Работающим пенсионерам поднимут пенсию в беларуси

В Республике Беларусь действует распределительная система — все средства используются для выплат пенсионерам. За каждого работника организации отчисляют налог — 35 %. Пенсия в Беларуси зависит от стажа (в 2019 — минимум 17 лет), бюджета прожиточного минимума (БПМ) и средней зарплаты. Государственные пособия может получать любой нетрудоспособный гражданин.


Минск, Беларусь

Пенсионный возраст в Беларуси

Гражданин становится пенсионером при достижении установленного возраста, проработав официально требуемое количество лет. В Беларуси, как и во многих других странах, проводится реформа, увеличивающая в соответствии с графиком возраст выхода на заслуженный отдых. В 2020 г. он возрастет на два года и составит:

  • 62 — мужчины;
  • 57 — женщины.

В 2022 г. — 63 и 58 соответственно. Если гражданин, достигший установленного возраста по дате рождения, обратится позже, то пенсию установят по году обращения. Причиной реформы послужила демографическая ситуация:

  • старение нации: на 100 человек трудоспособного населения — 22-23 пожилых;
  • увеличение среднего возраста работающих;
  • уменьшение количества новорожденных.

Минимальная, средняя и максимальная пенсия в Беларуси

Сумму выплаты по возрасту рассчитывают, исходя из размера среднего заработка (55 % и выше) и минимальной пенсии (утверждается). МП зависит от финансовых возможностей ФСЗН, состояния экономики, роста инфляции. В 2019 году производятся следующие выплаты:

  1. Минимальная: 25 % от БПМ. С 1 ноября 2019 г. — 57,96 белорусских рублей (27,4 доллара). Для ее получения нужно 17 лет страхового стажа. Предоставляется доплата — 20 % от средней зарплаты по стране. Всего: 243,11.
  2. Средняя: трудовая — 431,8, по возрасту — 446,1. Отличается по регионам: самая высокая — в Минске, ниже всего — в Брестской области.
  3. Максимальная: 674,31 при стаже 40 (45) лет и без учета надбавок.

Важное от BBQcash: к 2025 г. человеку необходимо получить страховой стаж — минимум 20 лет.

Для оформления пенсии собирают требуемые документы и передают в органы соцзащиты.

Особенности пенсионной системы в Беларуси

Действующая пенсионная система в Беларуси — государственная. Различается видами накоплений:

  • солидарная и распределительная — уплачиваемые взносы;
  • накопительная — человек отчисляет самостоятельно на счет;
  • условно-накопительная — взносы на страхование.

Государство контролирует все полученные активы, что дает людям социальные гарантии. Источниками выплат пенсий служат ФСЗН и госбюджет. В зависимости от вида начислений производятся выплаты:

  • трудовые — фонд соцзащиты;
  • профессиональные страховые — работа в особых условиях, выслуга лет;
  • по инвалидности — обязательное страхование;
  • социальные — бюджет.

Ежегодно происходит индексация пенсий, что защищает их от инфляции.

Виды пенсий

В Беларуси в ФСЗН наниматели отчисляют средства за каждого сотрудника,зависящие от фонда зарплаты:

  • ПФ: 28 %;
  • социальное страховое обеспечение: 6 %.

Работник перечисляет 1 % от своей зарплаты в ПФ. Трудовые пенсии:

  1. По возрасту — назначают пожизненно по законодательству. Основное условие – необходимый страховой стаж.
  2. За выслугу лет — получают ряд граждан, у которых нет досрочной профессиональной пенсии.
  3. По инвалидности — не зависит от причины получения группы, если имеется необходимый стаж в момент обращения. Могут назначить переосвидетельствование на предмет восстановления работоспособности.
  4. Потеря кормильца — выплачивают нетрудоспособным лицам, если умерший отработал положенное время.
  5. За заслуги перед страной — обладатели званий и наград.

Люди,у которых недостаточно стажа,с инвалидностью, могут получать социальные пособия. Их размер зависит от категории и определяется в процентах от БПМ. Назначается на пять лет позже введенного возраста.

Важное от BBQcash: для отдельных категорий существуют надбавки на уход.

Особый вид — военная пенсия. Ее получают в 45 лет после 20 лет службы. Повышение возраста касается и этой категории людей — 48 к 2033 г. При соблюдении этих условий выплачивают минимум — 50 % от денежного довольствия, за каждый дополнительный год службы прибавится — по 3 %. С 1.09.2017 пенсии повышались поэтапно с помощью корректирующих коэффициентов, с 1.07.2019 — равно 1.

При переезде из Беларуси выплачивается пенсия за 6 месяцев вперед по любому виду. В других странах ее назначают согласно заключенным соглашениям между государствами. Существует возможность получать пенсию переводом на банковский счет.

Льготы для пенсионеров в Беларуси

Для защиты социально уязвимой части населения — пенсионеров предусмотрен ряд мер государственной поддержки:

  • период дачного сезона — билеты за 50 % от цены в пригородном транспорте;
  • человек, проживающий один, — уменьшение суммы оплаты ЖКХ;
  • не требуется платить налог на недвижимость;
  • государственная пошлина в нотариальной конторе — 50 % от суммы.

Инвалидам представляются дополнительные скидки:

  • лекарства — 10 % от стоимости при наличии рецепта и покупки в госаптеке;
  • протезирование осуществляют бесплатно из недорогостоящих материалов в гос.клинике;
  • оплата за жилые помещения,за использованиенеобходимогомед.оборудования — скидка 50 %;
  • предоставление санаторного лечения по показаниям — бесплатно;
  • уменьшение транспортного налога.

Предусмотрены доплаты неработающим пенсионерам старше:

  • 75 — 43,47 руб.;
  • 80 — 57,96.

Дополнительные льготы — для ветеранов войны, героев труда, сотрудников прокуратуры и органов МВД.

Досрочная пенсия в Беларуси: нюансы и особенности

Для получения досрочной профессиональной пенсии необходимо достигнуть определенного возраста, иметь некоторый общий стаж и проработать какое-то количество лет в конкретной области.

Мужчины, задействованные в работах под землей или работавшие в особо вредных и тяжелых условиях (список 1), — на 10 лет раньше, при стаже — 20 (10 — профессиональный).

На 5 лет меньше трудятся мужчины:

  • на должностях из списка 2: 12,5 (общий 25);
  • трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства, водители пассажирского транспорта в городе, работники экспедиций, участвующих в изыскательных работах: 20 при общем — 25.

Женщины получат пенсию на 5 лет раньше, если работали:

  • водителями пассажирского транспорта в городе — 15, а всего — 20;
  • на текстильном производстве (список), животноводами и свиноводами, доярками — 20.

В независимости от пола требования предъявляются только к профстажу:

  • горные работы по добыче полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников (из определенного списка) — 25;
  • ведущие профессии (горнорабочие, забойщики, машинисты) — 20.

Если человек продолжит трудиться на своем месте, то досрочную пенсию по профессии он не получит.

Важное от BBQcash: для льготников предусмотрено такое же поэтапное увеличение возраста.

Женщинам стаж требуется на 5 лет меньше. Ряд категорий населения для получения пенсии имеет льготные основания. Уменьшается возраст на 10 лет — лилипутами карликам при стаже 20 (15).

Снижается на 5 лет для категорий:

  • инвалиды с детства и вследствие ранения на военной службе — если проработали 25 (20);
  • отец, воспитывающий ребенка-инвалида 8 лет и более, если мать не получила пенсию по этому основанию или она умерла: стаж — 25;
  • мать такого же ребенка или военнослужащего, погибшего во время службы: 20;
  • многодетные матери (5 и более): стаж 15 и четвертый ребенок в момент обращения старше 8.

Проработав в сельском хозяйстве 10 лет, многодетные матери, воспитывающие детей до 16, имеют право на пенсию. Не нужно ждать возраста. Досрочно могут оформить пенсию:

  • врачи, педагоги — при стаже 30 (25);
  • граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации,неимеющиевозможноститрудоустроиться заново, — на 2 года раньше;
  • безработные — за год, если они получили этот статус и не нашли работу в течение 52 недель.

Сокращенным гражданам досрочная пенсия не назначается.

Повышение пенсии и пенсионного возраста: последние новости

Законодательство в Беларуси постоянно изменяется: с 1992 по 2018 г. в основной закон «О пенсионном обеспечении» было внесено 34 дополнения и изменений.

Программа пенсионной реформы предусматривает, что повышается не только возраст, но и минимальный стаж.

Важное от BBQcash: учеба в ВУЗах не учитывается. После 45 (40) лет стаж не влияет на расчет.

Постановлением Минтруда и соцзащиты БПМ увеличен с 1 ноября 2019 г. В соответствии этим возрастают минимальные трудовые и социальные пенсии. Увеличение БПМ — 0,4% или 92 коп. Будет действовать до 31 января 2020 г.

Если гражданин продолжает работать, то может существенно изменить размер будущей пенсии, отказавшись от ее получения. За 5 лет она возрастет в 1,5-1,8 раза за счет увеличения заработка, от которого исчисляется пенсия.

Имеется возможность изменить размер пенсии за счет накопительной. Этот вид добровольный — зависит от самого человека, откладывающего средства на специальный счет самостоятельно.


— Татьяна Викторовна, насколько знаю, в первую очередь новшества касаются многодетных матерей. Что указ изменит в их пенсиях?

— Первое новшество в пенсионной системе касается матерей, родивших четверых и более детей, которые не работали в связи с уходом за малолетними детьми. Периоды декретного отпуска будут засчитываться в общий стаж работы в пределах 12 лет, а не 9, как сейчас. Норма указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года. Пенсии будут перерассчитывать с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Для этого нужно будет подать заявление и документы, подтверждающие рождение четверых и более детей и воспитание их до трехлетнего возраста в орган по труду, занятости и социальной защите.

— А страховой стаж не изменится?

— Для мам, родивших четверых детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, он уменьшается. Трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет, в том числе не менее 10 лет — с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Сейчас такие мамы получали трудовую пенсию на общих основаниях. Например, в текущем году трудовую пенсию назначали при наличии страхового стажа не менее 17 лет и 6 месяцев.

— Кого еще коснутся изменения при начислении пенсий?

— Расширяется круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца и условия, при которых она назначается. При осуществлении ухода за детьми умершего кормильца, не достигшими трех лет, она назначается:

- лицам, которым по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком умершего кормильца, до достижения им возраста 3 лет (при условии, что они не выполняют работу по гражданско-правовому договору, не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности);

- лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность на период осуществления ухода за ребенком умершего кормильца до достижения им трехлетнего возраста;

- бывшему супругу (бывшей супруге) умершего кормильца при условии невступления в новый брак.

— Предусмотрены ли какие-то новшества для людей с инвалидностью?

— Да, есть они и для этой категории граждан. Если человек являлся инвалидом I и II групп не менее 10 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, то страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, будет снижаться на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности. А когда время пребывания на инвалидности I и II групп составляет не менее 21 года, трудовая пенсия будет назначаться при наличии страхового стажа не менее 5 лет. Одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу: для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет.

Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и II групп для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Социальная пенсия лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, матерям и (или) отцам детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имевших третью и (или) четвертую степень утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, если родитель (родители) осуществлял уход за ними не менее 20 лет, назначается в размере 130 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера.

— Как быть, если все же страхового стажа для назначения пенсии не хватает?

— Будет назначена трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Сюда подпадают мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины — 60 лет при наличии не менее 10 лет страхового стажа. Пенсия будет назначаться в размере 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. За каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3% указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины.

К сведению, в 2021 году для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в полном размере потребуется наличие страхового стажа не менее 18 лет.

— Куда обращаться за перерасчетом пенсий?

— Напомню, трудовые пенсии, назначенные до 1 января 2021 г., будут перерассчитываться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Всех, кого коснулся Указ, и кто имеет право на перерасчет пенсии согласно ему, просим обращаться в отдел пенсий и пособий (кабинет № 4, телефон 6-59-01) управления по труду занятости и социальной защите Волковысского райисполкома по адресу: ул. Жолудева, д. 24. В первую очередь, обращаем внимание на это женщин, осуществлявших уход за детьми до 3 лет более 9 лет в общей сложности, женщин, родивших четверых и более детей и воспитавших их до 8-летнего возраста, родителей детей-инвалидов.

Пенсия в Беларуси – денежная регулярная выплата, которая полагается человеку при наступлении определенного условия. Чаще всего таким условием является достижение установленного пенсионного возраста. Другие условия – потеря трудоспособности, присвоение группы инвалидности, потеря кормильца и т.д. Выплата пенсионного обеспечения осуществляется как из государственных фондов, так и негосударственных (средства физических лиц, частных фирм).

В РБ функционируют трудовые и социальные пенсии. Система индивидуальных счетов практически не представлена. Перерасчет социальных пенсий происходит 4 раза в год – 1 ноября, 1 февраля, 1 мая и 1 августа. Это даты ежегодного увеличения бюджета прожиточного минимума (БПМ), к которому привязаны социальные и минимальные трудовые пенсии. В 2020 году тоже будут плановые повышения трудовых пенсий.

Трудовые пенсии (по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, за особые заслуги перед государством) рассчитываются по-другому. Они зависят от средней зарплаты в стране и от возможностей Фонда социальной защиты населения (ФСЗН).

Социальная пенсия в Беларуси

Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).

Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.

В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:

  • дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
  • инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
  • детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
  • мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).

Трудовая пенсия в Беларуси по возрасту

Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:

  • накопить минимальный страховой стаж;
  • накопить минимальный общий трудовой стаж;
  • достигнуть пенсионного возраста.

Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2020 году – 17,5 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

В общий трудовой стаж включается не только рабочий период со страховыми выплатами, но и:

  • обучение в техникуме или колледже, ВУЗе, послевузовское образование;
  • декретный отпуск;
  • уход за родственниками-инвалидами.

С 1 января 2020 года солдаты срочной службы включены в систему обязательного государственного социального страхования. Так как в это время будут поступать взносы в ФСЗН, то теперь срочная служба учитывается при учете страхового стажа.

Продолжительность трудового стажа для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет.

Официальное трудоустройство на территории Российской Федерации учитывается при расчете трудового и страхового стажа для белорусов.

Пенсионный возраст в 2020 году для белорусских мужчин – 62 года, для женщин – 57 лет. Подробный график возрастного повышения пенсий в Беларуси составлен ниже. Расчет трудовых пенсий по возрасту зависит от средней заработной платы работников в стране.

Пенсии по возрасту – это как минимум 55% от средней зарплаты в стране. При этом сумма не может быть меньше, чем установленная законодательством минимальная пенсия.

Возрастная таблица пенсий в Беларуси (выход на пенсию)

В 2016 году в пенсионное законодательство в РБ были внесены значительные изменения. С этого года возраст выхода на пенсию постепенно увеличивается на 6 месяцев до достижения черты в 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.

Больше 40 тысяч работников потеряли часть стажа для начисления пенсии, потому что наниматели не платили (или частично) обязательные страховые взносы в ФСЗН. Это одна из пенсионных проблем, которую властям пока не удается решить. Из других проблемных вопросов — «пенсионная ловушка», взносы в ФСЗН с работающих пенсионеров, уравнительный принцип формирования пенсий. FINANCE.TUT.BY посмотрел, какие пенсионные вопросы по-прежнему актуальны для Беларуси. К слову, некоторые из этих проблем упомянули в своих предвыборных программах кандидаты в президенты Светлана Тихановская , Андрей Дмитриев , Сергей Черечень , Анна Канопацкая . Александр Лукашенко еще не обнародовал свою программу.



Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Какие проблемы по пенсиям назрели в Беларуси. Коротко о главных из них

  • Десятки тысяч белорусов теряют часть страхового стажа (а следом — и часть пенсии) из-за того, что наниматели не уплачивают за них взносы в ФСЗН.
  • Еще один пенсионный вопрос — минимальный страховой стаж, который нужно выработать для назначения трудовой пенсии. Если не наберется нужный период, то в таком случае можно претендовать на социальную (сейчас — чуть меньше 124 рублей). Вопрос в заметном повышении этого стажа и том, что в него не включают учебу в вузах, декретный отпуск, больничные, периоды получения пособия по безработице (а службу в армии — уже да).

Работающие пенсионеры должны платить взносы в ФСЗН со своих зарплат (при этом для них действует понижающий коэффициент на пенсию), но перерасчет пенсии при этом не производится.

В Беларуси действует так называемый уравнительный принцип формировании пенсий, при котором отсутствует четко выраженная дифференциация в размере начисленных выплат на заслуженном отдыхе в зависимости от уровня зарплаты. Проще говоря, пенсии работников с высокой зарплатой и низкой отличаются не так значительно, как отличались их «получки».

Немало вопросов возникает к размеру пенсий в Беларуси. То, что пенсии «слабые», неоднократно признавали власти, но программу по их повышению либо какой-либо план, как пересмотреть действующую пенсионную систему, чтобы поднять размер этих выплат, не представляли общественности. Тем временем власти не первый год пытаются поднять пенсии до 40% от средней зарплаты по стране.

Еще один актуальный пенсионный вопрос — страховые взносы в ФСЗН. За шесть лет дефицит фонда вырос в 9 раз. И недостаток средств в фонде стабильно примерно 10%, заявил в конце 2018 года Александр Лукашенко. В КГК ранее предлагали для повышения наполняемости бюджета фонда повысить для отдельных плательщиков размеров обязательных страховых взносов по пенсионному страхованию и льгот. В Минфине ранее говорили о варианте снизить нагрузку по взносам в ФСЗН для предприятий, а для работников — повысить.

Слабо работает накопительная пенсионная система.

Про какие пенсионные проблемы говорят кандидаты в президенты и как предлагают их решить

Реформирование пенсионной системы подробнее всего расписано в экономическом блоке программы Светланы Тихановской (проект пенсионных реформ размещен на сайте для единого кандидата в президенты от сторонников перемен и независимых экспертов). «Действующая солидарная система не гарантирует достойной жизни на пенсии. Наполняемость пенсионного фонда (ФСЗН. — Прим. ред.) продолжает ухудшаться из-за сложной демографической ситуации и старения населения. Предпринимаемые меры властей по повышению пенсионного возраста не улучшают положения. Непрозрачность пенсионных начислений не способствует доверию населения к системе, что препятствует проведению ее реформирования. Высокая налоговая нагрузка на бизнес способствует использования серых схем по ее снижению, что в долгосрочной перспективе приводит к росту дефицита средств в пенсионном фонде», — говорится в программе.

Пенсионная реформа предусматривает упрощение пенсионной формулы и дебюрократизацию системы, повышение финансовой грамотности населения относительно важности своего участия в обеспечении достойного уровня жизни на пенсии. «Введение обязательной накопительной пенсии будет способствовать устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе, а также заинтересованности работников в отчислениях на достойную старость», — отмечается в программе.

Среди прочего предлагается обеспечить прозрачность пенсионной системы, обеспечить устойчивость бюджета ФСЗН, повысить пенсии по возрасту, пересмотреть страховую нагрузку для бизнеса, ввести обязательную накопительную систему пенсионного страхования (с сохранением базового пакета социальной пенсии), сровнять возраст выхода на пенсию мужчин и женщин — 60 лет, реформировать системы соцобеспечения (в том числе объединить Минтруда и ФСЗН). Также предлагается пересмотреть периоды, которые включаются в страховой стаж, отменить понижающий коэффициент и взносы в ФСЗН для работающих на пенсии. Еще одно предложение — унифицировать пенсионное законодательство и выравнивать условия по пенсионному обеспечению для всех белорусов без привилегированных категорий. «У госслужащих, сотрудников МВД, КГБ, МЧС, военнослужащих пенсии значительно выше, чем у остальных пенсионеров. К примеру, пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется в рамках особого законодательства, а выплаты производятся из республиканского бюджета, а не пенсионного фонда», — говорится в программе.

Сергей Черечень выступает за то, чтобы «заслуженные пенсии платить полностью. Независимо от того, продолжает ли пенсионер работать, он получит пенсию в полном объеме».

Андрей Дмитриев предлагает установить среднюю пенсию на уровне не ниже 60% от средней зарплаты по стране. «Правесці пенсійную рэформу без павышэння пенсійнага ўзросту. Распрацаваць сістэму накапляльных пенсій, дадатковага пенсійнага страхавання, развіваць прыватныя пенсійныя фонды разам з дзяржаўнымі», — говорится в программе Андрея Дмитриева.

Кандидат в президенты Анна Канопацкая обещает дать налоговые льготы работающим пенсионерам. За пенсионерами предлагается закрепить пожизненное право получать пенсию умершего супруга (и), сообщает Office Life.

Александр Лукашенко еще не обнародовал свою предвыборную программу. Ранее он называл пенсии белорусов «слабыми», а в одном из своих выступлений отмечал , что пенсии нужно поднять до 40% от средней зарплаты по стране, а еще лучше — до 50%.

Как работники потеряют часть стажа для начисления пенсии

Расскажем подробне про пенсионные вопросы, которые назрели в Беларуси. Один из них — потеря стажа работы некоторыми работниками. Так, несколько десятков тысяч человек попали в так называемую пенсионную ловушку. Это люди, за которых наниматели не платили (или вносили частично) обязательные страховые взносы в ФСЗН. Чаще всего эта проблема касается работников организаций, которые находятся в стадии ликвидации (банкротства). В подавляющем большинстве случаев такие предприятия не гасят свои долги перед ФСЗН, из-за чего страдают работники.

На начало 2020 года у 43,8 тысячи работников из-за неуплаты взносов в бюджет ФСЗН не формируется страховой стаж за периоды фактически отработанного ими времени. Речь про организации, которые работают в обычных условиях, ликвидируемых в общегражданском порядке и признанных банкротами.

При этом из-за объявления организаций банкротами не меньше 47 тысяч работников уже потеряли часть стажа для начисления пенсии, говорилось в обосновании к законопроекту по взносам в ФСЗН.

Те периоды, за которые не вносились взносы, не учитывают при расчете размера пенсии. В итоге работники теряют часть трудового стажа и недосчитываются части пенсии. «Есть уплата взносов — есть трудовой стаж и соответственно пенсия, нет уплаты — нет трудовой пенсии», — отмечали ранее в Минском городском управлении ФСЗН.

«Неуплата работодателями взносов за отдельные периоды работы приводит к уменьшению размеров пенсий в среднем на 7 рублей в месяц за каждый год „потерянного“ стажа, а в отдельных случаях — к лишению работников права на трудовую пенсию», — отмечали ранее власти.

В Минтруда предлагали решить эту проблему, которая тянется не первый год, введением субсидиарной ответственности для руководителей (учредителей) при неуплате взносов в бюджет фонда, однако от возможного нововведения отказались . При этом другой вариант решения проблемы в ведомстве не озвучили.

Про пенсионную «ловушку» и социальные пенсии в 124 рублей

Еще один пенсионный вопрос, на который обращают внимание как эксперты, так и сами пенсионеры, — минимальный страховой стаж, который нужно выработать для назначения трудовой пенсии. Если не наберется нужный период, то в таком случае можно претендовать на социальную (сейчас — чуть меньше 124 рублей), которую начинают выплачивать позже общеустановленного пенсионного возраста: с 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.

Здесь несколько моментов, на которые обращают внимание, в том числе — заметное повышение минимального страхового стажа и то, что некоторые периоды в него не включаются. К примеру, не включают в страховой стаж также учебу в вузах и декретный отпуск, а службу в армии — уже да. Вопрос о включении в страховой стаж этих периодов поднимают не первый год, это обсуждали в том числе парламентарии. По факту в этот стаж стали включать службу армии, хотя это не поддерживали Минтруда и Минфин.

Если говорить про заметное повышение минимального страхового стажа, то до 2013 года он составлял всего 5 лет. В 2013 году он увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 г. — с 10 до 15, а с 2016 г. начал повышаться каждый год на полгода до тех пор, пока не достигнет 20 лет. В нынешнем году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года. Из-за того, что он начал повышаться достаточно резко, некоторым белорусам не хватило этого стажа. По данным на 1 января 2020 года, в Беларуси было 3586 человек, которые получают социальную пенсию из-за нехватки страхового стажа. В реальности этих людей может быть больше. Белорусы, которые уже достигли общеустановленного пенсионного возраста (в нынешнем году это 62 года для мужчин и 57 лет для женщин), но еще не получили права на социальную пенсию, из этой статистики выпадают.

Избавиться от «пенсионной ловушки», по мнению некоторых экспертов, могла бы помочь покупка стажа.



Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Мирон Климович, TUT.BY

Взносы в ФСЗН с работающих пенсионеров

В Беларуси предлагают отменить взносы в ФСЗН для работающих пенсионеров, с таким предложением выступили работники «Беларуськалия» на встрече с Натальей Кочановой, которая на тот момент была главой администрации президента. Она обещала дать ответ после того, как этот вопрос рассмотрят и проработают со специалистами Минтруда. Ранее профсоюзы критиковали правительство за то, что работающим пенсионерам не пересматривают пенсию.

— Мы настаиваем на необходимости перерасчета пенсий работающим пенсионерам. Сегодня с их заработной платы взимаются отчисления в Фонд социальной защиты населения, но перерасчет пенсии при этом не производится. На наш взгляд, это несправедливый подход и он должен быть изменен, — отмечали ранее в федерации официальных профсоюзов.

У представителей Минтруда в прошлом году во время онлайн-конференции по вопросам пенсионного обеспечения интересовались, «можно ли рассчитывать (и когда), что в Беларуси отменят взносы в ФСЗН для работающих пенсионеров». В ведомстве не дали прямой ответ на вопрос, а рассмотрели его «в несколько иной плоскости», напомнив про возможность отказаться на время от получения пенсии, чтобы увеличить ее размер в дальнейшем.

«Неважно, сколько ты зарабатываешь». Про уравниловку по размеру пенсий

В Беларуси неоднократно поднимался вопрос о том, что необходимости уходить при формировании пенсий от уравнительного принципа.

— На протяжении своей трудовой жизни работники, равно как и их наниматели, отчисляют в счет будущей пенсии разные суммы. Причем разбежка бывает очень существенная. Но после ухода на заслуженный отдых пенсионные выплаты отличаются незначительно. Так быть не должно. Их дифференциацию в зависимости от уровня зарплаты нужно делать более ощутимой, — отмечали ранее в Минском городском объединении организаций профсоюзов.

Профсоюзы считают, что для работников это станет дополнительным стимулом повышать свою квалификацию, стремиться к профессиональному росту. Такая практика обеспечит более высокий уровень не только зарплаты, но и пенсии в будущем.

— Несправедливо, когда руководителю предприятия назначают почти такие же пенсионные выплаты, как работнику. Возможно, кто-то скажет: он получал большую зарплату, этого достаточно. Нет, человек заработал право и на более высокую пенсию, — уточняли профсоюзы.

Ранее профсоюзы уже заявляли , что в Беларуси накопились вопросы по пенсионному обеспечению, которые нужно решать. Одна из проблем — это уравнительный принцип, когда «неважно, сколько ты зарабатываешь, неважно, есть ли у тебя высокая квалификация труда, неважно, что ты сегодня отвечаешь за большой участок работы».

Про «слабые» пенсии

Немало вопросов возникает к размеру пенсий в Беларуси. Это неоднократно признавали власти, но программу по их повышению либо какой-либо план, как пересмотреть действующую пенсионную систему, чтобы поднять размер этих выплат, не представляли общественности.

С 1 июля в Беларуси повысили трудовые пенсии, хотя планировали , по словам президента, это сделать в четвертом квартале года. «Пенсия, конечно, небольшая. Что имеем, то имеем», — сказал Александр Лукашенко, анонсируя июльское повышение этих выплат.

В марте 2019 года президент во время «Большого разговора», отвечая на вопрос о пенсиях белорусов, заявил : «Каждый, конечно, по-разному живет и пенсии получает. Но пенсия слабая. Конечно, малые пенсии. Будем думать, такая проблема в повестке дня стоит».

Как власти намерены решать эту проблемы — пока открытый вопрос.

В Беларуси не первый год пытаются выйти на пенсии в 40% от средней зарплаты по стране.

Вопросы со взносами в ФСЗН

Еще один актуальный пенсионный вопрос — страховые взносы в ФСЗН. «За шесть лет дефицит Фонда социальной защиты населения вырос в 9 раз. И недостаток средств в фонде стабильно примерно 10%», — заявил в конце 2018 года Александр Лукашенко на очередном совещании с руководством Совмина. На совещании тогда обсуждался проект указа «О государственном социальном страховании».

После этого власти намеревались взяться за назревшие вопросы со страховыми взносами в ФСЗН.

Накануне заместитель председателя КГК Александр Курлыпо предложил обязать членов наблюдательных советов банков и других акционерных обществ уплачивать взносы в ФСЗН. Ранее в Госконтроле отмечали , что повышение наполняемости бюджета фонда возможно за счет повышения для отдельных плательщиков размеров обязательных страховых взносов по пенсионному страхованию и льгот, установленных при начислении по высокооплачиваемым работникам. Так, взносы по пенсионному страхованию не начисляют на часть дохода высокооплачиваемых работников резиденты ПВТ, индустриального парка «Великий камень» — на часть дохода, превышающую ее однократный размер.

Еще один вариант, как решить вопрос с бюджетом ФСЗН, — пересмотр страховых взносов. В Минфине ранее говорили о варианте снизить нагрузку по взносам в ФСЗН для предприятий, а для работников — повысить. Этот вариант также обсуждался бизнес-союзами.

Однако в Минтруда в июне заявили , что «предложения по данному вопросу пока не выработаны». Никакой конкретики по этому вопросу в ведомстве не предоставили. Сейчас взносы в основном ложатся на плечи нанимателей, которые перечисляют в ФСЗН 34% зарплатного фонда предприятия, в то время как из зарплат работников удерживается еще 1%.

В Госконтроле ранее поясняли , почему возник дефицит средств в ФСЗН.

Слабо работает накопительная пенсионная система

В Беларуси слабо развита накопительная пенсионная система. Белорусы не спешат заключать договоры дополнительного пенсионного страхования.

«Стоит задача по расширению практики участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии. Этот новый механизм в совокупности с действующей солидарной системой позволит обеспечить достойный уровень пенсионного обеспечения человека в старости, что соответствует международной практике», — отмечала ранее министр труда и соцзащиты Ирина Костевич.

Про то, как узнать, на какую пенсию сможешь рассчитывать

У белорусов есть трудности с тем, как узнать, на какую пенсию он сможет претендовать в будущем, получая определенную зарплату. К примеру, сегодня белорусы могут самостоятельно рассчитать свою будущую пенсию на сайте соцзащиты на онлайн-калькуляторе. Однако подсчеты будут примерными — из-за того, что самостоятельно рассчитать индивидуальный коэффициент заработка проблематично.

Минтруда сейчас занимается цифровизацией процедур, связанных с выходом человека на пенсию. В частности, прорабатывается вопрос о создании информационного сервиса, с помощью которого человек за 10−15 лет до пенсионного возраста сможет получить информацию о своем стаже и размере будущей пенсии. Информационный сервис также должен помочь людям путем некоторых с ним манипуляций собрать всю необходимую документацию на оформление пенсии, сообщила в июле Ирина Костевич.


Действующая в стране система пенсионного обеспечения «себя изжила». Это сказал не кто-нибудь из либеральных экономистов или представителей международных структур, это слова Александра Лукашенко на недавнем съезде Федерации профсоюзов Беларуси. Президент пообещал, что в будущем при выплате пенсий не будет уравниловки. Только ли в этом кроется ее системная проблема?

Лучшее – друг хорошего

По словам Главы государства, уже в этом году (после президентских выборов) власти займутся этим вопросом, чтобы «человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать – на пенсии будет лучше».

При этом Александр Лукашенко считает, что решить проблемы в пенсионном обеспечении будет несложно:

«Мы еще посоветуемся с теми, кто внедрял накопительные и прочие виды пенсий, которые не прошли, не состоялись: заигрались в рынок и т.д. С учетом их опыта и тех систем, которые есть в мире, мы создадим в Беларуси лучшую систему пенсионного обеспечения».

Сегодня в нашей стране проживает более 2,5 млн пенсионеров, за 10 лет их стало больше на 63 тыс. человек, а количество занятых за это время снизилось на 370 тыс.

Если учесть, что, по данным Белстата, в 2019 году в экономике было занято чуть более 4,3 млн человек, то на одного пенсионера приходится меньше двух работающих, точнее – 1,7.

При этом, конечно, стоит учитывать, что более 25% пенсионеров продолжают трудиться. И если от общего количества занятых вычесть эти почти 640 тыс., то соотношение выйдет и вовсе один к полутора.

Учитывая, что пенсионная система в Беларуси не является накопительной, а финансируется из текущих отчислений занятых, попросту говоря, трое работающих человек обеспечивают выплату пенсии двоим пенсионерам.

Внебюджетный бюджет

Как это отражается на системе социальной защиты населения? Выплата пенсий является одним из основных направлений расходования средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Согласно свежим данным, в бюджет ФСЗН в 2019 году поступило 15,9 млрд руб., из которых 14,4 млрд составили обязательные страховые взносы. Из этих средств почти 80% было направлено на выплату пенсий.

Бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 100,6 млн руб. за счет поступлений от профессионального пенсионного страхования, которое положено работникам при особо вредных и тяжелых условиях труда.

Однако стоит отметить, что ФСЗН за год получил субвенцию из республиканского бюджета на выплату трудовых пенсий и пособий – 104 млн руб. Это без учета пенсий госслужащим и военным, а также социальных пенсий, которые согласно законодательству субсидируются из госбюджета и занимают менее 8% в общей сумме пенсий.

Причем если изучить статистику фонда за первые три квартала прошлого года, можно сделать вывод, что бюджетные поступления понадобились ближе к его концу.

Поэтому о профицитности можно говорить лишь формально, по факту есть небольшой дефицит. Но эти поступления предусмотрены законом о бюджете, поэтому официально никакого дефицита быть не может.

Фонд, к сожалению, не приводит точных данных, какая часть субвенции пошла на выплату пособий, а какая – на пенсии. Исходя из имеющейся информации, субсидируется менее 1% пенсионных выплат.

Вроде бы немного, но сама необходимость таких перечислений говорит о разбалансировке действующей пенсионной системы. Учитывая сокращение количества населения и его старение, диспропорция только усугубится.

Если в 2018 году такие субвенции не понадобились, то согласно Закону о бюджете в 2020 году на выплату пенсий и пособий, финансирование мероприятий по обеспечению занятости и детского санаторно-курортного лечения субвенция в ФСЗН (без учета пенсий военных и госслужащих, а также социальных пенсий) составит около 950 млн руб.

Подробной разбивки этой суммы в законе нет. Но ее рост в целом показателен. Если по факту в 2019 году на эти цели пошло суммарно около 255 млн руб., то теперь планируется в 3,7 раза больше. И вряд ли кратно увеличатся траты на содействие трудоустройству или детский отдых.

Эта сумма, кстати, почти полностью (на 95%) формирует дефицит бюджета, который в этом году запланирован. Учитывая же низкий старт, с которым экономика вошла в начало 2020-го, неопределенность по поставкам энергоносителей, не стоит исключать бюджетных корректировок и увеличения дефицита.

Что имеем на сегодня

В январе средний размер назначенных пенсий составил 431,3 руб., что в 2,4 раза превысило официальный бюджет прожиточного минимума для этой категории населения и достигло 38,6% средней зарплаты. Пенсия по возрасту в среднем составляет 446 руб. По информации Белстата, реальный размер пенсий (с учетом инфляции) снизился на 0,9% к предыдущему месяцу, хотя за последние 12 месяцев вырос на 8,1%.

С февраля минимальная трудовая пенсия – 245,12 руб., это 65% от минимальной зарплаты.

Таких цифр, возможно, не было бы без стартовавшего с 2017 года постепенного повышения пенсионного возраста за 5 лет. В текущем году на заслуженный отдых выходят 57-летние женщины и 62-летние мужчины, через 2 года пенсионный возраст составит 58 и 63 года соответственно.

Сейчас пенсия положена тем, кто имеет 17,5 лет страхового стажа, однако требуемый стаж будет постепенно расти и с 2025 года составит 20 лет. Кто не отработал – может целиком или частично рассчитывать на социальную пенсию.

В марте 2016 г. Александр Лукашенко поблагодарил граждан за то, что они отнеслись к повышению пенсионного возраста с пониманием и «согласились, что эту проблему надо решать сегодня». Затем был подписан Указ от 11.04.2016 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».

И хотя многие попали в пенсионную ловушку, повышение возраста выхода на пенсию в Беларуси действительно не стало политическим фактором. Но на сегодня, очевидно, потенциал принятого решения исчерпан.

Появится ли в Беларуси механизм накопительных пенсий или реформирование ограничится тем, чтобы, взяв у одних, добавить другим?

В любом случае продолжение прак­тики субсидирования пенсионного фонда из госбюджета не сможет продолжаться долго. А новое повышение пенсионного возраста без реальных системных изменений только отсрочит разрешение проблемы.

Хотя и сократит количество работающих пенсионеров. И пенсионеров вообще.

Глас народа / Vox populi

Исследовательский центр ИПМ презентовал итоги проведенного недавно опроса общественного мнения, посвященного системе социальной защиты в Беларуси, в т.ч. пенсионному обеспечению.

Оказалось, только около половины опрошенных знают, что пенсии в стране выплачиваются из отчислений сегодняшних работников. Остальные полагают, что это делается за счет прежних накопительных отчислений, по смешанной системе или вовсе затруднились с ответом. Правильный процент отчислений от зарплаты в ФСЗН (35%) указали лишь 13% респондентов, абсолютное большинство не дали никакого ответа.

91% опрошенных считают, что существующая пенсия не способна обеспечить им безбедную старость. О тревоге или страхе в связи с размером будущей пенсии заявил 31%, вообще не думают об этом 54%.

По мнению 72% участников опроса, пенсии в стране низкие, 70% считают это следствием неэффективности государства и общего экономического положения. Демографические факторы не оцениваются как важные.

Среди изменений пенсионной системы, которые могут пойти на пользу, 52% назвали расширение страхового стажа с включением в него периодов службы в армии и ухода за нуждающимися, 35% высказались за пропорциональную привязку пенсии к размеру зарплаты и отчислений в ФСЗН, 31% – за устранение различий между обычными пенсиями и условиями выплат силовикам и военным. 59% участников опроса поддерживают развитие добровольного пенсионного страхования и введение обязательных накопительных пенсий в дополнение к существующим.

42% опрошенных рассказали, что они планируют выработать нужный для выхода на пенсию стаж, 13% считают, что отработать его не успеют. Столько же заявили, что стаж у них уже выбран, а 4,5% уверены, что уже попали в пенсионную ловушку.

Отвечая на вопрос о различиях в размере пенсий, связанных со стажем и размером зарплаты, почти треть опрошенных считают, что «и те, кто работал много, и те, кто работал мало, получают примерно одинаково».

Абсолютное большинство респондентов (62%) считают, что размер пенсии должен зависеть от общего трудового, а не страхового стажа.

71% участников сообщили о том, что при достижении пенсионного возраста планируют жить исключительно на пенсию, 43% хотят продолжать работать, 28% тратить сбережения и доходы от приусадебного участка.

Рассуждая о накоплениях на период пожилого возраста и старости, 57% опрошенных сказали, что им «не хватает на обычные расходы, поэтому откладывать не получается», 18% никогда не задумывались о такой необходимости.

74% заявили, что готовы откладывать на пенсию, если у них будет стабильный и высокий заработок, 30% – если появятся государственные гарантии по таким накоплениям, 27% – если в любой момент можно будет воспользоваться пенсионным вкладом, 25% делали бы это при стабильной банковской системе.

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ

Читайте также: