Статья 7 условия назначения трудовой пенсии по старости

Рассчитывая размер пенсии по ответам, которые ПФР предоставляет гражданам по их заявлениям, я иногда просто ужасаюсь.

С одной стороны, обычно всё написано так красиво и грамотно с их точки зрения, просто супер. С другой стороны так хитро завуалировано неправильное применения закона, что берет оторопь. Правильно, на то они и держат штат юристов, чтобы прикрывать то тут, то там, несоблюдение закона в том виде, как он написан. Очень уж любят они трактовать законы по своему усмотрению!

Вопросов задают люди огромное количество, но сегодня хочу отдельно остановиться на таком утверждении работников Пенсионного фонда о том, что они не учитывают стаж после 2002 года.

Думаю, Вы понимаете, что это профанация пенсионного законодательства, которая на мой взгляд заключается в следующем:

КОМУ НУЖЕН СТАЖ 2002-2014 ГОДОВ?

В первую очередь, конечно, тем, кто вышел на пенсию именно в эти годы, то есть полностью подпадает под действие 173ФЗ.

Понятно, что стаж до 2002 года года необходим всем для расчета пенсионного капитала, заработанного гражданином в течение действия 340-1-ФЗ, потому что тогда такого понятия, как пенсионный капитал просто не существовало.

А зачем же учитывать стаж 2002-2014 года, если в течение этого периода для определения размера страховой части пенсии учитываются только уплаченные страховые взносы, сведения о которых поступают в базу данных ПФР и там уже учитываются на лицевых счетах?

Постараюсь объяснить "на пальцах". Во-первых, одним из условий возникновения права на трудовую пенсию по старости по 173 ФЗ является наличие на дату достижения общеустановленного пенсионного возраста не менее 5 лет страхового стажа. Причем для тех, кто выходил в этом общеустановленном тогда возрасте 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин именно на пенсию по старости, именуемую нынче социальной, требовалось наличие только этого стажа. И, согласитесь, совершенно неважно, в какой период этот стаж был приобретен, до 2002 года или после. Совершенно понятно, что наличие пяти лет неважно в какой период приобретенного стажа, даст право (но все-таки даст) на назначение пенсии пусть и в минимальном размере.

Если человек обращался за назначением страховой (заработанной потом и кровью) пенсии по достижении возраста, установленного законом, стаж как до 2002 года, так и после все-таки давал право на различные преференции. Например, до 2002 года его стаж составил более 20 лет, если это женщина, или более 25 лет, если это мужчина. Тогда его Стажевый коэффициент СК должен быть повышен на 1 % за каждый год свыше этого стажа. Хочу обратить Ваше внимание на то, что это касается в первую очередь на тех, кто не имеет никаких льгот, то есть выходит на пенсию в общеустановленном возрасте.

173ФЗ как бы отменил значимость трудового стажа, обозвав его страховым, так как на величину страховой части назначаемой пенсии влияет только сумма уплаченных страховых взносов, которые индексируются, так же , как и пенсии. Пока действовал 173ФЗ, расчеты ПФР не содержали расчета количества пенсионных баллов вплоть до 2014 года, рассчитывалась страховая часть пенсии, к которой добавлялась фиксированная выплата, гарантированная государством, в результате чего высчитывался размер страховой пенсии конкретного гражданина. Размер социальной пенсии, думаю Вы знаете, устанавливается государством.

И вроде бы, причем тут стаж, если в этот период имеют значение только взносы.

А стаж, причем общий страховой стаж, приобретенный гражданином на дату обращения за пенсионным обеспечением по 173ФЗ напрямую влияет на увеличение или уменьшение той самой фиксированной выплаты.

Приведу полностью три пункта 14 статьи, и расскажу, как же это должно работать.

17. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона , увеличивается на 6 процентов. (подчеркнуто для досрочников)

18. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона), уменьшается на 3 процента за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

19. В страховой стаж, указанный в пункте 17 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, предусмотренные подпунктами 1 (в части периода прохождения военной службы по призыву), 3 и 6 - 8 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В страховой стаж, указанный в пункте 18 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности и предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

На чем же нужно заострить внимание?

Эта норма была введена в 173 ФЗ федеральным законом от 2009 года № 213-ФЗ. Но применяться она начинает с 1 января 2015 года. Это установлено в ст. 37 ч.3 этого , 213-ФЗ,закона. С одной стороны с этой же даты - 1 января 2015 года - вступил в силу нынешний 400ФЗ, который отменил действие предыдущего пенсионного законодательства. Да, отменил, но только не в части применения норм расчета трудовых пенсий. А статья 14 - это как раз и есть та статья, которая имеет именно такое название "Размеры трудовых пенсий по старости". То есть во взаимодействии нового законодательства с предыдущим, нормы 173ФЗ, регулирующие исчисление пенсий действуют в части, не противоречащей 400ФЗ. Именно это и зафиксировано в 36 статье действующего законодательства, определяющий его вступление в силу, а именно:

ч. 3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

И, обратите внимание, исчисление не страховой части пенсии, а именно ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ. А трудовая пенсия по предыдущему закону как раз и состоит из страховой части и фиксированной выплаты, что зафиксировано в одной действующей на сегодняшний день статье 14 173го закона..

Получается, что на сегодняшний день из всех норм 173-ФЗ однозначно в соответствии с 400-ФЗ должны применяться и применяются, но в усеченном ПФР виде, нормы статей:

14. Размеры трудовых пенсий по старости

29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)

30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц

30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав

30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации

ВЫВОД - моё личное мнение:

Те, кто вышел на пенсию в период действия 173 ФЗ, имея большой страховой стаж (больше 25 лет для женщин, и больше 30 лет для мужчин) имеют полное право на применение с 1 января 2015 года нормы статьи 14, зафиксированной в п. 17 на увеличение фиксированной выплаты на 6% за каждый год сверх указанного ( 25 и 30 лет )общего страхового стажа.

Остаётся висеть в воздухе такой вопрос: а те, кто вышел на пенсию до введения в действие 173-ФЗ, имеют право на такое же увеличение фиксированной выплаты. А это мы попробуем разобрать, получив ответ из ПФ о том, как рассчитаны пенсии моих родителей. Думаю, это будет нескоро.

В следующей статье я расскажу о жизненной ситуации одной из моих подписчиц, которой ПФР ухитрился применить понижающий коэффициент при расчете пенсионного капитала аж два раза.

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал , читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу.А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в этой и предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

С уважением и любовью ко всем моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.

1. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

2. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Комментарий к Ст. 7 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1 - 2. В комментируемой статье 7 Закона О трудовых пенсиях определены условия назначения трудовой пенсии по старости, а в двух следующих статьях - условия назначения трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно. Это т.н. специальные условия назначения трудовых пенсий в зависимости от их вида. Общие условия назначения трудовых пенсий определены в ст. 3 комментируемого Закона (см. комментарий к указанной статье).

Комментируемая статья называет два условия, одновременное выполнение которых является основанием для назначения трудовой пенсии по старости: достижение установленного возраста и наличие страхового стажа, не менее установленного.

Первому условию посвящен п. 1 данной статьи, предусматривающий, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Точно так же вопрос ранее (до вступления в силу комментируемого Закона) решался в ст. 10 Закона 1990 г. о государственных пенсиях, предусматривавшей, что пенсия на общих основаниях устанавливается:

мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет;

женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Как отмечалось в Определении КС России от 21 декабря 2000 г. N 276-О , установив для мужчин и женщин разный возраст выхода на пенсию по старости и необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по старости на общих основаниях и на льготных условиях, законодатель применил дифференциацию, основанную на физиологических и других различиях между ними, а также исходя из особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материнством, что согласуется с положением ст. 38 (ч. 1) Конституции РФ, в соответствии с которым материнство находится под защитой государства и не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав, так как такое решение законодателя обеспечивает - по смыслу ст. 19 Конституции РФ - достижение подлинного, а не формального равенства. КС России также указал, что это не исключает в дальнейшем, при проведении пенсионной реформы, возможности решения вопроса о том, чтобы пенсия по старости назначалась мужчинам на тех же условиях, что и женщинам.
--------------------------------
СПС.

Трудовая пенсия по старости может быть назначена и до достижения возраста, установленного п. 1 комментируемой статьи (соответственно, этот возраст обычно именуют "общеустановленным пенсионным возрастом"). Наряду с этим комментируемым Законом предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости тем категориям граждан, которые пользовались аналогичным правом по нормам Закона 1990 г. о государственных пенсиях. Соответствующее регулирование содержится в ст. ст. 27, 27.1, 28 и 28.1 комментируемого Закона (см. комментарий к указанным статьям).

Кроме того, возможность снижения пенсионного возраста при назначении трудовой пенсии по старости предусмотрена в нормах п. п. 2 и 3 ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", ст. ст. 30 - 37 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и ст. 29 Закона 1993 г. о гарантиях и компенсациях в районах Крайнего Севера (о применении указанных норм см. комментарий к ст. 31 Закона).

Касаясь вопроса повышения пенсионного возраста, следует отметить, что перспектива его решения довольно четко обозначена в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. . Так, Президентом РФ отмечено следующее:
--------------------------------
РГ. 2007. 27 апреля. N 90.

"Все громче звучит мнение, что проблемы пенсионного обеспечения в будущем невозможно решить без повышения пенсионного возраста. Обосновывают это расчетами о возможном дефиците пенсионной системы в период 2012 - 2030 гг. - в связи с необходимостью индексации базовой части пенсий темпами, превышающими инфляцию, а также в связи со сложной демографической ситуацией;

убежден: если своевременно принять необходимые меры, никаких кризисов пенсионной системы не будет;

считаю также, что в обозримом будущем для повышения пенсионного возраста в нашей стране объективной необходимости нет. И не только потому, что это кардинально и, что называется, на все времена не решает проблем с пенсионным обеспечением. Но прежде всего потому, что у нас до сих пор не исчерпаны значительные резервы, позволяющие обеспечить большую наполняемость Пенсионного фонда и покрытие его дефицита;

это вопрос собираемости налогов, вывода из "тени" зарплат. И прошу правительство принять соответствующие меры;

кроме того, следует создать систему стимулов, чтобы люди при достижении пенсионного возраста добровольно могли продолжать трудовую деятельность, - те, кто хочет это делать. Такое добровольное продолжение трудовой деятельности должно вести в будущем к значительному повышению пенсионных выплат".

Пункт 2 комментируемой статьи 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяет второе условие, выполнение которого необходимо для назначения трудовой пенсии по старости, - это наличие не менее пяти лет страхового стажа.

Как упоминалось выше, ранее (до вступления в силу комментируемого Закона) в ст. 10 Закона 1990 г. о государственных пенсиях в качестве условия назначения государственной пенсии на общих основаниях предусматривалась необходимость наличия общего трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин. Однако это не означает кардинальных изменений в связи с проведением пенсионной реформы, поскольку институт страхового стажа не тождественен институту общего трудового стажа, на что неоднократно указывалось и КС России (см. комментарий к ст. ст. 2 и 12 Закона).

В норме п. 2 комментируемой статьи видится преемственность с регулированием, которое содержалось в ст. 15 Закона 1990 г. о государственных пенсиях. В указанной статье было установлено, что гражданам, достигшим пенсионного возраста, указанного в ст. 10 названного Закона и не имеющим полного общего трудового стажа для назначения пенсии, предусмотренного той же статьей, устанавливается пенсия при неполном трудовом стаже, если он не менее пяти лет.

Необходимо иметь в виду, что минимально необходимый страховой стаж установлен в п. 2 комментируемой статьи во взаимосвязи с общеустановленным пенсионным возрастом - возрастом, указанным в п. 1 данной статьи. Для случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости, т.е. для случаев снижения пенсионного возраста в нормах ст. ст. 27, 27.1 и 28 комментируемого Закона, установлена необходимость наличия страхового стажа продолжительностью более пяти лет (см. комментарий к указанным статьям).

При полном отсутствии страхового стажа или при наличии менее пяти лет страхового стажа условие, предусмотренное п. 2 комментируемой статьи 7 ФЗ О Пенсиях в России, не выполняется и, соответственно, трудовая пенсия по старости назначена быть не может. В этих случаях гражданам назначается социальная пенсия, предусмотренная Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании. Так, согласно подп. 5 п. 1 ст. 11 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) постоянно проживающие в России граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), имеют право на социальную пенсию. Указанным гражданам в соответствии с п. 4 указанной статьи устанавливается социальная пенсия по старости (см. также комментарий к ст. 5 Закона).

В соответствии с п. 2 Перечня 2002 г. документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 12 марта 2010 г. N 141н/53п), к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы:

удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;

о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ;

о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 гг. или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.

Как предусмотрено там же, в необходимых случаях, кроме того, прилагаются документы:

о нетрудоспособных членах семьи (с учетом требований, предъявляемых к документам определенных категорий нетрудоспособных членов семьи, указанным в п. 4 данного Перечня; см. комментарий к ст. 9 Закона);

подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;

о месте пребывания или фактического проживания на территории РФ;

подтверждающие место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ;

Ст. 7 Закон о трудовых пенсиях в последней действующей редакции от 1 января 2002 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости

1. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

2. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Комментарии к ст. 7


Другие статьи раздела

  • Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости
  • Статья 8. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
  • Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца


Изменения ст. 7 Закон о трудовых пенсиях


Быстрый переход к статье

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки


Обновления кодексов

  • 23.01.2020 Федеральный закон от "О государственной регистрации недв.
  • 13.01.2020 КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
  • 08.01.2020 ЗК РФ Земельный кодекс (ЗК РФ)
  • 08.01.2020 УК РФ Уголовный кодекс (УК РФ)
  • 08.01.2020 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)
  • 08.01.2020 Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок.
  • 08.01.2020 Федеральный закон РФ "О полиции"
  • 08.01.2020 Закон РФ "Об образовании" (273-ФЗ)
  • 08.01.2020 Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (.
  • 08.01.2020 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (1.


Ответы юристов

  • 06.12.2020 Пилипенко Игорь Александрович Указанное Постановление Конституционного Суда РФ от .
  • 01.12.2020 Ваше Дело Внесудебная процедура банкротства возможна только пр.
  • 29.11.2020 Пилипенко Игорь Александрович Здравствуйте! Неустойка начисляется за весь период н.
  • 25.11.2020 Баранов Александр Михайлович Юрий, здравствуйте! Без согласия не получится, поско.
  • 25.11.2020 Болдырев Руслан Иванович Здравствуйте! В связи с тем, что решение удовлетворено.
  • 24.11.2020 Москвина Кристина Добрый день, вы вправе претендовать на выплату неуст.
  • 22.11.2020 Головачёв Владимир Данилович разговоры адвоката с частным обвинителем в перерыве .
  • 21.11.2020 Головачёв Владимир Данилович 1. Обратиться в суд, который вынес приказ, с заявлен.
  • 21.11.2020 Головачёв Владимир Данилович Сведений из похозяйственной книги для гос.регистрато.
  • 21.11.2020 Головачёв Владимир Данилович Если у вас есть договор социального найма, то в нем .


Кодексы РФ

  • Трудовой кодекс (ТК РФ)
  • Гражданский кодекс (ГК РФ)
  • Жилищный кодекс (ЖК РФ)
  • Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ)
  • Уголовный кодекс (УК РФ)
  • Земельный кодекс (ЗК РФ)
  • Семейный кодекс (СК РФ)
  • Налоговый кодекс (НК РФ)
  • Воздушный кодекс РФ
  • Градостроительный кодекс РФ
  • Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
  • Лесной кодекс РФ
  • Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)
  • Уголовно-исполнительный кодекс (УИК РФ)
  • Арбитражный процессуальный кодекс (АПК РФ)
  • Таможенный кодекс Таможенного союза
  • Бюджетный кодекс РФ (БК РФ)
  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
  • Водный кодекс РФ
  • Таможенный кодекс РФ


Юристы Барнаула






Навигация по закону

  • Закон о трудовых пенсиях
    • Глава II
      • Статья 7


Активные юристы




Лучшие юристы






Типовые договоры

Информация

  • Контактная информация
  • Поиск договоров
  • Каталог юристов
  • Адреса юридических компаний России
  • Полезная информация
  • Судебная практика
  • Правила сайта

Документы

  • Образцы договоров
  • Изменения законов на 2020 год
  • Комментарии к документам
  • Прожиточный минимум РФ и регионов
  • Блоги юристов
  • Юридические калькуляторы
  • Индекс Бублика

О разделе «Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"»

Раздел посвящён кодексам и законам Российской Федерации. База Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется. Здесь вы можете найти самые последние действующие редакции Закон о трудовых пенсиях. Комментарии к статьям закона вы можете получить, нажав кнопку «Задать вопрос». По любой статье кодекса вам будет дан самый подробный персональный комментарий с учётом вашей ситуации. Живое онлайн обсуждение норм законов – это лучший способ разобраться в хитросплетениях российского законодательства.

На сайте предусмотрен удобный поиск статей, например «ст. 7 Закон о трудовых пенсиях», вам сразу будет предоставлена статья законодательного документа, судебная практика и комментарии к нему.

Копирование материалов с сайта «Договор-Юрист. Ру» возможно только с разрешения администрации сайта и с индексируемой ссылкой на источник.

Под «бесплатными юридическими консультациями» подразумеваются ответы на типовые вопросы, справочная информация по статьям кодексов и законов

Не все люди предпенсионного возраста осведомлены о том, что такое страховая пенсия и когда она назначается. Ее назначение конкретному лицу в РФ допускается если:

  • у заявителя есть определенный трудовой стаж;
  • заявитель набрал требуемое число баллов (16,2 на 2019 г. и 30 на 2025 г.);
  • достиг пенсионного возраста.

Что такое страховая пенсия?

Под этим государственным пособиям понимаются страховые выплаты, которые начисляются каждый месяц гражданам РФ, которые подходят под определенные критерии их назначения. Выплаты такого типа призваны компенсировать зарплату и другие виды вознаграждений лицам, которые утратили свою трудоспособности (по возрасту, из-за получения инвалидности, из-за смерти кормильца).

Страховое пособие включает две основные составляющие: страховую и законодательно зафиксированную. Начисления в дальнейшем формируются на основе взносов, которые делаются предприятием, фирмой, муниципальным учреждением, где трудился нынешний пенсионер, в размере 22% от зарплаты. Назначение выплат выполняется на основе уплаченных организацией взносов за своего сотрудника.

Важно! С 2014 г. накопительную часть «заморозили», благодаря чему 22%, перечисляемых работодателем, пошли исключительно в страховую.

Льготная страховая пенсия по старости назначается определенным категориям граждан до того, как они достигнут пенсионного возраста. Для этого назначения требуется, чтобы человек обладал достаточным рабочим стажем в определенной сфере деятельности или имел социальный статус, позволяющий стать пенсионером по старости досрочно. Условия назначения страховой пенсии по старости прописаны в федеральном законодательстве.

Назначение льготной страховой досрочной пенсии по старости осуществляется в отношении следующих лиц:

  • лица, работающие в трудных, серьезных, опасных для здоровья и жизни условиях;
  • лица, работающие в северных регионах страны (в иных районах, профессиональная деятельность и жизнь в которых считается непростой);
  • лица, обладающие определенным социальным статусом.

Досрочное получение страховых выплат не отменяет возможности пенсионеру оставаться на рабочем месте и продолжать профессиональную деятельность.

В чем разница между трудовой и страховой пенсией?

Несколько лет в РФ действует обновленный порядок начисления страховых выплат по старости. Формируются они также по-новому.

  • Страховой стаж. Представлен общей продолжительностью профессиональной деятельности человекa. Регистрацией сроков, количества отработанного времени занимается Пенсионный фонд. Стаж включает в себя периоды, когда происходило начисление и уплата взносов в ПФР.
  • Трудовой стаж. Состоит из временных периодов, когда человек вел профессиональную рабочую деятельность, принимал участие в общественной деятельности до начала 2002 г. Им пользуются граждане, которые трудились до 2002 г.

Важно! Длительность страхового стажа законодатели изменили с 5-ти до 15-ти лет, а понятие «трудовой пенсии» из действующих актов и регламентов попросту убрали.

Разновидности страховых пенсий и условия их назначения

Ежемесячная денежная выплата закреплена в законодательстве. Она выплачивается ряду категорий граждан за счет средств ПФР. В понятие страховой пенсии входит несколько видов таких выплат. Их назначение осуществляется в определенных ситуациях.

Говоря о том, кому положена вторая страховая пенсия, то стоит выделить военнослужащих. Право на такую страховую пенсию имеют работники, состоящие в штате структур Минобороны РФ, МВД, ФСБ и других силовых ведомствах.

По старости

Пенсионные выплаты, начисляемые гражданам, из-за возраста утратившие свою работоспособность. Назначение возможно, если человек достиг нужного возраста, имеет минимальное число баллов, стаж. Это единственные условия получения пенсии по старости в России.

Начисления по старости на общих основаниях выплачиваются всем лицам, выполнившим описанные выше условиях.

По инвалидности

Ее назначение актуально для граждан, имеющих ограничения по работе из-за инвалидности (возраст значения не имеет).

Назначение выплат происходит вне зависимости от:

  • общей длительности стажа;
  • причин возникновения проблем со здоровьем.

Если у человека отсутствует стаж, то компетентные органы назначают выплаты по инвалидности на основании №166-ФЗ от 15.12.01. г. Величина выплат устанавливается в зависимости от категории инвалидности, возраста заявителя и других факторов, которые зачастую определяются региональными законодательными актами.

Важно! Пенсионные денежные средства также выплачиваются детям-инвалидам. Оформление начислений обычно происходит на мать ребенка. Интересно, что размер выплат выше, чем для взрослых людей с ограниченными возможностями.

По потере кормильца

Назначение страховых пенсионных начислений такого типа происходит в отношении близких погибшего кормильца, которые ранее состояли на его иждивении и являются нетрудоспособными на данный момент.

Если говорить о том, кому положена такая пенсия, стоит привести следующие условия, которые необходимо соблюсти для получения пенсионных начислений:

  • ранее состоять на иждивении погибшего кормильца (последний должен быть застрахован к моменту смерти);
  • доход умершего лица должен быть основным и постоянным источником содержания лиц, находящихся на иждивении.

Важно! Иждивение детей умерших родителей не нуждается в доказательстве, если они не достигли совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны доказать, что находились на иждивении умерших родителей.

Если совершеннолетний потерял кормильца, на иждивении которого находился, он обязан представить в ПФ России документы, которые бы подтвердили, что умерший содержал его (справка об учебе в очной форме в образовательном заведении и т. д.).

Как определяется размер страховой пенсии?

С 2019 г. индексировали страховую часть на 7,05%. В итоге величина обязательной выплаты составила 5334 р. 19 коп.

Минимальный размер пенсионных начислений, которые должен получать каждый пенсионер, законодательно не закреплен, однако он не меньше, чем прожиточный минимум для людей пенсионного возраста (варьируется от одного региона к другому). Оформление документов на выплату страховой пенсии по старости осуществляется в ПФ России, куда нужно сдать пакет документации.

Максимальная пенсия по старости не имеет верхнего возможного порога. Величина пенсионных выплат находится в зависимости от следующих параметров:

  • возраст гражданина, когда он был отправлен на пенсию;
  • трудовой стаж;
  • величина оклада во время работы;
  • количество пенсионных отчислений от работодателя за всё время работы и т. д.

Говоря о том, что такое страховая пенсия для граждан РФ по старости, отдельно нужно сказать о калькуляторе, которым можно воспользоваться на веб-ресурсах Минтруда и ПФР . Посредством этого сервиса застрахованные лица имеют возможность выполнить расчет предполагаемых начислений.

Важно! Основной минус данного сервиса – его неточность (предполагается прогнозирование суммы с учетом различных параметров). Поэтому результаты расчетов и реальные показатели наверняка будут различаться.

Размер страховой части трудовой страховой пенсии по старости, по закону, определяется по следующей формуле:

Чтобы получить примерные значения будущих выплат, рекомендуется воспользоваться специальным калькулятором, который представлен на порталах ПФ России и Минтруда РФ.

Порядок оформления пособия

Министерство Труда РФ в 2019 г. выступило с заявлением, что люди пенсионного возраста, которые официально трудоустроены, не смогут рассчитывать на получение социальных выплат. Все начисления будут автоматически прекращены, начиная с 1-го числа месяца, который следует за тем, в котором человек была трудоустроен. Трудоустроенные пенсионеры не будут при этом лишены возможности получения страховой части.

Если говорить о том, кто имеет право на получение страховой пенсии по старости, стоит опираться на №3401-1 ФЗ, где подробный перечень подобных лиц не приведен. Это означает, что установление такого права на получение пенсионных начислений происходит в отношении всех лиц, которые располагают основаниями для их получения, вне зависимости от социального положения и иных факторов. К этой группе лиц относятся граждане России, иностранцы, лица без гражданства.

Где можно оформить?

По условиям назначения страховой пенсии по старости все лица, которые имеют права на ее получение, располагают возможностью в любой момент после получения права обратиться с заявлением в компетентные органы.

Заполненное заявление и документацию можно сдать:

  • в отделение Пенсионного фонда (в соответствии с регистрацией или фактическим местом жительства);
  • в многофункциональный центр (МФЦ).

Заявление с документами могут сдать: сам пенсионер, доверенный представитель, работодатель. Возможна и онлайн-подача заявки на назначение начислений по старости через сайт ПФ России.

Необходимые документы и заявление

Оформляя заявление на назначение пенсии по труду и по старости необходимо представить в МФЦ или ПФ России следующие документы:

  • удостоверение личности. нова начинает отсчитываться 10 рабочих дней;
  • документация, которая подтвердит рабочие периоды или иной деятельности;
  • бумаги о среднем заработке за 5 лет до 01.01.2002 г;
  • иная документация, которая требуется, чтобы подтвердить дополнительные обстоятельства.

После подачи заявления сотрудники ПФ России обязаны в течение 3-х месяцев дать разъяснения о необходимости предоставления всего необходимого пакета документов.

Сроки обращения и назначения

Чтобы после подачи заявления произошло назначение начислений по старости, требуется, чтобы были соблюдены некоторые условия:

  • достижение пенсионного возраста;
  • страховой стаж. В 2019 г. необходимо 10 лет стажа (его увеличат постепенно до 15-ти лет к 2024 г.);
  • наличие 30-ти коэффициентов (необходимо 16,2 в 2019 г.). Ежегодно этот показатель повышается на 2,4 балла, чтобы достигнуть максимума в 30 баллов к 2025 г.

ПФ России обязан рассмотреть заявление относительно назначения страховой пенсии по старости за 10 суток с момента подачи заявителем документов. Если от заявителя потребуется сдача дополнительной документации, сотрудники ПФР обязаны сразу уведомить его об этом. В этой ситуации, с момента подачи последнего документа, снова начинает отсчитываться 10 рабочих дней.

В 2015 году была произведена реформа, в соответствии с которой трудовая пенсия переименовалась в страховую. Этот тип ежемесячной выплаты можно оформить только при наступлении одного из страховых случаев. В некоторых ситуациях дозволяется получать пенсию раньше общего установленного срока.

Разбираем понятие

Бесплатно по России

Трудовая или страховая пенсия – это ежемесячная выплата, размер которой формируется в зависимости от отчислений в ПФР за период трудовой деятельности. Страховой стаж является основным условием для назначения выплаты.

Назначается в тех случаях, когда человек теряет возможность зарабатывать самостоятельно. Утрата работоспособности возможна в случае наступления пенсионного возраста, получения статуса инвалида и так далее. В некоторых случаях общеустановленный срок выхода на отдых может быть уменьшен.

В каких случаях положена

Получить трудовые отчисления можно только по достижении определенного возраста, который с 2019 года постепенно будет увеличиваться вплоть до 2023 года. Причиной является проводимая реформа, которая нацелена на удержание бюджета ПФР. Согласно изменениям, с 2023 года пенсионный возраст для мужчин составит 65 лет, а для женщин – 60 лет.

Кроме возраста человек должен соответствовать требованиям трудового стажа и коэффициента. Эти показатели будут расти даже если гражданин продолжает трудовую деятельность после наступления возраста необходимого для выхода на пенсию.

Необходимый стаж и величина коэффициента для оформления

Для получения страховой пенсии гражданин должен иметь не менее 10 лет трудового стажа. Этот показатель будет увеличиваться с 2019 до 2024 года, пока не достигнет отметки в 15 лет. Страховой стаж определяется в зависимости от количества проработанных лет, которые отражаются в сведениях об индивидуальном учете. Последней датой учета является день обращения в фонд для оформления выплат.

Для получения страховой выплаты потребуется предоставить подтверждения наличия стажа при помощи трудовой книжки и справок от работодателей. В некоторых случаях гражданам приходится доказывать наличие стажа через суд, так как ПФР не соглашается учитывать отработанное время.


В качестве стажа учитывается не только время, которое было напрямую отработано, но и некоторые другие периоды жизни.

Общий трудовой стаж накапливается в следующих случаях:

  • уход за иждивенцем;
  • служба в армии;
  • уход за ребенком до полутора лет;
  • время, проведенное женами военнослужащих в закрытых территориях;
  • безработица с получением пособия;
  • отбывание наказания в исправительных учреждениях, если человек оказался невиновен.

Реформа влечет повышение необходимого минимального пенсионного коэффициента. Если в 2019 году он равен 16,2, то в 2020 году он должен составлять 18,6. Индивидуальный коэффициент отражает количество средств, перечисленных в ПФР за период работы и иного вида трудового стажа. Показатель напрямую влияет на размер итоговой выплаты.

Чтобы начать получать отчисления гражданин должен подать соответствующее заявление в ПФР. Для его принятия необходимо соответствовать условиям, выставленным на государственном уровне. Человек имеет право обратиться непосредственно в момент достижения необходимого возраста или позже.

Когда назначается досрочная трудовая пенсия по старости

Некоторые из граждан имеют право на досрочное получение трудовой пенсии. Для этого необходимо иметь специальные основания, которые установлены на законодательном уровне. При этом могут работать не только современные законодательные акты, но и законы, действовавшие ранее, например, в СССР. Получить досрочное отчисление можно только после составления искового заявления в суд.

Статьи 30, 31 и 34 Закона о страховых пенсиях указывают лиц, которые имеют право на получение досрочной выплаты.

Сюда включены следующие группы граждан:

  1. Занятые на профессиях с опасными или тяжелыми условиями труда.
  2. Пилоты.
  3. Работники ЖД транспорта.
  4. Задействованные на полевых работах.
  5. Многодетные женщины.
  6. Педагоги.

В 2019 году в закон было внесено дополнение, в соответствии с которым право на досрочный выход на пенсию получают лица с крупным страховым стажем. Требования к гражданам будут зависеть от категории, по которой он допускается к досрочному получению выплаты. К критериям относятся возраст, специальный и страховой стаж.

Размеры трудовых пенсий

Для определения размера выплаты необходимо учитывать, что она разделяется на две части:

  1. Страховая.
  2. Накопительная.

Ранее пенсия состояла из трех частей. Но было принято решение о замене базовой части на фиксированный минимальный порог гарантированного обеспечения, под чем подразумевается социальная выплата.

Для определения размера применяют следующую формулу:

Трудовая пенсия может начисляться только лицам, которые имеют стаж более 6 лет.

На размер итоговой выплаты будут влиять следующие нюансы:

  • размер ежемесячный отчислений от работодателя;
  • коэффициент;
  • форма, по условиям которой накапливаются средства;
  • количество лет, проработанных после выхода на пенсию;
  • размер стажа.

Но получаемая сумма не является окончательной. К пенсии могут прибавляться дополнительные платы за особый статус граждан, например, детям войны.

Страховая пенсия – это основной вид выплаты для пенсионеров. Все взносы, которые поступают от работодателя или самого гражданина, накапливаются на этом счету и подлежат ежегодной индексации.

Пенсия формируется из отчислений двумя способами:

  1. От работодателя – 22% дохода сотрудника.
  2. Если гражданин родился после 1967 года, то отчисления от работодателя делятся на страховую часть (16%) и накопительную (6%).

Сегодня гражданин РФ имеет право выбрать любой фонд, куда будут переводиться средства от работодателя для формирования будущей пенсии. Фонд может быть государственным или негосударственным.

Статус организации не будет влиять на форму накопления средств или другие нюансы. Также человек может направить отчисления в управляющую компанию. Тогда организация будет заниматься инвестированием полученных средств, что позволит увеличить итоговый размер выплаты при достижении соответствующего возраста.

Чтобы оформить накопительную часть пенсии потребуется отправиться в фонд, куда нужно подать заявление на формирование будущих отчислений. После заключается договор, который отправляется в ПФР для дальнейшей регистрации.

Работодатель должен только осуществлять перечисления в указанный в договоре фонд. Размер выплаты от месячной зарплаты составляет 22%. Когда у гражданина появится необходимость, то он сможет обратиться в пенсионный фонд для старта отчислений, что возможно только при наличии оснований для определения выплат.

Выплата трудовой пенсии может быть единоразовой или ежемесячной. Общая сумма к выплате не изменяется от формы перечислений.

Калькулятор расчета

Главный калькулятор для расчета трудовой пенсии расположен на сайте ПФР. Но также можно проводить расчеты самостоятельно, если у человека имеются первоначальные данные.

В качестве примера для расчета возьмем мужчину 1955 года рождения, который имеет двух уже совершеннолетних сыновей. Он готов проработать до 2025 года, после чего начать получать трудовую пенсию. Был наемным работником в течение 40 лет. На 2019 год его заработная плата в месяц составляет 35 000 рублей.


По этим данным получается, что гражданин имеет индивидуальный коэффициент 272,84, а общий стаж с прохождением срочной службы в армии и планируемым временем дальнейшей работы составит 48 лет.

На 2019 год стоимость 1 пенсионного балла составляет 87,24 рубля, а фиксированная выплата – 5 334,19 рублей. Для определения размера трудовой пенсии необходимо применять формулу:

Тогда получатся следующие расчеты:

272,84 * 87,24 + 5 334,19 = 29 136,75
Страховыми взносами облагается только сумма в 95 833 рублей, если заработная плата в месяц больше, то остальной доход не учитывается при формировании трудовой пенсии. На размер трудовой пенсии большое влияние оказывает время, которое гражданин работает после получения права на выплату. Если человек будет трудиться 10 лет после общего выхода на пенсию, после чего обратится в фонд для получения выплаты, то она будет увеличена более чем в 2 раза.

Читайте также: