Ограничение отношения заработка при расчете пенсии

Краткое содержание:


Главная проблема, с которой сталкиваются многие пенсионеры при расчете коэффициента по заработку до 2002 года, — это его ограничение.

Закон установил жесткий порог: 1,2 — это максимальное отношение вашего заработка к среднему по стране, по которому начисляется пенсия.

Иными словами, если ваш коэффициент составил, к примеру, 0,9 — его зачтут в пенсию полностью. Но если он равен 1,5 или 2,0, например, то пенсию все равно посчитают по коэффициенту 1,2.

В результате образуется эффект «уравниловки»: т.е. те, у кого в советское время был высокий заработок, получают пенсию на уровне большинства «середнячков». И возникают вопросы…

Почему зарплата была большая, а пенсия — маленькая

Ведь пенсионеры уверены, что раз они много лет работали «в белую» и получали высокую зарплату, то заработали себе большую пенсию, и полученный размер ее становится для многих неприятным сюрпризом.

Обратившись к специалистам ПФ за разъяснением, они узнают, что был применен ограничительный коэффициент 1,2. Почему именно такой?

Да потому что его размер установлен законодательно нормами закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ, в котором было прямо прописано:

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не выше 1,2.

Это означает, что какую бы вы зарплату ни получали, фактически в пенсии учитывается лишь та ее часть, что не превышает среднестатистическую зарплату на 20%.

Это и является главной проблемой низких пенсий.

После введения в действие ФЗ №400 о страховых пенсиях, который действует с 2015 года, подобных ограничений нет. Многие думали, что возможен перерасчет с учетом отмены ограничительного коэффициента 1,2. Однако этого не произошло, и по-прежнему в формуле расчета пенсии, действующей до 2014 года, такое ограничение существует.

Что это значит?

Для примера: Иванов И.И. имел в 2000—2001 годах самый большой заработок в своей трудовой деятельности – 7000 рублей в месяц. Средняя зарплата по стране в то время составила 1671 рубля. Таким образом, коэффициент соотношения заработков у него составляет 7000/1671 = 4,2. Однако, согласно действующим правилам, применят к нему лишь 1,2.

Т.е. если бы Иванов И.И. зарабатывал, к примеру, 2000 рублей, то размер пенсии у него никак бы не изменился. В этом и заключается главная несправедливость, которая привела к тому, что у подавляющего большинства пенсионеров низкие пенсии.

Чем чиновники мотивируют такую арифметику

Очень интересным выглядит пояснение чиновников по этому поводу. В 2010 году в Министерстве здравоохранения и социального развития сказали, что в СССР зарабатывали практически все одинаково, а разница в зарплате не превышала 1,2 раза.

Большинство пенсионеров получали зарплату в СССР не более чем в 1,2 раза больше средней зарплаты по стране на тот момент.

Фактически, правительство решило уравнять тех, кто получал свою зарплату официально и, как положено, платил взносы, и тех, кому платили зарплату «в конверте». Вот такое оправдание у чиновников.

Размер пенсии при отсутствии ограничения коэффициента 1,2

Теперь предположим, что такого ограничения нет. Рассмотрим, как бы это сказалось на размерах пенсии.

До 2014 года расчет пенсии состоял из страховой части, которая рассчитывалось еще до изменений, где как раз и ограничили коэффициент соотношения заработка, а также перерасчет с учетом советского стажа (валоризация), после чего проводили индексацию по установленным индексам.

Далее считается период работы после 2002 года по другим правилам, после чего две части пенсии складываются с базовой частью.

Таким образом, Иванов И.И. с зарплатой в 2000—2001 годах 7000 рублей, имея стаж более 25 лет, получит около 7000 рублей, поскольку при расчете будет применен коэффициент 1,2.

Но если убрать данное ограничение и применить реальный коэффициент, то пенсия увеличилась бы примерно до 10 000 рублей, причем по состоянию на 2010 год, т.е. в настоящее время разница была бы еще больше. Вот так государство сэкономило на пенсиях.

У кого коэффициент больше 1,2 и как его можно получить

И все же есть ряд исключений, когда закон разрешает включать в расчет пенсии коэффициент отношения заработков больше, чем 1,2. Вот эти случаи:

1) Повышенный коэффициент разрешен тем, кто проживал в северных регионах по состоянию на 1 января 2002 года (при этом не имеет значения продолжительность «северного» стажа).

Величина коэффициента для них устанавливается в зависимости от того, какой районный коэффициент действовал в регионе их проживания (учитывается коэффициент к заработной плате, установленный для рабочих и служащих непроизводственных отраслей).

Если его значение до 1,4, то максимальный коэффициент для пенсии также повышается до 1,4. При районном коэффициенте от 1,5 до 1,8 предельная величина отношения заработков для пенсии — 1,7.

Самый высокий коэффициент по заработку, который только может быть, составляет 1,9 — он полагается лицам, проживавшим в регионах с районным коэффициентом от 1,8 и выше.

2) Повышенный коэффициент также получают пенсионеры, у которых не менее 15 лет работы в районах Крайнего Севера или 20 лет в местностях, приравненных к Крайнему Северу.

Право на повышенный коэффициент у них возникает независимо от места жительства (в отличие от первой категории). При этом правила увеличения коэффициента — те же, что и в предыдущем случае.

Перспектива отмены ограничений

После того как было объявлено о пенсионной реформе, пошли разговоры об отмене ограничения коэффициента соотношения заработков, соответственно, пенсии должны подлежать перерасчету, исходя из реальных коэффициентов. Однако пока такая информация лишь на уровне слухов.

Официальных решений по этому поводу не принималось, хотя в Думу неоднократно вносился законопроект, направленный на отмену ограничения или хотя бы повышение коэффициента с 1,2 до 2.

Но его отклоняли уже в ходе первого чтения, всякий раз ссылаясь на дефицит бюджета Пенсионного фонда. К доводу о том, что этот дефицит можно преодолеть за счет выгодного гражданам изменения налоговых схем, думское большинство не прислушивается.

Да и наши аналитики считают, что отмена ограничительного коэффициента 1,2 при назначении пенсии может привести в дестабилизации пенсионной системы. Ведь, отменив коэффициент, необходимо будет индивидуально пересчитать пенсию каждому пенсионеру, размеры которой будут обусловлены величиной его реальной заработной платы того времени.

Более того, учитывая рост пенсий из-за отмены коэффициента, бюджет Пенсионного фонда не сможет обеспечить всех пенсионеров… а ведь это позволило бы многим пожилым гражданам, работающим в то время, получить приличную надбавку к существующему размеру пенсии, увеличив ее, как во многих странах, до 40–70% от получаемого заработка и значительно улучшив благосостояние многих семей…

Думаю, даже если и произойдет когда-нибудь отмена коэффициента, то будет введена новая система «уравниловки», которая, как всегда, будет ориентирована на прожиточный минимум регионов…

Или решение об отмене будет приниматься так медленно, что число пенсионеров, которым необходимо будет сделать перерасчет, успеет значительно уменьшиться…

КАК ОСОВРЕМЕНИТЬ СРЕДНЕМЕСЯЧНУЮ ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ ЗА ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ С КОЭФФИЦИЕНТОМ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ 2.1 НА 01.01.2002?

Как осовременить среднемесячный заработок за 5 лет с 1979 по 1983 гг. на 01.01.2002. Коэффиициент по заработку =2.1

Ответы юристов ( 1 )


Добрый вечер, Владимир!

Если я правильно Вас поняла, Ваш вопрос касается пенсионного обеспечения.

В соответствии с п. 30 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП — расчетный размер трудовой пенсии;
СК — стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Следует отметить, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2 (если вы не относитесь к категории лиц, трудившихся на Крайнем Севере).

В прикрепленном файле я отразила таблицы, в которых указаны среднемесячные зарплата за тот период, который Вам нужен.

Таким образом, при определении размера пенсии применяется фактический заработок пенсионера за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002, который делится на среднюю заработную плату в Российской Федерации за тот же период, но соотношение заработков при расчёте пенсии подлежит ограничению предельной величиной не более 1,2.

Если имеющийся на индивидуальном лицевом счёте заработок за 2000-2001 годы достаточен для установления этой предельной величины, то представлять заработок за другие периоды работы не требуется. Если вам не предложили представить подтверждение размера заработной платы за 60 месяцев подряд, которая была у вас в период до 1 января 2002 года, значит, соотношение заработков у вас было не менее 1,2, что соответствует предельной величине, выше которой заработная плата не учитывается. Поэтому если вы пожелаете пересчитать свою пенсию, и представите иной вариант заработка за 60 месяцев, это не повлечёт увеличения вашей пенсии.

Владимир, если Вам нужно рассчитать «осовремененный заработок» за 5 лет с 1979 по 1983 гг., мне нужно знать размер вашей заработной платы за все месяцы этих периодов (либо просто размер среднемесячной зарплаты за эти периоды). Заработок подтверждается архивными справками.

Но, прошу обратить внимание, если пенсионный фонд Вам уже учел соотношение заработков в размере 1,2, то замена периодов получения заработной платы не повлияет на повышение размера пенсии.

Менеджеру Екатерине Беловой.
Здравствуйте Екатерина! Вы представитель ПФ?
Подтверждаю: 1. Я пенсионер с 29.08 1989 года- пенсия назначена при СССР на территории УССР«по возрасту» на льготных основаниях в 50 лет в размере 176 руб. из среднемесячного заработка 366,81 руб. Справка в деле имеется.
2.Переселенец 2001- 2002 года
а) вид на жительство получен 26.03.2002;
б)заявление на Пенсионное обеспечение 27.03.2002;
в) комиссия приняла решение 31.05.2002:.
«Вам назначена пенсия по старости с 01.10.2001 после переезда из Украины на основании закона от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и Закон от 21.07 1997 №113 –ФЗ»
В этой официальной (выписка из ответа ОПФ) кроются все негативное, что только можно было применить ко мне как переселенцу.
а) почему назначена?- мне уже была назначена. Имею право на пересчет по ст.29 закона 173 по п. 6 ст. 30этого же закона, что подтверждается Соглашением от 13.03.1992 и решением экономического Суда от 2008 года.
в п. 6 ст. 30 — указано РП= П=176руб.Вот этот мой размерпенсии и надо адаптировать в формуле расчётного капитала:
ПК=((РП=П)-БЧ)*Т — Пенсионный вход не хочет или не может, как он выразился, без решения суда выполнять условия Закона, прописанные в п. 6 ст. 30-1 абзац.
б)«по старости»- в моей трудовой книжке стоит запись «по возрасту» с 29.08.1989г.- статус пенсионера изменять нельзя.
в)«после переезда из Украины»- Да после развала СССР я вынужден еще работать на том же предприятии до 1999 года, но уже относящимся к государству Украина. Украина и Россия подписали Соглашение о гарантиях прав — граждан участников СНГ от 13.03 1992 года.
Но Пенсионный фонд не хочет выполнять Соглашение.
для этого:
В ст.1Соглашения поменял глагол «осуществляется» на «устанавливается» — смотри решение суда от 2006 года, что дает возможность не выполнять ст.ст. 5, 6, 7, 11 Соглашения;
Статью 7 Соглашения излагает наполовину — теряет часть статьи:
«…ссоблюдением условий предусмотренных п.3 ст. 6 настоящего Соглашения» -это дает возможность ПФ не выполнять условия предписанные ст. 6 этого же Соглашения.
— А это уже несостязательность, а мошенничество.
«…на основании Закона 340-1 и Закон №113-ФЗ» — именно так и поступил УПФ использовал союз «И» место «ИЛИ», а для подсчета размера пенсии взяли минимальный коэффициент по заработки (КЗР) по одному закону 113-фз – 0,65 (имеется документ в деле) а второй сомножитель по другому Закону. А нужно по условиям, изложенным в каждом Законе-раздельно
П=КЗР(умноженное)* ?(на неизвестное число) и назначена пенсия в размере 1103 руб. Тогда неизвестное число? = 1103/0,65 =1696,92
И только через 2 года 2004 году (после обращения в ПФР) не предоставляя никаких документов, назначенКЗР 0,70 и сумма пенсии 1303,38 руб.
В законах 340-1и113- ФЗ второй сомножитель выглядит так:
-Закон 340-1 ФЗ:«размер пенсии в % умноженное на современный среднемесячный заработок пенсионера». По данным ПФ мой современныйразмер пенсии на 01.01.2002 года равен 1116,59 руб., что даже меньше СЗП= 1671 руб.А полученный размер в рублях может быть для одних ограничен, для других нет.
Ограничение-это т.н. «льготное исчисление».По ст. 18 назначается минимальная пенсия за необходимый минимальный стаж Правительством РФ. (часть 1 ст. 17.)
С 1 января вступил в силу Закон 122-ФЗ от 7 августа 2000 года.Но пенсионный фонд не показывает первую часть статьи 17 и второе ограничение указанное в абзаце 40 пункта 3 статьи 30 на меня, как пенсионера отнесенного к пункту 1, подпункт 1 ст. 27 — не распространяется.
-Закон №113-ФЗ: «Размер пенсии в рублях определяется путем умножения индивидуального коэффициента пенсионера на среднемесячную заработную плату в стране за предшествующий квартал».
1) среднемесячный размер всех работающих в стране за предшествующий квартал (берется из таблиц среднемесячного заработка всех работников в стране) таблица приложена к расчетам.
2) Размер пенсии, исчисленный таким образом, ограничению максимальным размером пенсии, установленным Законом №340-1 — не подлежит.
Я выбираю Закон №113-ФЗ. Но меня к нему не допускают.
А теперь непосредственно по п. 3 ст. 30 ФЗ №173.
По формуле:
РП=СКхЗР/ЗПхСЗП, что в % =0,75х1,2/2,054х1671/3393=0,75х0,594х0,492=0,2157 или 21,57% от моего среднемесячного заработка =366,81руб. на момент назначения пенсии, адаптированную согласно п.3 ст.6 Соглашения: 366,81/0,606*30,12=18,235
РП=П=0,2057*18,235=3933,3- согласно Соглашения от 13.03.92
СК-согласен.Необходимо считать так, как считали при назначении пенсии (Конституция РФ, Постановления ВС и КС).
ЗР/ЗП=1,2 согласен. Ограничение пенсии, принятое Пенсионным Законом РФ.
СЗП – не согласен — на основании второго абзаца п. 6 ст. 30 Закона №173 «О трудовых пенсиях» и формула примет вид: РП=СКхЗР/ЗПхЗР – т.е. Закон №113-ФЗ.Где: ЗР-среднемесячный заработок всех работающих в стране за предшествующий квартал =3393руб.
РП=0,75х1,2х3393=3053,7- согласно п.3 ст.30 с применением второго абзаца п.6 ст.30 Закона №173.
А теперь об осовременении среднемесячного заработка
Я хочу чтобы осовременение моего заработка производилось на основании правила принятого Комитетом по пенсиям и одобренным Государственной думой РФ, а не на основании письма ПФР от 27 июня 1996г. №06-12/4408-ИН.
«Для этого нужно знать КЗР заявителя. Мне посчитал ПФ. Он =2,054.
Для исчисления пенсий берем 1,2 – Пенсионный закон РФ ограничил
2. Находим по таблицам среднемесячный заработок всех работающих в стране за промежуток, установленный Законом. Законом РФ установлено за предшествующий квартал обращению за осовремениванием.
Владимир
23.10.2020


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



За прошедшие десятилетия российское пенсионное законодательство несколько раз изменялось, но, тем не менее, пенсионные права трудящихся, полученные в периоды действия различных норм закона сохраняются и учитываются при назначении пенсии. Процесс исчисления размера пенсии гражданам, имеющим стаж работы в период до 2002 года, очень сложен потому, что необходимо каждый период их работы учесть с применением норм пенсионного законодательства действовавшего в том периоде. Особенно сложно вести расчет пенсии гражданам имеющим страховой стаж работы в северных районах нашей страны, так как в этом случае при расчете требуется применять различные коэффициенты.

Наше государство, заботясь о своих гражданах проживающих в районах с тяжелыми климатическими условиями, установило для них особые гарантии в области занятости населения, пенсионного обеспечения, социального страхования и медицинского обслуживания, предусмотренные законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях» №4520-1 от 19.02.1993 года

С целью выравнивания уровня дохода и возмещения дополнительных затрат граждан нашей страны, работающих и проживающих в районах с экстремальными природно-климатическими условиями, в таких регионах установлены районные коэффициенты к заработной плате, пособиям выплачиваемым из ФСС, пенсиям и стипендиям.

Районный коэффициент увеличивает заработную плату работающих граждан, а значит увеличивает и будущий размер их страховой пенсии, так как с увеличением заработка увеличивается и сумма страховых взносов, уплачиваемых работодателем в пенсионный фонд.

Для тех граждан кто отработал в северных районах меньше 15/20 лет и остался жить в этих районах, их фиксированная выплата к страховой пенсии, в соответствии пункта 6 статьи 14 закона о трудовых пенсиях №173-ФЗ, увеличивается на районный коэффициент только на то время, пока они проживают в северных районах (подробнее о фиксированной выплате вы можете прочитать ). При переезде такого пенсионера в другие районы страны, где нет районных коэффициентов, пенсия им начинает выплачиваться на общих основаниях.

А вот у граждан, отработавших в северных районах 15/20 лет (РКС/МпКС) и более, пенсионных прав гораздо больше. Для них размер фиксированной выплаты к страховой пенсии увеличивается на 50/30 процентов (РКС/МпКС) и выплачивается в независимости от места проживания пенсионера. В случае проживания таких пенсионеров в местах, где установлен районный коэффициент, фиксированная выплата может по их выбору увеличиваться или на районный коэффициент или на 50/30% (п.13 ст.17 закона о страховых пенсиях №400-ФЗ). Так как увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии может производиться только по одному из оснований.

Еще нужно отметить следующее — закон о трудовых пенсиях не предусматривает увеличение фиксированной выплаты на районный коэффициент, тем гражданам, которые проживают в районах нашей страны не относящихся к РКС или МпКС, но в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате.
Например: не будет производиться увеличение фиксированной выплаты на районный коэффициент пенсионеру, проживающему в южных районах Красноярского края, которые не относятся к МпКС, но в которых установлен районный коэффициент к зарплате. Однако районный коэффициент у таких пенсионеров все равно будет использоваться, он будет применяться для определения их заработка при расчете размера пенсии. Пенсионная выплата у них будет немного выше.

Кроме того граждане, отработавшие в районах Крайнего Севера не менее 7,5 лет или 10 лет в местностях приравненных к РКС, имеют право досрочно уйти на пенсию по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 4 месяца за каждый календарный год работы в районе Крайнего Севера, но не более 5 лет.
Для граждан, работавших в местностях приравненных к районам КС, производится пересчет их стажа наработанного в районах МпКС в стаж для районов КС следующим образом: 1 календарный год МпКС приравнивается к 9 месяцем работы в районах КС.


При определении расчетного размера пенсии в соответствии пункта 3 статьи 30 закона о трудовых пенсиях №173-ФЗ, в формуле расчета применяется коэффициент отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации — ЗР/ЗП.
ЗР — это среднемесячная зарплата в период 2000 — 2001 годы или за любые 60 месяцев подряд.
ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за те же периоды

Законодательно установлено — коэффициент ЗР/ЗП может иметь значение не выше 1,2, однако для граждан, работавших (проживавших) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период до 1 января 2002 года значение этого коэффициента увеличивается в зависимости от районного коэффициента местности:
— не выше 1,4 — для лиц, проживавших в РКС/МпКС с районным коэффициентом до 1,5;
— не выше 1,7 — для лиц, проживавших в РКС/МпКС с районным коэффициентом от 1,5 до 1,8;
— не выше 1,9 — для лиц, проживавших в РКС/МпКС с районным коэффициентом от 1,8 и выше.

Здесь нужно отметить следующие нюансы:
1. Увеличение размера коэффициента ЗР/ЗП в зависимости от районного коэффициента, за периоды работы в РКС или МпКс в 2000 — 2001 годы или за любые 60 месяцев подряд, будет производиться том случае, если в состав зарплаты, получаемой работником в эти периоды, входили выплаты по районному коэффициенту хотя бы за один месяц. То есть для появления права на повышенный коэффициент ЗР/ЗП продолжительность северного сажа значения не имеет, достаточно и одного месяца работы.
2. Пенсионерам, имеющим полный северный стаж (не менее 15/20 лет РКС/МпКС), указанные выше увеличенные размеры коэффициента отношения зарплат применяются не зависимо от их места жительства.

Размер пенсии зависит от величины общего трудового стажа. При расчете размера пенсии используется стажевый коэффициент, который имеет базовый размер — 0,55.
Стажевый коэффициент увеличивается для граждан имеющих общий трудовой стаж более 25/20 лет (муж./жен.).
За каждый полный год общего трудового стажа сверх 25/20 лет стажевый коэффициент увеличивается на 0,01, но общий размер этого коэффициента не может быть выше 0,75.

Для работников, выработавших полный специальный трудовой стаж, дающий им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, стажевый коэффициент во-первых увеличивается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа отработанного сверх установленной продолжительности такого стажа (25/20 лет муж./жен.), а во-вторых еще на 0,01 за каждый полный год отработанный на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, сверх установленной продолжительности стажа для таких работ, при этом стажевый коэффициент в целом не может быть более чем 0,75.

Работникам, которые работали непосредственно на горных работах и имеют специальный стаж установленной продолжительности, стажевый коэффициент составляет 0,75.

Если работник имеет периоды работы до 01.01.2002 года, а его общий трудовой стаж за эти периоды составляет менее 25/20 лет (муж./жен.), тогда при определении пенсионного капитала, заработанного им в период до 2002 года стажевый коэффициент у таких работников будет определятся в зависимости от фактически имеющего общего трудового стажа.
В соответствии последнего абзаца пункта 1 статьи 30 закона №173-ФЗ, в случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа. То есть стажевый коэффициент будет уменьшаться.

Для справки:

Общий трудовой стаж — это суммарная продолжительность периодов работы и иной общественно полезной деятельности, протекавшей до 1 января 2002 года , исчисленная в календарном порядке. В него включаются периоды трудовой деятельности (в том числе и как ИП), периоды временной нетрудоспособности, периоды получения пособия по безработице, служба в армии и других государственных силовых организациях, периоды ухода за детьми в возрасте до 3 лет (но не более 9 лет), периоды подготовки к профессиональной деятельности — обучение в училищах, образовательных учреждениях среднего и высшего профобразования, уход за инвалидом 1 группы (ребенком-инвалидом), уход за престарелым (нуждающимися в постоянном уходе) и некоторые другие периоды.

В общий трудовой стаж в полуторном размере включаются периоды работы в зоне ЧАЭС, а также периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных местностях.
В двойном размере в общий трудовой стаж включаются период военной службы по призыву.

С 2015 года граждане Российской Федерации уходят на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П и применяемого принципа правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, у граждан сохраняется право на применение закона, действовавшего на момент осуществления трудовой и иной деятельности.

Содержание статьи:

Ошибка №1 — смешение различных оснований и порядка расчета пенсии


С 2015 года граждане Российской Федерации уходят на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Начиная с 2015 г. расчет пенсии производится в баллах. С 2002 года размер пенсии напрямую зависит от страховых взносов, начисленных работодателем либо уплаченных гражданами самостоятельно. Период трудовой деятельности по состоянию на 31.12.2001 года учитывается по правилам конвертации пенсионных прав.

Именно при конвертации (преобразовании) пенсионных прав граждан за период до 31.12.2001 года допускается наибольшее количество ошибок при расчете размера пенсии.

Первой, наиболее распространенной ошибкой при конвертации пенсии, является смешение различных оснований и порядка расчета пенсии, в частности одновременное применение пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Основополагающим факторов, влияющим на право установления и размер пенсии, является стаж, порядок подсчета которого зависит от указанных норм права. При этом, следует различать страховой стаж и общий трудовой стаж.

Страховой стаж – это продолжительность периодов работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также других периодов, засчитываемых в страховой стаж, когда человек не имел возможности работать — нестраховых периодов. По общему правилу страховой стаж исчисляется в календарном порядке.

Общий трудовой стаж – суммарная продолжительность периодов работы и другой общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Исчисление продолжительности периодов работы до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом применяется тот вариант оценки пенсионных прав, который позволяет установить гражданину пенсию в наибольшем размере: в соответствии с пунктом 3 или пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п. 3 и п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа и заработка расчет пенсии производится только по состоянию на 1.01.2002 г. При этом, положения пунктов 3 и 4 указанной статьи определяют особенности учета периодов работы (деятельности). Смешение порядков исчисления трудового стажа не допускается.

Ошибка №2 — игнорирование установленного законом ограничения максимального расчетного размера трудовой пенсии


Особенностью и второй основной ошибкой, допускаемой при расчете пенсии, является игнорирование установленного законом ограничения максимального расчетного размера трудовой пенсии при расчете по п.4 ст.30.

По общему правилу расчетный размер трудовой пенсии по п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяется по следующей формуле.

где РП – расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР – среднемесячный заработок;

СК – стажевый коэффициент.

Согласно нормам абз.40 и 41 п.4 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 года №213-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 20 годам для женщин и 25 годам для мужчин не может превышать сумму, равную 555,96 рублей. За каждый полный год, превышающий 20 и 25 лет соответственно, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов. Для лиц, проживающих по состоянию на 01.01.2002 года в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, сумма, указанная выше (555,96 рублей) в том числе повышенные с учетом продолжительности общего стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе и местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Продемонстрируем, как применяются указанные законодательные ограничения.

МРП = МЗ х ПСК х РК,

где МРП – максимальный расчетный размер трудовой пенсии;

МЗ – максимальный месячный заработок;

ПСК – превышающий стажевый коэффициент;

РК – районный коэффициент.

МЗ, как указано выше, установлен законодателем и составляет 555,96 руб.

ПСК зависит от стажевого коэффициента, рассчитываемого на 31.12.2014 года. Так, если стаж трудовой деятельности мужчины 32 года, то ПСК будет равен 1,07 (поскольку фактический стаж на 7 лет превышает требуемый).

РК устанавливается компетентными государственными органами, и зависит от территории и форм осуществляемой деятельности. Например, для водителя, работавшего в Коми АССР, ныне – Ухта (городской округ), районный коэффициент равен 1,3 (постановление Государственного комитета Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 22 ноября 1960 года № 1296/30 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог»).

Таким образом, для мужчины, имеющего на 31.12.2001 года стаж 32 года, при оформлении пенсии по старости ранее общего пенсионного возраста в связи работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, с районным коэффициентом 1,3, максимальный расчетный размер трудовой пенсии ограничен следующей суммой:

МРП = МЗ х ПСК х РК = 555,96 х 1,07 х 1,3 =773,34 руб., где:

1,07 – повышение общего трудового стажа на 7% требуемого стажа;

1,3 – районный коэффициент.

Ошибка №3 — игнорирование при расчете максимального расчетного размера трудовой пенсии повышений и надбавок


Третьей распространенной ошибкой, допускаемой при расчете пенсии, является игнорирование при расчете максимального расчетного размера трудовой пенсии повышений и надбавок.

В соответствии с п.6 ст.30 №173-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31.12.2001 года установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РФ» по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ с применением соответствующего районного коэффициента.

Увеличение расчетного размера пенсии, исчисленного в соответствии с нормами абз.1-10 п.4 ст.30 федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ дополнительно на районный коэффициент, не предусмотрено, поскольку районный коэффициент уже учтен в сумме среднемесячного заработка, из которого исчислена трудовая пенсия.

Нормами п.5 ст.30 повышения и надбавки к пенсиям, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31.12.2001 года начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии. При определении расчетного размера пенсии в соответствии с п.4 ст.30 к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001 года.

Приведу два примера, при которых возможно увеличение максимального расчетного размера трудовой пенсии.

1. Наличие условий, позволяющих применить ст. 110 «Повышение пенсии» Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Как это работает: если, например, гражданин награжден орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, то размер его пенсии повышается на 50 процентов минимального размера пенсии по старости на 01.01.2002 года (185,32 х 0,5 = 92,66 руб.).

2. Наличие условия, позволяющих применить Указ Президента РФ от 02.11.2000 года №1815 о компенсационной выплате в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации.

Как это работает: к максимальному расчетному размеру трудовой пенсии прибавляется 100 руб., а также учитывается соответствующий районный коэффициент. В случае, если районный коэффициент составлял 1,3, то размер компенсационной выплаты составляет 130 руб. (100 х 1,3 = 130 руб.).

Таким образом, максимальный расчетный размер трудовой пенсии может быть увеличен, и, например, с учетом компенсационной выплаты составит:

773,34 + 130 = 903,34 руб., и включает в себя:

450,0 руб. — размер базовой части трудовой пенсии по старости (ст. 14 Закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ, в прежней редакции),

453,34 руб. – страховая часть (СЧ) трудовой пенсии (903,34 – 450 = 453,34).

Выводы

В соответствии с п. 3 и п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа и заработка расчет пенсии производится только по состоянию на 1.01.2002 г. При этом, положения пунктов 3 и 4 указанной статьи определяют особенности учета периодов работы (деятельности).

Например, по правилам п. 3 ст. 30 расчетный размер пенсии определяется с применением формулы, установленной при исчислении стажа работы в календарном исчислении и без учета периода учебы. В то время как по п. 4 ст. 30 предусматривается возможность исчисления периодов работы (деятельности) в льготном порядке и включения периода обучения.

Смешение порядков расчета размера пенсии не допускается. Расчет пенсии производится наиболее выгодному варианту.

Если Вам нужен расчет Вашей пенсии, обращайтесь к адвокату!

Вы можете оставить свой отзыв или просто слова благодарности на Яндексе — мы будем знать, что наша работа приносит пользу.

Читайте также: