Правовой статус пенсионного фонда рф контрольная работа

СПРАВКА
о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации

Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.

Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).

Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.

В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.

С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.

В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.

С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).

Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.

На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.

Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.

В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.

Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

Академия труда и социальных отношений

Волгоградский филиал

Контрольная работа

по дисциплине «Основы социального страхования»

на тему: «Особенности функционирования Пенсионного Фонда РФ»

Выполнила: студентка группы Мс-22

Головина Светлана Юрьевна

Проверил: Ивахнов В.Ю.

Волгоград 2010

1. Цель, задачи и функции Пенсионного фонда РФ. Организация и система управления Пенсионным фондом РФ………………………………..……………..4

2. Доходы, расходы и бюджет Пенсионного фонда России……………………..10

Список использованной литературы………………………………………………..16

Российская Федерация как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которые признаны нуждающимися в таковой. В этом проявляются социальные функции государства. Социальная защита в Российской Федерации осуществляется в нескольких формах, одной из них является пенсионное обеспечение, объем, и уровень которого во многом зависит от выполнявшейся работы, трудового стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.

Центральную роль в пенсионном обеспечении Российской Федерации занимает Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами. Целью данной контрольной работы является изучение роли и значения Пенсионного фонда РФ, а также особенностей его функционирования.

Среди всех субъектов пенсионного страхования ведущее место принадлежит Пенсионному фонду России.

Пенсионный фонд – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения в стране.

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Задачи Пенсионного фонда РФ:

1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов;

2. финансирование выплаты государственных пенсий в Российской Федерации;

3. организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

4. капитализация средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

5. контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

6. организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

7. межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения;

8. участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

9. изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в Пенсионный фонд РФ страховых взносов и внесение в органы законодательной власти предложений по ее совершенствованию;

10. проведение научно - исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

11. проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

· учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

· назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;

· назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.

· персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

· взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

· выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

· управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

· реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на август 2009 года в Программу вступили свыше 1 500 000 россиян.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется Правлением Пенсионного фонда РФ и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

В состав Правления Пенсионного фонда РФ входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор Пенсионного фонда РФ, управляющие всеми отделениями фонда по территории России, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России. В состав правления могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

Правление Пенсионного фонда РФ, на которое возложена основная функция по управлению пенсионным обеспечением в России:

1. несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции Пенсионного фонда РФ;

2. определяет перспективные и текущие задачи Пенсионного фонда РФ;

3. утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) структурных органов Пенсионного фонда РФ, отчеты об их исполнении, а также их структуру и штаты;

4. назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей отделений Пенсионного фонда РФ;

5. утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах Пенсионного фонда РФ;

6. издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Пенсионного фонда РФ;

7. решает другие вопросы, отнесенные к компетенции Пенсионного фонда РФ.

Правление Пенсионного фонда РФ возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Государственной Думой Российской Федерации.

1. руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;

2. вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Государственную Думу Российской Федерации;

3. открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках;

4. рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты отделений Фонда;

5. принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда его органами;

6. издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда;

7. представляет интересы Фонда во всех организациях, без доверенности действует от имени Фонда, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Фонда, заключает договоры;

8. осуществляет в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников Фонда;

9. определяет направления международного сотрудничества в пределах компетенции Фонда.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фонда РФ.

Основным структурным звеном Пенсионного фонда РФ, обеспечивающим выполнение задач, возложенных на Пенсионный фонд РФ являются его отделения в регионах Российской Федерации. Отделения Пенсионного фонда РФ созданы практически по всем субъектам федерации.

В отделениях ПФР создаются аппараты уполномоченных по районам и городам. Уполномоченные осуществляют оперативное управление средствами ПФР на территориях. К их функциям относятся:

1. регистрация, учет и выявление страхователей;

2. контроль за начислением и поступлением страховых взносов;

3. информирование плательщиков о целях, задачах Пенсионного фонда РФ, о порядке уплаты страховых взносов;

4. ведение личных дел плательщиков по каждому страхователю;

5. рассмотрение заявлений страхователей по вопросам уплаты взносов;

6. сбор расчетных ведомостей по страховым взносам и камеральная проверка правильности их заполнению;

7. составление сводной расчетной ведомости по закрепленному за ним кругу страхователей.

Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным Пенсионного фонда РФ в районах и городах, ревизионной комиссии Пенсионного фонда РФ необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности ПФР, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.

Пенсионный фонд РФ, как и любой фонд финансовых средств, представляет собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов, аккумулируемых в единый фонд и расходуемых из него на цели, определенные при учреждении фонда. В связи с чем, структура Пенсионного фонда РФ, как фонда финансовых средств, включает в себя доходную и расходную части.

Доходы Пенсионного фонда РФ – это перечень, установленных российским пенсионным законодательством, поступлений в фонд денежных средств, являющихся источником выплаты государственных пенсий в РФ и осуществления других расходов, предусмотренных для обеспечения фондом процесса обязательного пенсионного страхования. Наибольший объем в общей структуре доходов Пенсионного фонда РФ занимают страховые взносы. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ – обязательные платежи, производимые установленными российским законодательством лицами, с вознаграждения или дохода граждан по тарифам государственного пенсионного страхования. В доходы Пенсионного фонда РФ кроме обязательных взносов поступают также:

- средства федерального бюджета, направляемые через Пенсионный фонд на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий;

- средства Фонда социального страхования;

- доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ банками;

- средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения РФ по расходам на выплату досрочных пенсий безработным гражданам;

- пени и финансовые санкции;

- добровольные взносы юридических и физических лиц.

При отсутствии у Пенсионного фонда собственных средств на финансирование выплат пенсий могут направляться полученные в банках кредиты и краткосрочные ссуды из местного бюджета.

Расходная часть бюджета Пенсионного фонда РФ включает в себя финансирование мероприятий по управлению процессом государственного пенсионного страхования в России, и прежде всего, средства аккумулированные в бюджете Пенсионного фонда РФ расходуются на выплату государственных пенсий. Расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ имеет следующий вид:

1. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое значение и направляются на:

- выплату в соответствии с законодательством РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

- доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;

- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика;

- иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

2. Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда РФ в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:

- на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии;

- на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

3. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда РФ определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Средства Пенсионного фонда направляются на выплату:

- государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца;

- пенсий по инвалидности;

- материальной помощи престарелым и инвалидам;

- пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита;

- пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.

За счет средств Пенсионного фонда финансируются программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Бюджет Пенсионного фонда РФ имеет следующие особенности:

1. Средства бюджета Пенсионного фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат;

2. Бюджет Пенсионного фонда составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета;

3. В составе бюджета Пенсионного фонда отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений;

4. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ.

Основными целями пенсионного бюджета являются:

- обеспечение финансовой стабилизации пенсионной системы в течение всего планового периода;

- поддержание уровня жизни пенсионеров в соответствии с темпами инфляции;

- совершенствование форм и методов взаимоотношений с плательщиками страховых взносов;

- повышение эффективности работы всех звеньев пенсионной системы и экономия всех видов на ее содержание.

Формирование бюджета Пенсионного фонда РФ имеет следующий вид:

1. Бюджет Пенсионного фонда формируется за счет:

- средств федерального бюджета;

- сумм пеней и иных финансовых санкций;

- доходов от инвестирования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

- добровольных взносов физических лиц и организаций;

- иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

2. Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения м возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда РФ.

В 2010 году Пенсионному фонду исполняется 20 лет. К юбилею Пенсионный фонд РФ подошел в качестве одной из крупнейших организаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно работают над тем, чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок.

Одно из дальнейших направлений работы ПФР – повышение качества обслуживания клиентов. Пенсионный фонд будет стремиться к тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации.

Список использованной литературы

1. Борисенко Н. О понятии финансовой устойчивости Пенсионного фонда России//Вопросы экономики. – 2004. - №7.

2. Самарухина В.И., Федотов Д.Ю. Государственное пенсионное страхование Российской Федерации: Учеб. Пособие. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001.

Пенсионный фонд является особым государственным автономным образованием, созданным для государственного управления финансами социального страхования, имеющим свой бюджет с особыми источниками доходов (страховые взносы) и направлениями расходов (выплата пенсий и пособий), свои нормотворческие и контрольные полномочия, а также множество иных функций различного характера, направленных на обеспечение стабильной работы всей государственной системы социального страхования и пенсионного обеспечения. При этом большинство функций Пенсионного фонда носит публично-правовой характер, что позволяет отдельным исследователям делать вывод об отнесении Пенсионного фонда к федеральным органам исполнительной власти1 Соколов Р.А. Место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти/ Р.А. Соколов // Законодательство. - 2014. - № 3. – С. 20-24. . Многообразие и публично-правовой характер социально значимых функций Пенсионного фонда и оказываемых им государственных услуг предопределяют особенности его правового статуса. Он является не только самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции, как указывается в п. 1 Положения о нем, но одновременно выполняет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования, а также органа государственного управления финансами социального страхования с набором государственно-властных, контрольных, нормотворческих и иных полномочий в сфере пенсионного страхования и социального обеспечения с особым бюджетным статусом, предоставляющего целый комплекс государственных услуг. Одновременно Пенсионный фонд является юридическим лицом, обладающим гражданской правоспособностью и участвующим в гражданском обороте от своего имени, приобретает и осуществляет гражданские права и несет гражданские обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, совершая сделки и иные юридические действия. Объектом курсовой работы является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Предметом курсовой работы - социально-экономические процессы, протекающие в ходе выполнения ПФ РФ своих полномочий. Цель курсовой работы – исследование основ деятельности Пенсионного фонда РФ. Исходя из заданной цели, формируется ряд задач, которые необходимо решить в процессе выполнения курсовой работы: исследовать понятие, значение ПФ РФ; произвести анализ нормативно-правой базы функционирования ПФ РФ; проанализировать основные направления деятельности ПФ РФ; исследовать проблемы и перспективы развития ПФ РФ. Нормативно-правовой базой проведенного исследования послужили Конституция РФ, международные договоры, участником которых является Российская Федерация, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие порядок деятельности Пенсионного фонда РФ, а также предоставления гражданам РФ различного рода пенсий. Теоретико-методологическую базу исследования темы составили труды следующих авторов: О.Е. Мерзликиной2 Мерзликина О.Е. Основы функционирования и перспективы развития негосударственных пенсионных фондов как формы коллективного инвестирования в РФ: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ О.Е. Мерзликина / Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. - Санкт-Петербург, 2009. – 36 с. , М.С. Куликовой3 Куликова М.С. Современное состояние и развитие пенсионных фондов РФ/ М.С. Куликова // Вестник СамГУПС. - 2009. - № 5-2. - С. 34-38. , А.В. Ашкинази4 Ашкинази А.В., Стопкина С.В. Современное состояние и направления совершенствоавания деятельности Пенсионного фонда РФ / А.В. Ашкинази, С.В. Стопкина // Россия на пути в постиндустриальное общество: прогнозы и реальность сборник научных трудов студентов. под ред. В.Г. Шубаевой. - Санкт-Петербург, 2012. - С. 66-72. , А.К. Соловьева5 Соловьев А.К., Коржов М.А., Курманов А.М. Социально-экономические проблемы пенсионной реформы/ А.К. Коржов, М.А. Коржов, АМ. Курманов // Социальное и пенсионное право. - 2013. - № 3. - С. 2-5. и других. Эмпирическую базу исследования составили материалы профессиональной периодической печати, ресурсов Интернет. В соответствии с поставленными задачами данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка.

Подводя итог исследованию правового статуса Пенсионного фонда РФ, следует заключить, что в настоящее время Пенсионный фонд РФ продолжает оставаться законодательно неопределенным. Более того, он функционирует на основе нормативного акта, принятого еще до действующей Конституции РФ (пусть даже в части, не противоречащей действующему законодательству). А отдельные нормы, закрепляющие конкретные аспекты его правового положения, рассредоточены в различных отраслях законодательства. Это в свою очередь негативно сказывается как на стабильности правового положения ПФР, так и на эффективности деятельности данного государственного учреждения. По справедливому замечанию И.В. Сиваковой и И.Н. Соколова27 Сивакова И.В., Соколов И.Н. Взыскание страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: необходимость совершенствования правового регулирования/ И.В. Сивакова, И.Н. Соколов // Социальное и пенсионное право. - 2013. - № 4. – С. 20-24. , правоприменительная практика Пенсионного фонда Российской Федерации свидетельствует о целом ряде проблем, возникающих в его деятельности, которые, по их мнению, являются следствием пробелов и коллизий в законодательстве . Названные пробелы и коллизии связаны также с неопределенностью правового статуса ПФР. В итоге отсутствие современного закона, определяющего правовой статус органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, порождает проблемы не только при определении подчиненности органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, но и при определении статуса средств пенсионного обеспечения в Российской Федерации. В этой связи очевидна необходимость проведения работы по принятию соответствующего законодательного акта, а также по приведению российского законодательства к единому (однозначному) пониманию статуса ПФР. Это послужит недопущению неоднозначного толкования норм закона и предотвращению возникновения правовых коллизий по данному вопросу. В связи с тем, что Пенсионный фонд РФ осуществляет множество различных функций, в том числе публично-правовых, его правовой статус носит многоотраслевой характер и регулируется нормами различных отраслей законодательства. Во-первых, правовое положение и полномочия Пенсионного фонда определяются многочисленными законодательными и подзаконными актами, в том числе нормативными актами самого Пенсионного фонда России, регулирующими систему обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения. Во-вторых, бюджетный статус Пенсионного фонда РФ и его органов, в том числе в качестве администраторов доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, определяется Бюджетным кодексом РФ28 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015): Российская газета. - №153-154. - 12.08.1998. , федеральными законами о федеральном бюджете на текущий год и плановый период, Федеральными законами о бюджете Пенсионного фонда РФ, о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на текущий год и плановые периоды29 О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: Федеральный закон от 02.12.2013 № 320-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 09.12.2013. - № 49 (часть I). - ст. 6321. , об исполнении бюджетов указанных фондов за отчетные годы, Правилами осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и другими правовыми актами. В-третьих, в связи с оказанием Пенсионным фондом государственных услуг его деятельность регулируется также законодательством о предоставлении государственных услуг, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», административными регламентами предоставления государственных услуг, иными правовыми актами. В-четвертых, Пенсионный фонд осуществляет отдельные банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности. В-пятых, являясь органом управления государственного внебюджетного фонда, Пенсионный фонд и его территориальные органы осуществляют функции, несет права и исполняет обязанности государственного заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд. Наконец, Пенсионный фонд имеет особый статус в законодательстве о противодействии коррупции. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»целый ряд антикоррупционных правовых механизмов распространяет не только на государственных служащих, но и на должностных лиц и работников организаций, созданных на основании федеральных законов и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. К таким организациям приравнен и Пенсионный фонд РФ, который напрямую упоминается в Законе о противодействии коррупции, а также в ст. 349.2 Трудового кодекса РФ.

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

- средства из федерального бюджета РФ;

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Назначение и выплата пенсий;

Ведение учета средств, поступающих на счета;

Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

Взаимодействие со страхователями и работодателями;

Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

Оформление и выдача материнских сертификатов;

Выплата средств материнского капитала;

Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

Подать заявление на получение пенсии.

Выбрать способ получения пенсии.

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

Читайте также: