Что служит источниками формирования средств пенсионного фонда рф

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

- средства из федерального бюджета РФ;

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Назначение и выплата пенсий;

Ведение учета средств, поступающих на счета;

Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

Взаимодействие со страхователями и работодателями;

Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

Оформление и выдача материнских сертификатов;

Выплата средств материнского капитала;

Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

Подать заявление на получение пенсии.

Выбрать способ получения пенсии.

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

  • Лекции по экономической теории
  • Лекции по бюджетной системе РФ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по экономической безопасности
  • Экономический обзор
  • Спортивный обзор
  • Курьезы

Понятие, функции и источники финансирования Пенсионного фонда РФ


Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованный внебюджетный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение денежных средств в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

К функциям Пенсионного фонда РФ относятся:

— аккумуляция денежных средств фонда на специальном счете;

— финансирование расходов в соответствии с федеральным законом о фонде;

— организация работы по формированию и расходованию денежных средств фонда;

— организация и ведение индивидуально-персонифицированного учета застрахованных лиц;

— участие в разработке и реализации государственных и международных договоров по вопросам пенсионного обеспечения граждан;

— контроль за своевременным и полным поступлением денежных средств, правильным и рациональным их расходованием в соответствии с федеральным законом о фонде.

Источниками финансирования Пенсионного фонда РФ являются:

— страховые взносы работодателей (организаций, предприятий);

— страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

— страховые взносы других категорий работающих граждан РФ;

— ассигнования из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям и лицам, приравниваемым к ним;

— средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

— добровольные взносы юридических и физических лиц;

— доходы от деятельности фонда.

Денежные средства Пенсионного фонда РФ направляются на следующие цели:

— выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

— компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

— повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны;

— выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

— социальную помощь престарелым и нетрудоспособным;

— выплату ритуальных пособий;

— финансирование текущей деятельности фонда и его органов.

Плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся отдельными видами деятельности и уплачивающие единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативу 60% от общей суммы дохода.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда, по всем основаниям, из которых исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работ по договорам подряда и поручения.

Работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов, которые банком перечисляются на расчетный счет фонда. За несвоевременное зачисление и перечисление по вине коммерческих банков страховых взносов в доход фонда с них взыскивается пеня за каждый день просрочки из расчета 0,12% от суммы страхового взноса.

Индивидуально-персонифицированный учет в системе государственного страхования обусловлен следующими факторами:

— созданием условий назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого гражданина;

— созданием информационной базы учета стажа и заработной платы каждого работника, а также сажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

— развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в фонд;

— упрощением процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

В основу индивидуального учета в системе пенсионного страхования положены принципы:

— единства государственного пенсионного страхования в РФ;

— всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в пенсионный фонд и учета сведений о застрахованных лицах;

— доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем;

— использования сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения;

— достоверности сведений о суммах страховых взносов каждого плательщика для индивидуального учета;

— осуществления индивидуального учета страховых взносов плательщика в процессе всей трудовой деятельности.

В соответствии с данными принципами Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет на каждое застрахованное лицо с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Лицо, впервые поступающее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы.

Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не являются субъектами пенсионного страхования, за исключением несовершеннолетних, получающих пенсию по случаю потери кормильца.

Сведения о застрахованных лицах предоставляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели предоставляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудовым договорам, за которых они уплачивают страховые взносы. Эти сведения передаются в органы, в которых работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов.

Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в фонд, сами предоставляют сведения о себе в органы фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов в пенсионное страхование.







ПФ является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75 % средств внебюджетных социальных фондов. Общий бюджет ПФ составляет примерно 1/3 федерального бюджета РФ.

Его средства формируются за счет следующих основных источников:

1) страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов (85–90 % всех доходов ПФ);

2) ассигнований из бюджета на выплату пенсий военнослужащим, социальных пенсий, пособий и компенсаций (5–6 %);

3) добровольных взносов физических и юридических лиц (1 –2 %); ,

4) доходов от капитализации средств ПФ и других поступлений (2-3 %);

5) пеней, штрафов, финансовых санкций, а также банковских начислений по остаткам средств на счетах региональных ПФ (1 %).

Первоочередная задача Пенсионного фонда — обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен.

Для этого фонд организует работу по сбору страховых взносов; взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; осуществляет капитализацию своих средств; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов; проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет которых осуществляют перечисления работодатели.

Пенсионный фонд России финансирует также выплаты различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.

За счет средств ПФ осуществляются:

1) выплата трудовых пенсий, без пенсий для военнослужащих (около 90 % расходов ПФ);

2) выплата социальных пенсий и пособий (1,5 % расходов ПФ). Социальные пенсии – это пенсии людям, не имеющим заработка (например, инвалиды с детства), трудовой книжки; пенсии при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащих срочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на детей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;

3) выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются из госбюджета (5 % расходов ПФ);

4) содержание аппарата ПФ (0,7 %);

5) расходы по доставке пенсий (3,6 %);

6) выплата пособий на погребение (0,5 %).

ПФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров и детей.

С 1 января 2002г. вступил в силу новый закон по пенсионной реформе – Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Одна из важнейших задач реформы – это сохранение пенсионных прав, заработанных гражданами до ее начала, т.е. до 01.01.2002г. С этой целью каждому россиянину будет произведена оценка его пенсионных прав, заработанных в старой пенсионной системе, путем их преобразования или конвертации в расчетный пенсионный капитал.

Конвертация касается как пенсионеров, так и тех, кто еще не достиг пенсионного возраста. Такое положение предусмотрено статьей 30 указанного Федерального закона.

Для нынешних пенсионеров оценка уже произведена с учетом имевшихся в пенсионных делах документов о трудовом стаже и заработке. Следующий этап работы касается граждан, которые еще не достигли пенсионного возраста и будут дорабатывать при новой пенсионной системе.

Расчетный пенсионный капитал (ПК) будет исчисляться по определенной формуле с использованием документов о трудовом стаже и заработке, выдаваемых соответствующими организациями, или по данным персонифицированного учета.

Рассмотрим, как определяется размер трудовой пенсии по старости :

где БЧ - базовая часть пенсии по старости (в настоящее время с учетом индексаций размер БЧ составляет 621руб.),

СЧ - страховая часть пенсии по старости,

НЧ - накопительная часть пенсии по старости.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ= (ПК до 01.01.2002г. +ПК после 01.01.2002г.) / Т,

где ПК до 01.01.2002г. – пенсионный капитал, учтенный до 01.01.2002г.

ПК после 01.01.2002г. – сумма страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо к моменту назначения пенсии после 01.01.2002г.

Т – ожидаемый период выплаты пенсии по старости (п.1 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № .173-ФЗ), который определяется по году выхода на пенсию.

Значения Т для определения ожидаемого периода выплаты пенсии в зависимости от года ее назначения приведены в таблице3.1.

Таблице 3.1 Ожидаемый период выплаты пенсии в зависимости от года ее назначения.

Год назначения пенсии Период выплаты пенсии в новой системе, лет
14,5
15,5
2013 и далее

Накопительная часть трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

где ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части, определяемого в порядке, установленном Федеральным законом.

Для того, чтобы учесть пенсионные права, приобретенные человеком до начала реформы, рассчитывается пенсионный капитал, приобретенный до 01.01.2002г.:

ПК до 01.01.2002г. = (РП - БЧ) х Т,

где РП - расчетный размер трудовой пенсии;

БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по старости (согласно п.1 ст.14 Федерального закона от 17.12.2001г. размер БЧ на 01.01.2002г. составляет 450 руб. в месяц);

Т – ожидаемый период выплаты пенсии, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при определении страховой части пенсии.

Для расчета РП учитываются выработанный работником на начало реформы общий трудовой стаж и среднемесячная заработная плата за 2000-2001 гг., либо любые 60 месяцев подряд по выбору.

РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП,

где СК - стажевый коэффициент;

ЗР - средняя заработная плата застрахованного лица в выбранном периоде;

ЗП – средняя заработная плата по стране за тот же период, что и ЗР;

СЗП – среднемесячная заработная плата по стране за III кв. 2001г. равна 1671 руб.

При наличии отработанного общего трудового стажа 20 лет у женщин и 25 – у мужчин стажевый коэффициент (СК), используемый при расчете, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый год стажа сверх требуемого, но не может быть более 0,75.

Документом, подтверждающим работу в качестве рабочего, служащего или колхозника, является трудовая книжка. Однако следует учесть, что в общий трудовой стаж для оценки пенсионных прав наряду с работой в учреждении, предприятии, колхозе или кооперативной организации включаются периоды занятия предпринимательской деятельностью, военная служба в составе Вооруженных Сил, органах государственной безопасности и внутренних дел, время нахождения на инвалидности I и II группы, связанной с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, периоды творческой деятельности членов творческих союзов (писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих союзов), а также периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Страхователи (работодатели) на всех своих работников подают сведения по форме СЗВ-К в Управления ПФР по месту своей регистрации. Но прежде человек должен лично заверить данный документ, поставив на нем свою подпись.

Начиная с IV кв. 2001 года и по настоящее время, при расчете пенсионного капитала и размера пенсии применяется среднемесячная заработная плата по стране 1671 руб.

Лицам, которые начали свою трудовую деятельность после 1 января 2002г., конвертация пенсионных прав не производится.

В заключении следует отметить, что Пенсионный фонд РФ является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. Он создан для реализации главной цели – аккумуляция средств, предназначенных на выплату трудовых пенсий и управление финансами пенсионного обеспечения.

Контрольные вопросы по теме:

1. Назовите главную цель ПФ РФ.

2. Какие источники формируют ПФ РФ?

3. Как сочетается в России накопительная и распределительная пенсионные системы?

4. Перечислите задачи ПФ РФ.

5. В каких пределах применяется среднемесячная заработная плата по стране для расчета пенсионного капитала и размера пенсии?









ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Поэтому реформирование пенсионной системы, является неотъемлемым для обеспечения достойной старости населению страны.

ПФР является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов.

Средства бюджета ПФР являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат[2].

Бюджет ПФР формируется за счет:

- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

- страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФР;

- взносов по дополнительному тарифу для работодателей организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

- недоимок, пеней, штрафов по взносам в ПФР;

-доходов от размещения средств ПФР;

-безвозмездных поступлений из негосударственных пенсионных фондов;

-межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Предприятия и организации-работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц - в сроки, установленные для получения заработной платы. Страховые взносы предприятия вначале поступают в федеральный бюджет, затем из бюджета они перечисляются в ПФР.

Кроме указанных выше источников в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим федеральным государственным гражданским служащим и другим приравненным к ним гражданам, гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.

Основным источником выплат в системе обязательного пенсионного страхования является бюджет ПФР. В 2016 году его доходы выросли на 15,7%, расходы – на 23,9%.

При формировании бюджета ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на 2017 г. установлены исходя из базового тарифа 22% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов. Пониженные тарифы страховых взносов в размере 6% - для плательщиков, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, входящих в состав Дальневосточного федерального округа [4].

Предельная величина базы для начисления страховых взносов определена исходя из прогнозного размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2016 г. – 36838 рублей. С учетом применения повышающего коэффициента 1,8 предельная величина составит в 2016 г. 796 тыс. руб.

Общий объем поступлений страховых взносов на ОПС в 2016 г. составил 4232,7 млрд. руб. Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет 3 184,8млрд. руб. (в 2015 г. общая сумма трансферта составляла 3 004,0 млрд.руб.).

В бюджете ПФР на 2016 г., как и в предыдущие годы, предусмотрены ассигнования из федерального бюджета в сумме 1,0 млрд. руб. на софинансирование социальных программ субъектов РФ, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.

Отметим, что бюджет Пенсионного фонда утверждается Государственной Думой Российской Федерации отдельным федеральным законом одновременно с принятием Федерального бюджета РФ. Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации составляют средства бюджета РФ и выплаты на обязательное пенсионное страхование, которые платят страхователи (работодатели или самозанятые страхователи) в ПФР.

Таким образом, в ходе исследования выявлено, что основа модели пенсионной системы - баланс доходов и расходов[4].

Доходная часть бюджета Пенсионного фонда России состоит из страховых взносов официально работающих граждан и трансфертов из федерального бюджета. С 2001 г. размер этих целевых безвозмездных трансфертов рос и слегка уменьшился лишь в 2015,2016 гг. за счет «заморозки» пенсионных накоплений граждан России.

Средства федерального бюджета направлялись на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обеспечение сбалансированности бюджета ПФР и выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии[3].

Расходная часть - это выплаты пенсий. Существуют разные принципы и условия расчета пенсий государственным служащим, пенсий по инвалидности, а также страховых пенсий. Тем не менее, уровень дифференциации размеров пенсий крайне низкий. Поэтому, говоря о балансе пенсионной системы, всегда нужно учитывать эти три составляющие. При этом трансферт из федерального бюджета является самым сложно прогнозируемым. С одной стороны, эти средства должны быть собраны в федеральный бюджет и распределены на пенсионные цели, а с другой - трансферт составляет более половины доходов бюджета ПФР.

Доходы и расходы пенсионной системы зависят от прогнозов повышения заработной платы и темпов индексации пенсий и пособий, на которые, в свою очередь, влияют темпы роста ВВП и инфляции. Долгосрочные макроэкономические прогнозы зависят от текущих политических решений. Однако политические решения принимаются в том числе, исходя из их влияния на долгосрочное социально-экономическое развитие страны.

Список использованных источников

1. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

2. Архипов А.П., Адонин А.С. СТРАХОВОЕ ДЕЛО: Учебно–методический комплекс. − М.: Изд. центр ЕАОИ. 2014, с.424.

3. Беликова, Т.Н. Все о пенсиях. – СПб.: Питер, 2016, с.55.

Современная отечественная система социальной защиты населения совершенно не решает стоящие перед ней задачи: граждане России, сталкиваясь в своей жизни с теми объективными событиями, преодолеть влияние которых должны социальные выплаты пенсионерам, инвалидам, матерям, бесплатная медицинская помощь, не получают должной государственной материальной поддержки. Можно выделять много проблем, обусловивших такой низкий размер выплачиваемых пенсии, пособии и низкое качество бесплатной медицины, выливающихся в негативное отношение россиян к отечественной системе социального страхования.

Основные недостатки российской системы социального страхования следует искать в неэффективной системе формирования доходов внебюджетных фондов, являющихся материальной базой социального страхования (важнейшая социальная проблема - низкий размер пенсий и пособий, вытекает из низкой доходной базы внебюджетных фондов, т.е. на социальные выплаты направляется ровно столько средств, сколько удалось собрать). Среди причин, препятствующих полноте формирования доходов российской социальной системы, главной является низкая налоговая культура россиян, большинство из которых стремится уклониться от уплаты обязательных платежей.

И все-таки главная проблема всех российских налогов, в том числе и единого социального налога - теневая экономика, которая достигает 35-40% ВВП и самым серьезным образом влияет не только на макроэкономические процессы развития страны в целом, но является главным тормозом на пути проводимых реформ.

В результате сложился достаточно ущербный механизм формирования доходов системы социального страхования России, в соответствии с которым основным плательщиком обязательных платежей являются работодатели, которые совершенно не заинтересованы в полноте их уплаты, так как получателями материальной выгоды по социальному страхованию являются наемные работники.

Средства ПФ России формируются за счёт:

· страховых взносов, зачисляемых в ПФ РФ на накопительную часть трудовой пенсии;

· суммы Единого Социального налога, поступающего из федерального бюджета на выплату базовой части трудовых пенсий;

· страховых взносов, зачисляемых в ПФ России на выплату страховой части трудовой пенсии;

· страховых взносов в виде фиксированного платежа;

· мобилизации просроченной задолженности;

· средств федерального бюджета, передаваемых ПФ РФ в соответствии с законом РФ

· средств из целевого бюджетного фонда Министерства атомной промышленности для обеспечения выплаты дополнительных ежемесячных, пожизненных материальных обеспечений работникам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ;

· доходов от инвестирования средств, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии;

· добровольных взносов юридических и физических лиц;

· средств, взыскиваемых с работодателей, в результате предъявления регрессивных требований (пений, финансовых санкций).

Согласно ст.6 ФЗ от 15.12.2001 г. № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страхователи делятся на две категории:

· индивидуальные предприниматели (в т.ч., частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты).

· лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица); Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению -- ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды:

· пенсия по старости;

· пенсия по инвалидности;

· пенсия за выслугу лет;

Установлены следующие размеры пенсий федеральным служащим за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего. Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Назначение накопительной части трудовой пенсии в отличие от страховой состоит в том, что эти пенсионные накопления будут направлены на приращение первоначальной стоимости, в связи с чем в дальнейшем ее размер будет расти.

Исходя из этого, видно, что искоренить существующие проблемы недостаточного уровня формирования доходов отечественных внебюджетных фондов (выливающиеся в то, что их легальная доходная база составляет только 1/3 ее реального размера), которые складываются при потворстве наемных работников своим работодателям в уклонении от уплаты обязательных платежей, невозможно до тех пор, пока платежи на социальное страхование так и будут производиться в виде единого социального налога в качестве дополнительного налогового бремени предприятия, что совершенно не соответствует природе данной экономической категории. Правомерно включать в налоговое бремя предприятия налоговые платежи, которые идут через механизмы социального обеспечения на материальную поддержку слабо защищенных слоев населения, неспособных самостоятельно обеспечить свое существование (прежде всего, неработающих лиц). Но когда речь идет о механизме социального страхования, призванном само обеспечить трудящихся граждан от материального ущерба, сопровождающего реализацию социальных рисков, ни о каких государственных финансовых источниках, формируемых налоговой системой, не должно идти речи. Пока сами граждане страны не оценят свою финансовую ответственность перед собой в области социального страхования, и не увидят, что только исходя из уплаченной ими суммы взносов они будут получать социальные выплаты, до тех пор, они,, с одной стороны, будут способствовать своим работодателям снижать налоговое бремя за счет уклонения от уплаты платежей на социальное страхование, с другой -требовать от государства предоставить им достойные социальные выплаты, так как государство имеет специальный налоговый источник, предназначенный на эти цели, и, соответственно, обязательства перед населением по осуществлению данных выплат. А создать действительно сознательное общество можно только в том случае, если доходы системы социального страхования будут формироваться не на налоговых, а на страховых принципах.

Характеристика основных направлений использования Пенсионного Фонда Российской Федерации.

Региональные отделения ПФР в соответствии со своей компетенцией обеспечивают аккумуляцию налоговых поступлений и страховых взносов, а также финансирование всех видов пенсий. Кроме того, согласно Указу Президента РФ «О мерах по совершенствованию управления государственным обеспечением в Российской Федерации» от 27 сентября 2000 г. № 1709 и новому пенсионному законодательству, начиная с 2001 г. к их функциям добавились выполняемые ранее органами социальной защиты населения по назначению (перерасчету) и выплате пенсий. Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию управления государственным обеспечением в Российской Федерации» от 27 сентября 2000 г. № 1709.

Направления использования средств бюджета ПФР:

· выплаты пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пенсии военнослужащим);

· дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение Героям СССР, России и полным кавалерам Ордена Славы - участникам ВОВ 1941-45 гг.;

· финансирование прочих осязательных расходов бюджета осязательного пенсионного страхования пенсии военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам (включая инвалидов вследствие военной травмы), их семьи:

· расходы на выплату 2-ой пенсии участникам ВОВ и вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией и в войну с Японией.

· пенсионное обеспечение граждан, пострадавшим в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС;

· компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

· соц. пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг;

· расходы на выплату пенсии в части, определяемой включением в страховой стаж иных периодов;

· расходы на выплату пенсий гражданам - получателям пенсии за счёт средств федерального бюджета, выехавшим на постоянное место жительства за границу;

· расходы на доставку и пересылку пенсий и пособий;

· выплаты досрочных пенсий безработным гражданам за счёт средств федерального бюджета, передаваемых Пенсионному Фонду Министерства труда России;

· выплаты дополнительного обеспечения из целевого бюджетного фонда Министерства атомной промышленности рабочим, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ;

· содержание органов фонда, в т.ч., подготовка и переподготовка кадров; расходы на международное сотрудничество по вопросам пенсионного страхования;

· финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью фонда;

· материально-техническое обеспечение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц и модернизация автоматизированных информационных систем фонда;

· капитальные вложения и проектные работы по строительству объектов для размещения органов фонда;

· финансирование научно-исследовательских работ по пенсионной реформе;

· формирование базы данных пенсионного фонда для актуальных расчётов.

Страховые взносы, поступившие на накопительную часть трудовой пенсии, подлежат инвестированию в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.02 «Об инвестировании средств, для финансирования накопительной части трудовой пенсии РФ» и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ, Министерства финансов РФ как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, Пенсионного фонда РФ и иных уполномоченных институтов. Федеральный Законон от 24.07.02 «Об инвестировании средств, для финансирования накопительной части трудовой пенсии РФ»Инвестирование осуществляется посредством участия самих застрахованных лиц, которым предоставлено право выбора управляющей копании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, отраженных на специальной части лицевого счета застрахованного лица. www.pfrf.ruДля этого Пенсионный фонд РФ направляет извещения о состоянии специального счета, предназначенного для отражения средств, формирующих накопительную часть трудовой пенсии. После выбора застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию управляющей компании, из числа прошедших конкурсный отбор, проводимый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, Пенсионный фонд заключает соответствующий договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений с управляющей компанией, отобранной по конкурсу. Средства пенсионных накоплений, в отношении которых застрахованные лица не воспользовались правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании), будут переданы государственной управляющей компании. Постановлением Правительства РФ от 22.01.03 г. № 34 определено, что Внешэкономбанк назначен государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений. Постановление Правительства РФ от 22 января 2003 года «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 21. Ст. 2239.Пенсионные накопления являются собственностью Российской Федерации, то есть средствами государства, а не самих застрахованных лиц и иных участников инвестиционного процесса. Они не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.

Сумма денежных средств, составляющая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, ежегодно отражается в доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ, а в расходной - суммы денежных средств, направленные на инвестирование.

Операции, связанные с формированием пенсионных накоплений, а также операции, связанные с выплатой накопительной части трудовой пенсии, учитываются Пенсионным фондом РФ в соответствии с бюджетной классификацией отдельно от других операций.

Персонифицированный учет средств пенсионных накоплений ведется в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ.

Среди 125 финансовых коммерческих компаний, получивших право на доверительное управление пенсионными накоплениями, по состоянии на 1 июля 2009 года, выделяются как длительное время работающие и успешно зарекомендовавшие себя на рынке финансовых услуг, так и вновь образованные. http://www.fundshub.ru/ Государство на первоначальном этапе предоставило возможность практически всем желающим, участвующим в конкурсе и удовлетворяющим определенным условиям, работать на рынке услуг по инвестированию накопительной части трудовой пенсии.

Другим важным участником отношений по инвестированию пенсионных накоплений является специализированный депозитарий, осуществляющий учет ценных бумаг и учет перехода прав на ценные бумаги, приобретенные в результате инвестирования средств пенсионных накоплений, а также хранение сертификатов ценных бумаг. Специализированный депозитарий обязан осуществлять контроль за соответствием деятельности по распоряжению средствами пенсионных накоплений, переданными в доверительное управление управляющим компаниям Пенсионным фондом РФ, требованиям законодательства, иных нормативных актов.

Участниками также являются страховые компании, осуществляющие страхование ответственности управляющих компаний и специализированного депозитария, кредитные организации, на счета которых будут инвестироваться пенсионные накопления, включая размещение денежных средств на депозиты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, аудиторские организации.

Таким образом, задействованы многие финансовые институты. Это, в свою очередь, потребует значительных первоначальных расходов по проведению всего комплекса мероприятий. Это также очень важно и благоприятно для развития финансового рынка. Хотя полной гарантии надежности компаний и вложений никто не обещает, самые необходимые требования защиты от финансовых махинаций будут удовлетворены.

Определены следующие разрешенные активы:

1) государственные ценные бумаги Российской Федерации;

2) облигации российских эмитентов, помимо указанных выше;

3) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

4) акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

5) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

7) денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

8) депозиты в рублях в кредитных организациях;

9) иностранная валюта на счетах в кредитных организациях.

При этом средства пенсионных накоплений не могут быть использованы для приобретения ценных бумаг, во-первых, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, и, во-вторых, эмитентами которых выступает какой-либо участник правоотношений по инвестированию пенсионных накоплений, а также банкроты. Кроме того, установлены определенные ограничения, определяющие максимальную долю того или иного актива. Так, максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле не должна превышать 5%, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации; депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу), не должны в сумме превышать 10% инвестиционного портфеля; максимальная доля в инвестиционном портфеле акций одного эмитента не должна превышать 10% его капитализации. Актуальные проблемы совершенствования пенсионного законодательства в Российской Федерации (к вопросу о пенсионной реформе). Основные проблемы социального развития России - 46 //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 33(189), 2002Инвестирование пенсионных накоплений по предложенным законодательством направлениям, за исключением вложений в зарубежные активы, можно успешно реализовать только в условиях макроэкономической стабилизации в стране, укрепления позиций рубля, роста валового внутреннего продукта, что и будет являться залогом эффективного функционирования накопительной системы пенсионного обеспечения.

Читайте также: