Совместное информационное письмо минтруда россии и пенсионного фонда


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 августа 2020 г. № 21-3/10/В-6512 О действии пониженных тарифов страховых взносов, введенных ФЗ от 8 июня 2020 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 04.08.2020 N 03-15-08/68297 о представлении позиции по вопросу правомерности применения положений Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) к уплате страховых взносов, установленных статьями 428 "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков" и 429 "Тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), сообщает следующее.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 172-ФЗ для организаций и индивидуальных предпринимателей - плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, указанных в статье 2 Федерального закона N 172-ФЗ, в том числе индивидуальных предпринимателей и включенных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства организаций, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования и свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применяются пониженные тарифы страховых взносов в размере 0,0%.

При этом страховые взносы, уплата которых предусмотрена в соответствии со статьями 428 и 429 НК РФ, установлены дополнительно (сверх установленного основного тарифа) и уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации вне зависимости от установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по основному тарифу. Факт и период уплаты указанных страховых взносов в соответствии с положениями статьи 428 НК РФ непосредственно влияют на определение периода работ во вредных (опасных) условиях труда, которые могут быть учтены Пенсионным фондом Российской Федерации для определения права физических лиц, занятых на таких видах работ, на досрочное назначение им страховых пенсий по старости. Вместе с тем, страховые взносы, уплаченные в соответствии с нормами статьи 429 НК РФ, являются непосредственным источником финансирования доплаты к пенсии отдельным категориям граждан, указанным в указанной статье НК РФ, и направляются на выплату исключительно указанных доплат к пенсии.

Совокупный анализ положений Федерального закона N 172-ФЗ и норм статей 428 и 429 НК РФ показывает, что введенные указанным федеральным законом пониженные тарифы страховых взносов действуют в отношении страховых взносов, уплата которых осуществляется по основному тарифу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

С учетом изложенного полагаем, что в отношении дополнительных страховых взносов, установленных статьями 428 и 429 НК РФ, положения статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ не могут применяться.

А.Н. Пудов

Обзор документа

Минтруд указал, что субъекты МСП, работающие в пострадавших отраслях, а также социально ориентированные НКО - получатели соответствующих субсидий и грантов, во II квартале 2020 г. применяют нулевые тарифы страховых взносов.

Однако это не распространяется на дополнительные тарифы, действующие в отношении отдельных категорий плательщиков.


Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия



ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Минтруда РФ N 7392-ЮЛ, ПФ РФ N ЛЧ-25-25/10067 от 04.11.2002

В Министерство труда и социального развития Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации от территориальных органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, поступают запросы о возможности зачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщины в отпуске по беременности и родам.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 (в редакции от 15.04.92), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции Приказа Минздравмедпрома России N 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации N 66 от 25.06.96, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.

Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Первый заместитель
Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
Ю.З.ЛЮБЛИН

Заместитель
Председателя Правления
Пенсионного фонда
Российской Федерации
Л.И.ЧИЖИК

На сайте «Zakonbase» представлен ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Минтруда РФ N 7392-ЮЛ, ПФ РФ N ЛЧ-25-25/10067 от 04.11.2002 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Минтруда РФ N 7392-ЮЛ, ПФ РФ N ЛЧ-25-25/10067 от 04.11.2002 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Минтруда РФ N 7392-ЮЛ, ПФ РФ N ЛЧ-25-25/10067 от 04.11.2002 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в Вашем обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 439-ФЗ каждый работник по 31 декабря 2020 г. включительно подает работодателю письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 ТК РФ или о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 ТК РФ. Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем для хранения в информационных ресурсах ПФР. В случае, если работник не подал работодателю ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в соответствии со статьей 66 ТК РФ.

Однако до подачи заявления работником о продолжении ведения трудовой книжки или же предоставления ему сведений о трудовой деятельности работодатель в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 2 Федерального закона обязан уведомить по 30 июня 2020 г. включительно каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки или предоставлением ему работодателем сведений о трудовой деятельности.

Следует учесть, что за работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (пункт 4 статьи 2 Федерального закона).

Работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона).

Лица, не имевшие возможности по 31 декабря 2020 года включительно подать работодателю одно из указанных письменных заявлений, вправе сделать это в любое время, подав работодателю по основному месту работы, в том числе при трудоустройстве, соответствующее письменное заявление. К таким лицам, в частности, относятся:

1) работники, которые по состоянию на 31 декабря 2020 г. не исполняли свои трудовые обязанности и ранее не подали одно из письменных заявлений, но за ними в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы, в том числе на период:

а) временной нетрудоспособности;

в) отстранения от работы в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) лица, имеющие стаж работы по трудовому договору (служебному контракту), но по состоянию на 31 декабря 2020 г. не состоявшие в трудовых (служебных) отношениях и до указанной даты не подавшие одно из указанных письменных заявлений.

Также в соответствии с части первой статьи 2 Федерального закона N 439-ФЗ работодатели в течение 2020 года должны осуществить мероприятия по принятию или изменению локальных нормативных актов (при необходимости) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии; подготовить и обсуждение с уполномоченными в установленном порядке представителями работников изменений (при необходимости) в соглашения и коллективные договоры в порядке, установленном ТК РФ, обеспечить техническую готовность к представлению сведений о трудовой деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах ПФР.

С учетом этого, целесообразно выдавать уведомления работникам после проведенных работодателями в установленном порядке вышеуказанных мероприятий по мере готовности до 30 июня 2020 г.

Одновременно следует отметить, независимо от того внесет ли работодатель изменения в локальные нормативные акты, коллективные договоры, соглашения, он обязан исполнять нормы Федерального закона N 439-ФЗ.

Заявление о выбранном способе подается работником после выдачи работодателем уведомления, что позволит избежать трудовых споров, в том числе в судах.

В случае выбора работником предоставления ему сведений о трудовой деятельности работодатель выдает трудовую книжку в день подачи заявления работником (часть 3 статьи 2 Федерального закона). При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Кодекса.

Департамент по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Департамент доходов населения и уровня жизни Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Департамент организации назначения и выплаты пенсий Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации направляют для использования в практической работе сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке.

Руководитель Департамента по
вопросам пенсионного обеспечения
Министерства труда и социального
развития Российской Федерации
Ю.В. Воронин
09.06.2003 1199-16
Руководитель Департамента доходов
населения и уровня жизни Министерства
труда и социального развития
Российской Федерации
В.Г. Зинин
19.05.2003 670-9
Начальник Департамента организации
назначения и выплаты пенсий
Исполнительной дирекции
Пенсионного фонда
Российской Федерации
А.Н. Пудов
09.06.2003 25-23/5995

РАЙОННЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

1. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 2,0:

Острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря и острова Диксон);

Республика Саха (Якутия) – местности, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности, на месторождениях «Айхал» и «Удачная», прииски «Депутатский» и «Кулар», Нижнеколымский район, поселок Усть-Куйга Усть-Янского района;

Сахалинская область – Северо-Курильский, Курильский, Южно-Курильский районы1;

Камчатская область – Алеутский район2;

Чукотский автономный округ – вся территория автономного округа;

2. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,80:

Красноярский край – г. Норильск и подчиненные его администрации населенные пункты;

Мурманская область – г. Мурманск – 140;

3. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,70:

Республика Саха (Якутия) – Ленский район (севернее 61° северной широты), г. Мирный и подчиненные его администрации населенные пункты;

Магаданская область – вся территория области;

Мурманская область – пгт. Туманный;

4. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,60:

Республика Коми – г. Воркута и подчиненные его администрации населенные пункты;

Республика Саха (Якутия) – Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Вилюйский, Жиганский, Кобяйский, Нюрбинский3, Мирнинский, Момский, Оймяконский, Оленекский, Среднеколымский, Сунтарский, Томпонский, Усть-Янский (за исключением поселка Усть-Куйга) и Эвено-Бытантайский районы;

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ – вся территория автономного округа;

Эвенкийский автономный округ – северные части Эвенкийского автономного округа (севернее реки Нижняя Тунгуска);

Красноярский край – Туруханский (севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан) район, местности, расположенные севернее Полярного круга (за исключением г. Норильска и подчиненных его администрации населенных пунктов), г. Игарка и подчиненные его администрации населенные пункты;

Хабаровский край – Охотский район;

Камчатская область – вся территория области (за исключением Алеутского района);

Корякский автономный округ – вся территория автономного округа;

Сахалинская область – Ногликский, Охинский районы, г. Оха

5. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,50:

Республика Коми – г. Инта и подчиненные его администрации населенные пункты;

Республика Саха (Якутия) – пгт. Кангалассы;

Республика Тыва – Монгун – Тайгинский, Тоджинский, Кызылский (территория Шынаанской сельской администрации) районы;

Ненецкий автономный округ – вся территория автономного округа;

Тюменская область – Уватский район;

Ханты-Мансийский автономный округ – северная часть автономного округа (севернее 60° северной широты);

Ямало-Ненецкий автономный округ – вся территория автономного округа;

Томская область – Александровский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Парабельский и Чаинский районы, города Кедровый, Колпашево, г. Стрежевой;

6. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,40:

Республика Алтай – Кош-Агачский, Улаганский районы;

Республика Карелия – Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, города Кемь и подчиненные его администрации населенные пункты, Костомукша;

Республика Саха (Якутия) – вся территория республики за исключением городов и районов, указанных в пп. 1,3,4,5;

Республика Тыва – вся территория республики за исключением районов, указанных в п. 5;

Приморский край – Кавалеровский район (пос. рудников Таежный и Тернистый);

Хабаровский край – Аяно–Майский, Ванинский, Верхнебуреинский (севернее 51° северной широты), им. П. Осипенко, Николаевский, Советско-Гаванский, Солнечный (Амгуньская и Дукинская сельские администрации), Тугуро-Чумиканский, Ульчский районы, города Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань и подчиненные его администрации населенные пункты;

Архангельская область – Лешуконский, Мезенский и Пинежский Соловецкий4 районы, г. Северодвинск и подчиненные его администрации населенные пункты;

Мурманская область – вся территория области за исключением районов, указанных в пп. 2,3;

Сахалинская область – вся территория области за исключением районов, указанных в пп. 1,4;

7. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,30:

Республика Бурятия – Баунтовский, Муйский, Северо-Байкальский районы, г. Северобайкальск и подчиненные его администрации населенные пункты;

Республика Карелия – Медвежьегорский, Муезерский, Пудожский и Сегежский районы, г. Сегежа и подчиненные его администрации населенные пункты;

Республика Коми – Ижемский, Печорский, Троицко-Печорский, Усть-Цилемский, Удорский районы, города Вуктыл и подчиненные его администрации населенные пункты, Сосногорск и подчиненные его администрации населенные пункты, Ухта и подчиненные его администрации населенные пункты, Усинск и подчиненные его администрации населенные пункты, г. Печора и подчиненные его администрации населенные пункты;

Эвенкийский автономный округ – южные части Эвенкийского автономного округа (южнее реки Нижняя Тунгуска);

Красноярский край – Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский, Туруханский (южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан) районы, города Енисейск и Лесосибирск и подчиненные его администрации населенные пункты;

Амурская область – Зейский, Селемджинский, Тындинский (за исключением Муртыгитского сельсовета) районы, г.г. Зея и Тында и подчиненные их администрациям населенные пункты;

Иркутская область – Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский, Усть-Кутский районы г. Братск и населенные пункты подчиненные его администрации, города Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут;

Читинская область – Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский районы;

Ханты-Мансийский автономный округ – южная часть автономного округа (южнее 60° северной широты);

Томская область - Бакчарский, Кривошеинский, Молчановский, Тегульдетский районы;

8. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,20:

Республика Бурятия – Баргузинский, Курумканский, Окинский районы;

Республика Коми – вся территория Республики Коми за исключением районов, указанных в пп. 4,5,7;

Приморский край – Кавалеровский (за исключением пос. рудников Таежный и Тернистый), Красноармейский (пгт. Восток и Богуславецкая, Вострецовская, Дальнекутская, Измайлихинская, Мельничная, Рощинская, Таежненская сельские администрации), Ольгинский, Тернейский районы, г. Дальнегорск и населенные пункты, находившиеся в подчинении его администрации ранее5;

Хабаровский край – Амурский (пгт. Эльбан и подчиненные его администрации населенные пункты, Ачанская, Вознесенская, Джуенская, Омминская, Падалинская сельские администрации), Верхнебуреинский (южнее 51° северной широты), Комсомольский, Солнечный (за исключением Амгуньской и Дукинской сельских администраций) районы, города Амурск, Комсомольск-на Амуре;

Архангельская область – вся территория области за исключением районов, указанных в п. 6;

Коми-Пермяцкий автономный округ – Гайнский, Косинский, Кочевский районы;

9. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,15:

Республика Карелия – вся территория республики за исключением районов, указанных в пп. 6,7.

С 1 января 2015 г. вопросы пенсионного обеспечения абсолютного большинства граждан нашей страны будут регулироваться Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), который придет на смену действующему в настоящее время Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Новый пенсионный закон не только вводит иную пенсионную формулу (это тема для отдельного обстоятельного разговора), но и содержит ряд других важных нововведений. Подробнее об изменениях читайте в комментарии Чиркова С.А., начальника Департамента организации, назначения и выплаты пенсий ПФР, к.ю.н.

  • Изменения в порядке обращения за пенсией
  • Электронное взаимодействие между ПФР и работодателем
  • Порядок подачи документов работодателем для назначения пенсии
  • Подача документов через доверенное лицо
  • Преимущества взаимодействия страхователей и ПФР в части назначения пенсий

Изменения в порядке обращения за пенсией

В Законе № 400-ФЗ сохранено известное всем правило: граждане самостоятельно обращаются с заявлениями об установлении, о выплате и доставке пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Вместе с тем часть 3 статьи 21 Закона № 400-ФЗ содержит важную новеллу в части порядка обращения за пенсией, а именно устанавливает, что работодатель вправе обращаться за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия.

Нельзя не отметить, что данная новелла как раз тот самый случай, когда все новое – это хорошо забытое старое. Напомним, что в не столь уж давние советские времена будущие пенсионеры обращались за оформлением пенсии в администрацию организации по месту последней работы, которая совместно с местным комитетом профсоюза была обязана подготовить документы и представить их в определенный срок в отдел социального обеспечения. Действовали две формы представления администрации и профкома: первая – для представления к назначению пенсии по старости и инвалидности, вторая – для представления к назначению пенсии по случаю потери кормильца [1] . Так что традиции взаимодействия и сотрудничества работодателей и органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, в части оформления пенсий достаточно богаты. Взаимодействие есть и сейчас и для него также имеются все необходимые основания.

Поэтому сегодня хотелось бы рассказать читателям об очень важной совместной работе Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР или Фонд) и работодателей, направленной на улучшение обслуживания граждан при установлении им пенсий.

Электронное взаимодействие между ПФР и работодателем

Фонд – один из крупнейших государственных институтов, к сфере ведения которого относятся, пожалуй, самые социально значимые услуги, в первую очередь, по установлению и выплате пенсий и иных выплат, имеющих пенсионный характер. Исключительная важность пенсионного обеспечения для нетрудоспособных лиц обусловлена тем, что пенсия, как правило, является единственным источником их дохода. Поэтому качественное и эффективное предоставление названных услуг всегда будет являться приоритетной задачей Фонда. От успешного выполнения данной задачи зависит, как бы громко на первый взгляд это не звучало, и социальная стабильность в обществе, и уровень доверия населения нашей страны к власти.

Не секрет, что пенсионное будущее гражданина во многом зависит от действий работодателя. Это, по нашему мнению, касается как исполнения страхователем установленных законодательством обязанностей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц в территориальные органы ПФР, так и оказания работникам содействия в оформлении пакета документов, необходимых для назначения пенсии.

В этой связи Фондом осуществляется работа по организации электронного взаимодействия территориальных органов ПФР с работодателями по представлению на граждан, состоящих с ними в трудовых отношениях, документов для назначения пенсии.

Данное взаимодействие осуществляется Фондом в рамках проведения так называемой заблаговременной работы – комплекса мер по обеспечению полноты и достоверности сведений о пенсионных правах застрахованных лиц, учтенных в территориальных органах ПФР и необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий.

Страхователь может быть надежным партнером ПФР в деле улучшения качества обслуживания граждан при осуществлении пенсионного обеспечения.

В чем состоит суть предлагаемой работы?

Если совсем коротко, то в достижении договоренности территориального органа Фонда со страхователями о представлении ими в электронном виде в органы ПФР документов, необходимых для назначения пенсии работающим у них гражданам, по защищенным каналам связи, для их обработки, правовой оценки и, в конечном счете, формирования макетов электронных выплатных дел соответствующих правомочных лиц.

В Пенсионном фонде России под макетом электронного выплатного дела понимается электронное выплатное дело до принятия территориальным органом ПФР решения об установлении пенсии и (иной) выплаты, в том числе сформированное территориальным органом ПФР в целях организации заблаговременной работы в отношении лиц, выходящих на пенсию.

Здесь сразу возникает вопрос, а по каким каналам связи следует представлять указанные документы, не потребуется ли организация работодателем какого-либо дополнительного источника обмена данными с Фондом? Отвечаем – нет, поскольку уже все создано и в этих целях можно использовать защищенные каналы связи и программные средства, которые эксплуатируются при передаче страхователями в орган ПФР отчетности по уплате страховых взносов и представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета на работающих у них застрахованных лиц (так называемый бесконтактный способ представления отчетности в ПФР).

Напомним, что на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» представлять сведения на 50 и более работающих застрахованных лиц, включая заключивших договоры гражданско-правового характера, нужно в электронной форме. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 50 работающих у него граждан. Теперь это общепринятая практика, которая охватывает большинство работодателей.

При таком подходе решаются вопросы, связанные с допуском работодателей в систему электронного документооборота ПФР, обеспечением защиты персональных данных при передаче информации, использованием электронной подписи, признанием равнозначности электронных документов, подписанных в установленном порядке участниками электронного информационного взаимодействия, и документов на бумажном носителе, подписанными собственноручной подписью и заверенным печатью организации.

Порядок подачи документов работодателем для назначения пенсии

Для организации работы по представлению документов для назначения пенсии между органом ПФР и работодателем заключается соответствующее соглашение (это может быть и дополнение к действующему соглашению об обмене электронными документами при представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета и расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование), а также согласовывается порядок (регламент) рассматриваемого электронного информационного взаимодействия.

Страхователь может представлять не только документы, предъявляемые гражданином при заключении трудового договора и поэтому имеющиеся в распоряжении кадровой службы предприятия (паспорт, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, трудовая книжка и др. [1]), но и иные документы, предусмотренные действующим законодательством для назначения того или иного вида пенсии [2], например, свидетельство о рождении ребенка или свидетельство о браке. Вообще, как мы понимаем, это идеальный случай, когда страхователь оказывает максимально возможное содействие своему работнику в подготовке требуемых документов.

Необходимые документы целесообразно представлять в сроки, согласованные с территориальным органом ПФР, но не позднее, чем за девять месяцев до возникновения права на пенсию, в соответствии со списком работников, выходящих на пенсию в ближайшие 12 месяцев, в виде электронных образов документов, подписанных электронной подписью уполномоченного сотрудника страхователя, по телекоммуникационным каналам связи.

Оптимально, когда страхователи формируют электронные образы документов, необходимых для назначения пенсии, на каждое застрахованное лицо в отдельный пакет документов с указанием его инициалов (ФИО) и адреса регистрации. Документы сканируются в расширении 300 точек на дюйм (300 dpi), в цветном изображении. Каждый документ целесообразно сканировать отдельно. На каждое застрахованное лицо к каждому пакету документов прилагается реестр направляемых документов. Каждый документ, содержащийся в пакете документов, подписывается электронной подписью уполномоченного сотрудника страхователя.

Исключительно важно, что работодатель представляет документы только с согласия заинтересованного лица, что обуславливается требованиями нормативных правовых актов по защите персональных данных, а также основано на волевом, сознательном характере пенсионных правоотношений и заявительном принципе обращения за пенсией. Здесь отметим, что Законом № 400-ФЗ в отношении граждан, добровольно отложивших выход на пенсию, предусмотрены достаточно серьезные бонусы, направленные на увеличение размера пенсии таких лиц.

Страхователи могут представлять в изложенном порядке и документы, направленные на повышение результативности заблаговременной работы в отношении застрахованных лиц, выходящих на пенсию, к примеру, списки работников – будущих пенсионеров, а также перечни рабочих мест, профессий, должностей, занятость в которых дает гражданам право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Обратим внимание, что документы, направленные работодателем в территориальный орган ПФР в изложенном порядке, подлежат обязательной обработке и регистрации. Специалисты территориальных органов ПФР, ответственные за проведение заблаговременной работы, при получении электронных документов формируют расписку о получении, подписывают ее электронной подписью и направляют страхователю по каналам связи. О недостающих документах страхователю направляется уведомление.

Подача документов через доверенное лицо

Допустим, между территориальным органом ПФР и работодателем заключено соглашение о представлении в электронном виде документов для назначения пенсии. В этом случае, на наш взгляд, логично организовать работу таким образом, чтобы при наступлении срока, определенного для обращения за пенсией, заявление и требуемые документы также мог подать в территориальный орган Фонда уполномоченный сотрудник страхователя, то есть обеспечить обращение за пенсией уже фактически известных Фонду граждан через доверенное лицо (на основании доверенности застрахованного лица на представление его интересов в территориальном органе ПФР). На этом вопросе остановимся чуть подробнее.

Согласно пункту 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Изложенное положение еще раз повторяется и конкретизируется в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2011 г. № 1521н. На основании пункта 4 указанного нормативного правового акта гражданин может воспользоваться государственной услугой через законного представителя (родителей, усыновителей, опекунов и попечителей) и представителя организаций, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также через доверенных лиц (лица, которые на основании доверенности уполномочены гражданином обращаться в территориальный орган ПФР за предоставлением государственной услуги).

Исходя из понятия доверенности, закрепленного в статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Важно, что истребование нотариальной формы доверенности, выдаваемой одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами, допускается в случаях, установленных законом. При этом действующим законодательством Российской Федерации необходимость представления нотариально удостоверенной доверенности при подаче заявления о назначении пенсии представителем гражданина не предусмотрена.

Тем самым гражданин вправе выдать доверенность на представление его интересов в территориальном органе ПФР при подаче заявления о назначении пенсии другому физическому лицу. В доверенности должны быть оформлены все полномочия на совершение действий по представлению заявления о назначении пенсии и прилагаемых к нему необходимых документов. В частности, указываются паспортные данные доверителя и доверенного лица, дата совершения доверенности, предоставляемые полномочия, конкретный перечень действий по осуществлению данного поручения, срок действия доверенности. К примеру, доверенное лицо может представлять заявление доверителя о назначении пенсии по старости и его документы, а также получать расписку-уведомление о приеме документов в территориальном органе ПФР и пенсионное удостоверение. Естественно, что доверенным лицом может быть и представитель работодателя. Здесь также обратим внимание, что в соответствии с пунктом 7 указанных выше Правил заявление о назначении пенсии и требуемые документы могут представляться в территориальный орган ПФР не ранее чем за месяц до наступления пенсионного возраста.

Преимущества взаимодействия страхователей и ПФР в части назначения пенсий

Плюсы рассматриваемого взаимодействия с точки зрения интересов граждан и назначения им пенсий в кратчайшие сроки очевидны. Предпосылки к организации электронного сотрудничества также имеются. К ним можно отнести наличие и успешную эксплуатацию защищенного электронного документооборота ПФР, участниками которого является большинство страхователей, а также правовую и техническую возможность ведения пенсионных (выплатных) дел в электронной форме.

Конечно, можно сказать, что, в отличие от советского времени, у работодателя такой обязанности не существует, а в Законе № 400-ФЗ говорится только о его праве обратиться за пенсией собственных сотрудников, и поэтому усердствовать в части организации электронного взаимодействия с Фондом не надо. Вместе с тем полагаем, что организация электронного взаимодействия по представлению документов для назначения пенсий положительно скажется на имидже любой компании, выгодно обратит внимание на ее социальную ответственность. Кроме того, следует помнить, что работодатель вынужден отпускать, часто в рабочее время, своих сотрудников, приближающихся к пенсионному возрасту, для сбора и подачи документов на пенсию, в связи с чем несет издержки.

Надо отметить, что имеющийся опыт показывает, что многие страхователи, сознавая важность предлагаемого взаимодействия для своих работников, охотно участвуют в этом проекте. По состоянию на 1 сентября 2014 г. количество страхователей, с которыми достигнута договоренность о рассмотренном электронном взаимодействии, превысило 240 тысяч.

В ряде субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти, заинтересованные в высоком качестве предоставления государственных услуг на их территории, поддерживают такие инициативы не только морально, но и путем принятия нормативных актов.

Так, на Белгородчине принято распоряжение Правительства Белгородской области от 21 января 2013 г. № 27-рп «О дополнительных мерах по взаимодействию территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области со страхователями», согласно которому организациям всех форм собственности рекомендовано обеспечить направление в территориальные органы ПФР сканированных образов документов застрахованных лиц за 12 месяцев до даты наступления права на пенсию и заключить соответствующие дополнения к соглашениям об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи.

В Татарстане действует постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 мая 2013 г. № 330 «Об организации подготовительной работы по назначению пенсий в электронной форме». Данным постановлением утвержден Регламент информационного взаимодействия по подготовке электронных образов документов для назначения пенсий. При этом исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан и подведомственным им организациям предписано обеспечить представление в территориальные органы Отделения ПФР по Республике Татарстан электронных образов документов работающих граждан за один год до возникновения права на пенсию, а руководителям иных предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности предложено организовать данную работу.

На федеральном уровне Пенсионный фонд России договаривается об электронном взаимодействии с крупными страхователями, имеющими развитую региональную сеть своих представительств. Например, в субъекты Российской Федерации направлено совместное письмо ПФР и ОАО «РЖД» от 21 августа 2013 г. с рекомендациями провести рабочие встречи представителей служб управления персоналом ОАО «РЖД» и территориальных органов ПФР и, по мере готовности, организовать информационное взаимодействие с учетом положений согласованного сторонами Примерного порядка организации электронного информационного взаимодействия территориальных органов ПФР с подразделениями ОАО «РЖД» по представлению документов, необходимых для назначения пенсии. Аналогичный документ действует в отношениях между ПФР и ОАО «Газпромбанк».

В заключение выразим надежду, особенно принимая во внимание часть 3 статьи 21 Закона № 400-ФЗ, закрепившую право работодателя обращаться за пенсией лицам, состоящих с ним в трудовых отношениях, что к рассмотренной в настоящей статье системе электронного информационного взаимодействия будет присоединяться все больше и больше страхователей. Пенсионный фонд России полностью открыт для работы на данном направлении и приглашает к взаимовыгодному сотрудничеству всех социально ответственных и неравнодушных работодателей.

Читайте также: