Пенсии в литве за стаж в россии

Год рождения 1956. Гражданин РФ. Есть вид на жительство в Латвии. До 2012 г. работал в Латвии. С 2012 г. - в России. Собираюсь оформить пенсию в 2021 г. в Латвии. Как будет рассчитываться пенсия?

Ответы юристов ( 1 )


Год рождения 1956. Гражданин РФ. Есть вид на жительство в Латвии. До 2012 г. работал в Латвии. С 2012 г. — в России. Собираюсь оформить пенсию в 2021 г. в Латвии.

Нормативная правовая база применяется следующая согласно достигнутым договоренностям между Российской Федерацией и Латвийской Республикой.

Согласно положениям указанным в Соглашении между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством благосостояния Латвийской Республики о применении Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 года"

1.2. в Латвийской Республике:
а) Агентство государственного социального страхования — по вопросам социального обеспечения и обязательного (государственного) социального страхования. 6. В необходимых случаях до принятия решения о назначении пенсии на основании соответствующего заявления лица может быть осуществлен предварительный расчет размеров пенсий в соответствии со статьями 10, 11, абзацем первым статьи 25 либо абзацем четвертым статьи 25 Договора.
https://legalacts.ru/doc/sogla.

Согласно положениям Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения также следует что:

1. При определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. При этом подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляются в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 10 настоящего Договора.

Из чего следует что, вопросы пенсионного обеспечения лиц, прибывших из России на постоянное ме­сто жительства в Латвию регулируются договором от 18 декабря 2007 года и Соглашением от 20 декабря 2010 года о применении вышеуказанного договора.

При этом именно латвийскую пенсию могут назначить лицу имеющему не менее 15 лет латвийского страхового стажа, если это гражданин РФ, ему применяют положения приведенных выше положений и назначается латвийская пенсия, также в латвийский страховой стаж учитываются периоды работы и приравненные к ней периоды на территории России до 31 декабря 1990 года.

А если необходимой продолжительности недостаточно латвийского стажа, берется имеющийся латвийский стаж и суммируется со стажем в РФ после 1 января 1991 года, он должен быть подтвержден ПФР РФ, но при этом сама латвийская пенсия пенсия Латвийской Республики рассчитывается только за латвийский стаж.

Если же стаж только СССР и РФ, а гражданин РФ переехал в Латвию на ПМЖ, то у них имеется право запрашивать пенсию РФ, не ранее чем за 1 месяц как они достигли пенсионного возраста и получать пенсию РФ по условиям законодательства РФ, но проживая в Латвии.

Подробные разъяснения например также даны по официальной ссылке Агентства государственного социального страхования — по вопросам социального обеспечения и обязательного (государственного) социального страхования Латвийской Республики:

Применение Договора между Латвийской Республикой и Российской Федерацией

В соответствии с российским законодательством, в страховой стаж при назначении пенсии учитываются периоды работы, протекавшие на территории Российской федерации.

Из этого правила существует два исключения:

  1. работа за пределами Российской Федерации учитывается в случае, если это предусмотрено законом или международным договором;
  2. работа за границей может быть включена в страховой стаж, если в период ее осуществления за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Действующие международные соглашения в сфере пенсионного обеспечения

На практике большое количество вопросов возникает, как правило, с периодами работы российских граждан на территории бывших советских республик (ныне стран СНГ) как в период до развала СССР, так и в постсоветский период. Это понятно, так как именно с ними Россию связывают наиболее тесные исторические, территориальные и миграционные отношения.

Начиная с 1992 года и по настоящее время, вопросы по учету стажа, выработанного в республиках бывшего СССР, регулируются рядом международных договоров, многие из которых устарели и не учитывают изменившиеся правила пенсионного обеспечения в России.

Первый договор — Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения был заключен 13 марта 1992 года. Его участниками стали: Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Это договор построен по принципу территориальности: пенсия назначается по законодательству того государства, на чьей территории проживает гражданин и полностью выплачивается за его счет. Взаимные расчеты между странами не производятся.

В соответствии с договором, при определении права на пенсию учитывается стаж, выработанный на территории любой из этих стран за период до подписания соглашения. В этом соглашении еще не рассматривается понятие страховой стаж, поэтому возникают проблемы по учету стажа в период с 1992 г по 2001 г, которые законодательно не урегулированы по настоящее время. На основании рекомендаций Минтруда РФ, стаж за эти периоды приравнивается к страховому стажу, хотя формально эта работа протекала за пределами РФ и не оплачивалась взносами в российскую пенсионную систему. Периоды работы после 01.01.2002 года учитываются в стаж только при подтверждении их справкой Пенсионного фонда страны (где протекала работа) об уплате страховых взносов на пенсионное или социальное страхование.

Из стран-участниц этого договора, Беларусь подписала с РФ в 2006 году новый договор, основанный на принципе пропорциональности. В настоящее время на территории обеих стран рассчитывается и выплачивается пенсия из расчета стажа, выработанного на территории соответствующей стороны.

Более поздние соглашения с республиками Молдова (действует с 4 декабря 1995 года) и республикой Грузия (действует с 28.06.2002 года) уже содержат положения о страховом стаже. Без условий учитывается стаж работы на территории всех бывших республик СССР по 31 декабря 1991 года. Стаж работы после 1991 года, принимается в качестве страхового стажа по законам стран-участниц договора. На практике это означает, что требуется подтверждение об уплате вносов в пенсионный (страховой) фонд того государства, где протекала работа.

Соглашение с Литовской республикой предусматривает (действует с 25.05.2001) предусматривает включение в общий трудовой стаж времени работы до 1 декабря 1991 года по законодательству РФ. После этой даты стаж рассчитывается по законодательству Литовской республики и подтверждаются литовской стороной.

Работа на территории бывших республик СССР (Эстония, Латвия, Азербайджан), не заключивших соглашений с РФ по пенсионному обеспечению

Стаж работы до 31 января 1991 года учитывается в составе общего трудового стажа. После этой даты она учитывается лишь в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России. В настоящее время ситуация изменилась в отношении Эстонии и Латвии. В 2007 году был ратифицирован договор с Эстонией, а ратифицированный договор с Латвией вступил в силу в 2011 году.

Подтверждение и учет «эстонского» стажа, для права на пенсию и расчета пенсионных прав застрахованного лица осуществляется на основании справки о трудовом (страховом) стаже по утвержденной форме, выданной Эстонской стороной. При этом за период после 1999 года — в данной справке отражаются периоды пенсионного страхования в Эстонской республике.

Договор с Латвийской республикой предусматривает учет стажа, выработанного на территории одной из сторон, на основании законодательства этой же стороны. Факт такой работы подтверждается справкой, высланной по запросу той страны, где устанавливается пенсия.


Каким образом организован персональный учет граждан в ПФ? Какие данные хранятся на индивидуальных счетах и кому доступна эта информация – подробности здесь


Сколько составляет пенсионный возраст мужчин и женщин в России? Ожидается ли его изменения? Насколько при этом российская «возрастная» действительность отличается от зарубежной?


Кому россияне платят страховые взносы, кто относится к категории обязательных плательщиков, а также с каких сумм и в какие сроки производится уплата взносов?


Как изменилась пенсионная система со времён СССР? Что такое страховая и накопительная части пенсии? Какие виды пенсий существуют и кому они полагаются?

1 - данные об этом и так отображены в моей трудовой книжке (для чего тогда трудовая книжка?) и 2 - по - моим сведениям, эти учреждения ликвидированы, как быть?



Трудовая книжка и так само по себе является достаточным оказание фактом подтверждения трудового стажа. Если этот факт Не принимается, вы вправе обжаловать незаконные действия пенсионного фонда в порядке, предусмотренном статьями 218 и 219 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.


В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

Неважно, что учреждения ликвидированы.. Вот если бы не было записей - тогда бы через суд пришлось доказывать факт работы.

II. Документы, подтверждающие периоды работы

(службы, деятельности), включаемые в страховой стаж

8. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, периоды замещения других государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 N 740 н)

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.


В соотв. С Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 (ред. от 15.11.2016) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2007 N 9103)

II. Документы, подтверждающие периоды работы

(службы, деятельности), включаемые в страховой стаж

8. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, периоды замещения других государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

9. В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

Соответственно в вашей ситуации достаточно трудовой книжки для подтверждения трудового стажа.

Также необходимо принять во внимание то, что между Россией и Литвой имеется заключённое соглашение СОГЛАШЕНИЕ

МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

(Москва, 29 июня 1999 года) суть соглашения заключается в том, что гражданину имеющему трудовой стаж в Литве и прибывшему в Россию засчитывается трудовой стаж полученный им в Литве и точно также при переселении из России в Литву. Дополнительных документов для подтверждения не требуется.

Прибалтийский регион еще со времен СССР считался одной из лидирующих областей по уровню жизни. На данный показатель особенно сильное влияние оказывает пенсионная система. Литва на сегодняшний день является полноценным членом Евросоюза и принадлежит к группе стран-участников шенгенского соглашения.


Зарплаты и пенсии в данном государстве существенно выше, нежели на территории РФ, а средняя стоимость продуктов питания и проживания соответствует российским показателям. Всё это делает эту страну крайне привлекательной для эмигрантов, желающих получать достойную пенсию.

Средняя пенсия в Литве в 2019 году составляет 374 евро.

Возраст выхода на пенсию

Несмотря на возможность получения пенсии достаточной для комфортной жизни, пенсионное законодательство Литвы предусматривает целый ряд требований, которым должен соответствовать кандидат. Пенсионный возраст здесь начинается с 62 лет и 9 месяцев, однако, правительство планирует постепенное его увеличение до 65 к окончанию 2025 года.


С 2018 года возраст выхода на пенсию мужчин в Литве — 63,67 года

Получить пенсионную выплату по старости можно лишь при условии, что гражданин был официально трудоустроен на протяжении 15 лет, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд. Важно учитывать, что стаж работы в советский и постсоветский период не принимается при расчетах.


Для литовских женщин, возраст выхода на пенсию составляет 62,33 года

Существует ряд условий, который позволяет гражданам выйти на пенсию ранее, чем это предусмотрено законодательством. Это относится к следующим категориям населения:

  • Мужчины и женщины, получившие инвалидность, карлики, лилипуты, незрячие, а также работники, трудоустроенные на особо опасных производствах. Их трудовой стаж должен быть не менее 20 лет, иначе претендовать на получение пособий невозможно.
  • Многодетные матери, вырастившие ребенка-инвалида или 5 и более здоровых детей, при условии 20 лет официального трудоустройства.
  • Мужчины и женщины с пожизненной инвалидностью, а также лица, занятые тяжелым физическим трудом, при наличии стажа, превышающего 30 лет.
  • Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, при условии 15-летнего стажа.
  • Граждане, подвергшиеся репрессиям, могут рассчитывать на раннее получение пенсии при условии наличия 15 лет официальной выслуги.

Подобные категории граждан могут начать получать пособие на 2–7 лет раньше, чем это предусмотрено пенсионным законодательством страны. При этом возраст выхода на пенсию индивидуален для каждой категории. Если пенсионер не набрал должного стажа, то размер его выплаты составит порядка 150 евро.

Смотрите видео: Какие пенсии получают литовские пенсионеры.

Важно учитывать, что на получение пенсии могут рассчитывать исключительно граждане данного государства. Иммигранты, имеющие ВНЖ или ПМЖ, подобной возможности лишены.

Размер пенсии

Пенсионную систему в Литве в 2020 году сложно назвать идеальной. По мнению экспертов, уже через несколько лет количество пенсионеров значительно превысит количество работающих граждан Литвы.

Причина тому – ранний выход на пенсию полицейских, пожарников и военнослужащих. Обычно выход на пенсию данных категорий работников осуществляется за 5 – 7 лет раньше установленного срока.

Ранний выход на пенсию подобной категории граждан обуславливается опасными условиями труда. Если нормы выхода на пенсию военнослужащих, пожарников и полицейских не будут изменены, то уже к 2040 году неработающих пенсионеров, вышедших на пенсию раньше указанного срока, будет около 35 – 40 тысяч.


График относительного изменения продолжительности жизни и размера пенсии в некоторых странах ЕС

Ежегодно на выплату пенсионных пособий государство тратит более 15 миллионов евро. Средний размер пенсии в Литве равен 374 евро. Это почти 40 % от среднего ежемесячного оклада среднестатистического работника в Литве.

Размер пенсии в 2020 году напрямую зависит от специальности и рабочего стажа. Пенсию в размере более 1000 евро получает всего 80 человек в Литве. Пенсионные выплаты в размере от 800 до 1000 евро получает всего 1200 граждан Литвы, а пенсия от 700 до 800 евро полагается только 2500 жителям этой республики.

Пенсию в размере от 600 до 700 евро получает более 5000 человек. Около 14 000 граждан Литвы получают пенсию в размере от 400 до 500 евро. Среднюю пенсию от 300 до 400 евро в месяц получают около 190 000 литовских граждан, а остальные 230 000 пенсионеров могут рассчитывать только на выплаты от 200 до 300 евро.

Структура пенсионных накоплений

Граждане Литвы, ровно как Латвии и Эстонии, могут увеличить размер своих пенсионных выплат различными способами. Структура пенсионных фондов данного государства неравномерно распределена между тремя основными составляющими:

  • Государственный фонд. Используется для накопления основной части пенсии за счет отчислений, которые осуществляет работодатель на протяжении всего периода работы гражданина.
  • Закрытый фонд. Он предназначен для инвестирования средств самими гражданами Литвы, однако, существенно отличается от привычных частных фондов. Основным различием представляется тот факт, что надежность фонда и сохранность внесенных средств гарантирует государство, а общий доход при удачном варианте инвестирования, составляет около 20% ежегодно.
  • Частные фонды. Подобные фонды являются наиболее распространенным типом. Условия инвестирования существенно варьируются, в зависимости от конкретной компании.

Таким образом, гражданин может существенно увеличить сумму выплат даже при условии получения минимального размера пенсии. Для этого ему потребуется внести средства в один из фондов самостоятельно, что позволит получать ежегодный доход, зависящий от условий конкретного фонда.

Если иностранный гражданин, легально проживающий на территории Литвы, желает получать пособие, ему целесообразно обращаться исключительно в частные пенсионные фонды, которые будут выплачивать ему пенсию при условии наличия достаточного объема отчислений.

Смотрите видео: Как происходили пенсионные реформы в Литве.

Пособия в Литве

В 2020 году в Литве были увеличены пособия по уходу за детьми. Семьям, воспитывающим одного ребенка, полагается выплата в размере 60 евро в месяц, если в семье более двух детей, то государство будет выплачивать дополнительно по 40 евро семье.

В 2020 году правительство Литвы приняло решение об изменении порядка выплат пособий по безработице. Согласно нововведениям пособие по безработице смогут получать все без исключения граждане Литовской Республики независимо от стажа работы. Ранее получать пособие по безработице могли только люди, которые проработали до этого минимум 35 лет.

Пособие по безработице выплачивается на протяжении 9 месяцев. Согласно действующему законодательству оно не может превышать размера средней заработной платы в Литве, то есть быть более 802 евро.

Размер пособия по безработице рассчитывается индивидуально исходя из среднемесячного дохода работника (с прошлого места трудоустройства). В первые 3 месяца безработный получает 114 евро + 50% от оклада. С 4 по 6 месяц пособие выплачивается в размере 114 евро + 40 % от оклада. С 7 по 9 месяц пособие выплачивается в размере 114 евро + 30% от оклада.

О том как живется в Литве спустя год проживания можно узнать в видео.

С 2017 года в Литве было введено пособие по уходу за детьми. Данная выплата полагается только тем семьям, которые воспитывают более 3 детей и чей доход не превышает 153 евро на человека. Размер пособия равен 15.2 евро. Такая же сумма будет выплачиваться и семьям, которые усыновили или удочерили ребенка возрастом от 7 до 18 лет.

На государственное пособие могут также рассчитывать студенты, возрастом до 26 лет, которые обучаются в высших учебных учреждениях Литвы или профессиональных школах и имеют ребенка возрастом до одного года. Размер пособия равен 152 евро.

Пособие также имеют право получать лица, которые принимают участие в программе профессиональной реабилитации. Размер пособия в 2019 равен 240 евро.

Налоговая нагрузка

Рассматривая размер пенсии в Литве, крайне важно учитывать при расчетах среднестатистические расходы, основная доля которых, приходится на оплату коммунальных услуг и налоговых отчислений.

Размер пенсионных выплат в данном государстве считается одним из самых низких на территории Евросоюза, в то время как количество налоговых сборов вполне соответствует развитым странам Шенгенского соглашения:

  • НДС.
  • Подоходный налог, а также налог на прибыль.
  • Выплаты в пенсионный фонд.
  • Сбор за вред, нанесённый окружающей среде.
  • Социальный налог.
  • Налог на недвижимость.


Сколько денег остается у граждан Литвы после уплаты налоговых взносов

Подобная налоговая нагрузка довольно сильно бьет по бюджету среднестатистического пенсионера. Коммунальные услуги в среднем по стране обходятся в 100 евро. При этом значительную часть данной суммы составляет плата за отопление в зимние месяцы. Важно учитывать, что плата за коммуналку значительно выше в зданиях старой постройки и ниже в недавно возведенных строениях.

Поскольку большинство пенсионеров проживает в устаревшем жилом фонде, подобные платежи существенно бьют по их бюджету.


Размер коммунальных платежей в странах Балтии

Медицинские расходы

Изучая особенности пенсионной системы и размер пособий в Литве, крайне важно обратить внимание на типичные расходы людей пенсионного возраста. Одну из лидирующих позиций среди них, занимают медицинские услуги и различные медикаменты.

Для социально незащищенных категорий населения, включая пенсионеров, инвалидов и других граждан, предусмотрена возможность приобретения лекарственных средств по льготным ценам.

Подобная возможность позволяет существенно сэкономить, так как средняя стоимость лекарственных препаратов здесь значительно выше, нежели на территории Российской Федерации. Это компенсируется наличием редких медикаментов западного производства, что позволяет приобрести препараты всем нуждающимся.

При этом для приобретения большинства лекарственных средств, потребуется наличие рецепта от врача, получить который можно лишь при обращении в клинику. Медицина в Литве подразделяется на бесплатную и платную. Первую группу составляют государственные учреждения, а вторую — частные клиники.

Смотрите видео: Здравоохранение в странах Балтии.

Основным достоинством местных медицинских учреждений, является превосходное техническое оснащение, которое соответствует европейским и международным стандартам. К отрицательным особенностям следует отнести длительное ожидание приема, которое встречается повсеместно. Это компенсируется высокой квалификацией персонала, особенно специалистов в области хирургии и трансплантации.

Иностранные граждане, не имеющие гражданства Литвы, могут рассчитывать лишь на платные медицинские услуги, за исключением случаев, когда пациенту требуется неотложная медицинская помощь.

Любые дополнительные услуги должны быть оплачены отдельно с помощью наличных средств или банковской карточки.

Стоимость жилья

Другим важным фактором, влияющим на уровень жизни пенсионеров, является стоимость жилья. На территории Литвы она составляет порядка 1–2 миллионов за объект, что представляется сравнительно небольшой ценой, в сравнении со среднеевропейскими показателями.


Сравнение стоимости квадратного метра жилья в некоторых странах пост советского пространства

Подобная покупка позволяет владельцу претендовать на получение ВНЖ или ПМЖ в Литве на выгодных условиях, а также даёт возможность дальнейшего трудоустройства в любом государстве, входящем в Евросоюз.

Сравнивая подобную стоимость со среднестатистическими показателями пенсии и зарплаты, подобная покупка вполне по силам пенсионерам, пользующимся услугами частных пенсионных фондов.

Вопросы пенсионного обеспечения лиц, прибывших из России на постоянное место жительства (ПМЖ) в Литву или вернувшихся в Россию из Литвы, регулируются подписанным правительствами Литовской Республики и Российской Федерации соглашением. Это соглашение было подписано в Москве 29 июня 1999 года и вступило в силу 29 мая 2001 года (?in., 2000, № 20-490).

Соглашение заключено по территориальному (интеграционному) принципу, суть которого - пенсии государственного социального страхования (по старости, утрате трудоспособности (инвалидности), вдов и сирот, в связи с утратой кормильца, за выслугу лет) в соответствии со своим законодательством назначает и выплачивает государство, на территории которого постоянно проживает получатель этих выплат.

Прибывшему из России человеку в Литве засчитывается приобретённый там трудовой стаж и назначается пенсия. Россия так же поступает с приехавшим из Литвы пенсионером.

В случае, если пенсионер переехал с территории одной страны в другое государство, выплаты пенсий в предыдущем месте жительства прекращаются с первого дня месяца, следующего за месяцем убытия. Компетентное учреждение страны, на территорию которого переехал пенсионер, в соответствии с национальным законодательством этой страны назначает и выплачивает пенсию со дня, с которого выплата пенсии была прекращена в прежнем месте жительства.

Назначение и выплата пенсий пенсионерам, прибывшим из России на постоянное место жительства(ПМЖ) в Литву

Пенсионер, который переехал из Российской Федерации на постоянное жительство в Литовскую Республику, по вопросу назначения и выплаты пенсии должен обратиться в территориальное отделение «Содры» по месту постоянного жительства. Заявитель должен представить документы, необходимые для назначения определённого вида пенсии:

заполненное прошение установленной формы о назначении пенсии;

документ, удостоверяющий личность (паспорт ЛР, удостоверение личности или вид на постоянное жительство в Литве);

справку из компетентного учреждения РФ, свидетельствующую о прекращении пенсионных выплат в этой стране;

документы, подтверждающие трудовой стаж (трудовую книжку, справки о стаже, выданные на прежних местах работы, архивные выписки и так далее);

справки о доходах, заработной плате.

Документы, выданные на русском языке, должны быть переведены на литовский язык.

Пенсионеру, переехавшему из России на проживание в Литву и не имеющему права на получение пенсии государственного социального страхования по той причине, что он не имеет статуса постоянного жителя, не имеет минимального трудового стажа, необходимого для назначения минимальной пенсии государственного социального страхования или по другим причинам, выплату пенсии должна продолжать Российская Федерация до тех пор, пока данное лицо не получит право на назначение пенсии в соответствии с Законом ЛР о пенсиях государственного социального страхования (станет постоянным жителем Литвы, приобретёт минимальный трудовой стаж для назначения определённого вида пенсии, и т.д.).

В этом случае человек должен обратиться в отдел социального страхования по месту жительства и представить:

прошение о возобновлении выплаты назначенной в России пенсии, адресованное на имя Пенсионного фонда Российской Федерации (заявление должно быть написано на русском языке, и в нём должно быть указано, по какому адресу человек проживал в России, какое территориальное управление Пенсионного фонда Российской Федерации выплачивало ему пенсию, реквизиты своего личного банковского счёта);

документ, удостоверяющий личность;

пенсионное удостоверение, выданное в России (если таковое у человека имеется).

Назначение и выплата пенсий пенсионерам, уехавшим из Литвы на ПМЖ в Россию

Пенсионерам, переехавшим на постоянное место жительства в Россию, пенсии государственного социального страхования выплачиваются за месяц выбытия (месяцем выбытия считается месяц, в котором в соответствии с данными Регистра населения ЛР выбывающий в Россию человек декларирует свой отъезд), и после этого ему прекращаются пенсионные выплаты в Литве. Из территориального отдела социального страхования необходимо взять справку о прекращении выплаты пенсии в Литве (должна быть указана дата, до которой пенсия выплачивалась). В России пенсия будет назначена в соответствии с действующим в этом государстве пенсионным законодательством. По вопросу назначения пенсии необходимо обратиться в местное пенсионное отделение по месту постоянного жительства в России.

(Окончание. Начало на стр. 4.)

Если переехавший из Литвы пенсионер не имеет права на получение пенсии согласно пенсионному законодательству России, то выплата назначенной ему в Литве пенсии государственного социального страхования продолжается, пока он не приобретёт право на получение пенсии согласно российскому закону о пенсионном обеспечении.

По вопросу возобновления выплаты назначенной в Литве пенсии следует обратиться в Службу зарубежных выплат фонда социального страхования «Содра» и представить:

* прошение о возобновлении пенсионных выплат с обязательным указанием подробных данных пенсионера: имени и фамилии, даты рождения, точного места жительства в России;

* копию документа, удостоверяющего личность, заверенную в установленном законом порядке;

* документ, подтверждающий место проживания данного лица;

* выданную компетентным учреждением - Пенсионным фондом РФ - справку, подтверждающую, что лицо по законам Российской Федерации не имеет права (с указанием причин) на получение пенсии.

Служба зарубежных выплат фонда социального страхования «Содра» перечисляет пенсии государственного социального страхования на банковский счёт получателя пенсии в Банке России или на его личный счёт в действующем на территории Литвы банке.

В Россию пенсия перечисляется в рублях по установленному Банком Литвы официальному обменному курсу рубля и лита. Расходы по переводу пенсионных средств пенсионеру из причитающейся ему пенсии не вычитаются, т.е. получатель не несёт никаких расходов, связанных с пенсионными выплатами.

Если в Литве назначена пенсия по утрате трудоспособности (инвалидности), то уехавшему на ПМЖ в Россию получателю пенсии её выплата в Литве будет прекращена, а пенсию назначит и будет выплачивать Россия.

Лицу, получавшему такую пенсию по утрате трудоспособности (инвалидности) в России и переехавшему жить в Литву, пенсия по инвалидности может быть назначена только в случае, если Служба по установлению нетрудоспособности подтвердит его уровень неработоспособности, а остальными документами будет подтверждено, что выплата ему пенсии в России прекращена.


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

Читайте также: