Пенсия для работников с вредными условиями труда в казахстане



Пенсия за вредные условия труда

Именно перспектива получения досрочной пенсии по вредности заставляла идти людей на подобную рискованную работу. На законодательном уровне за риск потери здоровья при выполнении работы в неблагоприятной обстановке установлен минимальный размер доплаты, составляющий не менее 4% должностного оклада сотрудников, трудящихся в нормальной обстановке.


А также специалистами отдела (службы) оценки пенсионных прав определяется наличие права у граждан, имеющих льготный стаж с особыми условиями труда.

Досрочные пенсия за вредные условия труда в казахстане

О снижении пенсионного возраста для работников вредных производств сообщила министр здравоохранения и социального развития РК Тамара Дуйсенова, передает КазТАГ .

По ее словам, работники самостоятельно будут выбирать время выхода на заслуженный отдых. Также проектом предлагается усилить сферу общественного контроля, путем введения института технических инспекторов из числа работников, выдвигаемых профсоюзом, предусмотреть их полномочия в рамках производственных советов по безопасности и охране труда.

Также парламентарии тщательно рассмотрели вопрос начисления работникам оплаты за работу в сверхурочное, ночное время, праздничные и выходные дни.

Первый заместитель председателя партии «Нур Отан» Аскар Мырзахметов напомнил, что предложенная в новой редакции ТК ставка в размере 1,25 вызвала

Досрочные пенсия за вредные условия труда в казахстане

Проживаю в РК, получаю пособие по вредности списку №1, при переезде в Россию будет мне начислена пенсия по вредности? В 1992 году после распада СССР ряд участников Содружества Независимых Государств (СНГ) заключили международный договор от 13 марта 1992 года

«Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения»


Людмила, большое спасибо за внимание к людям и к их проблемам.

Выйти на пенсию досрочно – реально

На сегодняшний день предусмотрены меры досрочного выхода на пенсию граждан, работающих во вредных и опасных условиях труда. Если суммы обязательных пенсионных взносов, отчисляемых самим работником с 1998 года, взносов работодателей, осуществляемых с 2014 года и добровольных пенсионных отчислений, будет достаточно для покупки пенсионного аннуитета (для мужчин — 7 098 035 т., для женщин – 9 890 035 т.), то гражданин может выйти на пенсию уже в 50 лет, сообщает ortcom.kz.

Об этом в Службе центральных коммуникаций сообщил председатель правления АО

«Компания по страхованию жизни «Государственная аннуитетная компания»

Работники вредных производств в Казахстане смогут уходить на пенсию в 55 лет








В Казахстане работники вредных производств смогут выходить на пенсию по желанию в 55 лет, сообщила министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова.

Как известно, министерство разработало проект нового Трудового кодекса, который сейчас находится на рассмотрении парламента.

В Казахстане в настоящее время мужчины уходят на пенсию в 63 года, женщины — в 58 лет.

Пенсионное обеспечение в Казахстане

Так как идеальной пенсионной формулы пока не изобрели, сбалансированное финансирование предполагает, что население будет финансово обеспечено в полной мере. Закон Республики Казахстан № 136 от 20.06.1997 «О пенсионном обеспечении в республике Казахстан» регулирует начисление выплат, определяет лиц, которые могут рассчитывать на пенсионное обеспечение, а также устанавливает его величину. Для быстрого решения ваших проблем и вопросов, рекомендуем обратиться Вам к квалифицированным практикующим юристам по социальным вопросам: Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней .

В Казахстане пенсию получают не только граждане страны, но и иностранцы, проживающие на территории страны длительный период.

Ранний выход на пенсию занятых во вредном производстве казахстанцев гарантируют обязательные профвзносы

При этом министр отметил, что ранее внедренная добровольная профессиональная схема должна была обеспечить увеличение пенсионных накоплений за счет добровольных профвзносов и позволить выйти на пенсию в 53-55 лет.

Добрый день! Я гражданка РФ, имею стаж во вредных условиях труда по 1 списку с 2000 года по 2009 год (8,5 лет) в Казахстане, общий трудовой стаж более 15 лет, трудовой стаж весь в РК , мой возраст 48 лет. Вопрос: могу ли я на сегодняшний день подать документы в ПФР на выход на пенсию?

Ответы юристов ( 3 )


Гражданам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.
Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из Литовской Республики, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Литовской Республики, в том числе и до вступления в силу Соглашения от 26.09.1999. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики
Гражданам, прибывшим из государства — республики бывшего СССР, не заключившего соглашение с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором от 24.01.2006.При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 01.01.1991 на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 18.12.2007. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 01.01.1991, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с Договором от 18.12.2007.

Досрочный выход на пенсию в Казахстане сейчас становится одной из важнейших социальных проблем.
Многие считаю пенсионный возраст слишком высоким, а уйти на заслуженный отдых пораньше может лишь очень маленькая часть населения.

Досрочные государственные выплаты

Сейчас пенсионный возраст в Казахстане для женщин составляет 59,5 лет, а для мужчин — 63 года. По сравнению с другими странами это не так уж много. Но физический труд и тяжелые условия работы в Казахстане часто заставляют задуматься о досрочном выходе на пенсию.


Есть всего три категории граждан, которые вправе претендовать на льготы. К первой относятся все проживающие рядом с Семипалатинским ядерным испытательным полигоном. Объект был засекречен, и ни о чем не подозревающие люди годами подвергались радиоактивному излучению.

Сегодня граждане Казахстана, проживавшие в зоне поражения с 29 августа 1949 г. по 5 июля 1963 г. от пяти лет суммарно, имеют право уйти на заслуженный отдых раньше. Женщины могут претендовать на льготы уже в 45 лет, при условии общего стажа в 20 лет. Для мужчин этот возраст составляет 50 лет, и общий стаж должен равняться 25 годам. Претендентам для получения пособия к основному списку документов нужно приложить любой документ, подтверждающий проживание на опасной территории.

В 53 года уйти на досрочный отдых могут многодетные матери. Число рожденных детей должно быть не меньше пяти, и общий стаж работы — минимум 20 лет. Самому младшему ребенку на момент ухода на пенсию должно быть не меньше восьми лет.

Женщины должны собрать все необходимые документы:

    На всех детей, если дети усыновленные, — подтверждение назначения опекуном.


Казахстанское свидетельство о рождении детей

Во всех этих случаях человек будет получать пособие от НФП в соответствии с расчетами, принятыми законодательством Казахстана.

Всем остальным категориям придется ждать наступления пенсионного возраста. В Казахстане не предусмотрено дополнительных льгот для работников на вредном производстве и опасных для жизни работах. «Горячая сетка» не предусмотрена, более того, такой вопрос даже не обсуждается на государственном уровне.

Пенсионный аннуитет

Свои пенсионные накопления женщины могут начать получать уже в 50 лет, а мужчины — в 55. Программа получения пенсионного аннуитета была разработана еще 1997 году, впервые ей воспользовались — в 2005. Это не пособие, а страховые выплаты в виде пенсии. Получатель может сам выбрать периодичность отчислений: раз в год, в полгода, в квартал или каждый месяц. Первая выплата может быть увеличенной.

Оформляется этот вид выплат через страховую компанию, а не через пенсионный фонд. В 2020 году для оформления аннуитета были повышены пороги накоплений. Для женщин сумма пенсионных накоплений должна быть 8 800 000 тенге, а для мужчин — 6 300 000 тенге.

По условиям договора можно выбрать гарантированный период до 30 лет, на свое усмотрение. Сам пенсионер будет получать выплаты пожизненно, а гарантированный период рассчитан на наследников. Срок считается от получения первой выплаты. В случае смети получателя оставшийся период, по гарантии, деньги будут переводиться наследнику, указанному в договоре. Это может быть только одно лицо.

Отличие аннуитета от пенсионного фонда

Есть масса отличий в оформлении аннуитета и обычной пенсии:

  • Из НФП выплаты ведутся только до 80 лет, аннуитет — это пожизненное страхование.
  • Пенсионный фонд можно менять в любое время, страховую компанию — только раз в два года от вступления договора в силу.
  • Разные компании предлагают разные размеры выплат, поэтому стоит внимательно изучить все предложения и выбрать наиболее выгодный вариант.
  • В НФП остатки накоплений передаются всем прямым наследникам, в страховой — предусмотрен гарантийный срок и один наследник, выбранный самим получателем страхования.
  • В аннуитете есть возможность получить сразу на руки до 8 % всех пенсионных накоплений. Это прекрасная возможность сделать крупное приобретение или, скажем, с размахом отметить досрочный выход на пенсию.
  • Ежегодная индексация выплаты: каждая компания прописывает свое значение в процентах, большинство предлагает около 5 % увеличений ежегодно.


График поэтапного повышения пенсионного возраста в Казахстане

Аннуитетом в Казахстане могут воспользоваться не все. Основная причина — недостаток необходимой суммы на накопительном счете. Но, учитывая очень ограниченный список тех, кто имеет право уйти на пенсию раньше времени, услуга пользуется спросом.

Работники со средней заработной платой в Казахстане не могут позволить себе досрочный выход на пенсию. Их накопительная часть слишком мала, не достигает нужных цифр, даже когда наступает полноценный пенсионный возраст. Работники низкой квалификации, такие как дворники, уборщицы и прочий обслуживающий персонал, работа которого не самая легкая, позволить себе аннуитет, конечно, не смогут. Это снова остается привилегией для людей с высокой заработной платой.


Досрочно уйти на пенсию в Казахстане проблематично. Есть лишь небольшая часть населения, которая может это сделать законным образом и без проблем. Тенденция пенсионной системы — постепенное увеличение пенсионного возраста. Это прекрасный вариант для тех, кто получает большую «белую» зарплату в Казахстане и чьи работодатели исправно делали отчисления в накопительный пенсионный фонд.

Пенсия военным в Казахстане начисляется по другой системе.

Вопрос:

Положены ли работнику с вредными условиями труда дополнительные пенсионные отчисления?

Ответ:

Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» предусмотрены обязательные профессиональные пенсионные взносы - деньги, перечисленные за счет собственных средств в единый накопительный пенсионный фонд в пользу работников, занятых на работах с вредными (особо вредными) условиями труда, профессии которых предусмотрены перечнем производств, работ, профессий работников.

Согласно ст.26 упомянутого выше Закона РК обязательные профессиональные пенсионные взносы, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 5 процентов от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления обязательных профессиональных пенсионных взносов.

Постановлением Правительства Республики Казахстан № 1562 от 31 декабря 2013 г. установлен Перечень производств, работ, профессий работников, занятых на работах с вредными (особо вредными) условиями труда, в пользу которых агентами по уплате обязательных профессиональных пенсионных взносов за счет собственных средств осуществляются обязательные пенсионные взносы.

В случае исключения вредных (особо вредных) условий труда, подтвержденных результатами аттестации производственных объектов, уплата обязательных профессиональных пенсионных взносов не осуществляется.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Ответ:

После утраты силы форм отчетностей 1-ВРМ и 1-Прогноз, другие формы отчетности для представления сведений о востребованных специальностях и вакантных рабочих местах не утверждены, однако Законом РК «О занятости населения» Работодатель обязан предоставлять текущие вакансии и данные о прогнозируемом создании рабочих мест в разрезе востребованных специальностей в единую информационную базу рынка труда, в том числе посредством государственного информационного портала «Электронная биржа труда»;

Ответ:

Работодатель вынуждает написать работника заявление на «увольнение по собственному желанию» по состоянию здоровья, а фактически делает это как «увольнение по инициативе Работодателя», во избежание нарушения им подпункта 20 пункта 1 статьи 52 Трудового Кодекса Республики Казахстан о том, что в случае если Работник не является на работу более двух

Ответ:

Согласно пп. 39 ст. 1 Трудового кодекса РК, работодатель – физическое или юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;

Ответ:

Порядок социальных выплат пострадавшим вследствие экологического бедствия определяется Законом РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье». Территории экологического бедствия в Приаралье подразделяются на зоны:

Ответ:

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам труда» от 4 мая 2020 года № 321-VІ в Трудовой кодекс РК внесены поправки, обязывающие работодателя заключать трудовые договоры в электронном виде, либо регистрировать трудовые договоры, заключенные на бумажном носителе, в ЕСУТД.

Ответ:

С введением обязательного медицинского социального страхования (далее ОСМС), законодательство РК, также ввело понятие гарантированной бесплатной медицинской помощи.

п.3 ст.196 Кодекса РК «О здоровье народа и системы здравоохранения» устанавливает, что в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи входят:

1) скорая медицинская помощь;

Ответ:

Отчетов, касающихся трудовых отношений не так много, но сложность в том, что они регулируются разными законодательными актами, различны по форме и содержанию и предоставляются в государственные органы в разное время и за разные периоды.

Ответ:

В расчетах с подотчетными лицами следует придерживаться определенных правил:

выдача денег осуществляется на основании распоряжения руководства, по заявлению работника или приказа по предприятию с оформлением расходного кассового ордера;

Ответ:

п.7 приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 января 2008 года № 40 «Об утверждении Правил об исчислении заработной платы работников государственных организаций образования, финансируемых за счет средств бюджета» (далее по тексту - Приказ) устанавливает, что тарифные ставки (должностные оклады) в месяц учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников

Ответ:

Статья 21. (Основания возникновения трудовых отношений) Кодекса, предусматривает:

1. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан.


ЕНПФ: условия по выплатам за счет ОППВ выполняются в полной мере

Обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ) – это дополнительная плата «за вредность» тем людям, которые заняты на работах с вредными условиями труда. С января 2014 года работодатели за счет собственных средств перечисляют 5% от ежемесячного дохода таких работников, принимаемого для исчисления ОППВ. Отчисления производятся независимо от того, временно ли работник переведен на эту работу или работает постоянно, с начала учетного периода или нет.

Перечень производств, работ, профессий работников, занятых на работах с вредными условиями труда, в пользу которых агентами по уплате обязательных профессиональных пенсионных взносов за счет собственных средств осуществляются обязательные профессиональные пенсионные взносы, утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 31.12.2013 г. № 1562. Конечно, этот список периодически пересматривается с учетом изменений условий труда.

Здесь может возникнуть вопрос: что такое вредные условия труда? Вредными считаются условия труда, при которых воздействие определенных производственных факторов приводит к снижению работоспособности или заболеванию работника либо отрицательному влиянию на здоровье его потомства. У нас в стране к производствам и работам с вредными условиями труда относятся прежде всего горные работы, металлургическое производство (черные и цветные металлы), химическое производство, атомная промышленность, работы с радиоактивными веществами, добыча и переработка нефти и газа, переработка угля, производство строительных материалов. Вредными считаются профессии врачей, работающих в отделениях радиологии и кабинетах химиотерапии, и даже артистов балета. Контроль за полным и своевременным осуществлением уплаты ОППВ осуществляется органами государственных доходов, то есть налоговыми службами.

С начала 2014 года по август 2019 года в ЕНПФ открыто порядка полумиллиона счетов по ОППВ, на которых накоплено почти 225 млрд тенге. Эти деньги инвестируются, на счета начисляется инвестиционный доход, а при наступлении предусмотренных законом условий выплачиваются получателям, становясь частью совокупной пенсии. За первое полугодие 2019 года более 7 тысяч человек получили более 1,6 млрд тенге только за счет ОППВ.

Понятно, что вредные условия труда предполагают и более раннее прекращение трудовой деятельности. Учитывая, что с даты ввода ОППВ (с 01.01.2014г.) прошло полных 5 лет, у вкладчиков, в пользу которых осуществлялось перечисление ОППВ, с 1 января текущего года появилась возможность приобретения пенсионного аннуитета, что обусловило рост переводов пенсионных накоплений в страховые организации. Поэтому вкладчики, достигшие 50-летнего возраста и за которых уплачены ОППВ в совокупности не менее 60 календарных месяцев, при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже минимального размера пенсии, установленного на соответствующий финансовый год, вправе заключить договор пенсионного аннуитета со страховой организацией для получения пожизненных страховых выплат путем перевода пенсионных накоплений в эту организацию. Напоминаем, в этом году минимальный размер пенсии составляет 36 108 тенге. В случае недостаточности пенсионных накоплений, сформированных за счет ОППВ, для заключения договора пенсионного аннуитета могут быть использованы пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов (ОПВ) и добровольных пенсионных взносов (ДПВ).

В 2019 году сумма достаточности пенсионных накоплений для приобретения пенсионного аннуитета для женщин составляет 13 млн 296 тысяч тенге, для мужчин – 9 млн 710 тысяч тенге. Соответственно, те вкладчики, за которых помимо ОПВ уплачены еще и ОППВ, вне зависимости от пола, могут заключать договор пенсионного аннуитета в 50 лет. При этом у вкладчиков, в пользу которых уплачены ОППВ менее 60 календарных месяцев, остается право на оформление пенсионного аннуитета на общих основаниях с возраста 55 лет для мужчин и 51 года для женщин при достаточности суммы накоплений за счет ОПВ, ОППВ и ДПВ.

За семь месяцев 2019 года более 1 200 человек, достигших 50 летнего возраста и за которых уплачены ОППВ в совокупности не менее 60 календарных месяцев, смогли воспользоваться правом получения пожизненных страховых выплат за счет пенсионных взносов путем заключения договора пенсионного аннуитета со страховой организацией. Общая сумма переводов по ним в страховые организации за счет всех видов взносов составила более 16 млрд тенге.

Таким образом, льгота в виде досрочного получения пенсионных накоплений из ЕНПФ за счет ОППВ за вредные условия труда в полной мере реализуется.

Если Ваши пенсионные накопления достаточны для приобретения пенсионного аннуитета, то Вы по своему усмотрению можете выбрать страховую организацию, имеющую лицензию по страхованию жизни. При выборе лучше не торопиться: надо сравнить тарифы, размеры, период выплат, условия наследования – и только потом выбирать лучшее для себя предложение.

Между тем, даже после перевода в страховую организацию пенсионных накоплений лиц, достигших 50-летнего возраста, продолжающих работать на производствах и работах с вредными условиями труда, на индивидуальные пенсионные счета ОПВ и ОППВ будут поступать до достижения работником пенсионного возраста, которые они будут вправе получить в виде ежемесячных пенсионных выплат по установленному графику из ЕНПФ и (или) использовать для заключения договора пенсионного аннуитета со страховой организацией или при внесении изменений в действующий договор пенсионного аннуитета.

Соответственно, работодатели освобождаются от уплаты ОППВ в ЕНПФ за физических лиц, достигших пенсионного возраста, а также за военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) и сотрудников силовых структур и получателей пенсионных выплат за выслугу лет.

ГНПФ предлагает ввести обязательные профессиональные пенсионные взносы

В Казахстане растет число работников, занятых на вредных производствах, в первую очередь, на предприятиях нефтедобывающей и горнорудной промышленности. Может быть, молоко за вредность, как в советское время, они и не получают, но на повышенную пенсию рассчитывать должны, считает заместитель генерального директора государственного накопительного пенсионного фонда (ГНПФ) Татьяна Жумартбаева. В интервью "Эксперту Казахстан" она рассказала о том, какого рода предложения фонд подготовил:

- Мы проанализировали действующую структуру пенсионных взносов в нашей стране и считаем, что здесь есть широкие возможности для совершенствования нашей пенсионной системы, хоть она и признана одной из лучших на территории СНГ. На сегодняшний момент область добровольного привлечения взносов практически не работает. Почему? Нет стимулов - тех же налоговых преференций и программ, под которые можно привлекать добровольные взносы. В настоящее время, наоборот, при перечислении добровольных взносов в пользу третьих лиц имеет место двойное налогообложение.

То есть если вкладчик добровольно выплачивает взносы в свою пользу, то он имеет налоговую льготу, но если взносы идут в пользу третьего лица - очень часто, близкого родственника - то у него нет никаких льгот. И когда получателю денег будут выплачиваться его накопления, то с него опять же возьмут подоходный налог. Поэтому мы предлагаем взглянуть на эту проблему системно и четко разграничить: какие виды пенсионных перечислений необходимо отнести к обязательным и почему? а какие к добровольным и как их стимулировать? Например, почему у нас появилась такая категория, как "добровольные профессиональные пенсионные взносы"? Она появилась взамен льгот, которыми пользовались люди специальных профессий, такие как шахтеры, нефтяники и т.д. Для них, до недавнего времени, был предусмотрен целый ряд льгот - досрочный выход на пенсию и повышенный размер пенсии. Сейчас все льготы отменили, предложив работодателям делать добровольные профессиональные взносы в пользу работников по перечню профессий, определенному правительством Республики Казахстан. Что мы имеем реально? Стали работодатели платить дополнительные взносы на своих работников? За два прошедших года, с момента внесения изменений в закон "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", на этот призыв откликнулись единицы. По состоянию на 1 ноября только 1 886 человек получают на свои счета дополнительные средства. На мой взгляд, наивно полагать, что работодатель в добровольном порядке будет перечислять определенную сумму для работника, занятого на вредном производстве. Поэтому мы и предлагаем перевести профессиональные пенсионные взносы в статус "обязательных". Только тогда будет формироваться повышенная пенсия для данной категории работников. Только тогда работодатели будут компенсировать своим работникам тяжелые условия труда. Важно, чтобы государство предусмотрело для работодателя в этом случае налоговую льготу, чтобы выгодно было всем.

Принимая во внимание тот факт, что в списке профессий, установленном правительством для этих целей, присутствуют в большинстве своем профессии вредных производств, представляется понятным, что необходимость таких отчислений во многом продиктована социальным аспектом. Поскольку у нас активно развивается именно добывающая и обрабатывающая отрасли, работники на этих производствах слабо защищены, а их профессиональные риски, как показывает практика, растут с каждым днем.

- Ваши предложения предполагают изменения в законодательстве?

- Безусловно. Для того чтобы пересмотреть обязательные виды пенсионных отчислений, нужно будет внести целый ряд поправок в законодательство о пенсионном обеспечении и Налоговый кодекс. Понятно, что реализовать эти предложения очень быстро не получится, но, тем не менее, если государство соглашается с идеологией, то есть смысл обсуждать детали. Мы уже озвучили свое предложение Ассоциации финансистов. Наш взгляд на данный вопрос нашел там поддержку.

[inc pk='592' service='table'][inc pk='593' service='table'][inc pk='594' service='table'][inc pk='595' service='table']

10 октября т.г. в профцентре «Жактау» на АО «АрселорМиттал Темиртау» состоялось совместное заседание рабочей группы Министерства труда и социальной защиты населения РК по разъяснению Положения Закона «О пенсионном обеспечении РК» об обязательных профессиональных пенсионных взносах.
Участие в совещании приняли Т.К. Оспанкулов– зам. председателя Комитета по контролю и соцзащите МТиСЗН РК, Г.А. Каминская– зам.директора по науке Республиканского НИИ охраны труда, к.т.н., К.Ш. Валиев — зам. председателя Профсоюза трудящихся горно-металлургической промышленности (ГМП) РК, М.Т. Каракекилов– и.о. руководителя Управления по инспекции труда Карагандинской области, С.В. Андрейчук — начальникУправления труда и заработной платы АО «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ), представители профсоюзов угольщиков «Коргау», металлургов «Жактау».


Слева направо: В.В. Дубин, К.Ш. Валиев,
В.П. Щетинин, Т.К. Оспанкулов

Перед началом заседания перед собравшимися выступил Т.К. Оспанкулов, который отметил, что рад встрече с профактивом гиганта металлургии Казахстана. Он сообщил, что встреча посвящена вопросам формирования новой модели социально — трудовых отношений и самое главное — реформирования пенсионной системы, озвученными Главой государства 7 июня т.г. и мерам, направленным на их реализацию в три этапа. Первый – это объединение всех накоплений с 1 августа в ЕГНПФ. Второй – доведение пенсионного возраста женщин с 58 до 63 лет. Третий — обязательные профессиональные пенсионные взносы, которые должны отчисляться за счет средств работодателя в размере 5%.
В своем выступлении Президент сказал, что пенсионные взносы которые будут отчисляться МТиСЗН или работодателем максимально должны достигнуть 25%. На первом этапе те обязательные пенсионные взносы, которые мы выплачиваем из своей заработной платы в размере 10% остаются и начиная с 1 января 2014 года работодатель, в обязательном порядке, по разработанному рабочей группой МТиСЗН перечню перечисляет на счета работников обязательные профессиональные пенсионные взносы в размере 5%. Эти отчисления будут поступать не в государственный пенсионный накопительный фонд, а в отдельный пенсионный фонд. Этот фонд будет создан именно для работающих во вредных и опасных условиях труда.
Через некоторое время ( год-два, пять лет и т.д.), как сказал Президент, а МТиСЗН уже начало подготовительные мероприятия – работодатель будет отчислять еще 5%, т.е. . обязательные профессиональные пенсионные взносы для данной категории работников составят 10%. Для всех остальных работающих в будущем будет отчисляться по 5%. Таким образом, в будущем пенсионные взносы для работающих во вредных условиях составят 25%, для всех остальных – 15%. С 1 января 2013г . обязательные профессиональные пенсионные взносы для работающих во вредных и опасных условиях составят 15%.
Рабочая группа МТиСЗН работала над этим вопросом в течение 2 лет. Проект перечня видов производств, работ и список профессий работников, занятых во вредных производствах подготовлен и уточняется в регионах. К 5 ноября т.г. необходимо передать его в Правительство на утверждение. В декабре должно выйти постановление правительства с тем, чтобы с 1 января 2014 года работодатели начали производить отчисления.
Произведены предварительные расчеты по 456 предприятиям, которые имеют вредные производства. За основу взяты Списки 1 и 2 , которые действовали в РК до сегодняшнего дня. К данной работе подключены институты, отраслевые профсоюзы и конфедерации работодателей, государственные органы.
В Казахстане сегодня более 600 тысяч работников, которые работают во вредных условиях, получая молоко либо спецпитание. Но все из них попали в перечень. Основным условием является работа во вредных, особо вредных и опасных условиях в течение 80% трудового дня.
Пусть не боятся работодатели, Президент пообещал, что суммы, затраченные на выплату обязательных профессиональных пенсионных взносов, не будут для них тяжким бременем. Они будут возвращены при отчислении налогов. Соответствующие изменения будут внесены в действующее законодательство РК.

Заместитель директора по науке Республиканского НИИ охраны труда Галина Анатольевна Каминская представила презентацию на тему: «Обязательные профессиональные пенсионные взносы и актуализация перечня видов производств, работ и профессий с вредными условиями труда».
Она отметила факторы, улучшающие пенсионное обеспечение граждан, занятых в особо вредных и опасных производствах.
Для лиц, занятых во вредных условиях труда, дополнительно к обязательным пенсионным взносам работников вводятся обязательные профессиональные взносы в размере 5% за счет средств работодателя.
Она отметила, что в результате предлагаемого преобразования не увеличится нагрузка на работодателя, так как отчисляемая сумма в профессиональную пенсионную систему будет отнесена на вычеты при осуществлении налоговых платежей.
Более того, изменения должны стимулировать заинтересованность работодателей в улучшении условий труда на производстве, так как от этого зависят расходы работодателя на обязательные профессиональные пенсионные взносы.
Обязательные профессиональные пенсионные взносы (в соответствии с вышеобозначенным законом) – деньги, вносимые вкладчиками обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд в пользу работников, профессии которых предусмотрены перечнем производств, работ, профессий работников, определенным Правительством Республики Казахстан;
Г.А. Каминская пояснила, что разработка Проекта перечня ведется в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении», согласно которого Центральный исполнительный орган (МТСЗН РК) разработал перечень производств, работ и профессий работников, в пользу которых вкладчиками обязательных профессиональных пенсионных взносов за счет собственных средств осуществляются обязательные профессиональные пенсионные взносы.
Существует необходимость актуализация Перечня видов производств, работ и профессий по условиям труда. В:

  • — реализации поручения Главы государства по обеспечению безопасности труда на производстве.
  • — несоответствии используемого Перечня видов производств, работ и профессий с вредными условиями труда в них изменившимся социально — экономическим условиям.
  • — несовершенстве критериев оценки условий труда на предприятиях.
  • — принятии мер по стимулированию работодателей на улучшение условий труда в целях реализации поручения Главы государства по вопросам пенсионного обеспечения.

В ходе разработки Перечня были использованы результаты научных исследований Республиканского научно-исследовательского института по охране труда МТСЗН РК.
По результатам работы определены показатели и критерии для включения в Перечень профессий, имеющих вредные (особо вредные) условие труда:

  • — наличие вредных производственных факторов;
  • — не менее 80% занятости на работах с вредными (особо вредными) условиями труда (на основании научных исследований в странах СНГ);
  • — сохранение вредных условий труда (не ниже 3 класса вредности), связанных со спецификой производства (по результатам аттестации производственных объектов).


Инициаторы встречи К.Ш. Валиев, Г.А. Каминская

Обосновывая критерии для включения в Перечень профессий, имеющих вредные (особо вредные) условие труда следует обратить внимание, что же собой представляет вредный производственный фактор и аттестация производственных объектов, на основании которой, идентифицируют вредность данного производственного фактора, определенных в соответствии с Трудовым Кодексом РК.. Итак, ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию или снижению трудоспособности и (или) отрицательному влиянию на здоровье потомства;
АТТЕСТАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА — деятельность по оценке производственных объектов, цехов, участков, рабочих мест в целях определения состояния безопасности, вредности, тяжести, напряженности выполняемых на них работ, гигиены труда и определения соответствия условий производственной среды нормативам в области безопасности и охраны труда.
На основании научных исследований, проведенных в странах СНГ, установлено, что под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, с включением в него вспомогательных, подготовительных и других работ, указанных в этом пункте.
При этом 80% рабочего времени определяется исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с трудовым законодательством, где за 100% принимается продолжительность ежедневной работы (смены), установленная в порядке, и зафиксированная в правилах внутреннего трудового распорядка и в трудовом договоре.
Формирование Перечня производств, работ, профессий, должностей на работах с вредными (особо вредными) условиями труда, осуществлялось с участием специалистов Комитета по контролю и социальной защиты МТСЗН РК, научных сотрудников РГКП «РНИИОТ МТСЗН РК» и группы экспертов из числа специалистов предприятий в области охраны труда следующих отраслей, в том числе:

  • — нефтедобывающей (АО «СНПС-Актобемунайгаз», АО «Мангыстаумунайгаз»),
  • — горнодобывающей (АО «ССГПО», АО «Арселор Миттал Темиртау»),
  • — металлургии (черные и цветные металлы) — ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «Казцинк» и АО «Алюминий Казахстана».

Формирование Перечня производств, работ, профессий, должностей на работах с вредными (особо вредными) условиями труда осуществлялось при актуализации Списков 1 и 2, которые были взяты за основу, с учетом современного развития отраслей и производств Республики Казахстан.
По итогам работы экспертов были получены следующие результаты:

  • — рассмотрены и обсуждены виды работ и производств с вредными условиями труда;
  • — даны предложения по дополнению либо исключению профессий, видов работ и производств в пределах своей компетенции;
  • — Рабочей группой МТСЗН РК проведена работа по обработке, анализу и обобщению представленного экспертами материала, результатом которой явилась согласованная редакция проекта Перечня, которая содержит 17 разделов — видов производств и 3012 позиций с наименованиями профессий, должностей и формулировок, объединяющих их.
  • Перечень производств, работ и профессий направлен для рассмотрения и согласования в:
  • — Министерство индустрии и новых технологий, для проверки наличия/отсутствия предприятий по данным видам экономической деятельности;
  • — Министерство здравоохранения, для установления наличия вредных факторов и данных профессий в предприятиях, распределенных по видам экономической деятельности;
  • — Агентство по статистике, для сверки с действующим перечнем предприятий, представляющих информацию о численности работников, занятых в особых условиях труда;
  • — территориальные департаменты министерства труда для уточнения результатов аттестации производств по соответствующим предприятиям и определение фактической численности занятых, в особых условиях труда;;
  • — Депутатам Мажилиса Парламента РК
  • — Федерацию профсоюзов РК;
  • — ОЮЛ «Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий»;
  • — Национальную экономическую палату Казахстана «Союз «Атамекен».

Предложения государственных и общественных органов по доработке Проекта Перечня были рассмотрены на заседаниях рабочих групп МТСЗН РК.
Специалистами МТСЗН РК была проведена экспертиза на соответствие наименований профессий действующему ЕТКС. По результатам экспертизы, в проект Перечня были внесены следующие изменения:

  • — уточнены наименования профессий и формулировок, объединяющих их согласно действующим ЕТКС и другим классификаторам;
  • — отдельные наименования и выражения приведены в единственном числе;
  • — удалены отдельные наименования профессий и должностей в пользу наименований с более «широким» значением (объединяющих группы).

Окончательная редакция Перечня содержит 17 разделов — видов производств и 2829 позиций с наименованиями профессий, должностей. Окончательный проект Перечня был повторно направлен на согласование заинтересованным госорганам – 11-ти министерствам и ведомствам республики (23 сентября текущего года). Кроме того, для проведения экспертизы проект Перечня разослан 9-ти аккредитованным объединениям субъектов частного предпринимательства.
Научная антикоррупционная экспертиза проводится в НИИ государства и права им. Г. Сапаргалиева.
Резюмируя вышеизложенное следует отметить: что разработанный Перечень не является «вечным» или закрытым. При внесении достаточных и веских обоснований по ранее изложенным критериям он может корректироваться и выноситься для последующего рассмотрения. При этом обоснования должны быть подтверждены результатами аттестации производственных объектов по условиям труда.
Уполномоченный орган по труду создает комиссию по рассмотрению поступивших предложений в перечень, в состав которой входят представители республиканских объединений работодателей и работников, уполномоченного органа в области здравоохранения.
При соответствии фактических условий труда нормативным требованиям в области безопасности и охраны труда, подтвержденные результатами аттестации производственных объектов, уплата обязательных профессиональных пенсионных взносов не осуществляется.
В случае не проведения работодателем аттестации, уплата обязательных профессиональных пенсионных взносов осуществляется в пользу работников, профессии которых предусмотрены перечнем.

Кроме того, в настоящее время, для снижения нагрузки со стороны надзорных органов по проведению проверок в организациях, поднятия имиджа добросовестных работодателей, улучшающих условия труда, планируется внедрить практику добровольного декларирования для работодателей.
Основной целью проекта является привлечение работодателей к активному проведению мероприятий, направленных на достижение нового качественного уровня защиты трудовых прав работников.
Работодатели, которые уверены в том, что у них соблюдаются трудовые права работников, вправе обратиться с заявлением в государственную инспекцию труда для участия в этом проекте.
Своим участием в проекте работодатель подтверждает выполнение своих обязательств по обеспечению безопасных условий труда для работников. При этом, положительная оценка освободит предприятие от плановой проверки в течение 3 лет.»

К.Ш. Валиев — зам. председателя Профсоюза трудящихся горно-металлургической промышленности (ГМП) РК поздравил собравшихся с Днем профсоюзов РК.
Он отметил, что при внесении достаточных и веских обоснований по какой-либо из профессий, Перечень может корректироваться и выноситься для последующего рассмотрения. При этом обоснования должны быть подтверждены результатами аттестации производственных объектов по условиям труда. Профессии можно будет добавить или наоборот убрать из перечня в случае улучшения условий труда в будущем.
К.Ш. Валиев подтвердил, что дополнительные финансовые издержки лягут на бюджет. Работодатель получит льготы при налогоотчислении, т.е. все средства которые он перечислит на счета работников, работающих в особых условиях, будут отниматься от налогооблагаемой базы.

Профсоюзы обеспокоены судьбой работников, которым не хватило «вредного» стажа до 1998 г. и они вынуждены продолжать работать на общих основаниях. Готовятся предложения в Республиканскую трехстороннюю комиссию о том, чтобы убрать порог до 1 января 1998 г., дать возможность категории работников, которые не успели оформить госспецпособия, получать их. Эта категория работников трижды потерпела несправедливость при модернизации пенсионной системы: во-первых, лишившись льгот по Списку №1,2 в 1998 г.: второй раз, когда ввели понятие ДППВ в 2003 г. и третий раз с введением нового пенсионного закона.
В 50 лет пойдут люди на пенсию, согласно перечня, но не ранее чем через 30 лет. Такая возможность будет у сегодняшней молодежи, которой накопленные средства позволят прожить промежуток с 50 до 63 лет, до назначения государственной пенсии.

Работники АМТ собрали больше 6 тыс. подписей под обращением против отмены госспецпособия по Спискам 1 и 2 с 1998г. Но сегодня размер госспецпособия составляет 8-9 МРП, что абсолютно не соответствует уровню жизни, как было 11 лет назад. Госпособие по Списку №1 составляет менее 15 тыс. тенге, это уже нарушение социальной политики государства – выплаты ниже прожиточного минимума.
К.Ш. Валиев выразил надежду на поддержку и понимание работодателей, которым не безразлична судьба работников, вынужденных работать в особых условиях труда до 63 лет, тем более, что финансовое бремя за новые профессиональные пенсионные отчисления ложится на госбюджет.
— Когда мы проводили работу по Списку№1 в 1998 г., экономическое положение в стране было гораздо сложнее. Размер госбюджета в 16 раз меньше сегодняшнего! Но государство тогда пошло нам навстречу со Списком №1. Надеемся, что сможем решить проблему и сегодня, -завил он.

В ходе встречи было задано множество вопросов и внесены предложения по расширению «Перечня производств, работ, профессий, в пользу которых вкладчиками обязательных профессиональных пенсионных взносов за счет собственных средств осуществляются обязательные профессиональные пенсионные взносы».
Активное обсуждение и позитивное восприятие участниками совместного заседания, продемонстрировали необходимость проведения и в дальнейшем подобных разъяснений социально значимых законопроектов на местах для наиболее полного их обсуждения и внесения необходи мых корректировок и дополнений.

Читайте также: