Трудовой стаж и его роль в деле становления пенсионного страхования

Существующие в Российской Федерации виды страхового стажа, оказывают влияние на социальные правоотношения между государством и гражданами. Вопрос касается назначения пособий, пенсий, а также некоторых других форм материальной помощи. Право на получение социального обеспечения напрямую зависит от участия человека в уплате налогов, страховых взносов и продолжительности его официальной трудовой деятельности.

Понятие страхового стажа

Такое понятие, как трудовой страховой стаж, его правовое регулирование и юридическое значение, регламентировано Федеральным законом N 400-ФЗ от 28.12.2013. Трактуется оно, как время работы, когда с зарплаты делались регулярные отчисления в пенсионный фонд. Под определение страхового стажа подпадают только те периоды, когда трудящийся уплачивал страховые взносы в государственный фонд.

Законодательством предусмотрены случаи, когда в зачет идут периоды, когда гражданин не мог работать и делать отчисления по уважительным причинам, не зависящим от его желания. К таким случаям относится исполнение государственных обязанностей или отсутствие возможности трудоустройства в связи с экономической ситуацией в стране или проживанием в отдаленной местности.

При этом следует учитывать, что в ФЗ об обязательном пенсионном страховании есть положение, что люди имеют возможность делать взносы, даже если они официально не трудоустроены. Это довольно частое явление в нашей стране. Однако, понимая суть страхового стажа и его юридическое значение, многие люди проводят регулярные отчисления, зная, что рано или поздно придется оформлять пенсию.

Общий трудовой стаж может отличаться от страхового, и причем значительно. Разница зависит от условий договора, который предлагается подписать трудящемуся. Некоторые работодатели, в целях экономии, не делают отчисления в пенсионный фонд. Это позволяет получить дополнительную прибыль, обеспечить развитие производства и увеличить размер денежного содержания персонала.

Обратите внимание! Такой прием негативно сказывается на общем страховом стаже, когда приходит время выходить на пенсию или получать компенсацию по временной нетрудоспособности.

Виды страхового стажа

В РФ регулирование расчета объема и порядка осуществления социального обеспечения трудящихся проводится по нескольким направлениям. Это позволяет дифференцированно и объективно подходить к каждому гражданину с учетом нюансов, которые касаются его семейного положения, состояния здоровья и условий, в которых осуществлялась его трудовая деятельность.

Существует такая классификация страхового стажа:

  • Общий. В него засчитывается период выполнения служебных обязанностей, на протяжении которых делались выплаты в ПФ или в СФ. В стаж засчитываются временные промежутки, когда люди не имели возможности официально трудоустроиться по причинам, предусмотренным законодательством.
  • Календарный. Определяется в годах и месяцах, на протяжении которых граждане трудились и делали страховые отчисления. В отличие от трудового, может отсутствовать совсем, если предприятие не перечисляло средства в ПФ.
  • Специальный (льготный, профессиональный). Продолжительность работы на вредном или тяжелом производстве, связанная с риском для жизни деятельность, выполнение служебных обязанностей в отдаленных районах. Специальный стаж добавляется к календарному и формирует общий.

Важно! Размер социальных выплат напрямую зависит от общего срока, в течение которых делались отчисления. Начинать делать взносы рекомендуется непрерывно, начиная с самого начала трудовой деятельности и в ее промежутках.

Какие периоды деятельности засчитывают в страховой стаж

Понятие и виды страхового стажа и выплаты социальных пособий определены законами РФ N 451-ФЗ от 17.12.2001 г., № 173-ФЗ от 15.05.1991 г., № 1244-1 от 28.11.2018, N 400-ФЗ от 28.12.2013 г., N 167-ФЗ от 15.12.2001 г.

В соответствии с данными правовыми актами, учитываются следующие периоды:

  • общий страховой стаж, установленный для той или иной категории трудящихся;
  • прохождение войсковой службы в любых ее видах;
  • временная нетрудоспособность по болезни и беременности;
  • уход за ребенком, но не более 3 лет;
  • пребывание на учете в центрах занятости при получении пособия по безработице;
  • время выполнения оплачиваемых общественных работ;
  • период пребывания в ИВС и ИТУ незаконно осужденных граждан при наличии документа о реабилитации и снятии судимости;
  • время ухода за недееспособным человеком (инвалидом, престарелым старше 80 лет);
  • время проживания членов семей представителей силовых структур в районах, где отсутствует возможность трудоустроиться (до 5 лет).

Важно! Исчисление стажа осуществляется с учетом региональных коэффициентов, влияющих на выслугу лет.

Кто вправе претендовать на страховую пенсию

Для каждой разновидности труда установлен минимальный порог, необходимый для получения права претендовать на получение страховой пенсии .

Существуют следующие категории граждан, подпадающие под действие законодательных актов о социальном обеспечении:

  • лица, застрахованные и делавшие регулярные взносы в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ;
  • военнослужащие и приравненные к ним государственные служащие, имеющие выслугу не менее 25 лет в календарном исчислении;
  • нетрудоспособные люди, при условии утраты кормильца;
  • иностранцы и лица без гражданства, если они соблюдали требования закона об обязательном пенсионном страховании;
  • супруги сотрудников, выполняющих свои профессиональные обязанности за границей на протяжении до 5 лет;
  • инвалиды с врожденными пороками или приобретенными в результате профессиональной деятельности; подробнее про страховую пенсию по инвалидности можно почитать здесь ;
  • матери-героини, при наличии не менее 5 лет трудового стажа.

Это интересно! Правительством утверждены списки профессий, согласно которым их представители имеют право на досрочный выход на пенсию с сохранением ее размера.

Как подтвердить страховой стаж

Основным подтверждением наличия страхового стажа является трудовая книжка.

При отсутствии этого документа доказательствами могут послужить такие бумаги:

  • трудовые договоры;
  • ведомости на выплату;
  • выписки из приказов;
  • справка, подтверждающая факт утраты трудовой книжки в связи со стихийным бедствием и невозможность ее восстановления.

Если нет возможности получить эти документы, страховой стаж подтверждается двумя свидетелями, работавшими одновременно с заявителем на одном предприятии. При этом, подтвердить можно не более половины срока, необходимого для назначения страховой пенсии.

Симанович Л.Н., член Ассоциации юристов России, доцент, кандидат юридических наук.

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а количество этого населения составляет свыше 25 - 30% населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в нашей стране проживают в настоящий момент свыше 38,5 миллиона престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Pension provision is a fundamental and one of the most important social guarantees of stable development of the society as it directly touches upon the interests of incapacitated population and the quantity of such population is more than 25 - 30% of population of any country. For Russia this issue is topical at present as more than 38,8 million old and incapable persons and also persons who lost family-providers live in our country .

Simanovich L.N. Significance of labor experience in the system of pension provision.

Проблема пенсионной системы РФ состоит в разрыве общественного сознания и реалий экономической и социальной жизни страны. Например, до сих пор большинство населения считают, что пенсии финансирует государство, в то время как начиная с 1991 г. государство перестало играть роль основного донора пенсионного обеспечения. Так, если в период до 1991 г. государство дотировало более чем на 70% пенсионную систему из бюджетов, то сейчас эта доля составляет всего 6 - 8% от общего объема пенсионных выплат.

Право российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста гарантировано Конституцией РФ (ст. 7, п. 2 ст. 39).

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 г. рождения и моложе). Средний размер трудовой пенсии по старости за 2008 г. увеличился на 953 рубля и на конец 2008 г. составил 4902 рубля .

http://www.pfrf.ru/ (главная страница о ПФР).

В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсий:

  • по старости (по возрасту);
  • по инвалидности;
  • социальная;
  • за выслугу лет.

Современные пенсионные реформы предполагают создание так называемых накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений.

Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах - собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих;

в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации, - состояние экономики и производительности труда.

Однако при нехватке финансовых ресурсов внутри пенсионной системы происходит процесс перераспределения от получателей максимальных пенсий к получателям минимальных. Как следствие, снижается зависимость размера пенсии от продолжительности стажа и среднего заработка. Это еще более снижает заинтересованность в уплате страховых взносов. В результате ухудшается финансовое положение пенсионной системы. В этих условиях поддержка минимального размера пенсии приводит к уменьшению максимального, граждане считают несправедливым назначение почти одинаковой пенсии при разном вкладе людей в развитие экономики, это приводит к ухудшению уплаты страховых взносов, и цикл повторяется.

Нельзя не обратить внимание на то, что ушедшие на пенсию и 20 лет назад, и пять лет назад, к сожалению, имеют очень похожую пенсию, "которая, по сути, превратилась в социальное пособие". Трудовой стаж или вклад при ее определении имеет несущественное значение. Последние даже шесть лет после начала работы новой пенсионной системы, где была выделена базовая пенсия и страховая часть, базовая пенсия составляла примерно 38%, а страховая соответственно 62%. Сегодня базовая составляет примерно 49%, а страховая - 51%. То есть страховая часть в силу недостатков формирования для нее налоговой базы быстро теряет смысл, который в нее был заложен в 2002 г.

Согласно актуарному расчету ПФР при сохранении нынешнего положения в пенсионной системе к 2015 г. недостаток средств распределительной составляющей системы обязательного пенсионного страхования возрастет в 6 раз по сравнению с бюджетом 2005 г.; сохранится тенденция дальнейшего снижения жизненного уровня пенсионеров, получающих трудовую пенсию, которая выразится, в частности, в снижении коэффициента замещения трудовой пенсии до уровня 20,1% от средней зарплаты, т.е. практически в 1,4 раза; суммарный эффективный тариф снизится до 15% от фонда заработной платы против 19% в 2005 г. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что на пенсионное обеспечение они расходуют 10 - 20% ВВП. Например, сегодня расходы на государственные пенсии составляют: в Германии - 16,8%; Франции - 17%; Австрии - 18%; Италии - 20% .

http://www.rb.ru/inform/51477.html (по материалам слушаний "Проблемы пенсионного обеспечения граждан и пути совершенствования пенсионной реформы в России", организованных Общественной палатой РФ в марте 2007 г.).

Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране общепризнана. Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров - из-за явно низкого размера пенсий; работодателей - вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФ РФ; власть - по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы - поскольку одни из них - доноры должны в существенной мере делиться с другими, а последние считают, что выделяемые им дотации слишком малы.

Существующие программы накопительного пенсионного обеспечения буксуют. Люди вообще не всегда склонны к рациональному экономическому поведению. Государство должно гораздо более жестко мотивировать предпринимателей и работающих граждан на создание личных и корпоративных пенсионных накоплений, причем собственниками этих накоплений должны быть именно граждане, а не государство или корпорации. На мой взгляд, деятельность институтов, управляющих пенсионными деньгами, нужно сделать максимально прозрачной, только при таких условиях возрастет доверие поколения будущих пенсионеров в 2020 г. и позже.

Следует разъяснять населению необходимость и целесообразность накопительных принципов финансирования пенсии, как в обязательной, так и в добровольной части. Государство, со своей стороны, может также использовать рычаги материального стимулирования граждан к участию в накопительных системах как через налоговые льготы, так и через выплату субсидий некоторым категориям граждан, формирующих свои пенсионные накопления .

Трудовой стаж дает каждому человеку гарантии на выплату пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по старости и выслуге лет. Несмотря на недостатки законодательства о пенсионном обеспечении, трудовой стаж на сегодняшний день продолжает оставаться основным способом обеспечения своего существования после прекращения активной трудовой деятельности.

Трудовой кодекс РФ стал первым федеральным законом, предложившим легальную дефиницию социального партнерства, которое представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей в вопросах регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений .

См.: Гусов К.Н. Корпоративные соглашения в сфере социально-трудовых отношений. М.

Принципиальным отличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Во многом современное правовое регулирование трудового стажа строится на нормативных актах, которые уже давно морально устарели (и это несмотря на принятие целого комплекса законов). Несомненно, что необходимы их обновление и систематизация. Нормы о различных видах стажа (зачастую даже противоречащие друг другу) "разбросаны" по десяткам разноуровневых нормативных актов. Возможно, что идеальным вариантом было бы принятие трех-четырех консолидирующих актов, которые бы вобрали в себя все положения о трудовом стаже, не урегулированные законодательными актами. Необходимо подумать над тем, как законодательно обеспечить правильность начисления стажа и что сделать для формирования прозрачной и понятной пенсионной системы.

Рассмотрение трудового стажа в современном праве социального обеспечения возможно только в русле реформирования законодательства о пенсионном обеспечении. И среди существенных недостатков современной пенсионной реформы специалисты отмечают, что размер стажа практически не влияет на размер будущей пенсии работника. Между тем было бы справедливо, чтобы заработки и стаж работника предопределяли величину его пенсии, и он был бы заинтересован уплачивать пенсионные взносы, которые будут использованы на содержание нынешних пенсионеров.

К сожалению, законодатель не прислушался к мнению Конституционного Суда РФ о том, что молодые работники в той же мере, как и работники со стажем, могут нуждаться в страховом обеспечении, и сохранил общий порядок определения размера пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от продолжительности работы. Установлено, что застрахованным лицам, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачиваются в сумме, не превышающей за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.

Правовое государство базируется на социальном партнерстве. Будучи социальным государством, РФ призвана направлять свою политику на обеспечение условий для достойной жизни и свободного развития человека. Обеспечение условий для реализации гражданами социальных, социально-трудовых прав является одним из принципов деятельности правового демократического социального государства.

К положительным тенденциям развития социального обеспечения России можно отнести такое событие, как появление в 2008 г. новой категории пенсионеров - отставные военнослужащие, а также госслужащие, которые после выхода на пенсию работали и за которых выплачивались страховые взносы. Они получили законные права на назначение страховой части трудовой пенсии или ее доли. По состоянию на декабрь в территориальные органы Пенсионного фонда обратилось более 275 000 военнослужащих и 2500 государственных служащих.

Пожалуй, все люди на земле согласны с тем, что распределение доходов и расходов общества должно быть справедливым. Беда в том, что понятие справедливости у каждого свое.

Важно понимать, что в сфере социального обеспечения нет единого правоотношения, в которое может вступить гражданин и в его рамках получать все требуемые блага .

См.: Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М., 1980. С. 109; Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М., 1986. С. 52; Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2005. С. 142; Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. М.В. Филипповой. М., 2006. С. 152 и т.д.

Для меня справедливость - это достойная награда за хорошую работу, без уравниловки и обирания трудолюбивых в пользу лентяев и бездельников, я считаю, что исключением из этого правила являются возраст и состояние здоровья. Поэтому при распределении средств в числе безусловных приоритетов должны быть: обеспеченная старость для тех, кто уже отработал свое, поддержка детей и молодежи в начале жизненного пути и забота о людях с ограниченными возможностями, включение в трудовой стаж учебы в техникумах и институтах, которые ранее были исключены из стажа, а также учет трудового стажа при расчете пенсии и после 2002 г.

Сейчас как никогда возникла потребность к становлению новых независимых профсоюзов, которые будут на деле защищать людей наемного труда, отстаивать их интересы в отношениях с работодателями.

Размер пенсии в большой степени зависит от страхового стажа. Точнее, от времени, в течение которого платятся взносы в Пенсионный фонд. Эти взносы не могут быть меньше определенного минимума. Поэтому, если работник получает зарплату "в конверте", а в ведомости расписывается за сумму меньшую, чем минимальная заработная плата, его попросту лишают страхового стажа.

В настоящее время наша страна, как и весь мир, переживает последствия мирового кризиса, мне кажется, что для стабилизации обстановки необходима программа контроля за миграционными потоками в Россию, в которой нужно предусмотреть привлечение трудовых ресурсов только в соответствии с насущными потребностями регионов, закрепленными соответствующими нормативными документами или квотами. На примере Московской области, в которую ежегодно приезжают на постоянное жительство более 40 тысяч человек, что равноценно населению одного небольшого подмосковного города, можно наблюдать перенасыщенность трудовыми ресурсами. На сегодняшний день в нашей области проживают более 600 000 незаконных мигрантов. Контроль за потоком миграции сегодня, которая выливается в неуплату налогов, снижение зарплат на рынке труда, рост безработицы, преступность, а также вывоз денежных средств из Московской области и России, - очевидная мера стабилизации экономики страны и обеспечения условий для достойной жизни и свободного развития трудящегося человека.

Накопительная часть пенсии ни как не находит своего места в российской пенсионной системе. Ее неприкаянная судьба стала одной из наиболее обсуждаемых тем в нашем обществе в последние годы. Но в последнюю неделю, когда стало известно о проекте федерального бюджета, предусматривающего обнуление накопительной части пенсии в 2014 году и зачисление этих средств в состав страховой части пенсии для выплаты пенсии сегодняшним пенсионерам, обсуждение приняло особое напряжения. Всего месяц назад правительство одобрило очередной вариант пенсионной формулы и заявила, устами вице-премьера Ольги Голодец, что больше менять ее не собирается. По этой формуле предполагалось, что начиная с января 2014 года для граждан, которые не воспользовались своим правом выбора негосударственного пенсионного фонда или УК для управления своими пенсионными капиталами формируемыми из отчислений на накопительную часть пенсии, эти отчисления уменьшатся со стандартных 6% до 2%. Оставшуюся часть в размере 4% пенсионный фонд будет направлять в страховую часть, то есть на выплаты нынешним пенсионерам. Те же, кто доверился негосударственным пенсионным фондам сохранят себе накопительную часть пенсии в размере 6%. Принято компромиссное правило, дающее возможность негосударственным пенсионным фондам продолжить свою деятельность и безбедно существовать их сотрудникам. Но в прошедший понедельник правительство внесло на обсуждение в Госдуму проект федерального бюджета на 2014-2016 годы, в котором предусматривается зачислять в течение будущего 2014 года накопительную часть пенсии в распределительную (то есть в страховую) часть. В последующие 2015-2016 годы накопительная часть пенсии вернется и будет формироваться, в зависимости от выбора гражданина, в размере 6% или 0%. Такое предложение круто меняет пенсионную систему. Как правительство собирается возвращать изъятые деньги из накопительной части непонятно, если сегодня они латают ими дыры пенсионного фонда, значить и завтра найти их будет очень трудно. Так как накопительная часть пенсии является основой для жизни и деятельности негосударственных пенсионных фондов, то свою борьбу за ее сохранение в существующей пенсионной системе они продолжат с еще большим накалом.

1. Конституция Российской Федерации. М. : Проспект. 2011. 2. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. 24 июля 2009. 3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 28 сентября 2010. 4. Федеральный закон от 25.11.2008г. № 214 ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.»// Российская газета. 25 ноября 2011. 5. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ ««Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Российская газета. 3 декабря 2011. 6. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // Российская газета. 27 июля 2010. 7. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // 2009. № 30 ст. 3738 8. Белянинова, Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Российская газета. 2010. 9. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"// Российская газета. 28 июля 2012. 10. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. 27 декабря 2009. 11. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах») // Российская газета. 3 декабря 2011. 12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -7 января 2002 г. (Часть I). - №1. - Ст. 3. 13. Азарова Е.Г. Новое в пенсионном обеспечении. П.: Академия. 2013. С. 182 14. Азарова Е.Г. Пенсионные льготы для работающих на Севере // Гражданин и право. - N 5, 6. - ноябрь, декабрь 2012 г 15. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ / Под ред. Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А. – М.: Спарк, 2012 г. 16. Грудцына Л.М. О пенсионном обеспечении. М.: Проспект. 2013. С.263 17. Дмитриева М.Э, Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы. Н.: Норма. 2012 С.256. 18. Ищенко О.А. Пермяков О.В. Реформирование пенсионного законодательства Российской Федерации. М. : Проспект. 2013. С. 470 19. Кулюхин С.Г. Чем полезен непрерывный трудовой стаж // Гражданин и право. - №5, 6. - май, июнь 2011 г. 20. Соловьев А.К. Право социального обеспечения.П.: Юнити.2010.М. С. 210 21. Соловьев А.К.Экономика пенсионного страхования: Учеб. пособие. М.:ЮНИТИ. 2011. С. 112 22. Чупрова Е.В. Проблема достойного уровня жизни в пенсионном обеспечении граждан. М.: Проспект. 2012. С. 145

В силу постоянных изменений пенсионного законодательства граждане России все чаще стали задумываться о том, какая пенсия их ждет в будущем. При этом большинство из них слабо или вовсе не разбираются в тонкостях проходящих реформ, поэтому не могут в полной мере оценить объем своих пенсионных прав и подготовиться к пенсии должным образом.

Вопросы у граждан возникают даже на уровне базовой терминологии, к примеру, многие не видят различия, скажем, между трудовым и страховым стажем. Однако этот вопрос является наиболее важным для оценки своего пенсионного обеспечения в будущем.

Бесплатно по России

Понятие стаж

В целом, понятие «стаж» означает продолжительность чего-либо, какой-либо конкретный срок. К примеру, время работы на конкретном месте, занимая ту или иную должность, называют стажем. По устоявшемуся правилу этот период высчитывается в календарных днях, месяцах и годах.

В сфере пенсионного обеспечения данный термин играет весьма немаловажное значение. Так, в данном случае под стажем следует понимать определенный юридический факт продолжительности трудовых правоотношений, параметр которого непосредственно влияет на возможность назначения пенсии и размер, собственно, самого пенсионного обеспечения.

Однако следует учитывать, что законодательно предусмотрено несколько его видов, различия между которыми являются определяющими для назначения денежного содержания.

Виды стажа при учете будущей пенсии

Действующее российское законодательство выделяет следующие его виды:

  1. Страховой. Учитывается при назначении пенсии соответствующего вида.
  2. Общий трудовой. Включает в себя периоды осуществления трудовой деятельности лица.


О разнице между ними и пойдет речь в статье далее.

Кроме этого, законодательство также устанавливает дополнительные виды стажа:

  1. Специальный. Определенные виды деятельности предполагают особые условия труда, при которых происходит ранняя утрата трудоспособности. В этой связи необходимо особое исчисление этих периодов для назначения льготного (досрочного) пенсионного обеспечения.
  2. Выслуга.По своей сути понятие «выслуга лет» близко к рассматриваемому термину, однако применяется, как правило, для исчисления периодов службы у военных, полицейских и некоторых иных категорий граждан.

Понятие страхового стажа

В результате проведенных реформ пенсионной системы страховой стаж имеет определяющее значение при назначении пенсии по старости. Под ним следует понимать все те периоды, в которые за гражданина, в том числе и иностранного государства, являющегося участником системы обязательного пенсионного страхования, вносились взносы в ПФР.

Обязанность по их уплате лежит на работодателе, который и осуществляет соответствующие перечисления. Их размер составляет 22% от начисленной заработной платы работника.

Таким образом, страховой стаж может быть учтен только в том случае, если производились отчисления. Если же, даже при наличии официально оформленных трудовых отношений, взносы в ПФР не вносились, то в стаж данный период работы не входит.


Как рассчитывается

Расчет страхового стажа осуществляется путем сложения периодов, когда за лицо вносились страховые взносы. По большей части, это время непосредственного осуществления трудовой или предпринимательской деятельности.

Однако отдельно следует выделить так называемые страховые периоды, правильное исчисление которых имеет большое значения для соответствующего расчета.

В соответствии с законом к ним необходимо относить:

  • нахождение на «больничном»;
  • осуществление ухода за ребенком до 1,5 лет;
  • отпуск по беременности и родам;
  • время ухода за лицом, находящимся в преклонном возрасте.

Данный список не является полным и исчерпывающим.

Многих граждан старшего поколения беспокоит вопрос о том, каким образом им будет рассчитываться страховой стаж за периоды осуществления трудовой деятельности до 2002 года. Это связано с тем, что такого понятия как «страховые взносы» до того времени попросту не существовало.

Однако этим лицам не стоит беспокоиться, поскольку все эти периоды учитываются пенсионным фондом. К страховым взносам приравниваются выплаты в рамках ЕНВД и ЕСН в период с 1991 года и по 2002 год, а также взносы на соцстрахование до 1991 года.

Значение для будущей пенсии

Изменения пенсионного законодательства, осуществляемые в рамках проведения соответствующей реформы, предполагают ужесточение требований, которые предъявляются к получателям страховой пенсии. Одним из них является наличие достаточного количества лет страхового стажа. Так, в 2019 году минимальное их количество составляет 10.

Если гражданин отработал меньшее время, то страховая пенсия ему не может быть назначена.

Страховой стаж является не единственным критерием для назначения страховой пенсии. В данном случае большое значение имеет и такой параметр, как индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), выраженный в баллах. В 2019 году их должно быть не менее 16,2.

Как подтверждается стаж при оформлении пенсии

Пенсионный фонд России стремится к тому, чтобы свести уровень бумажного документооборота, в том числе и при взаимодействии с застрахованными лицами, к минимуму. В этой связи с 2015 года начисление пенсии производится на основании сведений индивидуального страхового счета. Они содержатся в единой базе ПФР.

Гражданин вправе получить доступ к соответствующей информации, заказав выписку в ПФР. Кроме этого, о состоянии счета можно узнать в личном кабинете на сайте фонда.

Однако в некоторых случаях сведения о стаже в базе ПФР могут оказаться неполными. В этом случае во внимание принимаются записи в трудовой книжке.

Что такое трудовой стаж

Под ним следует понимать все периоды, когда лицо осуществляло трудовую деятельность. До 2002 года пенсия выплачивалась именно с учетом этого показателя. На сегодняшний день трудовой стаж фактически не используется при назначении пенсионного обеспечения. Однако он может быть учтен при установлении различных льгот, пособий и так далее.


Чем отличается трудовой стаж от страхового стажа

Несмотря на то, что эти два понятия могут показаться тождественными по своему значению, между ними имеются серьезные различия.

В первую очередь, существенная разница в методике расчета. Так, трудовой стаж учитывает только периоды осуществления трудовой деятельности. Последняя предполагает, по большей части, работу по найму. Страховой учитывает все периоды, в течение которых осуществлялось внесение взносов в пенсионный фонд. В том числе это касается и предпринимательской деятельности.

Во-вторых, страховой используется в качестве одного из критериев для назначения пенсии. Упоминания о трудовом в действующем законодательстве фрагментарны. Он не учитывается при назначении пенсионного обеспечения. По своей сути трудовой стаж представляет собой некую форму правового рудимента.

Ранее в законодательстве существовало такое понятие, как «непрерывный трудовой стаж». Под ним следовало понимать периоды постоянной работы без значительных перерывов, связанных с увольнением. От него непосредственно зависел размер получаемого пособия по временной нетрудоспособности. Однако он был отменен еще в 2006 году как противоречащий Основному Закону страны, поэтому в данный период времени не используется при расчетах.

Несмотря на схожесть определений, существует принципиальные отличия между трудовым и страховым видами стажа. Первый практически не находит применения в нынешних условиях, в то время как величина второго является важным критерием для назначения пенсионного обеспечения.

Полезное видео

Еще немного информации о страховом стаже и о тонкостях его расчета:

Страховой стаж и его роль в расчете трудовой пенсии по старости

  • Страховой стаж и его роль в расчете трудовой пенсии по старости
  • В страховой стаж включаются (засчитываются):
  • При подсчете страхового стажа подтверждаются:
  • Все страницы

Что такое страховой стаж


При расчете пенсии или говоря по другому при определении страховой части трудовой пенсии по старости важное значение имеет страховой стаж, определяемый как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на

территории Российской Федерации лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. Перечень сезонных отраслей промышленности утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года № 498. В него вошли:

  • лесное хозяйство (лесоразведение и лесовосстановление, в том числе подготовка почвы, посев и посадка леса, уход за лесными культурами, работы в лесных питомниках и полевые лесоустроительные работы);
  • лесозаготовительная промышленность (добыча живицы, барраса, пневого осмола и еловой серки);
  • лесосплав (сброс древесины в воду, первичный и плотовый лесосплав, сортировка на воде, сплотка и выкатка древесины из воды, погрузка (выгрузка) древесины на суда);
  • маслосыродельная и молочная промышленность (сезонные работы в организациях по производству молочной продукции и в специализированных организациях по производству молочных консервов);
  • мясная промышленность (сезонные работы в организациях по производству мясных продуктов, переработке птицы и по производству мясных консервов);
  • плодоовощная промышленность (сезонные работы в организациях по производству плодоовощных консервов).
  • рыбная промышленность (сезонные работы в организациях по улову рыбы, добыче китов, морского зверя, морепродуктов и переработке этого сырья, в рыбокулинарных, консервных, рыбомучных, жиромучных организациях и холодильниках рыбной промышленности, в аэроразведке);
  • сахарная промышленность (сезонные работы в организациях по производству сахара-песка и сахара-рафинада);
  • торфяная промышленность (болотно-подготовительные работы, добыча, сушка и уборка торфа, ремонт и обслуживание технологического оборудования в полевых условиях);

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий

В страховой стаж включаются (засчитываются):
  1. периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются - застрахованные лица);
  2. периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
  3. иные периоды:
  • период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания этими лицами наказания в местах лишения свободы и в ссылке;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, чем настоящие, применяются правила международного договора Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа подтверждаются:

1. периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее именуется - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

2. периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее именуется - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее именуются - страховые взносы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний.

К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами:

  1. взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
  2. единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством, выданным территориальными налоговыми органами.
  3. единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов;
  4. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

Застрахованные лица, освобожденные в соответствии с законодательством Российской Федерации от уплаты взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса), единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее именуются - обязательные платежи), в случае, когда настоящими Правилами предусматривается представление документа об обязательных платежах, вместо этого документа представляют документ об освобождении их от уплаты соответствующих видов обязательных платежей (с указанием периода освобождения), выдаваемый теми же органами (учреждениями) и в том же порядке, который установлен для выдачи документа об уплате обязательных платежей.

Читайте также: