Социальный работник в системе пенсионного обеспечения

Часто можно услышать от пенсионеров, да и не только - пойду в соц.защиту разбираться, что-то мне пенсию маленькую насчитали. Так вот, Пенсионный Фонд и Социальная защита - это абсолютно разные организации. В чём-то их деятельность пересекается, но направления работы, финансирование - у каждой службы своё.

Пенсионный Фонд - это молодая относительно служба . Пенсионный фонд Российской Федерации (сокращённый вариант названия — ПРФ) представляет собой крупнейшую организацию России, занимающуюся оказанием социально значимых государственных услуг гражданам РФ.

Данный фонд был образован в 1990 году согласно постановлению Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».

Главной целью Пенсионного фонда РФ является государственное управление средствами пенсионной системы и обеспечение прав граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение.

На Пенсионный фонд России возложен ряд социально значимых функций, в числе которых представлены установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий и пенсии госслужащих.

К числу таких функций также относятся выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан, как то ветераны, инвалиды, Герои Российской Федерации и другие, назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе, а также ведение системы персонифицированного учёта прав участников системы обязательного пенсионного страхования.

Также Пенсионный фонд РФ выполняет и такие социально значимые функции, как формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений, адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, реализация Программы государственного софинансирования пенсии, а также реализация международных соглашений. К слову, в настоящее время на основании международных соглашений Пенсионный фонд России осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира.

И вкратце о Социальной защите, поддержке, помощи.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Теперь понятно, что за неправильно насчитанной пенсией надо обращаться в Пенсионный фонд?

Далее я более подробно буду рассказывать об услугах.

Краткое содержание:


С возрастом способность работать и обслуживать себя у человека уменьшается, и, с определенного возраста, он нуждается в уходе.

Кроме того, ситуация может сложиться так, что у пенсионера нет близких, которые могли бы ухаживать за ним. Тогда нормы законодательства предусматривают возможность воспользоваться услугами, которые оказывают социальные работники, приглашаемые через соцзащиту для пенсионеров.

Как это выглядит на практике

Главным условием предоставления социального работника, является отдельное проживание пенсионера, нуждающегося в помощи. То есть по указанному адресу он должен жить один и при этом нуждаться в оказании помощи.

Решение о выделение для помощи пенсионеру социального работника принимает специальная комиссия, которая находиться в органах социальной защиты населения. Она рассматривает заявления, поступившие от лиц пенсионного возраста.

Также к заявлению требуется приложить пакет документов:

  • Справка из поликлиники о том, что пенсионер не имеет заболеваний, препятствующих найму соцработника;
  • Паспорт заявителя либо уполномоченного представителя;
  • Справка из Пенсионного фонда, подтверждающая размер пенсии;
  • Справка из ЖЭУ о составе семьи.

Приняв заявление, комиссия выезжает к пенсионеру и на месте, анализируя ситуацию, определяет перечень требуемых услуг. Например, ходить за продуктами, лекарствами, убирать помещение и т. д.

Необходимость в получении помощи выражается в невозможности самостоятельно передвигаться, осуществлять самообслуживание, обеспечивать жизненно важные потребности.

Также учитывается размер дохода, который получает нуждающийся в помощи человек. Поэтому при обращении в соцзащиту, нужно будет предоставить справку о доходах.

На основании нее определяется достаток гражданина и необходимость в оплате услуг соцработника. Так, если размер пенсии не превышает 1,5 размера прожиточного минимума региона, то соцработник будет предоставлен бесплатно.

Внимание! Правила предоставления социальной помощи регулируются на уровне регионов и муниципалитетов. В некоторых городах нормативный акт может предусматривать предоставление бесплатных социальных работников пенсионерам, имеющим почетные звания — например, деятелям культуры, почетным гражданам города и т.д.

Отказом от предоставления социального работника при подаче документов может стать: Предоставление неполного пакета документов; Предоставление документов, у которых срок действия уже истек, либо в документы внесены не заверенные подчистки, приписки, исправления и т. д. Сокрытие определенных сведений либо предоставление ложных; Наличие медицинских противопоказаний, в том числе бактериальных и вирусных болезней, алкоголизм, туберкулеза, психических расстройств и т. д.

Обязанности социального работника по уходу за пенсионерами

Обязанности соцработника определяются на основании обследования условий жизни пенсионера и определении размера помощи, которую нужно оказывать.

Существует перечень гарантированных услуг, которые предоставляют социальные работники для пенсионеров на бесплатной основе и дополнительные обязанности, оказываемые этим помощником за определенное вознаграждение.

Перечень гарантированных услуги

В гарантированные услуги включается:

  • Посещение пенсионера регулярно в установленные дни с целью получения информации об имеющихся у него потребностей.
  • Приобретение и доставка продовольственных и промышленных товаров, лекарственных препаратов.
  • Приготовление пищи для нуждающегося пенсионера.
  • Помощь в уборке дома, сдачи вещей пенсионера в ремонт, химчистку и т.д.
  • Сопровождение его в медицинские учреждения – поликлинику, больницу.
  • Помощь в оформлении, отправке и получении корреспонденции, газет и журналов.
  • Помощь в оплате коммунальных услуг.
  • Поддержка психологического характера (проведение бесед, советов).
  • Помощь в оформлении льгот, путевок в санатории, получении пенсии.
  • Вызов скорой помощи и врача, и нахождение с пенсионером до их приезда.
  • Помощь при вызове «социального такси», сопровождение на выставки, в театры и т.д.

Внимание! При этом стоимость приобретаемых товаров, услуг осуществляется за счет пенсионера. Соцработник должен вести журнал, в который регулярно вносятся записи о произведенных расходах и прикладывать соответствующие подтверждающие документы.

Дополнительные обязанности

Дополнительные услуги оказываются соцработником на основании заключенного договора на платной основе. Размер ее значительно ниже общерыночных цен.

В данный перечень входит:

  • Стирка на дому как вручную, так и с использованием стиральной машинки.
  • Глажение белья.
  • Стрижка.
  • Помощь в огороде.
  • Помощь при уборке двора.
  • Мытье окон, ковров, стен, потолка
  • Ремонт помещения.
  • Помощь в заготовке дров.
  • Услуги оздоровительного характера – массаж, физиотерапия и т.д.
  • Приготовление еды из продуктов пенсионера.

т.е. все то, что не входит в список гарантированных услуг.

Каждый город разрабатывает свой прейскурант стоимости таких услуг. Оплата за полученные услуги может производиться через отделение Сбербанка либо (если пенсионер малоподвижный) через самого соцработника с оформлением на месте кассовых документов.

Саитгараева Марита Александровнастудентка 4 курса, БФ БашГУ, г.Бирск marit1991@mail.ru

Социальная работас пожилымив Управлении пенсионного фонда

Аннотация:в статье рассматривается пожилыекак социальнодемографическая группа, помощь пожилым гражданам специалистами по социальной работе в управлении пенсионного фонда.Ключевые слова: граждане пожилого возраста, пенсионное обеспечение, социальная работа, пенсия, помощь.В данной статье предлагается к рассмотрению уровень оказания социальной помощи пожилым людям является одним из основных показателей уровня благосостояния российских граждан.

Цель нашего исследования заключается в деятельности социального работника в системе пенсионного обеспечения.

Объектом исследования выступают лица пожилого возраста.

Предметом исследованияслужит организация социальной помощи пожилым людям в Управлении пенсионного фонда. В исследовании использовали следующие методы исследования: общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение); методы эмпирического исследования( анкетирование).В современности с каждым годом растет доля людей пожилого возраста в составе населения, такие тенденции характерны и для нашей страны.Пожилым гражданином считается население в возрасте от 6074 лет, к старому относят 7589лет, и долгожителем считается 90и старше. Вопросы пенсионного обеспечения занимают важное место в экономической и социальной политике любого государства.Последствия старения населения как социальнодемографического процесса является рост потребностей в социальных услугах, развитие системысоциального облуживания, поиск источников и ресурсов для обеспечения эффективной деятельности этой сферы. Подводя итог, можно сделатьвывод, что старость как возрастной период человеческой жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных для каждого человека проявлений его социальных, психологических и физиологических особенностей. Диапазон ограничен процессами старения, которые выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма: прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, интеллектуальный и эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Изменение всех психических познавательных процессов и двигательной активности. Вслучае позитивного прохождения предыдущих возрастных стадий –достижение мудрости и чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, высший уровень личностной интеграции. Если же главные задачи предыдущей жизни не были реализованы, то этот диапазон существенно ограничивается сдвигом одной из его сторон (позитивной) в сторону усиления негативных явлений: разочарование в жизни и ощущение бесполезности прожитых лет вплоть до отчаяния.Для того,чтобы в пожилом возрасте у людей не возникало чувство незащищенности, отчаяния и была возможность вести полноценный образ жизни, существуют государственные пенсии. Однако, как показывает практика, современная система пенсионного обеспечения далеко не идеальна, а получаемые пожилыми людьми пенсии не позволяют им быть в полной мере удовлетворенными своим социальноэкономическим положением. Проблемы старения населения и признания права пожилых на активную и продуктивную старость стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году Принципов ООН в отношении пожилых людей. В качестве основных принципов были определены: Независимость: обеспечение доступа пожилых людей к продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию посредством обеспечения их дохода, поддержки со стороны семьи, общины и самопомощи; наличие возможности у пожилых людей работать или заниматься другими видами деятельности, приносящей доход, участвовать в определении сроков и форм прекращения трудовой деятельности; участвовать в программах образования и профессиональной подготовки; жить в безопасных условиях; жить дома до тех пор, пока это возможно. Участие: пожилые люди должны быть активно вовлечены в жизнь общества, участвовать в принятии политических решений, делитьсясвоим опытом и знаниями с молодым поколением; пожилые люди могут выполнять работу, в том числе на добровольной основе, в интересах того сообщества (общины), членами которого они являются; пожилые люди вправе создавать движения и ассоциации лиц пожилого возраста. Уход: обеспечение пожилых людей уходом и защитой со стороны семьи и сообщества, членами которого они являются; доступ к медицинскому обслуживанию, позволяющему поддержать или восстановить оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия; доступ к социальным и правовым услугам; возможность пользоваться услугами попечительских учреждений, обеспечивающих защиту и реабилитацию в гуманных и безопасных условиях; возможность пользоваться правами человека и основными свободами, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, право принимать решение в отношении ухода за ними и качества их жизни, находясь в любом учреждении обеспечивающем кров, лечение или уход. Реализация внутреннего потенциала: возможность для всесторонней реализации своего потенциала; доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха. Достоинство: возможность вести достойный и безопасный образ жизни, не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию; право на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, их экономического вклада.Социальная работа в системе пенсионного обеспечения направлена на консультирование и информирование граждан пожилого возраста в отделе клиентской службы. Обязанности специалистов социальной работы

клиентской службы обеспечивают:1.Ежедневный прием граждан, пенсионеров, застрахованных лиц и страхователей по разъяснению вопросов:

Назначения, перерасчета и выплаты пенсий.

Назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной денежной выплаты и иных выплат, отнесенных к компетенции управления.2. Консультации застрахованных лиц, страхователей, пенсионеров, организаций по всемвопросам, относящимся к компетенции ПФР, а также консультации пенсионеров по отдельным правовым вопросам;3. Прием заявлений и документов, представленных в целях осуществления пенсионного обеспечения для:

назначения трудовых и государственных пенсий, в том числе и гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской федерации;

перевода с одного вида пенсии на другой;

перерасчета размера трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению;

прекращения выплаты пенсии;

восстановления и возобновления выплаты пенсии;

выплаты социального пособия на погребение;

выплаты пенсии лицу, выезжающему на постоянное место жительство за пределы Российской федерации;

запроса пенсионных дел и дел получателей ежемесячной денежной выплаты и иных выплат лицам, прибывшим из других районов, городов республики и Российской Федерации;

запроса пенсионных дел и дел получателей ежемесячной денежной выплаты и иных выплат лицам, прибывшим из других районов, городов республики и Российской Федерации.

Установления компенсационных выплат неработающему трудоспособному лицу, занятому уходом за нетрудоспособным гражданином;

Установления ежемесячной денежной выплаты;

Предоставления или отказа от набора социальных услуг

Установления дополнительного материального обеспечения и иных выплат;

Изменения способа выплаты;

Смены получателя пенсии или ежемесячной денежной выплаты, изменение анкетных данных пенсионера и его законного представителя и др.; регистрацию обращения в подсистеме «Учет обращений» в ПТК КС; заверение электронной цифровой подписью введенной информации о зарегистрированном обращении в ПТК КС. заполнение формы соответствующего заявления в ПТК КС, распечатку заполненной формы заявления из ПТК КС;

формирование в ПТК КС запроса выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе о пенсионных правах граждан, приобретенных за период до 01.01.2002.

сканирование подлинников документов представленных в территориальный орган ПФРна бумажных носителях.

создание макета электронного выплатного дела

заверение электронной цифровой подписью произведенные действия

ведение информационной базы данных обращений в клиентскую службу.Проверяет оформление представленных документов и производит их оценку.Просматривает состояние индивидуального лицевого счета и иной информации обратившегося гражданин, который располагает управление.

Сверяет сведения, указанные в заявлении с паспортными данными и страховым свидетельством, а так же с данными , содержащимися в базе персонифицированного учета. Производит выдачу:

пенсионных удостоверений (дубликатов);

справок о размере пенсии;

справок о начисленных суммах пенсии, неполученных в связи со смертью;

иных сведений и информации.Выполняет отдельные поручения руководства, входящие в компетенцию Управления. Работа с письменными обращениями граждан в отделениях ПФР осуществляется в соответствии с действующим законодательством, соответствующими распорядительными и инструктивными документами. Порядок этой работы регламентирован достаточно подробно внутриведомственными документами. Главное в этой работе –четкость, исполнительность, аккуратность, компетентность, соблюдение установленных сроков. Рассмотрев организацию работы с гражданами в системе пенсионного обеспечения можно отметить следующее:Конституция Российской Федерации, определяя наше государство каксоциальное государство, гарантирует каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом. В этих целях в Российской Федерации развивается система государственных и муниципальных служб.В Бирске создана и постоянно укрепляется материальная база отделения пенсионного фонда населения, развивается система социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и служба семьи и детства. Населению города оказываются все виды социальных услуг, определенных Федеральным перечнем гарантированных государством услуг. В целом можно сказать, что в ГУУправлении пенсионного фонда по Бирскому району и городе Бирск создана и успешно функционирует. Знание этой системы учреждений и организаций позволяет социальному работнику строить свою работу с пожилыми гражданами наиболее эффективным образом. Было выявлено по каким вопросам пожилые люди обращаются к социальному работнику в ГУУправление ПФР в клиентскую службу:проверить правильность начисления пенсии, об исчислении стажа и заработка о перерасчете пенсии;

о задержке в назначении и перерасчете пенсии;

об отказе в назначении пенсии; о выплате пенсий; о переносе даты выплаты пенсий; по вопросам льготного обеспечения.Наиболее волнующими население вопросами являются вопросы предоставления льгот и преимуществ, установленных Законами РФ “О социальной защите” и “О ветеранах”.На устном приеме количество обращений по вопросам присвоения звания “Ветеран труда” возросло .Как правило, обратившиеся по данному вопросу –люди пожилого возраста, прожившие годы нелегкой жизни, имеющие старый стереотип мышления.Исходя из приведенного анализа, следует отметить, что работа с обращениями граждан в Отделении ПФР по Бирскому району продолжает совершенствоваться. Несмотря на большой, увеличивающийся с каждым годом объем поступающих обращений не нарушаются сроки их исполнения, ответы по обращениям в большинстве своем даются полные и аргументированные.Было проведено анкетирование по качеству обслуживания пожилых людей в ГУ –Управлении пенсионного фонда в Бирском районе и городе Бирск.На вопрос удовлетворены ли вы качеством пенсионного обслуживания большинство клиентов ответили «да» удовлетворены.На вопрос как вы оцениваете работу персонала ответили что персонал всегда проявляет заботу и доброту к ним.Таким образом, социальная помощь гражданам пожилого возраста в Управлении пенсионного фонда специалистом по социальной работе оказывается в клиентской службе по вопросам обращения клиентов. Помощь социальногоработника заключатся в консультировании, информировании, поддержании, направлении пожилых. Пожилые – объект социальной работы. Специфика и обязанность социального работника различается по службам оказания социальной услуги.Специалист по социальной работе В ПФР сочетают в себе такие качества как компетентность, умение выслушать, а самое главное –вести разъяснительную работу среди граждан по месту их жительства по вопросам пенсионного обеспечения и разъяснению права и порядка предоставления различным категориям граждан льгот и преимуществ предусмотренных законодательством.

Ссылки на источники:

1.Закон РФ от 10 декабря 1995 г. №195ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”// СЗ РФ. –1995. №50. –Ст.48722. Право социального обеспечения/Под ред. К.Н.Гусова. –М.: ПБОЮХ Грачев С.М., 2001. –328 с. 3. Теория социальной работы/Под ред. Е.И.Холостовой. –М.: Юристъ, 2001. –334 с.4.Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие.–М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2002. –296с.

Saitgarayeva Marita Aleksandrovnastudent 4 courses, BASHGU'S BF, Birsk marit1991@mail.ru

Social work with elderly in Management of a pension fund

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Базык Е.Ф.

В статье проведён анализ государственного пенсионного обеспечения социальной направленности.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Базык Е.Ф.

Текст научной работы на тему «Социальные пенсии как особая категория государственного пенсионного обеспечения»

Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и корпоративного управления, Академия маркетинга и социально информационных технологий -

ИМСИТ (г. Краснодар) Россия

СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ КАК ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

В статье проведён анализ государственного пенсионного обеспечения социальной направленности.

Одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества занимает Социальное обеспечение, которое напрямую зависит от развития экономики, и тесно связано с идеей социального благополучия населения.

Право каждого гражданина РФ на социальное обеспечение закреплено в 39 статье Конституции Российской Федерации. Согласно данной статье каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [1].

Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии, которые в отличие от трудовых, не являются частичным замещением утраченного заработка и условия, определяющие право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются в твердом размере за счёт средств государственного бюджета.

Основная цель введения социальных пенсий - обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа.

Круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией это нетрудоспособные граждане:

- инвалиды (инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени);

- инвалиды с детства (не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [7], либо на пенсию по инвалидности в соответствии со статьями 8, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») [8];

- дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со статьями 8 и 10 вышеназванного Федерального закона;

- граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

- граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Закон не предусматривает увеличение размера социальной пенсии по старости в связи с наличием у её получателя иждивенцев, а также при ограничении его способности к трудовой деятельности. Однако, для граждан проживающих в районах Крайнего Севера и

© Базык Е.Ф., 2016 г.

приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных, материальных и физиологических затрат определяемых Правительством РФ, размер пенсии увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в указанных районах (местностях). При выезде их на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учёта районного коэффициента.

Таким образом, социальная пенсия по возрасту назначается пожилым гражданам, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы, за исключением граждан из числа малочисленных народов.

Как и трудовые пенсии, они назначаются в связи:

- с достижением установленного законом возраста;

Социальная пенсия - это гарантированная государством минимальная социальная помощь, предоставляемая законе лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца, независимо от их трудового стажа, уплаты страховых пенсионных взносов за счет средств государственного бюджета.

Для назначения социальной пенсии гражданину необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства.

Право на социальную пенсию по возрасту предоставлено только лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации. Тем, кто выехал на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, социальная пенсия не назначается, а назначенная социальная пенсия в период постоянного проживания за границей не выплачивается (в соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» социальная пенсия гражданам назначается в случае, когда лица по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию).

Граждане из числа малочисленных народов Севера приобретают право на социальную пенсию по старости раньше (с 55 и 50 лет).

К коренным малочисленным народам Севера (далее - малочисленные народы) относятся народы, проживающие в районах Севера на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»). Документом, подтверждающим принадлежность к малочисленным народам, является паспорт или свидетельство о рождении, где указана соответствующая национальность. Если в указанных документах требуемые сведения отсутствуют, представляются справки, выданные общинами малочисленных народов или органами местного самоуправления.

Размер социальной пенсии установлен на уровне 100% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях для граждан, достигших общего пенсионного возраста.

Размер социальной пенсии по возрасту индексируется с учетом темпов роста инфляции в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») [8].

В России предусмотрено пять льготных оснований, определяющих право на пенсию по старости. Они не связаны с условиями или характером трудовой деятельности и относятся непосредственно к личности гражданина, обращающегося за пенсией, к его особенностям. Льготы касаются как возрастного ценза, так и обычно продолжительности общего трудового стажа.

Два льготных основания из пяти касаются женщин. Первое - это многодетность женщины в сочетании с воспитанием ею детей до определённого возраста. Обычно многодетной признается женщина, имеющая трёх и более детей. Однако пенсия на льготных основаниях устанавливается не всем таким женщинам, а лишь тем из них, которые, во-первых, родили пять или более детей и, во-вторых, воспитали их до восьми лет. Такие женщины имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Второе основание - это воспитание матерью ребенка-инвалида с детства до 8 лет. Как и многодетные матери, эти матери имеют право на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Третье и четвёртое льготные основания, определяющие право на пенсию по старости, касаются двух категорий инвалидов:

- инвалидов Великой Отечественной войны и других инвалидов, приравненных к ним в отношении пенсионного обеспечения,

- инвалидов I группы по зрению.

Что касается первой категории инвалидов, то для них снижен общий пенсионный возраст на 5 лет, т.е. пенсия по старости устанавливается мужчинам по достижении 55 лет, а женщинам по достижении 50 лет. В данном случае предусмотрено снижение лишь пенсионного возраста; стажевые требования для получения пенсии остались прежними.

В настоящее время данные льготные основания актуальны для тех граждан, которые стали инвалидами вследствие военной травмы в послевоенный период. При этом следует учитывать, что такие граждане имеют право в соответствии с российским пенсионным законом получать две пенсии.

Пятое льготное основание для назначения пенсии по старости распространяется на граждан, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов). Оно введено в 1961 г. и воспринято практически без изменений российским пенсионным законом: пенсии им устанавливаются при пониженном пенсионном возрасте на 15 лет (по достижении 45 лет мужчинам и по достижении 40 лет женщинам) и сокращенном общем трудовом стаже.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия по инвалидности назначается постоянно проживающим в Российской Федерации инвалидам, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности любой степени, которые не имеют права на трудовую пенсию, а также по иным установленным Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» основаниям.

Признание гражданина инвалидом, установление времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляются Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания гражданина инвалидом утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствие со ст. 5 Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Социальная пенсия по инвалидности устанавливается в фиксированном размере

пропорционально базовой части трудовой пенсии (ст. 18 Федерального закона от 15

декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»):

Социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам: детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 8 (назначения пенсий военнослужащим и членам их семей) и ст. 10 (назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей) Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [8].

При назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца применяются нормы ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, т.е. должно доказываться иждивение детей, хотя и не достигших 18-летнего возраста, но объявленных полностью дееспособными (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») [7].

Социальная пенсия назначается, если её получатели не имеют права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца или по случаю потери кормильца из числа военнослужащих либо лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф (ст.ст. 8, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

В качестве документа, подтверждающего, что умершая являлась одинокой матерью, принимается свидетельство о рождении её ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справка органов ЗАГСа о том, что в свидетельство о рождении ребенка сведения об отце ребенка внесены по указанию матери.

Размер социальной пенсии по случаю потери кормильца увеличивается на период постоянного проживания её получателя в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, на районный коэффициент, установленный для этих местностей.

Социальная пенсия по случаю потери кормильца индексируется в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) (с поправками от 21 июля 2014г.).

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации».

4. Распоряжение Правительства Российской федерации от 5 февраля 2016 года № 164-р «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года».

5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

7. Федеральный закон №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

8. Федеральный закон от 5декабря 2001 года № 166-ФЗ «О Государственном Пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Пенсионное обеспечение

Система пенсионного обеспечения предполагает начисление и выдачу гражданам специальных выплат, призванных заменить заработную плату в тех или иных ситуациях. Наиболее широко распространена трудовая пенсии по старости, которая выдается после достижения определенного возраста и заменяет утраченный трудовой доход.

Существуют два самых распространенных принципа формирования пенсии - распределительный и накопительный.


Первый исторически сложился раньше, он заключается в том, что пенсионеры получают выплаты из тех средств, который отчисляют работающие граждане. Такую схему иногда называют также «принципом солидарности поколений». Она достаточно удобна при стабильной демографической ситуации, когда соотношение сегодняшних пенсионеров и работающих граждан изменяется мало. Если же это соотношение склонно к существенным колебаниям, то распределительная система может быть не эффективной. Кроме того, довольно важным недостатком данного принципа является невозможность для будущего получателя пенсии существенно влиять на размер выплат.

Накопительная система предусматривает прямую зависимость будущей пенсии от отчислений работающего человека. В этом случае, все страховые выплаты направляются на индивидуальный счет, исходя из данных которого и формируется пенсия, когда застрахованное лицо получает на нее право.

Ранее в России пенсии выплачивались по солидарному (распределительному) принципу, однако затем было принято решение внести в пенсионное обеспечение элементы накопительной системы. Пенсия была разделена на страховую, базовую (позже была включена в страховую) и накопительную части. Средствами накопительной составляющей пенсии каждый человек может распоряжаться самостоятельно.

Родившиеся после 1966 года, имеют право на перераспределение части взносов в накопления. Это делается путем заключения договора с Негосударственным пенсионным фондом. Накопительная часть пенсии инвестируется, а значит, может приносить доход. Как именно осуществлять инвестирование решает сам застрахованный человек.

Государственное пенсионное обеспечение - это составная часть пенсионной системы России, которая обеспечивает за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ предоставление гражданам пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Право на получение пенсии имеют определенные категории граждан. Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», к таким категориям, например, относятся госслужащие, военнослужащие, космонавты.

Итак, существует несколько видов государственных пенсий:

Принципиальным отличием государственной пенсии от пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования - страховой и накопительной - и негосударственной (негосударственное пенсионное обеспечение) является следующее:

Государственная социальная пенсия по инвалидности устанавливается:

Государственная социальная пенсия по случаю потери кормильца

Государственная социальная пенсия по старости устанавливается:

Пенсионное обеспечение для жителей Санкт-Петербурга
и Ленинградской области


Обеспечение нетрудоспособных граждан в РФ осуществляется по федеральному законодательству. Регионам дано право разрабатывать и внедрять собственные меры поддержки жителей. Так, пенсия в Санкт-Петербурге и Ленинградской области увеличивается за счет доплат разного рода. Также получателям определенных категорий предоставляются льготы и преференции.

Размеры начислений пенсионерам зависят от вида помощи, а также участия претендента в трудовой деятельности. Кроме того, на сумму влияют льготные основания, на которых предоставляется дополнительная поддержка. В федеральном законодательстве установлены такие виды пенсий:

От чего зависит размер пенсии

Уровень жизни населения в регионах Российской Федерации различен. Его принято характеризовать показателем прожиточного минимума. Он показывает количество денег, необходимых определенной группе граждан для нормальной жизнедеятельности. На величину социальных пособий по старости и нетрудоспособности также оказывает влияние еще один показатель - МРОТ.

Данный параметр используется следующим образом:

Для некоторых групп льготников предусмотрены преференции, оплачиваемые из местной казны:

Некоторым группам трудоустроенных получателей пенсий предусмотрено дополнительное пособие. Оно предоставляется по следующим правилам:

Бюджетные средства предоставляются гражданам по критериям, заложенным в законодательстве. Они таковы:

На страховое содержание могут рассчитывать лица:

Социальное содержание предусмотрено для людей, не подпадающих под критерии стажа:

Источник: lgoty-vsem.ru

Система социального обеспечения

В 2018 году в России запущена Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).

Сейчас социальные услуги предоставляются по заявительному принципу: человек должен сам обратиться в государственные (муниципальные) органы и потребовать положенные ему льготы и пособия. Многие граждане не обращаются, просто потому, что не знают, на какие меры социальной защиты имеют право.

ЕГИССО позволит заинтересованным организациям получать информацию обо всех видах государственной (муниципальной) поддержки населения в одном месте и в разрезе каждого гражданина. А граждане смогут получать информацию обо всех полагающихся им мерах поддержки в режиме «одного окна», даже в том случае, если они изменили место жительства или место работы, если у них изменились обстоятельства, статус, категория льгот. Чтобы получить информацию о положенных мерах, гражданину достаточно зайти в личный кабинет на портале системы, введя свой СНИЛС.

ЕГИССО будет основана на системе СНИЛС, которая есть у Пенсионного фонда, а оператором ЕГИССО определен Пенсионный фонд России. Наполнением же ЕГИССО информацией о мерах защиты и поддержки занимаются органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды, организации, предоставляющие меры соцзащиты за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов страны, местных бюджетов.

Используя возможности Личного кабинета любой гражданин РФ сможет получить персонифицированную, собранную в одном месте информацию о предоставляемых или уже представленных ему мерах социальной защиты, узнать о возможностях социальной поддержки, на которые он имеет право и, в случае необходимости, составить и подать заявление о необходимости оказания ему адресной помощи.

На портале ЕГИССО будут также располагаться кабинеты поставщиков и потребителей информации, где органы власти и организации, предоставляющие меры соцзащиты смогут внести дополнительные данные о своих участках работы и получить сведения о необходимости и возможности оказания адресной социальной поддержки.

ЕГИССО создается в соответствии с Федеральным законом N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

Нужно отметить, что первое время после внедрения система работает с перебоями, основной причиной которых являются недоработки в законодательстве, программные ошибки самой платформы, отсутствие программного обеспечения у региональных ведомств.


Виды социального обеспечения


Государственные социальные пособия -это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и служат дополнением к основному источнику средств к существованию.

Многочисленные виды пособий в системе социального обеспечения классифицируются по различным основаниям:

По целевому назначению пособия:

По продолжительности выплаты пособия:

Читайте также: