Работа на пенсии по выслуге лет в беларуси

Какие компенсации предусмотрены законодательством за продолжительный стаж работы? В каких локальных документах необходимо определить надбавки, а также порядок и условия их выплаты? Можно ли не предоставлять работникам дополнительные отпуска за продолжительный стаж работы? Ответы на эти и другие вопросы подробно изложены в статье.

Трудовой стаж подразделяется на следующие виды:

Последний является частью общего стажа, т.е. он включается в общий трудовой стаж. Особым видом специального стажа является выслуга лет.

Справочно: трудовой стаж — это периоды уплаты взносов госу­дарственного социального страхования, работы по найму или самостоятельной трудовой деятельности, определяемые или признаваемые в качестве таковых законодательством, в соответствии с которым они накоплены, а также любые периоды, приравненные по этому законодательству к трудовому (страховому) стажу (ст. 1 Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении, ратифицированного Законом РБ от 09.11.1999
№ 320-З «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении»).

Понятия «стаж работы» и «выслуга лет»

Стаж работы – это суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности (и других периодов, включаемых в стаж) гражданина.

Стаж работы имеет юридическое значение при назначении трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, при назначении на должность и т.д.

Справочно: время нахождения граждан на военной службе засчитывается в стаж работы и стаж работы по специальности (в отрасли) (часть вторая ст. 5 Закона РБ «О воинской обязанности и воинской службе»).

Выслуга лет – это разновидность трудового стажа, а именно специальный стаж работы с особыми условиями труда, либо стаж специальной профессиональной деятельности, с которым пенсионное и трудовое законодательство связывает предоставление пенсии и льгот.

При исчислении специального стажа работы для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда необходимо применять списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на такую пенсию, утвержденные Советом Министров РБ (ст. 14 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-ХII «О пенсионном обеспечении»).

Справочно: непрерывный стаж работы подразумевает период работы в данной организации и период предыдущей работы по специальности (в отрасли).

Периоды работы, подлежащие зачету в стаж работы по специальности (в отрасли), суммируются независимо от сроков перерыва в работе. Стаж работы по специальности (в отрасли) исчисляется в годах, месяцах и днях.
Право нанимателя на установление доплаты за стаж работы Белорусским законодательством предусмотрена возможность для нанимателя устанавливать работникам, имеющим стаж работы в одной отрасли, доплату за стаж работы. Установление такого рода доплаты является стимулирующей мерой нанимателя, которая побуждает работника к продолжительным трудовым отношениям с предприятиями, относящимися к одной отрасли.
Необходимо отметить, что формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, наниматель устанавливает на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Однако для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, формы и системы оплаты труда определяет наниматель, а размеры – Правительство РБ или уполномоченный им орган (часть третья ст. 63 ТК).

Таким образом, если предприятие не относится к категории организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, разрешается самостоятельно определять условия, порядок и размеры предоставления указанных доплат.

Организации могут устанавливать надбавки к заработной плате или иные льготы работникам за продолжительный стаж работы по специальности (в отрасли), в т.ч. выплату ежемесячных надбавок за продолжительный стаж работы по специальности (в отрасли), а также выплату единовременного вознаграждения за продолжительный стаж работы в данной организации.

Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством (п. 3 части первой ст. 7 ТК), например положение об оплате труда и материальном стимулировании, в котором необходимо определить конкретное наименование надбавки (надбавка за стаж работы в организации, по специальности (в отрасли) и др.), а также порядок и условия выплаты этой надбавки.

В целях дополнительной меры закрепления высококвалифицированных кадров на предприятии наниматель может предусмотреть также выплату единовременного вознаграждения за длительный стаж работы в организации. Это позволит усилить мотивацию работников в накоплении производственного опыта и обеспечить соответственно рост квалификации и профессионального мастерства. Основанием для выплаты единовременного вознаграждения может быть локальный нормативно-правовой акт нанимателя, например положение о порядке выплаты единовременного вознаграждения.

Следует заметить, что у нанимателя могут одновременно действовать несколько локальных нормативных правовых актов, регулирующих дополнительные выплаты стимулирующего характера. В данном случае – положение о порядке выплаты надбавок за продолжительность непрерывной работы в отрасли и положение о порядке выплаты единовременного вознаграждения за продолжительный стаж работы в организации.

Пример

Положением о порядке выплаты надбавок за продолжительность непрерывной работы в отрасли работникам предусмотрена ежемесячная надбавка за продолжительность непрерывной работы по специальности (в отрасли) в следующих размерах:

– от 5 лет до 10 лет – 20 % тарифной ставки, должностного оклада;

– свыше 10 лет – 30 % тарифной ставки, должностного оклада.

Положением о порядке выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет работникам установлена выплата единовременного вознаграждения за выслугу лет. Вознаграждение выплачивается работникам, отработавшим в данной организации:

– от 5 до 10 лет, – в размере 2,0 тарифной ставки, должностного оклада;

– свыше 10 лет, – в размере 3,0 тарифной ставки, должностного оклада.

Дополнительные отпуска за продолжительный стаж работы

Работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации, отрасли, за счет собственных средств организации можно установить дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы до 3 календарных дней.
Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска необходимо зафиксировать в коллективном или трудовом договоре с работником (ст. 159 ТК).

В коллективном договоре могут быть определены категории работников, которым устанавливается дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы. При этом определяется продолжительность стажа работы в отрасли (организации), дающего право на такой отпуск, с какой периодичностью он будет предоставляться, конкретная продолжительность данного отпуска и другие вопросы, определяющие порядок и условия его предоставления.
Если в организации нет коллективного договора, то эти вопросы должны быть урегулированы в трудовом договоре с работником (дополнительном соглашении к договору).

Отпуск за продолжительный стаж работы по общему порядку суммирования отпусков (основного и дополнительных) присоединяется к основному отпуску продолжительностью 24 календарных дня.




Кто имеет право досрочно уйти на льготную пенсию, рассказывает заместитель начальника управления по труду и социальной защите Слонимского райисполкома Вера Антоник.

— Правом на досрочную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон), могут воспользоваться:

1) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет: мужчины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 1 января 2009 года) на указанных работах; женщины — при стаже работы не менее 15 лет 6 месяцев, из них не менее 7 лет 6 месяцев (при этом не менее 3 лет 9 месяцев в период до 1 января 2009 года) на указанных работах. Начиная с 1 января 2017 года указанные 15 лет 6 месяцев стажа работы ежегодно с 1 января увеличиваются на 6 месяцев до достижения 20 лет. Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год — за каждый полный год такой работы мужчинам и за каждые 9 месяцев такой работы женщинам;

2) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, — по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев (при этом не менее 6 лет 3 месяцев в период до 1 января 2009 года) на указанных работах; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 1 января 2009 года) на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год — за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

3) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, — по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;

4) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;

5) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства: мужчины — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;

6) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания;

7) водители городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.

Приравнивание отдельных пригородных маршрутов по условиям труда к городским перевозкам производится в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

8) работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.

При этом период работы непосредственно в полевых условиях в течение полугода или более полугода засчитывается за год работы, менее полугода — по фактической продолжительности, а на сезонных работах — в соответствии со статьей 53 настоящего Закона.

При определении права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда периоды работы с особыми условиями труда после 1 января 2009 года учитываются при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.


Право на досрочную пенсию на льготных основаниях в соответствии со статьями 17-22 Закона имеют:

1) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет; женщины — при стаже работы не менее 20 лет;

2) матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

3) женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет (а также женщины, у которых к этому времени пятый ребенок не достиг 8 лет) и при стаже работы не менее 15 лет;

4) женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 16-летнего возраста, при стаже работы в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции не менее 10 лет (без зачета в стаж работы времени ухода за детьми) имеют право на пенсию независимо от возраста;

5) матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

6) отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи в связи с ее смертью;

7) лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 15 лет: мужчины — при стаже работы не менее 20 лет; женщины — при стаже работы не менее 15 лет;

8) инвалиды с детства имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет; женщины — при стаже работы не менее 20 лет.


Иллюстрационное фото tut.by

В соответствии со статьями 47-492 Закона пенсии за выслугу лет назначаются отдельным категориям работников, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию. Данным правом могут воспользоваться:

1) работники летного и летно-испытательного состава при выслуге лет в этих должностях не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин. Указанные работники, уволенные с летной работы по состоянию здоровья (болезни), при наличии выслуги лет у мужчин не менее 20 лет и у женщин не менее 15 лет имеют право на пенсию пропорционально отработанному времени. Последующая работа в службах управления воздушным движением и инженерно-авиационной в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (пункты «б» и «в» настоящей статьи), засчитывается в календарном порядке для назначения полной пенсии за выслугу лет. Перечень должностей работников летного состава, порядок исчисления сроков выслуги лет для назначения им пенсий, а также порядок назначения и выплаты пенсий работникам летно-испытательного состава утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

2) работники, осуществляющие управление воздушным движением и имеющие свидетельство диспетчера, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов;

3) инженерно-технический состав — по перечню должностей и работ, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет в указанных должностях; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет в указанных должностях;

4) бортпроводники: мужчины — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет бортпроводником; женщины — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет бортпроводницей;

5) медицинские и педагогические работники со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при наличии специального стажа работы не менее 30 лет; женщины — при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

6) отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных организаций и коллективов — по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь;

7) спортсмены со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет профессиональной спортивной деятельности; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет профессиональной спортивной деятельности.

8) отдельные категории спортсменов, находившиеся в штате сборных команд Республики Беларусь и (или) национальных команд Республики Беларусь по видам спорта не менее 5 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет при стаже работы не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Перечень данных категорий спортсменов утверждается Советом Министров Республики Беларусь.


Иллюстрационное фото pronalogi.by

В соответствии со статьей 32 Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее — Закон) пенсии по возрасту участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее — участники ликвидации) назначаются со снижением общеустановленного пенсионного возраста:

принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987 году — на 10 лет;

принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах в пределах зоны эвакуации (отчуждения) (кроме занятых в 10-километровой зоне), при условии наступления инвалидности независимо от ее причины (кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства) — на 5 лет.

— Сколько в органах социальной защиты Слонима на 1 января 2020 года состоит на учете получателей пенсий?

— На учете в управлении по труду, занятости и социальной защите Слонимского райисполкома на 01.01.2020 состоит 17911 получателей пенсий, из них 1733 — на льготных основаниях.

— Сколько пенсионеров продолжает работать, их возраст?

— Работающих получателей пенсий — 4056 человек, из них 882 человека (21,7%) — трудоспособного возраста.


Как выплачивается пенсия работающим пенсионерам? Всегда ли можно на нее рассчитывать?

В период работы либо занятия предпринимательской деятельностью не выплачиваются доплаты к пенсиям пенсионерам, достигшим 75 (80) лет, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь, и ежемесячные доплаты, установленные отдельным категориям неработающих получателей в соответствии с решением Минского городского Совета депутатов «Об установлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», а также ежемесячные доплаты к пенсиям лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим ученую степень доктора наук и ученое звание профессора.

Ч. 1 ст. 83 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» установлено, что пенсии выплачиваются без учета получаемого пенсионером заработка (дохода). Но при этом часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130 % средней заработной платы в республике (что соответствует индивидуальному коэффициенту заработка 1,30000), в период работы либо период, в течение которого пенсионер являлся индивидуальным предпринимателем (за исключением занятости непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях), не выплачивается. Выплата в полном размере будет производиться со дня, следующего за днем увольнения пенсионера или исключения его из единого регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Если же пенсия исчислена с учетом индивидуального коэффициента заработка менее или равного 1,30000, то она выплачивается в период работы (в том числе при занятости на работе на условиях неполного рабочего времени, по гражданско-правовому договору) или в период, когда пенсионер является индивидуальным предпринимателем, в полном размере.

Не выплачиваются в период работы пенсии по возрасту, назначенные досрочно в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» до достижения общеустановленного пенсионного возраста или приобретения права на пенсию по другим основаниям.

В период работы по трудовому договору (контракту) или занятия предпринимательской деятельностью приостанавливается выплата пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

Также не выплачиваются пенсии за выслугу лет в период работы, дающей право на эту пенсию, отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава, отдельным категориям медицинских и педагогических работников, артистам, спортсменам.


Кто уведомляет органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, о приеме пенсионера на работу и его увольнении?

При приеме на работу пенсионера (в том числе при заключении гражданско-правовых договоров) работодатель обязан в пятидневный срок известить об этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с невыполнением работодателем указанного требования, взыскиваются в пользу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в бесспорном порядке с работодателей.

Пенсионер также обязан извещать орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. При этом следует обратить внимание, что на работодателя возложена обязанность об извещении только о приеме на работу пенсионера, а документы об увольнении гражданин самостоятельно предоставляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Впрочем, организация тоже вправе направить эти сведения в адрес управления социальной защиты.

Какие выплаты положены по достижении 75 и 80 лет?

Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 года № 35 доплаты к пенсиям установлены постоянно проживающим в Республике Беларусь неработающим получателям пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите, достигшим 75 и 80 лет.

К неработающим получателям пенсий в данном случае относятся лица, получающие пенсии, но при этом не являющиеся индивидуальными предпринимателями и не осуществляющие трудовую деятельность на основании трудовых, гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, либо на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

Доплаты устанавливаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем достижения 75 или 80 лет. Лицам, достигшим 75 лет, устанавливается доплата в размере 75 % минимального размера пенсии по возрасту. Тем, кому исполнилось 80 лет, — 100 % минимального размера пенсии по возрасту.

Например, Иванов Н. П., родившийся 5 июля 1945 года, достиг 75 лет 5 июля 2020-го. С 1 августа 2020-го ему будет выплачиваться доплата в размере 75 % минимального размера пенсии по возрасту, составляющей на этот момент 64,03 рубля — это будет 48,02 рубля.


Многие пенсионеры ошибочно считают, что по достижении 80 лет к доплате в размере 75 % добавляется доплата в размере 100 % минимального размера пенсии по возрасту. Это не так, доплаты не суммируются, просто по достижении 80 лет размер выплаты увеличивается с 75 до 100 % минимального размера пенсии по возрасту.

Например, Петров Н. П., родившийся 5 июля 1940 года, достиг 80 лет 5 июля 2020-го. С 1 августа 2020-го ему будет выплачиваться доплата в размере не 48,02 рубля, а 64,03 рубля, то есть 100 % минимального размера пенсии по возрасту. Таким образом, она будет увеличена на 17,75 рубля.

Стоит учитывать, что в период работы или предпринимательской деятельности данные доплаты к пенсии не выплачиваются. Тем не менее пенсионерам, достигшим 80 лет (независимо от того, работают они или нет) на основании норм Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» устанавливается надбавка на уход в размере 50 % минимальной пенсии по возрасту (на сегодня это 32,02 рубля), которая выплачивается с первого числа месяца, следующего за месяцем достижения пенсионером 80 лет.

Инвалидам I группы к пенсии устанавливается надбавка на уход в размере 100 % минимального размера пенсии по возрасту, в связи с чем по достижении ими 80 лет к пенсии не будет установлена надбавка на уход в размере 50 % минимальной пенсии по возрасту как лицу, достигшему 80 лет. Это связано с тем, что при наличии права на надбавку на уход по различным основаниям она начисляется по одному (наиболее выгодному) основанию.

К слову, права на надбавку получателям пенсий, достигшим 75 и 80 лет, не имеют лица, находящиеся в местах лишения свободы либо на государственном обеспечении и проживающие в государственных стационарных организациях социального обслуживания.

Изменения в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение, все еще вызывают у белорусов вопросы. В каком возрасте я уйду на пенсию? Сколько я буду получать? Как рассчитывается пенсия и что влияет на ее размер? Есть ли у меня льготы и надбавки? Вместе с заместителем председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальником управления пенсий и пособий Алиной Воронюк мы разложили по полочкам все эти моменты. Кроме того, рассмотрели основные изменения пенсионного законодательства, которые вступили в силу в этом году.


Пенсионный возраст и страховой стаж в 2020 году

Пенсионный возраст в Беларуси в 2020 году для женщин составляет 57 лет, а для мужчин 62 года. Ежегодно до 2022-го он будет увеличиваться на полгода. И к 2022 году женщины будут выходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины – в 63 года. Вместе с пенсионным возрастом увеличивается и необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. В этом году он составляет 17,5 года, а к 2025-му достигнет 20 лет. Те, кто не набрал нужный страховой стаж, могут рассчитывать только на социальную пенсию, сейчас это 119,94 рубля.

Есть категории граждан, для которых требуется страховой стаж меньшей продолжительности.

– Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством), – отмечает Алина Воронюк.

Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Страховой стаж нужно «оплачивать»

В стаж, необходимый для назначения пенсии, не будут засчитаны периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодатель не уплачивал или уплачивал в неполном объеме.

– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж, – объясняет специалист.

То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. Чтобы оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, интересуйтесь информацией об уплате работодателем обязательных страховых взносов на ваше имя. По этому вопросу можно обратиться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.

Что касается уплаты взносов с учетом заработной платы ниже установленной в республике минимальной заработной платы, то в таком случае стаж будет скорректирован в сторону уменьшения в соответствии с частью первой статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Включается ли в страховой стаж советский стаж

– В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно, время работы в период СССР или так называемый «советский стаж» включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии, – поясняет Алина Воронюк.

Какие виды пенсий существуют

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Самый большой удельный вес в общей численности пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии по возрасту – 81 процент, 11 процентов получают пенсии по инвалидности, по 3 процента – пенсии по потере кормильца и социальные пенсии, 2 процента – пенсии за выслугу лет. Согласно данным комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома средний размер трудовой пенсии по возрасту в области в феврале текущего года составляет 439,40 рубля.

– В назначении досрочных пенсий по возрасту и за выслугу лет с января 2020 года произошли существенные изменения. Президент 17 января подписал Указ № 15, согласно которому работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, которые выработали до 1 января 2009 г., то есть до введения профессионального пенсионного страхования, не менее половины требуемого льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» из средств общей пенсионной системы.

До вступления в силу указа действовала норма, согласно которой при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась досрочная профессиональная пенсия до достижения пенсионного возраста. Формировалась она исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Как определяется размер пенсии

Здесь стоит обратить внимание на два критерия: стаж и заработок до обращения за назначением пенсии.

В стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также период службы в Вооруженных Силах СССР и Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности) или за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Засчитываются также периоды получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования в дневной форме; пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.

– Среди последних изменений – нормы Указа Президента Республики Беларуси от 10 февраля 2020 года №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно документу с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Уплата взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения за указанных военнослужащих будет производиться за счет средств республиканского бюджета за периоды срочной военной службы, начиная с 1 января 2020 г. и позднее (независимо от даты начала прохождения срочной военной службы). С учетом этого в страховой стаж для назначения трудовой пенсии будут включаться только периоды срочной военной службы после 1 января 2020 г. и позднее, за которые были уплачены взносы в бюджет фонда, – дополняет Алина Воронюк.

Периоды срочной военной службы, протекавшей до 1 января 2020 г. и не сопровождавшиеся уплатой взносов, будут по-прежнему включаться только в общий стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера.

Чем подтверждается трудовой стаж? Основным документом является трудовая книжка. При отсутствии трудовой в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 г. принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов.

При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за то время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

В 2020 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике, а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Если нет документов о зарплате

– На практике часто бывают ситуации, когда документы о заработке не сохранены по вине работодателя. Выход из такой ситуации есть: работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защите для решения пенсионного вопроса. Кроме того, пенсионер вправе обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении причиненного ущерба в связи с недополучением по вине работодателя пенсии в полном объеме (если это имело место) за период до установления судом юридического факта получения им заработной платы, – пояснила Алина Воронюк.

Как рассчитывается пенсия для ИП или самозанятых

Индивидуальные предприниматели каждый месяц, помимо подоходного налога, платят взнос в фонд социальной защиты населения. Минимальная планка – 35 процентов от минимальной заработной платы по стране. В IV квартале 2019 года эта сумма равнялась 115,5 рубля. С января 2020 года минимальная зарплата по стране выросла до 375 рублей, поэтому и размер минимального взноса увеличился до 131,25 рубля. При таком показателе за год индивидуальный предприниматель направит в фонд соцзащиты 1575 рублей. Меньше этой суммы заплатить нельзя, больше – можно.

Для чего нужны эти выплаты? Они аналогичны страховым взносам, которые работодатель уплачивает за работников. Поэтому, если ИП работал весь год и исправно платил взносы, эти 12 месяцев засчитываются ему в страховой стаж.

Представим, что человек практически всю жизнь проработал ИП вплоть до пенсии, уплачивая взнос по минимальному порогу. В таком случае индивидуальный коэффициентзаработка у него будет небольшой, а данный показатель напрямую влияет на размер пенсии.

Что касается самозанятых граждан (ремесленники, фотографы), то они имеют право не платить страховые взносы. Однако в таком случае ими не будет формироваться страховой стаж, а без этого они рискуют остаться без пенсии. Если ремесленник захочет платить страховые взносы, то они должны быть не менее 29 процентов минимальной зарплаты по стране. На данный момент это 108,75 рубля.

Куда обращаться за назначением пенсии

Статьей 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определен порядок обращения за назначением пенсии. Согласно данному порядку работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Неработающие граждане подают заявление о назначении пенсии сами в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (регистрации). Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Виктор Мохань, «Гродзенская праўда», 26 февраля 2020 г.

Читайте также: