Трудовые отношения в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты

Утверждение локальных нормативных актов
Документы, необходимые для назначения пенсии


Прежде чем рассматривать конкретные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, необходимо в общем виде представить себе систему законодательных актов, действующих в данной сфере, и основные вопросы, которые ими регулируются.

Основные законодательные акты, регламентирующие пенсионное обеспечение в Российской Федерации:

1) Конституция Российской Федерации (действующая редакция на 01.01.2009) — в редакции Указов Президента Российской Федерации от 09.01.1996 N 20, от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841, Федеральных конституционных законов от 25.03.2004 N 1-ФКЗ, от 14.10.2005 N 6-ФКЗ, от 12.07.2006 N 2-ФКЗ, от 30.12.2006 N 6-ФКЗ, от 21.07.2007 N 5-ФКЗ, Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ;

2) Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ);

3) Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ);

4) Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон N 166-ФЗ);

5) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ);

6) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ);

7) Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон N 4468-1);

8) Федеральный закон от 06.03.2001 N 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» (далее — Закон N 21-ФЗ);

9) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ);

10) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон N 165-ФЗ);

11) Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ « О негосударственных пенсионных фондах » (далее — Закон N 75-ФЗ);

12) Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее — Закон N 111-ФЗ).

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Законом N 167-ФЗ устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного Закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии .

Действие Закона N 27-ФЗ распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, к ним относятся:

1) физические лица — граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность;

2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам.

Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан. Основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Законом N 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

1) федеральным государственным служащим;

3) участникам Великой Отечественной войны;

4) гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) нетрудоспособным гражданам.

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия.

Статья 1 Закона N 4468-1 устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия.

К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств:

1) в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

2) по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

3) офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

4) рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

5) в государственной противопожарной службе;

6) в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

7) в органах уголовно-исполнительной системы.

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Закон N 21-ФЗ устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и выезжающих за ее пределы.

Закон N 173-ФЗ устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии.

Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

1) наступление инвалидности;

2) определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Закон N 165-ФЗ дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности.

К страховым случаям в соответствии с указанным правовым актом относятся:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Закон N 75-ФЗ регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Закон N 111-ФЗ регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

НК РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

ТК РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.

Социальная защита - это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

пенсионеры, в том числе одинокие;

инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

граждане, не имеющие постоянного места проживания;

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

проведение мероприятий по социальному обеспечению;

предоставление услуг по социальному страхованию;

оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование

Социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

Меры по преодолению безработицы;

Поддержка многодетных семей;

Выплата пособий на детей;

Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

Доступное здравоохранение и образование;

Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

Добровольное социальное страхование;

Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

бесплатное медицинское обслуживание;

предоставление санаторно-курортного лечения;

социальная помощь семьям, имеющим детей;

обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Выводы

Социальная защита - это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита - это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".







Из основополагающих международно-правовых документов термины «социальное обеспечение», «социальная защита», «социальное страхование», «социальная помощь» и т.п. прочно вошли в обиход сегодняшней российской действительности. Развитие законодательства о социальном обеспечении требует разграничения и легального определения этих основополагающих понятий, поскольку в настоящее время они размыты, в них зачастую вкладывается разный смысл, в том числе и законодателем, что вызывает сложности в законотворчестве и в правоприменительной практике, а также в теоретической разработке проблем социального обеспечения. Произвести с должной степенью определенности разграничение этих понятий, а также установить их соотношение друг с другом - задача весьма непростая.

Если исходить из анализа конституционных норм, социальная защита - более широкое понятие, чем социальное обеспечение, и полностью включает в себя последнее (см. пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Согласно статье 7 Конституции социальная защита охватывает охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, систему социальных служб и др. Еще более широко как в отношении различных категорий населения, так и в отношении мер их поддержки используется это понятие в текущем законодательстве. Законодатель говорит о социальной защите применительно к определенным социальным группам, нуждающимся в его повышенном внимании в силу причин самого разного плана. К ним отнесены не только граждане, традиционно охватываемые сферой социального обеспечения, например, инвалиды и лица пенсионного возраста, но и другие категории населения, в том числе полностью трудоспособные и имеющие доходы от своей профессиональной деятельности, например, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, судьи, участники войн, ликвидации последствий стихийных или техногенных катастроф и лица, пострадавшие от таких событий, беженцы, жертвы насилия в семье и др.

Поскольку регулирование отношений по предоставлению социальной защиты является предметом разных отраслей законодательства, представляется неправомерным применительно к законодательству о социальном обеспечении использовать понятие социальной защиты как равнозначное ему. В свое время только переименование Министерства социального обеспечения в Министерство социальной защиты населения привело, с одной стороны, к размыванию понятия и границ социального обеспечения, а с другой - к снижению внимания к тем компонентам социальной защиты граждан, которые не связаны напрямую с социальным обеспечением, например, к профилактике детской безнадзорности и преступности.

Понятие «социальное обеспечение» включает, прежде всего, выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определенных социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни. Согласно Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г. № 102 - это медицинская помощь и пособие по болезни, денежные выплаты (пенсии или пособия) в случаях безработицы, старости, инвалидности, потери кормильца, трудового увечья или профессионального заболевания, беременности и родов, а также семейные пособия.

Неотъемлемой частью социального обеспечения является предоставление нетрудоспособным, нуждающимся в этом гражданам, социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода льгот и преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Чтобы располагать необходимыми денежными средствами для финансирования социального обеспечения работников и их семей, государство традиционно использует институт социального страхования - основной подсистемы в системе социального обеспечения. Как показывают зарубежный опыт и практика Российской Федерации, это наиболее рациональная и оптимальная форма социального обеспечения работников при наступлении социальных страховых рисков, поскольку, с одной стороны, позволяет не включать необходимые для этого средства в состав текущей заработной платы, а с другой - дает возможность распределять собранные средства между теми застрахованными, кому они необходимы сегодня, причем своевременно и в достаточном объеме.

В социальном обеспечении нуждаются также и не работавшие ранее граждане, лишившиеся способности к труду или потерявшие кормильца вследствие войн и военных конфликтов, природных, техногенных (в том числе радиационных) катастроф, незаконных политических репрессий. Материальная поддержка необходима детям, в том числе лишенным попечения родителей, малообеспеченным семьям и лицам, одиноким нетрудоспособным гражданам, которые не были застрахованы. Поэтому параллельно с системой социального страхования развивалась и та часть социального обеспечения, которая финансируется непосредственно из государственного бюджета. В теоретическом и практическом плане эту часть социального обеспечения можно разделить на несколько подсистем: 1) обеспечение лиц из числа военнослужащих, некоторых других категорий граждан, подлежавших в период своей деятельности обязательному социальному страхованию (и их семей); 2) обеспечение жертв социальных и техногенных катастроф; 3) обеспечение детей и семей с детьми; 4) социальная помощь (попечительство, вспомоществование) лицам, впавшим в нужду, безотносительно к их прошлой занятости.

Специфика отношений по социальному страхованию, ранее входивших в предмет трудового права, а также по социальному обеспечению лиц, не подлежащих социальному страхованию, включавшихся в свое время в предмет административного права, привела в свое время к осознанию социального обеспечения как самостоятельной отрасли законодательства. В 60-70-х годах в СССР была обоснована теоретически и признана законодателем соответствующая новая отрасль - законодательство о социальном обеспечении. Анализ положений действующей Конституции, а также текущего законодательства России свидетельствует о том, что в системе российского законодательства эта самостоятельная отрасль сохраняется.

Вряд ли можно согласиться с мнением, что термин "социальное обеспечение" выходит из обихода.

Право на социальное обеспечение - одно из основных конституционных прав граждан. В главе 2 Конституции Российской Федерации, посвященной правам и свободам человека и гражданина, ему отведена специальная норма - статья 39, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Там же предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, поощряются добровольное социальное страхование/создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Определяющее значение для развития социального законодательства имеет конституционное положение о том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7).

До 1990 г. законодательство о социальном обеспечении было единым для всего СССР. На уровне союзных республик, в том числе и РСФСР, самостоятельно регулировались лишь некоторые второстепенные вопросы этой сферы. С конца 1990 г. в России начался новый этап развития российского законодательства о социальном обеспечении. 20 ноября 1990 г. был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР». В 1993 г. вступил в действие Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей».

В последнее десятилетие в сферу действия права социального обеспечения были включены новые категории граждан и новые виды социальных страховых рисков В этой ситуации законодательная деятельность Государственной Думы в течение всех трех созывов была направлена на урегулирование следующих отношений.


Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется целым рядом законодательных актов. К числу законодательных актов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, относятся:

Конституция Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.

Действие Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, и к ним относятся: физические лица – граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам. Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан, а основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

федеральным государственным служащим;

участникам Великой Отечественной войны;

гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

пенсия за выслугу лет;

пенсия по старости;

пенсия по инвалидности;

Статья 1 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:

лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе;

лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы;

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и выезжающих за пределы Российской Федерации.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

трудовая пенсия по старости;

трудовая пенсия по инвалидности;

трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности. К страховым случаям в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» относятся:

необходимость получения медицинской помощи;

трудовое увечье и профессиональное заболевание;

смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

Налоговый кодекс РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

Трудовой кодекс РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИМПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Структура и содержание программы производственной (преддипломной) практики

Для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Суды общей юрисдикции

1.Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты Изучить: 1.Порядок приема граждан и рассмотрения споров по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, трудовым спорам. 2. Судебную практику Конституционного, Верховного, арбитражного судов в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения, трудовых споров в целях единообразного применения законодательства, с использованием информационных справочно-правовых систем. 3. Различные виды гражданско-процессуальных документовв сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения, трудовых споров. Провести анализ: 1. Практических ситуаций по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, устанавливать признаки правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку, используя периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно-правовые системы. 2.Юридических проблем в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты, трудовых отношений.

-нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность судов общей юрисдикции;

- материалы судебной практики Конституционного, Верховного, арбитражного судов в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения, трудовых споров;

- различные виды гражданско-процессуальных документовв сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения, трудовых споров;

- документы по тематике индивидуального задания.

Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

Порядок приема граждан и рассмотрения споров по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, трудовым спорам.

А)1. Письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного пенсионного страхования, рассматривается органом страховщика в течение одного месяца со дня получения указанного заявления. О принятом решении орган страховщика сообщает заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления.

2. В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым органом страховщика решением спор подлежит разрешению в вышестоящем органе страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Должностные лица, допустившие нарушения в сфере обязательного пенсионного страхования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Б) -определение места института разрешения споров по вопросам социального обеспечения в системе отрасли права социального обеспечения;

-раскрытие основных составляющих понятия спора по вопросам социального обеспечения;

-выявление причин и условий возникновения споров данной категории;

-анализ действующего российского законодательства, регулирующего порядок разрешения споров по вопросам социального обеспечения;

-изучение и обобщение судебной практики по разрешению таких споров;

-получение и анализ статистических и социологических данных, позволяющих реализовать цели исследования.

На защиту выносятся следующие теоретические положения и практические выводы:

1. Понятие спора как системообразующего элемента процессуального правоотношения в праве социального обеспечения.

2. Необходимость комплексного и системного подхода к изучению института разрешения споров по вопросам социального обеспечения.

3. Причины и условия возникновения споров данной категории.

4. Система классификации по различным основаниям споров по вопросам социального обеспечения.

5. Понятие спора по вопросам социального обеспечения как элемента защиты социальных прав.

6. Спор как проявление обратной связи в социальном управлении.

7. Презумпция права граждан на социальное обеспечение.

8. Необходимость ведения правовой статистики по спорам по вопросам социального обеспечения исходя из предложенной классификации споров с учетом причин и условий их возникновения.

9. Понятие спора по социальному обеспечению как элемента социального контроля за реализацией государственной социальной политики.

10. Необходимость улучшения информированности населения о порядке разрешения споров по вопросам социального обеспечения.

11. Предлагается принятие модельного нормативного правового акта, содержащего примерное положение об административной комиссии по рассмотрению споров по вопросам социального обеспечения. Данный акт может быть принят на уровне Правительства Российской Федерации и адресован органам, в чью компетенцию входит рассмотрение жалоб на нарушение прав 1раждан в области социального обеспечения. Указанное положение будет содержать в качестве цели создания и деятельности комиссии рассмотрение споров по вопросам социального обеспечения. В это положение должны быть включены нормы, регулирующие порядок формирования комиссии, стадии административного процесса по рассмотрению и разрешению споров по вопросам социального обеспечения. Примерное положение должно быть принято с учетом особенностей и характера деятельности конкретного органа, в чьи функции входит рассмотрение споров по вопросам социального обеспечения.

12. Необходимость установления максимального срока рассмотрения судами дел по искам, жалобам граждан по вопросам социального обеспечения и заявлениям об установлении фактов, имеющих юридическое значение для социального обеспечения.

13. Для решения задачи компенсации потерь гражданина, вызванных необоснованным отказом в назначении конкретного вида социального обеспечения, предлагается принятие нормы, предусматривающей уплату процентов, начисляемых на стоимостной эквивалент такого вида социального обеспечения, за весь период, когда гражданин был незаконно лишен права на социальное обеспечение.

14. Предлагается освободить граждан - заявителей жалоб и исковых заявлений по вопросам социального обеспечения и заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение для социального обеспечения, от судебных расходов и в первую очередь - от уплаты государственной пошлины. Для этого необходимо внесение соответствующих изменений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине».

15. Учитывая особый стрессовый характер спора по вопросам социального обеспечения, гражданину, участвующему в споре, должно быть, гарантировано предоставление за счет государства помощи психолога, присутствие которого в судебном заседании будет содействовать осуществлению правосудия, так как поможет установить контакт между сторонами процесса и судом.

16. Гражданину при судебном разбирательстве спора по вопросам социального обеспечения государство должно гарантировать участие профессионального защитника - адвоката. При этом обязанность оплаты услуг адвоката не может возлагаться на гражданина - это бремя должно нести государство. Данное правило должно найти свое отражение в нормативном правовом акте, регулирующем деятельность адвокатуры, и ГПК РСФСР.

17. Система социальной работы по месту жительства граждан должна строиться с учетом необходимости юридической и технической помощи в обращении в суд лицам, которые по состоянию здоровья не имеют возможности реализовать свое право на такое обращение самостоятельно.

18. При отмене в порядке, предусмотренном для пересмотра судебных актов, решения суда, исполненного в части предоставления гражданину любого вида социального обеспечения, недопустимо применять

На защиту выносятся следующие теоретические положения и практические выводы

1. Понятие спора как системообразующего элемента процессуального правоотношения в праве социального обеспечения.

2. Необходимость комплексного и системного подхода к изучению института разрешения споров по вопросам социального обеспечения.

3. Причины и условия возникновения споров данной категории.

4. Система классификации по различным основаниям споров по вопросам социального обеспечения.

5. Понятие спора по вопросам социального обеспечения как элемента защиты социальных прав.

6. Спор как проявление обратной связи в социальном управлении.

7. Презумпция права граждан на социальное обеспечение.

8. Необходимость ведения правовой статистики по спорам по вопросам социального обеспечения исходя из предложенной классификации споров с учетом причин и условий их возникновения.

9. Понятие спора по социальному обеспечению как элемента социального контроля за реализацией государственной социальной политики.

10. Необходимость улучшения информированности населения о порядке разрешения споров по вопросам социального обеспечения.

11. Предлагается принятие модельного нормативного правового акта, содержащего примерное положение об административной комиссии по рассмотрению споров по вопросам социального обеспечения. Данный акт может быть принят на уровне Правительства Российской Федерации и адресован органам, в чью компетенцию входит рассмотрение жалоб на нарушение прав 1раждан в области социального обеспечения. Указанное положение будет содержать в качестве цели создания и деятельности комиссии рассмотрение споров по вопросам социального обеспечения. В это положение должны быть включены нормы, регулирующие порядок формирования комиссии, стадии административного процесса по рассмотрению и разрешению споров по вопросам социального обеспечения. Примерное положение должно быть принято с учетом особенностей и характера деятельности конкретного органа, в чьи функции входит рассмотрение споров по вопросам социального обеспечения.

12. Необходимость установления максимального срока рассмотрения судами дел по искам, жалобам граждан по вопросам социального обеспечения и заявлениям об установлении фактов, имеющих юридическое значение для социального обеспечения.

13. Для решения задачи компенсации потерь гражданина, вызванных необоснованным отказом в назначении конкретного вида социального обеспечения, предлагается принятие нормы, предусматривающей уплату

процентов, начисляемых на стоимостной эквивалент такого вида социального обеспечения, за весь период, когда гражданин был незаконно лишен права на социальное обеспечение.

14. Предлагается освободить граждан - заявителей жалоб и исковых заявлений по вопросам социального обеспечения и заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение для социального обеспечения, от судебных расходов и в первую очередь - от уплаты государственной пошлины. Для этого необходимо внесение соответствующих изменений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине».

15. Учитывая особый стрессовый характер спора по вопросам социального обеспечения, гражданину, участвующему в споре, должно быть, гарантировано предоставление за счет государства помощи психолога, присутствие которого в судебном заседании будет содействовать осуществлению правосудия, так как поможет установить контакт между сторонами процесса и судом.

16. Гражданину при судебном разбирательстве спора по вопросам социального обеспечения государство должно гарантировать участие профессионального защитника - адвоката. При этом обязанность оплаты услуг адвоката не может возлагаться на гражданина - это бремя должно нести государство. Данное правило должно найти свое отражение в нормативном правовом акте, регулирующем деятельность адвокатуры, и ГПК РСФСР.

17. Система социальной работы по месту жительства граждан должна строиться с учетом необходимости юридической и технической помощи в обращении в суд лицам, которые по состоянию здоровья не имеют возможности реализовать свое право на такое обращение самостоятельно.

18. При отмене в порядке, предусмотренном для пересмотра судебных актов, решения суда, исполненного в части предоставления гражданину любого вида социального обеспечения, недопустимо применять.

Судебную практику Конституционного, Верховного, арбитражного судов в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения, трудовых споров в целях единообразного применения законодательства, с использованием информационных справочно-правовых систем.

Различные виды гражданско-процессуальных документов в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения, трудовых споров.

Процессуальные документы составляются уполномоченными на то лицами как в досудебных, так и в последующих стадиях уголовного процесса. В стадии предварительного расследования составляются различные виды процессуальных документов, которые условно подразделяют на обязательные (основные) и факультативные (вспомогательные).

К обязательным процессуальным документам принято относить те из них, которые составляются в связи с движением дела, производством следственных действий, фиксацией и закреплением доказательств (постановления, протоколы, обвинительное заключение, обвинительный акт).

В стадии судебного разбирательства обязательно составляются следующие документы: протокол судебного заседания, постановления судьи, определения суда и приговор, в суде присяжных - еще и вердикт коллегии присяжных.

Постановления. Так именуются те процессуальные документы, в которых сформулировано любое, за исключением приговора, решение, принятое судьей единолично, президиумом суда при пересмотре судебных приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу; решение дознавателя, следователя, прокурора, вынесенное при производстве предварительного расследования, кроме обвинительного заключения и обвинительного акта (см. п. 25 ст. 5 УПК).

В стадии предварительного расследования выносятся следующие постановления: о возбуждении уголовного дела; о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству; об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела; о приобщении к делу вещественных доказательств; о признании потерпевшим, гражданским истцом; о привлечении в качестве гражданского ответчика; о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; о применении, изменении, отмене меры пресечения; о привлечении в качестве обвиняемого; о продлении срока следствия и содержания под стражей; об отстранении обвиняемого от должности; о приостановлении и возобновлении производства по уголовному делу; о прекращении уголовного дела и др. (см. приложения 6-10, 16-19, 22-23, 25, 27, 36, 38, 4СМ2, 45, 47, 49-54, 59, 61-66, 73-75, 81-90 к УПК).

Постановления прокурора, следователя, дознавателя, начальника следственного отдела, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в их производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ст. 21 УПК).

Постановление, вынесенное дознавателем, в случаях, когда согласно закону решение может быть принято органом дознания, утверждается начальником органа дознания (ст. 40,41 УПК).

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 526 ;

Читайте также: