Пенсионный стаж предпринимателя украины

С 2004 по 2017 год работала индивидуальным предпринимателем на Украине, были необходимые отчисления в Пенсионный фонд Украины.

При назначении пенсии в России, этот стаж ИП на Украине, не засчитан в общий страховой стаж.

Работники ПФ отказались принять справку из Пенсионного фонда Украины, где указаны суммы заработка, и страховые отчисления за 2004-2017 год.

Ответьте пожалуйста, правы ли работники ПФР.

Ответы юристов ( 1 )


Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Соответственно, у меня к Вам возникает вопрос, а уплачивались ли страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, за то время, что Вы жили на Украине и занимались предпринимательством? Если в период 2004-2017 гг. страховые взносы в ПФР уплачивались, то значит действия Пенсионного фонда Российской Федерации по не включению периода Вашей предпринимательской деятельности в страховой стаж не правомерны

Здравствуйте! Нет, в Пенсионный фонд РФ взносы не выплачивались. Переехала в РФ, и получила гражданство в 2017 году. До этого было гражданство Украина, и работа там же.

Мое мнение такое. Есть «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения». Пункт 2 статьи 6: «Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств.»

Соответственно, если мой стаж предпринимателя учитывается на Украине, то должен учитываться и при назначении пенсии в России.

Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации, данным в адрес ПФР письмом от 29.01.2003 № 203-16, трудовой стаж, имевший место в данных государствах, приравнивается к страховому стажу.
Нормы Соглашения от 13.03.1992 позволяют включать в страховой стаж не только периоды работы, но также периоды иной деятельности (индивидуальной трудовой, предпринимательской, творческой деятельности, деятельности частных детективов, нотариусов, адвокатов и т.п.). Подтверждение и исчисление страхового стажа для определения права на трудовую пенсию в этом случае должны производиться по нормам Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555. Периоды работы после 01.01.2002, то есть после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Предприниматели, как и обычные граждане, при достижении пенсионного возраста имеют право на начисление пенсии по возрасту. Вместе с тем порядок расчета пенсии предпринимателям несколько отличается от расчета пенсий наемным работникам. Зависит этот расчет от системы налогообложения, которую использовал предприниматель до выхода на пенсию. Кроме того, есть различия в порядке определения страхового стажа и размера дохода, используемого для начисления пенсии, в период до 01.01.2004 г. (до вступления в силу Закона Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV Об общеобязательном государственном пенсионном страховании (далее - Закон № 1058) и после 01.01.2004 г. (в период действия этого Закона)). // 24.02.2011


При оформлении документов для назначения пенсии предпринимателю необходимо руководствоваться Порядком представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий согласно Закону Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25.11.2005 г. № 22-1 (далее - Порядок № 22-1).

Нормами Закона № 1058 определено, что с 01.01.2004 г. страховой стаж считается по данным персонифицированного учета, а за период до вступления в силу этого Закона - на основании документов и в порядке, определенном ранее действовавшим законодательством.

До 01.01.2004 г. при назначении пенсии учитывался трудовой стаж, а не страховой, как в настоящее время, и подтверждался он записями в трудовой книжке. Поскольку действующим законодательством не предусмотрено заполнение трудовой книжки предпринимателями, для них в Порядке № 22-1 установлен свой способ подтверждения стажа. Периоды осуществления предпринимательской деятельности (в том числе и по упрощенной системе налогообложения) с 01.07.2000 г. подтверждаются данными персонифицированного учета. При отсутствии таких данных в Пенсионном фонде предпринимателю необходимо представить справку из налоговой инспекции по месту регистрации предпринимателя за этот период о размере уплаченного единого налога в разрезе каждого месяца или размере чистого дохода также за каждый месяц.

Одним из документов, который обязательно оформляется при расчете пенсии, является справка об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд за период до 01.01.2004 г. (приложение 5 к Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.12.2003 г. № 21-1). Данная справка будет оформлена предпринимателю при условии, что он был своевременно зарегистрирован в соответствующем территориальном управлении Пенсионного фонда и исправно уплачивал страховые взносы (производились отчисления из единого налога). В справке будет указано, что предприниматель являлся в определенный период плательщиком единого налога. В соответствии с данной справкой предпринимателю, уплачивавшему единый налог, за период до 01.01.2004 г. при расчете пенсии будет учтен только стаж, поскольку денежные средства в Пенсионный фонд поступали и деятельность велась. А вот доход, к сожалению, учтен не будет. Это вызвано тем, что в законодательстве, действовавшем до 1 января 2004 года, отсутствовал порядок определения размера дохода, в зависимости от размера отчислений из состава единого налога в Пенсионный фонд, как это предусмотрено с 01.01.2004 г. Законом № 1058.

Несмотря на то, что с 01.07.2000 г. все субъекты хозяйствования обязаны были представлять отчетность в отдел персонифицированного учета, предприниматели-единщики до 01.01.2004 г. данные о себе в отделы персонифицированного учета не представляли (в связи с отсутствием порядка определения размера дохода), поэтому за этот период будут использоваться именно данные налоговой инспекции. Пенсионный фонд выдаст справку только о том, что предприниматель состоял на учете в Пенсионном фонде и являлся плательщиком единого налога.

С 1 января 2004 года (времени вступления в силу Закона № 1058), независимо от системы налогообложения, физические лица - предприниматели должны ежегодно представлять сведения на себя в отделы персонификации, и соответственно эти данные будут использоваться для учета как стажа, так и дохода при начислении пенсии.

Но с этого периода изменился порядок определения стажа, размер которого имеет немаловажное значение при начислении пенсии.

Согласно ст. 24 Закона № 1058 "страховой стаж - период (срок), на протяжении которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не менее минимального страхового взноса".

При этом следует иметь в виду, что размер страхового стажа напрямую зависит от размера уплаченных взносов. Напомним, что минимальный страховой взнос - произведение законодательно установленной суммы минимальной заработной платы на тариф страховых взносов в Пенсионный фонд за соответствующий период. Исходя из размера минимальной заработной платы можно рассчитать размер минимального страхового взноса. Поскольку размер минимальной заработной платы постоянно увеличивается, изменяется и размер минимального страхового взноса.

Так, в 2004 году его размер составлял:

  • с 01.01 по 31.08 - 65,60 грн. (205 грн. х 32%);
  • с 01.09 по 31.12 - 75,84 грн. (237 грн. х 32%);

в 2005 году соответственно:

  • с 01.01 по 31.03 - 83,84 грн. (262 грн. х 32%);
  • с 01.04 по 30.06 - 92,80 грн. (290 грн. х 32%);
  • с 01.07 по 31.08 - 99,20 грн. (310 грн. х 32%);
  • с 01.09 по 31.12 - 106,24 грн. (332 грн. х 32%);

в 2006 году соответственно:

  • с 01.01 по 30.06 - 111,30 грн. (350 грн. х 31,8%);
  • с 01.07 по 30.11 - 119,25 грн. (375 грн. х 31,8%);
  • с 01.12 по 31.12 - 127,20 грн. (400 грн. х 31,8%);

в 2007 году соответственно:

  • с 01.01 по 31.03 - 132,80 грн. (400 грн. х 33,2%);
  • с 01.04 по 30.06 - 139,44 грн. (420 грн. х 33,2%);
  • с 01.07 по 30.09 - 146,08 грн. (440 грн. х 33,2%);
  • с 01.10 по 31.12 - 152,72 грн. (460 грн. х 33,2%);

в 2008 году соответственно:

  • с 01.01 по 31.03 - 170,98 грн. (515 грн. х 33,2%);
  • с 01.04 по 30.09 - 174,30 грн. (525 грн. х 33,2%);
  • с 01.10 по 30.11 - 180,94 грн. (545 грн. х 33,2%);
  • с 01.12 по 31.12 - 200,86 грн. (605 грн. х 33,2%).

Предпринимателям следует помнить о том, что если начиная с 01.01.2004 г. уплаченные страховые взносы за месяц у предпринимателя менее минимального страхового взноса, то страховой стаж считается не в полном объеме месяц за месяц (отработанный месяц - месяц страхового стажа), а пропорционально уплаченному взносу.

Для предпринимателей-единщиков такая ситуация является правилом, так как часть единого налога, поступающая в Пенсионный фонд, изначально менее минимального страхового взноса.

Как было сказано выше, отработанный месяц полностью может быть включен в страховой стаж при условии, что в Пенсионный фонд от плательщика единого налога поступит взносов в размере не менее минимального страхового стажа. Для предпринимателей, уплачивающих единый налог, отчисления в Пенсионный фонд из единого налога составляют 42% установленной ставки. В нашем вопросе размер отчислений из единого налога предпринимателя составляет 42 грн. (100 грн. х 42%), что намного меньше минимального страхового взноса. Поскольку за период с 1 января 2004 года неоднократно менялся и размер страхового тарифа, используемого при расчете минимального страхового взноса, и размер минимальной зарплаты, то, для того чтобы определить размер дохода, который будет учтен для пенсии, в ст. 40 Закона № 1058 приведена формула:

где З - доход, с которого фактически уплачены страховые взносы за соответствующий месяц;

Н - сумма фактически уплаченного налога за соответствующий месяц;

Ч - процент отчислений в Пенсионный фонд от фактически уплаченной суммы налога;

Т - размер страхового взноса в систему Пенсионного фонда, существующий на момент получения дохода.

Подведем итоги. За период с 1 января 2000 года по 31 декабря 2003 года у предпринимателя-единщика будет учтен только стаж, дающий право для назначения пенсии по возрасту. С 1 января 2004 года доход в размере минимальной зарплаты и стаж в полном объеме может быть учтен только в том случае, если предприниматель произведет доплату до минимального страхового взноса.

Напомним, что с января 2011 года все предприятия, предприниматели и их работники будут платить единый социальный взнос вместо четырех различных сборов. Это предусмотрено соответствующим законом, вступающим в силу в 2011 году.

Пенсионный вопрос для работающего человека понятен и прост. Работай официально – получай пенсию за трудовой стаж, а после достижения пенсионного возраста регулярные выплаты. Последнее время в нашей стране становиться популярной предпринимательская деятельность. Граждан не устраивает официальная зарплата, они стремятся заработать больше. Наличие талантов или желания развивать что-то новое уже давно приносит неплохую прибыль тем, кто вовремя воспользовался своим шансом. По статистике, интересная идея и ее качественная реализация приносят деньги каждому пятому гражданину нашей страны.

Кто такой предприниматель?

Предприниматель – лицо с официально зарегистрированным в соответствующих органах свое дело в сфере производства, торговли, оказания услуг, исправно платит налоги и социальные выплаты. Их есть несколько форм собственности, оформленные в зависимости от производственной мощности предприятия, сложности работ и количества сотрудников:

  • ФЛП (физическое лицо-предприниматель). Только физические лица, один учредитель, полная ответственность за деятельность и имущество.
  • ЧП (частный предприниматель) Юридическое лицо, один или несколько владельцев, распределение ответственности.
  • АО (Акционерное общество) Несколько акционеров, минимальный капитал в сумме 1250 минимальных заработных плат(деляться номиналом акций), не несут ответственности своим имуществом за деятельность АО.;
  • ООО (общество с ограниченной ответственностью). Юридическое лицо, несколько владельцев, свободный минимальный капитал.

Оформить все необходимые документы и заниматься предпринимательской деятельностью может лицо достигшее 18 лет.

Как начисляется пенсия ФОП?

Эта категория населения получает прибыль, но зрит в будущее. Как происходит учет трудового стажа гражданина, который не завел трудовую книжку? В нашей стране эту чудо-книгу еще не отменили. Перед организацией собственного дела или уже после ее активного развития человек задается простым вопросом: “Как начисляется пенсия предпринимателям?” может нужно самостоятельно накопить на безбедную старость или все же государство позаботилось о тех, кто приносит неплохие доходы. В случае официального оформления и уплаты налогов предпринимателю исчисляется страховой стаж за все года ведения подобного бизнеса, а в последствии и пенсия. Для тех, кто только начинает свою предпринимательскую деятельность актуальным будет вопрос

У нас часто встречается черная сторона предпринимательского дела – это неоформленные лица, которые не платят официальные налоги и социальные выплаты. В этом случае надеяться на какие-либо привилегии по достижению пенсионного возраста от государства не нужно.

В октябре этого года Кабинет Министров Украины четко определил как физическое лицо-предприниматель может получать обязательное пенсионное страхование без трудовой книжки. Кабмин оформил Постановление “О внесении изменения в пункт 4 Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней". Именно этот пункт отведен ФЛП. Изменения прошлого года стали положительным моментом для ФЛП во всей конструкции пенсионной реформы.

Нюансы начисления пенсий для предпринимателей

Пенсионная реформа в Украине стартовала и предпринимательскую деятельность не обошла стороной, но как именно реагировать огромному количеству трудоспособных граждан на такие изменения? В нашей стране подобные реформы не всегда могут пойти на пользу, если разобраться.

Итак, как начисляется пенсия предпринимателям 2019 году? Постановление № 573 указывает на то, что с 1998 до 2003 года предприниматели могли получать пенсионные выплаты на основе трудового стажа и обязательного атрибута – справки о занятии предпринимательской деятельностью. С начала 2004 по конец 2018 года выплата будет гарантироваться только при официальной оплате страховых платежей. Количество выплаченных сумм не имеет значение. Последнее, особенно важно для предпринимателей разной формы собственности.

Два периода важны для исчисления предпринимателям, которые уже длительное время занимаются самостоятельно бизнесом на официальной основе. Перерасчет пенсии предпринимателям будет выполняться на основе двух периодов, по правилам каждого.

Уплата страховых взносов с 2004 года давала возможность предпринимателю исправно платить каждый месяц или опустить какой-либо период. В таком случае в счет пенсионных вычислений позже будут приниматься только те месяцы, которые были уплачены. Выплата должна быть равна минимально допустимому размеру или превышать ее, по желанию предпринимателя.

Пенсия частного предпринимателя в 2019 году в Украине может составлять не только минимально допустимое обязательное страхование, но и более. Предприниматели-единщики в 2010 году получили возможность доплачивать до обязательного размера страховки. Привилегии такой самостоятельной доплаты существенно изменили состояние реформы для предпринимателя. Фактическая сумма взносов в Пенсионный фонд Украины была меньше минимального размер. Сегодня, пенсия предпринимателя-единщика стала не только бумажным законом, но и реальностью.

Другая сторона медали – это повышения страховых выплат. Предприниматель-единщик обязан, согласно законодательству, уплачивать минимальные страховые взносы не менее минимального порога. В случае постоянной уплаты минимального взноса, предпринимателя 1-й категории ждет минимальный размер пенсии в будущем.

Таким образом, для начисления пенсии после достижения пенсионного возраста, предприниматель должен уплачивать страховые взносы, не меньше минимального. В случае возможности и желания сумма может быть больше. Обязательно следить за тем, попадают ли деньги в нужный фонд и учитывается при расчете. В отсутствие каких-либо данных предприниматель может получить справку о размерах уплаченных налогов по месту регистрации. За бортом законодательства остались только те предприниматели, которые уже вышли на пенсию. Как ее оформить и доказать свою деятельность остается загадкой. Будет ли учитываться ведение трудовой деятельности и как он может повлиять на сумму пенсии.

Вопрос пенсионного обеспечения предпринимателей урегулирован Законом о пенсионном страховании.

Размер пенсии, исчисленный согласно этому Закону, зависит от страхового стажа и заработка (дохода) каждого лица, с которого уплачены страховые взносы (сбор) в Пенсионный фонд Украины.

В соответствии с частью первой ст. 24 указанного Закона страховой стаж — период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не меньше минимального страхового взноса.

Страховой стаж исчисляется территориальными органами Пенсионного фонда Украины согласно требованиям Закона о пенсионном страховании по данным, содержащимся в системе персонифицированного учета, а за периоды до введения системы персонифицированного учета — на основании документов и в порядке, определенном законодательством, действовавшим до вступления в силу этого Закона.

Порядком № 22-1 предусмотрено, что к заявлению о назначении пенсии прилагаются документы о стаже, определенные Порядком № 637. За период работы начиная с 01.01.2004 г. отдел персонифицированного учета органа, назначающего пенсию, прилагает справку из базы данных системы персонифицированного учета.

При этом период осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности, кроме лиц, осуществлявших такую де-ятельность по упрощенной системе налогообложения, с 01.07.2000 г. подтверждается данными персонифицированного учета по информации отдела персонифицированного учета. Период осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения до 01.01.2004 г. подтверждается специальным торговым патентом, или свидетельством об уплате единого налога, или патентом об уплате фиксированного размера подоходного налога с граждан, либо справкой об уплате страховых взносов, а с 01.01.2004 г. — данными персонифицированного учета по информации отдела персонифицированного учета.

Статья 11 Закона о пенсионном страховании определяет круг лиц, являющихся застрахованными. В частности, таковыми являются физические лица — предприниматели, в том числе избравшие особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог, фиксированный сельскохозяйственный налог), и члены семей указанных физических лиц, принимающих участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности.

К членам семей физических лиц — предпринимателей, принимающих участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности, относятся: жена (муж), родители, дети и другие иждивенцы, достигшие 15 лет, которые не состоят в трудовых или гражданско-правовых отношениях с таким физическим лицом — предпринимателем, но вместе с ним осуществляют предпринимательскую деятельность и получают часть дохода от занятия этой деятельностью.

Согласно ст. 27 Закона о пенсионном страховании размер пенсии по возрасту определяется по формуле

где П — размер пенсии, грн.;

Зп — заработная плата (доход) застрахованного лица, определенная в соответствии со ст. 40 этого Закона, с которой исчисляется пенсия, грн.;

Кс — коэффициент страхового стажа застрахованного лица, определенный согласно ст. 25 указанного Закона.

Пример 1

Мужчине-предпринимателю пенсию назначат в августе 2013 г. Предположим, что его страховой стаж составляет 36 лет 8 месяцев, а коэффициент заработка2,6 (условный).

Для получения такого коэффициента необходимо, чтобы заработная плата этого мужчины (доход), с которой проводилась уплата взносов в Пенсионный фонд Украины (единого взноса), превышала среднюю заработную плату по стране в 2,6 раза (в период, определенный ст. 40 Закона о пенсионном страховании: за весь период страхового стажа начиная с 01.07.2000 г.). По желанию пенсионера и при условии подтверждения справки о заработной плате первичными документами в период до 01.01.2016 г. или в случае если страховой стаж начиная с 01.07.2000 г. составляет меньше 60 месяцев, для исчисления пенсии также учитывается заработная плата (доход) за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 01.07.2000 г. независимо от перерывов.

Рассчитаем размер пенсии:

2368,70 грн. × 2,6 × 0,486 = 2993,09 грн.*

За 1 год страхового стажа более 35 лет согласно ст. 28 Закона о пенсионном страховании устанавливается доплата за сверхурочный стаж: 894 грн. × 1% = 8,94 грн.

Общий размер пенсии будет составлять 3002,03 грн.

____________
*В вышеуказанных примерах использованы следующие показатели:
2368,70 грн. — показатель средней заработной платы по стране за 2010 — 2012 гг.;
0,486 — коэффициент страхового стажа с учетом стоимости года страхового стажа 1,35%;
2,6 и 0,45 — коэффициенты заработка мужчины (условные).

Пример 2

Если бы при таком же страховом стаже этот мужчина работал с минимальным заработком (доходом), коэффициент его страхового стажа приблизительно составил бы 0,45.

Рассчитаем размер пенсии:

2368,70 грн. × 0,45 × 0,486 = 518,03 грн. (то есть меньше минимального).

За 1 год страхового стажа более 35 лет согласно ст. 28 Закона о пенсионном страховании устанавливается доплата за сверхурочный стаж: 518,03 грн. × 1% = 5,18 грн.

В соответствии с постановлением № 265 в случае если ежемесячный размер пенсионных выплат лица (с учетом надбавок, повышений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи, сумм индексации и других доплат к пенсиям, установленных законодательством, кроме пенсий за особые заслуги перед Укра-иной и ежемесячной доплаты к пенсии в связи с потерей кормильца членам семей шахтеров, смерть которых наступила вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания) не достигает прожиточного минимума, установленного законом для лиц, утративших работоспособность, таким лицам предоставляют ежемесячную государственную адресную помощь к пенсии в сумме, которой не хватает до указанного размера (с 1 января текущего годадо 894 грн.).

То есть пенсионная выплата этого мужчины будет составлять всего 899,18 грн. (894 грн. + 5,18 грн.).

Следовательно, чем больше страховой стаж и, что очень важно, заработок (доход), с которого были уплачены взносы (единый взнос) в течение трудовой (предпринимательской) деятельности, тем на больший размер пенсии можно рассчитывать.

Мы уже привыкли, что любые "улучшения" или "привилегии" от государства ложатся бременем на бизнес и предпринимателей. Поэтому, на первый взгляд, несколько странно выглядит такая привилегия пенсионной реформы, как зачет в пенсионный стаж периодов, за которые предприниматель-единщик уплачивал страховые взносы в меньшем размере, чем минимальный страховой взнос. Поэтому сразу ищем причину и размышляем, чего ожидать дальше.

История вопроса такова: начиная с 2004 года, в страховой стаж засчитывается период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не меньшей, чем минимальный страховой взнос (ст. 24 Закона о пенсионном страховании). Обязанность по уплате страховых взносов в размере не менее минимального страхового взноса тоже была закреплена в Заключительных положениях данного Закона.

Но предприниматели не смогли выполнить это предписание, поскольку не был нормативно определен порядок осуществления ими уплаты страховых взносов.

Начиная с 01.01.2004, в страховой стаж засчитывался месяц, за который застрахованное лицо уплатило уплаченные страховые взносы в размере не менее минимального. Но фактически сумма отчисленных страховых взносов в ПФУ была меньше размера минимального страхового взноса, поскольку она составляла 42 % от уплаченной суммы единого налога. С середины 2010 года у предпринимателей-единщиков появилась возможность осуществлять доплату до минимального страхового взноса.

С 01.01.2011 предприниматели-единщики уплачивали ЕСВ в размере не менее минимального страхового взноса.

С 1 января по 31 декабря 2017 года предпринимателям-единщикам 1-й группы позволили уплачивать ЕСВ в размере 0,5 размера минимального страхового взноса.

Что же предлагается предпринимателям-единщикам в пределах пенсионной реформы?

Начиная с 01.01.2018, в страховой стаж для определения права на назначение пенсии согласно ст. 26 Закона о пенсионном страховании с учетом появления с 1 января 2018 года п. 3 1 разд. XV Закона о пенсионном страховании благодаря пп. 27 п. 3 разд. І Закона № 2148 включаются периоды ведения предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения, а также фиксированного налога:

• с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 года (включительно) – подтверждаются справкой о регистрации как субъекта предпринимательской деятельности;

• с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 года (включительно) – при условии уплаты страховых взносов (единого взноса) независимо от уплаченного размера (кроме случаев освобождения от уплаты единого взноса).

Поэтому вряд ли такой зачет указанных периодов в страховой стаж можно назвать привилегией. Ведь фактически частично исправляется то, что было вызвано недостатками действующего в предыдущие годы законодательства: предприниматели до середины 2010 года не имели возможности уплачивать страховые взносы в размере минимального страхового взноса.

Взамен за льготный зачет страхового стажа предпринимателям-единщикам у тех из них, кто находится на 1-й группе упрощенной системы налогообложения, отнимают возможность уплачивать ЕСВ в размере 0,5 минимального страхового взноса.

Поэтому с 01.01.2018 предприниматели-единщики 1-й группы обязаны уплачивать ЕСВ в размере, не меньшем минимального страхового взноса. А месяцы 2017 года, за которые уплачен ЕСВ в размере 352 грн (а не 704 грн), им зачислятся в страховой стаж как полные месяцы. Согласно информации от ПФУ больше нововведений относительно уплаты предпринимателями ЕСВ в 2018 году не планируется.

Учитывая то что большинство предпринимателей-единщиков уплачивают ЕСВ в размере минимального страхового взноса, то им светит и минимальная пенсия. Поэтому для государства увеличение страхового стажа предпринимателей не будет бременем и не приведет к существенному увеличению пенсий предпринимателей.

Как понимаем, ПФУ в автоматическом режиме будет пересчитывать страховой стаж для предпринимателей-единщиков, уплативших ЕСВ в размере, меньшем минимального страхового взноса. Но это возможно только в случае, если соответствующие данные об уплате страховых взносов имеются в персонифицированной базе.

В случае их отсутствия может понадобиться справка из налоговой инспекции по месту регистрации предпринимателя за периоды, в частности с 1 июля 2000 года до 31 декабря 2003 года, о размере уплаченного единого налога за каждый месяц.

Открытым остается вопрос: как быть с теми предпринимателями, которые уже вышли на пенсию? Сделают ли им перерасчет пенсионного стажа и размера пенсии с его учетом? Поэтому ждем разъяснений от ПФУ.

Автор: Светлана Листровая, бухгалтер-эксперт

С какого возраста можно выйти на пенсию

Все мы знаем, что пенсионный возраст для мужчин остался прежним — 60 лет, а вот для женщин его плавно увеличили: с 55 до 60 лет. Поэтому женщины выходят на пенсию по достижению возраста, указанного в таблице на с. 24.

Обратите внимание

До 01.01.2015 г. женщина, которой исполнилось 55 лет, может выйти на пенсию (независимо от даты рождения). Для этого ей нужен стаж не менее 30 лет.

Но учтите, за каждый месяц «досрочного отдыха» сумма вашей пенсии будет уменьшена на 0,5 % (пункт 7 2 раздела XV Закона № 1058). Если же вы дождетесь законного пенсионного возраста (см. таблицу выше), то за каждые полгода получите прибавку к пенсии в размере 2,5 % (пункт 3 статьи 29 Закона № 1058).

Допустим, женщина должна была выйти на пенсию в 58 лет, а вышла в 55. В таком случае ее пенсия будет меньше на 18 % (3 года х 12 месяцев в году х 0,5 % за каждый месяц).

А если бы она дождалась 58 лет, то ее пенсия не только не уменьшилась бы, а еще и увеличилась бы на 15 % (3 года х 2 полугодия в году х 2,5 % за каждое полугодие).

Есть и еще один вариант досрочного выхода на пенсию (без уменьшения суммы пенсии). Правда, он подойдет лишь тем, кто решил выйти на пенсию и попрощаться с предпринимательством.

Во-первых, физлицу нужен стаж: мужчинам не менее 35 лет, женщинам — не менее 30 лет.

Во-вторых, нужно устроиться на работу на предприятие и быть уволенным в связи с сокращением штата, но не раньше, чем за 1,5 года до пенсионного возраста.

И последнее: нужно стать на учет в центре занятости (как безработный; разумеется, предпринимателем в это время быть нельзя).

В таком случае пенсию могут назначить за 1,5 года до достижения пенсионного возраста (пункт 1 статьи 49 Закона о занятости).

Как видим, в любом случае важно знать, сколько у предпринимателя стажа. Об этом и пойдет речь далее.

Стаж: на грани трудового и страхового

При назначении пенсии во времена СССР, да и после его распада, довольно долго использовался такой показатель, как «трудовой стаж». Иными словами, в стаж попадал весь период, в течение которого лицо:

– работало по трудовому договору (есть запись в трудовой книжке)
– или осуществляло другую работу (к примеру, предпринимательскую деятельность) и уплачивало страховые взносы. При этом размер взносов роли не играл (статья 56 Закона № 1788).

Однако с 01.01.2004 г. вступил в силу Закон № 1058, согласно которому для назначения пенсии начали применять такой показатель, как «страховой стаж». И тут размер уплаченных страховых взносов стал играть решающую роль (см. рис. 1).


В свете указанных реформ у многих возникает логичный вопрос: как же сейчас учитывают стаж, заработанный до 2004 года? Ответ весьма прост: так, как и раньше (т. е. по старому законодательству — часть 4 статьи 24 Закона № 1058).

Обратите внимание

Страховой стаж до 2004 года равен трудовому стажу.

Ну а с 01.01.2004 г. уже работают новые правила определения стажа. Причем все данные об уплаченных взносах (для подтверждения стажа) есть в системе персонифицированного учета ПФУ. Поэтому предпринимателю не придется подтверждать страховой стаж какими-то документами.

А вот трудовой стаж подтвердить придется.

Подтверждаем трудовой стаж

Документы, которыми предприниматель может подтвердить свой стаж, заработанный до 2004 года, приведены на рис. 2 (см. с. 26).

* К сожалению, нередко выясняется, что эти данные не сохранились в ПФУ. В таком случае можно попробовать обратиться в налоговую. Раньше налоговики выдавали справки с помесячной разбивкой чистого дохода. На основании них определялся стаж. Возможно, вы сможете получить такую справку и сейчас. Но это поможет разве что для периодов после 01.05.93 г., так как до этой даты уплата страховых взносов была добровольной.

** Несмотря на то, что единый налог был введен в Украине только с 01.01.99 г., до этой даты уже существовали «упрощенные» предприниматели. Это те, кто работал по спецпатенту или по фикспатенту (с 1993 года, согласно Декрету № 13-92).

Как видим, на рис. 2 приведены все документы, подтверждающие трудовой стаж в период предпринимательства. Однако если физлицо совмещало бизнес и работу по найму, то его стаж, в первую очередь, подтверждается записями в трудовой книжке (подробнее к этому еще вернемся).

Итак, трудовой стаж мы подтвердили. Еще раз напомним, что все подтвержденные периоды включаются в стаж полностью.

А вот со страховым стажем — наоборот: хотя документально подтверждать его не нужно, однако далеко не все периоды работы идут в стаж целиком. Многие месяцы предпринимательства, к сожалению, попадут в стаж лишь частично.

Сколько стажа у общесистемщика с 01.01.2004 г. и до сегодня

Если вы все время работали на общей системе налогообложения, то должны были уплачивать минимальный страховой взнос за каждый месяц, в котором получен чистый доход.

Важно
У общесистемщика:
– убыточные (и нулевые) месяцы в стаж не идут вообще, так как взнос за них не уплачивается;
– месяцы, когда чистый доход был (и взнос уплачен), включаются в стаж целиком.
Данные о доходах (нулевом доходе) и о сумме уплаченных пенсионных взносов (с 2011 года — ЕСВ) вы можете узнать, подняв копии отчетов, поданных вами в ПФУ.

Напоминаем, что с 2000 года предприниматели-общесистемщики обязаны были раз в год отчитываться перед ПФУ «за себя» — подавать отчетность по персонификации (сначала это были формы «ІНДАНІ», а затем — приложения 25 и 26, а также формы № Д5 и Д6 * ). По данным именно этих отчетов в ПФУ и будут определять ваш стаж и размер пенсии.

* С 2013 года отчеты по ЕСВ подаются не в ПФУ, а в налоговую (ныне – ГФСУ). Тем не менее вся необходимая информация в ПФУ поступает (часть 1 пункта 1статьи 14 Закона о ЕСВ).

Сколько стажа у упрощенца с 01.01.2004 г. по 31.12.2010 г.

Что же касается единоналожников и фикспатентщиков, то их стаж будет куда меньше. Как видно из рис. 2, до 2004 года в стаж им засчитывался весь период предпринимательской деятельности целиком (при наличии фикспатента, спецпатента, свидетельства единоналожника или документов об уплате соцвзносов).

А вот с 2004 года каждый год, отработанный предпринимателем, давал в среднем от 3 недель до полугода стажа. Почему так?

Дело в том, что с 2004 года стаж стал уже не трудовым, а страховым (см. рис. 1). То есть каждый месяц работы мог войти в стаж полностью только при условии, что за этот месяц уплачен минимальный страховой взнос.

Если же страховой взнос был меньше, чем законодательный минимум, то в стаж шла только часть месяца — пропорционально уплаченному взносу. Эта часть рассчитывалась так: реально уплаченный взнос : минимальный страховой взнос (пункт 3 статьи 24 Закона № 1058).

К сожалению, пенсионное законодательство вплоть до 2011 года не гарантировало предпринимателям достойную пенсию. Поэтому оказалось, что единоналожники и фикспатентщики ** , которые исправно рассчитывались с государством, в итоге получили «усеченный» стаж. Ведь в ПФУ с уплаченного ими налога шли «копейки»:

– у единоналожников — 42 % от ставки единого налога (пункт 2 Указа № 727);
– у фикспатентщиков — 10 % стоимости фикс­патента (пункт 2 Заключительных положений Закона № 129/98-ВР).

** Что касается специального торгового патента, то он был упразднен с 01.10.2003 г. постановлением № 1439.

А минимальный размер пенсионного взноса при этом составлял в разные годы от 31,8 до 33,2 % *** минзарплаты соответствующего месяца (пункт 2 статьи 4 Закона № 400).

*** В 2004 и 2005 годах — 32 %, в 2006 году — 31,8 %, в 2007 — 2010 годах — 33,2 %. Напоминаем, что с 2011 года уплачивается ЕСВ.

Предположим, что у нас есть два пенсионера, которые были предпринимателями:

единоналожник: с 2004 до 2010 год он уплачивал единый налог по максимальной ставке (200 грн. в месяц);
фикспатентщик: в этот же период он уплачивал фиксналог по максимальной ставке (100 грн. в месяц).

Давайте оценим, какая часть месяца шла в их стаж в период предпринимательства. Возьмем, к примеру, январь 2004, 2005, 2007 и 2009 годов.

Как видим из примера, с течением времени в стаж предпринимателей попадало все меньше и меньше дней. Особенно плачевна ситуация с фикспатентщиками, у которых за 7 лет работы в стаж могли попасть лишь 6 — 7 месяцев.

Учитывая такую ситуацию, законодатели пытались обязать фикспатентщиков и единоналожников доплачивать пенсионный взнос до минимального, чтобы в их пенсионный стаж попадал весь период предпринимательства. Но это удалось не сразу.

Так, сначала появилось постановление № 366, согласно которому упрощенцы должны были доплачивать пенсионные взносы начиная с мая 2009 года. Но вскоре это постановление было признано незаконным, а затем и вовсе отменено.

Прошел целый год, прежде чем законодателям удалось воскресить указанную норму. Согласно пункту 2 Закона № 2461 с июля по декабрь 2010 года предприниматели-упрощенцы снова стали доплачивать в ПФУ взносы до минимального размера.

Таким образом, если вы делали доплаты в ПФУ в 2009 или 2010 году, то «доплаченные» месяцы вошли в ваш стаж в полном объеме.

А вот у тех, кто доплату не делал, стаж не увеличится. Но безвыходных ситуаций не бывает. Итак…

Можно ли купить стаж

Те, у кого не хватает стажа, могут просто его «купить». Сейчас это не проблема.

Поскольку стаж — страховой, то предприниматель при выходе на пенсию может доплатить недостающие взносы и тем самым «купить» себе стаж. При том взносы можно уплачивать ежемесячно, постепенно зарабатывая стаж, или разово — за прошлые периоды, в течение которых страховой взнос был уплачен меньше минимума.

Но стоит ли игра свеч? Ответ на этот вопрос вы найдете в следующих номерах «СД».

Стаж бизнесмена-наемника

Кроме того, есть немало предпринимателей, которые умудряются совмещать бизнес и трудовую деятельность (т. е. работают по найму у юрлиц). Это вполне законно и, кроме того, дает огромные преимущества в плане стажа.

Дело в том, что страховые взносы за наемного работника уплачивает работодатель. И эти взносы дают право на стаж в полном размере * .

* За исключением разве что тех редких случаев, когда предприниматель оформлен на часть ставки и его фактическая зарплата меньше минимальной. В целом же, если зарплата (на неполной ставке) больше минимальной, то в стаж идет весь месяц (несмотря на то, что лицо работает неполный месяц).

Обратите внимание
Предприниматели, которые, помимо бизнеса, еще и работают по найму, могут не беспокоиться о том, сколько пенсионных взносов уплатили в ходе предпринимательской деятельности. Ведь стаж им идет по месту работы.
Это в равной мере касается как общесистемщиков, так и упрощенцев.

Итак, если в вашей трудовой книжке имеется запись о трудовой деятельности за период с 2004 по 2010 год, то со стажем проблем нет. Все эти годы попали в стаж в целиком. При этом пенсионные взносы, которые вы платили в этот период как предприниматель, не пропадут. Они увеличат доход, с которого будет исчисляться ваша пенсия.

Стаж предпринимателей-мамочек

Если у женщины-предпринимателя есть детки, то в ее стаж включается время по уходу за каждым ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

Это правило работало как до 2004 года, так и после. Отпуск по уходу за ребенком идет в стаж:

– до 01.01.2004 г. — при наличии свидетельства о рождении ребенка (пункт «ж» статьи 56 Закона № 1788);
– с 01.01.2004 г. — при условии получения пособия по уходу за ребенком до трех лет (пункт 13 статьи 11 и пункт 2 статьи 14 Закона № 1058).

Кстати говоря, страховые взносы с пособий начали уплачиваться лишь с 01.01.2005 г. (эту уплату делает сам фонд). Однако это не лишает женщину права на стаж в период с 01.01.2004 г. по 01.01.2005 г. (письмо Минтруда и ПФУ от 03.10.2005 г. № 7835/0/14-05/030-6, № 12145/02-20). Поэтому волноваться не стоит.

Сколько стажа у упрощенцев с 01.01.2011 г.

И самые последние масштабные реформы произошли в 2011 году, в частности:

– фикспатентщики исчезли как таковые (со вступлением в силу НКУ);
– пенсионный взнос и ряд других соцвзносов заменили ЕСВ.

Теперь единоналожники за каждый месяц работы уплачивают ЕСВ в полном размере (не меньше минимального). Причем неважно, получили ли они в этом месяце доход или убыток, — ЕСВ должен быть уплачен безоговорочно (пункт 3 части 1 статьи 7 Закона о ЕСВ). В результате — все время работы на едином налоге с 01.01.2011 г. идет в стаж полностью.

Правда, нужно не забывать ежегодно отчитываться перед ГФСУ о суммах уплаченного ЕСВ.

В следующем номере мы продолжим рассматривать вопрос о пенсиях предпринимателя. Разберемся, как повышенные платежи по ЕСВ влияют на размер пенсии и есть ли вообще смысл предпринимателям уплачивать больше ЕСВ.

Пенсионный возраст для мужчин и женщин сейчас составляет 60 лет. Что касается стажа, то при его исчислении выделают два периода: до 01.01.2004 г. (трудовой стаж) и после этой даты (страховой стаж).
До 01.01.2004 г. в стаж полностью засчитывался весь период работы (целиком), если:

– общесистемщик уплачивал пенсионные взносы;
– единоналожник и фикспатентщик уплачивали единый или фиксированный налог и были зарегистрированы в ПФ;
– предприниматель дополнительно работал по найму и имеет об этом запись в трудовой книжке.

С 01.01.2004 г. каждый отработанный месяц попадает в стаж целиком только при условии, что за этот месяц предприниматель уплатил страховой взнос в минимальном размере. Если уплачено меньше, то в стаж идет часть месяца — пропорционально уплате.

В связи с этим у фиксантов и единоналожников в период с 2004 по 2011 год в стаж с каждого года попадало лишь от 3 недель до 6 месяцев. Поэтому при выходе на пенсию они могут добровольно доплатить недостающие взносы, чтобы «приобрести» страховой стаж.
С 2011 года в стаж упрощенцев идут все месяцы работы полностью. Что же касается общесистемщиков, то у них:

– все прибыльные месяцы работы идут в стаж (так как уплачивается ЕСВ);
– а все убыточные — нет (так как за эти месяцы ЕСВ не платится).

Если же предприниматель совмещает бизнес и работу по найму, то стаж ему идет по месту работы.

Читайте “Как предпринимателю будут считать пенсию. Часть 2: Размер пенсии”

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
Закон № 1058 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.
Закон № 1788 — Закон Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.91 г. № 1788-XII.
Закон о занятости — Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.
Закон № 129/98-ВР — Закон Украины «О внесении изменений в Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 13.02.98 г. № 129/98-ВР.
Закон № 400 — Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.
Закон № 2461 — Закон Украины «О внесении изменений в законы Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» и «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 08.07.2010 г. № 2461-VI.
Закон о ЕСВ — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.
Указ № 727 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98 в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.
Декрет № 13-92 — Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.
Постановление № 1439 — постановление КМУ «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины по вопросам применения специального торгового патента» от 10.09.2003 г. № 1439.
Постановление № 366 — постановление КМУ «Об уплате взносов на общеобязательное пенсионное страхование физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, которые избрали особый способ налогообложения» от 14.04.2009 г. № 366.
Постановление № 23 — постановление КМУ «О распределении отчислений на социальное страхование в 1992 году» от 21.01.92 г. № 23.
Порядок № 637 — Порядок подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденный постановлением КМУ от 12.08.93 г. № 637.
Условия № 91 — Условия и порядок государственного социального страхования лиц, занимающихся индивидуальной и другой трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном крестьянском хозяйстве, в Украинской ССР, утвержденные постановлением Совета Министров УССР от 12.04.91 г. № 91.
Постановление № 1931 — постановление ВРУ «О порядке введения в действие Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 06.12.91 г. № 1931-XII.
Постановление № 3290 — постановление ВРУ «О порядке введения в действие Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О пенсионном обеспечении» от 17.06.93 г. № 3290-XII.
Порядок № 22-1 — Порядок подачи и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденный постановлением правления ПФУ от 25.11.2005 г. № 22-1 (в редакции от 07.07.2014 г. № 13-1).

Справочная информация (справка)

Стаж до 2004 года определяется по старому законодательству. Документами, которые подтверждают стаж гражданина, помимо трудовой книжки, могут быть:

– копия свидетельства о рождении ребенка (для женщины, которая хочет включить в стаж время ухода за ребенком до трех лет);
– военный билет или справка из райвоенкомата (для мужчин, которые хотят включить в стаж время службы в армии);
– дипломы вузов и профтехучилищ (для лиц, которые хотят включить в стаж время учебы в вузе или училище, но учтите, что с 01.01.2004 г. учеба перестала засчитываться в стаж);
– справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении и другие документы, содержащие сведения о периодах работы (если нет записей в трудовой книжке);
– членские билеты профсоюзов с отметками об уплате членских взносов (если нет документов, указанных в предыдущем пункте);
– другие документы, перечисленные в пунктах 3 — 16 Порядка № 637.

Читайте также: