Методические рекомендации по социальной работе с пенсионерами

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ГБУ СО МО «Мытищинский ЦСО»

Рекомендации социальным работникам,

обслуживающим пожилых людей на дому

Для того, чтобы работать с пожилыми людьми, социальным работникам недостаточно своего жизненного опыта и наблюдений за собственными бабушками и дедушками. Необходимо еще знание данных научных исследований множества психологических и этических проблем, возникающих перед людьми в пожилом возрасте.

При недостаточной компетенции социальных работников возможно установление ошибочного патерналистского типа общения с подопечными, что выражается в пренебрежении, общении свысока, навязывании советов и своих взглядов, манипулировании пожилым человеком и излишней самоуверенности. Такое отношение вызывает недовольство пожилых людей, особенно тех, кто привык к самостоятельности, чувствителен в вопросах личного престижа. Многие пожилые люди отказываются от социальной помощи, поскольку это наносит удар по их самолюбию. Для них одиночество более приемлемо, нежели потеря самостоятельности.

Опытный социальный работник в повседневной работе с пожилыми людьми в результате наблюдения умеет определить особенности и потребности клиента. Но и ему, а тем более начинающему специалисту, сегодня не обойтись без знаний психологических особенностей лиц пожилого возраста и подходов к организации их социально-психологической адаптации.

Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в пожилом возрасте как переломном периоде жизнедеятельности человека. Методологической основой социальной адаптации выступает положение о том, что человек, находящийся в трудном положении, является не только объектом деятельности, но и субъектом.

В отличие от субъект-объектных отношений, присущих другим видам помогающих профессий (например, врач, учитель, юрист, психолог), социальная работа строится на субъект-субъектных контактах, при которых субъектами деятельности, направленной на преобразование условий жизнедеятельности клиента, являются и социальный работник, и сам клиент.

Если при субъект-объектном типе отношений основной целью субъекта деятельности является воздействие на другого человека, "подгонка" его поступков и взглядов в рамки собственных намерений и собственной картины мира, то при субъект-субъектном типе отношений признается индивидуальность другого человека, его автономность и право на собственный голос.

Другой человек в этом случае рассматривается субъектом не в качестве объекта рассмотрения, а как себе подобное существо – человек, в равной степени наделенный живой субъективностью. Участник субъект-субъектного типа общения стоит перед двумя задачами: с одной стороны – понять партнера, вникнуть в его внутренний мир; с другой стороны, быть адекватно понятым со стороны партнера по общению.

Понимание, способность видеть мир глазами другого – ведущая способность при субъект-субъектном общении с другим человеком. Основным эмоциональным процессом, сопутствующим субъект-субъектному межличностному общению, является сочувствие, сопереживание, сострадание. Поэтому характер общения социального работника с пожилыми людьми по мере возможностей должен быть не столько деловым, сколько интимно-личностным, несущим душевное тепло и заботу.

Атмосферу доверия в процессе общения легче создать, если в ней будут присутствовать такие качества социального работника, как эмпатия, доброта и искренность.

Эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека, способность видеть мир его глазами, с помощью воображения прочувствовать его жизненную ситуацию. Для этого нужно попытаться оставить в стороне личные предубеждения и по-настоящему прислушаться к другому человеку.

Эмпатия, умение терпеливо активно слушать, адекватная обратная связь подопечного и проявление чисто человеческих чувств становятся обязательным атрибутом профессионального общения социального работника с пожилым клиентом. Здесь не могут работать люди, чуждые эмпатии.

Доброта и эмоциональная теплота предполагают неотъемлемый интерес к другим людям. Они могут проявляться в том, что вы не осуждаете другого человека и искренне заинтересованы в том, что он хочет вам рассказать. Безоценочное отношение к взглядам другого человека позволяет избежать опасности морализирования и навязывания советов. Важно умение принимать клиента даже тогда, когда не принимаешь его поступки, принимать со всеми его недостатками и причудами, и показывать ему свое понимание и расположение.

Но теплоты должно быть в меру, так как в этом случае возрастает риск быть зависимым. Нужно вырабатывать в себе независимость от того, кому помогаешь, и всегда сохранять дружелюбную дистанцию.

В процессе общения важно быть искренним, искренне сочувствовать, показывать клиенту понимание тяжести его переживаний независимо от личных симпатий и антипатий. Любая фальшь и неприязнь остро улавливаются пожилым человеком и оказывают пагубное воздействие. Доверительность возрастает, если проявлять доброжелательное отношение, убедительно излагать свои мысли, быть последовательным и предсказуемым.

Первое посещение клиента социальным работником

К первой встрече с клиентом нужно подготовиться. Время первой встречи должно быть удобным для клиента, и об этом нужно договориться заранее. Следует наметить вопросы, которые необходимо задать клиенту, чтобы встреча была более эффективной. Необходимо продумать манеру своего поведения – она должна быть достаточно деловой, спокойной и доброжелательной, но ни в коем случае не сухой.

Большое значение имеет одежда социального работника. Она не должна привлекать к себе внимание, так как это сделает общение малоэффективным. Показной шик в одежде и прическе социального работника неприемлем, одеваться и причесываться он должен так, чтобы не одежда, а он сам привлекал внимание клиента, что особенно важно при первой встрече.

Если встреча происходит в холодное время года, социальному работнику следует снять верхнюю одежду, обувь и поступать так всегда при последующих посещениях, так как торопливость и откровенная невнимательность оскорбляют чувства и неприятны для клиента.

Беседу с клиентом нужно начинать с приветствия и представления. Следует назвать свое имя, отчество, фамилию и должность. При первой встрече все время, отведенное для общения с клиентом (около часа), социальный работник должен оставаться пассивным слушателем, внимательно слушать и внимательно наблюдать за поведением и эмоциональными реакциями клиента. Это нужно для определения личностных особенностей пожилого человека, его интеллектуально-мнестических способностей и степени снижения его психических функций, или, наоборот, полной их сохранности.

Умение слушать требует определенных навыков и опыта и является показателем профессионализма социального работника. Хорошее слушание означает соответствующую мимику и живую реакцию на то, что говорит и чувствует собеседник, а не на собственные мысли в связи с услышанным.

Если клиент плохо слышит, нужно смотреть прямо на него, говорить ясно и ровно, короткими предложениями, использовать жесты. Сидеть необходимо так, чтобы клиенту были видны ваше лицо, жесты, мимика, движения губ и эмоции. При этом лицо социального работника должно быть хорошо освещено.

Говорить лучше медленно, простыми, доступными словами. Не следует кричать клиенту в ухо, а лучше спросить, не лучше ли будет переписываться.

Существуют определенные рекомендации психологов относительно расположения собеседников в процессе общения. В доме у клиента не всегда удается следовать этим рекомендациям, но все-таки нужно постараться расположиться под углом 45 градусов друг относительно друга, так как такая позиция считается наиболее приемлемой и удобной для общения и дает возможность в первую очередь клиенту чувствовать себя увереннее, раскованнее и защищеннее. Но даже сидя на предложенном месте, следует избегать взгляда в упор.

Учитывая возраст пожилого человека и столь критический в его жизни момент (одиночество, беспомощность, болезнь и т.д.), естественно, что первая встреча переживается им очень эмоционально. Поэтому нельзя требовать того, чтобы старый человек сразу определился со всеми своими потребностями. Необходимо дать ему время подумать, определиться со своими нуждами и потребностями, предоставить полную информацию о перечне социальных услуг (в письменном виде), периодичности и условиях их предоставления, стоимости гарантированных и дополнительных услуг, о ЦСО и его структуре, о проводимых мероприятиях в ЦСО; о руководителях, с которыми клиент может связаться при необходимости.

Необходимо предложить пожилому человеку совместно обсудить время и дни посещений, детали будущего обслуживания для того, чтобы не возникло в будущем никаких обид и недоразумений. В свою очередь, для каждого социального работника должно быть незыблемым правилом – уважительное отношение ко времени встречи с пожилым человеком. Нужно всегда стремиться педантично и пунктуально выполнять все поручения старого человека, даже если эти личностные качества не присущи самому социальному работнику. Так как просто невозможно быть всегда пунктуальным из-за очередей в поликлиниках, магазинах, нечеткой работы транспорта и многих других бытовых мелочей, то предпочтительней будет предложить достаточно широкий диапазон срока посещений – плюс-минус один час.

Раздел 3.1. Программы для работы с пожилыми людьми и инвалидами старше 18 лет

Добавить свой материал в раздел
Работаем с пожилыми

Цели проекта: расширение спектра социальных услуг, создание новых форм социального обслуживания, ориентированных на индивидуальные потребности граждан и повышение их жизненной активности за счет максимального расширения спектра услуг для граждан, находящихся на надомном обслуживании, используя материально-техническую базу Центра, Отделения дневного пребывания и кадровый потенциал учреждения. Проект представлен на Форуме социальных инноваций регионов, г. Омск, 2015 год.

Цели проекта:
1. Способствовать повышению качества жизни одиноко проживающих пожилых людей, их долголетию путем выполнения ремонтных работ их жилья.
2. Расширение спектра социальных услуг.
3. Способствовать включению молодёжи в деятельность по оказанию социальной помощи одиноким инвалидам, формирование уважительного отношения молодёжи к старшему поколению.
4. Содействовать поддержке и продвижению социальных проектов, направленных на оказание социальной помощи людям старшего поколения.
5. Содействовать укреплению партнёрства (между социальным (ГБУ КЦСОН) и учебным (ГБОУ СПО «НТГХ и П») учреждениями) со студентами учебных заведений в решении социальных проблем старшего поколения.
6. Привлечь внимание гражданского общества, в т. ч. молодёжи, региональных СМИ к проблемам одиноких инвалидов.
Проект представлен на Форуме социальных инноваций регионов, г. Омск, 2015 год.

Цель проекта: популяризация «финской ходьбы» — современного вида социально-оздоровительной физической активности. Проект представлен на Форуме социальных инноваций регионов, г. Омск, 2015 год

Цель программы: воспитание интереса и любви к ручному творчеству, вовлечение проживающих в доме-интернате в активную творческую деятельность, формирование навыков и умению работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов; организация досуговой деятельности. Программа подготовлена для получателей социальных услуг старше 18 лет.

Цель программы: повышение уровня адаптации пожилого человека в социуме, формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития пожилых людей в меняющихся условиях современной жизни, поддержание интереса к ней, раскрытие потенциальных ресурсов личности.

Цель проекта: повышение социальной активности пожилых людей, расширение круга общения, укрепление здоровья, сохранение хорошей физической формы, молодого внешнего вида, повышение жизненного тонуса пожилых людей.

Цель программы: внедрение новой позитивной методики, как способа социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов, посещающих отделение дневного пребывания МБУ ЦСО Яйского муниципального района; продление активного долголетия и сохранение удовлетворительного жизненного потенциала граждан старших возрастных групп.

Цель проекта: адаптировать люди преклонных лет к жизни, теряющих уверенность в собственных силах, консервативно и даже враждебно реагирующих на нововведения.

Документ в формате .pdf

Рекомендовано для работы с получателями социальных услуг домов-интернатов.

Цель технологии: через погружение в творческий процесс способствовать изменению психо-эмоционального состояния получателей социальных услуг.

Цель программы: профилактика и снижение психоэмоционального напряжения пожилых людей

Цель программы: профилактика и снижение комплекса проблем, связанных с особенностями пожилого возраста

Косогорова Елена Владимировна, заведующий консультативным отделением государственного автономного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Спутник» города Верхняя Пышма».

Цели проекта:

  1. Развитие волонтерской деятельности среди граждан пожилого возраста и инвалидов на основе проведения совместного досуга, а именно благотворительное вязание варежек и носков.
  2. Освещение информации в СМИ с целью привлечения инициатив по оказанию помощи добровольно и бескорыстно активных граждан, напоминание обществу о милосердии и толерантности.

Никонова Анна Владимировна, Муравьева Наталья Борисовна, Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Владимирской области «Гороховецкий комплексный центр социального обслуживания населения»

Цель программы: улучшение качества жизни получателей социальных услуг отделений социального обслуживания на дому в привычной социальной среде, путем:

  • укрепления и сохранения здоровья пожилых людей и инвалидов;
  • формирования ответственного отношения к состоянию здоровья получателей социальных услуг отделений;
  • комплексной социальной реабилитации клиентов с ограниченными возможностями здоровья.

Минеева Я.И., инструктор по трудовой терапии. Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Добрый свет» в муниципальном образовании Надымский район».

Цель: сформировать и применить новый комплекс упражнений для тренажеров.

Иванова Жанна Олеговна, психолог государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Добрый свет» в муниципальном образовании Надымский район»

Цель программы: создание психоэмоционального комфорта для граждан пожилого возраста и инвалидов с использованием технологии песочной терапии как разновидности арт-терапии.

Работаем с инвалидами старше 18 лет

Цель программы: развитие творческих способностей лиц с ментальной инвалидностью в возрасте от 20 до 60 лет в процессе художественной обработки бересты.

Цель программы: развитие творческих способностей людей с ментальной инвалидностью через приобщение к художественному войлоку.

Цель программы: создание благоприятных условий и системы деятельности педагогических кадров для выявления обучающихся, относящихся к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, их обучения, изучения интересов, способностей и склонностей обучающихся данной группы, приобщение их к деятельности в различных областях и их самореализации (для молодых инвалидов — студентов).

Цель проекта: социальная адаптация инвалидов и их семей, помощь в достижении максимальной самостоятельности и независимости в быту.

Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся теоретической и практической базы в области основ изобразительного искусства в рамках любительского творчества.

Учебный план является нормативным актом, представлен основной и вариативной частью. Реализация содержания, воспитания, образования и развития детей и взрослых от 18 до 45 лет осуществляется на основе дополнительной общеразвивающей программы «Творческая мастерская» в области декоративно – прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество». Учебный план подготовлен для получателей социальных услуг ГАУ Кемеровской области «Юргинский психоневрологический интернат».

Цель работы – стремление найти наиболее эффективные инновационные средства реализации культурно – организованной деятельности посредством взаимосотрудничества с другими досуговыми, воспитательными художественно – эстетическими центрами.

Программа объединения по интересам. Цель программы: ознакомление получателей социальных услуг с рабочими профессиями и специальностями, рекомендуемыми для профессиональной подготовки; подготовка к осознанию гражданами – инвалидами своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии с учетом экономической ситуации в городе.

Программа объединения по интересам. Цель программы: формирование социальных навыков в быту.

Цель программы: сохранение физической, психической и социальной активности клиентов, снижение уровня зависимости от посторонней помощи, формирование мотивации к трудовой деятельности.

Цель программы: оказание помощи получателям социальных услуг приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у получателей социальных услуг достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций. А также способствовать социализации людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Данная цель достигается посредством организации адаптивного обучения и самостоятельной работы, а так же посредством осуществления практических работ.

Цель: апробация новых форм организации занятости получателей социальных услуг для развития их самостоятельной познавательной деятельности и осуществление социального партнерства на правах сотрудничества.

Целью данной проектной деятельности «Чудеса из ткани» является амплификация развития ПСУ творческими формами работы (обогащение содержания реабилитационного процесса инновационными формами работы по профориентации).

Рабочая программа «Путь к долголетию» по системной поддержке и повышению качества жизни граждан старшего поколения. Калюк И.Ю., Никулина Е.А., Юрга, Кемеровская область.

Цель реабилитационной работы – сохранить полезность пожилого человека, способствовать продлению активного долголетия, улучшению социального самочувствия посредством организации досуга и отдыха, удовлетворения существующих потребностей.

Затрудняюсь ответить 1,7 Как показывают данные табл. 3, личные проблемы, приведшие к отказу детей от родителей, довольно тесно сопряжены с социальными проблемами нашего общества, например, с ухудшением состояния здоровья населения в целом, ростом заболеваемости и инвалидности; с проблемами жилья; с алкоголизмом, аморальным образом жизни; с экономическим кризисом и др.

Социальная нестабильность в российском обществе приводит к тому, что многие пожилые люди ищут защиту в семье, пытаются адаптироваться к новым социальным условиям и новому статусу помощью близких людей. Семья приобретает в этих условиях особую значимость, становится «фактором страховки», эмоциональной и социальной поддержки пожилых людей. Через семью, общение с детьми и внуками пожилой человек пытается найти новое место в жизни. Семья и близкое социальное окружение оказывает своему старшему члену психологическую поддержку. Отношения с детьми - одна из наиболее значимых проблем для пожилых - большинство испытуемых оценивает как в достаточной степени удовлетворительные. Жизнь, судьба, проблемы детей и внуков являются предметом забот старшего поколения. Поэтому вовлеченность пожилого человека в проблемы близких весьма велика.

Однако отсутствуют предписанные нормы отношений в семье по количеству и качеству контактов между поколениями и характеру обмена помощью. Эти отношения могут быть самыми разными и изменяться со временем. Большинство людей молодого и среднего возраста не в полной мере представляют проблемы и особенности психики людей позднего возраста. Это может привести к нарушению взаимной зависимости поколений и межпоколенным конфликтам.

Увеличение числа людей, нуждающихся в помощи, имеет особое влияние на женщин. Исследования показывают, что женщины играют ключевую роль в семейной поддержке между поколениями, выполняя роль «мостика» между семейными поколениями и часто являются инициаторами семейного объединения, информационного обмена и ухода друг за другом. С другой стороны, пожилые женщины находятся в более трудном положении, чем мужчины этой же возрастной группы по показателям одиночества и семейного статуса.

Несмотря на то, что «конфликт поколений» в российском обществе не слишком актуален, семейные связи ослабляются вследствие загруженности и высокой фрустрированности молодых членов семьи, которые слишком заняты для того, чтобы наладить эмоциональный контакт со своими старшими родственниками и помочь им пережига трудный период жизни.

Необходимо реализовывать психотерапевтическую функцию семьи по отношению к личности пожилых, предотвращения появления жестокого отношения к старым родственникам. Следует обратить внимание на то, что в России отсутствуют статистические данные по семье пожилых людей, их формам проживания, а также методологически обоснованные и разработанные формы и методы оказания помощи тем, кто ухаживает за пожилыми людьми в семье.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Старение населения как феноменальный социально-демографический процесс неизбежно становится предметом озабоченности всех стран.

Данная проблема актуальна и для России политика социальной поддержки пожилых людей отражает сущность любого общества и государства, независимо от политического строя.

Новый тип возрастной структуры ставит перед современным обществом серьезные социально-экономические и моральнопсихологические задачи.

В условиях переходного периода к рыночной экономике общественное положение пожилого человека в России резко ухудшилось. Как социально-демографическая группа, составляющая более чем одну пятую населения, граждане старшего поколения остро нуждаются в социальной поддержке со стороны государства. В связи с этим за последние десять лет в Российской Федерации разработана нормативно-правовая база по социальному обслуживанию пожилых людей, система льгот и пособий, а также социальных услуг. Расширяется сеть общественных организаций, направленных на повышение востребованности и активности пожилого населения.

Степень социальной активности граждан старшего возраста служит в настоящее время не только важным показателем их образа жизни, но и позволяет судить о положении и роли пожилых людей в обществе.

В связи с этим возрастает необходимость оказания профессиональной помощи пожилым, роль социальных услуг как механизма социальной интеграции и защиты.

Важно иметь новые формы и методы работы, изучать отечественный и зарубежный опыт, овладевать инновационными технологиями.

Требуется изменять представление о пожилых людях, как о непродуктивных членах общества. В отношении граждан старшего возраста наиболее важным является поддержка их социальных способностей, взаимодействие с общественными организациями, вовлечение в самопомощь и взаимопомощь, взаимодействие этих факторов является источником творческих возможностей и будет способствовать развитию новых форм социальной работы, направленных на оказание помощи и поддержки пожилым людям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М., 2001.

2. Карюхин Э.В. Геронтологические НКО: от моделей ухода к становлению сектора. – М., 2002.

3. Киселев С.Г. О некоторых вопросах организации социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации. В книге медицинские и социальные проблемы в геронтологии. Самара, 1996.

4. Козлова Т.В. Социальное время пенсионера: этапы самореализации личности. – М., 2003.

5. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом. Состояние, тенденция, перспективы. М., 1998.

6. Краснова О.В. Социально-психологические сопровождение выхода на пенсию. – М., 2000.

7. Краснова О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании. – М., 2001.

8. Ларионова Т.П. Социальная геронтология: опыт конкретного социологического исследования. – Казань, 2004

9. Мелькумян А.С. Геронтология. – М., 2002.

10. Популярная энциклопедия пожилого человека. Самара, 1997.

11. Пожилые люди в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы. – М.: Права человека, 2002.

12. Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003.

13. Пожилые люди: развитие социальных услуг. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. – Вып. 1.

14. Психология старости и старения. Хрестоматия / Составители О.В.

Краснова, А.Г. Лидерс. – М., 2003

15. Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте, авт. дис. канд. псих. наук. М., 1990.

16. Рубцов А.В. Медико-социальная адаптация пожилых людей в учреждения. – М., 2004.

17. Социально-психологическая работа с пожилыми людьми: опыт

Кузбасса. Сб. учебно-методических статей/Под ред. О.В. Красновой. – М.:

18. Социальная работа с пожилыми / Под ред. Е.И. Холостовой. М., 1995.

19. Социальная работа с пожилыми людьми в США. – Тула, 2002.

20. Ускова Н.Е. Институциональное обеспечение социальной активности пожилых людей. – М., 2000.

21. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. М., 1999.

22. Холостова Е.И., Яковлева С.А. Проблемы старости и ее предупреждения. – М., 2002.

23. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. Учебное пособие. – М., 2002.

24. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология. – М., 2005.

25. Щукина Н.П. Самопомощь и взаимопомощь граждан старшего возраста. – М., 2003.

26. Щукина Н.П. институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. – М., 2004.

Сегодня продолжительность жизни человека значительно выше, чем у наших предков. Процесс старения определяют гены и социальные особенности личности. Поэтому при взаимодействии с пожилыми людьми важно учитывать, как общие возрастные особенности, характерные для данной категории в целом, так и конкретный тип личности, с которой работает специалист. Утверждение «все старики одинаковые» – миф. На самом деле они очень разные.

Для пожилых людей 60-75 лет свойственны высокий уровень активности и психическая адекватность. Они только по паспорту пожилые. Взаимодействие с такими людьми практически ничем не отличается от взаимодействия с людьми зрелого возраста. Особенно, если человек продолжает успешно работать.

У пожилых 75-90 лет появляются медицинские проблемы, связанные с ухудшением общего состояния здоровья. Именно эта группа пожилых людей и доставляет большинство проблем при взаимодействии с ним.

В пожилом возрасте люди демонстрируют различные способы адаптации к старости. У одних – снижается способность регуляции своего поведения в отношениях с окружающими. Как результат появляются амбициозность, обидчивость и нетерпимость к возражениям, ригидность, недоверие, мнительность. Все вокруг видится неясным, непредсказуемым, иногда угрожающим. При этом у пожилого человека возрастает потребность в безопасности: он избегает новых неожиданных ситуаций и контактов. У него нет желания приспособиться к изменениям жизни, он их не принимает и не понимает, так как живет прошлым.

У других этот процесс направлен на сохранение себя как личности, принятие состояния старости. Для человека открывается новый смысл, возникает потребность и желание в передаче своего жизненного опыта другим людям, проявляется социальная активность. Нередко возрастает потребность в заботе о других. Пожилой человек стремится, с одной стороны, защитить свое «Я» от вмешательства окружающих, а с другой стороны, реконструировать его для адаптации в новом социуме.

К сожалению большинство пожилых людей адаптируясь к процессу старения отгораживаются от мира и находятся за гранью причастности к тому, что происходит в обществе. Все это усложняет общение с ними и оказание им помощи.

Процедура взаимодействия с пожилым человеком специфична и должна осуществляться с учетом личностных и индивидуальных особенностей адаптации к возрастным и социальным изменениям. Опираясь на результаты геронтологических исследований, можно сформулировать несколько рекомендаций специалистам, работающим с гражданами пожилого возраста.

Рекомендации по работе с пожилыми людьми

1.Помните, людям пожилого возраста свойственны рассеянность, расфокусированность внимания и снижение скорости реакции. Описывая какую-либо ситуацию или действия, разбивайте их на более мелкие шаги, затем структурируйте и самостоятельно определяйте их последовательность, привлекая внимание пожилого человека.

2. Четко формулируйте вопросы, просьбы, задания, старайтесь не отвлекать другими дополнительными рекомендациями, телефонными разговорами, так как существует проблема с распределением внимания.

3. Приводите примеры из жизни – пожилые люди склонны запоминать то, что для них важно и может пригодиться.

4. Будьте последовательны, используйте простые и четкие установки, реальные, конкретные факты.

5. Переключайте внимание амбициозных пожилых людей, которые отличаются неуравновешенным характером, импульсивными проявлениями и аффективными реакциями от предмета возбуждения и возвращайтесь к обсуждению только после нормализации состояния. Применяйте прием уточнения, который определяется в такой, часто используемой фразе: «Правильно ли я вас понимаю, Иван Петрович…», проговаривайте проблему и путь ее решения. Тогда пожилой человек будет уверен в правильности своего решения, несмотря на то, что это решение подсказали ему вы.

6. Делайте паузы в разговоре. Замедляя свою речь, вы дадите возможность ее осмыслить и, что самое главное, успокоиться. Мнительные пожилые люди лучше воспринимают слова, сказанные в спокойной авторитетной манере. При этом важно поддерживать доверительную среду общения. В результате пожилой человек будет доверять и чувствовать себя в безопасности, а также будет удовлетворен решением своей проблемы и специалистом, который с ним работает.

Помните, что паспортный возраст пожилого человека не дает гарантии принадлежности к той или иной возрастной группе. Каждый случай индивидуален.

Эффективно выстраивать взаимодействие с пожилыми и престарелыми гражданами – это огромный труд, который предполагает наличие крепкой нервной системы, философского взгляда на трудности и терпение. И если чувствуете, что у вас не хватает сил, необходимых для удовлетворения потребностей подопечного, сложно с ним установить контакт, не разрушайте собственное здоровье, обращайтесь за помощью к профессионалам: психологам, психотерапевтам, возможно медицинским работникам.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 октября 2015 г. N 725

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМ НАГРУЗКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В СФЕРЕ

В целях реализации пунктов 2 и 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007; 2014, N 30, ст. 4257) и в соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4583), а также в целях координации деятельности и методического обеспечения установления и расчета нормативов числа получателей социальных услуг на одного социального работника в сфере социального обслуживания приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 года.

приказом Министерства труда

и социальной защиты

от 15 октября 2015 г. N 725

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМ НАГРУЗКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В СФЕРЕ

1. Методические рекомендации по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания (далее соответственно - нормы нагрузки, Методические рекомендации) разработаны в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при установлении нормативов числа получателей социальных услуг на одного социального работника государственных и (или) муниципальных организаций социального обслуживания, в том числе при формировании органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий ("дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", установлении норм времени на оказание социальных услуг социальными работниками, норм нагрузки, нормативов численности социальных работников и иных норм труда социальных работников организаций социального обслуживания.

2. Нормы нагрузки определяются на основании норм времени на оказание социальных услуг социальными работниками с учетом установленного режима труда и отдыха социальных работников в сфере социального обслуживания.

3. Нормы нагрузки определяются в соответствии с алгоритмом, предусмотренным приложением N 1 к Методическим рекомендациям.

4. Трудоемкость оказания социальных услуг социальными работниками для расчета средних затрат труда социального работника на обслуживание одного получателя социальных услуг (далее - типовые нормы времени) определяется в порядке, установленном пунктами 16 - 20 настоящих Методических рекомендаций и приложением N 2 к Методическим рекомендациям.

5. Типовые нормы времени установлены в виде диапазона значений времени на наиболее часто встречающиеся социальные услуги, оказываемые социальными работниками из расчета на единицу объема оказываемой социальной услуги с учетом рациональной организации труда, оснащения рабочих мест компьютерной и организационной техникой, доступности предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, медицинских организаций и других факторов, оказывающих влияние на трудоемкость оказания соответствующих социальных услуг.

6. Типовые нормы времени установлены с учетом видов работ, предусмотренных профессиональным стандартом "Социальный работник" на следующие виды социальных услуг : социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочные социальные услуги.

Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. N 677н "Об утверждении профессионального стандарта "Социальный работник" (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2013 г., регистрационный N 30627) (далее - профессиональный стандарт "Социальный работник").

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6872).

7. Фактическая трудоемкость оказания социальных услуг социальными работниками определяется с учетом перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утверждаемого законом субъекта Российской Федерации .

Пункт 9 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007; 2014, N 30, ст. 4257).

8. Расчетные нормы времени на оказание социальных услуг (далее - нормы времени) определяются на основе типовых норм времени с учетом региональной специфики деятельности социального работника путем применения при отклонении фактических организационно-технических условий оказания услуги от типовых поправочных коэффициентов.

9. Нормы времени на социальные услуги, фактически оказываемые получателям социальных услуг, но не вошедшие в типовые нормы труда, определяются в соответствии с методическими рекомендациями по разработке типовых отраслевых норм труда .

Приказ Минтруда России от 31 мая 2013 г. N 235 "Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда".

10. Нормы времени определяются дифференцированно в зависимости от формы социального обслуживания и места оказания социальной услуги (благоустроенный сектор/неблагоустроенный сектор) с учетом особенностей деятельности организации социального обслуживания.

11. Трудоемкость оказания социальных услуг определяется с учетом периодичности и кратности оказания социальных услуг, установленных стандартами социальных услуг , по следующей формуле:

Пункт 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

ti - расчетная норма времени на оказание i-й социальной услуги;

ni - объем оказания i-й социальной услуги с учетом периодичности и кратности в годовом исчислении .

Периодичность и кратность оказания социальных услуг определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации с учетом нуждаемости получателей социальных услуг. Если, например, социальная услуга оказывается 2 раза в неделю, то годовое количество социальных услуг, оказанное одному получателю социальных услуг, составит 104 ед. в год (52 x 2).

Пример расчета трудоемкости оказания социальных услуг приведен в таблице 1.

Пример расчета трудоемкости оказания социальных услуг

Наименование социальной услуги

Расчетная норма времени на оказание социальной услуги, мин ( ti)

Периодичность оказания социальной услуги, раз в год

Кратность оказания социальной услуги, один раз в течение периода

Число получателей социальной услуги, чел. ( ni)

Трудоемкость оказания социальной услуги, чел.-час. ( Ту)


Рубрика: 14. Социальная работа

Статья просмотрена: 35341 раз

Библиографическое описание:

Примак, Ю. А. Особенности социальной работы с пожилыми людьми / Ю. А. Примак, И. А. Гизатова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3179/ (дата обращения: 07.12.2020).

В социально-демографической структуре современного общества, в ряду социальных слоёв и групп, которые можно и нужно рассматривать как объекты социальной поддержки и помощи, одно из первых мест занимает такая категория как пожилые люди. Как любая крупная социальная общность, она имеет собственную внутреннюю структуру, включающую в себя различные социально - демографические слои. Основным стратификационным признаком, позволяющим выделять эти слои является возраст человека.

Актуальность исследования работы с пожилыми людьми в социальной сфере обусловлена следующими обстоятельствами:

во-первых, возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей;

во-вторых, социальный работник – это человек, который непосредственно контактирует с клиентом, он знает его проблемы и пытается ему помочь;

в-третьих, необходимость выявления пожилых людей, опознавание их проблем и принятие наиболее эффективных способов по их устранению.

В соответствии с классификацией, принятой ВОЗ и геронтологической ассоциацией к пожилым относятся люди в возрасте 60-74 лет, к старикам 75-90 лет, к долгожителям старше 90 лет.

Социальная работа с этой категорией населения должна строиться исходя из присущих ей особенностей и тех социальных проблем, с которыми они сталкиваются в процессе своего социального и личностного функционирования. К основным проблемам пожилого возраста относятся следующие:

Ограничение жизнедеятельности пожилых людей. Это одна из наиболее острых и болезненных проблем, с которой сталкиваются многие члены общества, достигшие пожилого возраста и вынужденные, в силу возрастных особенностей, отказаться от многих привычных социальных ролей и статусов.

Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми.

Резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе.

Наличия большого количества свободного времени и качество наполнения.

Одним из важных эффективных механизмов решения и смягчения социальных проблем граждан пожилого возраста в условиях модернизации российского общества является организация их социального обслуживания. Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Сложную социально-экономическую ситуацию помогают смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания. Они активно способствуют улучшению качества жизни пожилых людей, создают условия для оптимизации их жизненного уклада и решения различных проблем, связанных с психологической помощью и поддержанием здоровья.

Практика социального обслуживания позволяет смягчить проблемы маломобильного населения, вносит элементы улучшения качества жизни, способствует оптимизации жизненного уклада пожилых людей.

Самой распространенной формой социального обслуживания пожилых людей являются территориальные центры социального обслуживания. Обязательным минимумом в работе таких центров является наличие трех отделений: 1) социальной помощи на дому, 2) временного дневного пребывания, 3) срочной социальной помощи.

Основными задачами и функциями центров являются:

выявление престарелых, нуждающихся в социальной поддержке;

определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

привлечение государственных и общественных организаций для совместной работы;

предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в такой помощи;

обеспечение постоянного и комплексного социально-бытового обслуживания нетрудоспособных пожилых людей;

предоставление бесплатного культурно-бытового, юридического и медицинского обслуживания, организация питания лиц, находящихся на обслуживании центра;

оказание бесплатной помощи на дому нетрудоспособным пенсионерам и инвалидам, организация обеспечения продуктами и предметами санитарно-бытового назначения, медикаментами, здравоохранения, коммунально-бытового обслуживания, бытового хозяйства и др.;

организация натуральной, гуманитарной и срочной помощи социального характера;

оказание дополнительных услуг, не входящих в круг должностных обязанностей сотрудников центра.

В центре социального обслуживания отрабатываются и применяются новые технологии социальной работы с пожилыми людьми. Так, отделения дневного пребывания специально создаются для адаптации пожилых людей к новым условиям среди себе подобных через общение; организуются группы самопомощи и взаимопомощи. Посещение отделения дневного пребывания дает пожилым людям возможность не только бесплатного питания и медицинского обслуживания, но и укрепляет веру в себя и свою значимость для социума.

Оказание помощи на дому кроме материальной и натуральной поддержки дает возможность предоставлять клиентам юридические, психологические и доврачебные услуги и консультации.

В отделение срочной или экстренной социальной помощи может обратиться любой человек, попавший в экстремальную ситуацию. Ему может быть оказана финансовая, натуральная и юридическая помощь.

Действуют социальные парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, цехи по пошиву и ремонту одежды и обуви, предоставляющие услуги по доступным для малообеспеченных граждан ценам

Новой формой социального обслуживания является дом сестринского ухода, или хоспис - специализированное заведение, помогающие неизлечимо больным людям своевременно получить помощь, которая облегчит их моральные и физические страдания.

Дома сестринского ухода (хосписы) обычно организуются при больницах и предназначаются для проведения курса поддерживающего лечения тяжелобольных, преимущественно пожилого и старческого возраста. Основными направлениями работы данного учреждения являются:

квалифицированный медицинский уход;

своевременное выполнение врачебных назначений и процедур;

медицинская реабилитация больных и престарелых;

динамическое наблюдение за состоянием больных и престарелых;

-своевременная диагностика осложнений или обострений хронических заболеваний.

Таким образом, можно сделать вывод, что суть социальной работы с пожилыми людьми заключается, прежде всего в создании сети учреждений социального обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, удовлетворению потребностей пожилых людей как особой социальной группы населения, созданию хорошей атмосферы для достойной поддержки их возможностей.

Социальная работа способствует также выявлению положительного потенциала граждан «третьего возраста», которые становятся заметной общественной силой, помогает оценить накопленный практический опыт, приблизить национальную политику и социальные программы к нуждам стареющего населения.

Бондаренко И. Социальная сплоченность и забота об интересах пожилых людей. // И. Бондаренко - Социальная работа. - 2008. - №1.

Технология социальной работы: Учеб.пособие для студ.высш.учебн. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2002. С.-154.

Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – С. 16.

Основы социальной работы. Отв. ред. Павленок П.Д. М.: ИНФР АМ.2001. С - 216.

Гришина Л.П. Проблемы инвалидности в Российской Федерации. М., 1995.125 с.

Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 595.

Похожие статьи

Об организации досуга пожилых людей социальными службами

социальное обслуживание, социальная работа, дневное пребывание, пожилой возраст, пожилой человек, сестринский уход, социальная поддержка, пожилое, проблема. Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми.

Реализация технологии приемной семьи для граждан пожилого.

социальное обслуживание, социальная работа, дневное пребывание, пожилой возраст, пожилой человек, сестринский уход, социальная поддержка, пожилое, проблема.

Влияние социальных инноваций на социальную безопасность.

социальное обслуживание, социальная работа, дневное пребывание, пожилой возраст, пожилой человек, сестринский уход, социальная поддержка, пожилое, проблема. Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми.

Организация социальной работы с пожилыми людьми.

Проблема адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната является на данный момент одной из самых острых социальных проблем. Во многом это связано с тенденцией старения населения.

Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми.

Люди, достигшие пожилого возраста, нуждаются в общении, в реализации своего нерастраченного жизненного потенциала, творческих возможностей. Жизнь пожилых людей — это не только удовлетворение материальных потребностей, но и полноценное существование.

Анализ социального обслуживания пожилых граждан.

Мордовия, социальное обслуживание, социальное обслуживание населения, пожилой возраст, учреждение, социальная поддержка, Российская Федерация, инвалид, материально-техническая база, Пенсионный фонд.

Проблема адаптации пожилых людей, проживающих.

Организация социальной работы с пожилыми людьми. Для успешной адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната создается среда, которая расширяет возможности людей пожилого возраста, ограниченные болезнью или травмой.

Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале.

Ключевые слова: социальная поддержка населения, социальная политика, проблемы социальной поддержки, меры по повышению

Следующей актуальной проблемой является оказание социальной поддержки людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях.

Особенности досуговой деятельности пожилых людей

Организация социальной работы с пожилыми людьми. условие дома-интерната, адаптация пожилых людей, пожилое, социальный работник, пожилой человек, социальная работа, адаптация, пожилой возраст, условие проживания, активная жизнедеятельность.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Об организации досуга пожилых людей социальными службами

социальное обслуживание, социальная работа, дневное пребывание, пожилой возраст, пожилой человек, сестринский уход, социальная поддержка, пожилое, проблема. Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми.

Реализация технологии приемной семьи для граждан пожилого.

социальное обслуживание, социальная работа, дневное пребывание, пожилой возраст, пожилой человек, сестринский уход, социальная поддержка, пожилое, проблема.

Влияние социальных инноваций на социальную безопасность.

социальное обслуживание, социальная работа, дневное пребывание, пожилой возраст, пожилой человек, сестринский уход, социальная поддержка, пожилое, проблема. Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми.

Организация социальной работы с пожилыми людьми.

Проблема адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната является на данный момент одной из самых острых социальных проблем. Во многом это связано с тенденцией старения населения.

Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми.

Люди, достигшие пожилого возраста, нуждаются в общении, в реализации своего нерастраченного жизненного потенциала, творческих возможностей. Жизнь пожилых людей — это не только удовлетворение материальных потребностей, но и полноценное существование.

Анализ социального обслуживания пожилых граждан.

Мордовия, социальное обслуживание, социальное обслуживание населения, пожилой возраст, учреждение, социальная поддержка, Российская Федерация, инвалид, материально-техническая база, Пенсионный фонд.

Проблема адаптации пожилых людей, проживающих.

Организация социальной работы с пожилыми людьми. Для успешной адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната создается среда, которая расширяет возможности людей пожилого возраста, ограниченные болезнью или травмой.

Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале.

Ключевые слова: социальная поддержка населения, социальная политика, проблемы социальной поддержки, меры по повышению

Следующей актуальной проблемой является оказание социальной поддержки людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях.

Особенности досуговой деятельности пожилых людей

Организация социальной работы с пожилыми людьми. условие дома-интерната, адаптация пожилых людей, пожилое, социальный работник, пожилой человек, социальная работа, адаптация, пожилой возраст, условие проживания, активная жизнедеятельность.

Читайте также: