Трудовая пенсия по старости нарушение прав

Пенсионное законодательство, особенно в части исчисления размера полагающейся гражданину пенсии, достаточно сложное для восприятия даже специалистами, не говоря уже о простых пенсионерах. У них могут возникать сомнения, полностью ли соблюдены их пенсионные права. Порой пенсионер случайно узнает, что его пенсионные права нарушаются (например, при наличии нескольких вариантов расчета пенсии пенсионный орган не применил наиболее выгодный или им была допущена ошибка при исчислении показателей, влияющих на размер пенсии, и т.п.).

Для исключения таких ситуаций граждане могут обращаться (устно или в письменной форме) в органы Пенсионного фонда за получением исчерпывающих объяснений по интересующим вопросам, касающимся их пенсионных прав, в том числе за обоснованием размера начисленной им пенсии.

Полномочия Пенсионного фонда по проведению разъяснительной работы среди населения закреплены в Положении о Пенсионном фонде РФ (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2122-1 ) и в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Согласно последнему (ст. 13) пенсионные органы обязаны:

- бесплатно консультировать застрахованных лиц (пенсионеров) по пенсионным вопросам и информировать их о нормативных правовых актах;

- организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам (пенсионерам) по пенсионным вопросам.

Помимо этого застрахованные лица (работники и пенсионеры) имеют право на информацию о состоянии своего индивидуального лицевого счета в системе индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонде.

В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», все граждане , подлежащие обязательному пенсионному страхованию, должны быть зарегистрированы в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ и на них должны предоставляться необходимые для пенсионного обеспечения сведения. Данный Закон вступил в силу с 1 января 1996 года на территории отдельных субъектов РФ, а с 1 января 1997 года – на всей территории России. Однако, его поэтапная реализации в регионах растянулась на несколько лет, что объясняет различие в датах регистрации застрахованных в органах ПФР.

На индивидуальном лицевом счете в системе индивидуального (персонифицированного) учета содержатся сведения о заработке, стаже (в том числе, приобретенном до регистрации гражданина в системе персонифицированного учета), сумме поступивших от работодателя страховых взносов (из которых рассчитываются страховая и накопительная части трудовой пенсии) и дополнительных поступлениях на накопительную часть пенсии, сведения о расчетном пенсионном капитале и его индексации, сведения о доходе от инвестирования средств пенсионных накоплений, о назначенной трудовой пенсии и индексации ее размера.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и п. 44 Постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» работодатели должны были в период с 1 августа 2003 г. до 1 июля 2004 г. в сроки, согласованные с территориальными органами Пенсионного фонда, представить сведения о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом в первоочередном порядке сведения о трудовом (страховом) стаже должны были представить организации, имеющие должности (профессии), работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и организации, находящиеся в стадии ликвидации, банкротства (Порядок представления страхователями сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, утв. Постановлением Правления ПФР от 01.10.2003 № 139п).

Информация с лицевого пенсионного счета не только дает представление о том, исходя из каких параметров рассчитана пенсия конкретному пенсионеру, но и позволяет лицам, еще не вышедшим на пенсию, проконтролировать правильность учета и отражения их пенсионных прав для принятия превентивных мер по устранению ошибок, которые могут негативно отразиться на размере его будущей пенсии, а также удостовериться в добросовестности своего работодателя, прежде всего, в части своевременного и в полном объеме перечисления взносов за работника.

В Постановлении Минтруда РФ № 17, ПФ РФ № 19пб от 27.02.2002 «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии» в п. 19 акцентировано внимание, что «гражданин, обращающийся за пенсией, имеет право заблаговременно знакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В случае несогласия со сведениями, содержащимися в индивидуальном лицевом счете, гражданин вправе обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда РФ, либо в суд.

Гражданин может также обратиться в орган ПФР по вопросу уточнения (исправления) содержащихся в его индивидуальном лицевом счете сведений о стаже, приобретенном до 1 января 2002.

Реализовать свое право на ознакомление с пенсионными правами, отраженными на лицевом счете, работники и пенсионеры могут, обратившись к работодателю за информацией о сведениях, представленных за него в Пенсионный фонд РФ (ст. 14 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»), и о начисленных за него страховых взносах (ст. 15 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).

Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» работодатель должен передавать работнику копию сведений индивидуального (персонифицированного) учета одновременно с передачей этих сведений в Пенсионный фонд. Увольняющимся работникам сведения персучета передаются в день увольнения (работодатель должен получить письменное подтверждение об этом). Работнику, подавшему заявление о выходе на трудовую пенсию, указанные сведения передаются в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления.

Получить информацию, содержащуюся в индивидуальном лицевом счете, можно также непосредственно в органах Пенсионного фонда по месту жительства или работы (бесплатно такая информация предоставляется один раз в год в течение 10 дней со дня обращения гражданина).

ü Указанная информация направляется застрахованному лицу способом, указанным им при обращении (в т.ч. в форме электронного документа, черезединый портал государственных и муниципальных услуг, почтовым отправлением).

ü Граждане, формирующие накопительную часть своей трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде, по всем вопросам относительно пенсионных накоплений могут обращаться в соответствующий негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственный пенсионный фонд, которому переданы пенсионные накопления, заводит на каждое застрахованное лицо пенсионный счет [2] (аналог специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде, где отражается информация о пенсионных накоплениях).

В соответствии с Типовыми страховыми правилами негосударственного пенсионного фонда, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 731н, будущий пенсионер имеет право запрашивать у негосударственного пенсионного фонда интересующие его документы - устав, страховые правила, полный текст зарегистрированных изменений и дополнений в них, бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, заключения аудиторов и актуариев и т.д. Негосударственный пенсионный фонд обязан бесплатно консультировать застрахованных лиц по всем вопросам обязательного пенсионного страхования.

В случае несогласия с имеющейся у негосударственного фонда информацией о пенсионных накоплениях, можно требовать их исправить, в том числе в судебном порядке.

ü Ранее на органах Пенсионного фонда (а если по выбору гражданина пенсионными накоплениями в рамках обязательного пенсионного страхования управляет негосударственный пенсионный фонд, то – в части информирования о пенсионных накоплениях - на соответствующем негосударственном пенсионном фонде) лежала обязанность бесплатно направлять один раз в год застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах (так называемые «письма счастья»). С 2013 года эта обязанность отменена. Теперь получить сведения о состоянии своих пенсионных счетов можно только в заявительном порядке.

Помочь гражданам получить информацию от Пенсионного фонда призван и открывшийся 15 декабря 2009 г. - в рамках внедрения Федеральной целевой программы «Электронная Россия» - Единый портал государственных услуг. По интернет-адресу http://www.gosuslugi.ru можно найти сведения о государственных услугах (к ним относится и информация, предоставляемая пенсионными органами [3] ) и возможностях их получения. В карточке услуги можно ознакомиться с ее описанием, узнать сроки ее исполнения, изучить бланки заявлений, которые следует заполнить для обращения за услугой, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для получения услуги. Зарегистрировавшись в «Личном кабинете», можно в электронной форме заполнить и отправить заявление на получение услуги, а затем отследить прохождение своего обращения. Из «Личного кабинета», можно, например, отправить запрос на получение информации о состоянии своего индивидуального лицевого счета. Предполагается, что к 2014 году все госуслуги можно будет получать в электронной форме по универсальной электронной карте.

ü Пояснения по поводу пенсионных услуг, доступных в электронном виде, можно получить на сайте ПФР - http://www.pfrf.ru/elvid/) и на сайте проекта «электронное Правительство» - http://www.gosuslugi.ru/pgu/stateStructure/10000002796.html).

[1] См. Порядок корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года (утв. Постановлением Правления ПФР от 14.12.2005 № 246п).

[2] Статья 36.19 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Я вышел на пенсию с 01.11.2015 г., пенсия начислена в размере 9800 руб. ежемесячно. Стаж на момент выхода на пенсию составил 37/5/4 (по расчетам пенсионного фонда), но в расчетах по начислению пенсии предоставленного нашим отделением пенсионного фонда значится стаж (в расчете) с 1998 г. до 01.01.2015, и после 01.01.2015 г. до 01.11.2015 г. Вопрос: а куда в расчете пенсионного обеспечения делись 21 год стажа, отработанных до 1998 г.

К своему вопросу прилагаю следующие документы.

Ответы юристов ( 1 )


Вопрос: а куда в расчете пенсионного обеспечения делись 21 год стажа, отработанных до 1998 г.

В соответствии с действующим в части

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ данный документ не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ Статья 30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц следует что:

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года

Т.е. до этого периода стаж берется именно как трудовой, далее уже как страховой в связи с принятием нового федерального закона.

В соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж следует что:

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Чтобы было еще более понятно в чем отличие страхового стажа от трудового, также можете к примеру ознакомиться с разъяснениями Пенсионного фонда РФ по следующим официальным ссылкам:

Т.е. Ваш трудовой стаж обязательно должны были зачесть при расчете страховой пенсии по старости.

В приложенных Вами сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета (ИЛС) действительно не отражен трудовой стаж до 1998 года, и здесь необходимо выяснять причину, для этого Вам необходимо обратиться с заявлением в территориальное отделение Пенсионного фонда по своему месту жительства.

Вот к примеру что на такие вопросы отвечает сам Пенсионный фонд РФ, разъяснения также даны по официальной ссылке:

Вопрос: Почему сведения о состоянии индивидуального лицевого счета (ИЛС) застрахованного лица содержат не все данные трудовой книжки? В частности, не учтен трудовой стаж до 1997 года. Как можно его подтвердить?

Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования отражены в п.2 сведений о состоянии ИЛС на основании трудовой книжки работника и других представленных документов. К слову, в период с 2002 по 2005 годы в рамках подготовительных мероприятий по информированию застрахованных лиц о пенсионных правах во всех территориальных подразделениях Пенсионного фонда была проведена кампания по сбору, приему и обработке сведений о трудовом стаже, выработанном до 31.12.2001 года включительно. Однако есть застрахованные лица, которые не предоставили данную информацию. Поэтому на их пенсионном счете сведений о стаже до указанного периода не содержится. Данные периоды работы необходимо подтверждать.

Тем более если Вы все подтверждали им ранее нужно разбираться по какой причине эти сведения не были отражены.

Подайте письменное обращение с требованием разъяснить причину по которой сведения о Вашем трудовом стаже до 1998 году не отражены на индивидуальном лицевом счете (ИЛС), а также с требованием разъяснить учитывался ли Ваш трудовой стаж до 1998 года при расчете размера Вашей страховой пенсии по старости.

Очень много вопросов задают мне мои подписчики, касающихся увеличения фиксированной части пенсии по 173-ФЗ. А именно применение пункта 17 статьи 14, которая определяет размеры трудовых пенсий по старости. Вопрос сложный, поэтому соберите мозги в кучку, читайте и думайте.

Как применяются все эти статьи для определения страховой части пенсии я писала раньше ( полный список статей на тему расчета пенсий и борьбы за свои пенсионные права приведены здесь ). ПФР, как правило, применяет практически всё, что написано в данных статьях, правильно. ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НЕКОТОРЫХ НЮАНСОВ. Вот об этом и поговорим сегодня.

Итак, предположим, ПФР учел весь наш стаж правильно. Правильно вычислил соотношение нашей зарплаты к средней по стране. Правильно рассчитал пенсионный капитал и, соответственно, баллы. А у нас стаж на момент выхода на пенсию, как мы считаем, ну о-о-очень большой. Положены ли какие-то доплаты за стаж? Да, положены! Но, конечно, не всем!

Сначала нам нужно определиться, что именно из 173-ФЗ осталось в силе после вступления в силу нового пенсионного законодательства. Об этом нам говорит статья 36 400го-ФЗ, а именно п.3 этой статьи:

3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Давайте сначала ответим на первый вопрос: что такое страховая пенсия? Это пенсия, которая рассчитана исходя из наличия страхового стажа, достаточного для назначения именно страховой пенсии (не социальной, не по инвалидности, не по потере кормильца!) То есть за трудовую деятельность гражданина.

Исходя из этой нормы нового закона именно статья 14, называемая "Размеры трудовых пенсий по старости" вкупе со статьями 29.1, 30, 30.1, 30.2, касающихся определения величины пенсионного капитала, и применяется для оценки пенсионных прав при назначении страховой (трудовой) пенсии по старости и определения её размера.

Сразу хотелось бы сказать, что статья 14 173-ФЗ стала прототипом для статей 15 и 16 400-ФЗ. И если в предыдущем законе порядок исчисления и возможного повышения (понижения) страховой и фиксированной частей пенсии были объединены в одной статье за номером 14, то новый закон несколько расширил применение подхода к возможному изменению в сторону повышения каждой из этих частей пенсии. Для определения величины каждой из них в новом законе посвящена отдельная статья (ст. 15 - страховая часть, ст. 16 - фиксированная).

Есть ли в статье 14 173-ФЗ противоречия новому закону? Это очень важный момент, так как именно он определяет применение норм 173го закона именно после 01.01.2015 г - даты вступления в силу 400ФЗ.

Я лично не вижу никаких противоречий. Все пункты этой статьи, касающиеся определения размера пенсии, её страховой и фиксированной части перешли в новый закон с некоторыми улучшениями (например, количество полных лет заменено на количество полных месяцев, увеличиваться уже может не только фиксированная, а и страховая часть пенсии). Просто положения 400-ФЗ, отличные от предыдущего закона, и применяющие несколько иную базу, применимы лишь к тем, кто выходит на пенсию впервые не ранее, чем с 01.01.2015. То есть статья 14 173ФЗ в полном объеме и есть та норма, регулирующая исчисление размера трудовых пенсий и подлежащая применению в целях определения размеров страховых пенсий за периоды до 2015 года.

Может ли означать, что введение в действие нового закона отменило введение в действие данного пункта 173 - ФЗ. Моё мнение - однозначно, нет.

Именно потому, что в новом законе четко сказано, что 173-ФЗ применяется в части определения величины страховых (трудовых) пенсий, не противоречащей новому закону.

Юристы ПФ пользуются такой уловкой: (нюанс) - данный пункт в таком изложении был введен в действие Федеральным закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (статья 28 п.10) с 01.01.2015 года одновременно с введением в действие 400-ФЗ. Юристы ПФР утверждают, что вступление в силу 400-ФЗ отменило вступление в силу этого пункта. И именно это пытается протащить ПФР, как отмену данного пункта, при рассмотрении исков о его применении. Но, простите, в тексте 400-ФЗ, как я уже говорила раньше, есть прямая отсылка к применению ВСЕГО п.14 для расчета трудовых пенсий во взаимосвязи с пунктами о расчете ПК, валоризации и т.п.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно задать другой вопрос: является ли п.17 статьи 14 одной из составных частей для расчета трудовой (страховой) пенсии, наряду к пунктами той же статьи, точно так же определяющими различные размеры повышения фиксированной части пенсии, которые применяются без оговорок и фактически повторены в новом пенсионном законодательстве?

Да, является, и новым законом какие-то отдельные положения данной статьи не отменены. Расчет пенсии за периоды до 2015 года производится именно по алгоритму, изложенному в 14 статье. Положения же 400го закона применяются лишь в том случае, если они улучшают положение пенсионера по сравнению с предыдущим законом, да и то только в случае, если пенсионер обратился за назначением пенсии впервые не ранее 1 января 2015 года. Поэтому никаких противоречий в статье 14 с новым законодательством я не вижу.

Вот теперь давайте посмотрим, что говорит п.17 статьи 14 173-ФЗ:

Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличивается на 6 процентов.

И ответим на такой вопрос: можно ли применять этот пункт для определения повышения фиксированной части пенсии, и если да, то кому?

Моё мнение, можно и нужно. Только можно не всем. Разберемся.

  • Во-первых, из текста статьи видно, что применяться это положение должно к тем, кому назначена пенсия впервые.
  • Во-вторых, из текста статьи следует, что этим правом могут воспользоваться те, чей стаж больше 30 и 25 лет (мужчины - женщины) на день обращения за пенсией впервые.
  • В третьих, это касается и досрочников, но повышение фиксированной выплаты для них должно быть осуществлено на дату достижения ими общеустановленного возраста выхода на пенсию , которое 173м законом было установлено 55 лет для женщин, и 60 лет для мужчин.

ВЫВОД: положения пункта 17 статьи 14 применимы ко всем, кто вышел на пенсию в период до введения в действие 400-ФЗ и имеют общий страховой стаж, превышающий указанный в этом пункте. Это следует из норм 400-ФЗ, где также предусмотрены нормы повышения фиксированной и страховой части пенсий в зависимости от стажа и отложенного выхода на пенсию. Но в 400-ФЗ особо указано, что его нормы повышающих коэффициентов к страховой и фиксированной частям пенсий применяются лишь к тем, кто обратился за назначением пенсии впервые не ранее 01.01.2015 года. Следовательно, для тех, кому пенсия впервые назначена в период до 01.01.2015 года, применяются нормы 173-ФЗ расчета трудовых пенсий, а именно статья 14 и взаимосвязанные с нею статьи, определяющие размер пенсионного капитала.

Мне бы хотелось услышать возражения представителей ПФР, в чем же он противоречит действующему пенсионному законодательству. По сути ведь - ни в чем. И там, и там предусмотрены преференции за длительный стаж или за более поздний выход на пенсию. И введение в действие одновременно 400-ФЗ и изменений в 173-ФЗ не может изменить текст и суть предыдущего законодательства, так именно эта 14я статья применяется для определения величины трудовой пенсии и признана не противоречащей новому закону, о чем в нем, новом законе, конкретно сказано. То есть при расчете пенсий нормы статьи 14 применяются в полном объеме. Без каких-то ремарок и исключений!

И вот ещё: вишенка на торте! Для тех, кто обижается, что они работали всю жизнь, не покладая рук, а тётка из соседнего подъезда просидела всю жизнь на лавочке и получила пенсию, лишь немногим меньше:

Есть ещё и п.18 этого же, 173го закона:

18. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона), уменьшается на 3 процента за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

Вы поняли? Те, у кого стаж маленький, или вообще нет, кроме досрочников, разумеется, должны получать пенсию ещё меньше!

Вот тут и вступает в силу закон, который не уравнивает бездельников и честных работников. Бездельникам фиксированная выплата УМЕНЬШАЕТСЯ! Поэтому со временем, как бы не рос прожиточный минимум, разница между трудовой и социальной (см. минимальной) пенсиями будет увеличиваться. И это правильно! Так как не может человек, не работавший в течение своего работоспособного периода жизни, получать пенсию наравне с теми, кто трудился всю жизнь на благо своей Родины.

Сегодня на этом заканчиваю.

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал , читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу. А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

С уважением и любовью ко всем моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.

– У нас есть сосед-пенсионер. Недавно в разговоре тот обмолвился, что несколько лет получал пенсию меньше, чем положено – мол, в ПФР его обсчитали. У меня самого отец тоже пенсионер. Стало интересно, а не занижают ли пенсию и ему? Правда ли такое возможно и как это проверить?

– Действительно, встречаются ситуации, когда пенсию человеку необоснованно занижают. С этим необходимо бороться, ведь выплаты пенсионерам, как правило, и без того мизерные.

  • 💸 Наиболее распространенные причины недоплаты пенсии
    • Проблемы со СНИЛС
    • Ошибка кадровиков
    • Не поданы сведения о стаже и страховых взносах
  • 👇 Как узнать, что пенсию занижают, и что делать потом. Инструкция
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

💸 Наиболее распространенные причины недоплаты пенсии

Чаще всего к недоплате приводят проблемы с документами или человеческий фактор.

Проблемы со СНИЛС

С 1997 года граждане стали получать СНИЛСы. Это маленькие пластиковые карточки зеленого цвета, на которых указан страховой номер открытого в ПФР лицевого счета. На полис СНИЛС вносятся сведения по каждому человеку – его трудовой стаж, размер зарплаты, начисленные работодателем страховые взносы и т. д. Когда человек впервые обращается в ПФР для оформления пенсии, ему начисляют выплаты, согласно информации с лицевого счета СНИЛС.

С одной стороны, эта мера облегчила процесс начисления пенсии и позволила уменьшить документооборот. С другой стороны, это обернулось техническими накладками. Например, могли продублироваться лицевые счета у двух разных людей или возникнуть иные проблемы. Получается, что часть стажа оказывается на «неправильном» счете и не учитывается при расчете пенсии, а поскольку ПФР берет информацию только со счета, то выплаты получаются меньше, чем должны были быть.

Ошибка кадровиков

Трудовой стаж до 2002 года является одной из составляющих при начислении пенсии. Чем выше стаж (а с ним и стажевый коэффициент), тем выше будет расчетная пенсия до 2002 года, которая уже переводится в индивидуальный пенсионный коэффициент. Трудовой стаж до 2002 года устанавливается на основании записи в трудовой книжке или иных документов, выданных в установленном законом порядке.

Таким образом, если кадровики ошиблись и неправильно оформили стаж до 2002 года, это может уменьшить размер пенсионных выплат, поскольку этот стаж обязательно учитывается при расчетах.

Не поданы сведения о стаже и страховых взносах

Здесь может быть ошибка как со стороны бывшего работодателя, так и со стороны пенсионера. Если с самим СНИЛСом проблем нет, а информация о страховых взносах и стаже отсутствует, – это вина работодателя. Возможно, он исправно платил взносы за работника, но сдал в ПФР неправильную отчетность. Или же нарушал закон и не платил совсем.

Если дело в том, что работодатель не платил страховые взносы, то ПФР должен назначить пенсию по ранее начисленным взносам (например, если работодатель не платил год-два) или же сделать перерасчет, если пенсионер предъявит документы, подтверждающие трудовую деятельность в спорный период.

Если работодатель не сдавал в ПФР отчеты, это значит, что отсутствует информация о сумме начисленных взносов. Тогда пересчитать и прибавить что-то к пенсии становится невозможно.

Но иногда бывает, что в дополнение к основной пенсии пенсионеру полагаются различные надбавки, которые могут составлять львиную долю от общей суммы выплат. Например, за северный стаж, за иждивенца и т. д. Но, чтобы получить эти выплаты, человек должен подать в ПФР соответствующее заявление.

👇 Как узнать, что пенсию занижают, и что делать потом. Инструкция

К сожалению, пенсионеру нужно самому следить за своей пенсией – ведь за него это никто не сделает.

Прежде всего нужно проверить свой СНИЛС, накопленные пенсионные баллы и остальные сведения в ПФР – совпадают ли данные в личном кабинете с теми, что есть на самом деле. Проще всего это сделать через Госуслуги.

После авторизации на сайте в меню сверху нужно кликнуть на каталог «Услуги», а потом выбрать «Пенсия, пособия и льготы»:


Далее выбрать «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР»:


А после кликнуть большую кнопку «Получить услугу»:


В течение 2-3 минут будет сформирована выписка с номером СНИЛС:


Внизу будет прикреплен более подробный отчет со всей необходимой информацией, который можно сохранить на компьютер или переслать на электронную почту:


Если система не сформировала выписку или же данные в ней неправильные, нужно лично обратиться в территориальное отделение ПФР для ознакомления с пенсионным делом.

Чтобы исключить невыплату причитающихся надбавок, стоит периодически лично обращаться в ПФР, особенно, если меняются обстоятельства жизни пенсионера. Возможно, в связи с изменениями человеку положены социальные дотации, но специально его об этом никто не станет предупреждать. Важно, что дополнительные выплаты нельзя получить задним числом. То есть, если они вам положены, но вы обратились за ними спустя какое-то время, их начнут выплачивать только с момента подачи заявления. Неполученные деньги пенсионеру уже не перечисляются.

Если же выясняется, что трудовой стаж до 2002 года был учтен неправильно, так же необходимо обратиться за разъяснением в ПФР. Там смогут точно сказать, какой именно стаж и почему был учтен. Если произошла ошибка отдела кадров, а ПФР отказывается исправить ее и пересчитать стаж, у пенсионера остается последнее средство отстоять нарушенные права – в суде.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.

Трудовая пенсия предоставляется застрахованному гражданину (или нетрудоспособным членам его семьи в случае его смерти), за которого на протяжении трудовой деятельности уплачивались взносы в Пенсионный фонд. Согласно действующей в России пенсионной системе трудовая пенсия с 1 января 2010 г. включает страховую и накопительную части.

Страховая и накопительная части определяются для каждого гражданина индивидуально исходя из отчислений от его заработков (других доходов), полученных, начиная с 1 января 2002 г. Размер пенсии определяется реальным заработком работника и размером отчислений в ПФ РФ, производимых работодателем, а не стажем работы, как прежде (при этом, однако, чем больше стаж, тем больше, как правило, и сумма отчислений). Страховая и накопительная части пенсии регулярно индексируются (повышаются) с целью компенсации роста стоимости жизни.

Для лиц, по каким-либо причинам не имеющих права на трудовую пенсию, а также для ряда категорий госслужащих, военнослужащих, а также пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф установлено государственное пенсионное обеспечение.

Накопительная часть пенсии

Накопительная система предусмотрена только для граждан определенного возраста: мужчин 1953 г. рождения и моложе, и женщин 1957 г. рождения и моложе. Лица старше указанного возраста не участвуют в накопительной пенсионной программе, для них предусмотрена лишь страховая часть пенсии, отчисления на личный накопительный счет для них не производятся. Поскольку лица, участвующие в программе пенсионных накоплений, начнут достигать пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в 2012 г., накопительная часть трудовых пенсий (как по старости, так и по инвалидности) для большинства пенсионеров будет выплачиваться лишь с этого момента. В 2005-2007 гг. обязательные отчисления на финансирование накопительной части трудовой пенсии производились только для лиц 1967 г. рождения и моложе. С 2009 г. предусмотрено дополнительное финансирование накопительной части пенсии за счет добровольных взносов граждан и их работодателей. Мужчины 1953 - 1966 г.р. и женщины 1957 - 1966 г.р., которые в 2002 - 2004 гг. накопили некоторые средства на накопительных счетах, могут участвовать в дополнительном финансировании. Они вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо переводить средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд.

Северные надбавки

Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также трудовой пенсии увеличивается с учетом соответствующего районного коэффициента, устанавливаемого Правительством РФ, на весь период их проживания в этих районах (местностях). Для пенсионеров, имеющих стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет и страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или 20 лет у женщин, установлен фиксированный повышенный размер страховой части пенсий. Такие пенсионеры вправе выбирать порядок исчисления страховой части пенсии: с учетом районного коэффициента, установленного для соответствующего района или местности, либо в фиксированном размере. При переезде в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с иными районными коэффициентами размер страховой части трудовой пенсии определяется с учетом коэффициента по новому месту жительства. При выезде за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер страховой части рассчитывается в общем порядке. Стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним учитывается при досрочном назначении пенсии. Районный коэффициент может повлиять (в сторону увеличения) на величину расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г.

Страховой стаж

Продолжительность страхового стажа имеет значение при определении права на получение трудовой пенсии - для получения пенсии по старости он должен быть не менее 5 лет, а его продолжительность учитывается при досрочном назначении пенсии.

Страховой стаж определяется как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФ РФ, а также следующих периодов (если им предшествовали или за ними следовали периоды работы):

  • прохождения военной или приравненной к ней службы;
  • получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • получения пособия по безработице;
  • участия в оплачиваемых общественных работах;
  • переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • ухода трудоспособного лица за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;
  • проживания за границей (не более 5 лет в общей сложности) супругов работников, направленных в:
    • дипломатические представительства и консульские учреждения РФ;
    • постоянные представительства РФ при международных организациях;
    • торговые представительства РФ в иностранных государствах;
    • представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом;
    • представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В страховой стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица включается любая работа и иная деятельность, выполняя которую, работник подлежал обязательному социальному страхованию. К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Трудовой стаж

Трудовой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии. Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., которая учитывается в календарном порядке при оценке пенсионных прав застрахованных лиц.

Периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом ПФ РФ на основании сведений индивидуального учета.

Уплата взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. подтверждается документами финансовых органов или справками архивных учреждений; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов ПФ РФ; единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством, выданным территориальными налоговыми органами.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с действовавшим гражданским законодательством, и документом работодателя об уплате обязательных платежей. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с действовавшим гражданским законодательством, и документом территориального органа ПФ РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка.

Герои Советского Союза, Герои России и ряд других категорий лиц имеют право на повышенный размер государственных пенсий. Размер повышения составляет от 15% до 100%, а в некоторых случаях и больше. Условия предоставления государственным и муниципальным служащим права на пенсию за счет средств субъектов РФ и органов местного самоуправления определяются принятыми субъектами РФ законами и иными нормативными правовыми актами. Гражданам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается по выбору одна из них.

Ограниченному кругу граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, предоставлено право на одновременное получение двух пенсий (пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии). Такое право имеют:

  • участники Великой Отечественной войны (из числа участвовавших в боевых действиях или приравненных к ним), граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, а также граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (трудовая пенсия по старости и пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению);
  • родители, а также не вступившие в новый брак супруги военнослужащих (в том числе, офицеров и контрактников), погибших в период службы или умерших позднее вследствие военной травмы (трудовая пенсия по старости или инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению или социальная пенсия);
  • нетрудоспособные члены семей граждан, участвовавших в ликвидации аварии на ЧАЭС, перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие этой аварии (трудовая пенсия по старости или инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению или социальная пенсия);
  • члены семей погибших (умерших) космонавтов;
  • военнослужащие (офицеры, контрактники и пр.) при наличии условий, дающих право на получение трудовой пенсии по старости, могут получать ее (за исключением фиксированного базового размера страховой части) наряду с пенсией за выслугу лет или по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с правилами обращения за пенсией можно обратиться за назначением пенсии за месяц до возникновения права на нее. Это позволит выяснить все обстоятельства, влияющие на право получения пенсии и ее размер, и принять необходимые меры для своевременного назначения пенсии. В случае изменения адреса местожительства необходимо сообщить об этом работодателю или непосредственно в ПФ РФ (по месту регистрации), имея при себе страховое свидетельство и документ, удостоверяющий личность, а также заполнить специальное заявление на бланке ПФ РФ. Срочно известить ПФ РФ о необходимости обмена страхового свидетельства нужно и при изменении места регистрации, обмене паспорта, изменении фамилии и др.

Читайте также: