Трудовые отношения в пенсионном фонде рф

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

- средства из федерального бюджета РФ;

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Назначение и выплата пенсий;

Ведение учета средств, поступающих на счета;

Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

Взаимодействие со страхователями и работодателями;

Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

Оформление и выдача материнских сертификатов;

Выплата средств материнского капитала;

Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

Подать заявление на получение пенсии.

Выбрать способ получения пенсии.

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".


Продолжение статьи о том, как не ошибиться, если у вас работают сотрудники этих категорий.

Работающему пенсионеру компания обязана по его заявлению предоставить ему отпуск без сохранения зарплаты продолжительностью до 14 календарных дней в году (ч. 2 ст.128 ТК РФ).

Работник имеет право ежегодно брать два дня для диспансеризации. На это время за работником сохраняют место работы и средний заработок. Дни освобождения работник должен согласовать с работодателем. После чего достаточно письменного заявления (ч.2 ст.185.1 ТК РФ).

Работающий пенсионер имеет право по-прежнему получать пенсию. Однако страховую пенсию и фиксированную выплату к пенсии ему уже выплачивают без учета плановых индексаций (ст.26.1 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ и ст.7 Закона от 29.12.2015 г. № 385-ФЗ).

Рассмотрим гарантии, о которых не должен забывать работодатель, у которых работают работники-пенсионеры и (или) работники предпенсионного возраста.

1. Работодатель не вправе отказать в работе или уволить работника на основании того, что он достиг предпенсионного возраста. Мера ответственности — штраф в размере 200 000 рублей, зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев. Суд может назначить работодателю наказание в виде обязательных работ на срок до 360 часов (ст.144.1 УК РФ).

2. Работник предпенсионного возраста может ежегодно использовать два дня для прохождения диспансеризации с сохранением место работы и среднего заработка. Дни прохождения диспансеризации работник должен согласовать с работодателем (ч.2 ст.185.1 ТК РФ).

3. Работник, достигший пенсионного возраста, вправе уволиться без двухнедельной отработки (ч.3 ст.80 ТК РФ, пп. «б» п.22 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 г. № 2). Работник, достигший пенсионного возраста, вправе уволиться по собственному желанию и не указывать причину увольнения в своем заявлении.

4. Пенсионеры и предпенсионеры могут получить вычет по земельному налогу на 6 соток, но льгота действует только в отношении одного земельного участка (пп.9 п.5 ст.391 НК РФ).

5. Пенсионеры и предпенсионеры имеют льготу по налогу на имущество. При этом налоговые льготы по имущественным налогам, которые раньше были положены только пенсионерам, начиная с налогового периода 2019 года, будут предоставляться не после выхода на пенсию, а после достижения возраста, который считался пенсионным на конец 2018 года (пп.10.1 п.1 ст.407 НК РФ).

— налоговая льгота (т.е. можно не платить налог на имущество) предоставляется в соответствии с п.4 ст.407 НК РФ в отношении одного объекта налогообложения каждого вида:

— жилой дом или часть жилого дома;

— квартира, часть квартиры или комната;

— гараж или машино-место;

— хозяйственное строение или сооружение, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, одно специально оборудованное помещение или сооружение, указанные в пп.14 п.1 ст.407 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 25.07.2019 г. №БС-2-21/940@). Вычет предоставляется пенсионерам и предпенсионерам, если они не использует имущество в предпринимательских целях.

6. Повышенные размеры пособий по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. Пособие может достигать размера до 11 280 рублей. Эти деньги выплачиваются из бюджета (Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 г. № 1375, ст. 34.2 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1).

7. Право на получение предпенсионерами алиментов. Женщины в возрасте 55 лет и мужчины в возрасте 60 лет вправе потребовать выплаты алиментов на свое содержание (п.8 ст.169 СК РФ). Предпенсионер вправе взыскать алименты с детей, бывшего супруга, внуков, братьев, сестер, пасынка или падчерицы, размер которых устанавливают либо в соглашении об уплате алиментов либо их определяет суд.

Отчеты о численности сотрудников предпенсионного возраста

Ранее сведения о работодателе и численности сотрудников предпенсионного возраста предоставлялись работодателями в центр занятости ежеквартально, начиная с отчета за девять месяцев 2018 года. Но санкций за непредоставление работодателем таких сведений не было.

Начиная с 2019 года, отчет для работодателя о численности сотрудников предпенсионного возраста отменен (Письма Роструда РФ от 22.02.2019 г. № 614-ТЗ и от 15.11.2018 г. № 4453-ТЗ).

Теперь отчет о сотрудниках предпенсионного возраста предоставляют сами центры занятости (Письмо Роструда РФ от 25.07.2018 г. № 858-ПР).

Соглашение работодателя с ПФР о предпенсионерах

К работодателям крупных компаний начали приходить письма из ПФР с предложением заключить Соглашение об информационном взаимодействии. Согласно ч.11 ст.10 Закон № 350-ФЗ, обмен информацией между органами ПФР и работодателями, в целях предоставления гражданам предпенсионного возраста, состоящим с работодателями в трудовых отношениях, льгот, предусмотренных трудовым законодательством РФ, может осуществляться с письменного согласия таких граждан в электронной форме на основании соглашений, заключенных между территориальными органами ПФР и работодателями.

Предметом данного Соглашения является предоставление органом ПФР, по запросу работодателя, сведений о работниках предпенсионного возраста и получателях пенсии в электронной форме с использованием телекоммуникационных каналов связи. Информация будет представляться на основании имеющихся в распоряжении ПФР сведений — данных индивидуального лицевого счета гражданина и федеральной базы данных пенсионеров.

Передача информации по телекоммуникационным каналам связи освободит работающих граждан предпенсионного возраста от необходимости посещать территориальные органы ПФР для получения подтверждающих справок и документов. Заключать подобное Соглашение и получать данные в ПФР выгодно для работодателей, у которых работает много работников предпенсионного возраста.

Если работодатель согласится взаимодействовать с ПФР, то он будет предоставлять электронные сведения на своих работников предпенсионного возраста (так называемый макет пенсионного дела).

За отказ от взаимодействия с ПФР по предоставлению макета пенсионного дела привлечь компанию к ответственности нельзя.

На сегодняшний день — это только инициатива ПФР, которая законодательно не закреплена, направленная на формирование пакета документов, необходимых для правильного назначения пенсии и предоставления льгот.


Пенсионный фонд РФ был организован согласно Постановлению ВС РСФСР, это произошло в 1990 году. Целью его формирования выступает управление пенсионными отчислениями, а также реализация социального обеспечения.

Если брать во внимание период с 2000-х г.г., то зарплата в ПФР постепенно повышалась. В частности, с 2000 года за пять последующих лет произошло увеличение окладов в 15 раз. Самым трудным в этом направлении был 2014 год: доходов от нефти было совсем немного, оплата труда почти не индексировалась. Зарплата в пенсионном фонде зависит от местонахождения государственного органа.

Внутри ПФР также различные оклады. Из персонала самый высокооплачиваемый работник – это начальник отдела по работе с посетителями: его средняя зарплата составляет 29000 рублей. Оклад 28000 рублей предусмотрен для таких специалистов, как эксперты экономического, юридического отдела. Оклад от 20000 рублей имеют эксперты, программисты и инспекторы. Минимальный оклад положен специалистам. В 2018 году в ПФР произошли сокращения в целях оптимизации деятельности организации. В частности, штат уменьшился на 10 процентов от общей численности, что позволило государству провести повышение зарплаты в ПФР. Она и будет повышаться, но изменения в работе фонда будут также продолжаться. В среднем, сокращения планируется продолжить до 2020 года.

Работа в Пенсионном фонде РФ

ПФР был создан 29 лет назад. Он считается финансово-кредитным учреждением, несущим ответственность за формирование социальных выплат населению. Сюда включена не только пенсия, но и дотации, пособия.

Работа в ПФР складывается из нескольких направлений деятельности его сотрудников:

  • формирование, выплата пенсионного обеспечения по возрастному показателю и выслуге;
  • контроль над переводом страховых взносов в часть пенсии за каждого из граждан;
  • социальные выплаты в форме пособий гражданам или членам их семей;
  • оформление и выплата материнского капитала;
  • доплата к социальным пенсиям.

Работники фонда не относятся к бюджетникам. Соответственно, они получают вознаграждение за счет средств ПФР.


Статус организации: как финансируется

Постановлением N442-1 от 1990 года был установлен правовой статус ПФР. Это финансово-кредитное учреждение, работающее в точном соответствии с законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР». ПФР подотчетен главе российского Правительства.

ПФР является внебюджетным фондом и финансируется из собственных средств.

Организационно-штатная структура

ПФР и органы, находящиеся в подчинении, составляют единую систему, имеющую несколько уровней:

  • федеральный – ПФР (правление фонда, исполнительная дирекция);
  • округа в РФ на федеральном уровне;
  • субъекты – территориальные отделения фонда в регионах;
  • управления ПФР в населенных пунктах, или местный уровень.

Штатная структура ПФР:


Каждый из уровней организации отвечает за исполнение конкретных функций.

Специальности и занимаемые должности

Структура довольно разветвленная:

  • Аппарат при руководстве фонда (помощник, советник Председателя Правления ПФР).
  • Исполнительная дирекция ПФР (начальник департамента, зам. нач. департамента, начальник отдела в составе Департамента, Управления, его зам, советник, ведущий консультант, консультант, эксперт).
  • Должности в Исполнительной дирекции ПФР: административно-хозяйственный департамент, департамент обеспечения безопасности, правовой политики, а также отдел контроля по договорной деятельности.
  • Управление, занимающееся кадровой политикой (эксперт, специалисты).
  • ПФР в федеральных округах (организация и контроль систем безопасности, специалисты: ведущий и старший).
  • Департамент закупок (специалисты: ведущий и старший).

Ревизионная комиссия ПФР:

  • председатель;
  • заместитель;
  • начальник отдела, зам;
  • консультанты;
  • контролер-ревизор;
  • секретарь.

Органы ПФР по территории:

  • управляющий;
  • зам. управляющего;
  • главный бухгалтер;
  • зам. бухгалтера;
  • начальник Главного Управления ПФР, управления, отдела, центра;
  • заместитель главного бухгалтера управления, отдела, центра;
  • начальник Управления, отдела, центра в составе отделения ПФР;
  • заместитель начальника Управления;
  • помощник Управляющего по отделению ПФР;
  • контролер-ревизор (главный, старший);
  • главный эксперт.

Территориальный орган ПФР (межрегиональный):

  • директор;
  • зам. директора;
  • главный бухгалтер – начальник Управления;
  • зам. бухгалтера;
  • начальник отдела, управления;
  • заместители;
  • ведущий консультант;
  • консультант.

Это основные должности в ПФР.


Статус сотрудников: относятся ли к госслужбе

N79-ФЗ от 2004 года определяет критерии принадлежности граждан к госслужащим, бюджетникам. Заработную плату сотрудники ПФР получают не из бюджета, им начисляют деньги из средств фонда. Так как им не платит государство, соответственно, они не являются госслужащими.

Обязаны ли декларировать доходы

Сотрудники ПФР обязаны декларировать доходы. Эта норма закреплена в Указах Президента, а также распространена в Приказах по ПФР от 2011 года N100 и от 2010 года N197.

Условия труда и отдыха: социальные гарантии

Сотрудники ПФР имеют право ежегодно уходить в оплачиваемый отпуск. Его длительность – 36 дней. Также они могут взять отпуск за свой счет по уважительным причинам. Женщинам-сотрудницам ПФР оплачивается декретный отпуск (по беременности и родам) – 140 дней. Он может быть продлен в случае осложненных родов и предоставления в фонд больничного листа. Если кто-то из сотрудников является инвалидом, ему также положены все имеющиеся по закону льготы.

Размеры окладов, тарифные ставки

На примере Москвы и МО:

Размеры ДО сотрудников ПФР по МОСКВЕ и МО (статистика)
категория ДО (рубли) ежемесячно
Отделение Главное управление Управление
Управляющий 5412
Заместитель 4884
Начальник ГУ 4510
Заместитель ГУ 4290
Главный бухгалтер 4290 3630 3410
Начальник управления 4290 4180 4180
3960 3960
Зам бухгалтера 4125 3410 3300
Зам начальника управления 4125 3850 3850
3630 3630
Начальник отдела, руководитель клиентской службы в ГУ и Управлениях 3850 3630 3410
Зам начальника отдела, зам руководителя клиентской службы 3630 3410 3300
Руководитель группы, руководитель клиентской службы в ГУ и управлениях ПФР 3630 3410 3300
Помощник управляющего отделением 3190
Главный специалист-эксперт 2970 2970 2970
Ведущий специалист-эксперт 2750 2750 2750
эксперт 2530 2530 2530
Специалист (старший) 2420 2420 2420
Специалист 2310 2310 2310
1 разряда 2090 2090 2090
2 разряда 1870 1870 1870
3 разряда 1650 1650
Должностные оклады работников, замещающих отдельные должности в контрольно-ревизионном управлении
контролер-ревизор (главный) 3300
контролер-ревизор (старший) 2970
контролер-ревизор 2640

В регионах оклады могут отличаться от столичных.


Надбавки и поощрительные выплаты

Методика начисления на примере центрального ПФР:

  • Каждый месяц сотрудник получает надбавки к окладу за высокую квалификацию – 30%; за трудные условия, специальный режим работы.
  • На надбавки влияет и длительность работы: от 12 месяцев до пяти лет опыта – 10%; от пяти до 10 – 15%; от десяти до 15 – 20%; более 15 лет – 30%.
  • Существуют премии (без установления обязательного размера): по итогам трудовой деятельности конкретного человека; к памятным датам; к присвоению почетного звания; разовые премии.

Также существует материальная помощь (два оклада).

Индексация доходов сотрудников ПФР

Шесть лет назад была создана специальная программа увеличения окладов рабочему штату, из-за чего оклад повысился в три раза в 2014 году. С 2015 по 2016 индексация не осуществлялась из-за тяжелой ситуации в экономике. В 2018 -2020 планируются сокращения в ПФР.

ВАЖНО: Слово «индексация» в статье применяется условно. Так как ПФР не относится к бюджету, его штат не может считаться государственными служащими.

Средняя заработная плата в ПФР в 2018 году

Размер по регионам в усредненном показателе:

Законодательство РФ в отношении пенсионного обеспечения граждан постоянно претерпевает изменения. Вносимые изменения практически всегда воспринимаются очень настороженно, поскольку затрагивают очень многочисленную категорию граждан страны, а особенно вопросы изменения пенсионного законодательства волнуют людей пред пенсионного возраста. Меняются не только правила подсчета размера пенсии, порядок её выплаты, но и порядок оформления и представления документов, необходимых для назначения пенсионного пособия. Предоставление части сведений и документов входит в обязанности работодателя, поэтому кадровик и бухгалтер всегда должны обладать актуальной информацией об изменениях пенсионного законодательства.

В случае, когда речь идет о пенсионном обеспечении, предприятие – работодатель на весь период оформления трудовых отношений с работником выступает в роли страхователя, а работник – застрахованного лица. Основным документом, который регламентирует порядок представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о своих застрахованных лицах, является «Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденная приказом).

В соответствии с которой, работодатель обязан предоставлять сведения о страховом стаже, о заработной плате (доходе), о начисленных и уплаченных страховых взносах и пр.

Согласно Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости полагается женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет. При этом обязательным условием является наличие у них страхового стажа не менее 5 лет.

В ряде случаев граждане имеют право на досрочный выход на пенсию. Такая возможность предоставляется людям, у которых есть периоды работы в особых территориальных условиях или в особых условиях труда. Перечень лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии, а также условия ее назначения приведены в законе «О трудовых пенсиях».

Какие же действия нужно предпринять кадровику или бухгалтеру, если работник предприятия в ближайшее время достигнет пенсионного возраста?
Для подготовки и оформления документов, связанных с пенсионным обеспечением, работник должен обратиться к своему работодателю с заявлением о представлении на него в территориальный орган Пенсионного фонда индивидуальных сведений. Заявление не имеет какой-то обязательной формы, но важно, чтобы работник указал в нем дату, с которой у него возникает право на пенсию (см. образец).


Образец заявления работника на предоставление индивидуальных сведений

И работодатель в течение 10 дней со дня обращения работника представляет сведения об этом лице. Специальные формы по представлению сведений по персонифицированному учету и порядок их применения утверждены Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31 июля 2006 г. № 192п. Ранее сведения подавались по форме СПВ-1, а с вступлением в действие с 30 сентября 2014г. Постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 21.07.2014 № 237П, сведения персонифицированного учета нужно представлять по форме СПВ-2. Форма СПВ-2 передается в территориальный ПФ вместе с описью по форме АДВ-6-1.

Но обращения работника к работодателю с заявлением о предоставлении сведений в Пенсионный фонд недостаточно. Чтобы получать пенсию, работник должен сам обратиться в региональное отделение. Посоветуйте своим работникам делать это как минимум за три месяца до их 60-летия (55-летия), чтобы у фонда было время все проверить, и тогда пенсия будет начислена своевременно со дня достижения соответствующего возраста.

Обычно лишь немногие знают, какие документы нужны для оформления пенсии. Когда достигнут рубеж пенсионного возраста, люди начинают бегать по разным инстанциям и уточнять, когда можно выйти на заслуженный отдых и на какое пособие можно рассчитывать.

Постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19па утвержден Перечень документов, которые должен представить сотрудник в Пенсионный фонд. Среди основных – заявление на получение пенсии, паспорт, копия трудовой книжки, справка о среднемесячном заработке за 2000–2001 годы или за любые 60 месяцев подряд в течение трудовой деятельности до 1 января 2002 года. Более полную информацию о порядке назначения пенсии и перечне документов, необходимых для назначения пенсии в каждом конкретном случае, работник всегда может получить в отделении ПФР по месту жительства.

Такой порядок оформления пенсии действовал до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно которого, за оформлением пенсионного обеспечения могут обращаться как сами граждане, так и вправе это делать работодатель, у которого они трудятся (по их письменному заявлению). Кроме того, в законе говорится о том, что вся информация, необходимая для начисления пенсии может передаваться в электронном виде.

После принятия закона «О страховых пенсиях» территориальное Управление пенсионного фонда РФ обратилось к работодателям Владимирской области с предложением о сотрудничестве по вопросу проведения предварительной работы с лицами, приобретающими право на назначение трудовой пенсии. Что это значит? По словам представителей Пенсионного фонда, полные и достоверные сведения о работнике, представленные работодателем перед оформлением пенсии, избавит работника от необходимости простаивать в очередях и самостоятельно собирать необходимые документы и тем самым назначить пенсию своевременно и в полном объеме. Предполагается, что работодатель в лице кадровика будет заблаговременно представлять в Пенсионный фонд в электронном виде пакет документов для установления работнику пенсии. Понятно, что такого рода работа добавит хлопот кадровикам, кроме того в законе указывается на ответственность работодателя за достоверность представленных сведений. В настоящее время такая обязанность не закреплена за работодателем законодательно, исключительно по письменному соглашению «Об обмене электронными документами в системе электронного документооборота» между ним и территориальным управлением пенсионного фонда, которое предлагают заключить многим работодателям. Заключать или не заключать такое соглашение – решать самим работодателям. Пока это добровольный шаг…

В настоящий момент по сложившейся практике, работник при оформлении пенсионного обеспечения просит кадровика выдать на руки оригинал трудовой книжки, чтобы пойти с ней в Пенсионный фонд для уточнения и подтверждения стажа. Как следует из Письма Роструда от 18 марта 2008 года N 656-6-0 и Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей ответственность за утерю трудовой книжки в случае, если работнику под расписку на короткий срок выдается трудовая книжка, будет нести указанное должностное лицо работодателя, т.е. кадровик. А случаи утери трудовых книжек конечно же были. Законодатели решили разрешить давний спор по данному вопросу и внесли изменения в статью 62 Трудового кодекса РФ, согласно которому работодатель обязан по письменному заявлению работника выдать трудовую книжку в целях оформления обязательного пенсионного обеспечения. Данное изменение вводится Федеральным законом от 21.07.2014г. № 216-ФЗ и вступает в действие с 1 января 2015г. Кроме того, этим же законом страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (попросту СНИЛС) будет «переименовано» в страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Итак, все необходимые документы собраны, представлены в Пенсионный фонд, пенсия рассчитана и наступил момент, когда работник достиг пенсионного возраста. Сразу скажу, что достижение пенсионного возраста работником не является основанием для его увольнения. Такой сотрудник на общих основаниях может продолжать работу. Но если же он решил уволиться в связи с выходом на пенсию, то оформление кадровых документов будет несколько отличаться от обычного увольнения.

Во-первых, увольнение в связи с выходом на пенсию должно произойти именно в тот день, который указан в заявлении работника (образец заявления см. ниже), ни о какой двухнедельной «отработке» не может быть речи. И этим правом работник может воспользоваться только один раз. Если потом пенсионер устроится на работу и впоследствии захочет уволиться в связи с выходом на пенсию, то срок предупреждения об увольнении будет составлять две недели.


Образец заявления работника об увольнении в связи с выходом на пенсию

Во-вторых, учтите, что основанием для увольнения в данном случае будет пункт 3 части первой статьи 77 ТК РФ (собственное желание), но и в приказе об увольнении и в трудовой книжке нужно будет указать, что работник увольняется в связи с выходом на пенсию.


Образец записи в трудовую книжку об увольнении в связи с выходом на пенсию

Хочу отметить, что работник, достигший пенсионного возраста, может уволиться по собственному желанию, не указывая в заявлении «в связи с выходом на пенсию». Тогда увольнение оформляется на общих основаниях, в том числе это касается и сроков предупреждения.

Услуги Правовой защиты


С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

С 1 января 2015 г. вопросы пенсионного обеспечения абсолютного большинства граждан нашей страны будут регулироваться Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), который придет на смену действующему в настоящее время Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Новый пенсионный закон не только вводит иную пенсионную формулу (это тема для отдельного обстоятельного разговора), но и содержит ряд других важных нововведений. Подробнее об изменениях читайте в комментарии Чиркова С.А., начальника Департамента организации, назначения и выплаты пенсий ПФР, к.ю.н.

  • Изменения в порядке обращения за пенсией
  • Электронное взаимодействие между ПФР и работодателем
  • Порядок подачи документов работодателем для назначения пенсии
  • Подача документов через доверенное лицо
  • Преимущества взаимодействия страхователей и ПФР в части назначения пенсий

Изменения в порядке обращения за пенсией

В Законе № 400-ФЗ сохранено известное всем правило: граждане самостоятельно обращаются с заявлениями об установлении, о выплате и доставке пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Вместе с тем часть 3 статьи 21 Закона № 400-ФЗ содержит важную новеллу в части порядка обращения за пенсией, а именно устанавливает, что работодатель вправе обращаться за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия.

Нельзя не отметить, что данная новелла как раз тот самый случай, когда все новое – это хорошо забытое старое. Напомним, что в не столь уж давние советские времена будущие пенсионеры обращались за оформлением пенсии в администрацию организации по месту последней работы, которая совместно с местным комитетом профсоюза была обязана подготовить документы и представить их в определенный срок в отдел социального обеспечения. Действовали две формы представления администрации и профкома: первая – для представления к назначению пенсии по старости и инвалидности, вторая – для представления к назначению пенсии по случаю потери кормильца [1] . Так что традиции взаимодействия и сотрудничества работодателей и органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, в части оформления пенсий достаточно богаты. Взаимодействие есть и сейчас и для него также имеются все необходимые основания.

Поэтому сегодня хотелось бы рассказать читателям об очень важной совместной работе Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР или Фонд) и работодателей, направленной на улучшение обслуживания граждан при установлении им пенсий.

Электронное взаимодействие между ПФР и работодателем

Фонд – один из крупнейших государственных институтов, к сфере ведения которого относятся, пожалуй, самые социально значимые услуги, в первую очередь, по установлению и выплате пенсий и иных выплат, имеющих пенсионный характер. Исключительная важность пенсионного обеспечения для нетрудоспособных лиц обусловлена тем, что пенсия, как правило, является единственным источником их дохода. Поэтому качественное и эффективное предоставление названных услуг всегда будет являться приоритетной задачей Фонда. От успешного выполнения данной задачи зависит, как бы громко на первый взгляд это не звучало, и социальная стабильность в обществе, и уровень доверия населения нашей страны к власти.

Не секрет, что пенсионное будущее гражданина во многом зависит от действий работодателя. Это, по нашему мнению, касается как исполнения страхователем установленных законодательством обязанностей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц в территориальные органы ПФР, так и оказания работникам содействия в оформлении пакета документов, необходимых для назначения пенсии.

В этой связи Фондом осуществляется работа по организации электронного взаимодействия территориальных органов ПФР с работодателями по представлению на граждан, состоящих с ними в трудовых отношениях, документов для назначения пенсии.

Данное взаимодействие осуществляется Фондом в рамках проведения так называемой заблаговременной работы – комплекса мер по обеспечению полноты и достоверности сведений о пенсионных правах застрахованных лиц, учтенных в территориальных органах ПФР и необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий.

Страхователь может быть надежным партнером ПФР в деле улучшения качества обслуживания граждан при осуществлении пенсионного обеспечения.

В чем состоит суть предлагаемой работы?

Если совсем коротко, то в достижении договоренности территориального органа Фонда со страхователями о представлении ими в электронном виде в органы ПФР документов, необходимых для назначения пенсии работающим у них гражданам, по защищенным каналам связи, для их обработки, правовой оценки и, в конечном счете, формирования макетов электронных выплатных дел соответствующих правомочных лиц.

В Пенсионном фонде России под макетом электронного выплатного дела понимается электронное выплатное дело до принятия территориальным органом ПФР решения об установлении пенсии и (иной) выплаты, в том числе сформированное территориальным органом ПФР в целях организации заблаговременной работы в отношении лиц, выходящих на пенсию.

Здесь сразу возникает вопрос, а по каким каналам связи следует представлять указанные документы, не потребуется ли организация работодателем какого-либо дополнительного источника обмена данными с Фондом? Отвечаем – нет, поскольку уже все создано и в этих целях можно использовать защищенные каналы связи и программные средства, которые эксплуатируются при передаче страхователями в орган ПФР отчетности по уплате страховых взносов и представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета на работающих у них застрахованных лиц (так называемый бесконтактный способ представления отчетности в ПФР).

Напомним, что на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» представлять сведения на 50 и более работающих застрахованных лиц, включая заключивших договоры гражданско-правового характера, нужно в электронной форме. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 50 работающих у него граждан. Теперь это общепринятая практика, которая охватывает большинство работодателей.

При таком подходе решаются вопросы, связанные с допуском работодателей в систему электронного документооборота ПФР, обеспечением защиты персональных данных при передаче информации, использованием электронной подписи, признанием равнозначности электронных документов, подписанных в установленном порядке участниками электронного информационного взаимодействия, и документов на бумажном носителе, подписанными собственноручной подписью и заверенным печатью организации.

Порядок подачи документов работодателем для назначения пенсии

Для организации работы по представлению документов для назначения пенсии между органом ПФР и работодателем заключается соответствующее соглашение (это может быть и дополнение к действующему соглашению об обмене электронными документами при представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета и расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование), а также согласовывается порядок (регламент) рассматриваемого электронного информационного взаимодействия.

Страхователь может представлять не только документы, предъявляемые гражданином при заключении трудового договора и поэтому имеющиеся в распоряжении кадровой службы предприятия (паспорт, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, трудовая книжка и др. [1]), но и иные документы, предусмотренные действующим законодательством для назначения того или иного вида пенсии [2], например, свидетельство о рождении ребенка или свидетельство о браке. Вообще, как мы понимаем, это идеальный случай, когда страхователь оказывает максимально возможное содействие своему работнику в подготовке требуемых документов.

Необходимые документы целесообразно представлять в сроки, согласованные с территориальным органом ПФР, но не позднее, чем за девять месяцев до возникновения права на пенсию, в соответствии со списком работников, выходящих на пенсию в ближайшие 12 месяцев, в виде электронных образов документов, подписанных электронной подписью уполномоченного сотрудника страхователя, по телекоммуникационным каналам связи.

Оптимально, когда страхователи формируют электронные образы документов, необходимых для назначения пенсии, на каждое застрахованное лицо в отдельный пакет документов с указанием его инициалов (ФИО) и адреса регистрации. Документы сканируются в расширении 300 точек на дюйм (300 dpi), в цветном изображении. Каждый документ целесообразно сканировать отдельно. На каждое застрахованное лицо к каждому пакету документов прилагается реестр направляемых документов. Каждый документ, содержащийся в пакете документов, подписывается электронной подписью уполномоченного сотрудника страхователя.

Исключительно важно, что работодатель представляет документы только с согласия заинтересованного лица, что обуславливается требованиями нормативных правовых актов по защите персональных данных, а также основано на волевом, сознательном характере пенсионных правоотношений и заявительном принципе обращения за пенсией. Здесь отметим, что Законом № 400-ФЗ в отношении граждан, добровольно отложивших выход на пенсию, предусмотрены достаточно серьезные бонусы, направленные на увеличение размера пенсии таких лиц.

Страхователи могут представлять в изложенном порядке и документы, направленные на повышение результативности заблаговременной работы в отношении застрахованных лиц, выходящих на пенсию, к примеру, списки работников – будущих пенсионеров, а также перечни рабочих мест, профессий, должностей, занятость в которых дает гражданам право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Обратим внимание, что документы, направленные работодателем в территориальный орган ПФР в изложенном порядке, подлежат обязательной обработке и регистрации. Специалисты территориальных органов ПФР, ответственные за проведение заблаговременной работы, при получении электронных документов формируют расписку о получении, подписывают ее электронной подписью и направляют страхователю по каналам связи. О недостающих документах страхователю направляется уведомление.

Подача документов через доверенное лицо

Допустим, между территориальным органом ПФР и работодателем заключено соглашение о представлении в электронном виде документов для назначения пенсии. В этом случае, на наш взгляд, логично организовать работу таким образом, чтобы при наступлении срока, определенного для обращения за пенсией, заявление и требуемые документы также мог подать в территориальный орган Фонда уполномоченный сотрудник страхователя, то есть обеспечить обращение за пенсией уже фактически известных Фонду граждан через доверенное лицо (на основании доверенности застрахованного лица на представление его интересов в территориальном органе ПФР). На этом вопросе остановимся чуть подробнее.

Согласно пункту 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Изложенное положение еще раз повторяется и конкретизируется в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2011 г. № 1521н. На основании пункта 4 указанного нормативного правового акта гражданин может воспользоваться государственной услугой через законного представителя (родителей, усыновителей, опекунов и попечителей) и представителя организаций, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также через доверенных лиц (лица, которые на основании доверенности уполномочены гражданином обращаться в территориальный орган ПФР за предоставлением государственной услуги).

Исходя из понятия доверенности, закрепленного в статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Важно, что истребование нотариальной формы доверенности, выдаваемой одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами, допускается в случаях, установленных законом. При этом действующим законодательством Российской Федерации необходимость представления нотариально удостоверенной доверенности при подаче заявления о назначении пенсии представителем гражданина не предусмотрена.

Тем самым гражданин вправе выдать доверенность на представление его интересов в территориальном органе ПФР при подаче заявления о назначении пенсии другому физическому лицу. В доверенности должны быть оформлены все полномочия на совершение действий по представлению заявления о назначении пенсии и прилагаемых к нему необходимых документов. В частности, указываются паспортные данные доверителя и доверенного лица, дата совершения доверенности, предоставляемые полномочия, конкретный перечень действий по осуществлению данного поручения, срок действия доверенности. К примеру, доверенное лицо может представлять заявление доверителя о назначении пенсии по старости и его документы, а также получать расписку-уведомление о приеме документов в территориальном органе ПФР и пенсионное удостоверение. Естественно, что доверенным лицом может быть и представитель работодателя. Здесь также обратим внимание, что в соответствии с пунктом 7 указанных выше Правил заявление о назначении пенсии и требуемые документы могут представляться в территориальный орган ПФР не ранее чем за месяц до наступления пенсионного возраста.

Преимущества взаимодействия страхователей и ПФР в части назначения пенсий

Плюсы рассматриваемого взаимодействия с точки зрения интересов граждан и назначения им пенсий в кратчайшие сроки очевидны. Предпосылки к организации электронного сотрудничества также имеются. К ним можно отнести наличие и успешную эксплуатацию защищенного электронного документооборота ПФР, участниками которого является большинство страхователей, а также правовую и техническую возможность ведения пенсионных (выплатных) дел в электронной форме.

Конечно, можно сказать, что, в отличие от советского времени, у работодателя такой обязанности не существует, а в Законе № 400-ФЗ говорится только о его праве обратиться за пенсией собственных сотрудников, и поэтому усердствовать в части организации электронного взаимодействия с Фондом не надо. Вместе с тем полагаем, что организация электронного взаимодействия по представлению документов для назначения пенсий положительно скажется на имидже любой компании, выгодно обратит внимание на ее социальную ответственность. Кроме того, следует помнить, что работодатель вынужден отпускать, часто в рабочее время, своих сотрудников, приближающихся к пенсионному возрасту, для сбора и подачи документов на пенсию, в связи с чем несет издержки.

Надо отметить, что имеющийся опыт показывает, что многие страхователи, сознавая важность предлагаемого взаимодействия для своих работников, охотно участвуют в этом проекте. По состоянию на 1 сентября 2014 г. количество страхователей, с которыми достигнута договоренность о рассмотренном электронном взаимодействии, превысило 240 тысяч.

В ряде субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти, заинтересованные в высоком качестве предоставления государственных услуг на их территории, поддерживают такие инициативы не только морально, но и путем принятия нормативных актов.

Так, на Белгородчине принято распоряжение Правительства Белгородской области от 21 января 2013 г. № 27-рп «О дополнительных мерах по взаимодействию территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области со страхователями», согласно которому организациям всех форм собственности рекомендовано обеспечить направление в территориальные органы ПФР сканированных образов документов застрахованных лиц за 12 месяцев до даты наступления права на пенсию и заключить соответствующие дополнения к соглашениям об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи.

В Татарстане действует постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 мая 2013 г. № 330 «Об организации подготовительной работы по назначению пенсий в электронной форме». Данным постановлением утвержден Регламент информационного взаимодействия по подготовке электронных образов документов для назначения пенсий. При этом исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан и подведомственным им организациям предписано обеспечить представление в территориальные органы Отделения ПФР по Республике Татарстан электронных образов документов работающих граждан за один год до возникновения права на пенсию, а руководителям иных предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности предложено организовать данную работу.

На федеральном уровне Пенсионный фонд России договаривается об электронном взаимодействии с крупными страхователями, имеющими развитую региональную сеть своих представительств. Например, в субъекты Российской Федерации направлено совместное письмо ПФР и ОАО «РЖД» от 21 августа 2013 г. с рекомендациями провести рабочие встречи представителей служб управления персоналом ОАО «РЖД» и территориальных органов ПФР и, по мере готовности, организовать информационное взаимодействие с учетом положений согласованного сторонами Примерного порядка организации электронного информационного взаимодействия территориальных органов ПФР с подразделениями ОАО «РЖД» по представлению документов, необходимых для назначения пенсии. Аналогичный документ действует в отношениях между ПФР и ОАО «Газпромбанк».

В заключение выразим надежду, особенно принимая во внимание часть 3 статьи 21 Закона № 400-ФЗ, закрепившую право работодателя обращаться за пенсией лицам, состоящих с ним в трудовых отношениях, что к рассмотренной в настоящей статье системе электронного информационного взаимодействия будет присоединяться все больше и больше страхователей. Пенсионный фонд России полностью открыт для работы на данном направлении и приглашает к взаимовыгодному сотрудничеству всех социально ответственных и неравнодушных работодателей.

Читайте также: