Особенности регулирования труда работников пфр установлены чем

Текст статьи 349.2 ТК РФ в новой редакции.

На работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.
Работникам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, их супругам и несовершеннолетним детям в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Комментарий к статье 349.2 ТК РФ

1. Особенности регулирования труда работников фондов и иных организаций, упоминаемых комментируемой статьей, сводятся к установлению для них ограничений, запретов и обязанностей, которые обусловлены как спецификой осуществляемой данной категорией работников деятельности, связанной с обеспечением выполнения отдельных государственных задач, так и необходимостью предотвращения совершения такими лицами коррупционных правонарушений. Комментируемая норма детализируется в Постановлении Правительства РФ от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции". Согласно этому Постановлению соответствующие ограничения, запреты и обязанности возлагаются не на всех работников Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а только на тех, кто замещает должности в указанных фондах и организациях, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, и должности, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.

Указанные работники не вправе:

принимать без письменного разрешения работодателя (его представителя) от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий), если в их должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями;

входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

заниматься без письменного разрешения работодателя (его представителя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Таким работникам запрещается получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), за исключением случаев получения подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными мероприятиями и иных случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими особенности правового положения и специфику трудовой деятельности данного работника.

Кроме того, работники, относящиеся к данной категории, обязаны: уведомлять работодателя (его представителя), органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (аналогичная обязанность, исключая предоставление сведений о расходах, возлагается на граждан, претендующих на замещение соответствующих должностей);

принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;

уведомлять работодателя (его представителя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только самому работнику станет об этом известно, в письменной форме;

передавать принадлежащие работнику ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов;

уведомлять работодателя (его представителя) о получении подарка в случаях, когда его получение разрешается, и передавать указанный подарок, стоимость которого превышает 3000 руб., по акту соответственно в фонд или иную организацию с сохранением возможности его выкупа в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.

2. Применение изложенных выше норм осуществляется в системной взаимосвязи с предписаниями иных нормативных правовых актов, принятых в рамках регулирования отношений в сфере противодействия коррупции и конкретизирующих порядок исполнения работниками фондов и иных организаций, которые упоминаются в комментируемой статье, возложенных на них обязанностей.

В частности, нормативными актами фондов и локальными нормативными актами указанных организаций, а также нормативными правовыми актами соответствующих федеральных государственных органов утверждаются:

перечни должностей, при замещении которых (поступлении на которые) работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и порядок представления таких сведений (см., например, Приказы Фонда социального страхования РФ от 18 июня 2013 г. N 207 "О перечне должностей в центральном аппарате Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" и N 208 "Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на должности, и работниками, занимающими должности в центральном аппарате Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органах, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей");

порядок уведомления работодателя о фактах обращения к работнику каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (см., например, Постановление правления Пенсионного фонда РФ от 5 июня 2013 г. N 132п "Об утверждении Порядка уведомления работниками Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов работодателя о фактах обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, организации проверок этих сведений и регистрации уведомлений").

3. Запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами распространяется только на тех работников фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, кто замещает должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, а также на их супругов и несовершеннолетних детей (подп. "ж" п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами").

Нарушение данного запрета, а также непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого является работник фонда либо иной организации, упомянутой в комментируемой статье, непредставление или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных либо недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, если соответствующие действия дают основание для утраты доверия к этому работнику со стороны работодателя, являются основанием для расторжения заключенного с ним трудового договора по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК.

На работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Работникам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, их супругам и несовершеннолетним детям в случаях, предусмотренных федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Судебная практика по статье 349.2 TК РФ

Согласно статье 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Согласно статье 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации на работников Пенсионного фонда Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Статьей 12.4 Закона о противодействии коррупции установлено, что на работников, замещающих должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, данным Законом и пунктом 5 части 1 статьи 16, статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон о государственной гражданской службе).

Согласно статье 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Гражданин З., работающий руководителем группы автоматизации в Управлении ПФР г. . , обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим названного Перечня, ссылаясь на то, что он противоречит статье 23 Конституции Российской Федерации, статьям 3, 8 Федерального закона "О противодействии коррупции", статье 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации, подпункту "а" пункта 23 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 и ограничивает его права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Х., являясь адвокатом и по совместительству профессором кафедры уголовного права Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим раздела III Перечня в части указания в пунктах 9 и 10 должностей заведующего кафедрой, профессора, доцента кафедры, старшего преподавателя, преподавателя, утверждая, что оспариваемые положения противоречат Указу Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", Указу Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статье 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции", а применительно к лицам, замещающим названные должности в военных учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации по совместительству, имеющим статус адвоката, и статьям 1, 6 - 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", а также статье 6 Кодекса профессиональной этики адвоката.

Вопреки утверждению административного истца, оспариваемые им нормы раздела III Перечня не противоречат статье 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации, а, напротив, соответствуют ее требованиям, согласно которым на работников организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральным государственным органом (к каковым отнесены и военные учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации), распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.


Статью подготовила руководитель отдела подбора персонала Толмачёва Диана Глебовна. Связаться с автором


Вернуться назад на Трудовой кодекс РФ

На работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.

Работникам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, их супругам и несовершеннолетним детям в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Комментарий к статье 349.2 ТК РФ:

В соответствии со ст. 7.1 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). На работников государственных корпораций и компаний распространяются нормы трудового законодательства. Основанием возникновения трудовых правоотношений с ними является трудовой договор.

Комментируемая статья впервые в трудовом законодательстве определяет ряд новых правовых понятий: личная заинтересованность работника, конфликт интересов, а также перечень ограничений, запретов для работников. Именно с этим связан установленный данной статьей контроль за доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера как самих работников государственных корпораций или государственных компаний, так и их супругов, а также несовершеннолетних детей. Этим же объясняется обязанность работника государственной корпорации или государственной компании сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей и случаях, когда она может привести к конфликту интересов.

При этом сделан необходимый акцент на том, что конфликт интересов влияет или может повлиять на надлежащее исполнение трудовых обязанностей работником государственной корпорации (компании). Это, в свою очередь, может повлечь за собой многоаспектные последствия, в частности, причинение вреда имуществу и (или) деловой репутации корпорации (компании).

Учитывая, что в процессе своей деятельности государственные корпорации, компании получают от государства значительные денежные средства для реализации поставленных целей, большое значение придается антикоррупционным мерам при комплектовании персонала и осуществлении деятельности должностными лицами. В этой связи комментируемую статью прежде всего характеризует ее антикоррупционная направленность.

Президент России Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию дал не очень высокую оценку государственным корпорациям и государственным компаниям, указав, что их правовая форма является бесперспективной. В связи с этим в Послании он отметил: "Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе, там, где нам это необходимо, или будут реализованы частным инвесторам" .

В соответствии с Концепцией развития законодательства о юридических лицах, подготовленной Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ, госкорпорации и государственные компании в действительности не составляют единого вида юридических лиц, отличающегося какими-то общими чертами, а также являются не организационно-правовой формой юридического лица в смысле гл. 4 ГК, а специальным способом создания субъектов права, уникальных по своему правовому (частноправовому и публично-правовому) статусу. Поэтому в ближайшем будущем планируется упразднение организационно-правовой формы госкорпорации и преобразование существующих госкорпораций в юридические лица тех форм, которыми они, по сути, и являются: в органы публичной власти ("Росатом" и "Олимпстрой"), фонд (Фонд содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства), хозяйственные общества со 100-процентным государственным участием ("Роснанотех", "Ростехнологии", "Олимпстрой", Внешэкономбанк и Агентство по страхованию вкладов) на основании Плана-графика мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и Государственной компании "Автодор", утвержденного Председателем Правительства РФ N 6793п-П13. Соответствующие мероприятия должны быть проведены в период с IV кварталаг. Таким образом, правовой статус работников государственных корпораций, государственных компаний, который согласно поручению Президента РФ N Пр-3014 должен был быть законодательно определен Правительством РФ и был частично закреплен в ТК путем установления ограничений и запретов ст. 349.2, введенной Федеральным законом N 437-ФЗ, а также Федеральными законами от N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии", N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" , в ближайшее время потребует существенного изменения.



Адаптация персонала

Обучение персонала

Персонал организации

Отбор персонала

Кадровый потенциал


Статью подготовила руководитель отдела подбора персонала Толмачёва Диана Глебовна. Связаться с автором


Вернуться назад на Трудовой кодекс РФ

На работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.

Работникам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, их супругам и несовершеннолетним детям в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Комментарий к статье 349.2 ТК РФ:

В соответствии со ст. 7.1 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). На работников государственных корпораций и компаний распространяются нормы трудового законодательства. Основанием возникновения трудовых правоотношений с ними является трудовой договор.

Комментируемая статья впервые в трудовом законодательстве определяет ряд новых правовых понятий: личная заинтересованность работника, конфликт интересов, а также перечень ограничений, запретов для работников. Именно с этим связан установленный данной статьей контроль за доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера как самих работников государственных корпораций или государственных компаний, так и их супругов, а также несовершеннолетних детей. Этим же объясняется обязанность работника государственной корпорации или государственной компании сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей и случаях, когда она может привести к конфликту интересов.

При этом сделан необходимый акцент на том, что конфликт интересов влияет или может повлиять на надлежащее исполнение трудовых обязанностей работником государственной корпорации (компании). Это, в свою очередь, может повлечь за собой многоаспектные последствия, в частности, причинение вреда имуществу и (или) деловой репутации корпорации (компании).

Учитывая, что в процессе своей деятельности государственные корпорации, компании получают от государства значительные денежные средства для реализации поставленных целей, большое значение придается антикоррупционным мерам при комплектовании персонала и осуществлении деятельности должностными лицами. В этой связи комментируемую статью прежде всего характеризует ее антикоррупционная направленность.

Президент России Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию дал не очень высокую оценку государственным корпорациям и государственным компаниям, указав, что их правовая форма является бесперспективной. В связи с этим в Послании он отметил: "Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе, там, где нам это необходимо, или будут реализованы частным инвесторам" .

В соответствии с Концепцией развития законодательства о юридических лицах, подготовленной Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ, госкорпорации и государственные компании в действительности не составляют единого вида юридических лиц, отличающегося какими-то общими чертами, а также являются не организационно-правовой формой юридического лица в смысле гл. 4 ГК, а специальным способом создания субъектов права, уникальных по своему правовому (частноправовому и публично-правовому) статусу. Поэтому в ближайшем будущем планируется упразднение организационно-правовой формы госкорпорации и преобразование существующих госкорпораций в юридические лица тех форм, которыми они, по сути, и являются: в органы публичной власти ("Росатом" и "Олимпстрой"), фонд (Фонд содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства), хозяйственные общества со 100-процентным государственным участием ("Роснанотех", "Ростехнологии", "Олимпстрой", Внешэкономбанк и Агентство по страхованию вкладов) на основании Плана-графика мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и Государственной компании "Автодор", утвержденного Председателем Правительства РФ N 6793п-П13. Соответствующие мероприятия должны быть проведены в период с IV кварталаг. Таким образом, правовой статус работников государственных корпораций, государственных компаний, который согласно поручению Президента РФ N Пр-3014 должен был быть законодательно определен Правительством РФ и был частично закреплен в ТК путем установления ограничений и запретов ст. 349.2, введенной Федеральным законом N 437-ФЗ, а также Федеральными законами от N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии", N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" , в ближайшее время потребует существенного изменения.



Адаптация персонала

Обучение персонала

Персонал организации

Отбор персонала

Кадровый потенциал


  • 20 Сентября, 2019
  • Законодательство
  • Юлия Абдулбарова

Частный предприниматель (им является физическое, а не юридическое лицо) имеет полное право нанимать для работы сотрудников. Этот процесс, как и в отношении организаций, регулируется Трудовым кодексом. В частности, об оформлении на работу на ИП сказано в главе 48 ТК, состоящей из семи статей. В материале мы подробно разберем ее содержание, а также познакомим читателя с алгоритмом найма персонала частным предпринимателем.

Заключение трудового договора

Глава 48 ТК посвящена оформлению на работу на ИП. В 303 статье непосредственно разбирается процедура заключения трудового договора:

  • По данному контракту вновь принятый работник обязуется выполнять не запрещенную Трудовым кодексом и иными нормативными актами РФ работу в пользу своего нанимателя-физического лица.
  • Трудовой договор заключается в письменном виде. В нем содержатся все условия, регулирующие отношения между нанимателем и работником.
  • Индивидуальный предприниматель обязан заключить с новым сотрудником именно письменный трудовой договор.
  • ИП обязан уплачивать за своего работника страховые взносы и иные полагающиеся платежи в том размере и по тем порядкам, что определяются федеральным законодательством.
  • Индивидуальный предприниматель обязан оформить на своих сотрудников страховые свидетельства пенсионного государственного страхования (в отношении лиц, трудоустраивающихся впервые).
  • Если работодатель - физическое лицо, но при этом не ИП, он обязан зарегистрировать заключенный с сотрудником трудовой договор в структуре местного самоуправления по своему месту жительства, регистрации.

Ст. 304 посвящена заключению трудового договора с работодателем-физическим лицом. Она касается сроков действия документа. Как и при деловых отношениях с нанимателями-юридическими лицами, он может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок.


Режим труда и отдыха

Этому аспекту посвящена ст. 305 главы 48 Трудового кодекса. Какие тут указаны особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей-физических лиц?

Режим работы, предоставление выходных, оплачиваемых ежегодных отпусков определяется договором между нанимателем и его сотрудником. Но важно соблюсти два условия: продолжительность трудовой недели не может быть больше норм, устанавливаемых ТК, а продолжительность ежегодного отпуска не может быть меньше норм, утвержденных по тому же ТК.

В ст. 308 упоминается об особенностях разрешения индивидуальных трудовых споров, которые не могут быть разрешены самостоятельно работодателем-ИП и его сотрудником. Они, как в случае с юридическими лицами, рассматриваются в судебном порядке.

Изменение условий договора

Статья 306 главы 48 ТК РФ посвящена изменениям определенных условий трудового договора между сотрудником и работодателем-ИП (физическим лицом). О вступлении в силу каких-либо изменений контракта наниматель должен предупредить трудящегося именно в письменном виде за 14 календарных дней.

Тут есть важное условие. Работодатель имеет право менять условия трудового договора только в одном случае - если они не могут быть сохранены по причинам, связанным с технологическими или организационными условиями деятельности.


Прекращение действия контракта

Статья 307 этой главы - прекращение действие трудового договора между физическими лицами (ИП-нанимателем и его сотрудниками). Основания для расторжения тут распределяются в две группы: с опорой на положения ТК и с опорой на положения самого трудового договора.

Также этот документ должен регулировать следующие моменты:

  • Сроки предупреждения о грядущем увольнении.
  • Случаи, для которых применимы выплаты выходных пособий.
  • Размер выходных пособий.
  • Иные компенсационные выплаты при увольнении работника.

Также упоминаются исключительные случаи прекращения действия трудового договора:

  • Смерть работодателя-физического лица (не являющегося при этом ИП).
  • Отсутствие сведений о местопребывании нанимателя в течение двух месяцев.
  • Иные случаи, которые исключают регистрацию прекращения отношений "работник-работодатель".

В таких случаях трудящийся имеет право обратиться в орган местного самоуправления (та структура, где работодатель зарегистрировал трудовой договор с ним). Его сотрудники зафиксируют факт прекращения трудовых отношений.


О подтверждающей документации

Заключительная статья 309 главы 48 посвящена документам, подтверждающим период работы у работодателей-физических лиц. Какие тут тезисы?

Работодатель-ИП обязан вести трудовые книжки каждого из своих работников. Он правомочен делать в этих документах соответствующие записи в порядке, что устанавливает Трудовой Кодекс и иные российские нормативно-правовые акты.

Что касается работодателей-физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП, у них нет права вести трудовые книжки собственных сотрудников. Также они не могут оформлять трудовые работникам, официально трудоустроившимся впервые. Тут единственным документом, подтверждающим деловые отношения сотрудника и нанимателя, является письменно заключенный трудовой договор.

Алгоритм найма сотрудников

Теперь подробнее разберем оформление на работу на ИП. Если вы являетесь предпринимателем и вам становится сложно вести бизнес в одиночку, все равно нужно взвесить все "за" и "против" в пользу наймов сотрудников. Это гарантированно поведет за собой увеличение трат и появление дополнительных обязанностей перед государством.

Если же вы приняли решение в пользу найма, вам нужно преодолеть три главных этапа:

  1. Решить, какой именно договор вы заключите с работниками - трудовой или гражданско-правовой.
  2. При выборе трудового договора оформить всю необходимую кадровую документацию на вновь принятого сотрудника.
  3. Зарегистрироваться в Фонде социального страхования в качестве работодателя. Такую процедуру проходят лишь единожды - при найме первого сотрудника конкретно по трудовому договору.

Разберем некоторые аспекты более подробно далее.


Заключение гражданского договора

При оформлении на работу на ИП можно ограничиться и гражданско-правовом договором. Особенности его заключения мы отразили далее:

  • Данный договор составляется лишь в отдельных случаях. Это найм работника для выполнения конкретной, единичной задачи, что существенно ограничена по времени. Например, разработка рекламной кампании, верстка веб-сайта, проведение ремонта в офисе.
  • Что касается организации работы, то для заказчика тут важен именно полученный результат. Поэтому он не вмешивается в трудовую деятельность сотрудника, но может проводить проверки на промежуточных этапах и при сдаче работы. Работник по гражданско-правовому договору волен трудиться в удобное для себя время (конечно, если это не влияет на достижение итогового результата). Также у него есть полное право на привлечение третьих лиц для выполнения задания.
  • Такой договор будет регулироваться Гражданским кодексом.
  • Не подразумевает занесения записи в трудовую книжку.
  • Работодатель обязан уплатить за своего сотрудника взносы в Фонды пенсионного, медицинского и социального (на травматизм, если это прописано в самом договоре) страхования.
  • Работник имеет право на получение тех социальных гарантий, которые прописаны в договоре.


Заключение трудового договора

Как трудоустроить работника в ИП? Большинство предпринимателей останавливаются все же на привычном варианте трудового договора. Рассмотрим его ключевые особенности:

  • Его заключают в те случаях, когда необходимо систематическое выполнение работы определенного направления. Например, продавать продукцию, охранять складские помещения, вести бухгалтерский учет и проч.
  • В данном случае сотрудник выполняет распоряжения своего руководителя по мере их поступления. Он обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, график работы. Несет личную ответственность за выполнение своих служебных задач.
  • Деловые отношения будут регулироваться Трудовым кодексом.
  • Работодатель делает соответствующую запись в трудовой книжке сотрудника.
  • Наниматель отчисляет следующие взносы на трудящегося в налоговую: на нетрудоспособность, социальное и медицинское страхование. Также он делает взносы в ФСС на случай производственной травмы.
  • Наниматель обязуется предоставлять своему сотруднику следующие социальные гарантии: месячную оплату труда не ниже показателей МРОТ, регулярное начисление з/п, выплату больничных и социальных пособий, предоставление оплачиваемых ежегодных отпусков, компенсации при увольнении.

Как трудоустроить работника в ИП? Многие предприниматели, в надежде сэкономить на отчислениях, заключают с сотрудниками гражданско-правовой договор. Даже в случаях, подходящих под условия только трудового.

Но такая замена чревата и для самого нанимателя негативными последствиями. Его работники или контролирующий орган могут обратиться в суд, где будет признана неправомерная замена. Это обернется уплатой штрафов, принуждением к начислению полагающейся оплаты труда, перечислением всех необходимых пропущенных взносов.


Кадровое оформление

Как поступит ИП на УСН с наемными работниками? Первым делом необходимо оформить по требованиям трудового законодательства РФ необходимые кадровые документы. Тут будет полезен следующий алгоритм.

Получение от будущего работника всех нужных документов. Вот они:

  • Документ, удостоверяющий личность.
  • Трудовая книжка. Документ не нужен, если гражданин устраивается к вам по совместительству.
  • СНИЛС. Документ с индивидуальным номером в системе государственного пенсионного страхования.
  • Удостоверение у лиц призывного возраста и военный билет у военнообязанных.
  • Документация, подтверждающая образование, квалификацию, наличие специальных знаний. Для тех случаев, когда трудовая деятельность требует специальной подготовки. Например, у шофера должны быть водительские права с определенной категорией.

Как поступить ИП на ЕНВД с наемными работниками? Если человек устраивается на работу впервые, вам необходимо оформить ему трудовую книжку и СНИЛС. А медицинские полиса ОМС работники обязаны сделать самостоятельно.

Второй шаг - попросить сотрудника в письменном виде предоставить заявление о приеме на работу. Шаблоны таких документов свободно распространяются в сети.

Оформите трудовой договор, представьте работнику для ознакомления и подписи, сами визируйте документ. Вы можете воспользоваться типовой формой, взяв ее на одном из интернет-ресурсов. А можете составить документ самостоятельно, опираясь на ст. 57 ТК РФ. Договор оформляется в двух экземплярах - один остается у работодателя, другой передается сотруднику.

Порядок оформления сотрудника на работу в ИП включает в себя и обязательное знакомство гражданина с локальными нормативными актами при их наличии. В частности, к ним относятся должностные инструкции, положения о коммерческой тайне, охране труда и проч.

Как ИП принять на работу сотрудника? Последний этап мероприятия - оформление приказа о приеме на работу. Будьте внимательны: дата на нем не может быть ранее даты заключения трудового контракта. С приказом нового сотрудника ознакомляют под роспись.

Необходимая документация

Индивидуальному предпринимателю следует подготовить всю сопутствующую документацию, которая законно оформит его отношения с работником:

  • Два экземпляра трудового договора.
  • Приказ о приеме на работу.
  • Должностные инструкции.
  • Штатное расписание.
  • График ежегодных оплачиваемых отпускных дней.
  • Личные карточки сотрудников по стандартной форме Т-2.
  • Правила внутреннего распорядка.
  • Соглашение о неразглашении коммерческих тайн (при актуальности).
  • Соглашение о частичной/полной материальной ответственности (при актуальности).


Особенности составления трудового договора

Если вы хотите составить трудовой договор с сотрудником самостоятельно, то обратите внимание на то, что обязательно должно присутствовать в документе:

  • Ф.И.О. работодателя и работника.
  • Сведения из документации, удостоверяющей личность обеих сторон.
  • ИНН, присвоенный ИП-налогоплательщику.
  • Дата заключения трудового договора, сведения о месте его подписания.
  • Должностные функции трудящегося.
  • Место его занятости, адрес работы.
  • Условия оплаты труда: сведения о премиальных, размер оклада, возможные надбавки и дотации.
  • Режим труда и отдыха работника.
  • Компенсации, положенные при деятельности в опасных и вредных для здоровья условиях.
  • Положения об обязательном страховании сотрудника - медицинском, социальном и пенсионном.

Обращение в ФНС, ПФР и ФСС

Возможно ли оформление ИП как работника ООО? Такое трудоустройство не советуется, так может привести к проблемам с налоговой инспекцией. Что же касается сотрудников ИП, то об их найме предпринимателю сообщать сегодня в ФНС и ПФР не нужно. Сотрудники налоговой службы сами узнают о том, что у вас появились работники из ежеквартальной отчетности по взносам. Необходимые сведения ими будут сообщены в Пенсионный Фонд.

Единственная государственная инстанция, которой работодатель-предприниматель сообщает о найме трудящихся - ФСС. Это необходимо сделать в следующих случаях:

  • Работники были устроены по трудовому договору.
  • Работники были устроены по гражданско-правовому договору, предусматривающему наличие взносов на травматизм. Данные платежи перечисляются именно в Фонд социального страхования.

Важно помнить о том, что в ФСС предпринимателю нужно зарегистрироваться в течение 30 дней с даты оформления трудового договора сотрудника. Просрочка грозит денежными штрафами: до 90 дней - 5000 рублей, более 90 дней - 10000 рублей.

  • Собственно, заявление на регистрацию.
  • Копия документа, удостоверяющего личность ИП.
  • Трудовые книжки сотрудников.
  • Экземпляры гражданско-правовых договоров, в случае, если в них упомянуты взносы на травматизм.

В соответствии с этим индивидуальный предприниматель, выступающий работодателем, обязуется отчислять и за себя, и за сотрудников ежемесячные взносы в ФСС, ПФР, фонд ОМС. За несвоевременное внесение выплат или их игнорирование он несет ответственность. Государственные органы правомочны потребовать от ИП отчисление взносов в принудительном порядке с добавлением пени и штрафных санкций.

Таким образом, трудоустройство у ИП не отличается от трудоустройства в ООО, государственное учреждение, акционерное общество. Работодатель в большинстве случае обязан составить трудовой договор, перечислять все необходимые страховые взносы за сотрудника. В некоторых случаях ИП может заключить с работником гражданско-правовой договор с предложением несколько иных условий.

Читайте также: