быть и кто-то из его семьи) добавляют еще 15 м 2 .
  • Применение повышающего коэффициента. Причем он относится уже не к нормативам площади, а к средней стоимости жилья. Устанавливаются такие повышающие коэффициенты обычно в крупных городах. Например, в Москве и Санкт-Петербурге он равен 1,2, а в Свердловской области – 1,5.

Если соискатель хочет получить помощь от государства в покупке жилья, то действовать ему следует таким образом:

  1. Подготовить документы для подачи заявления. Перечень бумаг довольно большой. Например, при наличии супруга потребуется свидетельство о браке. Обязательно предоставляется рапорт, справка о составе семьи из домовой книги, сведения о выслуге. На детей потребуются свидетельства о рождении.
  2. Подать документы в МВД по месту проживания.
  3. Дождаться решения. Сами документы рассматривают примерно месяц, после чего решение сообщают соискателю. Если оно положительное, то происходит выдача жилищного сертификата на имя сотрудника ФСИН.

Выделенные деньги можно будет потратить только на покупку жилья. По сути, на руки наличные никто не выдаст, деньги будут переведены продавцу недвижимости. Так исключается вероятность нецелевого расходования.


Преференции от ФСИН (Федеральной службы исполнения наказаний) имеют федеральный характер, предполагают различные оциальные, медицинские и жилищные послабления. С 2019 года законодательная база относительно льгот пенсионерам ФСИН была откорректирована. Для их получения рассматриваемым сотрудникам нужно будет подготовить определенный пакет бумаг и соблюдать предусмотренный властями алгоритм.

Льготы и госпомощь служащим ФСИН в 2020 году

Ведомство ФСИН, считаясь субъектом исполнительной власти, подчиняется Министерству юстиции РФ,
обладает всеми соответствующими атрибутами (счет в банке, штампы, специфические бланки).

К основным налоговым льготам для пенсионеров ФСИН, а также для действующих работников, относится:

  • компенсация использованного топлива, если субъект применял личный автомобиль для служебных целей или по распоряжению начальства;
  • предоставление льготных средств для покупки недвижимости;
  • пособие, выплачиваемое каждый месяц, и предназначенное для приобретения книг или необходимых пособий педагогическим составом. Объем пособия составляет 10% от оклада субъекта;
  • возмещение затрат на проезд в командировку или в ходе перевода лица на другое рабочее место. Издержки на дорогу также возмещаются при проезде до места отдыха, в частности, до оздоровительных санаториев.

Льготы пенсионерам ФСИН в 2020 году также включают государственную помощь. Это обуславливается тем, что исполнение должностных обязанностей во ФСИН связано с опасными условиями, в частности, работой с преступниками. На дополнительные преференции могут претендовать сотрудники следующих инстанций:

  • исправительных колоний и колоний-поселений;
  • мест, в которых заключенные находятся пожизненно;
  • СИЗО и тюрем;
  • колоний для малолетних заключенных;
  • медицинских частей, реабилитационных центров и проч.;
  • адаптационных организаций;
  • религиозных образований и т.д.

Льготы пенсионерам ФСИН по выслуге лет

Рассматриваемые работники могут претендовать на досрочное освобождение от должностных обязанностей. В данной ситуации каждые два отработанные года учитываются для стажа за три года. Также пенсионеры ФСИН обеспечены льготами в таком выражении:

  • скидка 25% при приобретении путевки в санатории, а для родных – 50%;
  • возмещение затрат, которые субъект понес при смене места жительства в случае, если климат и погодные условия первоначального населенного пункта были слишком суровы;
  • понижение налогооблагаемой базы (в части выплаты земельного налога и налога на недвижимость);
  • материальное обеспечение в случае нужды.

При этом индексация предоставляемых пособий для пенсионеров ФСИН должна была составлять 7%. Однако ввиду дефицита бюджета, процент был несколько снижен и зафиксирован на отметке 6,3.

Сотрудники, имеющие знаки отличия СССР и/или РФ, получив их при несении службы в органах, могут претендовать на дополнительные средства. Они предоставляются единовременно в объеме одного оклада. Помимо указанного, такие граждане вправе оформить социальные льготы:

  • материальное ежемесячное пособие на покупку или постройку жилплощади;
  • получение в собственность недвижимости;
  • оформление аренды на определенное помещение;
  • возмещение стоимости квартиры/дома при съеме жилища;
  • преференции относительно уплаты коммунальных счетов;
  • возмещение части или полной стоимости медицинского лечения;
  • обеспечение мест в садиках и школах для отпрысков работников;
  • предоставление средств семье сотрудника ФСИН при гибели кормильца;
  • страховые выплаты в случае если субъекту был нанесен вред во время несения службы, и т.п.

Что касается медицинских преференций, для рассматриваемой категории сотрудников актуальны следующие позиции:

  • сотрудникам органов будут бесплатно предоставлены назначенные им препараты в мед.организациях, числящихся на балансе МВД РФ;
  • для сотрудников ФСИН могут оформляться путевки в санатории с целью лечения имеющихся заболеваний, либо для профилактики их появления. Такие путевки могут выдаваться один раз в год.

К преференциям, положенным пенсионерам-ветеранам, трудившимся во ФСИН, относятся:

  • скидки на счета ЖКХ;
  • бесплатная установка и дальнейшее использование стационарного телефон, ТВ- и радиовещания;
  • возмещение стоимости горючего, если дом ветерана не подключен к центральному отоплению;
  • возмещение стоимости ремонта частного дома и проч.

Для получения фискальных льгот субъекты должны подготовить пакет документов и соблюсти все правила оформления преференций.

Если гражданин предоставит неполный пакет документов или допустит иную ошибку, ему может быть отказано в его запросе.

Порядок получения льготы по налогам для пенсионеров ФСИН

Чтобы работникам ФСИН получить льготы, потребуется составить соответствующее заявление и направить его в муниципалитет, локальное отделение ФСИН, либо по фактическому месту прохождения службы. В ходе рабочей деятельности, либо после ухода в отставку на пенсию, заявление на получение преференций направляется в одну из следующих инстанций:

  • начальнику отделения локального исполнительного органа;
  • в администрацию населенного пункта для назначения заявителю объекта недвижимости, либо соц.аренды;
  • в ведомство или медицинскую структуру;
  • в кадровое подразделение.

Чтобы получать ежемесячные денежные выплаты на приобретение объекта недвижимости, работник должен направить такие документы:

  • выписку из домового журнала, либо же иную бумагу, в которой будет зафиксировано число граждан, проживающих в конкретном доме (квартире);
  • паспорт заявителя и каждого его родственника, проживающего с ним. Также следует предоставлять свидетельства о рождении на тех детей, которым еще не исполнилось 14 лет;
  • документы на собственность, либо бумаги, подтверждающие социальную аренду;
  • СНИЛС;
  • медицинскую справку, подтверждающую наличие хронического заболевания, либо заключение медицинской экспертизы о присвоении субъекту инвалидности;
  • акт, подтверждающий аварийное состояние дома, в котором проживает служащий с его семьей.

Исходя из положений актуального законодательства, государственные преференции могут получать как служащие органов, так и их родственники. Также льготы могут оформить дети и вдовы погибших при исполнении задания кормильцев.

Особенности жилищной программы для пенсионеров ФСИН

Разобравшись с тем, какие льготы у пенсионеров ФСИН, также уместно рассмотреть особенности жилищной программы, распространяющейся на служащих данной инстанции. Так, одной из преференций в 2020 году является предоставление субъекту сертификата по программе обеспечения жильем. Все, кто претендует на получение жилища по данной программе, должны подходить под ряд требований и своевременно оформить документы для постановки в очередь.

В частности, возможность получения сертификата, дающая право на постановку в очередь за получением жилища, имеют следующие группы сотрудников ФСИН:

  • те, у которых нет жилплощади в собственности. При этом важно, чтобы у супруга/супруги также не было собственного жилища;
  • проживающие в квартире, которая не отвечает санитарным нормам, либо федеральным требованиям относительно площади на одного человека;
  • граждане, прописанные в общежитии;
  • субъект, проживающий в помещении на основании долевого владения с родственниками, либо с третьими лицами;
  • сотрудник или пенсионер ФСИН, проживающий в коммунальной квартире;
  • субъекты, проживающие в аварийном или ветхом жилье.

Предоставление денег по программе обеспечения жильем производится в соответствии с номиналом ранее выданного сертификата.

Объем конкретного пособия назначается на основании следующих критериев:

  • среднерыночная стоимость объекта недвижимости по месту жительства;
  • число квадратных метров, установленных на одного субъекта в конкретном населенном пункте.

Последний показатель исчисляется, исходя из таких положений:

  • на одного субъекта отводится 33 квадратных метров, если у него нет семьи;
  • для супругов выделяется 42 квадратных метра;
  • в случае, когда семья состоит из 3-х и более субъектов, то норма жилплощади исчисляется с учетом того, что на одного человека должно выделяться минимум 18 квадратных метров.

Если одному из членов семьи устанавливают инвалидность, то к общей площади жилья должны добавляться еще 15 квадратных метров. В городах федерального значения также применяются повышающие коэффициенты. Например, в Москве и Санкт-Петербурге данный показатель составляет 1,2.

Порядок получения льготы на покупку жилья

Чтобы подтвердить свое право на приобретение жилья, субъекту потребуется пройти процедуру получения сертификата, включающую такие шаги:

  1. Сбор пакета бумаг.
  2. Направление бумаг в локальное отделение МВД РФ.
  3. Изучение отмеченной документации специально созданной комиссией. После рассмотрения бумаг, она выносит решение – одобрительное или отрицательное.
  4. В результате субъект может получить жилищный сертификат, оформленный на имя заявителя, либо письменный отказ с разъяснениями причин.

К возможным причинам отказа относится следующее:

  • у заявителя нет прав для участия в программе. Например, отсутствует нужный стаж, либо у одного из членов семьи имеется недвижимость в собственности;
  • были поданы не все требуемые документы;
  • субъект уже получал сертификат и благополучно его использовал;
  • в документации отображаются неверные сведения.

Таким образом, пенсионеры, ранее трудившиеся во ФСИН, могут претендовать на ряд преференций, обеспечиваемых государством. Гражданам рекомендуется внимательно оформлять документы и своевременно их направлять в контролирующую инстанцию.

Читайте также: