Пенсия работающего пенсионера в 1995 году

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

07 декабря 2009 03:45

«Прямая линия» с Заместителем председателя правления ПФР Лилией Чижик "Комсомольская правда" 03.12.2009, Максим Бруснев

«Обращаться в Пенсионный фонд лично не надо»

Вопрос: Добрый день, это Петербург. Хочется знать, какая будет прибавка к пенсии с 2010 года, после перерасчета по валоризации? Я на пенсию ушла в 1995 году.
Ответ: Прибавка у каждого будет индивидуальная, ведь валоризация - это увеличение расчетного пенсионного капитала (РПК), сформированного до 2002 года, а он у всех разный. Общая только формула - увеличение РПК на 10% плюс по 1% за каждый год стажа до 1991 года. Вы работали после 2002 года?
- Нет.
- Тогда вы можете сами приблизительно рассчитать прибавку, у вас все пенсионные права сформировались в старой пенсионной системе. От суммы вашей пенсии отнимите базовую часть. Для пенсионеров по старости она составляет 1950 руб. Оставшуюся страховую часть нужно увеличить на 10% плюс дополнительно по проценту за каждый год «советского» стажа. Если вы до 1991 года проработали 20 лет, то в сумме получается, что прибавка составит 30% от страховой части вашей пенсии.
- Нужно ли куда-то обращаться, чтобы ее получить?
- Нет, обращаться в Пенсионный фонд не надо. Валоризацию ПФР проводит по материалам вашего пенсионного дела.
- Спасибо!

Вопрос: Добрый день, я работающий пенсионер. До 1991 года у меня стаж был 29 лет. Какая меня ожидает надбавка к пенсии в 2010-м?
Ответ: Я с точностью до рубля не могу сказать, надо смотреть ваше пенсионное дело. В страховой части вашей пенсии две составляющие: расчетный пенсионный капитал, сформированный на 2002 год, и страховые взносы, которые ваши работодатели платили после 2002 года и платят до сих пор, раз вы еще работаете. РПК будет пересчитан при валоризации по состоянию на 1 января 2002 года по общей формуле. Для вас прибавка составит 10% плюс еще 29% за стаж до 1991 года. Естественно, что к РПК, сформированному к 2002 году, применяются все индексы повышений пенсий за период до 1 января 2010 года. А перерасчет «новой» страховой части, сформированной после 2002 года, проходит ежегодно с учетом поступающих взносов работодателя.

Вопрос: Здравствуйте, это Ирина Григорьевна из Самары. Будут ли получать с нового года работающие пенсионеры полностью пенсию?
Ответ: А разве вы сейчас не полностью получаете?
- Полностью, но ходят слухи, что отменят какую-то часть - то ли страховую, то ли базовую.
- Нет-нет. С 1 января 2010 года меняется структура трудовой пенсии. Раньше трудовая пенсия по старости у пенсионеров состояла из базовой и страховой части. Это было искусственное разделение из-за того, что часть единого социального налога для выплаты пенсий поступала в Пенсионный фонд через федеральный бюджет. Этот порядок будет упрощен. Базовая часть пенсии преобразуется в фиксированный базовый размер и вливается в страховую. Деньги на выплату теперь будут полностью направляться из средств Пенсионного фонда. Меньше ваша пенсия точно не будет. И валоризация для работающих пенсионеров пройдет.

Вопрос: Здравствуйте, у меня 19 лет «советского» стажа. На сколько у меня с января увеличится пенсия, на 29%? Звонил в районный Пенсионный фонд, говорят, у вас на 15%.
Ответ: Обратите внимание: при валоризации на 29% увеличивается не вся ваша пенсия, а ее часть - расчетный пенсионный капитал до 2002 года. Если есть сомнения в правильности пересчета - придите в свое управление Пенсионного фонда с трудовой книжкой, пусть они еще раз посмотрят материалы пенсионного дела.

Вопрос: Здравствуйте, мне 62 года, я ушла на пенсию по выслуге лет в 1997 году, а по старости - в марте 2002 года. Скажите, мне положены 10%?
Ответ: Валоризация коснется всех - и тех, кто ушел на пенсию до 1 января 2002-го, и тех, кто после, и тех, кто еще не скоро выйдет на пенсию. Так что вам не только 10% к расчетному пенсионному капиталу положено, но и дополнительно по одному проценту за каждый год «советского» стажа.

Учтут ли армейский стаж?

Вопрос: Здравствуйте, я из Краснодарского края. Будет ли при валоризации пенсии засчитываться в общий трудовой стаж срок службы в армии, если по положению его должны в 2 раза увеличить? Я служил три года, но в стаж должны 6 лет засчитать.
Ответ: В вашем случае расчетный пенсионный капитал можно исчислить двумя способами. Один из вариантов, когда стаж берется календарно, а второй - стаж в льготном исчислении, и учитываются нестраховые периоды, например, учеба, армия. Бывает, что человеку выгоднее взять календарно. Потому что размер пенсии все равно получится большим при календарном исчислении. Если вы сейчас получаете пенсию, исчисленную из стажа, учтенного в календарном порядке, значит, это для вас наиболее выгодный вариант. И считать по-другому - значит, заведомо вам уменьшить размер пенсии и сумму валоризации.

Чего ждать военным?

Вопрос: Нефтекумск беспокоит. У моей сестры умер муж - участник войны. Она перешла на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. И теперь переживает - подойдет она под валоризацию?
Ответ: У нее свой стаж есть?
- Да, есть, но у нее маленькая пенсия была.
- Вы знаете, сейчас территориальные органы Пенсионного фонда работают с пенсионными делами получателей пенсии и стараются найти наиболее выгодный вариант. И будут проверять право вашей сестры на получение пенсии после валоризации на основании ее собственного стажа и с учетом получения пенсии по случаю потери кормильца. Ей будет предложен наиболее выгодный вариант с 1 января 2010 года. Но и пенсия по случаю потери кормильца, и пенсия по старости подлежат валоризации, потому что эти пенсии исчислены из стажа и заработка. Поэтому валоризация коснется и той, и другой пенсии. Нужно смотреть, какая из них даст больше прибавку.

Вопрос: Я бы хотел узнать, коснется ли эта валоризация военных пенсионеров? Мне 59 лет.
Ответ: А после увольнения со службы у вас есть гражданский стаж пять лет?
- Есть, 9 лет.
- Вот когда вам исполнится 60 лет, вы сможете обратиться в Пенсионный фонд, и вам установят страховую часть пенсии - это вторая пенсия, которую вы будете получать наряду с пенсией военной. И эта страховая часть будет исчислена с учетом всех правил установления страховой части пенсии. Если у вас был гражданский стаж до 2002 года, то валоризация тоже будет применена.

Вопрос: Вас беспокоит Изотов. 1925 года рождения. Проработал в органах МВД до 1980 года. Общий стаж у меня 35 лет с месяцами. Меня интересует, повысится ли моя пенсия?
Ответ: Вы пенсию получаете из Пенсионного фонда или из МВД?
- Из МВД.
- А у вас работа гражданская была?
- Как в 80-м из милиции на пенсию ушел, так больше не работал.
- Ваше пенсионное обеспечение регулируется другим законом. Валоризация пройдет только у тех, кто получает пенсии по Закону «О трудовых пенсиях». Он касается военнослужащих только в том случае, если военнослужащий после увольнения со службы еще работал на «гражданке» не менее 5 лет и получил право на вторую пенсию (страховую часть трудовой пенсии).
Но если пенсия ваша не достигает прожиточного минимума пенсионера в вашем регионе, то вы можете социальную доплату получить, потому что ни один пенсионер в России с 2010 года не должен иметь доход ниже прожиточного минимума.

Кому полагается социальная доплата?

Вопрос: Здравствуйте, это Галина Павловна, Москва. Я бы хотела узнать, кто из пенсионеров получит социальные доплаты и из чего они состоят?
Ответ: Социальные доплаты к пенсии выплачиваются до величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе его проживания. В Москве установлено 2 прожиточных минимума. Правила установления региональной социальной доплаты в Москве утверждаются правительством Москвы.

Вопрос: Я из Новосибирска, Людмила Ивановна, 60 лет. Правда ли, что пенсионерам, которые сейчас работают, не будут с 1 января платить деньги за отработанное в советское время?
Ответ: Вы, очевидно, путаете валоризацию и соцдоплаты. Скорее всего, вы слышали, что социальная доплата до прожиточного минимума устанавливается только неработающим пенсионерам. А валоризация коснется каждого пенсионера независимо от того, работает он сейчас или нет.

Вопрос: Добрый день. Скажите, пожалуйста, мне положены будут надбавки за советские годы и соцдоплата? У меня трудовой стаж с 77-го года. На пенсию ушла по инвалидности в 2000 году. В настоящее время работаю.
Ответ: Социальная доплата будет устанавливаться только неработающим пенсионерам. А валоризация вас, конечно, коснется.
- А если я после Нового года уволюсь?
- Надо смотреть на общий размер вашего материального обеспечения. Социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума в регионе жительства пенсионера устанавливается в том случае, если общая сумма вашего материального обеспечения не достигнет величины прожиточного минимума в вашем регионе. В общую сумму включаются и пенсия, и ежемесячные денежные выплаты, дополнительное материальное обеспечение, а также и денежные эквиваленты или компенсации натуральных льгот по оплате ЖКУ, проезда, телефона. Если в вашем регионе прожиточный минимум пенсионера ниже федерального - 4780 руб., то соцдоплату будет осуществлять Пенсионный фонд. Если выше - органы соцзащиты региона.

Первые персональные пенсии были введены Советской властью уже в 1919–1920 годах, и назначали их прежде всего вдовам погибших партийных работников. В середине 1920-х Офицеры Красной армии получили право на пенсию одними из первых в Советской России

Пенсионное обеспечение по старости для гражданских было введено лишь 5 января 1928 года в отношении рабочих текстильной промышленности.

В середине 1920-х годов в СССР были проведены исследование по снижению трудоспособности у человека при старении. После исследований был сделан вывод «о значительном снижении трудоспособности . : у мужчин в 60, а у женщин в 55 лет».

Поэтому уже первые советские постановления, в 1930–1940-х годах, устанавливали привычный нам пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и с 55 для женщин. И что интересно, было оговорено « обязательное постепенное понижение пенсионного возраста » в будущем на пять лет: до 55 и до 50 лет, у мужчин и у женщин, соответственно.

И даже в те времена уже начала процветать пенсионная бюрократия. Из прессы известен такой случай с обеспечением пенсией инвалидов.

На то что бы оформить пенсию уходило около двух лет после наступления события, а сотрудники собеса часто вели себя откровенно грубо . На страницах газеты “Пролетарский путь” была опубликована жалобы инвалидов на руководителя городского отдела "Собеса" (социального обеспечения) товарища Н. Хрущева. Он и его помощники реагировали на посетителей с вопиющей грубостью . Выругать посетителя для работников собеса было привычным делом».

Сама пенсия тоже была не великой. К примеру, в Иркутске на 1 октября 1924 года. при среднемесячной зарплате в Иркутске 41,6 руб. размер пенсии равнялся 7,5 руб..

Категории граждан, получающих госпенсию по инвалидности и старости, ширились, но, выплаты по старости предоставлялись лишь тем, кто работал на стратегически важных направлениях:

  • рабочим и инженерно-техническому персоналу текстильной,
  • горной,
  • металлургической
  • и электротехнической промышленности,
  • железнодорожного
  • и водного транспорта.

Попытка организовать пенсионное обеспечение колхозников впервые случилась лишь в 1935 году

Но с середины 1920-х годов существовала и негосударственная пенсионная система. В рамках промысловой кооперации была организована промысловая страховая касса, в которую все промысловые артели отчисляли % с заработка . Эти средства шли на выплату пособий по временной потере трудоспособности, инвалидности и выплату пенсий.

А ликвидирована эта система соцобеспечения была вместе с промысловой кооперацией в конце 1950-х , а все ее средства, как и полагается, были зачислены в доход государства.

Никита Хрущев придерживался мнения что большие пенсии государство не выдержит.

Поэтому когда в 1955 году Л. Каганович пытался провести пенсионную реформу ему пришлось вступить в конфликт с Хрущевым. В своих воспоминаниях Каганович пишет:

«Хрущев набросился на меня за предложенные слишком большие, по его мнению, ставки пенсий. Хрущев сказал, что предложения Кагановича государство не выдержит. Его гнев еще более усилился, когда я ему возразил: “Государство — это не ты. У государства найдутся резервы для пенсионеров”».

Новый закон «О государственных пенсиях» был принят в июле 1956 года.

  • По Закону выплаты полагались всем рабочим и служащим, имеющим стаж работы 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин). Минимальная пенсия составляла 50 руб ., максимальная — 120 руб . За непрерывный стаж работникам могли выплачиваться надбавки, но величина пенсии при этом не должна была превышать 150 руб.
  • Принятый закон отменял выплату пенсии по старости работающим пенсионерам, но одновременно увеличил размер пенсии . В результате доля работающих пенсионеров резко сократилась: по некоторым оценкам, с 60% в 1956 году до 9% в 1962-м.
  • В декабре 1959 года учителя и сельские медики получили право на пенсию за 25 лет выслуги, а городские работники здравоохранения — за 30 лет. Эти пенсии выплачивались и работающим пенсионерам.

Но после того как в стране появилось достаточно врачей и учителей, государство утратило интерес к их стимулированию и ввело ряд ограничений на получение пенсий:

  1. с 1964 года пенсии за выслугу стали выплачиваться только при оставлении работы;
  2. исчислялись они не из заработной платы , а из тарифной ставки;

Это привело к тому, что учителя и врачи, после этого стали массово уходить на заслуженный отдых.

Таким образом, к началу 1960-х пенсию получали все:

  • все рабочие;
  • все служащие;
  • все военные;
  • персональные пенсионеры всех мастей;
  • художники и писатели;
  • даже служители религиозного культа;

Словом, все, только не крестьяне -колхозники.

В 1964 г. Никита Хрущев даровал крестьянам право на государственную пенсию. Но работники колхозов были неприятно удивлены реформой. Государство предложило им меньше, чем они получали по старой схеме.

Незадолго до распада Советского Союза была проведена очередная пенсионная реформа. В мае 1990 года был принят закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». Возраст выхода на пенсию не был изменен, однако изменилась система исчисления размера пенсий,

Основным критерием, для расчета пенсии, стал трудовой стаж, а не размер заработка. Минимальная пенсия по старости составляла 55% заработка, при этом за каждый год работы сверх 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсия увеличивалась на 1% заработка. Максимальный размер пенсии был на уровне 75% .

Главным новшеством реформы стало учреждение 15 августа 1990 года Пенсионного фонда СССР . Средства Пенсионного фонда были исключены из госбюджета, а сам он должен был управлять пенсионными средствами. Оценить все плюсы и минусы новой системы страна не успела.

Пенсионный фонд СССР не просуществовал и двух лет. Пенсионный фонд РСФСР (затем — Пенсионный фонд России) был создан 22 декабря 1990 г.

В 1992 году, когда вступил в действие уже российский закон о пенсиях. Его приняли еще 20 ноября 1990 года, он резко увеличивал численность льготников по пенсии. К тому же с 1994–1995 годов стали наблюдаться невыплаты пенсий в срок. В 1997 году накопленный долг по невыплаченным пенсиям составлял 17 трлн руб. Парадоксально, но ни о каком «дефиците денег» речь не шла: в том же 1997 году бюджет Пенсионного фонда России был профицитным . Он собирал денег больше, чем выплачивал.

  • Задержки, были связаны с стремлением отдельных банков заработать проценты на «прокручиваемых» деньгах пенсионеров. Напомним, это был разгар приватизации;
  • Вторая составляющая проблем с пенсиями — кризис неплатежей второй половины 1990-х годов: «временно позаимствованные» средства пенсионеров (скажем, на две недели) делали возможным хорошо заработать на «расшивке» неплатежей.
  • Третья проблема — распространение неплатежей в Пенсионный фонд. Формальная ставка составляла 29% фонда оплаты труда, в среднем же по экономике в 1997 году платилось не более 19%.

Уже правительство В. Черномырдина поднимало вопрос об увеличении пенсионного возраста. Были и другие варианты, изменения пенсионной реформы осенью 1998 года, однако грянул финансовый кризис и «дефолт». .

Наконец, в 2001 году распоряжением нового президента Владимира Путина был принят пакет документов «пенсионной системы 2002 года».

Сама по себе идея «системы-2002» была компромиссом на многие годы вперед — она и устраивала и не устраивала более или менее всех . Для условий 2001 года, когда принимались законы о реформах, все это выглядело приемлемо и не создавало больших рисков.

Краткое содержание:


В своей статье «35 лет стажа. Считаем пенсию…», я уже писала, что изучение древнекитайского — легкое и приятное занятие по сравнению с попытками разобраться, по каким принципам происходит начисление пенсий в ПФР.

Масса реформ за последние четверть века превратили пенсионное законодательство в дорогу, усеянную туманами и капканами: трудовые и страховые стажи, подвижные баллы и премии, дичайшие методы определения стажа до 2002 года, уравнения, которые повергли бы в ужас Гаусса и Лапласа, замороженные и отмороженные накопительные системы — все это приводит к тому, что суды завалены исками пенсионеров к Пенсионному фонду.

Исками, замечу, по большей части бесполезными, потому что из 100 пенсионеров только 10 могут правильно обосновать свои претензии к ПФ, который сам привык устанавливать правила игры и законы местной математики. И если он решил расплачиваться с пенсионерами рваными калошами, то очень сложно убедить его этого не делать…

Вы можете быть прекрасным специалистом на работе и профессионалом в своём деле, но легко спасовать перед самым мелким чиновником-клерком, и оказаться перед ним совершенно беспомощным в вопросах собственной пенсии.

Дело в том, что любой из них обладает навыками, как превращать уважаемого гражданина в бедного ошеломленного посетителя, которым можно помыкать.

Но, даже сталкиваясь с подобным отношением, опускать руки, подарив ПФ часть своей пенсии, не следует! Что же делать?

Во-первых, нужно чётко уяснить для себя:

«Никто в ПФ не будет заниматься ВАШЕЙ пенсией вместо вас!»

Нужно самому во всем разобраться. И это никогда не поздно сделать.

Стоит 7 раз проверить, прежде чем один раз поставить точку в своём пенсионном деле. Иначе можно потерять свой пенсионный капитал, а это слишком большие и нужные деньги, чтобы можно было просто так махнуть на них рукой!

Самым сложным для начисления, и понимания сути этого начисления, является «советский» стаж.

А поскольку большая часть стажа сейчас у всех пенсионеров приходится на советский период времени, то именно часть пенсии за работу до 2002 года принципиально влияет на ее итоговый размер и очень волнует наших пенсионеров.

Так, недавно, очень активное обсуждение вызвала статья «Пенсионерам недоплачивают за советский стаж по 5 000 рублей в месяц?». И это вполне может быть.

Пенсия за «советские» годы стажа рассчитывается по нескольким вариантам, самый выгодный из которых основывается на продолжительности общего трудового стажа и коэффициенте по зарплате.

Соответственно, увеличение стажа, выработанного до 2002 года, дает право на перерасчет пенсии в сторону ее повышения.

Вообще, расчет надбавки за советский стаж производится Пенсионным Фондом в беззаявительном виде. То есть – автоматически. То есть, пенсионер может получать эту надбавку и даже не знать об этом.

Но, если присутствует уверенность, что в начисления пенсии вкралась ошибка – следует проверить, запросив у ПФ полноценную «пенсионную выписку» (формы СЗВ-6)…

Но, сначала, давайте рассмотрим самые «ценные» категории стажа, которые могут увеличить пенсию.

1. Общий трудовой стаж до 2002 года.

Вся пенсия сейчас рассчитывается очень сложно: по трем разным формулам – за периоды стажа до 1 января 2002 г., с 1 января 2002 г. по 1 января 2015 г. и с 1 января 2015 г. по настоящее время.

В первой формуле (до 2002 года) для расчета пенсии используется такое значение, как «стажевый коэффициент».

Он определяется исходя из полного количества лет, выработанных гражданином по состоянию на 31 декабря 2001 года (эта дата – последний день действия «старого» пенсионного закона, утвердившего ту самую формулу).

Далее, начиная с 2002 года, пенсия стала рассчитываться в зависимости от суммы страховых взносов, учтенных на лицевом счете гражданина, и значение стажа в связи с этим заметно девальвировалось.

Поэтому для размера пенсии сейчас особо ценен стаж, выработанный до 2002 года, т.к. по нему рассчитывается стажевый коэффициент. Определяется он следующим образом:

-при наличии стажа до 2002 года у мужчин – 25 лет, у женщин – 20 лет, коэффициент принимается равным 0,55,

-если стажа набирается меньше, коэффициент снижается пропорционально соотношению требуемого и фактически имеющегося стажа; если у женщины стаж до 2002 года 18 лет, например, то стажевый коэффициент будет 0,55 \ 20 х 18 = 0,50, что значительно уменьшит пенсию.

-если стажа набирается больше, то за каждый полный год сверх требуемой продолжительности коэффициент повышается на 0,01. Но максимум, до которого можно таким образом повысить стажевый коэффициент, составляет 0,75.

При этом в общий трудовой стаж не включаются периоды учебы, и все периоды стажа учитываются только в календарном исчислении.

2. Льготный стаж до 2002 года.

Это особый стаж, который позволяет выйти на пенсию по старости досрочно.

Но помимо досрочного выхода на пенсию, льготный стаж также позволяет повысить ее размер. Это снова касается стажа, выработанного до 2002 года: при расчете стажевого коэффициента можно применять не только общий трудовой стаж, но и льготный.

Правила расчета стажевого коэффициента будут те же, только коэффициент 0,55 предоставляется за ту продолжительность льготного стажа, которая необходима для выхода на пенсию.

Например: женщина выработала до 2002 года общий трудовой стаж 18 лет, из них – 14 лет по Списку №2.

По общему трудовому стажу ее стажевый коэффициент будет равен 0,50 (0,55 х (18/20)).

А по льготному стажу (при требуемых 10-ти годах стажа для пенсии по Списку №2) у нее стажа получается больше на 4 года (нужно 10 лет, а у нее – 14).

Следовательно, ее стажевый коэффициент увеличится на 4% и составит: 0,59 (0,55 + 0,04), что намного выгоднее.

3. Советский стаж до 1990 года.

Этот стаж позволяет получить дополнительную прибавку к пенсии за счет валоризации, которую мы называем - «прибавка за советский стаж».

Суть ее заключается в том, что каждый пенсионер получает 10% от расчетного пенсионного капитала (он определяется по состоянию на 2002 год), а сверх того – по 1% за каждый год стажа до 1 января 1990 года.

Валоризация пенсионных выплат произошла впервые 1 января 2010 г. Она затронула всех россиян – получателей пенсионного обеспечения, которые имели рабочий стаж до 2002 г. Доплата к пенсии была оформлена автоматически с учетом информации в выплатном деле.

Как рассчитывается пенсионный капитал

Прежде всего, о пенсионном капитале идет речь в статье 30 ФЗ № 173. Этот закон предполагает определенную формулу для расчета пенсионного капитала. Как она выглядит? Из чего складывается?

• Коэффициент заработной платы;

• Коэффициент за стаж;

а) коэффициент среднемесячной зарплаты, который является производным от соотношения среднемесячной зарплаты гражданина со среднемесячной зарплатой в стране.

Максимальный коэффициент соотношения – 1,2 (для районов Крайнего Севера и приравненных к ним – от 1,3 до 1,9).

Допустим, среднемесячная зарплата в стране с 1982 по 1987 годы (60 месяцев, которые вы выбрали) составляла 200 рублей, а ваша среднемесячная зарплата была 240 рублей, то есть, на 20% выше. Прекрасно, это даёт вам максимальный коэффициент 1,2. Но если ваша зарплата была 300 или 500 рублей, всё равно вы получите коэффициент 1,2.

Если ваша средняя зарплата была 200 рублей и, тем самым, соответствовала среднемесячной зарплате в стране, вам положен коэффициент – 1.

Если вы получали 120 рублей (на 40% меньше среднемесячной зарплаты по стране), то ваш зарплатный коэффициент составит 0,6 и, даже если вы выработали 37 лет стажа, ваша пенсия будет меньше, чем у вашей подруги, которая проработала столько же, но зарплатный коэффициент у нее был выше. Все расчёты – очень индивидуальны.

К сожалению, автор материала не указан, но судя по глубине – это фрагмент научно-исследовательской работы толкового сотрудника Пенсионного фонда РФ или опытного юриста-практика в вопросах пенсионного права.

б) стажевый коэффициент. Мы об этом уже говорили. При оценке пенсионных прав также используется стажевый коэффициент. Для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и женщин – не менее 20 лет, стажевый коэффициент составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый дополнительный год, но не более чем на 0,2.

Обратите внимание, что законом ограничено максимальное значение стажевого коэффициента. Независимо от пола, стажа и характера деятельности оно не может превышать 0,75.

в) расчётный размер трудовой пенсии. Это ещё один параметр, необходимый для определения пенсионного капитала до 2002 года.

Для граждан со стажевым коэффициентом свыше 0,55 расчётный размер трудовой пенсии вычисляется как произведение стажевого коэффициента, умноженного на зарплатный коэффициент и умноженного на 1671 рубль (установленная законом для таких расчётов среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 года).

Важно: если (стаж. Коэфф. Х зарплат. Коэфф. Х 1 671) меньше 660, при подсчете используется значение 210 рублей.

Затем от полученной суммы, если она больше 660 руб., отнимается 450 рублей (базовая часть трудовой пенсии на 01.01.2002 года).

Рассчитав размер трудовой пенсии, умножаем ее на 228 месяцев (срок дожития) и получается величина расчётного пенсионного капитала, сформированная на 1 января 2002 года.

ПРИМЕР

Маша подала заявление на пенсию в 2015 году при стаже 35 лет.

Это означает, что трудовой стаж во время советского периода у нее составил 10 лет. До 2002 года она проработала еще 10 лет.

А) Считаем зарплатный коэффициент

Доход у Маши составлял 320 рублей в месяц. А размер средней зарплаты в стране был на уровне 230,1 рубля. Таким образом, соотношение зарплат соответствует показателю 1,39. Однако к учету берется 1,2 (по закону).

Б) Дальше вычисляем коэффициент стажа. Его показатель должен находится в пределах от 0,55 до 0,75. У Маши он равен: 0,55 + 0,01 х (35-20) = 0,70

В)Размер пенсии рассчитываем по формуле: (коэффициент стажа * соотношение заработков) * 1671 = (0,70*1,2)*1671=1223,17

Поскольку итоговая сумма больше, чем 660, то от итоговой суммы надлежит отнять 450 рублей. Таким образом, (1223,17 – 450) получается показатель суммы расчетной пенсии в 773,17.

Г) Считаем пенсионный капитал: размер пенсии умножаем на срок дожития 228 мес. И получаем

773,17 х 228 = 176 282,76 – это и есть пенсионный капитал до 2002 года.

Именно этот, рассчитанный пенсионный капитал затем увеличивается путём индексации на 10% (валоризация – разовое увеличение), и ещё на 1% за каждый год стажа до 1991 года, что прибавит Маше еще 20 процентов и составит 211 539,31.

При этом стаж для валоризации принимается тот, который использовался при расчете стажевого коэффициента (т.е. либо общий, либо льготный).

4. «Северный стаж».

К нему относится стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Соответствующее распределение территорий производится на основании правительственных распоряжений.

«Северный стаж» позволяет, во-первых, добиться повышения стажевого коэффициента, а, во-вторых, «северный стаж» дает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на 50%, если работа на Крайнем Севере продолжалась 15 лет, и на 30% – если стаж работы в местностях, приравненных к Крайнему Северу, составил 20 лет.

5. «Нестраховые периоды».

В ряде случаев, когда у гражданина не подтверждается высокая зарплата для пенсии, есть смысл заменить период ухода за ребенком, службы в армии и другие «нестраховые периоды» на пенсионные баллы.

Когда пенсия назначалась по старому законодательству (до 2015 года), «нестраховые периоды» учитывались в пенсии следующим образом:
-если они имели место до 31 декабря 2001 года, то включались в стаж и, соответственно, принимались к расчету в общем составе трудового стажа (коэффициент за стаж при расчете пенсии учитывался 0,55 за 20 лет стажа женщинам, 25 – мужчинам, а сверх того – по 0,01 коэффициента за каждый год дополнительного стажа, но не более 0,20 суммарно),
-если они имели место после 1 января 2002 года, то включались в пенсионный капитал гражданина в виде фиксированной компенсации (рассчитывалась исходя из утвержденной правительством стоимости страхового года, в котором назначалась пенсия).

С 1 января 2015 года, когда вступил в силу новый пенсионный закон, «нестраховые периоды» стали оцениваться в определенном количестве пенсионных баллов. Поэтому появилась возможность пересчитать свои учтенные уже по старому закону «нестраховые периоды» по этим новым правилам.

Для некоторых категорий пенсионеров это является выгодным и позволяет повысить размер получаемой пенсии.

Мужчина получает страховую пенсию по старости.

По состоянию на 2018 год размер пенсии составляет 12 000 рублей.

Пенсия рассчитана с учетом следующих показателей: 47 лет стажа (с учетом льготного исчисления) до 2002 года (стажевый коэффициент 0,75), коэффициент соотношения заработков – 1,0.

В период с 1952 г. по 1954 г. мужчина служил в армии («нестраховой» период).

Если он сделает перерасчет с учетом армии как «нестрахового периода», то из стажа (47 лет) у него эти два года вычтут, но к пенсии прибавят 3,6 балла, а по состоянию на 2018 год – это 293,36 рублей.

При этом снижение стажа у него не повлечет уменьшение пенсии, т.к. стажа у него остается в итоге 45 лет, а это также дает право на максимальный стажевый коэффициент 0,75.

Такая же ситуация с женщинами, которые могут сейчас сделать перерасчет пенсии с учетом периодов ухода за детьми до 1,5 лет.

Но перерасчет пенсии с учетом «нестраховых периодов» может быть выгоден не всем, поскольку, заменяя их пенсионными баллами, их вычитают из стажа, что может выразиться в снижении размера пенсии.

Поэтому в каждом отдельном случае нужно рассчитывать пенсию по двум вариантам – с учетом «нестраховых периодов» в составе стажа и с учетом их замены на пенсионные баллы – и выбирать самый выгодный.

Напоминаю, если возникли сомнения в правильности учета советского стажа и размера пенсии, следует заказать в ПФ полноценную «пенсионную выписку» (формы СЗВ-6) и хорошо проверить все начисления.

Пенсионная Выписка – это отправная точка всего вашего пенсионного дела. Без неё у вас не получится ни проверить, ни увеличить себе пенсию. Затем – проверка расчетов, подбор недостающих документов и – вперед, с претензией к ПФ.

Не буду говорить, что это легко и быстро, это – время и нервы! А все почему?

Потому что большинство из нас за свою долгую жизнь так и не научились играть в игру под названием бюрократия…А зря!

Иногда, в наше время, чтобы чего-то добиться, нужно иметь «маленького бюрократа внутри себя» и на короткое время включать его для пользы дела. Главное не забыть его потом выключить, чтобы характер себе не испортить.

Знайте о своих правах и при любых сомнениях требуйте полного расчета от Пенсионного Фонда.







Обсуждение последующих вариантов пенсионной реформы в России невозможно без анализа того, что происходило в пенсионной системе в 1995–1997 годах, поскольку события тех лет определили появление принципиально новых реформаторских подходов.

1995 год можно считать переломным в состоянии пенсионного обеспечения. Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции на рубеже 1994–1995 годов стремительно снизили покупательную способность пенсий, впервые с начала экономических реформ средний размер пенсии опустился ниже прожиточного минимума пенсионера, а минимальный – ниже 60% этого показателя (рис. 1). Это потребовало срочного повышения пенсий.

Одновременно с этим дальнейшее сокращение численности занятых, падение реальной зарплаты и увеличение задолженности по ее выплате привели к тому, что в 1995 году в пенсионную систему в реальном выражении поступило меньше средств, чем в 1994 году. Хотя формально бюджет ПФР был исполнен с текущим профицитом, впервые страховых взносов собрали меньше, чем требовалось для выплаты пенсий.

В дальнейшем балансировать бюджет ПФР удавалось за счет комбинированной схемы повышения уровня пенсий (нерегулярные индексации и периодическое повышение компенсаций) и накопления задолженности по выплате пенсий, впервые появившейся в том же 1995 году. Уже с начала 1996 года долг ПФР перед пенсионерами снова стал интенсивно нарастать (рис. 3), достигнув в конце года 12% от его годового бюджета.


Источник: данные бюджетов ПФР.

Рис. 3. Динамика задолженности ПФР по выплате пенсий

Колоссальными усилиями правительства по мобилизации просроченной задолженности и увеличению доли бюджетного финансирования в доходах ПФР задолженность была полностью погашена к июлю 1997 года (рис. 3). Однако достичь этого удалось ценой фактического замораживания индексации пенсий, что привело к ухудшению реального размера пенсии, отношения пенсии к прожиточному минимуму и ставки замещения (табл. 1). К тому же страховых взносов по-прежнему поступало меньше, чем требовалось для выплаты пенсий, поэтому о стабилизации финансов пенсионной системы говорить не приходилось.

Несмотря на тяжелое финансовое положение пенсионной системы, ее обязательства продолжали необоснованно расширяться за счет предоставления льготных по возрасту пенсий все новым категориям занятых. Иными словами, пенсионная система и в середине 1990-х годов продолжала играть роль амортизатора социальных проблем экономической трансформации. Наиболее яркий пример: в начале 1996 года педагогам школ и других детских учреждений, а также медицинским работникам в сельской местности разрешили получать пенсию за выслугу лет при условии продолжения работы на том же месте. И уже во II квартале того же года численность пенсионеров этой группы почти удвоилась (рис. 4), причем практически все они работали. Очевидно, что за счет пенсионной системы государство просто повысило доходы плохо оплачиваемых категорий занятых.


Источник: данные ПФР и Росстата.

Рис. 4. Увеличение численности пенсионеров за выслугу лет

Либерализация правил предоставления статуса инвалида в 1990-е годы спровоцировала рост числа пенсионеров по инвалидности – с 3,3 млн до 4,7 млн человек за 1992–1997 годы[30]. Это сказалось на снижении фактического возраста выхода на пенсию, поскольку пенсионеры переходили с пенсии по инвалидности на пенсию по старости, достигая пенсионного возраста[31].

Сокращение реальных размеров пенсий под влиянием возросшей в конце 1994 года –начале 1995 года инфляции совпало с подготовкой к празднованию 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. В течение 1995 года руководство страны старалось удержать средний размер пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера, провело пять индексаций пенсий и два повышения компенсационной выплаты. Дополнительно были введены компенсации к пенсиям ветеранов войны.

Темпы роста компенсационных выплат начали постепенно обгонять темпы индексаций, но средств ПФР не хватало для поддержания уровня жизни пенсионеров. Поэтому весной 1996 года была введена компенсационная выплата в размере, обратно пропорциональном величине получаемой пенсии. Те, кто имел минимальную пенсию, получили компенсацию 150 тыс. рублей (почти в 2,5 раза превосходившую минимальную пенсию), пенсионеры с максимальными пенсиями – 85 тыс. рублей (менее 2/3 размера их пенсий)[32]. Это привело к сокращению и до этого не высокой дифференциации размеров пенсий и еще большему отрыву их от прошлых заработков.

С середины 1996 года и до октября 1997 года ни минимальная пенсия, ни компенсации не повышались, поскольку правительство пыталось погасить долги перед пенсионерами. К тому времени экономическая неэффективность и социальная неприемлемость периодических индексаций пенсий и повышений компенсаций стали очевидными. Требовались новые способы регулирования доходов пенсионеров. В 1997 году в развитие идей, заложенных в Концепции 1995 года, для усиления связи пенсии с прошлым трудовым вкладом пенсионерам предоставили право выбирать (с февраля 1998 года), на основе каких правил – 1990 или 1997 года – рассчитывать пенсию, при этом сохранялись ранее действовавшие правила расчета пенсий[33].

В соответствии с новыми правилами пенсия определялась умножением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) на среднемесячную зарплату в стране в предшествующий назначению или перерасчету пенсии квартал. ИКП зависел от продолжительности трудового стажа и прошлых заработков пенсионера. Стаж учитывался аналогично правилам, установленным в Законе 1990 года: 20/25 лет трудового стажа обеспечивали женщинам/мужчинам размер пенсии на уровне 55% заработной платы. Превышение стажа позволяло увеличить пенсию по 1% за каждый дополнительный год работы, но не более 75%. Новацией правил 1997 года стало введение соотношения индивидуального и среднего заработков, установленного в 1998 году на уровне 0,7, а в 2000–2001 годах постепенно повышенного до 1,2.

Посмотрел фильм «Свой человек в России» на телеканале travel + adventure. И меня как пенсионера зацепила фраза ведущего Гая Мартина, типа: «при Ельцине пенсионеры получали 7 долл. в месяц, а пришел Путин, стали получать по 400 долларов, конечно он стал очень популярным, он и сейчас популярен, хотя у власти уже около 20-ти лет». Трудно сказать, откуда ведущий Гай Мартин выхватил подобные цифры и насколько они достоверны.

Как известно, Борису Ельцину и его премьеру Егору Гайдару досталась разоренная коммунистами Россия, когда золотовалютные резервы к январю 1992 года были исчерпаны до нуля. А дальше при освобождении регулируемых цен возникла жуткая инфляция, масштаб которой можно оценить 1000-кратной деноминацией российского рубля 1 января 1998 года. С тех пор, по моей оценке, рубль обесценился еще на 2 порядка.

Для тех, кто забыл или не знал, напомню, что после распада СССР гиперинфляция и скачущий курс доллара поставили пенсионеров на грань выживания. Так, в 1995 году средняя пенсия составляла около 48 долларов в месяц, при этом её могли ещё и задержать. После обвала рубля в 1998 году стало ещё хуже. На момент ухода Ельцина в отставку средний российский пенсионер получал всего лишь 29 долларов в месяц.

С 2000 по 2012 год средние пенсии в долларовом исчислении выросли более чем десятикратно, с учётом инфляции – более чем в пять раз. Если в 1999 году средняя пенсия составляла мизерные 449 рублей, то уже 2000 году она поднялась до 700 рублей, в 2005 году выросла до 2364 рублей, а в 2010 достигла отметки в 7476 рубля. На 2013 год, как я уже говорил, средняя пенсия составляет 10400 рублей.

По данным Википедии, средняя пенсия в 2018 г составляла 13360 руб, или 210 долл. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Доходы_населения_России).

А дальше начинается самое интересное – жуткое расслоение населения по уровням зарплат и пенсий. В той же ссылке Википедии приводятся подробные данные по зарплатам, но ничего не говорится о расслоении по пенсиям. А я это почувствовал в 2008-м, по достижении пенсионного возраста. Из будущего автобиографического очерка «Пенсионер»:

Почувствуй разницу!

Когда я оформлял в 2008-м документы на пенсию, то нечаянно получил возможность сравнить ее убогий размер (4,5 тыс. руб.) с будущей пенсией тогдашних депутатов Госдумы – 60 тыс. рублей! Эта информация возникла случайно в дискуссии на телевизионной передаче Владимира Соловьева «К барьеру», когда на нее пришли два депутата и представитель Ассоциации игорного бизнеса, довольно-таки старый еврей. Я затем проверил эту информацию у тогдашнего главного редактора «Мировой энергетики» Татьяны Худяковой. По ее словам, депутаты Госдумы имели право на такую скандально высокую пенсию уже после отработки половины своего тогдашнего официального депутатства в четыре года! Большинство же рядовых пенсионеров вкалывает всю жизнь, чтобы заработать жалкую подачку типа моей первоначальной пенсии.

Уже одно это сопоставление показывает, насколько фальшивы велеречивые речи представителей властей по поводу их заботы об обычных пенсионерах. Поистине, до сих пор актуальны слова Карла Маркса: «Бюрократия имеет в своем обладании государство, , и это есть ее частная собственность».

А вот продолжение сюжета. В конце 2013-го моя пенсия (с «лужковской надбавкой») составляла около 12 тысяч рублей. Алексей Навальный обещал летом 2013-го, в случае избрания его мэром Москвы, увеличить пенсию горожан до 16 тыс. рублей, но сей вариант, как известно, реализован не был (мэром остался Сергей Собянин, а наши пенсии – прежними, даже с учетом ежегодных «индексаций»).

А вот денежное содержание депутатов Госдумы (как и федеральных министров), по указу президента №742 от 30 сентября 2013 г., возросло с 1 сентября до 250 тысяч, а через год – возрастет до 330 тысяч рублей! В денежное содержание входит ежемесячное денежное вознаграждение (ЕДВ), ныне 52 тыс. рублей, и ежемесячное денежное поощрение – 202 тысячи. Следовательно, согласно нынешнему законодательству, размер депутатской пенсии, который надо вычислять от 55% до 95% от ЕДВ (в зависимости от длительности срока исполнения полномочий), составит уже в конце 2013-го от 29 тыс. до 49 тыс. рублей.

Здесь наблюдается формальное противоречие по сравнению с уровнем, нечаянно раскрытым еще в 2008-м «старым евреем» из Ассоциации игорного бизнеса – 60 тыс. рублей. Но, скорее всего, у бывших «народных избранников», уже пенсионеров, имеются различные надбавки, по аналогии с «лужковской надбавкой» для рядовых москвичей. За сложностью и запутанностью сюжета отсылаем читателя к Федеральному закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», где по крайней мере упоминаются сии многочисленные надбавки, правда, работающим чиновникам предлагается выбрать лишь одну из них. То есть суммарная пенсия бывших депутатов, по сравнению с планкой 2008 года, по-видимому, окажется выше. Нехило!

В конце октября 2013-го лидер ЛДПР Владимир Жириновский высказывал недоумение по поводу регулярного повышения зарплат депутатам, заявляя, что «70 процентов депутатского корпуса работают очень плохо, ничего не делают». «Сейчас повышают зарплату в два раза, так кто же уйдет? Сиди, ничего не делай – 300 тыс. рублей, весной уже будет 400 тыс., полмиллиона – и балдей, ничего не делай», – заявлял В. Жириновский. Теперь же, в начале ноября 2013-го (когда стало известно о вышеупомянутом указе президента) некоторые комментаторы предложили ввести поминутный учет пребывания «народных избранников» в здании на Охотном ряду (когда проходят пленарные заседания) и соответственно корректировать их «денежное содержание». Действительно на пленарных заседаниях обычно можно наблюдать не более четверти-трети депутатов (остальные шляются неизвестно где, и при голосовании кнопки за них нажимают соратники по фракциям)!!

Последний, но весьма показательный пример. Как известно, в 2010-м президент [Дмитрий Медведев] отрешил от должности мэра Москвы в связи с утратой доверия. Причины такого решения по поводу одного из высших функционеров партии власти – это отдельная, большая тема. Я же здесь хочу обратить внимание читателя на весьма нехилое социальное обеспечение Юрия Лужкова – пенсионера:

“Поскольку официальный запрос «Ведомостей» о доходах Лужкова в аппарат мэра и правительства Москвы остался без ответа, за точку отсчета мы взяли расходы на функционирование главы города. Согласно прошлогоднему отчету об исполнении бюджета столицы они составили 3,957 млн. руб. Таким образом, ежемесячное денежное вознаграждение московского мэра составляет 395 700 руб. [господа журналисты из «Ведомостей», все-таки в году 12 месяцев, а не 10! – М.К.]

Согласно ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» общая сумма пенсии не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального госслужащего. С учетом этого Лужков может рассчитывать на пенсию в размере около 247 тыс. руб. По данным Росстата средний размер назначенной ежемесячной пенсии в июле 2010 г. составил 7588 руб. Согласно закону «О государственных должностях города Москвы» экс-мэру также положена единовременная выплата по уходу на пенсию. Она установлена в размере десятикратного денежного вознаграждения, установленного по замещаемой должности. В случае Лужкова это около 3,3 млн. руб.

Помимо этого, как бывшему мэру Москвы Лужкову положена медстраховка, обязательное государственное страхование на случай причинения вреда жизни и здоровью на сумму 15-летнего денежного вознаграждения, бесплатные путевки в санатории с возмещением расходов за проезд. Бесплатными лекарствами при амбулаторном лечении и бесплатной стоматологией получают право пользоваться не только Лужков, но и члены его семьи.

По закону «О государственных должностях города Москвы» Лужкову также положена государственная дача, охрана, правовая защита, специальная связь, транспортное обслуживание, возмещение расходов по пользованию залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов, а также дополнительная медстраховка и обязательное государственное страхование на сумму, равную 12-кратному размеру установленной общей суммы пенсии и доплаты к ней на случай причинения вреда жизни и здоровью. ” – «Ведомости», 30 сентября 2010 г.

В 2018 году диспозиция насчет «денежного содержания» и пенсий депутатов Госдумы, по сравнению с рядовыми пенсионерами, сильно не изменится, хотя оба показателя у первых и у последних абсолютно подрастут. См. «Госдума обнародовала размер пенсий и зарплат депутатов» от 5 июля 2018 года (ria.ru/politics/20180705/1524001015.html).

Тут можно много чего еще нанизывать, но и так уже ясно: Владимир Владимирович может пользоваться особенной популярностью среди вышедших на пенсию федеральных министров, депутатов Государственной думы и Совета Федерации, высокопоставленных судей, генералов и адмиралов (всех силовых ведомств). Ну и более низкий должностной слой: федеральные чиновники, местные губернаторы, чиновники и депутаты законодательных собраний, старшие офицеры и так далее тоже могут благодарить Владимира Владимировича за будущую «счастливую старость».

Что касается фильма «Свой человек в России», то это не более чем «ист-поп» (по аналогии с науч-попом).

Читайте также: