Пенсия за выслугу лет военнослужащим контрольная работа

Понятие выслуги, т.е. стажа, применяется для расчета заработной платы. Для военнослужащих расчет включает в себя получение льгот в любом эквиваленте, право на получение жилья и последующее получение пенсионных выплат.

Какие военнослужащие могут получать пенсию по выслуге лет

Законодательство о пенсионном обеспечении военнослужащих включает в себя закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» и устанавливает право военных пенсионеров на получение пенсии по истечении срока службы.

На пенсионное обеспечение могут рассчитывать офицеры, прапорщики, мичманы, рядовые-контрактники, проходившие службу в силовых органах РФ и бывшего Советского Союза и имеющих конкретный стаж не менее 20 лет на момент окончания срока службы .

Если же увольнение последовало при наступлении максимально возможного возраста пребывания на службе — 45 лет, при невозможности продолжать службу по причинам, связанным со здоровьем, или же при организационно-штатных мероприятиях, то военнослужащий также может рассчитывать на военную пенсию, но по смешанному стажу. Но стоит помнить, что это условие выполняется только при наличии военной выслуги не менее 12,5 лет, а трудовой стаж должен составлять 25 лет и более.

Право на получение пенсионных выплат распространяется не только на граждан РФ, но и на лиц, служивших на территории РФ, которые в данный момент являются иностранными гражданами, при условии, что государство, чьими подданными они являются, отказало им в выплате пенсионного пособия.

Исчисление выслуги лет военнослужащих

Вычисление военного стажа заключается в точном определении периодов нахождения на службе в ВС РФ в различных силовых структурах РФ, обучения в военном образовательном учреждении, а также льготный и дополнительных периодов, учитываемых установленным порядком расчета.

Обучение в военном образовательном учреждении засчитывается в общий военный стаж лишь при условии, что довольствие назначается по пункту «а» закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», т.е. право на выплаты по выслуге получат только те военнослужащие, имеющие при увольнении не менее 20 лет службы за спиной .

Лица, обучавшиеся в образовательных заведениях гражданской направленности, но с военной кафедрой, так же могут рассчитывать на зачисление периода учебы в военный стаж, но при условии, что во время призыва на срочную службу будет учтена профессия, полученная при зачисляемом в выслугу обучении. Стоит помнить, что при включении периода обучения в общую выслугу, 1 год зачисляемого срока учебы будет давать прибавку к стажу в размере 6 месяцев.

Служба в особых условиях

Важно, что Постановлением Правительства РФ ОТ 22.09.93 № 941 (ред. от 01.05.96) «О порядке исчисления выслуги лет…» предусмотрен расчет выслуги для получения денежного довольствия на льготных условиях.

При включении данных льгот в военный стаж исчисление будет произведено на условиях:

1. Один месяц военной службы за два месяца — военнослужащему при нахождении на воинских должностях летного состава, выполняющему полеты по планам боевой подготовки, а также участвующему в испытании парашютов с совершением прыжков при выполнении годовых норм прыжков, предусмотренных главнокомандующим Военно-воздушными силами РФ. При нахождении военнослужащего на летной работе неполный календарный год выслуга на льготных условиях исчисляется пропорционально времени нахождения на летной работе.
2. Один месяц военной службы за полтора месяца при прохождении военной службы:

  • на воинских должностях, обязанности по которым включают в себя систематическое выполнение прыжков с парашютом при выполнении годовых норм прыжков не менее минимальных норм, установленных Минобороны России для исчисления выслуги на пенсию в льготном порядке в соответствующих войсках ВС РФ и других войсках федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
  • на воинских должностях, предусмотренных в управлении океанографических экспедиций, экспедиций особого назначения, экспедиционных аварийно-спасательных отрядов, гидрографических и океанографических экспедиций, соединений кораблей и судов, военно-морских баз, флотилий, флотов, не размещенных на кораблях и судах, исчисление выслуги лет на льготных условиях производится при условии ежегодного, не менее 30 дней, плавания за пределами внешнего рейда на кораблях и судах, находящихся в строю, или не менее 30 дней проведения ходовых заводских или государственных испытаний строящихся и ремонтирующихся кораблей и судов, когда эти корабли и суда находились в плавании;
  • на воинских должностях, предусмотренных в штатах боевых кораблей и другой военно-морской техники (п. п. 3, 4 Правил исчисления выслуги лет).

Пересчет выслуги лет при назначении военнослужащих до окончания года с должностей, по которым предусматривается льготное исчисление выслуги лет, на должности, по которым оно не предусмотрено, а также переводе военнослужащего в другой федеральный орган исполнительной власти, его увольнении производится перед таким назначением, переводом, увольнением (п. 7 Правил исчисления выслуги лет).

Стоит заметить, что согласно ст. 3 Указа Президента РФ № 1237 в срок службы не засчитываются следующие периоды:

  • пребывание военнослужащего в дисциплинарной воинской части;
  • отбывание ареста;
  • самовольное оставление воинской части свыше 10 суток независимо от причин оставления.

Перечень дополнительных периодов

Военнослужащим в выслугу лет так же засчитываются следующие периоды, установленные п. 2 Правил исчисления выслуги лет на службе:

  • в ВС РФ, внутренних войсках МВД России, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;
  • в Вооруженных силах, войсках и органах КГБ СССР, Центральной службе разведки СССР, Управлении охраны при Аппарате Президента СССР, Комитете по охране государственной границы СССР, органах федеральной безопасности РСФСР, Службе внешней разведки РСФСР, Межреспубликанской службе безопасности, Службе безопасности Президента РФ, федеральных органах государственной безопасности, органах контрразведки РФ, пограничных войсках, органах ФПС России, Государственной противопожарной службе МВД России, Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи при Президенте РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, Службе специальной связи и информации при ФСО России, Главном управлении охраны РФ, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях СССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств — участников СНГ;
  • граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — участников СНГ (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы);
  • граждан РФ до 1 января 1995 г. в Вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — бывших республик СССР, не входящих в СНГ;
  • граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве;
  • Содержание под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы и нахождение в ссылке — в случае вынесения оправдательного приговора либо прекращения уголовного дела, необоснованного привлечения к уголовной ответственности и репрессирования;
  • Перерыв в службе в случае необоснованного увольнения и последующего восстановления на службе в установленном порядке;
  • работа в системе Государственной противопожарной службы МВД России, Государственной противопожарной службы МЧС России, непосредственно предшествующая назначению на должности, замещаемые лицами рядового или начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы МВД России и МЧС России;
  • в органах внутренних дел, милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) РФ и СССР в качестве лиц рядового и начальствующего состава;
  • в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • приостановление военной службы военнослужащих, избранных депутатами Госдумы Федерального Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, главами исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющих указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащих, осуществляющих полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
  • нахождение в плену или в качестве заложников, а также интернирование в нейтральных странах — до полного выяснения обстоятельств захвата в плен в качестве заложников, интернирования или освобождения;

  • безвестное отсутствие — до признания в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим.

Влияние выслуги на пенсионное обеспечение

Военный стаж имеет прямое отношение к последующему пенсионному обеспечению военнослужащего, т.к. это главный критерий, применяемый для вычисления пенсионной выплаты . Военнослужащий имеет право на получение данных выплат только при достаточном стаже.

Военнослужащие — это особая категория государственных служащих, а также граждан, призванных на военную службу и реализующих силовые функции государства, обладая особыми правами (например, статусом комбатантов — законных участников военных действий). Современные условия назначения любой пенсии в нашей стране предусматривают три основные части: базовую, накопительную и страховую. Вся система функционирует благодаря четкой взаимосвязи между всеми ее составными частями, большую роль в которой играют также размеры отчислений. Закрепляется также право за неработающими пенсионерами получения дополнительных выплат по линии страховых отчислений, из которых, собственно, и формируется вторая пенсия для военных пенсионеров. Примечательно, что некоторым гражданам дополнительная пенсия может быть оформлена и ранее достижения пенсионного возраста, что также способствует социальной защите нашего населения. Следует также подчеркнуть, что все граждане, связавшие свою жизнь со службой в силовых структурах, подвергаются большему риску для здоровья, как психофизиологическому, так и физическому, в связи, с чем государство и устанавливает для них соответствующие льготы. Объект исследования – общественные отношения в сфере социального обеспечения. Предмет исследования – пенсионное обеспечение военнослужащих. Цель исследования – определить особенности правового статуса военнослужащих, проанализировать правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих, а также рассмотреть условия назначения пенсии за выслугу лет военнослужащих. Задачи исследования: ? проанализировать правовой статус военнослужащих и особенности назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим; ? проанализировать особенности исчисления выслуги лет военнослужащим; ? проанализировать порядок определения размера пенсии за выслугу лет военнослужащим; ? проанализировать особенности исчисления денежного содержания военнослужащего за выслугу лет. Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, сравнение, структурно-функциональный метод, а также теоретический и метод обработки данных. При написании данной работы использовались нормативные правовые акты, а также специализированная литература по праву социального обеспечения. Степень разработанности темы была раскрыта в работах Агашева Д.В., Бончика В.М., Борисенко Н.Ю., Добромыслова К.В., Долженковой Г.Д., Ермакова Д.Н., Хмелевской С.А., Ершова В.А., Толмачёва И.А., Захаровой Т.И., Масловой Т.А., Мачульской Е.Е., Никонова Д.А., Стремоухова А.В., Крюкова С.В., Рождествиной А.А.. Хоминич И. П., Финогенова Ю. Ю., Челухина Н. Ф., Саввина О. В., Шайхатдиновой В.Ш. Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что на основе изученной литературы, периодической печати собран материал для углубленного осмысления вопросов по данной теме. Практическая значимость заключается в возможности применения основных положений, содержащихся в исследовании, и призванных способствовать совершенствованию проработанности по направлениям указанной темы. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Подводя итог работе необходимо выделить следующие аспекты. Воинская служба считается особым типом федеральной государственной службы. Она подлежит к исполнению гражданами страны и подразумевает строгое соответствие определенным нормам. Военнослужащие имеют право на военную пенсию за выслугу лет. Основным условием для назначения военной пенсии за выслугу лет является оставление службы, которая включа¬ется в выслугу лет. В выслугу лет для назначения военных пенсий военнослужащим и со-трудникам органов внутренних дел засчитывается служба, в том числе и в льготном исчислении, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых эти лица проходили службу. При этом установленная вы¬слуга лет не подлежит изменению другой стороной. На данный момент, средние пенсионные выплаты военнослужащим на порядок превосходят выплаты для обычных работников. Ранее, не многих удовлетворял размер их пенсии. На данный момент ситуация в корни поменялась. Ежемесячные платы за последние несколько лет были увеличены по различным причинам, в первую очередь из-за борьбы с коррупцией. В связи с этим, работники, которые выходят на пенсию сейчас, получают действительно хорошие деньги. Размер пенсии за выслугу лет военнослужащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Законом о трудовых пенсиях. Размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного военнослужащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расчет среднемесячного заработка производится по выбору военнослужащего, исходя из денежного содержания за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Законом о трудовых пенсиях. Для отдельных категорий военнослужащих, а также на отдельных категориях территорий выслуга лет подлежит исчислению в льготном порядке, например 1 календарный год службы равен 1,5 или 2 годам выслуги лет. Льготный порядок исчисления выслуги лет действует и при участии военнослужащих в боевых действиях и службе в «горячих точках». Таким образом, военнослужащие имеют право на пенсию по выслуге при наличии определенного стажа работы на должности и достижении пенсионного возраста, но только после увольнения. При расчете пенсии по выслуге учитывается заработанная гражданином страховая пенсия. К сожалению, сложная система оснований выплаты пенсии по выслуге постоянно становится причиной споров. Особенно проблемным вопросом являются дополнительные гарантии в области пенсии, предусмотренные региональными или местными законами. По действующему законодательству, военнослужащие имеют право на специальные выплаты в двух случаях: если гражданин на момент увольнения пробыл в Вооруженных силах 20 лет и больше. По этому же правилу определяется выслуга лет в МВД, противопожарной охране, уголовно-исполнительной структуре. Если возраст гражданина к моменту увольнения 45 лет, а общее рабочее время - 25 лет. В этом случае установлено условие, что не менее 12,5 лет он должен отдать пребыванию в Вооруженных силах. Целый ряд аспектов пенсионного обеспечения военнослужащих нуждается в совершенствовании. В результате анализа отечественной литературы нами проанализированы принципы организации и функционирования системы пенсионного обеспечения военнослужащих. Важно отметить необходимость повышения качественного уровня законодательной базы, регламентирующей мероприятия, проводимые в рамках рассматриваемой системы. Для этого предложим следующие направления совершенствования законодательства в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих: разработка нормативных правовых документов, разрешающих и упраздняющих многочисленные противоречия и изъяны действующей в данный момент законодательной базы; обобщение, консолидация и обновление большого количества разрозненных нормативных актов, регламентирующих систему пенсионного обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей; выделение сферы пенсионного обеспечения в целом и военнослужащих, уволенных с военной службы, в частности, в одну и федеральных программ, установление надлежащего контроля за осуществлением запланированных мероприятий и рамках данной программы. В заключении отметим, что «назрела» объективная необходимость существенных преобразований в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих, необходимых для решения ряда проблем и преодоления социальной напряженности, а так же предупреждения судебной активности, военных пенсионеров и как следствие сокращение государственных расходов по выплате денежных сумм, связанных с удовлетворениями исков. Изложенное позволяет сделать вывод, что создание действенной системы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей служит одной из гарантий успешного осуществления военной реформы, а в настоящий момент времени имеется большое количество проблем и в законодательстве, и в самой системе пенсионного обеспечения уволенных военнослужащих и их семей. Для решения рассмотренных выше проблем потребуется не один год. Важным средством решения данной задачи является совершенствование системы правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих.

Военнослужащие, как и все граждане, имеют право на пенсионное обеспечение. При определенных условиях военные имеют право на пенсию за выслугу лет. Об условиях и правилах назначения указанной пенсии мы расскажем в статье.

Пенсия по выслуге лет военным: чем регулируется

Выход на пенсию военнослужащих регулируется государством. Назначение, расчет и выплата пенсии за выслугу лет военнослужащим определяется двумя основными законами — Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – закон 4468) и Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – закон 166-ФЗ).

При этом первый из упомянутых законов (закон 4468) регулирует практически все вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих. Указанным законом предусмотрены такие виды пенсий военнослужащих, как пенсия за выслугу, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца для членов семей военнослужащих.

Нормы закона 166-ФЗ регулируют только пенсионное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.

Таким образом, упомянутые выше законы регулируют пенсионное обеспечение разных категорий военнослужащих.

Кому из военнослужащих назначается пенсия за выслугу

В соответствии с законом 4468 пенсия военнослужащим по выслуге лет назначается лицам, которые имеют предусмотренную этим законом выслугу на различных службах. К таким службам относятся:

  • военная служба;
  • служба в органах внутренних дел;
  • служба в Государственной противопожарной службе;
  • служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Сразу отметим, что военный для назначения пенсии по выслуге не обязательно должен проходить службу в какой-то одной из перечисленных служб. Он может быть какое-то время, например, военным, потом работать в органах внутренних дел или в уголовно-исполнительной системе. То есть допустимы любые сочетания видов служб.

Одним из основных условий назначения военной пенсии по выслуге является увольнение из рядов Вооруженных сил или органов и служб, перечисленных выше.

Пенсия в связи с выслугой лет назначается:

  1. лицам, проходившим военную службу, в том числе по контракту, в Вооруженных Силах РФ и СНГ, в органах пограничной службы РФ, внутренних и Железнодорожных войсках и т.п., и семьям этих лиц;
  2. лицам, проходившим военную службу в ВС, органах Комитета государственной безопасности, внутренних и Железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего СССР, и семьям этих лиц;
  3. лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел РФ, бывшего СССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и в органах уголовно-исполнительной системы, и семьям этих лиц;
  4. лицам, проходившим военную службу в других государствах, и семьям этих лиц (при условии, что договорами, заключенными Российской Федерацией с этими государствами, предусмотрена такая возможность);
  5. лицам, проходившим военную службу, в том числе по контрактам, и семьям этих лиц, проживающим в государствах — бывших республиках СССР, не являющихся участниками СНГ, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения;
  6. лицам, которые во время Великой Отечественной войны занимали командные должности.

В соответствии с законом 166-ФЗ пенсия по выслуге назначается лицам, проходившим военную службу по призыву.

Условия назначения военным пенсии за выслугу лет

Право на военную пенсию по выслуге в соответствии с законом 4468 имеют лица, перечисленные выше в предыдущем разделе, имеющие на день увольнения выслугу 20 и более лет.

Кроме того, «выслужная» военная пенсия может быть назначена указанным лицам, уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе (45 лет), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, служба в органах внутренних дел, служба в Государственной противопожарной службе, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Размер данной пенсии за общий трудовой стаж 25 лет составляет — 50% от суммы денежного довольствия военнослужащего, а за каждый год стажа свыше 25 лет — 1 процент суммы денежного довольствия.

Лица, перечисленные в предыдущем разделе, при определенных условиях имеют право на одновременное получение двух пенсий: пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных законом 4468, а также пенсии по старости, в случае достижения необходимого возраста, и при наличии требуемого страхового стажа.

Пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения со службы. Если гражданин после назначения пенсии вновь поступил на службу, то выплата пенсии приостанавливается на весь период службы. Пенсионное обеспечение граждан производится тем органом, в котором было последнее место службы гражданина перед увольнением (МО РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФСИН, ФСКН).

Расчет военной пенсии по выслуге лет

Размер пенсии за выслугу военнослужащим, перечисленным выше, определяется в порядке, предусмотренном законом 4468. Там же устанавливаются правила, по которым производится расчет пенсии военного.

Размеры пенсии военным пенсионерам, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается по правилам закона 166-ФЗ.

Пенсия военнослужащим по выслуге устанавливается в следующих размерах (закон 4468):

  • гражданам, перечисленным выше, выплачивается 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия при выслуге 20 лет. За каждый год выслуги свыше 20 лет добавляется 3 процента сумм денежного довольствия. При этом есть следующее ограничение: величина пенсии не может превышать 85 процентов этих сумм;
  • гражданам, перечисленным выше, но имеющим при этом общий стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12.5 лет составляет военная служба, выплачивается 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия при стаже 25 лет. За каждый год стажа свыше 25 лет добавляется 1 процента сумм денежного довольствия.

При этом с октября 2019 года в целях исчисления пенсии учитывается 73,68 процента от денежного довольствия военного. До указанной даты эта величина составляла 72,23 процента.

Размер пенсии по выслуге лет не может быть ниже расчетного размера пенсии, устанавливаемого частью первой статьи 46 закона 4468. С 01 апреля 2019 года указанный расчетный размер составляет 5283 рубля 84 копейки.

Краткое содержание:


Категории лиц, на которых распространяются правила назначения военных пенсий

Правила назначения и исчисления военных пенсий, установленные законом от 12.02.1993 года № 4468-1 (далее – закон), распространяются на:

  • лиц, проходивших военную службу;
  • лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел, ГПС, УИС, ОПИ, войсках национальной гвардии;
  • семьи вышеуказанных лиц.

Кроме того, при соблюдении определенных условий право на пенсионное обеспечение из числа указанных выше также имеют лица, которые проходили службу в иностранных государствах либо проживающие за рубежом.

Виды военных пенсий и условия их назначения

Законодательством установлено три вида военных пенсий:

  • пенсия за выслугу лет,
  • пенсия по инвалидности,
  • пенсия по случаю потери кормильца.

Право на пенсию за выслугу лет напрямую зависит от продолжительности службы получателя пенсии и возникает после увольнения со службы.

Если пенсионер вновь поступил на службу, дающую право на получение военной пенсии, то выплата ранее назначенной военной пенсии приостанавливается до принятия решения об увольнении. То есть в период службы военная пенсия не выплачивается.

Для назначения пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца выслуга лет не имеет значения.

Право военных пенсионеров на страховую пенсию по старости

Военные пенсионеры при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости также имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, а также страховой пенсии по старости.

Однако в этом случае страховая пенсия по старости будет назначена без учета ее фиксированной части.

Право на страховую пенсию по старости по общему правилу имеют мужчины и женщины при соблюдении следующих трех условий:

  • достижение возраста в 2020 году 62 и 57 лет соответственно, в 2021 году – 63 и 58 лет, в 2022 году – 64 и 59 лет, с 1 января 2023 года – 65 и 60 лет;
  • наличие страхового стажа в 2020 году не менее 11 лет, в 2021 году – 12 лет, в 2022 году – 13 лет, в 2023 году – 14 лет, а с 1 января 2024 года – не менее 15 лет;
  • наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Для получения страховой пенсии по старости военному пенсионеру необходимо обратиться с соответствующим заявлением в отделение Пенсионного фонда по месту регистрации. Автоматически данная пенсия никому не назначается.

Возникновение права на военную пенсию за выслугу лет

Право на назначение и получение военной пенсии за выслугу лет возникает при одновременном соблюдении двух условий:

  • наличие выслуги лет не ниже уровня, установленного законом;
  • увольнение с военной службы.

Если военнослужащий уволен со службы по отрицательным мотивам, то это не лишает его права на военную пенсию.

Минимальная выслуга лет для назначения военной пенсии

По общему правилу, минимальная выслуга, дающая право на военную пенсию, составляет 20 лет на день увольнения. При этом выслуга лет на военной службе, службе в ОВД, ГПС, УИС, ОПИ, войсках национальной гвардии, если такая имеется, суммируется.

Например, гражданин прослужил в ВС РФ 15 лет, после чего 4 года служил в ОВД и 3 года – в ОПИ. При увольнении со службы из ОПИ он имеет 22 года выслуги для назначения военной пенсии.

Из указанного выше общего правила есть одно исключение.

Пенсия за выслугу лет может быть назначена и при выслуге менее 20 лет, но при одновременном соблюдении следующих условий:

  • выслуга лет должна быть не менее 12 лет 6 месяцев;
  • общий трудовой стаж с учетом выслуги лет должен быть не менее 25 лет;
  • достижение на день увольнения 45-летнего возраста;
  • увольнение со службы по одному из следующих оснований: по достижении предельного возраста пребывания на службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Исчисление размера военной пенсии за выслугу лет: основные правила

В соответствии со ст. 43 закона пенсия за выслугу лет исчисляется исходя из 100 процентов денежного довольствия, куда включаются:

  • оклад по воинской должности или должностной оклад,
  • оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию,
  • ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы).

Однако в настоящее время при исчислении пенсии существуют два понижающих коэффициента.

Во-первых, действует понижающий коэффициент 2012 года (часть 2 статьи 43 закона), который с учетом изменения законодательства лучше именовать “бюджетным”:

денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

С 2016 года действие части второй статьи 43 закона ежегодно при принятии бюджета приостанавливалось вплоть до 1 января 2021 года. Сейчас понижающий бюджетный коэффициент составляет 73,68 процентов от размера денежного довольствия.

Во-вторых, существует понижающий коэффициент за выслугу лет (статья 14 закона). Он составляет от 50 до 85 процентов денежного довольствия, исчисленного с учетом бюджетного коэффициента, и напрямую зависит от периода службы.

За минимальную выслугу в 20 лет этот понижающий коэффициент составит 50%. За каждый год свыше 20 лет добавляется 3%, но не более достижения максимального уровня в 85%.

За общий трудовой стаж 25 лет (из которых 12 лет 6 месяцев выслуга) – 50 процентов, за каждый год стажа свыше 25 лет - добавляется 1 процент.

Таким образом, чтобы рассчитать размер военной пенсии (без учета надбавок) необходимо сумму денежного довольствия умножить на бюджетный коэффициент и на коэффициент за выслугу лет.

Какие существуют надбавки к военной пенсии за выслугу лет

В настоящее время существует несколько надбавок к пенсии за выслугу лет:

  • надбавка до 100% расчетного размера пенсии. Она устанавливается, если назначенная пенсия оказалась ниже расчетного размера пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 ст. 18 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В 2020 году это 5034 рубля 25 копеек в месяц;
  • увеличение пенсии за выслугу лет инвалидам (ст. 16 закона);
  • надбавки пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, – на уход за ними (ст. 17);
  • надбавки неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, которые не получают страховую или социальную пенсию (ст. 17);
  • надбавки пенсионерам - участникам Великой Отечественной войны, не являющимся инвалидами (ст. 17);
  • повышение пенсии отдельным категориям пенсионеров (ст. 45);
  • повышение пенсии с учетом районных коэффициентов (ст. 48).

Статьи на тему военной службы и службы в правоохранительных органах:

Кто может служить по контракту в армии Подробнее >>>

Ожидает ли силовые структуры очередная реформа: суть изменений, предлагаемых Минфином Подробнее >>>

Социальные гарантии и льготы военнослужащих и сотрудников ОВД предлагают сократить Подробнее >>>

Военнослужащие, как и все граждане, имеют право на пенсионное обеспечение. При определенных условиях военные имеют право на пенсию за выслугу лет. Об условиях и правилах назначения указанной пенсии мы расскажем в статье.

Пенсия по выслуге лет военным: чем регулируется

Выход на пенсию военнослужащих регулируется государством. Назначение, расчет и выплата пенсии за выслугу лет военнослужащим определяется двумя основными законами — Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – закон 4468) и Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – закон 166-ФЗ).

При этом первый из упомянутых законов (закон 4468) регулирует практически все вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих. Указанным законом предусмотрены такие виды пенсий военнослужащих, как пенсия за выслугу, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца для членов семей военнослужащих.

Нормы закона 166-ФЗ регулируют только пенсионное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.

Таким образом, упомянутые выше законы регулируют пенсионное обеспечение разных категорий военнослужащих.

Кому из военнослужащих назначается пенсия за выслугу

В соответствии с законом 4468 пенсия военнослужащим по выслуге лет назначается лицам, которые имеют предусмотренную этим законом выслугу на различных службах. К таким службам относятся:

  • военная служба;
  • служба в органах внутренних дел;
  • служба в Государственной противопожарной службе;
  • служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Сразу отметим, что военный для назначения пенсии по выслуге не обязательно должен проходить службу в какой-то одной из перечисленных служб. Он может быть какое-то время, например, военным, потом работать в органах внутренних дел или в уголовно-исполнительной системе. То есть допустимы любые сочетания видов служб.

Одним из основных условий назначения военной пенсии по выслуге является увольнение из рядов Вооруженных сил или органов и служб, перечисленных выше.

Пенсия в связи с выслугой лет назначается:

  1. лицам, проходившим военную службу, в том числе по контракту, в Вооруженных Силах РФ и СНГ, в органах пограничной службы РФ, внутренних и Железнодорожных войсках и т.п., и семьям этих лиц;
  2. лицам, проходившим военную службу в ВС, органах Комитета государственной безопасности, внутренних и Железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего СССР, и семьям этих лиц;
  3. лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел РФ, бывшего СССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и в органах уголовно-исполнительной системы, и семьям этих лиц;
  4. лицам, проходившим военную службу в других государствах, и семьям этих лиц (при условии, что договорами, заключенными Российской Федерацией с этими государствами, предусмотрена такая возможность);
  5. лицам, проходившим военную службу, в том числе по контрактам, и семьям этих лиц, проживающим в государствах — бывших республиках СССР, не являющихся участниками СНГ, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения;
  6. лицам, которые во время Великой Отечественной войны занимали командные должности.

В соответствии с законом 166-ФЗ пенсия по выслуге назначается лицам, проходившим военную службу по призыву.

Условия назначения военным пенсии за выслугу лет

Право на военную пенсию по выслуге в соответствии с законом 4468 имеют лица, перечисленные выше в предыдущем разделе, имеющие на день увольнения выслугу 20 и более лет.

Кроме того, «выслужная» военная пенсия может быть назначена указанным лицам, уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе (45 лет), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, служба в органах внутренних дел, служба в Государственной противопожарной службе, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Размер данной пенсии за общий трудовой стаж 25 лет составляет — 50% от суммы денежного довольствия военнослужащего, а за каждый год стажа свыше 25 лет — 1 процент суммы денежного довольствия.

Лица, перечисленные в предыдущем разделе, при определенных условиях имеют право на одновременное получение двух пенсий: пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных законом 4468, а также пенсии по старости, в случае достижения необходимого возраста, и при наличии требуемого страхового стажа.

Пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения со службы. Если гражданин после назначения пенсии вновь поступил на службу, то выплата пенсии приостанавливается на весь период службы. Пенсионное обеспечение граждан производится тем органом, в котором было последнее место службы гражданина перед увольнением (МО РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФСИН, ФСКН).

Расчет военной пенсии по выслуге лет

Размер пенсии за выслугу военнослужащим, перечисленным выше, определяется в порядке, предусмотренном законом 4468. Там же устанавливаются правила, по которым производится расчет пенсии военного.

Размеры пенсии военным пенсионерам, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается по правилам закона 166-ФЗ.

Пенсия военнослужащим по выслуге устанавливается в следующих размерах (закон 4468):

  • гражданам, перечисленным выше, выплачивается 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия при выслуге 20 лет. За каждый год выслуги свыше 20 лет добавляется 3 процента сумм денежного довольствия. При этом есть следующее ограничение: величина пенсии не может превышать 85 процентов этих сумм;
  • гражданам, перечисленным выше, но имеющим при этом общий стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12.5 лет составляет военная служба, выплачивается 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия при стаже 25 лет. За каждый год стажа свыше 25 лет добавляется 1 процента сумм денежного довольствия.

При этом с октября 2019 года в целях исчисления пенсии учитывается 73,68 процента от денежного довольствия военного. До указанной даты эта величина составляла 72,23 процента.

Размер пенсии по выслуге лет не может быть ниже расчетного размера пенсии, устанавливаемого частью первой статьи 46 закона 4468. С 01 апреля 2019 года указанный расчетный размер составляет 5283 рубля 84 копейки.

Читайте также: