Федеральная служба по надзору за страховыми пенсионными

Ваш регион

(рассмотрение жалобы в день обращения)

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ +7 (812) 309-80-42 по контролю и надзору в сфере страховой деятельности БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Ежедневно с 9:00 до 21:00

В целях реализации:

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ

“О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”
(Принят Государственной Думой 2 ноября 2011 года и Одобрен
Советом Федерации 9 ноября 2011 года)

СЕГОДНЯ ОБРАЩЕНИЙ: ОБРАБОТАНО: ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ:






Центральный банк
РФ
Федеральная служба по надзору
в сфере защиты прав потребителей
Российский союз
автостраховщиков
Служба судебных
приставов
Международная ассоциация
страхового надзора

Адрес: 191187, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 16

7 минут пешком от метро Чернышевская, по Фурштатской улице до Друскеникского переулка, проход на улицу Чайковского, второй дом от Литейного проспекта.

Приемные часы: Мы работаем ежедневно с 9:00 до 21:00

© Электронная приемная обращений граждан по защите прав застрахованных лиц. Санкт-Петербург

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт « ЭЛЕКТРОННАЯ ПРИЕМНАЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ », расположенный на доменном имени , может получить о Пользователе во время использования сайта, программ и продуктов сайта.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ
1.1. В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:
1.1.1. «Администрация сайта» – уполномоченные сотрудники на управления сайтом, действующие от имени Регионального Центра Правовой Защиты, которые организуют и (или) осуществляет обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
1.1.2. «Персональные данные» — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
1.1.3. «Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
1.1.5. «Пользователь сайта (далее — Пользователь)» – лицо, имеющее доступ к Сайту, посредством сети Интернет и использующее сайт.
1.1.6. «Cookies» — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.
1.1.7. «IP-адрес» — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенной по протоколу IP.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Использование Пользователем сайта означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.
2.2. В случае несогласия с условиями Политики конфиденциальности Пользователь должен прекратить использование сайта.
2.3. Настоящая Политика конфиденциальности применяется только к сайту «Региональный правовой центр». «Региональный правовой центр» не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте.
2.4. Администрация сайта не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем сайта.
2.5. При обработке персональных данных пользователей Региональный правовой центр руководствуется Федеральным законом РФ «О персональных данных».

ЦЕЛИ СБОРА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
4.1. Персональные данные Пользователя Администрация сайта может использовать в целях:
4.1.1. Идентификации Пользователя для оформления заказа на оказание услуг дистанционным способом с Единым Центром Правовой Защиты.
4.1.2. Предоставления Пользователю доступа к персонализированным ресурсам Сайта.
4.1.3. Установления с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования Сайта, оказания услуг, обработка запросов и заявок от Пользователя.
4.1.4. Определения места нахождения Пользователя для обеспечения безопасности, предотвращения мошенничества.
4.1.5. Подтверждения достоверности и полноты персональных данных, предоставленных Пользователем.
4.1.6. Уведомления Пользователя Сайта о состоянии Заказа.
4.1.7. Обработки и получения платежей, оспаривания платежа.
4.1.8. Предоставления Пользователю эффективной клиентской и технической поддержки при возникновении проблем, связанных с использованием Сайта.
4.1.9. Предоставления Пользователю с его согласия, обновлений продукции, специальных предложений, информации о ценах, новостной рассылки и иных сведений от имени Регионального Центра Правовой Защиты или от имени партнеров.
4.1.10. Осуществления рекламной деятельности с согласия Пользователя.
4.1.11. Предоставления доступа Пользователю на сайты или сервисы партнеров Регионального Центра Правовой Защиты с целью получения продуктов, обновлений и услуг.
4.1.12. Проведения статистических и иных исследований, на основе обезличенных данных.

СПОСОБЫ И СРОКИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
5.1. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.
5.2. Пользователь соглашается с тем, что Администрация сайта вправе передавать персональные данные третьим лицам, в частности, курьерским службам, организациями почтовой связи, исключительно в целях выполнения заказа Пользователя, оформленного на Сайте «Региональный правовой центр» включая доставку результатов оказания услуги.
5.3. Персональные данные Пользователя могут быть переданы уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации только по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
5.4. При утрате или разглашении персональных данных Администрация сайта информирует Пользователя об утрате или разглашении персональных данных.
5.5. Администрация сайта принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц.
5.6. Администрация сайта совместно с Пользователем принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
6.1. Пользователь обязан:
6.1.1. Предоставить информацию о персональных данных, необходимую для пользования сайтом.
6.1.2. Обновить, дополнить предоставленную информацию о персональных данных в случае изменения данной информации.
6.2. Администрация сайта обязана:
6.2.1. Использовать полученную информацию исключительно для целей, указанных в п. 4 настоящей Политики конфиденциальности.
6.2.2. Обеспечить хранение конфиденциальной информации в тайне, не разглашать без предварительного письменного разрешения Пользователя, а также не осуществлять продажу, обмен, опубликование, либо разглашение иными возможными способами переданных персональных данных Пользователя, за исключением п.п. 5.2. и 5.3. настоящей Политики Конфиденциальности.
6.2.3. Принимать меры предосторожности для защиты конфиденциальности персональных данных Пользователя согласно порядку, обычно используемого для защиты такого рода информации в существующем деловом обороте.
6.2.4. Осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя, или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки, в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
7.1. Администрация сайта, не исполнившая свои обязательства, несёт ответственность за убытки, понесённые Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5.2., 5.3. и 7.2. настоящей Политики Конфиденциальности.
7.2. В случае утраты или разглашения Конфиденциальной информации Администрация сайта не несёт ответственность, если данная конфиденциальная информация:
7.2.1. Стала публичным достоянием до её утраты или разглашения.
7.2.2. Была получена от третьей стороны до момента её получения Администрацией сайта.
7.2.3. Была разглашена с согласия Пользователя.

РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
8.1. До обращения в суд с иском по спорам, возникающим из отношений между Пользователем сайта и Администрацией сайта по поводу использования конфиденциальной информации, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).
8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня получения претензии, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.
8.3. При не достижении соглашения спор будет передан на рассмотрение в судебный орган в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
8.4. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и Администрацией сайта применяется действующее законодательство Российской Федерации.

Страховой надзор (англ. Insurance supervision ) — контроль деятельности страховых организаций со стороны специально уполномоченных государственных органов (органов страхового надзора), которые осуществляют лицензирование страховой деятельности, проверку деятельности страховых компаний, обществ взаимного страхования, страховых брокеров и других профессиональных участников страхового рынка, следят за их платёжеспособностью, разрабатывают рекомендации по формированию и размещению страховщиками страховых резервов, способствуют развитию страхования, в ряде случаев утверждают тарифы премий [1] .

При нарушении страховщиками тех или иных нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность, органы страхового надзора могут применять к ним санкции (штрафы, приостановка или отзыв лицензии).

Содержание

  • 1 Организация страхового надзора в России до 2004 года
    • 1.1 Госстрахнадзор
    • 1.2 Федеральная инспекция по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор)
    • 1.3 Департамент страхового надзора Минфина РФ
    • 1.4 Руководители Госстрахнадзора, Росстрахнадзора и Департамента страхового надзора Минфина РФ
  • 2 Федеральная служба страхового надзора (ФССН, 2004—2011 годы)
    • 2.1 Руководители ФССН
  • 3 Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР, 2011—2013 годы)
    • 3.1 Руководители страхового блока в ФСФР
  • 4 Банк России (ЦБ РФ, 2013 год — по настоящее время)
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки
  • 8 См.также

Организация страхового надзора в России до 2004 года

Первый орган страхового надзора появился в Российской империи в 1894 году, когда в структуре Министерства внутренних дел в составе хозяйственного департамента был учреждён особый страховой отдел и при нём — страховой комитет [2] [3] .

Сразу после Октябрьской революции 1917 года советская власть взяла под свой контроль отдельные виды страхования, главным образом социального и медицинского, которые проводились до революции через страховые больничные кассы. 29 ноября 1917 года Народный комиссариат труда утвердил «Положение о страховом совете» [4] — коллегиальном органе для «заведыванія всеми делами, относящимися къ страхованію рабочихъ», который становился прообразом органа страхового регулирования. А 16 декабря 1917 года выходит новое «Положение о страховых присутствиях» [5] , которым оформлялась децентрализованная (региональная) система страхового надзора за деятельностью рабочих больничных (страховых) касс. Однако попытки обеспечить определённую преемственность предпринимались только в этих социальных видах страхования, которые себя очень хорошо зарекомендовали до революции и в которых за счёт отчислений рабочих-пролетариев были накоплены значительные средства.

Одновременно советская власть ввела контроль за прочими (коммерческими) страховыми операциями, а в 1918 году и вовсе запретила страхование, национализировав все страховые компании. В 1925 году, помимо Госстраха, страховые операции были разрешены для обществ взаимного страхования, при этом функции страхового надзора осуществляло Главное управление Госстраха. В 1928 году операции по личному страхованию начали проводить предшественники Сбербанка — Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, надзор за их страховой деятельностью также осуществлял Госстрах.

В 1989—1992 годах создаются первые первые негосударственные страховые компании («АСКО» [6] , «Россия», «РОСНО», «РЕСО-Гарантия» и другие), лицензии им выдавало Министерство финансов РСФСР на основании временного положения о лицензировании [7] , [8] , одновременно возникла задача организации контроля их деятельности со стороны государства.

Госстрахнадзор

10 февраля 1992 года был издан Указ Президента РФ «О государственном страховом надзоре Российской Федерации» (сокращенное название нового органа исполнительной власти — Госстрахнадзор России) [9] , в июле 1992 года было утвеждено положение о Госстрахнадзоре [10] . Главной задачей Госстрахнадзора провозглашалось обеспечение соблюдения всеми участниками страховых отношений страхового законодательства для эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и государства [11] . Функции Госстрахнахдзора включали:

  • ведение Государственного реестра страховых организаций;
  • выдача лицензии на проведение страховой деятельности;
  • установление правил формирования и размещения страховых резервов, форм учёта и показатели отчётности по страховым операциям;
  • контроль за тарифами по имущественному и личному страхованию,
  • обобщение страховой практики, разработка предложений по развитию страхового дела в Российской Федерации;
  • рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования.

Федеральная инспекция по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор)

В сентябре 1992 года, в рамках реструктуризации органов исполнительной власти, очередным указом президента Государственный страховой надзор реорганизован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) [12] . В апреле 1993 года, после принятия Закона об организации страхового дела, выходит очередной указ — о преобразовании Федеральной инспекции по надзору за страховой деятельностью в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (сокращенное название сохранилось при этом прежнее — Росстрахнадзор) [13] . Одновременно Правительство РФ утвердило новое положение о Росстрахнадзоре [14] , измененное позже одноименным постановлением Правительства в октябре 1994 года [15] . У Росстрахнадзора появляются территориальные органы, а список его функций заметно расширен. Было установлено, что Росстрахнадзор:

  • выдаёт страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности;
  • осуществляет лицензирование аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
  • организует проведение аттестации на право аудита страховщиков;
  • ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров;
  • осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платёжеспособности страховщиков;
  • устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показатели и формы учёта страховых операций и отчётности о страховой деятельности;
  • устанавливает нормативные размеры соотношений между активами и принятыми обязательствами страховщика;
  • разрабатывает и утверждает по вопросам страховой деятельности, отнесенным к компетенции Росстрахнадзора:
    • нормативные документы, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, участвующими в организации и проведении страхования и перестрахования;
    • методические документы, в том числе методику расчёта соотношений между активами и принятыми обязательствами страховщика, методику расчёта ставок страховых взносов и типовые правила страхования;
  • обобщает практику страховой деятельности, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании;
  • устанавливает — по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике — план счетов и правила бухгалтерского учёта, показатели и формы учёта страховых операций и отчётности страховщиков, а также сроки публикаций страховщиками годовых балансов, счетов прибылей и убытков;
  • рассматривает заявления, предложения и жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования.

Был введен перечень мер воздействия (санкций) к страховщикам — нарушителям : выдача предписания, приостановка лицензии на право страхования, отзыв лицензии, обращение в суд с иском о ликвидации страховой организации.

Департамент страхового надзора Минфина РФ

В августе 1996 года проходит очередное изменение структуры федеральных органов исполнительной власти и функции органа страхового надзора передаётся Департаменту страхового надзора Минфина РФ [16] [17] . К этому моменту выдано уже почти 3000 лицензий страховым компаниям и медицинским страховым организациям [18] . Спустя почти два года Минфин утвердил Положение о Департаменте страхового надзора [19] . Такая продолжительная пауза в большой степени была вызвана тем, что назначенный в 1996 году начальник Департамента Валерий Сухов (ранее несколько лет проработавший заместителем руководителя Росстрахнадзора) в мае 1998 года перешел на должность генерального директора «Росгосстраха» (и годом позже трагически погиб в авиакатастрофе в Абхазии) [20] и руководство было поручено Илье Ломакину-Румянцеву, ранее в системе страхового надзора не работавшему.

Руководители Госстрахнадзора, Росстрахнадзора и Департамента страхового надзора Минфина РФ

  • Бугаев, Юрий Степанович (рукодитель Госстрахнадзора, затем — Росстрахнадзора, 1992—1996 годы) [21] ;
  • Сухов, Валерий Алексеевич (руководитель Департамента страхового надзора Минфина РФ, 1996—1998 годы) [22] ;
  • Ломакин-Румянцев, Илья Вадимович (руководитель Департамента страхового надзора Минфина РФ, 1998—2000 годы) [23] ;
  • Пылов, Константин Иванович (руководитель Департамента страхового надзора Минфина РФ, 2000—2004 годы) [24] .

Федеральная служба страхового надзора (ФССН, 2004—2011 годы)

Федеральная служба страхового надзора (ФССН) — федеральный орган исполнительной власти, находившийся в ведении Министерства финансов и осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).

Образована в соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ № 330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».

За все время работы ФССН было отозвано более 960 страховых лицензий [25] , число субъектов страхового рынка сократилось почти вдвое с более 1400 компаний в марте 2004 года до примерно 770 компаний в марте 2011 года [26] .

Руководители ФССН

  • Ломакин-Румянцев, Илья Вадимович (2004—2009 годы)
  • Коваль, Александр Павлович (2009—2011 годы)

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР, 2011—2013 годы)

4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Этим же Указом были переданы функции ФССН к ФСФР [27] , [28] . Практически одновременно с присоединением страхового надзора к ФСФР у неё поменялся руководитель — занимавший этот пост с мая 2007 по апрель 2011 года Владимир Миловидов уступил его Дмитрию Панкину [29] . В ходе реорганизации число заместителей руководителя ФСФР выросло с 5 до 7, кураторами страхового блока стали три новых заместителя — Игорь Жук, Олег Пилипец и Юлия Бондарева [30] .

За два неполных года работы ФСФР было отозвано 77 страховых лицензий [25] .

Некоторые специалисты крайне негативно оценивали результаты присоединения ФССН к ФСФР [31] .

Руководители страхового блока в ФСФР

  • Жук, Игорь Николаевич (лицензирование, региональные инспекции) [32]
  • Пилипец, Олег Олегович (мониторинг и отчётность) [33]
  • Бондарева, Юлия Эдуардовна (вопросы надзора) [34]

Банк России (ЦБ РФ, 2013 год — по настоящее время)

В 2013 году, после упразднения ФСФР и передачи практически всех её функций Банку России, ставшему мегарегулятором всех финансовых рынков РФ, страховой надзор и значительная часть страхового регулирования были переданы ЦБ. Проект создания финансового мегарегулятора был запущен ещё 4 марта 2011 года, когда президент Медведев подписал указ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка» [35] , [36] . 24 июля 2013 года президент Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» [37] . В новой организационной структуре ЦБ РФ основная часть полномочий по регулированию рынка страхования и страховому надзору была передана ряду департаментов, находящихся в управлении первого заместителя председателя Банка России Сергея Швецова [38] . По состоянию на май 2017 года различными вопросами страхового надзора и регулирования занимались не менее 6 различных департаментов Банка России. За четыре года (с июня 2013 по июнь 2017 года) была отозвана 191 лицензия, число субъектов страхового дела сократилось с 618 до 324 [25] .

Организации, занимающиеся страховой деятельностью в РФ, обязаны придерживаться требований, установленных федеральным законодательством в данной сфере. Но соблюдение указанных условий требует контроля со стороны специальных подразделений, для чего и была в свое время создана федеральная служба страхового надзора. В предлагаемом материале рассматриваются основные направления работы ФССН, и на какую структуру возложены задачи страхового надзора в настоящее время.

  1. Федеральная служба страхового надзора – это
  2. История развития страхового надзора
  3. Для чего нужен страховой надзор
  4. Задачи и функции страхового надзора
  5. Какие функции выполняла до 2013 года
  6. Структура ФССН
  7. Каким органом осуществляется надзор
  8. Основные функции надзорного органа

Федеральная служба страхового надзора – это


Федеральная служба страхового надзора – государственная структура Российской Федерации, подконтрольная Минфину. Существовала с 2004 по 2013 годы и занималась контролем соблюдения законодательства в области страхового дела.

Что такое страховой надзор и кто его осуществляет в РФ, подробнее можно узнать здесь.

История развития страхового надзора


Свою историю служба страхового надзора ведет с 1894 года, когда впервые в России впервые был создан соответствующий комитет, входивший в структуру МВД.

С образованием и развитием советского государства возникла необходимость в контроле страховой сферы. Поэтому в 1925 году был образован Госстрах, просуществовавший 71 год и подвергшийся реформированию лишь спустя 5 лет после распада СССР.

Новая федеральная служба страхового надзора, получившая наименование Росстрахнадзор начала свою деятельность с 2004 года. К этому времени страховая деятельность подверглась серьезным изменениям, учитывавшим требования современного рынка.

В современной российской истории можно выделить следующие этапы становления федеральной службы надзора в области страхования:

  • 1996 – функциями федерального страхового надзора занимается отдельный департамент Минфина;
  • 2004 – создание Росстрахнадзора в качестве федеральной службы, ответственной в числе прочего за объединение в единую базу и учет персональной информации в части страхования гражданской ответственности автовладельцев;
  • 2011 – включение Росстрахнадзора в состав единой федеральной службы ФСФР, ставшей правопреемницей данного контролирующего органа;
  • 2013 – упразднение ФСФР с передачей ее направлений работы российскому Центробанку.

РСА является бывшим подразделением, входившим в состав ФССН. Этот федеральный орган, осуществляющий контрольные действия в области ОСАГО, продолжил существование в качестве отдельного ведомства, подконтрольного ЦБ РФ.

Для чего нужен страховой надзор

Существование федеральной службы, осуществляющей надзор в области страхования, объясняется необходимостью контроля соблюдения страховыми субъектами законодательства, защиты прав клиентов, пресечение возможных нарушений требований государственных нормативных актов.

Служба федерального страхового надзора в своей деятельности руководствовалась следующими принципами:

  • соблюдением действующего законодательства – нормативные акты определяют условия, обязательные к исполнению субъектами, задействованными в страховой сфере;
  • открытостью и прозрачностью организации – вся информация работы ведомства должна публиковаться в интернете, чтобы любой желающий мог ознакомиться с интересующими его сведениями;
  • организационным единством – общим руководством в работе отдельных структурных ячеек, ответственных за построение надзора в регионах.

Деятельность ФССН направлена на достижение следующих целей:

  • обеспечение законности в страховом деле;
  • профилактическая работа и назначение наказания за нарушение условий, предусмотренных законодательными актами;
  • защита интересов клиентов, прочих субъектов в области страхования и государственных органов;
  • развитие страхования в РФ.

Несмотря на упразднение данной федеральной структуры, необходимость исполнения возложенных на нее задач сохранила актуальность.

Задачи и функции страхового надзора


С момента создания и в процессе существования указанного надзорного органа, возложенные на него задачи не изменились. Задачи ведомства предполагают исполнение следующих функций:

  • выдачи лицензий страховым компаниям и прочим субъектам;
  • контроля исполнения действующих законов;
  • проверки и анализа работы страховых компаний и других организаций на основании предоставленной ими отчетной документации;
  • назначения временного руководства субъектов.

Перечисленные задачи предусматривают возможность привлечения к ответственности нарушителей, инициацию судебных разбирательств, отзыв лицензий и принятие прочих необходимых мер в отношении виновных в отклонении от норм действующего страхового законодательства.

Какие функции выполняла до 2013 года

Все время существования ФССН, данная служба надзора отвечала за исполнение следующих задач:

  • контроля соблюдения действующих законов, регламентирующих страховую деятельность;
  • контрольных функций в области лицензирования – проверки действительности выданных лицензий, соответствия обладателей данной разрешительной документации установленным требованиям, отзыва разрешений в случае необходимости;
  • регулирования работы страховщиков – с изданием нормативных актов, обязательных к исполнению, проверкой отчетных документов, назначение финансовых ограничений;
  • выдачи предписывающих документов, контроля их выполнения;
  • оказания помощи в достижении финансовой стабильности страховщиков, предоставление мер поддержки, с назначением временного руководства, субсидированием или реорганизацией;
  • инициацией и участием в судебных делах в отношении недобросовестных страховщиков;
  • обобщения и систематизации сведений, важных для развития страхового дела в РФ, создания и ведения единой электронной базы субъектов страхования.

Об особенностях лицензирования страховой деятельности в России можно узнать здесь.

Выполнение перечисленных функций производилось в следующих формах:

  • дистанционным документальным надзором;
  • аттестацией актуариев;
  • выдачей и отменой лицензий;
  • выдачей предписаний с контролем их исполнения;
  • ограничением или отзывом лицензий.

Указанные выше функции, со средствами, обеспечивавшими их исполнение, были направлены на обеспечение законности в сфере страхования и развитие данной области российской экономики.

Структура ФССН


Эффективность работы ФССН обеспечивалась следующими структурными подразделениями:

  • надзорным и контролирующим отделом – осуществляющим надзор за деятельностью страховщиков;
  • предварительным контролем – органом, в чьи задачи входило исполнение надзорных действий над организациями, испытывающими проблемы;
  • отделом учета и экономического анализа – служба проверяла финансовую и отчетную документацию, предоставленную подконтрольными компаниями; на основе изучения предоставленных отчетов делались выводы о соблюдении требований законодательства указанными организациями и эффективности их работы;
  • службой по управлению делами и ответственной за ведение внешней деятельности – органа, чья работа была направлена на аккумулирование информации и ее обработку с целью определения перспективных направлений развития отрасли.

Достижение общих задач, возложенных на ведомство, обеспечивалось координацией и согласованием работы всех структурных подразделений ФССН.

Каким органом осуществляется надзор

После упразднения ФССН, его контрольные функции в области страхования перешли к Центробанку. Данная структура продолжила исполнение указанных задач.

Основные функции надзорного органа


Функции видоизмененного органа государственного страхового надзора предусматривают проведение:

  • контроля соблюдения законодательных актов в сфере страхования;
  • выявления отклонений от требований действующих законов с принятием мер воздействия в отношении нарушителей; при отсутствии реакции на замечания надзорного органа, дисциплинарные санкции могут ужесточаться, вплоть до отзыва лицензий и привлечения к ответственности;
  • защиты интересов всех субъектов страхования, включая клиентов;
  • обеспечения дальнейшего развития экономики, с принятием законодательных актов, направленных на соответствие страховой отрасли требованиям современности, исключение образования монополий;
  • предупреждения и помощи при возникновении финансовых трудностей у отдельных субъектов страхования.

В целом, функции государственной федеральной службы не претерпели значительных изменений. Реорганизация указанного органа коснулась организационных вопросов, с упрощением структуры и сокращением чиновничьего аппарата.

Несмотря на ликвидацию ФССН, необходимость осуществления надзорных действий сохранила актуальность. Ведь действующее законодательство по страхованию должно соблюдаться, а значит должны быть структуры, в чьи задачи входит контроль за его исполнением и принятие мер в отношении нарушителей.

Функции контроля в страховании РФ до 2013 года выполняла Федеральная служба страхового надзора. После упразднения полномочия в сфере надзора страхового дела перешли к Банку России.

О службе


Федеральная служба страхового надзора занималась контролем в области страхового дела РФ с 2004 года по 2013 гг. Орган находился в ведении Министерства финансов.

Структура ФССН

Федеральная служба страхового надзора состояла из следующих управляющих подразделений:

  • Надзор и контроль. Сфера деятельности отдела – обеспечение надзора за страховщиками, включая соблюдение требований, согласно ст.29 закона от 27.11.1992 №4015-1 о страховании.
  • Предварительный контроль. Компетенция – надзор над организациями, испытывающими трудности, назначение предписаний, временного руководства, проверка выполнения ранее предъявленных требований.
  • Учет и экономический анализ. Отдел занимался проверкой представленной страховщиками отчетности, анализом полученных данных и сроков. По итогам проверки в управлении учета и экономического анализа при ФССН выносили решение, были ли допущены ошибки в бухгалтерских документах, соблюдены ли сроки отчетности, будут ли предъявлены предписания страховщику.
  • Управление делами. Внешняя деятельность – предложения по развитию страхового дела в РФ, систематизация и публикация сведений о рынке страхования России, общение с прессой. Внутренняя политика: отчетность, публикации в СМИ.

История ФССН

Федеральная служба страхового надзора была не первым органом, контролирующим рынок страхования в стране. Первая федеральная служба была основана в 1894 году – это был страховой комитет при МВД.

В 20 веке в 1925 году Президиум ЦК КПСС утвердил образование нового федерального комитета – Госстраха, который позднее был переименован в Росстрахнадзор. Страхование в СССР нельзя назвать прогрессивным, поэтому надзорное ведомство просуществовало 71 год. Структуру реорганизовли лишь спустя 5 лет после распада Советского Союза и образования нового государства.

Создание в 2004 году

С 1996 года в государстве начинает формироваться фундамент страхования. В 1996 году полномочия федерального регулятора передаются Департаменту страхового надзора при Минфине. Это предшественник Федеральной службы страхового надзора. В 2004 году появился новая структура – ФССН.

Функции и деятельность ФССН до 2013 года

С момента основания и до упразднения федеральная организация занималась:

  • Контролем над соблюдением законодательства РФ. Один из методов заключался в проверке наличия лицензии и срока действия разрешения.
  • Контролем в сфере лицензирования страховщиков. Федеральная служба страхового надзора выдавала и аннулировала лицензии, накладывала ограничение и приостанавливала их действие. Аналогичные функции надзора связаны с выдачей и отменой квалификационных аттестатов. Подробнее о том, что делать в случае отзыва лицензии у страховщика, читайте на нашем портале.
  • Регулированием деятельности страховщиков: соблюдением законодательства, сроков предоставления отчетности, финансовых условий.
  • Проверкой бухгалтерской и иной отчетности страховых компаний и сроков представления документов.
  • Выдачей указаний страховщикам при несоблюдении требований законодательства РФ, нарушения сроков предоставления отчетности и экономических требований (достаточность капитала и активов).
  • Помощью в стабилизации финансового состояния страховых компаний. Начальный этап – назначение временного руководства, далее – финансовая поддержка, субсидирование, иногда – реорганизация.
  • Судебными разбирательствами со страховщиками, нарушающими законодательство РФ.
  • Участием в развитии страхового дела в РФ, обобщением и систематизаций сведений о страховщиках и рынке в целом, популяризацией страхования в стране.

Присоединение к ФСФР

В 2011 году в России началась реорганизация экономического рынка. Полномочия контроля перешли к регулятору и частично ФСФР. Но присоединение к ФСФР не было первоначальной целью.

Изначально Медведев предложил упразднить ФСФР и создать новую организацию – Федеральную финансовую службу (ФФС). ФФС должна была объединить в себе полномочия ФСФР и заниматься контролем на базе предыдущей государственной структуры – ФССН. Но в январе 2011 года в Минфине не поддержали инициативу. Тогда Медведев выдвинул новый проект, предусматривающий упразднение ФССН и передачу полномочий ФСФР и Минфину.

В результате реорганизации ФСФР оставили название и основные функции, структура осталась в ведении Министерства финансов РФ. Но нормотворческие функции фактически осуществлял Банк России, который в 2011 году постепенно становился мегарегулятором.

Упразднение

В 2011 году действующий надзорный орган был упразднен. Причиной упразднения является изменение концепции экономического рынка России. С 2011 года Д.А.Медведев продвигал идею создания единого объекта – мегарегулятора. В основе идеи была реорганизация ведомств, укрупнение действующей структуры и упразднение 70% организаций. Центробанк, как единственный регулятор в стране, должен был полностью контролировать финансовые потоки. Это удобно для граждан, которые теперь получили возможность подавать жалобы в единое ведомство, и для государства: сокращение числа организаций повлияло на рост доходов в бюджет.

После упразднения ФССН в 2011 году мегарегулятор исполнял надзор в страховом деле, частично разделяя функции с ФСФР. В 2013 году Центробанк стал единственным надзорным ведомством страны и продолжает выполнять контролирующие функции в 2021 году.

Надзор в страховании сегодня

Согласно п.3 ст.30 закона от 27.11.1992 №4015-1, действующим надзорным органом в государстве является Центробанк. Федеральный орган занимается:

  • Контролем над соблюдением законодательства.
  • Выявлением нарушений участниками страхового рынка и их устранением. Центробанк назначает предписание, если компания не соблюдает требования законов России. При несоблюдении санкции ужесточаются. Следующий этап – временное руководство, назначенное регулятором. Если и эти меры бессильны, то Банк России может отозвать лицензию.
  • Защитой прав и интересов клиентов страховых компаний и страховщиков, иных субъектов отношений и государства. Регулятор следит за всеми участниками рынка, предоставляя защиту на федеральном уровне.
  • Развитием экономики. Принятие новых законопроектов, изменений действующих актов в страховом деле невозможно представить без предварительного ознакомления и одобрения инициативы федерального надзорного органа.
  • Предупреждением финансовой неустойчивости страховщиков. Цель Центробанка – не только выявлять нарушения, но и сохранить стабильность рынка путем восстановления финансового благополучия социально значимых страховых организаций.

Выводы

Деятельность надзорного органа открытая, посмотреть результаты надзора Банка России в сфере страховых услуг граждане РФ могут в официальных источниках СМИ (на сайте Центробанка, например).

Федеральная служба страхового надзора предшествовала Банку Росси в сфере контроля над страховым делом. Важное по теме:

  • Орган был основан в 2004 году и выполнял свои функции до 2013 года.
  • Полномочия ФССН были те же, что и у действующего надзорного органа.
  • До упразднения (2013 год) службу присоединили к ФСФР (2011 год).
  • В связи с реорганизацией финансового рынка страны в 2013 году полномочия надзора в страховании перешли к Банку России.

Пишите в комментариях вопросы по теме, ставьте лайки и подписывайтесь на наш портал. Онлайн-юрист работает круглосуточно – не стесняйтесь уточнять интересующую информацию.

Читайте также: