Проверка пенсионным фондом стажа работников

Общий стаж осуществления гражданином трудовой и иной общественной или социально значимой деятельности имеет значение при оформлении на пенсию.

Во-первых, россиянину необходимо иметь за плечами минимально необходимый стаж для назначения пенсии по старости (для иных видов обеспечения достаточно 1 рабочего дня).

Бесплатно по России

Во-вторых, он опосредованно влияет на размер будущей пенсии, поскольку в период трудовой деятельности за гражданина перечисляются страховые взносы, увеличивающие размер назначаемого обеспечения. Именно поэтому важно периодически осуществлять проверку общего стажа в Пенсионном фонде РФ, а при наличии неточно информации – обращаться в орган для ее уточнения и корректировки.

Краткая информация о СНИЛС

Аббревиатурой СНИСЛ сокращается страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе пенсионного страхования Российской Федерации. По сути, это лишь индивидуальный набор цифр, которые присваиваются каждому гражданину при постановке их на учет в Пенсионном фонде России (однократно и на всю жизнь).

По данному номеру гражданина идентифицирует Пенсионный фонд и ряд других органов, по нему можно получить информацию о состоянии индивидуального счета, включая сведения о длительности стажа, величине индивидуального пенсионного коэффициента, страховщике гражданина, местах его работы (включая договоры гражданско-правового характера и нахождение на учете в качестве безработного).

Для постановки на учет в качестве застрахованного лица в большинстве случаев от гражданина не требуется никаких действий, хотя законом закреплено его право направления соответствующего заявления. Пенсионный фонд осуществляет данную процедуру на основании информации и сведений, полученных от других официальных органов и организаций, гражданину лишь остается получить сведения о присвоенном ему ранее СНИЛСе.

Что такое трудовой стаж

Понятие трудового стажа, хотя еще и фигурирует в пенсионном законодательстве, но уже почти полностью утратило практическое значение. Употребляя этот термин, в большинстве случае сейчас имеют в виду страховой стаж, т.е. осуществление трудовой или предпринимательской деятельности, в течение которой за гражданина (или им самим) в Пенсионный фонд РФ перечислялись страховые взносы.

Сюда же относятся те периоды, в которые гражданин взнос не осуществлял, но выполнял социально значимую или общественно полезную деятельность (например, осуществлял уход за ребенком, престарелым человеком, инвалидом, выполнял общественные работы по направлению службы занятости и т.д.).

Как узнать свой трудовой стаж с помощью СНИЛС – инструкция

Говоря о возможности получения сведений о периодах страхового стажа гражданина при помощи страхового номера индивидуального лицевого счета, обычно имеют в виду использование портал оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Ранее для регистрации там был необходим СНИЛС, теперь же сделать это можно только по номеру мобильного телефона. Однако, для получения интересующей нас информации на сайте все же необходимо будет ввести свой страховой номер, пройти процедуру его проверки, а также верификации своего аккаунта.

Рассмотрим по шагам, как проверить онлайн трудовой стаж на официальном сайте Госуслуг:


Процедура не кажется простой, но лишь для тех, кто еще не имеет проверенной учетной записи в системе. Если гражданин уже имеет регистрацию на госуслугах, то получение необходимой информации отнимет у него не более пары минут. При этом ему не потребуется выходить их дома и посещать какие-либо государственные органы или учреждения.

Другие способы проверки

Существуют и другие возможности узнать периоды страхового стажа:

  1. На официальном сайте ПФР в личном кабинете застрахованного лица. Здесь можно просмотреть сведения о стаже и заработке либо заказать извещение о состоянии лицевого счета.
  2. Заполнение и подача заявления о предоставлении справки в службе по работе с клиентами Пенсионного фонда.
  3. Посредством обращения с заявлением через многофункциональный центр.
  4. Через банки, предоставляющие подобную услугу (в частности, Сбербанк), если гражданин является клиентом данной кредитной организации.

Таким образом, существует несколько способов получения сведений о стаже. В том числе, сделать это можно прямо в интернете, не выходя из дома, в режиме реального времени.

Полезное видео

В видео еще больше информации, как получить информацию онлайн:

Как и зачем ПФ проверяет трудовые книжки будущих пенсионеров? Читайте статью до конца, чтобы узнать о возможных проблемах при начислении пенсии. Здравствуйте!

До сих пор мы все пользуемся бумажными трудовыми книжками, в которых зафиксирована вся наша трудовая деятельность. Когда приходит время оформлять пенсию, трудовая книжка внимательно изучается сотрудником ПФ.

Обязательно читайте статью до конца или смотрите видео, которое мы сделали специально для тех, у кого нет возможности читать статью полностью:

Зачем проверять трудовые книжки?

Кто-то может спросить – зачем это нужно, если сейчас вся информация имеется в индивидуальном лицевом счёте? На самом деле там учтены пока ещё не все данные. Согласно статистике, практически всех будущих пенсионеров при оформлении пенсии сотрудники ПФ требуют предоставить дополнительные документы, чтобы скорректировать тот или иной трудовой период. Именно поэтому трудовая книжка является одним из главных документов при оформлении пенсии.

Статистика показывает, что более 70% граждан при назначении пенсии требуется представить дополнительные документы, чтобы пополнить и скорректировать сведения ИЛС.

Как показывает практика, если в трудовой книжке имеются ошибки или неправильно оформленные записи, то стаж за какой-нибудь период может быть и не учтён. Особенно частыми бывают ошибки, где фиксировались трудовые отношения в советское время.

При наличии каких-либо ошибок в трудовой книжке, стаж может быть не учтен.

Давайте разберёмся, что же конкретно не устраивает ПФ при оформлении пенсии?

Неправильная формулировка

Абсолютно все записи должны соответствовать требованиям Трудового Кодекса. Сотрудники ПФ могут придраться к неправильной записи, особенно если гражданин пытается оформить досрочный выход на пенсию.

Должность, а также записи о приеме на работу и увольнении должны соответствовать не только требованиям Трудового Кодекса РФ.

В пример можно привести такой случай. Гражданин Н работал на опасном производстве и имеет право на досрочную пенсию. Но запись в трудовой книжке оказалась неправильно сформулирована, поэтому сотрудник ПФ не только отказал в досрочной пенсии, но и не захотел учитывать семнадцать лет рабочего стажа на опасном производстве. Дело дошло до суда. К счастью для гражданина Н оно завершилось благополучно.

Уважаемый пенсионер! Может быть, у Вас есть какие-то вопросы? Напишите их в комментариях и расскажите нам о своём опыте в данном вопросе. Нам очень важно именно Ваше мнение!

Ошибки

Орфография, неправильная пунктуация, зачёркнутая буква, нечитаемый почерк – всё это может существенно осложнить жизнь будущего пенсионера. Именно с этой проблемой и сталкивается большинство граждан при оформлении пенсии.

Абсолютно любая неточность в записях может спровоцировать отказ в учете данных стажа гражданина, тем более, что фонд не упустит такой возможности.

ПФ испытывает колоссальный дефицит бюджета, поэтому его сотрудники имеют негласное распоряжение от начальства как можно больше выявлять ошибок, чтобы отказать в учёте стажа и не допустить большого размера пенсионных выплат.

Что же в таком случае делать?

Рекомендации для будущих пенсионеров

В случае, когда сотрудники ПФ отказываются учитывать рабочий стаж по причине неправильного оформления или ошибок в трудовой книжке, необходимо:

  • потребовать письменный отказ с указанием причины;
  • постараться посетить организацию, в отделе кадров которой была сделана неправильная запись, и по возможности внести необходимые исправления;
  • обратиться в региональный ПФ с письменным отказом от сотрудника для досудебного урегулирования проблемы;
  • подать иск в суд, если ПФ не согласен урегулировать вопрос до суда.


Подсчет стажа – необходимая мера для установления точной даты выхода на пенсию по возрасту или выслуге лет, для определения возможности присвоения ветеранского звания (при наличии наград) и вычисления оставшегося до достижения указанных пунктов времени.

Способы получения информации


Рассчитать стаж можно различными способами: вручную, на онлайн калькуляторе, через запрос в ПФ РФ, сделанный лично или через портал «Госуслуги».

Стаж на Госуслугах

Главное преимущество заказа расчетов на портале «Госуслуги» — высокая скорость обработки запроса на предоставление данных. От человека, запрашивающего данные, потребуются минимальные навыки пользования Интернетом и активация учетной записи на портале. Подтверждение личности может растянуться на 14 дней, однако однократная процедура даст доступ к остальным услугам, предоставляемых на сайте.

В каталоге услуг нужно выбрать пункт «Пенсия, пособия и льготы», далее – «Извещение о состоянии счета». В новом окне необходимо прочесть описание услуги и кликнуть на кнопку «получить». Вводить какие-либо данные не требуется, система сама определит стаж исходя из отчислений на страховую часть пенсии , производившихся работодателем. Таким образом, на портале выдается информация о состоянии счета (общая сумма отчислений) и продолжительности страхового стажа. Весь процесс займет не более пяти минут. Результат можно отправить на е-майл или сохранить на свой компьютер.

Стаж на сайте ПФР

Для этого способа также потребуется наличие активированной учетной записи на портале госуслуг – авторизация на сайте осуществляется именно с ее данными. Никаких дополнительных действий не нужно – при входе в личный кабинет пользователь сразу увидит количество баллов и число затраченных на трудовую деятельность лет.

Другие способы

Самым точным и самым хлопотным является ручной расчет. Также можно воспользоваться он-лайн калькулятором, однако он подойдет только тем, для кого не предусмотрены льготы по исчислению стажа.

Можно ли узнать трудовой стаж по СНИЛС?

Как узнать трудовой стаж, используя СНИЛС? Свидетельство обязательного пенсионного страхования требуется для идентификации гражданина в системе государственного пенсионного обеспечения. При очном визите в отделение ПФ РФ номер, указанный на СНИЛСе, позволит систематизировать и выдать всю имеющуюся информацию о страховом стаже обратившегося.


При расчете через Интернет СНИЛС может быть использован для входа на сайт государственных услуг в качестве логина, от подтверждения учетной записи его наличие не освобождает.

Как вычислить трудовой стаж самостоятельно?

Для тех, кто начал свою трудовую деятельность не ранее 2002 года и не является льготником, схема проста: необходимо узнать страховой стаж по данным ПФ РФ. Если же на работу человек впервые поступил не позднее 31 декабря 2001г, потребуются следующие подтверждающие документы:

  • трудовая книжка,
  • трудовые договора,
  • копии приказов о принятии на работу, переводах и увольнениях (при отсутствии данной информации в ТК),
  • документы о прохождении обучения в учреждениях профессионального образования по очной форме,
  • иные документы, подтверждающие занятость, включаемую в общий трудовой стаж.

Если нет льгот по исчислению затраченного на трудовую деятельность времени, нужно сложить все периоды занятости до 2002 года с приведенными в выписке из пенсионного (страховым стажем). При наличии льготных периодов (военная или государственная служба, выслуга лет) применяются соответствующие повышающие коэффициенты.

Пример: как узнать трудовой стаж человека, который отслужил в органах МВД 6 лет и 3 месяца, в 2001 году уволился и поступил на работу по найму? Стаж будем рассчитываться следующим образом:

  • 6 лет и 3 месяца – 75 месяцев, повышающий коэффициент для служащих МВД – 1 1/3, таким образом, льготный: 75+75*1/3=100 месяцев, то есть – 8 лет и 4 месяца;
  • для подтверждения работы по найму потребуется предоставить выписку из трудовой книжки или договор с работодателем, условно отработан полный год, документы в наличии – прибавляем год к сумме, полученной на предыдущем шаге, и получаем 8 лет и 4 месяца (общий);
  • далее понадобится выписка из ПФ о страховых отчислениях, предположим, она выдает суммарно 7 лет и 6 месяцев – прибавляем этот срок к предыдущему результату и получаем общий стаж в 15 лет и 10 месяцев.

Вычисление с помощью онлайн калькуляторов

Такой способ актуален для тех, кто часто менял работодателей и не был задействован в деятельности, предусматривающей льготное исчисление.

Для работы с калькулятором потребуется выполнить следующие шаги:

  • зайти на страницу сервиса (есть с регистрацией, есть без нее);
  • ввести данные: дату принятия на должность, дату увольнения;



  • нажать кнопку «добавить период» (в разных сервисах текст может отличаться);


  • ввести информацию о следующем месте работы;


  • повторять указанные пункты до внесения всей информации;
  • в завершение кликнуть «рассчитать стаж» — калькулятор выдаст суммарное количество лет и месяцев, в течение которых человек выполнял трудовые обязанности.



Калькуляторы не учитывают наличие или отсутствие пенсионных отчислений!

Что делать, если стаж указан неверно?

Ошибки в исчислении стажа возникают по нескольким причинам, например:

  • ПФ не владеет информацией о занятости гражданина до 2002 года,
  • после 2002 года работодатель вообще не подавал в фонд сведения о сотрудниках или подавал недостоверную информацию.

Алгоритм действий следующий: необходимо обратиться в ПФ с документами, подтверждающими наличие неучтенного стажа (до 2002 года), и заявлением о перерасчете. При отсутствии страховых взносов в последующие периоды, за разъяснением следует обратиться к работодателю. Требование о внесении в пенсионный фонд недостающей информации и перечислении средств на страховую часть пенсии нужно также адресовать ему. Если договориться не получается, продолжать разговор следует в суде.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) контролирует, правильно ли работодатели рассчитывают и платят:

  • пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное медицинское страхование.

Такой контроль сотрудники ПФР выполняют в ходе проверок.

Об этом сказано в части 1 статьи 3 и части 1 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды проверок и их периоды

Пенсионный фонд РФ силами своих территориальных подразделений проводит камеральные и выездные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверок можно по сравнительной таблице . Если выплаты идут не в ПФР, тогда ознакомьтесь, как перевести деньги с негосударственного пенсионного фонда.

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчет по форме РСВ-1 ПФР (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, это расчет РСВ-1 ПФР за девять месяцев 2015 года. Тогда в рамках камеральной проверки данного расчета Пенсионный фонд РФ может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда вправе проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть обозначены в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Общий порядок камеральной проверки

Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в Пенсионный фонд РФ расчет по форме РСВ-1 ПФР . Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При проведении камеральной проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления ПФР от 31 июля 2014 г. № 323р.

Камеральную проверку проводят на территории фонда. Поэтому, кроме самого расчета, сотрудники фонда могут использовать в ходе проверки лишь уже имеющиеся у них документы. К примеру:

  • расчеты страховых взносов, представленные раньше;
  • документы, которые страхователь подал с первоначальными расчетами, – если речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
  • выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета;
  • другие документы, полученные от страхователя в порядке, установленном Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.

О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, которая `указана в штампе. Вместе с пояснениями можете дополнительно представить в фонд документы, которые подтверждают достоверность данных. Например, выписки из регистров бухучета.

Такие правила установлены в частях 3–4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ПФР могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением .

Ситуация: можно ли не исполнять требование Пенсионного фонда РФ представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке ?

Пенсионный фонд РФ вправе требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. При этом проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то данное требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.

Совет: Ответить на незаконное требование ПФР все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ПФР могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.

Общий порядок выездной проверки

Выездные проверки сотрудники фонда проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ПФР. Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Выездная проверка начинается с того, что сотрудники ПФР вручают плательщику взносов решение о проведении проверки . В таком документе должны быть обозначены состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет (ч. 4–9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.

С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ПФР вручит требование о представлении документов . Кстати, если проверку проводят совместно с ФСС России, то от каждого фонда должно быть свое требование. И исполнять эти требования придется по отдельности независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении . В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (ч. 11, 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в части 11.1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ПФР, которое ее проводит, должно направить мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Такой порядок предусмотрен в части 11.2 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды выездных проверок

Выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые выездные проверки территориальные отделения ПФР могут проводить только совместно с территориальными отделениями ФСС России. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на портале своего регионального отделения ФСС России. Учитывайте, что в этот график могут вноситься изменения.

Внепланово выездные проверки проводят лишь в определенных случаях. Например, при ликвидации или реорганизации организации. Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748. Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Кстати, в совместных проверках, помимо сотрудников фондов, могут принимать участие еще и налоговые инспекторы. Их привлекают, чтобы проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов, если организация:


Такой порядок установлен пунктом 2 части 5 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Какие документы может требовать ПФР при выездной проверке

Пенсионный фонд РФ может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые:

  • являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов.

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Например, сотрудники ПФР могут требовать копии расчетных, расчетно-платежных, платежных ведомостей, документы, подтверждающие занятость во вредных условиях труда, договоры гражданско-правового характера и т. д.

Требовать документы, которые не имеют отношения к предмету проверки, сотрудники фонда не вправе (п. 2.3 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р). Например, они не могут требовать налоговые декларации, в которых фиксируются суммы страховых взносов.

Перечень документов, которые сотрудники фонда могут истребовать в ходе выездной проверки, приведен в пункте 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р. К ним, в частности, относятся:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, ведомости по начислению и выдаче зарплаты, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц).

Дополнительно в ходе выездной проверки могут быть запрошены копии документов индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Перечень документов, подлежащих проверке, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Ситуация: может ли Пенсионный фонд РФ при проверке произвести выемку документов?

Перечень контрольных мероприятий, которые могут проводить должностные лица Пенсионного фонда РФ при выездной проверке, определен в статьях 36–37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Среди них:

  • доступ на территорию плательщика взносов;
  • истребование документов для проведения проверки.

Закон не дает сотрудникам ПФР права на выемку документов. Поэтому, даже если у них есть основания считать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты или изменены, проводить такое мероприятие (в отличие от налоговых инспекторов) сотрудники фонда не могут.

Как подать документы по требованию ПФР

Представить копии документов по требованию проверяющих можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Для этого на них нужно сделать надпись «Верно», указать должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставить дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Заверить нужно каждую копию документа. Заверять подшивки, состоящие из копий нескольких документов, нельзя.

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Внимание: если не представить документы по требованию проверяющих в течение 10 рабочих дней, то организацию или предпринимателя оштрафуют на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности, ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Оформление результатов проверок

Результаты камеральной и выездной проверок сотрудники фонда оформляют по-разному.

Если по итогам камеральной проверки сотрудники ПФР не нашли ошибки, то акт проверки они не составляют и о таких результатах плательщику не сообщают. Если же есть нарушения, то проверяющие оформляют акт камеральной проверки . Они должны это сделать в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки.

Для выездной проверки иначе. В последний ее день проверяющие составляют справку о проведенной проверке . Далее в течение двух месяцев с даты оформления справки сотрудники ПФР составляют акт выездной проверки .

Формы актов проверок и требования к их содержанию установлены Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п . О сроках и способах вручения акта проверки см. Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов .

Не согласны с актом проверки или с его отдельными частями? Тогда в течение 15 рабочих дней со дня получения акта можете представить в территориальное отделение фонда свои письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Руководитель или заместитель руководителя территориального отделения фонда должен сообщить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Он обязан сделать это, даже если возражений нет. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Ситуация: может ли территориальное отделение Пенсионного фонда РФ рассматривать материалы камеральной проверки в отсутствие представителей организации ?

Да, может, но только при условии, что плательщик взносов извещен о рассмотрении материалов.

Плательщик страховых взносов имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки (ч. 3 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Сотрудники фонда обязаны сообщить организации о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Если организация не извещена о времени и месте рассмотрения материалов, то решение, принятое по результатам такого рассмотрения, может быть обжаловано в суде. Как правило, арбитражные суды признают такие решения недействительными (см., например, определение ВАС РФ от 28 мая 2012 г. № ВАС-6248/12, постановления ФАС Уральского округа от 4 апреля 2012 г. № Ф09-1776/12, Уральского округа от 24.10.2011 № Ф09-6782/11 по делу № А60-4659/2011, Дальневосточного округа от 28 февраля 2012 г. № Ф03-374/2012).

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель или заместитель территориального отделения ПФР выносит одно из двух возможных решений:

Решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней по истечении срока, отведенного на подачу возражений по акту.

Такой порядок следует из частей 1 и 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение территориального отделения Пенсионного фонда РФ можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом № 167‑ФЗ [1] государственные (муниципальные) учреждения, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями. Данный статус накладывает на названные организации определенные обязательства, к которым, в частности, относится обязанность своевременно и в полном объеме перечислять страховые взносы, представлять документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. В свою очередь, ПФР имеет право проверять документы, связанные с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок. В статье мы рассмотрим вопросы, сопряженные с осуществлением таких проверок.

Как следует из ст. 11 Федерального закона № 27‑ФЗ [2] , страхователи (в том числе государственные (муниципальные) учреждения) представляют сведения индивидуального персонифицированного учета в территориальные органы ПФР по месту их регистрации:

1) ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с налоговым законодательством РФ начисляются страховые взносы), включающие:

страховой номер индивидуального лицевого счета;

  • фамилию, имя и отчество;
  • дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы;
  • дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы;
  • периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
  • суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
  • периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
  • документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
2) не позднее 20 дней со дня окончания квартала – сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56‑ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

3) не позднее 15‑го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) (по форме СЗВ-М).

В свою очередь, территориальные органы ПФР осуществляют контроль за правильностью представления страхователями сведений персонифицированного учета, в том числе проверяют достоверность предоставляемых сведений назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения работников, имеющих льготы в связи с особыми условиями труда (ст. 16 Федерального закона № 27‑ФЗ, ст. 13 Федерального закона № 167‑ФЗ). Напомним, что согласно ст. 3 Федерального закона № 27‑ФЗ одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета является обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении.

Ниже рассмотрим вопросы, связанные с проведением контрольных мероприятий, а также взаимодействием учреждения с проверяющими лицами ПФР.

Каков порядок назначения проверки?

Из текста вышеприведенного документа не вытекает, что страхователь заранее уведомляется о проведении проверки. Следовательно, если в учреждении давно не проводилась проверка персонифицированного учета, бухгалтерской службе следует быть готовой к контрольному мероприятию со стороны территориальных органов ПФР.

Какие документы будут затребованы при проверке?

  • учредительные документы;
  • штатное расписание организации, список внештатных работников, список работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг;
  • списки работников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;
  • расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;
  • лицевые счета работников;
  • приказы (о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора и др.);
  • трудовые книжки работников;
  • табель учета рабочего времени;
  • документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда.
Отметим: поскольку проверки сведений о стаже и заработке осуществляются за два завершенных календарных года, предшествующих проверке, необходимо подготовить документы да данный период (см. п. 7 Методических рекомендаций № 11п).

На что обратят особое внимание контролеры?

Если у организации большая численность, то осуществляется выборочная проверка (не менее 7% от общей численности). Однако обращаем внимание, что в случае установления недостоверных сведений специалисты ПФР вправе провести сплошную проверку (п. 7 Методических рекомендаций № 11п).

Что если обнаружены ошибки и несоответствия?

При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена данной статьей, должностным лицом территориального органа ПФР составляется акт, который подписывается им и лицом, совершившим правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт в нем делается соответствующая запись.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 – 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27‑ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день с даты отправления заказного письма.

Что если учреждение не согласно с результатами проверки?

Каков порядок рассмотрения материалов проверки?

Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Территориальный орган ПФР извещает учреждение о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов выносится решение (ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ):

  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено проверяемому лицу (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день с даты отправления заказного письма.

Можно ли обжаловать вынесенное решение?

[1] Федеральный закон от 15.12.2001 № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

[2] Федеральный закон от 01.04.1996 № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

[3] Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утв. Постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 № 11п.

Читайте также: