Средний заработок за третий месяц после увольнения пенсионеру


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Сохраняется ли за уволенным работником средний заработок за третий месяц со дня сокращения, если он является пенсионером?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
За бывшим работником, являющимся пенсионером, сохранится средний заработок за третий месяц, если он представит работодателю трудовую книжку без записи о приеме на работу и соответствующее решение (справку) службы занятости.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Из приведенных норм следует, что при отсутствии у работника работы в течение второго и третьего месяцев после увольнения ему выплачивается средний заработок за соответствующие периоды времени. Для получения среднего заработка за второй месяц после увольнения работнику достаточно представить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и трудовую книжку, в которой отсутствует запись о приеме на работу. Для получения среднего заработка за третий месяц работник, помимо паспорта и трудовой книжки, должен представить работодателю решение службы занятости. Решение принимается в том случае, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен.
Согласно части второй ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от возраста. Как указывают суды, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ТК РФ гарантий и компенсаций) (определение Краснодарского краевого суда от 09.06.2016 N 33а-11705/2016, определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29.04.2015 N 33-1460/2015 и др.).
Учитывая названное, а также то, что порядок представления гарантий, установленных ст. 178 ТК РФ, не предусматривает каких-либо исключений для отдельных категорий работников, соответственно, указанные в этой статье гарантии должны быть предоставлены и работнику-пенсионеру, уволенному в связи с сокращением численности или штата работников (ответ 1, ответ 2 Роструда на портале "Онлайнинспекция.РФ").
Отметим также, что трудовое законодательство не устанавливает, какие конкретно случаи относятся к исключительным для целей оплаты периода трудоустройства, и не позволяет однозначно определить, в чью компетенцию - работодателя или службы занятости - входит принятие окончательного решения об исключительности случая.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 29.11.2012 N 2214-О, работодатель на основании части второй ст. 178 ТК РФ обязан осуществить выплату среднего заработка за третий месяц со дня увольнения при наличии решения органа службы занятости. При этом суд подчеркнул, что для принятия такого решения органом службы занятости одних формальных условий (своевременное обращение и отсутствие трудоустройства) недостаточно, в каждом случае должны быть учтены все имеющие значение обстоятельства. В качестве обстоятельств, делающих случай исключительным и позволяющих в связи с этим претендовать на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, органом занятости учитываются социальная незащищенность уволенного, отсутствие у него средств к существованию, тяжелая болезнь, наличие нетрудоспособных иждивенцев и тому подобное (смотрите п. 15 Обзора N 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, определения Верховного Суда РФ от 20.11.2017 N 69-КГ17-21, от 17.06.2017 N 69-КГ17-12, от 19.06.2017 N 69-КГ17-7).
При этом в силу п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" лица, которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. С учетом данной нормы можно полагать, что пенсионер по старости и по выслуге лет не может быть трудоустроен органами службы занятости, поскольку он не может быть признан безработным.
Однако органы службы занятости обязаны регистрировать в целях поиска подходящей работы всех обратившихся к ним граждан и оказывать им бесплатное содействие в этом. Признание безработным для этого не является обязательным (ст. 12 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1, Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891).
В частности, лица, которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет, несмотря на то, что они не могут быть признаны безработными, регистрируются органом службы занятости в целях поиска подходящей работы на общих основаниях. Соответственно, названный орган вправе принять решение о сохранении за уволенным пенсионером среднего месячного заработка за третий месяц после увольнения (письмо Роструда от 27.10.2005 N 1754-61, доведенное до сведения работодателей письмом Минфина России от 15.03.2006 N 03-03-04/1/234).
Таким образом, полагаем, в рассматриваемой ситуации работодатель обязан выплатить бывшему работнику, являющемуся пенсионером, средний заработок за третий месяц, если им будет представлены трудовая книжка без записи о приеме на работу и соответствующее решение службы занятости.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

20 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

05.08.2013 66-летняя Ольга И. была уволена из ООО «Азимут» в связи с сокращением штата. Организация выплатила ей выходное пособие в размере среднего заработка. В течение двух недель после увольнения женщина встала на учет в Центр занятости населения как ищущая работу, но за два месяца так и не смогла найти подходящую вакансию. В связи с чем ООО «Азимут» выплатило ей средний заработок за второй месяц со дня увольнения. Еще через месяц Ольга И. снова обратилась в компанию с требованием выплатить ей средний заработок за третий месяц. Она представила соответствующее решение Центра занятости населения (образец на стр. …). Но работодатель отказался выплачивать деньги, поскольку бывшая сотрудница не признана безработной и получает пенсию по старости.


Статьи в тему:
«Как убедить суд, что при сокращении учли преимущественное право сотрудника на работу» (№ 5, 2013)
«Как оформить уход на пенсию» (№ 10, 2010)
«Сокращение работников: штатное расписание и выплаты при увольнении» (№ 5, 2009)

Можно ли сократить пенсионера?
На работающих пенсионеров распространяется общий порядок увольнения сотрудников. Это значит, что когда работодатель решает уволить пожилого работника в связи с сокращением численности (штата), он обязан:
– убедиться, что тот не относится к категории, которую запрещено увольнять (например, на попечении работника находятся несовершеннолетние дети, которых он воспитывает без родителей (с. 261 ТК РФ));
– выяснить, имеет ли пенсионер преимущественное право на то, чтобы остаться на работе (ст. 179 ТК РФ, абз. 5 п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, ст. 35 Закона СССР от 31 мая 1991 г. № 2213-1 и др.);
– издать приказ о сокращении численности или штата;
– за два месяца до предполагаемой даты увольнения письменно уведомить сотрудника, орган занятости населения, профсоюз (при его наличии) о предстоящем высвобождении работника (ст. 82, ч. вторая ст. 180 ТК РФ, п. 2 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (далее – Закон о занятости));
– до дня увольнения предлагать сокращаемому сотруднику-пенсионеру все вакансии, которые он может занять (ч. третья ст. 81 ТК РФ);
– издать приказ об увольнении работника и оформить кадровые документы (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
– выплатить сотруднику выходное пособие и компенсации (ст. 178, ч. 3 ст. 180 ТК РФ).

Выходное пособие, средний заработок и компенсация
В день увольнения сокращаемый сотрудник получает окончательный расчет и выходное пособие в размере одного среднемесячного заработка (ст. 178, 318 ТК РФ).
Если пенсионер и работодатель приходят к согласию о прекращении трудовых отношений до даты, указанной в уведомлении о сокращении, то дополнительно работнику полагается компенсация в размере среднего заработка за время, оставшееся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ).
Кроме того, компания обязана сохранить за работником среднемесячный заработок на время трудоустройства. По общему правилу не больше чем за два месяца со дня увольнения, в районах Крайнего Севера – не больше чем за три месяца (с зачетом выходного пособия, выплаченного при увольнении).
Средний заработок на период трудоустройства выплачивается на основании трудовой книжки и заявления сотрудника.

Совет. Начислите пенсионеру средний заработок на период трудоустройства, даже если он придет за деньгами через год после увольнения. Законодатель не устанавливает предельный срок, в течение которого сокращенный сотрудник должен обратиться в компанию за такой выплатой

Внимание! Если сотрудник так и не обратился в организацию за средним заработком на период трудоустройства, то его не нужно начислять

Совет. Вы можете выплатить пожилым сотрудникам, попавшим под сокращение, больше, чем два средних заработка. Но только если повышенные размеры компенсаций закреплены в трудовом или коллективном договоре (ч. четвертая ст. 178 ТК РФ)

Может ли пенсионер встать на учет в центре занятости?
Государство гарантирует каждому гражданину бесплатную помощь в подборе подходящей работы и трудоустройстве (ст. 9, ст. 12 Закона о занятости). Это значит, что обратиться в Центры занятости населения и зарегистрироваться в качестве ищущих работу могут не только безработные, но и люди, состоящие в трудовых отношениях и желающие сменить работу, учащиеся, студенты, пенсионеры (п. 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891). Таким образом, пенсионер может встать на учет в центре занятости как ищущий работу, но не может быть признан безработным и получать одноименное пособие (п. 3 ст. 3 Закона о занятости).

Надо ли выплачивать пособие за третий месяц после увольнения?
По закону за уволенным по сокращению штата может быть сохранен средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения (в районах Крайнего Севера еще и в течение четвертого – шестого месяцев). Такое решение вправе принять служба занятости населения, если соблюдены сразу три условия (ч. вторая ст. 178, 318 ТК РФ):
– работник обратился в службу занятости в двухнедельный срок после увольнения (в районах Крайнего Севера – в течение одного месяца);
– служба занятости не смогла трудоустроить работника;
– обстоятельства, препятствующие трудоустройству работника, признаны исключительными.
Поскольку законодатель не дает определение термину «исключительные случаи» нетрудоустройства, это приводит к неожиданным и иногда курьезным выводам (схема на стр. …).

Внимание! Выходное пособие при увольнении в связи с сокращением численности или штата не выплачивается только тем сотрудникам, с которыми трудовой договор заключен на срок до двух месяцев (ч. третья ст. 292 ТК РФ)


Если ООО «Азимут» обратится в суд
Напомним, ООО «Азимут» посчитало, что не обязано сохранять средний заработок в течение третьего месяца за бывшей работницей, поскольку она уже получает пенсию и на этом основании не признана безработной. В такой ситуации очень вероятен судебный конфликт. Такие дела рассматриваются судом общей юрисдикции по месту нахождения органа службы занятости (ответчика). Бывшая работница будет участвовать в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика (ст. 42 ГПК РФ). Есть ли у работодателя шансы на победу? Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Позиция 1. Cредний заработок по решению службы занятости сохраняется за уволенным пенсионером за сам факт нетрудоустройства. Как отметил Верховный суд Республики Бурятия, статус пенсионера не является препятствием для того, чтобы получить средний месячный заработок за третий месяц после увольнения. Ведь такого ограничения в статье 178 Трудового кодекса нет (апелляционное определение от 27 августа 2012 г. по делу № 33-2353). Аналогичный вывод содержится и в апелляционном определении Курского областного суда от 15 марта 2012 г. по делу № 33-598-2012. Такую же позицию ранее высказали специалисты из Роструда в письмах от 13 сентября 2005 г. № 1539-6-2 и от 28 декабря 2005 г. № 2191-6-2).



Краснодарский краевой суд пришел к выводу, что юридическое значение имеют лишь два факта (апелляционное определение от 11 октября 2012 г. по делу № 33-20474/12):
– обращение пенсионера в центр занятости населения в двухнедельный срок после увольнения;
– невозможность трудоустройства пенсионера центром занятости населения в течение трех месяцев.
Таким образом, судами фактически игнорируется третий фактор – наличие исключительного случая (ч. вторая ст. 178 ТК РФ).

Позиция 2. Для сохранения за пенсионером среднего заработка нужны исключительные обстоятельства. Советский районный суд г. Волгограда принял довод работодателя о том, что при вынесении решения служба занятости населения должна была установить факты, подтверждающие исключительность ситуации (решение от 5 мая 2011 г. № 2-1418/2011). Работодатель основывал свою позицию на значении термина «исключительный случай». В связи с этим суд подчеркнул, что право на средний заработок не может быть основано только на том, что бывшая работница в двухнедельный срок со дня увольнения обратилась в орган службы занятости и не была им трудоустроена. Указанные обстоятельства не могут быть рассмотрены в качестве исключительных. Поэтому применяются положения части первой статьи 178 Трудового кодекса (определение Московского областного суда от 29 июля 2010 г. по делу № 33-14602).
Следуя этой позиции, ООО «Азимут» может потребоваться лингвистическая экспертиза, которую можно заказать на филологическом факультете вуза (ст. 55, 79 ГПК РФ).
Ворошиловский районный суд г. Волгограда посчитал, что решение (справка) службы занятости населения о сохранении среднего заработка за третий месяц, в котором не обосновано, что случай нетрудоустройства исключительный (решение № 2-60/2012 от 21 декабря 2011 г.): не соответствует требованиям части второй статьи 178 Трудового кодекса; нарушает экономические права истца, поскольку незаконно возлагает на него обязанность выплатить уволенному работнику-пенсионеру денежные средства.

Екатерина АРАКЧЕЕВА, директор ГБУ Московского городского правового Центра «Защита» (Москва): При сокращении работника-пенсионера организация выплачивает ему выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если работник согласен расторгнуть договор до той даты, что указана в уведомлении об увольнении, ему положена дополнительная компенсация в размере среднего заработка. Она исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока.

Екатерина САМЦОВА, юрист, ООО «Юнистафф Пейрол Солюшнс» (Москва):
В исключительных случаях средний месячный заработок может быть сохранен за пенсионером в течение третьего месяца со дня увольнения на основании трудовой книжки, заявления и решения службы занятости населения. При условии, что сотрудник обратился в этот орган в двухнедельный срок после увольнения, и не был им трудоустроен.

В текущих условиях, когда увольнять стали намного чаще, чем принимать на работу, многих пенсионеров интересует, какие выплаты им положены при увольнении и как их получить.

Разберем, на что сейчас может рассчитывать человек, который перестал быть «работающим» и остался просто «пенсионером».

Во-первых, что ему должен работодатель

В день увольнения с работником должны провести полный расчет. Помимо заработной платы ему полагается также денежная компенсация за отпуск, если он не успел им воспользоваться.

Это относится как к ежегодному отпуску, так и к дополнительному (когда у работника есть такое право). Если сотрудник проработал в организации не менее 6-ти месяцев, по закону он может взять отпуск.

При увольнении определяется, сколько дней отпуска остались неиспользованными — и выплачивается компенсация из расчета среднего заработка за каждый такой день.

Это при условии, что было отработано не менее 11 месяцев. Если меньше — компенсация сокращается пропорционально отработанному времени.

Но право на полную компенсацию отпуска возникает уже при стаже в 5,5 месяцев, если человек увольняется по объективным причинам (сокращение штата, ликвидация организации, состояние здоровья и т. д.).

А вот когда гражданин полностью отгулял отпуск за год и увольняется, не отработав полный год, работодатель может удержать у него из расчета переплаченные отпускные.

Но обратите внимание, что удержание допускается не более 20%, а оставшийся долг работник может возместить лишь добровольно.

Более того, при увольнении по сокращению штата или в связи с ликвидацией организации удержания из зарплаты вовсе запрещены (Верховный суд РФ, дело № 59-КГ17-19).

Если пенсионера сокращают, ему дополнительно положено выходное пособие — среднемесячный заработок. За второй месяц после увольнения он может получить от работодателя еще одну среднюю зарплату, если не устроится к тому времени на работу.

Во-вторых, какие выплаты полагаются от ПФР

Получатель страховой пенсии, ему восстанавливают индексацию — с 1-го числа месяца, который следует за месяцем увольнения.

При этом нет никакой необходимости срочно бежать в Пенсионный фонд и подавать заявление, что вы теперь неработающий пенсионер. Начисление индексации происходит в беззаявительном порядке:

- работодатель подаст очередной отчет в ПФР, где пенсионер уже не числится среди работников.

На основании этих данных ПФР вынесет решение о восстановлении индексации и перечислит доплату. Деньги приходят примерно через 3 месяца после увольнения.

Также у уволенного пенсионера возникает право на те выплаты, которые полагаются только неработающим.

Если его пенсия ниже прожиточного минимума, который установлен для пенсионеров в регионе его проживания, он может обратиться за социальной доплатой.

Обращаться нужно в ПФР, если прожиточный минимум региона ниже 9 311 рублей, или в отделение соцзащиты населения — если он превышает названную сумму. Доплата назначается с 1-го числа месяца, следующего за датой обращения.

При наличии 30 лет стажа в сельском хозяйстве уволенный пенсионер может обратиться в ПФР за доплатой к пенсии, если он проживает в сельской местности. В этом году сумма ежемесячной прибавки составляет 1 421 рубль 56 копеек.

Кроме того, став безработным, пенсионер может обратиться в отделение соцзащиты населения за предоставлением льгот. Это компенсация взносов на капремонт жилья, если он собственник и достиг 70-летнего возраста.

Это могут быть льготы, положенные ветерану труда (во многих регионах они предоставляются только неработающим или малообеспеченным пенсионерам).

Также в регионах могут быть предусмотрены дополнительные выплаты неработающим пенсионерам. Например, в Московской области сейчас доплачивают 1 000 рублей ежемесячно неработающим одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет.

О региональных выплатах и льготах для неработающих пенсионеров нужно узнавать в местном отделении соцзащиты.

Краткое содержание:


Чем ближе новый год, тем больше вопросов от работающих пенсионеров на тему выплат при увольнении.

Говорят, что лучше всего писать заявление об увольнении за три месяца до конца 2020 года, так как будет осуществлена вся индексация пенсии. Всё ли действительно так на самом деле?

Если пенсионер имеет возможность доработать до конца этого года, то ему не стоит слушать подобные советы и увольняться раньше времени. Дело в том, что ПФР обещает повысить пенсию после увольнения за три месяца до конца года, так как индексация по-прежнему приостановлена на время работы. Однако доплаты от ПФР поступают не сразу, а только через три месяца после того, как пенсионер уволился. Все дело в том, что на процедуру обработки отчёта работодателя потребуется некоторое время.

А если учитывать, что с 1 января 2021 года страховую пенсию неработающему пенсионеру должны проиндексировать на 6.3 %, то люди, конечно, побаиваются из-за того, что это повышение обойдёт их стороной, как минимум, на три месяца.

Однако стоит напомнить, что что вот уже на протяжении нескольких лет индексация пенсии восстанавливается с первого числа месяца, следующего за увольнением (ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Трехмесячная задержка - единственный минус

Доплата действительно будет начислена лишь через три месяца, но в результате пенсионеру будут перечислены деньги за всё это время.

Поэтому пенсионеры не теряют свои зарплаты до конца года, если, скажем, они уволились 30 или 31 декабря. Их пенсии будут проиндексированы с первого января следующего года, так что трехмесячная задержка с получением прибавки к пенсии является единственным минусом.

Что конкретно работодатели должны выплатить пенсионерам при увольнении?

Помимо зарплаты нужно помнить и о дополнительных выплатах при увольнении. К ним относятся:

1) Компенсация за неиспользованные дни отпуска

Её обязаны выплачивать работникам, отработавшим в организации не менее шести месяцев. Размер компенсации зависит от того, сколько именно пенсионер отработал со дня окончания последнего отпуска.

Полная компенсация будет выплачена, если пенсионер успел отработал не менее одиннадцати месяцев с того дня, в который он официально трудоустраивался.

2) Компенсация за неиспользованные дни отгулов

Если работнику не была перечислена двойная оплата за работу в праздничные или выходные дни и при этом он решил не использовать отгулы, то при увольнении ему все эти дни компенсируются точно также, как и компенсируют неиспользованный отпуск.

3) Индексация зарплаты

Если пенсионеру перечисляется зарплата из государственного бюджета, то его заработную плату индексируют централизованно, ссылаясь на нормативные акты. А частная организация обязана предусматривать порядок индексации заработной платы своего сотрудника в коллективном договоре или каком-либо другом локальном акте.

Работник, у которого не была проиндексирована заработная плата, имеет право взыскать её за все время (подобный пример уже был в прошлом году: работник через Верховный суд России смог отстоять своё право на такую доплату после увольнения — Определение ВС РФ от 8.04.2019 № 89-КГ 18-14).

4) Специальные выплаты при увольнении

Их также присваивают, ссылаясь при этом на нормативные акты или локальные акты организаций. А если пенсионер увольняется в связи с сокращением штата или ликвидации организации, то у него есть полное право добиться дополнительного пособия в размере среднего заработка за два месяца. Но это произойдёт, если за это время им не будет найдена другая работа.

Чтобы добиться получения пособия за третий месяц, необходимо встать на учет в Центр занятости, а это возможно лишь для получателя пенсии по инвалидности или по потере кормильца (ст. 3 Закона 1032-1).

Взыскать с работодателя недополученную при увольнении выплату можно через суд, в течение одного года с момента увольнения (ст. 392 ТК РФ).

Трудовым законодательством процедура сокращения штата или численности организации четко регламентирована. В частности, работодатель в последний день работы не прощается с работником, так как в качестве гарантий и компенсаций при расторжении трудового договора по данному основанию предусмотрены определенные выплаты даже по истечении нескольких месяцев после увольнения.

В связи с этим возникают вопросы: сохраняется ли средний заработок за пенсионерами в течение третьего месяца после увольнения, а если это работник организации, расположенной в районах Крайнего Севера, в течение четвертого, пятого и шестого месяцев, какие случаи признаются исключительными для сохранения заработка?

На основании ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется данный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях он сохраняется в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

При толковании нормы данной статьи мнения специалистов разделились.
Первая точка зрения. Поскольку в ст. 178 ТК РФ при установлении гарантии в виде сохранения среднего заработка на третий месяц трудоустройства указано условие обращения в орган службы занятости населения, необходимо учитывать положения Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 1032-1) и Порядка регистрации безработных граждан (далее – Порядок). Из пункта 3 ст. 3 Закона № 1032-1 следует, что граждане, которым в соответствии с законодательст-вом РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. Та же норма прописана в п. 17 Порядка. Получается, что служба занятости не должна регистрировать такого гражданина в качестве безработного, а следовательно, у нее не возникнет обязанности по трудоустройству.

Да и выдача решений, предоставляющих сокращенным пенсионерам возможность получения среднего месячного заработка, осуществляется службой занятости в соответствии с Порядком. Других оснований и способов выдачи таких решений действующим законодательством не предусмотрено. В связи с указанными обстоятельствами выплаты работодателем сокращенному пенсионеру будут производиться не свыше двух месяцев.

Данную позицию поддерживают и суды. Например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 02.04.2007 по делу № А54-2967/2006 отметил, что положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку указанная в ней выплата является мерой социальной защиты безработных, а пенсионеры к таковым не относятся. К этому же выводу пришли ФАС Поволжского округа в Постановлении от 04.04.2006 по делу № А12-14930/05 С15, Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 02.11.2006 по делу № А40-53171/06-145-310.

Вторая точка зрения основана на предположении, что гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата организации распространяются на лиц, которым выплачивается пенсия по старости.

Ссылка на п. 3 ст. 3 Закона № 1032-1 не может быть принята во внимание, так как в ст. 27 Закона № 1032-1 указано, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. При этом пенсионеры не выделены как отдельная категория работников, которым такие гарантии не предоставляются. На основании данного положения и п. 8 Порядка органы службы занятости ставят сокращенных пенсионеров на учет как ищущих работу и, если не удалось их трудоустроить за два месяца, выдают справки о сохранении среднего заработка по прежнему месту работы на третий месяц.

Соответственно, в районах Крайнего Севера могут выдать решение о сохранении заработка на четвертый, пятый или шестой месяцы. Иногда суды поддерживают данную точку зрения. Например, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 20.12.2007 по делу № А43-4154/2007-9-174 отметил, что решение органа службы занятости о сохранении за работником-пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения соответствует закону.

Некоторые специалисты считают, что основанием для принятия решения органом службы занятости о сохранении среднего месячного заработка на третий месяц за сокращенным работником является исключительность случая, состоящая в том, что работник в установленный срок обратился в орган службы занятости за трудоустройством, но не был им трудоустроен. По нашему мнению, данная позиция ошибочна, и вот почему.

В статье 178 ТК РФ не раскрыто понятие исключительности случая, когда следует со-хранять заработную плату уволенному работнику на третий месяц после увольнения. Поэтому такая неопределенность по данному вопросу порождает массу споров. Между тем в Постановлении ФАС Центрального округа от 16.03.2004 по делу № А23-2779/03А-15-259 в качестве исключительных обстоятельств рассматриваются невозможность иметь заработок (трудовой доход) или его утрата либо его недостаточность для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов семьи.

Аналогично рассуждали судьи в Постановлении ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 по делу № А12-20261/06: суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о недоказанности наличия исключительных обстоятельств, которые могли быть учтены при принятии решения о выплате работнику за счет средств организации среднемесячной заработной платы за третий месяц со дня увольнения, поскольку Центром занятости не представлены документы, подтверждающие предложения об имеющейся вакан-сии и отказ работодателей в принятии на работу по основаниям, указывающим на социальное положение гражданина, другие документы, говорящие об исключительном случае, в том числе об отсутствии в семье работающих членов семьи, отсутствии у уволенного работника иных доходов. Вместе с тем судами учтено, что работник, являясь пенсионером по старости, социально защищен государством в виде гарантированной выплаты пенсии.

Следует обратить внимание, что арбитражная практика приведена только для ознакомления с существующими мнениями по данному вопросу. Президиум ВАС РФ в постановлениях от 19.02.2008 № 11725/07 и № 13647/07 указал на то, что такие споры не затрагивают прав и законных интересов работодателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как возникают из трудовых отношений, а следовательно, не подведомственны арбитражным судам.

Отметим, работники службы занятости, выдавая решение о сохранении за сокращенным работником заработка на третий месяц, ссылаются на Постановление Конституционного Суда РСФСР от 04.02.1992 № 2П-3 по делу о проверке конституционности правоприменительной практики расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 1.1 статьи 33 КЗоТ РСФСР, – достижение работником пенсионного возраста. В данном постановлении судом сделаны выводы о нарушении конституционных прав, гарантий и свобод при расторжении трудового договора по указанному основанию.

Статья 38 Конституции РСФСР, провозглашая право граждан на труд, включает в него «право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей». В соответствии со статьей 14 Конституции РСФСР всем лицам, занятым на производстве, гарантируются законом, без каких либо различий, справедливые условия найма, увольнения, оплаты и охраны труда.

Из содержания этих статей Конституции РСФСР вытекает, что дискриминация граждан не допускается и пенсионный возраст не может служить препятствием для осуществления этого права.

Считаем, что данные выводы не подлежат применению ввиду того, что ни один из нормативных актов, на основании которых сделан такой вывод, в настоящее время не действует.

На наш взгляд, правильной является первая точка зрения, и вот почему.
Действительно ст. 178 ТК РФ каких либо особенностей в отношении работни-ков пенсионеров не предусмотрено. Однако игнорировать положения п. 3 ст. 3 Закона № 1032-1 нельзя.

Пунктом 2 Порядка предусмотрено несколько стадий регистрации не имеющих работы граждан, а именно:
– первичная регистрация безработных граждан;
– регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
– регистрация граждан в качестве безработных;
– перерегистрация безработных граждан.

Сейчас органы службы занятости ставят на учет сокращенных пенсионеров как ищущих работу и держат их в данном статусе несколько месяцев. Да, действительно учреждения службы занятости могут поставить на учет уволенных пенсионеров как ищущих работу на основании п. 2 Порядка.

Вместе с тем, руководствуясь п. 9 Порядка, служба занятости обязана в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а в силу п. 15 Порядка и п. 2 ст. 3 Закона № 1032-1 не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации принять решение о признании гражданина безработным. При этом ни Порядком, ни Законом № 1032-1 возможность продления срока пребывания безработного гражданина в статусе ищущего работу законодателем не предусмотрена.

Поскольку из содержания п. 3 ст. 3 Закона № 1032-1 и п. 17 Порядка вытекает, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве безработных, так как они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии, служба занятости не должна выдавать им решение о сохранении среднего заработка на третий месяц со дня увольнения.
Поэтому за сокращенным пенсионером работодатель должен сохранять средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Соответственно, если работник-пенсионер был сокращен из организации, находящейся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то за ним следует сохранять средний заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев в силу ст. 318 ТК РФ.

Обзоры КонсультантПлюс

Выплачивается ли пособие при сокращении пенсионера — однозначно да. На эту категорию работающих распространяются все гарантии (правовые и финансовые), предусмотренные нормами ТК РФ при увольнении по инициативе работодателя.

Разрешает ли закон увольнять пенсионера по сокращению штата

Трудовой кодекс запрещает дискриминировать по возрасту и состоянию здоровья, в том числе пенсионеров. Профессиональные и деловые качества — единственное основание для начала и прекращения трудовых отношений (ч. 2 ст. 3 ТК).

Никакими преимуществами работающие пенсионеры не пользуются, поскольку не перечислены в категории льготников (ч. 2 ст. 179 ТК), к которым относятся:

  • имеющие двух и более иждивенцев;
  • единственный кормилец в семье;
  • получившие профзаболевание или увечья у данного работодателя;
  • инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий;
  • повышающие квалификацию по направлению без отрыва от производства.

Нельзя увольнять сотрудника, находящегося в отпуске или на больничном (ст. 81 ТК). Увольнение пенсионеров по сокращению штата происходит по общим правилам (ч. 1 ст. 179 ТК), и для сомнений, положено ли пенсионеру выходное пособие при увольнении, нет оснований: эта категория занятых имеет право на выплату. Порядок расторжения договора с пенсионерами регламентируется статьями 179, 180 ТК. Чтобы все сделать правильно, следует выполнить следующие основные действия:

Предупредить центр занятости о предстоящем сокращении работников:

Выплатить все причитающиеся при расчете суммы и компенсацию.

Выплаты и компенсации пенсионеру

Увольнение по инициативе работодателя, платят ли пенсионерам пособие по сокращению, сроки и порядок выплат и компенсаций регулируются ст. 178 ТК. При расторжении договора выплачиваются:

  • заработная плата за отработанное время;
  • начисленные премии и другие положенные выплаты за выполненную работу;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • пособие за первый месяц после сокращения.

Размер пособия зависит от категории увольняемого:

  • штатным выплачивается сумма, равная среднему месячному заработку (ст. 178 и 318 ТК);
  • сезонным — исходя из двухнедельного среднего заработка (ст. 296 ТК).

Количество месяцев, за которые выходное пособие при сокращении пенсионера определяется сроком трудоустройства:

  • если бывший сотрудник в течение месяца не нашел новую работу, компенсация выплачивается в обычные дни выдачи зарплаты;
  • получение средств за третий месяц подтверждается официальным документом из службы занятости (ч. 2 ст. 178).

В любом случае для получения средств бывший сотрудник обращается с заявлением.


Решение службы занятости обжалуется, если работодатель считает его неправомерным (п. 2.2 , ч. 1 ст. 218 КАС). Подача жалобы не освобождает от выплаты бывшему работнику — пособие при сокращении штатов пенсионерам придется перечислить (ст. 236 ТК и ст. 5.27 КоАП). Если суд признает решение службы занятости незаконным, средства будут выплачены за счет бюджета.

Пример расчета выходного пособия

Компенсация при сокращении штата выплачивается как за выходные, так и за праздничные дни. В расчет берется среднедневной заработок, который рассчитывается на основании зарплаты за предшествующие 12 месяцев (п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением правительства №922 от 24.12.07). Расчет среднедневного заработка осуществляется последовательным делением столбцов 2, 3 и 4.

Среднедневной заработок Годовой заработок Количество месяцев в году Среднее количество дней в месяце
1 2 3 4
Средний заработок за один день работы Годовой заработок сотрудника (за 12 месяцев) 12 29,3
1 848,6 650 000,0 12 29,3


Например, выходное пособие при увольнении пенсионера за первый месяц рассчитывается умножением среднего дневного заработка на количество рабочих дней после увольнения. Количество рабочих дней определяется по графику работы организации: если работник уволен 23.07.2020, рабочие дни считаются с 24.07.2020 по 23.08.2020. При исчислении размера выходного пособия и среднего месячного заработка в периоде, подлежащем оплате, следует учитывать и нерабочие праздничные дни (ч. 4 ст. 112 ТК). Величина выплаты уволенному сотруднику составит 1 848,6 х 23 = 42 517,8 руб.

Что делать, если положенные суммы не выплачивают

В результате увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК (сокращение численности или штата работников) у сотрудника-пенсионера должны быть:

  • полный расчет и выходное пособие за первый месяц;
  • трудовой договор;
  • приказ о сокращении численности или штата работников;
  • уведомление о сокращении численности или штата работников;
  • приказ об увольнении в связи с сокращением численности или штата работников;
  • трудовая книжка с записью об увольнении в связи с сокращением численности или штата работников;
  • справка о сумме заработка за два года.

Если положенные суммы не выплачены, лучшее решение — обращение с исковым заявлением в суд. На основании решения суда выдадут исполнительный лист, по которому службой судебных приставов положенные суммы будут взыскиваться в первоочередном порядке. Это важно, если работодатель имеет большую задолженность перед контрагентами по гражданско-правовым договорам или проходит процедуру банкротства.

Читайте также: