Министерство труда совместно с пенсионным фондом

Обзоры КонсультантПлюс

Верховный суд опубликовал обзор по коронавирусу № 1 и № 2

Что случилось?

Минтруд России совместно с Пенсионным фондом решили изменить порядок выплат накопительной части пенсии. Как сообщает РБК cо ссылкой на официальные источники, речь идет о пенсионных накоплениях, которые сформировались в течение того периода времени, когда из страховых взносов часть средств уходила на накопительную часть, то есть до ее «заморозки» в 2014 году. Сейчас на пенсию начинают выходить граждане, которые застали этот период и на их индивидуальных счетах числятся пенсионные накопления. В ПФР отмечают, что новый механизм выплат накопительных пенсий будет выгоден, как для получателей пенсии, так и для самого Фонда.

Что предлагает ПФР

Многие граждане думают, что мораторий на накопительную часть пенсии затрагивает и их пенсионные накопления, и для них зачастую оказывается сюрпризом, что при выходе на пенсию оказывается, что удалось что-то собрать на накопительном пенсионном счету, и даже преумножить это благодаря инвестиционному доходу. В этом году и в последующие годы пенсионерами становятся те, кто был участником накопительной системы совсем недолго — в в 2002 и 2003 годах. В 2004 году таких работников исключили из системы накоплений. Ее участниками остались только граждане 1967 года рождения и младше. Поэтому на накопительных счетах тех, кто был ее участником всего пару лет, практически нет денег, если смотреть на них с точки зрения выплаты накопительной части пенсии.

Поэтому в ПФР предлагают тем, у кого на счету мало средств, выплачивать их единоразово в момент начисления пенсии. В настоящее время существует аналогичная система, но лимит накоплений, сверх которого выплаты переходят в разряд ежемесячных, по мнению чиновников, недостаточно высок.

Кому будет положена единовременная выплата

Сейчас граждане, которые достигли пенсионного возраста и имеют накопления, могут получить их единовременно, если рассчитанная для них накопительная пенсия (по состоянию на день назначения) окажется меньше 5% от общей суммы пенсионных выплат, в которую входят:

  • страховая пенсия по старости;
  • все выплаты к ней;
  • расчетная накопительная пенсия.

Если сумма накопительной пенсии получается выше 5%, то пенсионер будет получать накопительную пенсию ежемесячно вместе со страховой. Как подсчитали эксперты, для этого по действующим нормам на пенсионном накопительном счету должно быть примерно 177 000 рублей. Ведь размер накопительной части пенсии рассчитывается путем деления суммы накоплений на период дожития, который в 2019 году составляет 252 месяца, а в 2020 году увеличится до 258 месяцев. Вот примерный расчет:

По данным Росстата средний размер пенсий, назначенных ПФР в январе—июне этого года, составил 14135 рубль. То есть 5% — это как раз 700 рублей.

Пенсионный фонд намерен увеличить лимит до 20%, но сравнивать накопительную часть пенсии не со всеми выплатами конкретному человеку, а с федеральным прожиточным минимумом пенсионера. В 2019 году он составляет 8846 рублей, то есть 20% — это 1770 рублей, а не 700, как в действующем варианте. Это значит, что если поправки будут утверждены, суммы пенсионных накоплений в размере до 450 000 рублей будут выплачивать единовременно при назначении пенсии. Правда, будущих пенсионеров с такими накоплениями буквально единицы. По данным ПФР, средний счет застрахованного лица в ПФР или НПФ сейчас составляет 73 000 рублей, что соответствует прибавке к страховой пенсии менее 300 рублей в месяц.

Специалисты ПФР отмечают, что обычно пенсионные накопления составляют от 30 000 до 200 000 рублей, а реальная пенсия существенно ниже средней по данным Росстата. Поэтому деление на небольшие части пенсионных накоплений невыгодно ни самому Фонду, ни пенсионерам. Поэтому предлагаемая методика увеличит единоразовые выплаты, фактически превратив их в некие «подъемные» для нового пенсионера. И это намного лучше, чем разделить скромную сумму на 252 части и выплачивать ее в течение 10-15 лет. Эксперты, которые отрицательно относятся к этой идее, предлагают предоставить выбор пенсионным фондам: они сами смогут устанавливать сумму лимита, при которой единовременная выплата превратится в ежемесячную в интервале от 5% до 10%.

Также в ПФР рекомендуют еще до выхода на пенсию поинтересоваться, сколько денег есть на накопительном счете в ПФР. Такой запрос можно отправить на портале госуслуг, выбрав услугу «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР». Это целесообразно сделать всем, кто официально работал в период с 2002 по 2013 год.


Министерство труда и социальной защиты предложило изменить организационно-правовую форму трех государственных внебюджетных фондов и предоставить Пенсионному фонду России (ПФР), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонду социального страхования (ФСС) статус публично-правовых компаний (ППК). Об этом РБК сообщили три источника, знакомых с предложениями министерства, которые были направлены в правительство.

Курирующая эту сферу вице-премьер Татьяна Голикова дала поручение до 1 апреля внести в правительство предложения о правовом статусе внебюджетных фондов. Все три фонда функционируют на одной законодательной основе и поэтому к ним необходим единый подход, указала вице-премьер. «Нам важно обсудить, как минимум концептуально, и окончательно определиться со статусом государственных внебюджетных фондов, с их ролью в системе социального страхования и с дальнейшей, надеюсь, на многие годы, их работой», — заявила она на коллегии Минтруда в середине апреля. По словам Голиковой, во втором квартале года предстоит обсуждение предложений министерства с экспертами.

В правительстве ранее обсуждалась идея преобразовать ПФР в публично-правовую компанию, сообщили источники РБК в конце декабря 2017 года. Позднее в интервью РБК председатель ПФР Антон Дроздов говорил, что публично-правовая компания рассматривается как один из возможных вариантов преобразования Пенсионного фонда. Кроме ППК анализировалась форма некоммерческой организации, а также казенного учреждения, отметил он.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал предложение Минтруда рабочей инициативой. «Это идеологически новая история, поэтому я предлагаю обращаться в кабинет министров за разъяснениями», — сказал он журналистам в четверг, 23 мая.

В пресс-службе Минтруда во вторник, 21 мая, отказались представить комментарий. РБК направил запрос в секретариат Татьяны Голиковой, а также в пресс-службы ПФР, ФОМС и ФСС.

Зачем менять статус внебюджетных фондов

Установление правового статуса внебюджетных фондов создаст возможность, чтобы в дальнейшем объединить ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд, отмечают два источника РБК. За объединение в единую структуру выступала Голикова, занимавшая должность председателя Счетной палаты.

«Объединенный фонд обязательного социального страхования должен представлять уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности», — заявила Голикова в январе 2018 года. Это позволит построить управление новым социально-страховым фондом по принципу социального партнерства, повысить прозрачность его деятельности и обеспечить высокий уровень доверия со стороны населения, сказала она. Объединение также позволит сократить административные расходы и траты на информатизацию фондов. Заняв пост социального вице-премьера в мае 2018 года, она не отказалась от этой инициативы. «Мне кажется, что это правильная постановка задачи», — подчеркнула вице-премьер в интервью РБК.

Определение правового статуса — это предпосылка к созданию мегарегулятора из объединенных фондов в единой организационно-правовой форме, который возьмет на себя весь комплекс социального страхования, полагает партнер компании НАФКО Павел Иккерт. Установление правового статуса кодифицирует в одном документе все законы и постановления, которые принимались в отношении социальных фондов. «То есть то, что было создано начиная с 1990-х годов, сотни положений и актов будут приведены в унифицированный вид, что впоследствии облегчит работу единого социального фонда», — пояснил Иккерт.

Какой правовой статус у фондов сейчас

Сегодня внебюджетными фондами фактически управляют профильные министерства, а федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (1999 год) определяет социальные фонды как форму социальной защиты, пояснил РБК первый директор Федерального фонда ОМС (в 1993–1998 годах) профессор Владимир Гришин. «Фактически внебюджетные фонды работают как государственные учреждения», — отметил он.

У Пенсионного фонда сейчас нет единого учредительного документа, в котором были бы закреплены все его фактические полномочия и организационно-правовая форма. Проект федерального закона, гармонизирующий все законодательные акты и уточняющий правовой статус ПФР, должен был быть подготовлен и внесен в правительство еще в марте 2014 года, следует из графика стратегии развития пенсионной системы, но документ так и не был разработан.


Что изменит новый статус социальных фондов

Функционал публично-правовой компании регулируется отдельным законом или указом президента, что даст возможность установить особый порядок работы социальных фондов, пояснил один из собеседников РБК.

При этом необходимо решить вопрос о форме собственности на средства бюджета социальных фондов, в том числе на пенсии.

«Сейчас мы находимся в той парадигме, что пенсии — это государственные средства, которые являются частью бюджета фонда, а этот бюджет является частью бюджетной системы России, и все это гарантируется государством. Поэтому с точки зрения статуса фонда если мы входим в публично-правовую компанию, то отношения с государством должны быть перестроены», — отмечал ранее Дроздов.

Исходя из закона статус публично-правовой компании позволил бы внебюджетным фондам свободнее распоряжаться средствами: наращивать резервы, инвестировать и размещать свободные деньги в активах для получения дополнительной прибыли. У Пенсионного фонда, например, по итогам 2017 года были переходящие остатки (временно свободные средства) на 234,2 млрд руб.

«Изменение статуса внебюджетного фонда на ППК в то же время означает, что будет поставлен вопрос о том, кто будет ею руководить», — подчеркнул собеседник РБК. Генеральный директор ППК, согласно закону, назначается на должность решением правительства.

Переход к публично-правовой форме позволит перевести управление фондами на трехстороннюю основу — с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей, заметил секретарь комитета РСПП по развитию пенсионных систем и соцстрахованию Вячеслав Батаев.

Публичный статус социальных фондов давно напрашивался; главное, чтобы на деле и работодатели, и профсоюзы имели реальную возможность принимать участие в управлении фондами, голосовать по решениям, имели реальные рычаги влияния», — сказал РБК Батаев. «В любом случае на первом месте основа управления должна быть трехсторонняя», — сказал РБК председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.

Что такое публично-правовая компания

Возможность создания ППК появилась в 2016 году. Публично-правовая компания — это некоммерческая организация с правом инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности, следует из закона «О публично-правовых компаниях». ППК вправе приобретать активы, открывать банковские счета и заключать договоры банковского счета и вклада, создавать филиалы, коммерческие и некоммерческие организации. Такая компания может формировать свой резервный фонд. В законе также прописана возможность осуществления напрямую президентом России различных полномочий в отношении публично-правовых компаний.

Минтруд направил в правительство предложение об изменении организационно-правовой формы трех государственных внебюджетных фондов ПФР, ФОМС и ФСС.


Три источника передали эту информацию журналистам. В четверг же появился комментарий официального представителя Кремля Дмитрия Пескова, который назвал смену юридического статуса контролирующих всю социальную сферу фондов “идеологически новой историй”. Он же послал журналистов за дальнейшими разъяснениями в российское правительство.

Важно понимать, что наделение статусом публично-правовой компании внебюджетных российских фондов подается в информационном пространстве как единственная альтернатива существующему положению. Вскользь упомянуто, что Минтруд предлагает еще преобразовать фонды в некоммерческие организации или казенные учреждения. Однако именно публично-правовая форма вышла на первый план. Почему? Потому что еще до назначения на должность социального вице-премьера Татьяна Голикова говорила с января 2018 года и говорит до сих пор об объединении ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд, который “должен представлять уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности”. Получив статус вице-премьера, женщина-политик продолжила продвигать эту идею и в публичном поле. А в конце года как куратор всей социальной политики правительства внесла предложение об изменении организационной правовой формы государственных внебюджетных фондов, поручив Минтруду подготовить соответствующие рекомендации до 1 апреля 2019 года.

В один мешок

На IX Гайдаровском форуме Татьяна Голикова, которая тогда продолжала еще возглавлять Счетную палату, сделала предложение об объединении ПФР, ФОМС и ФСС главным заявлением своего доклада.


Татьяна Голикова Фото: Российская Газета

По ее мнению, образовавшийся в результате этого сращивания социальный мегарегулятор должен обладать уникальной управленческой структурой, став публичной собственностью: “Это позволит построить управление принципиально новым социально-страховым фондом по принципу социального партнерства, повысит прозрачность его деятельности и обеспечит высокий уровень доверия со стороны населения”. В качестве веского аргумента Голикова назвала цифру, которая уходит на оплату труда всех сотрудников внебюджетных фондов — более 160 тысяч человек обходятся бюджету в 143,8 млрд рублей. Создание единой информационной системы позволило бы сократить эти расходы на персонал.

С другой стороны, статус публично-правовой компании обязал бы публиковать отчетность о деятельности, выполнении стратегии, использования резервов и всех остальных финансов. Де-юре расходование средств на социальное, медицинское и пенсионное страхование граждан стало бы прозрачнее. Но де-факто ситуация может оказаться обратной, потому что юридические механизмы деятельности публично-правовых компаний в России по-прежнему не разработаны полностью. Закон об этом типе организаций был принят в 2016 году, после чего предполагалось, что все российские госкорпорации перейдут на эту правовую форму. Однако ни одна из корпораций по этому пути не последовала. На данный момент зарегистрировано только две публично-правовые компании — “Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства” и “Российский экологический оператор”. И то первый, вероятно, в дальнейшем прекратит свою работу из-за запрета застройщикам привлекать деньги дольщиков и изменений правил игры на рынке долевого строительства.

Дело не только в отсутствии точного понимания того, как это будет работать на практике. Публично-правовая форма позволяет формально некоммерческой организации заниматься инвестированием на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. Такая компания может приобретать активы, открывать банковские счета, создавать дочерние коммерческие и некоммерческие организации. Если сказать проще, то с переходом на такую правовую форму из объединенных ПФР, ФОМС и ФСС может получится нечто подобное нынешнему Центробанку, но с меньшими оборотами. Здесь – внимание – возникает вопрос: кто возглавит этот социальный мегарегулятор, который вберет в себя три основных государственных фонда страхования россиян?

Согласно принятому федеральному бюджету, планируемые на 2019 год совместные доходы ПФР, ФОМС и ФСС составят 12,3 трлн рублей. На минуточку заметим, что эта сумма сопоставима с доходной частью федерального бюджета в 2018 году — 16,5 трлн рублей. При объединении крупнейших государственных фондов страхования и наделением их непонятного правового статуса, эти миллиарды денег могут так и не дойти до конечного адресата – простого россиянина, по крайней мере, в предполагаемом положенном объеме…

Компромисс

Складывается ощущение, что объединение ПФР, ФОМС и ФСС социальный вице-премьер Татьяна Голикова затевает под себя, чтобы в дальнейшем сесть на этот огромный мешок из денег налогоплательщиков, предполагаемых к нашему всеобщему страхованию жизни и здоровья. Кому, как не ей — куратору нацпроектов “Демография” и “Здоровье” — взять на себя руководство того самого социального мегарегулятора, создание которого Голикова пророчит в течение всего последнего года.

Да и сама по себе главная женщина российского правительства не из тех, кто отказывается от своих планов. Это стало понятно по реформе повышения пенсионного возраста, которую госпожа Голикова провела сразу же, как только заняла должность профильного вице-премьера. Её же считают автором скандального закона о монетизации льгот, с чего начиналось ее движение по ниве социальной политики в 2004 году. Похоже, по какой-то удивительной причине все непопулярное и отвергаемое общественностью, за что бы эта женщина не бралась, по итогу принимается и становится составляющей российской действительности.

Если мыслить как государственник, то объединение ПФР, ФОМС и ФСС — это тот вариант сокращения затрат на сотрудников, который одобряет правительственный куратор «социалки». Еще на этапе обсуждения повышения пенсионного возраста у общественности возникало недовольство по поводу чрезмерно разросшейся структуры ПФР. Бизнес-омбудсмен Борис Титов вовсе предложил ликвидировать эту “лишнюю” организацию, которая только “тянет” деньги из бюджета, а сама якобы отстала от современных технологий. Функции ПФР он предложил в июле 2018 года передать Федеральному казначейству, которое, по его мнению, является достаточно продвинутой организацией, пережившей “IT-революцию”. Общественность встретила эту идею с энтузиазмом, потому что народу куда понятнее логика разрушать, чтобы построить, чем — исправить, дабы не сломать. Однако реакция власти на это предложение не поднялась выше уровня замглавы комитета Госдумы по бюджетам и налогам Ирины Гусевой, которая призвала не принимать эмоциональных решений.

От ликвидации ПФР решили перейти к постепенной оптимизации, которая уже началась в регионах. Идет укрупнение, в рамках которого малые отделения ПФР объединяют в межрайонные, что сопровождается кадровым сокращением. Этот процесс продолжится в 2019 году. Однако аналогичное укрупнение продолжается и среди негосударственных пенсионных фондов (НПФ), что может говорить об объективном процессе, вызванным отсутствием притока в систему новых средств из-за продолжающейся заморозки накоплений.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

19 марта 2018 10:46


Информационный обмен между Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) и территориальными органами Пенсионного фонда республики является ключевым моментом в предоставлении широкого спектра государственных услуг.

По словам заместителя министра труда и социального развития Республики Саха (Якутия) Татьяны Степановой, все Управления социальной защиты подключены к системе межведомственного электронного взаимодействия, обмен идет и по другим защищенным каналам связи.

– Если подробнее, за 2017 год органами социальной защиты в адрес Управлений ПФР было направлено более 600 тысяч запросов. Это достаточно большая цифра. Уже в этом году количество запросов превысило 180 тысяч. И, если говорить в целом, в прошлом году министерством обработано около 50 тысяч входящих запросов, – уточнила Татьяна Иннокентьевна.

По ЕГИССО проведена большая организационная работа, отметила замминистра. В республике Министерство является координатором участия 11 органов исполнительной власти и всех муниципальных образований по подключению к ЕГИССО. Созданы межведомственная комиссия, две рабочие группы. На сегодняшний день масштабная подготовительная работа завершена. В скором времени министерством планируется полная загрузка в ЕГИССО сведений о фактах назначения мер социальной поддержки гражданам.

Таким образом, предстоит большая совместная работа по двум большим федеральным проектам – Федеральному реестру инвалидов и Единой государственной информационной системе социального обслуживания. Татьяна Иннокентьевна подчеркнула, что у министерства и фонда одни цели, задачи по многим другим направлениям работы, по совершенствованию системы информационного обмена:

– Взаимодействие Министерства труда и социального развития РС(Я) и Отделения Пенсионного фонда России по Республике Саха (Якутия) неразрывно. Разрешите от имени министерства и территориальных органов соцзащиты выразить огромную благодарность коллегам за совместную работу, понимание и за то, что всегда готовы найти общий язык.

Заместитель главы по социальным вопросам МР "Хангаласский район" Елена Яковлева в своем выступлении озвучила данные о реализации работы по предоставлению информации о мерах социальной поддержки. Так, с Управлением ПФР в Хангаласском районе заключено соглашение, в рамках которого составлен локальный реестр мер, финансируемых из бюджета муниципалитета. В меры социальной поддержки населения входят: материальная помощь на ремонт жилья участникам ВОВ и тыла, единовременная денежная выплата на строительство жилого помещения семьям, имеющим 10 и более детей. В улусе предоставляются земельные участки под индивидуальное жилищное строительство многодетным семьям. Не первый год осуществляется софинансирование федеральной субсидии молодым семьям на строительство жилого помещения – этой мерой поддержки за 2017 год воспользовались 25 семей. Также в реестр входят компенсация родительской платы за присмотр и уход детей в дошкольных учреждениях, компенсация платы за питание детей в образовательных учреждениях для семей, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в республике. Елена Дмитриевна обратила внимание участников завершающего дня совещания на то, что совместно с Управлением ПФР в Хангаласском районе они готовы к предстоящей объемной работе по выгрузке всех озвученных данных в портал ЕГИССО.

Управляющий Отделением ПФР по Республике Саха (Якутия) Георгий Степанов, в свою очередь, поблагодарил заместителя главы муниципального района "Хангаласский улус" и отметил, что взаимодействие Управления ПФР в Хангаласском районе с администрацией улуса служит примером для других территориальных органов ПФР республики и муниципальных органов, ведь все меры социальной поддержки малообеспеченным слоям населения крайне важны. Руководитель еще призвал руководителей территориальных органов ПФР уделять особое внимание данным направлениям деятельности и пожелал успехов в дальнейшей совместной работе.

Пенсионный фонд России (ПФР) не планирует в 2021 году проводить массовые проверки пенсионеров на наличие дополнительных доходов. Об этом сообщил первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев.

«Мы сегодня запросили Пенсионный фонд и Министерство труда. Я разговаривал и с (главой ПФР Максимом. — RT) Топилиным, и с (замглавы Минтруда Андреем. — RT) Пудовым на эту тему. Нас заверили, что никаких таких фронтальных проверок не планировалось и не планируется. Пенсионный фонд как работал, работает сейчас, так и будет работать в обычном режиме в 2021 году», — рассказал депутат в интервью ТАСС.

Так он прокомментировал заявление доцента РЭУ имени Г.В. Плеханова Людмилы Ивановой-Швец о якобы готовящихся проверках получающих пенсию россиян. Иванова-Швец в интервью агентству «Прайм» заявила, что в августе Счётная палата в ходе проверки выявила нарушения, связанные с начислением пенсий, при этом речь шла как о незаконных переплатах, так и о недоплатах.

По её словам, после этого было решено провести «более тщательную проверку правильности выплат пенсий». Граждан, заявила Иванова-Швец, проверят на наличие дополнительных доходов, а также по месту жительства — это коснётся тех, кто получает повышенную пенсию в северных регионах по доверенности через другого человека. Кроме того, проверки ждут и пенсионеров, проживающих за рубежом.

«В результате, безусловно, появятся те, кому будут положены дополнительные деньги, и те, кому придётся возвращать в фонд незаконно полученные, но зато после этого будет меньше претензий и обращений по пенсионным выплатам», — заявила Иванова-Швец.

Андрей Исаев отметил, что подобная новость вызвала «обеспокоенность и удивление», и напомнил, что страховая пенсия не зависит от доходов и имущества граждан.

«Она зависит от страхового стажа и взносов, которые проверяются при назначении пенсии», — пояснил депутат.

Он обратил внимание, что депутаты Госдумы совместно с Министерством труда в настоящее время стараются сократить любые проверки граждан при назначении пенсии.

«В частности, мы сейчас работаем над тем, чтобы пенсии по инвалидности назначались без подтверждения соответствующей ситуации со стороны граждан, а автоматически после получения Пенсионным фондом информации от медико-социальной экспертизы», — подчеркнул Исаев.

Пенсии и дополнительные доходы никак не связаны между собой, отметила ректор РГСУ, член Общественной палаты России Наталья Починок. Она подчеркнула, что никаких планов по проверкам нет ни у Минтруда, ни у ПФР, и добавила, что пенсии назначаются в зависимости от заработанных пенсионных прав в период трудовой деятельности.

С такими же разъяснениями выступила председатель Общественного совета Минтруда Елена Тополева-Солдунова, добавив, что разговоры о проведении проверок дополнительных доходов россиян говорят о непонимании функционирования системы.

Напомним, за последнее время в России упростили ряд процедур для оформления некоторых выплат и документов.

Так, с 18 октября вступили в силу обновлённые правила получения пенсий, благодаря которым пенсионеры, решившие сменить банк, через который они получают выплаты, смогут оставить неизменной дату их начисления. Теперь срок перевода будет зависеть не от осуществляющего его банка, а только от условий, установленных по согласованию с пенсионером.

В ноябре премьер-министр Михаил Мишустин сообщил, что правительство вводит новый порядок выплат по больничным листам, а также пособий по материнству — теперь они будут перечисляться россиянам напрямую из Фонда социального страхования, а не через работодателя. По словам премьера, данные изменения позволят снизить объём бумажной работы в организациях, а люди быстрее получат выплаты.

Также 28 ноября Мишустин подписал постановление, упрощающее процедуру оформления и подтверждения инвалидности. Теперь при необходимости внести уточнения в направление на медико-социальную экспертизу гражданам не придётся повторно обращаться в поликлинику.

В августе правительство также упростило процедуру оформления социальной поддержки для граждан, чьи интересы представляют их опекуны. Ранее для получения пособий опекун должен был лично подтвердить свой статус соответствующей справкой, сейчас он сможет это сделать дистанционно.


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 мая 2019 г. N 362

ОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГРАЖДАНАМИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

В целях повышения эффективности предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также оптимизации деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы приказываю:
1. Утвердить Положение об автоматизированной системе взаимодействия с гражданами в социальной сфере согласно приложению.
2. Департаменту информационных технологий и обеспечения проектной деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости, федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации обеспечить:
создание автоматизированной системы взаимодействия с гражданами в социальной сфере не позднее IV квартала 2020 года;
разработку регламента функционирования автоматизированной системы взаимодействия с гражданами в социальной сфере.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В. Скляра.

Министр
труда и социальной защиты
Российской Федерации
М.ТОПИЛИН

Приложение
к приказу Минтруда России
от 28 мая 2019 г. N 362

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГРАЖДАНАМИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цели и задачи автоматизированной системы взаимодействия с гражданами в социальной сфере (далее - АСВ), структуру и основные функции АСВ, участников АСВ, порядок обеспечения доступа к АСВ, правила информационного взаимодействия АСВ с иными информационными системами.

2. АСВ предназначена для обеспечения взаимодействия граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев (далее - граждане) с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости и их территориальными органами, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы при предоставлении мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (далее - меры социальной защиты).

3. Порядок функционирования АСВ устанавливается регламентом, утверждаемым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Регламент).

II. Основные цели и задачи АСВ
4. АСВ создается в целях:
а) повышения уровня информированности граждан о мерах социальной защиты и реализации прав граждан на них;
б) обеспечения получения мер социальной защиты гражданами;
в) сокращения сроков получения гражданами необходимой информации по вопросам предоставления мер социальной защиты;
г) обеспечения мониторинга и контроля удовлетворенности граждан уровнем предоставления мер социальной защиты;
д) оптимизации способов получения гражданами необходимой информации по вопросам представления мер социальной защиты;
е) повышения доступности информации в социальной сфере.

5. Задачами АСВ являются:
а) предоставление гражданам персонифицированной информации о мерах социальной защиты, на которые у них возникают права получения в связи с наступлением жизненного события, формирование которой осуществляется единой государственной информационной системой социального обеспечения (далее - ЕГИССО) и иными информационными системами в соответствии с Регламентом;
б) возможность направления гражданами через АСВ запросов по вопросам предоставления мер социальной защиты Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости и их территориальными органами, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - запрос) в случае затруднения определения гражданином органа, предоставляющего меры социальной защиты, к компетенции которого отнесено рассмотрение запроса;
в) предоставление гражданину комплексного ответа по запросу за счет его обработки одновременно Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости и их территориальными органами, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
г) обеспечение для граждан возможности получения информации по различным каналам связи, в том числе посредством информационно-коммуникационной сети "Интернет", голосового чата, включающего средства распознавания и синтеза речи, текстового чата;
д) обеспечение получения гражданами консультаций, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости и их территориальными органами, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе с учетом персонифицированной информации;
е) проактивное уведомление гражданина по выбранным им каналам связи об истечении срока установления инвалидности и иных событиях;
ж) мониторинг взаимодействия органов, предоставляющих меры социальной защиты, с гражданами на основании аналитической информации, формируемой в АСВ;
з) ведение истории взаимодействий гражданина со всеми участниками обработки его запроса;
и) осуществление контроля предоставления информации по поступающим запросам;
к) передача необходимой информации для отображения в личном кабинете Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ) в соответствии с Регламентом;
л) обеспечение возможности совместной обработки запросов Пенсионным фондом России, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости и их территориальными органами, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
м) обеспечение возможности проведения опросов по вопросам, касающимся предоставления мер социальной защиты;
н) получение гражданами истории их взаимодействия по вопросам реализации прав на получение мер социальной защиты, в том числе истории консультаций при их обращении в информационную систему "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами" (далее - ЕКЦ) по телефону или в текстовом чате, при посещении Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости и их территориальных органов, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы;
о) объединение доступа к существующим у граждан личным кабинетам, иным информационным сервисам на информационных ресурсах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в рамках взаимодействия с гражданами через личный кабинет АСВ;
п) классификация поступающих запросов и установление предельного времени их обработки в соответствии с положениями Регламента;
р) уведомление гражданина о состоянии рассмотрения направленного им запроса, подтверждение гражданином принятого решения по запросу, а также оценка принятого решения;
с) обеспечение взаимодействия с добровольцами (волонтерами) и добровольческими (волонтерскими) организациями в рамках оказываемой социальной помощи;
т) ведение единой системы записи для посещения Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и их территориальных органов, федеральных
учреждений медико-социальной экспертизы;
у) формирование и направление гражданам уведомлений о необходимости осуществления действий в рамках получения мер социальной защиты, проведения медико-социальной экспертизы, том числе содержащих перечень необходимых документов, время записи;
ф) предварительная проверка представленных гражданами документов до обращения за получением мер социальной защиты в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и их территориальные органы, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы в целях уменьшения количества отказов гражданам в предоставлении мер социальной защиты, оказании услуг.

III. Принципы создания, развития и эксплуатации АСВ
6. При создании, развитии и эксплуатации АСВ реализуются следующие принципы:
а) доступность и индивидуализация информации за счет понимания потребностей граждан в получении полной, подробной, понятной, достоверной информации удобным способом и удовлетворении этих потребностей;
б) полнота информации - обеспечение граждан исчерпывающей информацией по всем мерам социальной защиты;
в) омниканальность - осуществление взаимодействия с гражданами по единым правилам независимо от используемого канала связи;
г) проактивность - заблаговременное, инициативное информирование граждан о мерах социальной защиты и иных событиях;
д) учет и контроль всех запросов, поступающих от граждан различными способами;
е) обеспечение полного цикла обработки запросов, направленных на предоставление решения по запросу;
ж) однократность ввода информации и многократность ее использования;
з) защита информации от несанкционированного доступа;
и) повышение эффективности расходов за счет использования единого программного решения вне зависимости от количества пользователей участников АСВ;
к) осуществление каждым участником АСВ необходимых расходов по обеспечению выполнени своих функций участника АСВ.

V. Участники АСВ и их функции
8. Государственным заказчиком АСВ является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
9. Участниками АСВ являются:
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы;
Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы;
Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы;
федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.

10. Полномочия оператора АСВ осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации. Для осуществления функций по созданию, развитию и техническому сопровождению функционирования АСВ привлекается организация в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

11. Оператор АСВ осуществляет следующие функции:
а) участие в согласовании функциональных требований к АСВ, формируемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
б) организация работ по эксплуатации и администрированию АСВ;
в) организация консультационного и технического сопровождения АСВ;
г) обеспечение доступа участников АСВ к информационным ресурсам АСВ;
д) обеспечение информационной безопасности АСВ в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации;
е) обеспечение условий для интеграции и информационного обмена с внешними информационными системами;
ж) определение состава, форматов и правил размещения информации в АСВ;
з) выполнение мониторинга бесперебойного функционирования программных и технических средств АСВ.

13. Учетные записи для пользователей участника АСВ и их роли в АСВ задаются и актуализируются участником АСВ посредством единой системы идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА).

14. Участники АСВ обеспечивают выполнение следующих функций:
а) обеспечение передачи персонифицированной информации о правах на получение мер социальной защиты на основании обработки данных информационных систем, операторами которых являются участники АСВ;
б) обеспечение передачи иной информации в АСВ из информационных систем, операторами которых являются участники АСВ, в соответствии с Регламентом;
в) обеспечение функционирования автоматизированных рабочих мест в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации и их территориальных органах, федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы для предоставления гражданам персонифицированной информации о возникших правах на получение мер социальной защиты при их посещении;
г) обеспечение представления информации в рамках запросов в соответствии с положениями Регламента;
д) формирование информации для проведения опросов в рамках совершенствования механизмов и способов взаимодействия с гражданами при предоставлении мер социальной защиты в соответствии с положениями Регламента;
е) обеспечение предоставления информации с использованием единой системы записи для посещения Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и их территориальных органов, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в соответствии с положениями Регламента;
ж) ведение и актуализация нормативно-справочной информации в системах, участвующих в информационном обмене с АСВ, в том числе справочника тематик, классификатора жизненных событий, классификатора мер социальной защиты, иных классификаторов и справочников, обеспечивающих структуризацию информации;
з) обеспечение совместной обработки запросов с другими участниками АСВ;
и) формирование и актуализация экспертной системы в целях обеспечения использования единых методологических подходов, нормативного регулирования и полноты оказываемых услуг;
к) формирование и направление гражданам уведомления о необходимости осуществления действия в рамках получения мер социальных защиты, проведения медико-социальной экспертизы, в том числе с указанием перечня документов, времени посещения;
л) предоставление участникам и пользователям АСВ программно-технических средств для осуществления единой системы записи, приема и проверки документов и иных сервисов, необходимых для получения мер социальной защиты.

15. Порядок выполнения функций и ответственность участников АСВ устанавливаются Регламентом.
16. Пользователями АСВ являются граждане.
17. Порядок предоставления пользователям АСВ доступа к информации определяется Регламентом.

18. Пользователи АСВ могут использовать АСВ в целях:
а) получения информации, в том числе с использованием инфраструктуры, обеспечивающей
информационно-технологическое взаимодействие с государственными, ведомственными и иными
информационными ресурсами, используемыми в социальной сфере;
б) направления запросов и получения консультаций по представляемым мерам социальной защиты, разъяснения по начислениям и их основаниям.

VII. Информационное взаимодействие АСВ с иными информационными системами
23. Предметом информационного взаимодействия АСВ является:
а) информация о мерах социальной защиты, предоставленных гражданам, с учетом их идентификации;
б) информация о правах на получение мер социальной защиты;
в) вопросы, запросы, поступающие по различным каналам связи, предварительно обработанные и приведенные к единому формату для обеспечения их учета;
г) данные личных кабинетов систем, участвующих в информационном взаимодействии с АСВ;
д) информация о взаимодействии гражданина с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
е) контактная информация для оформления и предоставления мер социальной защиты в рамках обеспечения единой системы записи;
ж) контактная информация пользователя АСВ для обеспечения персонифицированной рассылки уведомлений;
з) идентификационная информация пользователя АСВ, обеспечивающая предоставление доступа к информации только лицам, обладающим соответствующими правами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
и) иная информация, необходимая для решения задач АСВ.

24. АСВ участвует в информационном взаимодействии со следующими системами и их функциональными подсистемами (модулями):
а) ЕГИССО;
б) ЕКЦ;
в) федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр инвалидов";
г) ЕПГУ;
д) "Личный кабинет гражданина" на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации;
е) "Личный кабинет получателя социальных услуг" на официальном сайте Фонда социального страхования Российской Федерации;
ж) Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" (ЕИИС "Соцстрах");
з) ЕСИА;
и) федеральная государственная информационная система Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы (ФГИС ЕАВИИАС МСЭ).

Читайте также: