Разработанную для людей пенсионного возраста но

Повышение пенсионного возраста, ставшее первым значимым шагом Владимира Путина после избрания на очередной срок в 2018 году, родило новые понятия: “предпенсионер” и “предпенсионный возраст”. Строго говоря такие термины использовались и раньше, но содержания в них было намного меньше. Сейчас льготы для предпенсионеров, пусть и в очень ограниченной мере, компенсируют им более поздний выход на пенсию. Каким будет предпенсионный возраст в 2021 году - разобраться с этим в переходный период реформы поможет только официальная таблица от ПФР.

Какие льготы положены предпенсионерам в 2021 году

Понятно, что никакие льготы полностью не компенсируют более поздний выход на пенсию. Иначе проще было ничего не менять. В выигрыше в любом случае остаётся государство и казна. Звание предпенсионера может чем-то выручить в редких ситуациях, а прямая экономия денег даёт не так уж много.

Арифметика вполне простая. Даже минимальная ежемесячная пенсия в России, в зависимости от региона, колеблется в районе суммы в 9-10 тысяч рублей. Средняя - выше примерно в полтора раза. Освобождение от уплаты некоторых налогов (а это одна из основных льгот!) на этом фоне - копейки.

Единственная до повышения пенсионного возраста льгота для людей предпенсионного возраста - возможность выйти на пенсию на два года раньше срока. Она существует и сегодня, но нужно понимать, что воспользоваться ей не так просто.

Стать пенсионером досрочно можно только официально безработному пожилому человеку, стоящему на учёте в службе занятости. При этом сама служба занятости должна расписаться в своём бессилии в поиске работы для этого человека. А уволен с предыдущей работы он должен быть из-за ликвидации организации или в результате сокращения штата.

Довольно специфический набор условий, на практике почти нереальный.

Начиная с 2019 года, когда началось повышение пенсионного возраста, перечень льгот для предпенсионеров стал более ощутимым. В него теперь входят:

Налоговые льготы - предпенсионер пользуется теми же льготами, что полагаются пенсионеру; он освобождён от имущественного налога на один объект недвижимости, от уплаты земельного налога на 6 соток участка.

Трудовые гарантии - уволить предпенсионера сейчас примерно так же сложно, как уволить беременную сотрудницу. Работодателей даже пугают уголовным преследованием за это.

Повышенное пособие по безработице - если предпенсионер всё же лишился работы (например, из-за того, что была ликвидирована организация-работодатель) и встал на учёт в службе занятости, ему будет положено повышенное пособие. Точные суммы пособий для безработных на 2021 год в правительстве обсуждают до сих пор.

Диспансеризация каждый год - право на ежегодную диспансеризацию в 2021 году будет и у более молодых россиян, начиная с 40 лет. Но предпенсионеры смогут получить от работодателя два оплачиваемых дня в году на прохождение медосмотра, а не один, как все остальные.

С какого возраста появляется право на льготы

Проще всего разобраться с моментом наступления права на налоговые льготы. Освобождение от уплаты налога на квартиру или дом, а также от налога на 6 соток земельного участка наступает в момент, когда человек достигает старый пенсионный возраст. То есть в 55 лет для женщин и в 60 лет - для мужчин.

Переходный период пенсионной реформы на эту льготу никак не влияет. Строго говоря, льготы по налогам вообще мало связаны с пенсией, а наступают по возрасту. Скажем, люди, которые вышли на пенсию досрочно (представители опасных профессий или военнослужащие) всё равно оплачивают имущественные налоги, пока им не исполнится 55 или 60 лет.

С другими льготами всё немного сложнее и запутаннее. Пока идёт переходный период реформы, возникают некоторые парадоксы с предпенсионным возрастом.

Предпенсионный возраст вообще - это пять лет и меньше до выхода на пенсию. Но так это будет работать только когда переходный период по повышению пенсионного возраста завершится. А пока ПФР ориентируется не на возраст выхода на пенсию конкретного человека, а на действующий сейчас пенсионный возраст, отнимая пять лет именно от него.

На самом деле, это даже выгоднее для простых людей. Предпенсионерами сейчас фактически становятся уже за семь-восемь лет до выхода на пенсию.

Разобраться с этим парадоксом проще, если посмотреть на таблицу от Пенсионного фонда России.

Предпенсионный возраст для мужчин и женщин в таблице от ПФР

Две эти таблицы опубликованы в официальном источнике - на сайте Пенсионного фонда РФ. С их помощью легко разобраться, кто считается предпенсионером в том или ином году.

Таблица для женщин

Таблица для мужчин

Никаких изменений с 2020 года не произошло. Предпенсионный возраст в 2021 году - это 1965-1968 года рождения для женщин и 1960-1963 года - для мужчин.

Убедиться в правильности приведённых таблиц любой читатель может на сайте ПФР. Она приводится в нескольких местах. Например, здесь.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.


В четверг, 14 июня, пока весь мир ждал матча открытия чемпионата мира по футболу на московском стадионе «Лужники», правительство Дмитрия Медведева объявило о пенсионной реформе: возраст выхода на пенсию мужчин повышается с 60 до 65 лет, женщин — с 55 до 63 лет. Новость мало кого оставила равнодушным и наряду со сводками с футбольных полей постоянно находилась в топе новостей.

«Пенсионный возраст — это идол, образ, а под красками — фанера. Может, есть, но я давно не видел не во сне, а наяву пенсионера», — иронизировал лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров в написанном по случаю стихотворении. По стране прокатилась волна протестов. Такими сплоченными россияне не были давно, свидетельствует июньский опрос «Левада-центра»: против повышения пенсионного возраста выступили 89% граждан.

Как решали

Объявление пенсионной реформы в день открытия чемпионата мира многие СМИ, эксперты и чиновники восприняли как попытку провернуть реформу под прикрытием футбола. «Пока мы радовались успехам наших футболистов, — негодовал глава КПРФ Геннадий Зюганов на думских слушаниях по поводу закона, — правительство решило забить гол всей стране».

Дата — всего лишь случайное совпадение, уверяет источник Forbes в кабинете министров, осведомленный о ходе реформы. Заседания правительства проходят каждый четверг. На 7 июня была назначена прямая линия с президентом, которого максимально дистанцировали от пенсионной реформы, поэтому судьбоносное объявление назначили на 14 июня — ближайший четверг после прямой линии. Но решение о реформе было принято значительно раньше.

Еще до выборов президента на многочисленных совещаниях обсуждался пакет реформ, который правительству предстояло реализовать в новом политическом цикле, рассказывает один из федеральных чиновников. В обсуждении повышения пенсионного возраста участвовали Дмитрий Медведев, министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Максим Орешкин, возглавлявший в то время Центр стратегических разработок Алексей Кудрин, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, помощник президента Андрей Белоусов. Социальный блок, которым в прежнем правительстве руководила Ольга Голодец, в этом не участвовал.

В ведомствах эту информацию не прокомментировали. С объявлением о реформе решили повременить до выборов и последующей смены правительства. Новый кабинет министров Путин представил 18 мая. Ответственной за социальные вопросы стала бывший председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, поэтому основной груз проблем, связанных с реформой, лег на ее плечи.

Кто был автором

Шум вокруг реформы не утихал все лето. Депутаты в Госдуме спорили до хрипоты, Антон Силуанов дал подробное интервью Владимиру Познеру и пытался объяснить на пальцах зрителям «Первого канала», почему они должны будут выходить на пенсию позже.

Люди искали виновных и строили догадки. Одна из популярных версий: на реформу Путина уговорили Кудрин и первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. А в авторы текста законопроекта о пенсионной реформе народная молва записала молодого экономиста Владимира Назарова, который работает в Институте Гайдара и возглавляет финансовый НИИ при Минфине.

Писал документ, конечно, не Назаров, хотя проблемами пенсионной системы он занимается уже 10 лет и прямолинейно поддерживает повышение пенсионного возраста. «Вынужден развеять этот миф, — смеется попавший под удар экономист. — Автор реформы — правительство, оно подготовило законопроект и внесло его в Думу».

«Человека, конкретное лицо, которое отвечало за эту реформу, мы за все лето так и не увидели. Но понятно, что ответственность несут первые лица [страны]», — считает заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» и член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Олег Шеин.

Конкретного лица за реформой не видно, но очевидно одно: впервые о повышении пенсионного возраста объявили в самом жестком из всех обсуждавшихся вариантов — 63 года для женщин и 65 лет для мужчин, и это была идея Минфина, который формально не имел отношения к подготовке законопроекта. Чиновник, знакомый с ходом подготовки закона, подтвердил, что на гораздо более мягком сценарии настаивала Татьяна Голикова — взять паузу и посвятить какое-то время адаптации населения. И тем не менее именно ее блоку пришлось подготовить текст закона в жестком варианте — этим занимались специалисты из Минтруда и Пенсионного фонда.

Подарок от Путина

Президент глубоко вздыхает и проникновенно смотрит в камеру: «Нам предстоит принять трудное, непростое, но необходимое решение. Прошу вас отнестись к этому с пониманием». В своем обращении к народу по поводу повышения пенсионного возраста Путин поведал о неотвратимости реформы, но пообещал смягчить ее. Срок выхода на пенсию женщин снижен до 60 лет, многодетные матери могут выйти на пенсию досрочно, а те, кого реформа должна коснуться в ближайшие два года, могут выйти на пенсию на полгода позже. Также президент ввел понятие предпенсионного возраста (пять лет до возраста выхода на пенсию), указал на необходимость ввести уголовную и административную ответственность бизнеса за увольнение предпенсионеров, обещал предпенсионерам специальную систему повышения квалификации и два дня бесплатной диспансеризации в год с сохранением зарплаты. По данным компании Mediascope, телетрансляцию, которую показали по федеральным каналам 29 августа, смотрели почти 7 млн человек.

В том, как Путин отечески успокаивал нацию с экранов телевизоров и предложил смягченный вариант реформы, вновь заподозрили подвох — якобы и это тоже было срежиссировано заранее. В интервью радио «Коммерсантъ FM» эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов предполагал, что такой сценарий мог быть продуман в общих чертах как вариант отступления при слишком негативной реакции общества. Но два источника Forbes в правительстве говорят, что как минимум для Минфина, продвигавшего жесткий сценарий, смягчение стало неожиданностью. Чиновник, знакомый с ходом подготовки закона, подтверждает, что Голикова обсуждала с Путиным варианты смягчения. Именно поэтому после обращения Путина она стала официальным представителем президента по этому законопроекту и защищала поправки к нему в Госдуме и в Совете Федерации.

Зачем все это

«Силуанов призвал «срочно повысить» пенсионный возраст» — гласит заголовок статьи в «Российской газете». Статья посвящена выступлению министра финансов на «правительственном часе» в Госдуме задолго до реформы, в сентябре 2015 года. Тогда призыв Силуанова не нашел поддержки, хотя в его обращении уже фигурировало слово «срочно».

В течение многих лет эксперты из РАНХиГС, ВШЭ, ЦСР, Экономической экспертной группы и НИФИ говорили о необходимости повысить пенсионный возраст, делали соответствующие расчеты, писали научные статьи и выступали в СМИ. Главным публичным сторонником реформы был глава ЦСР Алексей Кудрин. Настойчиво из выступления в выступление он повторял, что пенсионный возраст нужно повышать немедленно, «иначе будет поздно». «Предпосылки для повышения пенсионного возраста были и раньше», — соглашается замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.

Доводы в пользу повышения с тех пор не изменились. В России резко уменьшается соотношение пенсионеров и работников, за которых платятся социальные страховые взносы. Иначе говоря, тех, кто оплачивает пенсии ныне живущим пенсионерам, становится все меньше. Сейчас, по расчетам исследователей ВШЭ, на одного пенсионера приходится 2,3 человека трудоспособного возраста. Учитывая теневую занятость, по расчетам РАНХиГС, на одного пенсионера приходится всего 1,1 работающего, за которого работодатель выплачивает взносы. Через 10 лет этот показатель составит 1,2 благодаря повышению пенсионного возраста, в противном случае он скатился бы к единице к 2030 году, поясняет Юрий Горлин.

От этого соотношения напрямую зависит возможность повышать пенсии. Согласно «майскому указу» президента в ближайшие шесть лет индексация пенсий должна проходить выше уровня инфляции. Чтобы это делать, нужно где-то брать деньги, а источников всего два: бюджетные средства и взносы от работодателей.

«Можно было, конечно, ничего не делать и не повышать пенсионный возраст. Но тогда вариантов оставалось бы немного», — рассуждает Владимир Назаров из НИФИ. Если оставить все как есть, сильно увеличится разница между пенсией и заработной платой. Сейчас неработающие пенсионеры получают порядка 34% средней заработной платы работающего человека, и если не вмешаться, то через пару лет показатель будет около 30–25%. «Уровень меньше 30% общество уже посчитало неприемлемо низким», — объясняет Назаров. Второй вариант — для финансирования пенсий повышать налоги или тарифы страховых взносов. Но такой рост нагрузки на граждан был бы несовместим с желанием ускорить рост российской экономики.

При росте экономики около 1,5% в год (на конец 2018 года Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП на 1,8%, а на конец 2019-го — 1,3%) индексировать размер пенсий по уровню инфляции или чуть выше можно было бы и без повышения пенсионного возраста, подсчитал Горлин. Но обеспечить устойчивый рост пенсий уже не получится без дополнительных мер, потому что зарплаты будут расти быстрее и пенсии потеряют свою основную функцию — быть страховкой от утраты заработка. Именно поэтому страховые пенсии в ближайшие шесть лет будут повышаться темпами, значительно превышающими прогнозируемый уровень инфляции.

По оценкам экспертов, итоговые траты бюджета окажутся даже выше, чем экономия от повышения пенсионного возраста. По расчетам, которые представляла Татьяна Голикова, деньги, полученные от повышения пенсионного возраста, не покроют траты на пенсионное обеспечение. Реформа сэкономит бюджету 2,9 трлн рублей, но пенсионное обеспечение потребует затрат в 3,3 трлн рублей за шесть лет.

Что сделали не так

Высокая скорость реализации реформы — это российский опыт, который оказался весьма болезненным. От официального объявления о реформе до подписания закона Путиным прошло всего 112 дней, а реализация нововведений начнется уже с 1 января 2019 года. В ОЭСР, например, средний период между принятием закона о пенсионной реформе и его реализацией составляет около 9 лет.

Вторая особенность — очень высокие, даже агрессивные темпы повышения пенсионного возраста: каждый год возраст выхода на пенсию будет становиться на год выше. В ОЭСР средний рост повышения пенсионного возраста составляет три месяца в год, а в СНГ — по шесть месяцев в год. «Понятно, конечно, что чем быстрее поднимается возраст, тем раньше возникает большая «бухгалтерская» экономия», — рассуждает Юрий Горлин.

Сторонники реформы спешат заверить: сравнивать опыт России с опытом США или Европы некорректно. Более адекватное сравнение — с другими восточноевропейскими странами и странами СНГ. Когда повышение пенсионного возраста запоздало, приходится проводить реформу относительно высокими темпами и без длительного подготовительного периода, рассуждает Владимир Назаров. В большинстве восточноевропейских стран и в СНГ пенсионный возраст повысили в конце 1990-х — начале 2000-х годов и темпы роста составляли, как правило, 6–12 месяцев в год. К 2018 году лишь в двух странах СНГ, России и Узбекистане, пенсионный возраст сохранился на советском уровне.

Российские показатели пенсионной реформы далеки от рекордных, указывают экономисты. Чехия несколько лет назад начала повышение пенсионного возраста с 60 до 67 лет для мужчин и с 55 до 67 лет для женщин, а в Армении в 2001 году пенсионный возраст мужчин был за один год повышен сразу на три года.

Армия безработных

Есть один спорный вопрос: сможет ли экономика создать новые рабочие места для предпенсионеров. По оценкам Минэкономразвития, прирост занятых из-за повышения пенсионного возраста составит в 2019 году 137 200 человек, а суммарно к 2024 году — 1,8 млн человек. В министерстве верят, что этот выплеск рабочей силы добавит к росту ВВП 1,3 процентного пункта, то есть по 0,2–0,3 процентного пункта в год. Эксперты НИФИ более оптимистичны и прогнозируют прирост в 0,3–0,5 процентного пункта ВВП ежегодно.

Эти расчеты основаны на том, что не вышедшие на пенсию люди найдут работу. А в этом экономисты и противники реформы, да и сами будущие предпенсионеры не уверены. По мнению депутата Олега Шеина, инициатива правительства выпустит на рынок армию безработных. В мире идет процесс автоматизации производства. В таких условиях повышение пенсионного возраста — это просто выбрасывание на рынок труда абсолютно ненужной рабочей силы.

«Куда пойдут эти люди? — беспокоится Шеин. — Они останутся без средств к существованию, а следствием может оказаться рост безработицы, падение доходов населения и снижение темпов роста экономического развития».

Предпенсионеры сегодня оказались в достаточно непростом положении. С одной стороны, они не могут выйти на пенсию в связи с повышением пенсионного возраста, с другой – в предпенсионном возрасте достаточно сложно найти работу и, следовательно, скопить для пенсии необходимые баллы.

Обсуждая вопросы изменений статуса пенсионеров, нужно отметить, что, естественно, в любом процессе есть и свои плюсы, и свои минусы. Начнем с плюсов.

К прямым плюсам можно назвать повышение выплат пенсионерам.

  • пенсии для неработающих граждан будут повышаться темпами, опережающими инфляцию (в среднем на 1000 руб., фактически – на 7,05% в 2019 году);
  • индексация будет проводиться ежегодно с 1 января.
Размер прибавки в рублях для каждого пенсионера будет индивидуальным. Чтобы получить фактический размер пенсии в 2019 году, надо размер своей страховой части пенсии умножить на коэффициент 1,0705 (что соответствует повышению на 7,05%).

В среднем на 1000 руб. будет возрастать ежегодно и в будущих годах. Темпами, превышающими уровень инфляции, пенсии планируется повышать как минимум в 2019–2024 годах. Таким образом, пенсионная реформа – это долгосрочный проект, который в 2019 году только начнет реализовываться.

Но к минусам относится тот факт, что пенсии придется ждать дольше, при этом уровень смертности в трудоспособном возрасте нельзя назвать низким. Согласно данным Росстата, в трудоспособном возрасте умирает в год 157407 мужчин и 40906 женщин. Простым умножением поучаем, что за 10 лет смертность трудоспособного населения составила 1 983 130 человек. Это значит, что за 10 лет не доживут до пенсии два города-миллионника. При этом поправки предусматривают, что число лиц, которые не доживут до пенсии, только увеличится, а вот статистический процент такого увеличения сейчас не подсчитать, поскольку такие исследования не велись. Конечно, ранее установленные нормативы выхода на пенсию устанавливались давно, должны пересматриваться, но можно увидеть проблемы здравоохранения, техногенные проблемы и ДТП, которые не позволяют части населения выйти на пенсию.

Если посмотреть процентное соотношение разных возрастных категорий населения, то в нашей стране официально проживает 42 729 000 пенсионеров. С учетом того, что общая численность населения в РФ составляет 141 927 000 жителей, получается достаточно внушительная цифра: фактически 30% населения женщин и мужчин России находятся на пенсии.

Количество пенсионеров распределяются следующим образом по регионам страны:

    Московская область – 1,8 миллиона человек.

Краснодарский край – 1,4 миллиона

Новосибирск – 800 тысяч.

Ростовская область – 1,1 миллион.

Казань – 1,1 миллион и так далее.

То есть в среднем, за 10 лет уже сегодня не доживает до пенсии вся Московская область.

  • общеустановленный пенсионный возраст повысится для мужчин и женщин на полгода (6 месяцев) – до 60,5 и 55,5 лет соответственно;

соответствующим образом повысится возраст оформления социальной пенсии по старости;

будут откорректированы некоторые условия назначения льготных пенсий.

Раньше выйти на пенсию, как и в прошлом, смогут силовики и люди, трудящиеся на вредном производстве, служащие в сложных условиях и подобное. Также раньше смогут выйти на пенсию бюджетники, но только в том случае, если им хватит наработанного стажа для заслуженного отдыха.

Планируемый возраст выхода на пенсию

Новый возраст для женщин

Новый возраст для мужчин

Уволить… нельзя… обеспечить

  • переобучить работника;
  • уволить работника по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством.
В случае переобучения важно помнить, что такое повышение квалификации будет осуществляться за счет работодателя, то есть потребует дополнительных расходов. Хорошим выходом является поиск бесплатных государственных программ. Например, такие программы сегодня существуют для предпринимателей.

Чаще всего основанием для увольнения является сокращение штата или численности. Статьей 81 ТК РФ определены основания для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Одно из них – сокращение численности работников или штата (п. 2 ч. 1). Обычно такое решение оформляется приказом или протоколом (решением), в зависимости от того, к чьей компетенции относится этот вопрос: единоличного или коллегиального исполнительного органа организации.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается:

1. семейным лицам при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);

2. лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;

3. лицам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;

4. инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий по защите Отечества;

5. работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

На основании части 2 статьи 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности работников или штата организации работники предупреждаются работодателем персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения. Рекомендуем составлять уведомление в двух экземплярах, на одном из которых (на том, что останется у работодателя) работник собственноручно ставит отметку о том, что уведомление получено. Если работник отказывается получать уведомление об увольнении, нужно зафиксировать это соответствующим актом.

В соответствии с частью 3 статьи 81 ТК РФ увольнение по пункту 2 части 1 данной статьидопускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. А это значит, что работодатель обязан предложить увольняемому работнику как вакантную должность или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 180 ТК РФ).

Прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя (ст. 84.1ТК РФ), с которым работник должен быть ознакомлен под подпись. Если приказ невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под подпись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.

Конечно, с человеческой точки зрения лучше всегда переобучить персонал. Но часто работодатели принимают решение в пользу сокращения специалистов предпенсионного возраста.

Работодателю проще отказать в приеме на работу предпенсионера, чем брать на себя риски, дополнительной ответственности в виде:

  • уплаты взносов;
  • уголовного наказания за неправомерное увольнение предпенсионера.
Но при этом и отказ в приеме на работу придется обосновывать отдельно.

Теперь за необоснованный отказ в приеме на работу граждан из группы риска или за необоснованное же увольнение работодателям придется заплатить штраф 200 тыс. рублей или в размере дохода предпринимателя за полтора года. Денежные санкции могут заменить обязательными работами на срок до 360 часов.

Депутаты считают, что применять эту меру придется редко, а чаще всего виновные отделаются только административным наказанием. Дело в том, что в большинстве случаев доказать злой умысел работодателя крайне сложно. Новая статья в УК РФ введена, по словам законотворцев, для психологического воздействия на работодателей.

Однако справедливости ради нужно отметить, что отказы в приеме на работу работодатели научились обосновывать наличием более профессионального претендента.

Что делать работнику предпенсионного возраста

Вторым вариантом является ведение бизнеса одновременно с работой. Поскольку для работников предпенсионного возраста достаточно сложно найти работу после ее потери, то естественно целесообразно иметь какие-то дополнительные источники дохода. Какие? Таких источников может быть много: это и сдача имущества в аренду, и занятие любимым хобби, и продажа товаров через интернет-площадки, передача своего опыта другим в виде наставничества. Главное в предпринимательской деятельности – найти ту сферу, которая не потребует дополнительных затрат, а также снизить риски общения с мошенниками. Но в целом поздний выход на пенсию подстегнет интерес людей к предпринимательству как к возможности приумножить накопленные средства и стать финансово независимыми. Тем более что открыть свое дело может любой трудоспособный человек, независимо от возраста.

Третьим вариантом является перевод на менее оплачиваемую работу с целью «продержаться» до пенсии. Конечно, данный вариант является не самым перспективным, но позволяет сохранить работу до выхода на пенсию. Альтернативой данному варианту является понижение заработной платы. Работодатель может понизить зарплату работнику, должность которого не меняется. Однако это допускается, только если изменились организационные или технологические условия труда, из-за чего зарплата не может быть сохранена. Это могут быть изменения в технике и технологии производства, совершенствование рабочих мест на основе их аттестации, структурная реорганизация производства.

При этом работодатель должен иметь документальное подтверждение таких изменений (ч. 1 ст. 74, ст. 306 ТК РФ; п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2) и сообщить в письменной форме работнику не позднее чем за 2 месяца о понижении зарплаты и о причинах, вызвавших такое понижение. Работодатель – физическое лицо должен предупредить работника в письменной форме не менее чем за 14 календарных дней (ст.ст. 74, 306 ТК РФ). Если работник согласен на понижение зарплаты, то работодатель заключает с ним дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указывается новый размер зарплаты (ст. 72 ТК РФ).

Обратите внимание, что если первые два варианта полностью зависят от работника, то второй зависит от воли работодателя.

Что предлагает государство

Так, 15 октября 2018 года Минтруд предложил переобучать работников предпенсионного возраста с отрывом от основного места работы с выплатой стипендий в размере минимальной региональной зарплаты.

Соответствующий порядок предусматривает разработанный министерством проект «Программы мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для граждан предпенсионного возраста в соответствии с востребованными в экономике навыками и компетенциями до 2024 года».

Всего до 2024 года министерство планирует обучить 450 тыс. работников предпенсионного возраста или 75 тыс. ежегодно. Обучение каждого предпенсионера предполагается провести за 3 месяца при средней стоимости курса в размере 33 тыс. руб.

Утвержденные поправки в УК РФ устанавливают штраф до 200 тыс. руб. или обязательные работы за необоснованный отказ в трудоустройстве лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам. Закон вступил в силу с 14 октября 2018 года.

Также повышено пособие по нетрудоспособности. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ, также подписанный президентом, повысил размер пособия по безработице для людей предпенсионного возраста с 4 900 до 11 280 руб. Этот закон вступит в силу с 1 января 2019 года.

Будут предоставляться льготы и на региональном уровне.

28.09.2018 Мэр Москвы Сергей Собянин подписал закон от 26.09.2018 № 19 о дополнительных мерах поддержки жителей города, в связи с повышением пенсионного возраста.

Документ распространяет льготы, установленные в настоящее время для пенсионеров, на жителей города, достигших определенного возраста: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Так, в частности, для указанных лиц предоставляются следующие дополнительные меры социальной поддержки:

  • бесплатный проезд на транспорте общего пользования в городском сообщении, включая метрополитен (кроме такси);
  • бесплатный проезд на Малом кольце Московской железной дороги (Московском центральном кольце);
  • бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении вне Малого кольца Московской железной дороги (Московского центрального кольца);
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики);
  • обеспечение при наличии медицинских показаний неработающих граждан бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение через органы соцзащиты населения и возмещение расходов на проезд железнодорожным транспортом к месту лечения и обратно.
Кроме этого, ветеранам труда и ветеранам военной службы обеспечивается:

  • 50-процентная оплата жилого помещения и коммунальных услуг;
  • ежемесячная денежная компенсация абонентам телефонных сетей на оплату услуг местной телефонной связи;
  • ежемесячная городская денежная выплата в размере, установленном Правительством Москвы.
Фактически это означает, что после повышения пенсионного возраста льготы в Москве будут предоставляться в прежнем режиме. Соответственно, перечисленные льготы в будущем будут применять граждане предпенсионного возраста.

В заключение необходимо отметить, что, безусловно, поправки будут носить глобальный характер, и, как бы мы ни хотели, они будут внедрены. Поэтому предпенсионерам нужно сегодня самим продумать шаги, как не остаться и без работы, и без пенсии.

Читайте также: