Организация работы по предоставлению граждан к пенсии

Работающих граждан к назначению пенсии представляют организации, в которых они работают, и независимо от того, к какой форме собственности относится данная организация, а также индивидуальные предприниматели, использующие труд работников.

В организации, где работает будущий пенсионер, приказом (распоряжением) руководителя назначается должностное лицо, ответственное за подготовку документов для оформления пенсии. В крупных организациях, на предприятиях образуются пенсионные отделы, комиссии или иные структурные единицы.

Их главная задача – правильно оформить документы для назначения пенсии и своевременно представить в местный пенсионный орган. В организациях составляются списки лиц, уходящих на пенсию в ближайшие два‑три года. В списках указывается фамилия, имя, отчество будущего пенсионера, год рождения, дата предстоящего выхода на пенсию, общий трудовой стаж (ОТС), льготный трудовой стаж (ЛТС), страховой стаж (ССт), полный домашний адрес. Один экземпляр списка направляется в местный пенсионный орган. В период составления списка проверяются трудовые книжки будущих пенсионеров, подсчитываются все виды стажа (особенно тщательно проверяются ЛТС и ССт). При необходимости запрашиваются недостающие документы о стаже, заработке и др. Все это делается заблаговременно, с тем чтобы к моменту подачи заявления гражданином все необходимые документы были в наличии.

Все организации и учреждения, находящиеся на территории района (города), «распределены» между работниками местного органа пенсионного обеспечения, которые на каждую организацию заводят так называемое наблюдательное дело. В нем хранятся следующие документы: 1) приказ (распоряжение) руководителя организации о назначении конкретного лица, ответственного за подготовку документов; 2) списки лиц, приобретающих право на пенсию в ближайшие годы; 3) перечень производств и работ с особыми условиями труда.

Ежегодно работник местного пенсионного органа посещает закрепленные за ним организации и уточняет информацию. В результате проверки оформляется акт, который подшивается в наблюдательное дело. С содержанием акта проверки знакомятся руководители проверяемой организации и местного пенсионного органа. В отдельных случаях о результатах проверки сообщают администрации района (города).

В акте отражаются следующие сведения: число работающих в организации; наличие выписки из приказа (распоряжения) администрации организации о назначении ответственного лица (представителя) и его заместителя; наличие или отсутствие журнала регистрации заявлений о назначении пенсий (по установленной форме), а также списка лиц, которые в связи с достижением пенсионного возраста приобретут право на пенсию через два‑три года, и журнала регистрации заявлений на перерасчет пенсий (по установленной форме).

В организациях, где есть производства или работы с особыми условиями труда, должны быть извлечения из Списков № 1 и 2 профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, по соответствующему структурному подразделению организации (цеху, отделу, участку и др.).

Подготовка и оформление пенсионного дела

Подготовка пенсионного дела в местном органе пенсионного обеспечения начинается с приема документов. Неработающие граждане представляют документы лично, работающие – через ответственных представителей организаций, а чаще всего – лично сами.

При приеме документов работник местного пенсионного органа последовательно (по этапам) осуществляет соответствующую проверку представляемых документов:

1) выявляет принадлежность документов заявителю; проверяет соответствие фамилии, имени, отчества заявителя, вписанные во все документы, с данными паспорта, трудовой книжки, документами о заработке и др.; несоответствие принадлежности документов данному лицу устанавливается в судебном порядке;

2) сверяет данные паспорта заявителя с данными в его заявлении на пенсию; проверяет, не получает ли заявитель пенсию по другому основанию или от другого министерства или ведомства (в трудовой книжке имеется отметка пенсионного органа о назначении вида пенсии);

3) проверяет наличие в документах всех необходимых реквизитов – номеров документов, дат, наименований организаций, Ф.И.О., оснований выдачи документов, подписей, печатей и пр.;

4) если документы сдаются представителем организации, то проверяет своевременность представления к назначению пенсии.

После проверки всех документов заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений на назначение пенсии местного органа пенсионного обеспечения. Журнал включает: порядковый номер документа; дату его поступления; фамилию, имя, отчество; вид пенсии; дату ее назначения; номер протокола; все виды стажа; сумму заработка; размер пенсии. Часть данных вносится при приеме заявления, а остальные – после назначения пенсии.

После регистрации заявителю или представителю организации возвращаются подлинники документов (кроме трудовой книжки и документов о трудовом стаже) и выдается расписка о приеме документов. В этой расписке указываются фамилия, имя, отчество заявителя, дата приема документов, делается отметка о недостающих документах и сроке их представления. Если подлинность каких‑то документов вызывает сомнение, то они подлежат замене или проверке с выходом на место выдачи этих документов. Если организация, выдавшая тот или иной документ, находится в другом районе, направляется запрос о проверке документов в пенсионный орган по месту нахождения этой организации. В последнее время практикуется рассмотрение документов, вызывающих сомнение, на комиссии по назначению пенсий. Она принимает решение о возможности принятия документов для назначения пенсий.

Часто проверяются справки, уточняющие характер работы, дающей право на пенсию на льготных основаниях, страховой стаж и справки о зарплате. Если есть подозрение на подделку текста, документ может быть направлен на судебную экспертизу, чтобы установить факт изменения первоначального текста. На экспертизу можно направить документы и в целях восстановления слабо видимых записей, смытых, выцветших, залитых чем‑нибудь. Письменное заключение экспертизы подшивается в пенсионное дело.

Расчет и назначение пенсии

После проверки документов работник местного пенсионного органа оформляет пенсионное дело и производит расчет пенсии. Во многих пенсионных органах при оформлении пенсии широко используются соответствующие компьютерные программы. Готовое пенсионное дело передается на проверку ведущему специалисту, который проверяет право на пенсию заявителя, ее размер, право на ее повышение и на надбавки, срок назначения, правильность оформления всех документов и пенсионного дела. После проверки специалист ставит свою подпись на протоколе решения. Далее пенсионные дела передаются на подпись заведующему пенсионным органом, который подписывает дела, не вызывающие сомнения. Дела, по которым отказано в назначении пенсии или которые вызывают сомнение, передаются на рассмотрение комиссии по назначению пенсий. Отказные дела рассматриваются в присутствии заявителя. Решение об отказе оформляется протоколом с указанием всех мотивов отказа и со ссылкой на нормативные правовые акты. Если заявитель не явился на заседание комиссии, то в течение пяти дней его письменно извещают о принятом решении.

После назначения пенсии дела передаются в бухгалтерию пенсионного органа или пересылаются в центр по начислению и выплате пенсий. Работник местного пенсионного органа выписывает пенсионное удостоверение, которое выдается заявителю или ответственному представителю организации, представившей документы, под роспись вместе с подлинниками документов (например, трудовой книжки, свидетельства о рождении, диплома о профессиональном образовании и др.)[46].

В местных пенсионных органах, где имеется компьютерная техника, все указанные процедуры выполняются в автоматизированном режиме. В таких органах устанавливается локальная электронная сеть и электронные программы обработки базы данных пенсионной информации (БДПИ).

Для каждого работника местного пенсионного органа определены функциональные обязанности и доступ к БДПИ. Как правило, в единую автоматизированную систему включено программное обеспечение по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий. Между пенсионными органами разных уровней существует обмен информацией с использованием специальных программ кодирования документации. При этом учитываются показатели общероссийских и отраслевых классификаторов и пр.

На рабочих местах, оборудованных компьютерной техникой, внедрена информационно‑поисковая система. Это обеспечивает быстрый доступ к поисковой, информационной, правовой БД, значительно расширяет возможности выборки документов, необходимых в конкретный момент работнику пенсионного органа для выполнения своих функций, принятия решений или консультаций.

Делопроизводство в местных органах пенсионного обеспечения ведется с помощью единого автоматизированного журнала учета по основным направлениям деятельности (назначение, перерасчет, учет начисленных и выплаченных сумм пенсий, обращение граждан и организаций и др.).

В составе пенсионных органов имеются специально созданные подразделения, которые включают специалистов по автоматизации (компьютеризации) пенсионной службы, отвечающих за общее состояние дел.

Работа местного пенсионного органа в автоматизированном режиме позволяет значительно ускорить и упростить все процедуры, связанные с обеспечением граждан пенсиями и иными выплатами.

В единый автоматизированный журнал заносятся все данные о пенсионере. После приема заявления и документов заявителю или представителю организации выдается оформленная на компьютере расписка. При принятии решения о назначении пенсии в автоматизированном журнале (в разделе регистрации протоколов) автоматически фиксируется дата и номер протокола. В момент поступления пенсионного дела на выплату ему автоматически присваивается регистрационный номер и фиксируется дата поступления. Все эти данные переносятся в общую БДПИ.

Осуществляется автоматизированный контроль за всеми вводимыми данными о каждом заявителе. Например, в автоматизированном режиме сопоставляются и выявляются периоды работы по разным документам (работа, время ухода за ребенком и нетрудоспособным инвалидом и пр.), имеющим общие интервалы времени, которые могут быть учтены дважды. В результате этой операции на экране (мониторе) компьютера появляются сразу все данные, которые легко сопоставить. На принтере компьютера делается распечатка данных о стаже и др.

В автоматизированном режиме проверяются все справки о заработке на предмет наличия сведений об уплате страховых взносов заявителем и его работодателем.

С помощью специальной компьютерной программы производится расчет стажа, среднего заработка, сумм страховых взносов. После определения стажа и заработка производится автоматический расчет пенсии с указанием размеров и сумм базовой части пенсии, страховой части и накопительной части пенсии. После чего производится компьютерная распечатка документов: «Расчет пенсии», «Протокол по назначению пенсии». Они подшиваются в единое пенсионное дело и передаются на контроль.

В последующем все изменения по пенсионному делу фиксируются в едином автоматизированном журнале.

Оформленные в полном объеме пенсионные документы проходят соответствующую компьютерную регистрацию.

В итоге работник местного пенсионного органа оформляет вы– платные документы, которые направляются в соответствующие организации. Это могут быть отделения связи, отделения сберегательного или иного банка, собственная служба доставки пенсии местного органа пенсионного обеспечения.

Анализ работы специалистов местного пенсионного органа также осуществляется в автоматизированном режиме.

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 1869 ;

Работающих граждан к назначению пенсии представляют предприятия, организации, учреждения, на которых работает заявитель. На предприятиях назначается должностное лицо, ответственное за подготовку документов, на крупных предприятиях образуются пенсионные отделы. Главная их задача — правильно и своевременно оформить документы для назначения пенсии и представления их в отдел социальной защиты населения района (города). На предприятии составляются списки лиц, уходящих на пенсию в ближайшие два—три года. В списках указывается фамилия, имя, отчество пенсионера, год рождения, дата ухода на пенсию, общий трудовой стаж (ОТС), льготный трудовой стаж (ЛТС), адрес. Один экземпляр списка направляется в отдел социальной защиты населения. В период составления списков проверяются трудовые книжки будущих пенсионеров, подсчитывается ОТС, с особой тщательностью проверяется ЛТС. В случае необходимости запрашиваются недостающие документы о стаже, заработке и т.д. Все производится заблаговременно с тем, чтобы к моменту подачи заявления были в наличии все необходимые документы.

Все предприятия распределены между инспекторами; на каждое предприятие заводится «наблюдательное дело», в котором хранится приказ о назначении лица, ответственного за подготовку документов, списки лиц, уходящих на пенсию. Ежегодно инспектор проверяет закрепленные за ним предприятия с выходом на место. В результате проверки оформляется акт, который также хранится в наблюдательном деле, с содержанием акта знакомятся руководитель предприятия и заведующий отдела социальной защиты населения. В акте отражается следующее:

1. Численность рабочих и служащих на предприятии, в учреждении, организации.

2. Наличие выписки из приказа (распоряжения) администрации оназначении ответственного лица (представителя) и его заместителя.

3. Журнал регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий (форма ведения, отчетность).

4. Журнал или список лиц, которые в связи с достижениемвозраста приобретут право на пенсию через два—три года.

5. Журнал регистрации заявлений на перерасчет пенсий (формаведения отчетности).

6. Извлечения из Списков № 1 и № 2 профессий и должностей,дающих право на льготное пенсионное обеспечение, такие же извлечения из списков в соответствующих цехах и участках.

7. Ведется ли систематизированная подшивка журнала «Социальное обеспечение», разъяснений отраслевого Министерства.

8. Имеется ли в наличии необходимое количество бланков дляоформления документов на пенсии.

9. Учет и регистрация запросов и проверок в истребовании недостающих документов о стаже, заработке и других для назначения пенсии (форма ведения, отчетность).

10. Учет проводимой разъяснительной работы с указанием темы,когда проведена и сколько человек присутствовало.

11. Работает ли на предприятии консультационный пункт, печатаются ли в местной рабочей газете консультации по пенсионным вопросам.

12. Планирование работы.

13. Правильность заполнения трудовых книжек, знакомятся ли с записями в них рабочие и служащие.

14. Как решаются конфликтные пенсионные дела? Практикуются ли отказы, в какой форме?

15. Оформляются ли макеты дел.

16. Имеются ли наглядные пособия, таблицы, оформлен ли уголок пенсионера.

17. Имеются ли комиссии по пенсионным вопросам в цехах счисленностью рабочих и служащих свыше 500 человек. Как ониработают.

18. Заслушивается ли отчет о работе комиссии по пенсионнымвопросам на заседании профкома.

Ответственный представитель предприятия, учреждения, организации работает в тесном контакте с Пенсионным отделом, со специалистом, обслуживающим данное предприятие. Он должен знать действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, делопроизводство, должен уметь подготовить макет пенсионного дела, предварительно подсчитав общий трудовой стаж, размер среднемесячного заработка, рассчитать пенсию, он должен уметь давать необходимые консультации и разъяснения по пенсионным вопросам, следить за изменениями в законодательстве, для этого он проходит стажировку в Пенсионном отделе, принимает участие в семинарах, в технической учебе, постоянно работает над повышением квалификации.

ПОДГОТОВКА ПЕНСИОННЫХ ДЕЛ РАЙОННЫМ (ГОРОДСКИМ) ПЕНСИОННЫМ ОТДЕЛОМ

Подготовка пенсионного дела начинается с приема документов. Прием документов ведется в специально отведенные для приема дни специалистами. Неработающие граждане подают документы

лично, работающие — через представителей предприятий. При приеме специалист проверяет следующее:

1. Принадлежность документов заявителю, т. е. фамилия, имя,отчество во всех документах должны соответствовать данным паспорта. Если обнаруживается несоответствие, то факт принадлежности документов данному лицу устанавливается в судебном порядке.

2. Данные паспорта сверяются с данными, указанными в заявлении, проверяется не получает ли заявитель пенсию по другомуоснованию (в трудовой книжке делается отметка отдела о назначении пенсии по старости, инвалидности, выслуге лет) или от другого ведомства.

3. Наличие в документах всех необходимых реквизитов (номердокумента, дата, наименование предприятия, фамилия, имя, отчество, основание выдачи, подписи, печати).

4. Если документы сдаются представителем предприятия, топроверяется своевременность представления к назначению пенсии.

После проверки всех документов заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений на назначение пенсии. Журнал содержит следующие графы: порядковый номер документа, дата его поступления, фамилия, имя, отчество, вид пенсии, дата назначения, номер протокола, общий трудовой стаж, СМЗ, размер пенсии. Часть данных вносится при приеме заявления, остальные данные после назначения пенсии. После регистрации заявителю или представителю предприятия возвращаются подлинные документы, исключая трудовую книжку и другие документы о трудовом стаже, и выдается расписка о приеме документов, в которой указывается фамилия, имя, отчество заявителя, дата приема документов, перечисляются недостающие документы и срок их представления. Если при приеме обнаруживаются документы, вызывающие сомнения, то они подлежат замене или проверке с выходом на место выдачи документов. Если предприятие, выдавшее документ в отдел социальной защиты, находится в другом районе, то посылается запрос о проверке документов в отдел социальной защиты населения по месту нахождения этого предприятия. По результатам проверки составляется акт, который приобщается к делу. В настоящее время широко практикуется рассмотрение документов, вызывающих сомнение на Комиссии по назначению пенсий. Она принимает решение о возможности принятия документов для назначения пенсий.

Часто проверяются справки, уточняющие характер работы, дающий право на пенсию на льготных основаниях, и справки о зарплате. При подчистках, подделке текста документ можно направить на экспертизу в научно-исследовательскую лабораторию су-

дебной экспертизы, чтобы установить факт изменения первоначального текста. На экспертизу также можно направить документы с целью восстановления слабо видимых записей, смытых, выцветших, залитых чем-нибудь. Заключение экспертизы также подшивается в пенсионное дело.

После проверки документов специалист оформляет пенсионное дело. Если оно сдано представителем предприятия, то проверяется то, что уже подсчитано на предприятии. В отделе пенсии назначаются с использованием соответствующих компьютерных программ. Полностью готовое дело передается на проверку ведущему специалисту, который проверяет право на пенсию заявителя, размер, право на повышение и надбавки, срок назначения, правильность оформления всех документов и оформления пенсионного дела. После проверки специалист ставит подпись на протоколе. Далее пенсионные дела передаются на подпись заведующему отделом, который подписывает дела, не вызывающие сомнения. Дела, по которым отказано в назначении пенсии, и дела, вызывающие сомнение, передаются на рассмотрение Комиссии по назначению пенсий. Отказные дела рассматриваются в присутствии заявителя. Решение об отказе оформляется протоколом с указанием мотивов отказа и со ссылкой на нормативные акты. Если заявитель не явился на Комиссию, то в течение пяти дней его извещают о принятом решении.

После назначения пенсии дела пересылаются в Центр по начислению и выплате пенсий или передаются бухгалтеру на участок. Центр выписывает пенсионное удостоверение, которое выдается заявителю или представителю предприятия под подпись вместе с трудовой книжкой.

Делается разноска в журнале.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕНСИОННОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЦЕССА НАЗНАЧЕНИЯ (ПЕРЕРАСЧЕТА) ВЫПЛАТЫ И ДОСТАВКИ ПЕНСИИ

Технология работы пенсионной службы строится по следующим направлениям:

  • прием населения;
  • назначение пенсий;
  • перерасчет и выплата пенсий;
  • доставка пенсий.

В пенсионной службе должны быть установлены компьютеры, локальная сеть и программа обработки данных по пенсионной

информации. При этом необходимо строгое разграничение доступа к базе данных (БД) для каждого специалиста:

  • для приема населения — возможность просмотра всей БД безвнесения в нее изменений;
  • для нового назначения — возможность работы только с программами подготовки макета пенсионного дела и право доступа кБД и внесения изменений при переводе с одного вида пенсии надругой;
  • на участках перерасчета и выплаты пенсий — возможностьдоступа для специалистов к информации с правом внесения изменений по пенсионным делам в закрепленной зоне обслуживания.

Остальные специалисты имеют право работы в режиме сбора статистических данных и просмотра информации по БД.

Все изменения, вносимые в БД, должны автоматически фиксироваться, при этом запоминается код пользователя, осуществившего корректировку, и характер изменения.

В единую автоматизированную систему должно быть объединено программное обеспечение по назначению, выплате, доставке пенсий и сбору страховых взносов. При этом необходимо наладить эффективный обмен информацией между уровнями системы, оптимизировать структуры БД, обеспечить независимость программ от изменений форм документов, создать на основе общероссийских и отраслевых классификаторов целостную систему классификации и кодирования показателей. По мере накопления данных, не используемых в работе, для увеличения свободного пространства и ускорения работы компьютера данные подлежат архивации на специальных дискетах или на жестком диске ПЭВМ.

На рабочих местах сотрудников должна быть внедрена информационно-поисковая система с обеспечением доступа к правовой базе и возможностей выборки документов, необходимых в данный момент специалисту для выполнения своих функций, принятия решений или консультаций.

Делопроизводство в пенсионной службе ведется с помощью единого автоматизированного журнала учета по основным разделам деятельности (назначение, перерасчет, учет начисленных и выплаченных сумм пенсий, обращение граждан и организаций и другие).

Для осуществления успешной работы в условиях автоматизации все сотрудники должны проходить обучение на соответствующих курсах.

Группа специалистов по автоматизации пенсионной службы следит за обновлением программного обеспечения, техническим состоянием аппаратных средств, Организует контроль за соблюдением технологического процесса обработки пенсионной информации, за состоянием базы в течение выплатного периода, за выдачей сведений на участки об изменении реквизитов пенсионных дел, за подготовкой базы к выплатному периоду, за распечаткой сформированных выплатных документов, а также другой информации о пенсионерах.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Работающих граждан к назначению пенсии представляют пред-приятия, организации, учреждения, на которых работает заявитель. На предприятиях назначается должностное лицо, ответственное за подготовку документов, на крупных предприятиях образуются пенсионные отделы. Главная их задача — правильно и своевременно оформить документы для назначения пенсии и представления их в отдел социальной защиты населения района (города). На предприятии составляются списки лиц, уходящих на пенсию в ближайшие два—три года. В списках указывается фамилия, имя, отчество пенсионера, год рождения, дата ухода на пенсию, общий трудовой стаж (ОТС), льготный трудовой стаж (ЛТС), адрес, Один экземпляр списка направляется в отдел социальной защиты населения. В период составления списков проверяются трудовые книжки будущих пенсионеров, подсчитывается ОТС, с особой тщательностью проверяется ЛТС. В случае необходимости запрашиваются недостающие документы о стаже, заработке и т.д. Все производится заблаговременно с тем, чтобы к моменту подачи заявления были в наличии все необходимые документы.
Все предприятия распределены между инспекторами; на каждое предприятие заводится «наблюдательное дело», в котором хранится приказ о назначении лица, ответственного за подготовку документов, списки лиц, уходящих на пенсию. Ежегодно инспектор проверяет закрепленные за ним предприятия с выходом на место. В результате проверки оформляется акт, который также хранится в наблюдательном деле, с содержанием акта знакомятся руководитель предприятия и заведующий отдела социальной защиты населения. В акте отражается следующее:
1. Численность рабочих и служащих на предприятии, в учреждении, организации.
2. Наличие выписки из приказа (распоряжения) администрации о назначении ответственного лица (представителя) и его заместителя.
3. Журнал регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий (форма ведения, отчетность).
4. Журнал или список лиц, которые в связи с достижением возраста приобретут право на пенсию через два—три года.
5. Журнал регистрации заявлений на перерасчет пенсий (форма ведения отчетности).
6. Извлечения из Списков № 1 и № 2 профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, такие же из-влечения из списков в соответствующих цехах и участках.
7. Ведется ли систематизированная подшивка журнала «Социальное обеспечение», разъяснений отраслевого Министерства.
8. Имеется ли в наличии необходимое количество бланков для оформления документов на пенсии.
9. Учет и регистрация запросов и проверок в истребовании не-достающих документов о стаже, заработке и других для назначения пенсии (форма ведения, отчетность).
10. Учет проводимой разъяснительной работы с указанием темы, когда проведена и сколько человек присутствовало.
11. Работает ли на предприятии консультационный пункт, пе-чатаются ли в местной рабочей газете консультации по пенсионным вопросам.
12. Планирование работы.
13. Правильность заполнения трудовых книжек, знакомятся ли с записями в них рабочие и служащие.
14. Как решаются конфликтные пенсионные дела? Практикуются ли отказы, в какой форме?
15. Оформляются ли макеты дел.
16. Имеются ли наглядные пособия, таблицы, оформлен ли уголок пенсионера.
17. Имеются ли комиссии по пенсионным вопросам в цехах с численностью рабочих и служащих свыше 500 человек. Как они работают.
18. Заслушивается ли отчет о работе комиссии по пенсионным вопросам на заседании профкома.
Ответственный представитель предприятия, учреждения, орга-низации работает в тесном контакте с Пенсионным отделом, со специалистом, обслуживающим данное предприятие. Он должен знать действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, делопроизводство, должен уметь подготовить макет пенсионного дела, предварительно подсчитав общий трудовой стаж, размер среднемесячного заработка, рассчитать пенсию, он должен уметь давать необходимые консультации и разъяснения по пенсионным вопросам, следить за изменениями в законодательстве, для этого он проходит стажировку в Пенсионном отделе, принимает участие в семинарах, в технической учебе, постоянно работает над повышением квалификации.

ПОДГОТОВКА ПЕНСИОННЫХ ДЕЛ РАЙОННЫМ (ГОРОДСКИМ) ПЕНСИОННЫМ ОТДЕЛОМ

Подготовка пенсионного дела начинается с приема документов. Прием документов ведется в специально отведенные для приема дни специалистами. Неработающие граждане подают документы лично, работающие — через представителей предприятий. При приеме специалист проверяет следующее:
1. Принадлежность документов заявителю, т. е. фамилия, имя, отчество во всех документах должны соответствовать данным паспорта. Если обнаруживается несоответствие, то факт принадлежности документов данному лицу устанавливается в судебном порядке.
2. Данные паспорта сверяются с данными, указанными в заявлении, проверяется не получает ли заявитель пенсию по другому основанию (в трудовой книжке делается отметка отдела о назначении пенсии по старости, инвалидности, выслуге лет) или от другого ведомства.
3. Наличие в документах всех необходимых реквизитов (номер документа, дата, наименование предприятия, фамилия, имя, отчество, основание выдачи, подписи, печати).
4. Если документы сдаются представителем предприятия; то проверяется своевременность представления к назначению пенсии.
После проверки всех документов заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений на назначение пенсии. Журнал содержит следующие графы: порядковый номер документа, дата его поступления, фамилия, имя, отчество, вид пенсии, дата назначения, номер протокола, общий трудовой стаж, СМЗ, размер пенсии. Часть данных вносится при приеме заявления, остальные данные после назначения пенсии. После регистрации заявителю или представителю предприятия возвращаются подлинные документы, исключая трудовую книжку и другие документы о трудовом стаже, и выдается расписка о приеме документов, в которой указывается фамилия, имя, отчество заявителя, дата приема документов, перечисляются недостающие документы и срок их представления. Если при приеме обнаруживаются документы, вызывающие сомнения, то они подлежат замене или проверке с выходом на место выдачи документов. Если предприятие, выдавшее документ в отдел социальной защиты, находится в другом районе, то посылается запрос о проверке документов в отдел социальной защиты населения по месту нахождения этого предприятия. По результатам проверки составляется акт, который приобщается к делу. В настоящее время широко практикуется рассмот-рение документов, вызывающих сомнение на Комиссии по назначению пенсий. Она принимает решение о возможности принятия документов для назначения пенсий.
Часто проверяются справки, уточняющие характер работы, дающий право на пенсию на льготных основаниях, и справки о зарплате. При подчистках, подделке текста документ можно направить на экспертизу в научно-исследовательскую лабораторию судебной экспертизы, чтобы установить факт изменения первоначального текста. На экспертизу также можно направить документы с целью восстановления слабо видимых записей, смытых, выцветших, залитых чем-нибудь. Заключение экспертизы также подшивается в пенсионное дело.
После проверки документов специалист оформляет пенсионное дело. Если оно сдано представителем предприятия, то проверяется то, что уже подсчитано на предприятии. В отделе пенсии назначаются с использованием соответствующих компьютерных программ. Полностью готовое дело передается на проверку ведущему специалисту, который проверяет право на пенсию заявителя, размер, право на повышение и надбавки, срок назначения, правильность оформления всех документов и оформления пенсионного дела. После проверки специалист ставит подпись на протоколе. Далее пенсионные дела передаются на подпись заведующему отделом, который подписывает дела, не вызывающие сомнения. Дела, по которым отказано в назначении пенсии, и дела, вызывающие сомнение, передаются на рассмотрение Комиссии по назначению пенсий. Отказные дела рассматриваются в присутствии заявителя. Решение об отказе оформляется протоколом с указанием мотивов отказа и со ссылкой на нормативные акты. Если заявитель не явился на Комиссию, то в течение пяти дней его извещают о принятом решении.
После назначения пенсии дела пересылаются в Центр по начислению и выплате пенсий или передаются бухгалтеру на участок. Центр выписывает пенсионное удостоверение, которое выдается заявителю или представителю предприятия под подпись вместе с трудовой книжкой.
Делается разноска в журнале.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕНСИОННОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЦЕССА НАЗНАЧЕНИЯ (ПЕРЕРАСЧЕТА) ВЫПЛАТЫ И ДОСТАВКИ ПЕНСИИ


Продолжение статьи о том, как не ошибиться, если у вас работают сотрудники этих категорий.

Работающему пенсионеру компания обязана по его заявлению предоставить ему отпуск без сохранения зарплаты продолжительностью до 14 календарных дней в году (ч. 2 ст.128 ТК РФ).

Работник имеет право ежегодно брать два дня для диспансеризации. На это время за работником сохраняют место работы и средний заработок. Дни освобождения работник должен согласовать с работодателем. После чего достаточно письменного заявления (ч.2 ст.185.1 ТК РФ).

Работающий пенсионер имеет право по-прежнему получать пенсию. Однако страховую пенсию и фиксированную выплату к пенсии ему уже выплачивают без учета плановых индексаций (ст.26.1 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ и ст.7 Закона от 29.12.2015 г. № 385-ФЗ).

Рассмотрим гарантии, о которых не должен забывать работодатель, у которых работают работники-пенсионеры и (или) работники предпенсионного возраста.

1. Работодатель не вправе отказать в работе или уволить работника на основании того, что он достиг предпенсионного возраста. Мера ответственности — штраф в размере 200 000 рублей, зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев. Суд может назначить работодателю наказание в виде обязательных работ на срок до 360 часов (ст.144.1 УК РФ).

2. Работник предпенсионного возраста может ежегодно использовать два дня для прохождения диспансеризации с сохранением место работы и среднего заработка. Дни прохождения диспансеризации работник должен согласовать с работодателем (ч.2 ст.185.1 ТК РФ).

3. Работник, достигший пенсионного возраста, вправе уволиться без двухнедельной отработки (ч.3 ст.80 ТК РФ, пп. «б» п.22 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 г. № 2). Работник, достигший пенсионного возраста, вправе уволиться по собственному желанию и не указывать причину увольнения в своем заявлении.

4. Пенсионеры и предпенсионеры могут получить вычет по земельному налогу на 6 соток, но льгота действует только в отношении одного земельного участка (пп.9 п.5 ст.391 НК РФ).

5. Пенсионеры и предпенсионеры имеют льготу по налогу на имущество. При этом налоговые льготы по имущественным налогам, которые раньше были положены только пенсионерам, начиная с налогового периода 2019 года, будут предоставляться не после выхода на пенсию, а после достижения возраста, который считался пенсионным на конец 2018 года (пп.10.1 п.1 ст.407 НК РФ).

— налоговая льгота (т.е. можно не платить налог на имущество) предоставляется в соответствии с п.4 ст.407 НК РФ в отношении одного объекта налогообложения каждого вида:

— жилой дом или часть жилого дома;

— квартира, часть квартиры или комната;

— гараж или машино-место;

— хозяйственное строение или сооружение, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, одно специально оборудованное помещение или сооружение, указанные в пп.14 п.1 ст.407 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 25.07.2019 г. №БС-2-21/940@). Вычет предоставляется пенсионерам и предпенсионерам, если они не использует имущество в предпринимательских целях.

6. Повышенные размеры пособий по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. Пособие может достигать размера до 11 280 рублей. Эти деньги выплачиваются из бюджета (Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 г. № 1375, ст. 34.2 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1).

7. Право на получение предпенсионерами алиментов. Женщины в возрасте 55 лет и мужчины в возрасте 60 лет вправе потребовать выплаты алиментов на свое содержание (п.8 ст.169 СК РФ). Предпенсионер вправе взыскать алименты с детей, бывшего супруга, внуков, братьев, сестер, пасынка или падчерицы, размер которых устанавливают либо в соглашении об уплате алиментов либо их определяет суд.

Отчеты о численности сотрудников предпенсионного возраста

Ранее сведения о работодателе и численности сотрудников предпенсионного возраста предоставлялись работодателями в центр занятости ежеквартально, начиная с отчета за девять месяцев 2018 года. Но санкций за непредоставление работодателем таких сведений не было.

Начиная с 2019 года, отчет для работодателя о численности сотрудников предпенсионного возраста отменен (Письма Роструда РФ от 22.02.2019 г. № 614-ТЗ и от 15.11.2018 г. № 4453-ТЗ).

Теперь отчет о сотрудниках предпенсионного возраста предоставляют сами центры занятости (Письмо Роструда РФ от 25.07.2018 г. № 858-ПР).

Соглашение работодателя с ПФР о предпенсионерах

К работодателям крупных компаний начали приходить письма из ПФР с предложением заключить Соглашение об информационном взаимодействии. Согласно ч.11 ст.10 Закон № 350-ФЗ, обмен информацией между органами ПФР и работодателями, в целях предоставления гражданам предпенсионного возраста, состоящим с работодателями в трудовых отношениях, льгот, предусмотренных трудовым законодательством РФ, может осуществляться с письменного согласия таких граждан в электронной форме на основании соглашений, заключенных между территориальными органами ПФР и работодателями.

Предметом данного Соглашения является предоставление органом ПФР, по запросу работодателя, сведений о работниках предпенсионного возраста и получателях пенсии в электронной форме с использованием телекоммуникационных каналов связи. Информация будет представляться на основании имеющихся в распоряжении ПФР сведений — данных индивидуального лицевого счета гражданина и федеральной базы данных пенсионеров.

Передача информации по телекоммуникационным каналам связи освободит работающих граждан предпенсионного возраста от необходимости посещать территориальные органы ПФР для получения подтверждающих справок и документов. Заключать подобное Соглашение и получать данные в ПФР выгодно для работодателей, у которых работает много работников предпенсионного возраста.

Если работодатель согласится взаимодействовать с ПФР, то он будет предоставлять электронные сведения на своих работников предпенсионного возраста (так называемый макет пенсионного дела).

За отказ от взаимодействия с ПФР по предоставлению макета пенсионного дела привлечь компанию к ответственности нельзя.

На сегодняшний день — это только инициатива ПФР, которая законодательно не закреплена, направленная на формирование пакета документов, необходимых для правильного назначения пенсии и предоставления льгот.

Краткое содержание:

Государственная социальная помощь предоставляется, в частности малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим пенсионерам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Если региональный прожиточный минимум не определен, используется величина прожиточного минимума в целом по РФ;


пенсионерам, которые относятся к иным категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством РФ имеют право на получение государственной социальной помощи.

Виды государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь предоставляется пенсионерам в виде социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (ст. 1 Закона N 178-ФЗ).

Пенсионеры имеют право на получение определенного набора социальных услуг, если относятся к льготным категориям граждан, в частности инвалидам (ст. ст. 6.1, 6.7 Закона N 178-ФЗ).

Набор социальных услуг включает (ч. 1 ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ):

— обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по соответствующим рецептам;
— предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний в определенные санаторно-курортные организации;
— бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Обратиться за предоставлением набора соцуслуг можно с даты установления пенсионеру ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). То есть для получения соцуслуг сначала необходимо подать в территориальный орган ПФР (ТО ПФР) заявление о назначении ЕДВ, а затем — заявление о предоставлении социальных услуг (ч. 1 ст. 6.3, ст. 6.7 Закона N 178-ФЗ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 862; п. 2 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 22.01.2015 N 35 н; п. п. 1.3, 1.4 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328; п. 31 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 353 н).

Отметим, что сумма ЕДВ уменьшается на стоимость набора соцуслуг. Однако у вас есть право отказаться от получения набора соцуслуг полностью или частично. Ежегодно вы можете выбрать удобный для вас вариант на следующий календарный год, подав до 1 октября текущего года в ТО ПФР заявление об отказе от получения социальных услуг или заявление о возобновлении их предоставления (ч. 3, 4 ст. 6.3, ч. 2 ст. 6.5 Закона N 178-ФЗ; п. 3 Правил N 862; п. п. 1.4, 1.5 Порядка N 328; п. 57 Административного регламента).

Порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим пенсионерам в виде денежных выплат и натуральной помощи устанавливается нормативными актами субъектов РФ.

В регионах могут быть установлены дополнительные меры социальной поддержки иных категорий пенсионеров. Так, например, всем московским пенсионерам предоставляется право на бесплатный проезд в г. Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) (ч. 1 ст. 5 Закона N 178-ФЗ; п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 03.11.2004 N 70).

Порядок получения государственной социальной помощи

Для получения государственной социальной помощи пенсионеру рекомендуется придерживаться следующего алгоритма.

Ознакомьтесь с перечнем гарантированных государством социальных услуг

Уточните перечень гарантированных государством социальных услуг и иных видов помощи, предоставляемых ТО ПФР и органом социальной защиты населения, чтобы определиться, на какие из них вы можете претендовать в своем регионе.

Направьте заявление о предоставлении государственной социальной помощи

Заявление представляется непосредственно в орган социальной защиты населения или ТО ПФР (в отношении набора соцуслуг, федеральной социальной доплаты к пенсии) по вашему месту жительства или месту пребывания либо через МФЦ. Заявления об установлении федеральной доплаты к пенсии, о предоставлении набора соцуслуг можно направить также в электронной форме через Единый портал госуслуг или через личный кабинет на официальном сайте ПФР (ч. 3 ст. 6.3, ч. 2 ст. 8 Закона N 178-ФЗ; п. п. 9, 13 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 07.04.2017 N 339 н; п. 13 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП; п. 1.7 Порядка N 328; п. п. 42, 56 Административного регламента).

Помимо указанного заявления могут потребоваться дополнительные документы, подтверждающие наличие оснований для получения соответствующего вида государственной социальной помощи.

Дождитесь решения о предоставлении государственной социальной помощи или отказе в ее предоставлении

Орган социальной защиты населения либо территориальный орган ПФР принимают решение о предоставлении ему государственной социальной помощи или отказе в ее предоставлении в сроки, установленные порядком предоставления соответствующего вида государственной социальной помощи.

Так, решение в отношении набора соцуслуг ТО ПФР должен принять не позднее пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего заявления пенсионера (п. 61 Административного регламента).

Читайте также: