Оценка пенсионных прав с учетом стажа на соответствующих видах работ

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

21 января 2013 11:27

«Порядок подтверждения стажа на соответствующих видах работ".

Стаж на соответствующих видах работ – это суммарная продолжительность периодов работы или иной деятельности, дающая право на досрочную пенсию в соответствии с пп.1-21 п.1 ст. 27, п.1 ст. 27.1, пп. 6, 13 п.1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого гражданам досрочно устанавливается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы, когда ими постоянно в течение полного рабочего дня выполнялись работы, дающие в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на указанную пенсию. В стаж на соответствующих видах работ также засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Основным условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах в профессиях и должностях, предусмотренных Списками № 1 и № 2, и, так называемыми, «малыми списками». Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных этими Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включаются периоды выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у лиц, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также периоды выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.

При оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица). Так, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп. 1-21 п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 27.1 и пп. 6, 13 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в необходимых случаях должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.

Основным документом, подтверждающим стаж на соответствующих видах работ за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка, в которую вносятся необходимые сведения о работнике. Наименование профессии устанавливается в строгом соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником. А при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, - письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, справки архивных учреждений.

Дополнительные сведения о характере работы и условиях труда, которые имеют существенное значение для определения права на досрочное пенсионное обеспечение, (информация об использовании судна, занятость с веществами определенного класса опасности и т.д.) подтверждаются уточняющей справкой, выдаваемой администрацией предприятия (организации). В справке должна быть сделана ссылка на архивные документы того периода, когда производились работы. Справки, выданные на основании свидетельских показаний, не могут служить подтверждением характера выполняемой работы. Основанием для подтверждения выполняемой работы могут служить документы на заработную плату, штатное расписание, приказы о закреплении рабочих за определенными участками работ, журналы приема и сдачи смен и др.

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. К уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

На 01.01.2002 г мной отработано:

Спецстаж по 2-му списку 14 лет 10 мес

Общий стаж 19 лет 11 мес 16 дн

На дату назначения пенсии:

Спецстаж 17 лет полных

Общий стаж 32 года полных

Имею ли я право выбора для расчета размера пенсии не по общему стажу, а по спецстажу?

п. 9 ст.30 ФЗ № 173 сформулирован весьма лукаво:

с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Как это понимать конкретно в моем случае?

Ответы юристов ( 1 )


  • 183 ответа
  • 52 отзыва

Здравствуйте, ничего хитрого в определении нет, при расчете по общему стажу (это называется конвертация пенсионных прав) один из коэффициентов (стажевый) фиксирован, но увеличивается на 0.1 за каждый год стажа сверх 20 лет (для женщин), при льготном — на 0.1 за каждый год сверх 10 лет (для женщин).

Таким образом, при расчете по общему стажу у Вас был бы 0.55, а по льготному — 0,59, что положительно отразилось бы на размере пенсии.

Теперь конкретно к Вашему случаю. К сожалению, в Вашем случае расчет по льготному стажу невозможен, т.к. для его применения нужно 10 лет списка 2 и 20 лет страхового стажа на 01.01.2002, чего у Вас нет.

Получается, что 4 года переработанные по спецстажу сгорают, а мне считают с пониженным коэффициентом? И это только из за того, что к 2002 году я не успела доработать 14 дней? И несмотря на большой стаж после 2002 года? Неужели нет каких то дополнительных комментариев к этому пункту? Ведь из 32 лет общего стажа большая часть (17 лет) отработана по спецстажу. Какому периоду общего стажа эквивалентен 1 год спецстажа?

К сожалению, в законе четко сформулированы условия, они не могут быть изменены.

Если в указанные Вами 19 лет 11 месяцев Вы не включили учебу (а она участвует в определении права на льготную конвертацию), Вы набираете 20 лет. В противном случае — расчет из обычного стажа.

Т.е. с принятием нового ФЗ 173 мои пенсионные права были конкретно дискриминированы, хотя по закону ухудшения в пенсионных правах тех, кто их заработал до 01.01.2002 быть не должно? А как на предмет того, что с 01. 01. 2015 при расчете первичной пенсии за каждый год общего стажа сверх 30 лет добавляется ещё по 6 % за каждый год, а я вышла на пенсию в августе 2014 г.? Я опять промахнулась, и мне за 32 г. общего стажа на дату назначения пенсии опять ничего не положено.

Какие то странные законы у нас, все привязаны к дате принятия, и все задним числом, когда застрахованному лицу уже ничего изменить невозможно.

Как я могу это оспорить? Почему за мои плюсы мне НИЧЕГО не положено, зато за недоработку в 14 дней на эту чертову дату, мне всё считают исключительно с понижением? Насчитали пенсию, чуть больше минималки, которую всяким неработям платят.

И что тогда значит: ПРАВО ВЫБОРА ДЛЯ РАСЧЕТА ПЕНСИИ.

Похоже, что в КС придется обращаться, таких как я много будет, просто в силу возраста. Я считаю это дискриминацией, если у меня есть и общий стаж, и спецстаж - значит право выбора для более выгодного варианта тоже есть, а когда какой закон примут заранее знать никто не мог.

Цитирую: в законотворческом порыве нередко забывается необходимость соблюдения так называемого принципа правовой определенности, важность которого в пенсионной сфере неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ в своих решениях:«Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности

их государственной защиты…С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано».


Какие виды стажа бывают и сколько его нужно заработать, чтобы получить право на пенсию — расскажем.

Общий трудовой стаж

Общий трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Общий трудовой стаж нужен для оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года. Для стажа после 1 января 2002 года понятие «общий трудовой стаж» не применяется.

В общий трудовой стаж включаются:

  • работа в качестве рабочего, служащего (в том числе за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник подлежал обязательному пенсионному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части; периоды индивидуальной трудовой деятельности (в том числе в сельском хозяйстве);
  • творческая деятельность членов творческих союзов — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
  • временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и пребывание на инвалидности I и II группы из-за увечья на производстве или профзаболевания;
  • пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
  • воинская служба;
  • получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезд по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства.

В случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в общий трудовой стаж включаются также:

  • периоды подготовки к профессиональной деятельности — обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
  • периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
  • периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
  • периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;
  • гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, — время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
  • гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам — узникам фашистских концлагерей — время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности указанных периодов трудовой и общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, в случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ некоторые периоды учитываются в льготном порядке, например, военная служба по призыву — в двойном размере.

Страховой стаж

Страховой стаж — это периоды вашей трудовой деятельности, в течение которых работодатель уплачивал взносы в ПФР. Он необходим для определения права на страховую пенсию и ее размера.

Ежегодно требования к продолжительности страхового стажа, который нужно иметь для назначения страховой пенсии, повышаются.

На практике применяются три варианта подсчета общего трудового стажа для оценки пенсионных прав граждан.

По первому варианту учитывается продолжительность обще­го трудового стажа, выработанного по состоянию на 01.01.2002, который совпадает с порядком расчета общего трудового ста­жа при определении размера пенсии с применением индиви­дуального коэффициента пенсионера, действовавшим до нача­ла пенсионной реформы. Но в указанный стаж не включаются периоды учебы, периоды ухода за детьми в возрасте до трех лет и иные периоды.

Для определения расчетного размера трудовой пенсии в об­щий трудовой стаж в календарном порядке включаются следующие периоды трудовой и иной общественно полезной деятель­ности до 01.01.2002:

  • работы в качестве рабочего, служащего (в том числе рабо­та по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; перио­ды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию;
  • работы (службы) в военизированной охране, органах спе­циальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера;
  • индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
  • творческой деятельности членов творческих союзов: пи­сателей, художников, композиторов, кинематографистов, теа­тральных деятелей, а также литераторов и художников, не явля­ющихся членами соответствующих творческих союзов;
  • службы в Вооруженных Силах РФ и иных воинских форми­рованиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооружен­ных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших ор­ганах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах вну­тренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
  • подготовки к профессиональной деятельности — обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повы­шению квалификации и по переквалификации, в образователь­ных учреждениях среднего профессионального и высшего про фессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, кпинической ординатуре;
  • временной нетрудоспособности, начавшейся в период ра­боты, и период пребывания на инвалидности I и II групп, по лученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
  • ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, пре­старелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрас­те до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
  • проживания супругов военнослужащих, проходящих воен­ную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
  • пребывания в местах заключения сверх срока, назначенно­го при пересмотре дела;
  • получения пособия по безработице, участия в оплачивае­мых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;
  • периоды выплаты пособия по безработице, участия в опла­чиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;
  • периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессирован­ным и впоследствии реабилитированным;
  • проживания граждан в районах, временно оккупирован­ных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигших ко дню оккупации или в ее период 16 лет, — время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территори­ях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за ис­ключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
    • проживания граждан в г. Ленинграде в период его бло­кады (с 08.09.1941 по 27.01.1944), а также граждан — узников фашистских концлагерей — время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случа­ев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением перио­дов:

  • работы в течение полного навигационного периода на вод­ном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж за полный год работы неза­висимо от фактической продолжительности этих периодов;
  • работы в лепрозориях и противочумных учреждениях, ко­торые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
  • службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входя­щих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и со­единениях в период боевых действий, а также времени нахожде­ния на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определя­емой в соответствии с Законом РФ от 15.051991 № 1244-1 «О со­циальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые вклю­чаются в обший трудовой стаж в тройном размере;
  • работы в городе Ленинграде в период блокады (с 08.09.1941 по 27.01 Л944), которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
  • работы во время Великой Отечественной войны (с 22.06.1941 по 09.05.1945), за исключением работы в районах, временно ок­купированных неприятелем, которые включаются в общий тру­довой стаж в двойном размере;
  • работы в районах Крайнего Севера и местностях, прирав­ненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в об­щий трудовой стаж в полуторном размере:
  • военной службы по призыву, которые включаются в об­щий трудовой стаж в двойном размере;
  • содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголов­ной ответственности, необоснованно репрессированным и впо­следствии реабилитированным, в том числе из числа репресси­рованных народов, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
  • проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, кото­рые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
  • работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом № 1244-1, которые включаются в общий трудовой стаж в полу­торном размере.

При расчете размера пенсии для оценки пенсионных прав граждан по второму варианту, когда общий трудовой стаж рас­считывается без применения индивидуального коэффициента пенсионера, учитываются все периоды работы и иной деятель­ности, предусмотренные ранее действовавшим законодатель­ством, в том числе периоды учебы и ухода за детьми в возрасте до трех лет и иные периоды, с применением к соответствующим периодам в необходимых случаях льготного порядка подсчета стажа (год за полтора, год за два). При этом расчетный размер пенсии не должен превышать в 3—3,5-кратного минимального размера пенсии по старости, установленного по состоянию на

По третьему варианту оценка пенсионных прав осуществля­ется с применением вместо общего трудового стажа специального стажа на соответствующих видах работ, исчисленного в календар­ном порядке. Период пребывания на инвалидности I и II групп, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, учитывается как стаж работы, на которой получено указанное увечье или заболевание.

Для получателей пенсии по состоянию на 01.01.2002 при­меняется еще один вариант оценки пенсионных прав — из раз­мера пенсии (только по выбору пенсионера).

При установлении страховой части трудовой пенсии по ста­рости военным пенсионерам, федеральным государственным гражданским служащим и космонавтам в общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначе­нию пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспе­чении и Законом № 4468-1.

В настоящее время в пенсионном законодательстве (Законе о трудовых пенсиях) и на практике используются различные понятия стажа.

В приведенной ниже таблице, условно разделив пенсионеров на лиц, выходящих на трудовую пенсию по старости на общих основаниях (по достижении общеустановленного пенсионного возраста), и пенсионеров-«досрочников» (выходящих на пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с тем, что они работали в особых производственных, климатических условиях, или имеют иные основания на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях), укажем имеющий значение для их пенсионного обеспечения вид стажа.

Таблица 9. Виды стажа, применяющиеся для определения пенсионных прав гражданина.

Пенсионеры на общих основаниях

Пенсионеры-«досрочники»

для определения права на пенсию:

страховой стаж (1)

(необходим для определения права на трудовую пенсию по старости)

указан в п.2 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

страховой стаж (2)

(необходим для определения права на досрочное назначение трудовой пенсию по старости)

указан в соответствующих подпунктах п. 1 ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

специальный страховой стаж (3)

(необходим для определения права на досрочное назначение трудовой пенсию по старости)

указан в соответствующих подпунктах п. 1 ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

для определения размера пенсии :

общий трудовой стаж (4)

(необходим для оценки приобретенных до 01.01.02 пенсионных прав, т.е. для определения стажевого коэффициента при исчислении размера страховой части пенсии)

Используется для конвертации пенсионных прав по п. 1-3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

по общему стажу

по специальному стажу

общий трудовой стаж (5)

(необходим для оценки приобретенных до 01.01.02 пенсионных прав, т.е. для определения стажевого коэффициента при исчислении размера страховой части пенсии, у «досрочников»)

Используется для конвертации пенсионных прав по п. 1-3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

специальный страховой стаж (6)

(необходим для оценки приобретенных до 01.01.02 пенсионных прав, т.е. для определения стажевого коэффициента при исчислении размера страховой части пенсии, у «досрочников»)

Используется для конвертации пенсионных прав по п. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

1. Стаж для определения права на пенсию (№№ 1 - 3) – это стажевое условие, при выполнении которого застрахованное лицо может претендовать на назначение трудовой пенсии (например: не менее 5 лет страхового стажа для права на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте; не менее 25 лет страхового стажа и 12 лет 6 месяцев специального страхового стажа для права на досрочное назначение трудовой пенсии за работу по Списку № 2 в 55 лет мужчине; не менее 15 лет страхового стажа и 7 лет 6 месяцев специального стажа для досрочного назначения пенсии за работу по Списку № 1 в 45 лет женщине и т.д.).

2. Стаж для определения размера пенсии (№№ 4 - 6) – это продолжительность стажа застрахованного лица, имеющегося у него по состоянию на 31.12.2001 г., исходя из которого определяется размер страховой части пенсии (а именно – расчетный размер пенсии (РП) в формуле конвертации приобретенных до 01.01.2002 г. пенсионных прав).

3. Под специальным страховым стажем (№ 3 и 6) понимается стаж на соответствующих видах работ, указанный в подпунктах п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях (например, стаж работы по Списку № 1 и т.д.) .

Подсчет стажа. Можно ли его подсчитать по старым правилам

Если речь идет о стаже для определении права на пенсию, в том числе назначаемую досрочно, то необходимо руководствоваться определением и правилами подсчета стажа (страхового и специального страхового), содержащимися в Законе о трудовых пенсиях и в постановлении Правительства от 11 июля 2002 года № 516. В то же время согласно позиции Конституционного Суда РФ (Постановление от 29 января 2004 года № 2-П) исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ (специального страхового стажа), имевших место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, может производиться по нормам ранее действовавшего правового регулирования (независимо от продолжительности стажа на указанную дату). В этом случае в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж по ранее действовавшему законодательству, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

При определении размера пенсии – т.е. стажевого коэффициента для оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал - стаж (как общий, так и специальный) также может быть определен как по действующему законодательству, так и по старым правилам, при чем независимо от того выработан или нет застрахованным лицом на 1 января 2002 года общий или специальный стаж. Однако, в этом случае нормы законодательства об определении и исчислении стажа применяются в совокупности с другими, регламентирующими, в частности, порядок расчета размера пенсии. Поэтому:

- если используются действующие правила определения продолжительности стажа, то и расчетный размер трудовой пенсии в формуле конвертации определяется по формуле, указанной в пункте 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- если стаж исчисляется на основании ранее действовавших нормативных правовых актов и в него зачитываются все периоды, которые предусматривались Законом от 20 ноября 1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также применяется предусмотренное им льготное исчисление некоторых из них, то расчетный размер трудовой пенсии подсчитывается также по нормам Закона № 340-1 (за исключением его ст. 7), то есть с учетом положений статей 16 и 17, а также статьи 18 данного Закона, которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии [1] (максимальный размер пенсии повышается при этом на 1% за каждый полный год имеющегося общего/специального трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%).

Стаж для определения права на пенсию

Разберем в отдельности правила подсчета каждого из видов стажа, обозначенных в Таблице 9 арабскими цифрами.

Сразу оговоримся, что ввиду большого количества регулирующих этот вопрос нормативных актов, а также отсутствия в ряде случаев единства в практике их применения, мы укажем лишь основополагающие принципы и правила, ориентируясь на которые можно в каждом конкретном случае решать вопрос о включении того или иного периода в стаж, подсчитывать стажевый коэффициент при конвертации и т.д.

Таблица 10. Основные правила, принципы и нормативная база для подсчета стажа при определении права на трудовую пенсию.


В последнее время участились случаи обращения в территориальные органы ПФР граждан, получателей страховых пенсий по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Список № 1) и имеющих периоды работы по пункту 2 части 1 указанного закона (Список № 2), по вопросу перевода с пенсии по Списку № 1 на пенсию по Списку № 2.

В связи с этим разъясняем следующее.

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон №400-ФЗ), согласно которому страховая пенсия по старости за периоды, имевшие место до 01.01.2015, определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон №173-ФЗ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Закона №173-ФЗ формирование пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного), стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Таким образом, конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением стажа на соответствующих видах работ вместо общего трудового стажа стала возможна уже с 01.01.2002 (с даты вступления в силу Закона №173).

Это означает, что данная категория граждан может иметь право на определение расчетного пенсионного капитала с применением стажа на соответствующих видах работ вместо общего трудового стажа независимо от вида страховой пенсии (по Списку № 1 или по Списку №2), но при соблюдении необходимых условий.

К числу таких условий относятся:

· наличие полного стажа на соответствующих видах работ (не менее требуемой его продолжительности) по состоянию на 01.01.2002,

· наличие требуемого страхового стажа на 01.01.2002,

· достижение возраста в соответствии части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Полным является, в том числе, стаж на соответствующих видах работ, предусмотренный в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ, с учетом которого полагается уменьшение общеустановленного возраста. Мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам 45 лет необходимо не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев работы по Списку№1 и страхового стажа не менее 20 и 15 лет соответственно, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам 50 лет необходимо не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет работы по Списку№2 и страхового стажа не менее 25 и 20 лет соответственно.

Гражданин, получающий досрочную страховую пенсию по старости по одному из оснований (Список №1 либо Список №2), предусмотренному Законом №400-ФЗ, при возникновении права на досрочную страховую пенсию по другому основанию, может реализовать право на конвертацию пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением стажа на соответствующих видах работ вместо общего трудового стажа, исходя из стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, по другому основанию путем подачи заявления.

При этом полный стаж застрахованного лица, являющегося пенсионером на 01.01.2002, зависит от его возраста на указанную дату, а полный стаж застрахованного лица, не являющегося пенсионером на 01.01.2002, - от возраста на дату назначения пенсии.

Таким образом, реализовать право на перерасчет размера пенсии возможно только при наличии льготного стаж как по Списку№1, так и по Списку №2. При отсутствии стажа по Списку№2 оснований для пересмотра размера пенсии не имеется. Замена периодов работы по Списку №1 периодами работы по Списку №2 пенсионным законодтельством не предусмотрена.

Перерасчет размера страховой пенсии в связи с уточнением величины расчетного пенсионного капитала производится по заявлению гражданина.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 сентября 2009 г. N ЛЧ-25-25/8662

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ПО ВАЛОРИЗАЦИИ РАСЧЕТНОГО ПЕНСИОННОГО КАПИТАЛА

В связи с вступлением в силу с 01.01.2010 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (за исключением положений, для которых статьей 41 названного Федерального закона установлены иные сроки вступления в силу) сообщаем, что начиная с указанной даты в связи с валоризацией (повышением) величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установление трудовых пенсий необходимо осуществлять с учетом следующего.

1. Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав застрахованного лица, и сверх того 1 процент величины указанного расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991.

1.1. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Исчисление соответствующих периодов трудовой и иной деятельности производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии.

Продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

1.2. При валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности) в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12.02.1993 N 4468-1.

1.3. При валоризации расчетного пенсионного капитала граждан из числа космонавтов, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности), предусмотренную Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в общий трудовой стаж не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ.

1.4. Если оценка пенсионных прав граждан по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), то сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

2. Расчет суммы валоризации производится по следующей формуле:

СВ = ПК1 x [0,1 + (0,01 x ОТС)], где

СВ - сумма валоризации;

ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ с учетом суммарного коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала за период с 01.01.2002 по состоянию на день назначения гражданину соответствующей трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости);

ОТС - продолжительность общего трудового стажа (стажа на соответствующих видах работ) (в полных годах), приобретенного до 01.01.1991;

0,1 + (0,01 x ОТС) - коэффициент валоризации.

2.2. Определение размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) с 01.01.2010 с учетом валоризации лицам, являющимся получателями трудовых пенсий по состоянию на 31.12.2009.

Размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) с учетом суммы валоризации (пункт 2 статьи 30.2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) с 01.01.2010 лицам, являющимся получателями указанных трудовых пенсий по состоянию на 31.12.2009, определяется по формуле:

П = Б + П1 + (СВ / (Т x К) / КН) x Кинд., где

П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) (статьи 14, 15 и 16 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) по состоянию на 01.01.2010;

П1 - размер страховой части трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) по состоянию на 31.12.2009;

СВ - сумма валоризации с учетом ПК1 (статья 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ);

Т x К - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, примененное при назначении соответствующему гражданину страховой части трудовой пенсии, исчисленное с учетом отношения нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) к 180 месяцам, предусмотренных статьями 15 и 16 настоящего Федерального закона (для исчисления размера трудовой пенсии по старости К = 1);

КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на 01.01.2010;

Кинд. - суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовой пенсии, проведенных в Российской Федерации за период со дня назначения страховой части соответствующей трудовой пенсии до 01.01.2010.

2.3. Определение размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) при перерасчете в связи с изменением суммы валоризации.

2.3.1. При изменении суммы валоризации в случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 6 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 01.01.2010 определяется по формуле:

П = Б + [(ПК1.1 + ПК2) / (Т x К) / КНн x Кинд.] + [СВ1 / (Т x К) / КН x Кинд.], где

П - размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости);

Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) (статьи 14, 15 и 16 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) по состоянию на 01.01.2010;

ПК1.1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, пересчитанного по основаниям, предусмотренным подпунктами 4 и 6 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ с учетом суммарного коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала за период с 01.01.2002 по состоянию на день назначения трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости);

ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо за период с 01.01.2002 по состоянию на день назначения трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости);

СВ1 - уточненная сумма валоризации с учетом ПК1.1;

Т x К - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, примененное при назначении соответствующему гражданину страховой части трудовой пенсии, исчисленное с учетом отношения нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) к 180 месяцам, предусмотренных статьями 15 и 16 настоящего Федерального закона (для исчисления размера трудовой пенсии по старости К = 1);

КНн - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день назначения трудовой пенсии;

КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на 01.01.2010;

Кинд. - суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовой пенсии, проведенных в Российской Федерации за период со дня назначения гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии до 01.01.2010.

2.3.2. При обращении застрахованных лиц в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3, 5 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, в срок до 31 декабря 2010 года включительно, перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) определяется по формуле, указанной в пункте 2.3.1 настоящего письма.

3. В целях своевременной реализации с 01.01.2010 территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации положений Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ в части валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав, необходимо провести весь комплекс организационно-правовых мероприятий в отношении следующих категорий граждан:

Распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 17.07.2009 N 160р.

1) получателей трудовой пенсии, имеющих трудовой стаж до 01.01.2002, обратив особое внимание:

на лиц, которым исходя из продолжительности трудового стажа до 01.01.1991 при исчислении расчетного размера трудовой пенсии применен коэффициент 0,75;

на лиц, имеющих в пенсионном деле документы о трудовом стаже до 01.01.1991, не учтенные при оценке пенсионных прав;

на лиц, у которых выбор иного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав влечет за собой изменение суммы валоризации;

на лиц, имеющих I степень ограничения способности к трудовой деятельности (до 01.01.2004 - 3 группу инвалидности);

на лиц, имеющих трудовой стаж общим итогом;

на лиц, являющихся получателями трудовых пенсий по случаю потери кормильца, которым ранее была установлена трудовая пенсия по старости или трудовая пенсия по инвалидности;

2) получателей иных пенсий, имеющих трудовой стаж до 01.01.2002, обратив особое внимание:

на лиц, являющихся получателями социальных пенсий, которым ранее была установлена трудовая пенсия;

на граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, ранее получавших пенсию, исчисленную по нормам Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ;

3) лиц, не являющихся получателями пенсий, из числа граждан, признанных в установленном порядке инвалидами I, II и III группы и не имеющих степени ограничения способности к трудовой деятельности.

При обращении в 2009 году получателей трудовых пенсий с соответствующим заявлением и документами для установления размера трудовой пенсии с учетом валоризации расчетного пенсионного капитала территориальным органам ПФР необходимо организовать учет таких обращений.

Для своевременной реализации права на трудовую пенсию по инвалидности и трудовую пенсию по случаю потери кормильца с 01.01.2010 в связи со вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ граждан, являющихся инвалидами и не имеющих степени ограничения способности к трудовой деятельности, территориальным органам ПФР также необходимо организовать учет поступивших в 2009 году соответствующих обращений за указанной пенсией.

В случае обращения в период с января по март 2010 г. указанных граждан, а также граждан, являющихся получателями трудовых пенсий по случаю потери кормильца, имеющих право на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности по состоянию на 31.12.2009, и граждан, являющихся получателями пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и имеющих право на трудовую пенсию по состоянию на 31.12.2009, соответствующая трудовая пенсия назначается с 01.01.2010.

Читайте также: