Непрерывный стаж для пенсии военнослужащим

Большое значение для формирования пенсии в современной России имеет стаж работы. Чем он больше, тем, соответственно, обеспеченней будет старость гражданина в будущем.

Актуальным остается вопрос о вхождении в этот период армейской службы. Срок военной службы входит в него, однако с некоторыми особенностями, которые будут рассмотрены в статье.

Бесплатно по России

Что такое стаж

Понятие « трудовой стаж» ранее применялось исключительно в контексте количества лет работы гражданина. Сюда же входили и некоторые иные периоды (например, отпуска по уходу за ребенком).

Также в России существует страховой стаж – срок, за который за работника уплачивались страховые взносы (работодателем или им самим, в случае осуществления предпринимательской деятельности).

Отдельно следует выделить льготный спецстаж, под которым следует понимать работу в тяжелых, вредных и особых условиях, за что предусмотрено право на досрочный выход на пенсию.


В каких случаях служба в армии входит в общий трудовой стаж

До 2002 года основным критерием, определяющим размер пенсии, было общее количество отработанных лет. Сейчас он не имеет такого практического значения как раньше, однако все еще используется для расчета отдельных социальных выплат. Так идет ли период нахождения в армии в общий время осуществления трудовой деятельности?

В Российской Федерации предусмотрено две формы комплектования Вооруженных сил:

  • обязательный призыв военнообязанных граждан;
  • заключение контракта.

Военнослужащим по призыву время нахождения в войсках засчитывается полностью.

К военнослужащим по контракту следует отнести офицеров, а также рядовой и сержантский состав из лиц, подписавших соответствующий документ. При определенной выслуге лет они вправе рассчитывать на особую, военную пенсию, в связи с чем общий трудовой срок работы для них не имеет принципиального значения. Однако в случае недостаточности выслуги они вправе рассчитывать либо на страховую пенсию по старости, для начисления которой необходимо иметь минимальный рабочий период, составляющий 10 лет в 2019 году.

Существует также ряд структур, прохождение службы в которых приравнивается к армейской:

  • Войска Росгвардии;
  • ФСИН;
  • МВД;
  • ФСБ;
  • МЧС.


Принцип расчета стажа служивших в армии

По общему правилу, служба в Вооруженных силах и приравненных к ним структурах засчитывается из расчета, что 1 день нахождения там приравнен к 1 дню работы. Иными словами, она учитывается в зависимости от ее продолжительности в календарных днях. Однако существуют исключения. Так, военнослужащим по призыву 1 день нахождения в армии или флоте приравнивается к 2 дням.

Пример 1

Военнослужащий по контракту отслужил менее 3 лет, после чего уволился из армии, впоследствии работая на гражданских должностях. Права на военную пенсию, таким образом, он не заработал, а весь срок его нахождения в войсках приравнивается к обычной трудовой деятельности. Соответственно, за период нахождения в войсках он накопил 3 года трудового стажа.

Пример 2

Военнослужащий по призыву отслужил положенный законом период в 1 год и после демобилизации работал на «гражданке». Учитывая повышающий коэффициент, период трудового стажа, накопленного за время службы, составляет 2 года.

При обращении за назначением пенсии, специалисты ПФР могут запросить документы, подтверждающие нахождение гражданина в армии. К ним относятся:

  • военный билет;
  • трудовая книжка с записью о нахождении ее владельца в войсках;
  • справка из военного комиссариата;
  • справки из воинских частей, иных мест прохождения службы.

Страховая часть: особенности расчета

Страховой стаж имеет более важное значение, определяя как само право выйти на пенсию, так и ее размер.

Для военнослужащих по призыву нахождение в войсках входит в страховой срок только при условии, если до этого времени или сразу после него он имел официальную работу (или занимался предпринимательской деятельностью) и за него отчислялись взносы в ПФР.

При выполнении этого условия, за каждый год, который гражданин служит в войсках, ему начисляется 1,8 пенсионных балла.

Для контрактников (в том числе офицеров), которые не могут претендовать на пенсию по выслуге, прохождение военной службы входит в страховой период.

Что касается военных пенсионеров, которые собираются оформлять вторую «гражданскую» пенсию, то время нахождения в армии, учтенное при подсчете выслуги, не может входить в страховой срок.

Льготный стаж: нюансы

Как правило, льготный стаж предполагает досрочный выход на пенсию в связи с тяжелыми и вредными условиями труда. Пребывание в армии может входить в этот период при условии, что гражданин работал на вредном производстве до нахождения в войсках или сразу после увольнения и возвращения на гражданку. Однако это касается тех работников, которые осуществляли трудовую деятельность в особых условиях труда до 1 января 1992 года.

Что касается спецстажа работников здравоохранения и образования, то в него засчитывается только срочная служба в армии до 1 октября 1993 года.


Иная ситуация периодом контрактной службы. Она может быть засчитанной в спецстаж при условии, что 1/3 его гражданин находился в армии, а 2/3 работал на соответствующих должностях в учреждениях здравоохранения и образования.

Служба в армии в большинстве случаев все же имеет серьезное значение для формирования различного вида стажа и, как следствие, влияет на размер будущего пенсионного обеспечения, что, несомненно, является одним из стимулов для ее прохождения.

Полезное видео

Служба в армии и декрет больше не будут входить в стаж? Ответ на вопрос смотрите в видео:


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Решение Верховного Суда РФ от 14 апреля 2006 г. N ГКПИ06-300 Непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости, при этом каких-либо исключений из данного правила для бывших военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, не предусматривается

Решение Верховного Суда РФ от 14 апреля 2006 г. N ГКПИ06-300

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим подпункта "б" пункта 6 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. N 252, в части слов, "если они одновременно имеют право на пенсию по старости" (далее Правила), установил:

Заявитель обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением, сославшись на то, что оспариваемый в указанной части пункт Правил противоречит Закону РФ "О статусе военнослужащих" и нарушает его право на получение в установленном законом размере пособия по государственному социальному страхованию, в случае наступления временной нетрудоспособности.

Считает, что в Законе РФ "О статусе военнослужащих" не определена кратность поступления на работу и увольнений с работы, а поэтому при поступлении на работу после увольнения с военной службы он не утрачивает статуса бывшего военнослужащего и, следовательно, не лишается права на исчисление непрерывного стажа на условиях предусмотренных Законом РФ "О статусе военнослужащих".

Полагает, что, исходя из смысла названного Закона , для бывших военнослужащих, отслуживших более 25 лет, период после увольнения с военной службы включает в себя неограниченное число увольнений и поступлений на работу с сохранением непрерывного трудового стажа независимо от продолжительности перерыва в работе при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию, как это установлено для пенсионеров, достигших пенсионного возраста.

Заявитель в судебное заседание не явился. О дне рассмотрения дела извещен своевременно. Из поступившего от него заявления следует, что он не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие.

Представители Правительства РФ Ч., Ф., С., Н. и С. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый пункт Правил не противоречит действующему законодательству РФ и прав заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Как установлено судом, постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. N 252 были утверждены Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхования, в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 которых непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям, кроме перечисленных в подпунктах "а"-"з" пункта 7 настоящих Правил. Это правило распространяется также на пенсионеров, получающих пенсии по другим основаниям (например за выслугу лет), если они одновременно имеют право на пенсию по старости.

Из объяснений представителей заинтересованного лица следует, что в связи с отсутствием до настоящего времени соответствующего федерального закона по данному вопросу, как это предусмотрено Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ, размер пособий по временной нетрудоспособности, порядок и условия их назначения и выплаты работающим гражданам регулируется различными нормативными правовыми актами, в том числе и актами Союза ССР. В связи с этим по-прежнему применяются Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию", в соответствии с пунктом 25 которых пособие по временной нетрудоспособности, кроме случаев трудового увечья и профессионального заболевания, выдается в процентном отношении в зависимости от непрерывного трудового стажа.

О допустимости применения указанных Правил и Основных условий свидетельствует и ст. 423 Трудового кодекса РФ, согласно которой по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, продолжают действовать постановления Правительства СССР впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности" сохранен действующий порядок исчисления непрерывного трудового стажа при назначении пособий по временной нетрудоспособности.

Кроме того непрерывный трудовой стаж, как условие для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, бывшим военнослужащим предусмотрен также и пунктом 5 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Определением Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 г. действие Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию в действующей редакции, включая и оспариваемый пункт , сохранено до 1 января 2007 г.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для признания недействующим подпункта "б" пункта 6 Правил в части указанных заявителем слов не имеется.

Довод заявителя о том, что гражданам общая продолжительность военной службы которых составляет 25 лет и более непрерывный трудовой стаж в силу Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит сохранению после увольнения с военной службы независимо от продолжительности перерыва до дня трудоустройства и количества последующих поступлений на работу и увольнений с работы не может быть признан обоснованным.

Как уже отмечалось выше, непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости. Это правило распространяется также на пенсионеров, получивших пенсии по другим основаниям (например за выслугу лет), если они одновременно имеют право на пенсию по старости. При этом каких-либо исключений из указанного правила, в том числе и для бывших военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, не предусматривается.

В соответствии с п. 3 ст. 10 и п. 5 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в непрерывный трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.

Непрерывный трудовой стаж гражданам, уволенным с военной службы, общая продолжительность которой в льготном исчислении составляет 25 лет и более сохраняется независимо от продолжительности перерыва до поступления на работу.

Из этого следует, что во всех других случаях, в частности, при последующих увольнениях с работы и поступлении вновь на работу, то есть во время трудовых отношений, регулируемых Трудовым кодексом РФ, непрерывный трудовой стаж подлежит исчислению в общеустановленном порядке в соответствии с Правилами , так как увольнение уже производится не с военной службы, а с работы.

Учитывая, что Федеральный закон "О статусе военнослужащих" не содержит каких-либо положений о сохранении непрерывного трудового стажа после увольнения с военной службы при неоднократном поступлении на работу и увольнении с работы бывших военнослужащих, то суд в связи с этим не может согласиться с указанным выше доводом заявителя.

Суд при этом принимает во внимание также и вышеуказанное определение Конституционного Суда РФ, сохранившего действие названных Правил в изложенной редакции до 1 января 2007 г.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 и п. 1 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Скосаренко Николая Васильевича о признании недействующим подпункта "б" пункта 6 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. N 252, в части слов: "если они одновременно имеют право на пенсию по старости" оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий -
Судья Верховного Суда РФ

Здравствуйте, вопрос, сотрудник проходил службу в федеральной службе исполнения наказания в должности врач туберкулезного отделения.

при увольнения с предыдущего места работы прошло 10 месяцев, при приеме на новую работу, сохраняется ли непрерывный стаж по ст. 23 ФЗ № 76 от 27.05.1998 г.?при этом, сотрудник получает военную пенсию по выслуге лет.

Ответы юристов ( 1 )


Военнослужащим — гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию. Порядок выплаты оклада по воинскому званию определяется Правительством Российской Федерации.
5. Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;
сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву — также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;
зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва;

преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;

обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;
предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;
зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы, независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.

Гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах и местностях после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва срок военной службы в календарном исчислении в указанных районах и местностях засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Одиноким матерям военнослужащих — граждан, проходящих военную службу по призыву, предоставляется преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.
6. В целях обеспечения трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в системе государственной службы занятости населения создаются структуры по их трудоустройству и профессиональному обучению.

7. Гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, до 1 января 2015 года выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, а также членов их семей регулируется законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, в соответствии с которым за счет средств федерального бюджета военнослужащему может быть назначена пенсия по выслуге лет, по инвалидности, а его семье — по потере кормильца. Одним из условий назначения и выплаты военного пенсионного содержания предусмотрено оставление военнослужащим своей службы (увольнение).

Кроме того, законом предусмотрены следующие положения:

  • Размер устанавливаемого пенсионного пособия военнослужащего во многом зависит от его должности, звания и срока службы. Кроме того при определенных условиях к пенсии могут применяться увеличения и надбавки.
  • Если военнослужащий, находясь на пенсии, получает заработную плату или иной доход за работу на «гражданке», у него возникает право на получение страховой пенсии по старости дополнительно к военной.

Какие пенсии могут получать военнослужащие?

Законодательством по пенсионному обеспечению военнослужащих для этой категории граждан установлено три вида пенсий:

  • по выслуге лет;
  • по причине инвалидности;
  • в связи с потерей кормильца.

При этом законом оговорены некоторые нюансы при получении права на пенсионное обеспечение:

  • Пенсия по выслуге лет назначается и выплачивается ее получателю после его увольнения со службы.
  • Назначение пенсии по инвалидности или потери кормильца не зависит от продолжительности службы военнослужащего.
  • Пенсионное пособие по инвалидности устанавливается, если она наступила во время прохождения службы или в течение трех месяцев после увольнения, или еще позже, но возникла по болезни или вследствие травмы, полученной в период службы.

Условия назначения военной пенсии за выслугу лет

В соответствии со статьей 13 закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 право на установление пенсии за выслугу лет имеют категории военнослужащих, которые на день увольнения со службы имеют выслугу в размере не меньше 20 лет или уволены со службы по причине достижения максимальных возрастных ограничений по пребыванию на службе, по здоровью или по результатам организационно-штатных изменений.

Пенсионное содержание за выслугу лет для второй категории военнослужащих назначается при условии, что на день увольнения они:

  • достигли возраста 45 лет;
  • имеют общий трудовой стаж 25 лет и более, из них не меньше12 лет и шести месяцев стажа составила военная служба и (или) служба в предусмотренных законом органах и учреждениях.

Порядок исчисления выслуги

При исчислении выслуги лет для назначения военной пенсии в расчет принимаются периоды службы:

  • военная, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе (включая предшествующую назначению работу в этой системе по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий);
  • в органах, контролирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ;
  • в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.

В воинский стаж также включается время службы:

  • в Федеральной службе войск национальной гвардии РФ;
  • в отрядах и соединениях партизанских советских;
  • время работы в органах гос. власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с условием оставления на военной службе или в составе вышеуказанных органов и учреждений;
  • время нахождения в плену (если военнослужащий попал в него не добровольно и, находясь там, не совершил преступления против своего государства);
  • период отбывания наказания и содержания под стражей при необоснованном привлечении к ответственности или репрессированных и потом реабилитированных.

Размер пенсионного обеспечения

Каков будет размер пенсионного пособия военнослужащего за выслугу лет, зависит от нескольких факторов: военного стажа (выслуги), должности и звания, суммы денежного довольствия (ДД), наличия условий для увеличения и надбавок. Пенсионное содержание военнослужащего устанавливается в соответствии со ст. 14 закона от 12.02.1993 N 4468-1:

  • Для лиц с выслугой 20 лет пенсия назначается в размере 50% от суммы ДД.
  • Дополнительно за каждый год, превышающий 20 лет выслуги, добавляется 3%, но не больше 85%.

Кроме этого законом определены следующие моменты:

  • Пенсионеру, который проживает в местности, где к ДД устанавливаются коэффициенты, на период его проживания там они применяются при расчете пенсии, надбавок и увеличений.
  • Пенсионерам, отслужившим на Крайнем Севере и приравненных к нему районах не меньше 15 и 20 лет, при их переезде на место жительства за пределы этих районов, пенсия (с учетом надбавок и увеличений) которая была назначена с применением северных коэффициентов, сохраняется. А тем, которые проживают в местностях, где коэффициент не установлен или применяется в меньшем размере, чем по последнему месту службы, пенсия начисляется (включая надбавки и увеличения) с применением коэффициента по последнему месту службы (предельный размер 1,5). При этом не зависит время обращения за назначением пенсии.

Денежное довольствие военных при начислении пенсии

Базовое денежное довольствие военнослужащего (ДД), используемое для исчисления его пенсии в соответствии с законодательством складывается из составных частей:

  • воинского должностного оклада;
  • оклада в зависимости от воинского или специального звания (за исключением повышения за службу в особых местностях или условиях);
  • ежемесячной или процентной надбавки за стаж службы (выслугу лет), в том числе выплат по индексированию ДД.

До 1 октября 2019 г. при начислении военной пенсии учитывался ДД в размере 72,23% от суммы базового ДД. С 01.10.2019 г. понижающий коэффициент был увеличен до 73,68%.

Условия повышения суммы выплат

Некоторым категориям пенсионеров суммы выплат за выслугу лет подлежат повышению при условии их отношения к той или иной группе получателей. В процентах от расчетного размера пенсии (РРП), устанавливаемой в размере социальной пенсии (5606,17 рублей с 1 апреля 2020 года) увеличение производится:

  • инвалидам в результате военной травмы от 175 до 300% от РРП;
  • инвалидам, участвовавшим в Великой Отечественной войне и лицам, имеющим награду «Жителю блокадного Ленинграда», ставшими инвалидами — от 100 до 250%;
  • участникам Великой Отечественной войны (ВОВ), ветеранам боевых действий; бывшим узникам (несовершеннолетним) фашистских концлагерей и т.п.; лицам, получившим награду «Жителям блокадного Ленинграда» (если они не получают надбавку за инвалидность); инвалидам с детства, получившим ранения или увечья в результате боевых действий во время ВОВ или их последствий — на 32% от РРП;
  • тем, кто не меньше полугода был на военной службе или проработал в период ВОВ, не включая работу на временно оккупированных территориях СССР, либо имеют ордена и медали СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в годы ВОВ, а также необоснованно политически репрессированным, затем реабилитированным — на 16 процентов РРП.

В расчете от размера пенсии на 15-100% пенсии повышаются:

  • Героям Советского Союза, РФ и награжденным орденом Славы трех степеней;
  • Героям Социалистического Труда, Труда РФ;
  • чемпионам Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр;
  • лицам, которые получили орден Трудовой Славы трёх степеней или орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней.

Надбавка за выслугу лет военнослужащим

К пенсионному пособию за выслугу лет в определенных случаях предусмотрено начисление надбавок. Они определяются в процентах к расчетному размеру пенсии (РРП). Законом установлены надбавки следующим получателям:

  • пенсионерам (на уход за ними), которые имеют инвалидность 1 группы, либо по достижению ими возраста 80 лет — 100% РРП;
  • пенсионерам, которые не работают и имеют на иждивении членов семьи (нетрудоспособных) при условии, что последним не выплачивается страховая или социальная пенсия:
    • 32% -при одном нетрудоспособном;
    • 64% — при двух нетрудоспособных;
    • 100% — при трех и более.
  • пенсионерам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, не являющимся инвалидами: 32%, а при достижении ими возраста 80 лет — 64%. Надбавка не начисляется, если пенсия уже исчислена с применением увеличения.

Право на долю страховой пенсии

Если военный пенсионер, уволенный со службы, продолжает трудиться на гражданских должностях, и работодатель отчисляет за него страховые взносы в пенсионный фонд, либо пенсионер осуществляет деятельность как ИП с уплатой соответствующих взносов в ПФР, он может иметь право на получение второй пенсии — страховой пенсии по старости (кроме фиксированной выплаты к ней) при достижении им требуемых законом условий:

  • Возраста 65 лет для мужчин, 60 лет для женщин. В 2020 году значение возраста будет ниже (подробнее здесь). Возможно назначение страховой пенсии по старости досрочно за работу в особых тяжелых условиях и местностях.
  • Минимального страхового стажа не меньше 10 лет (если он не был учтен при назначении военной пенсии). Требование к стажу увеличивается каждый год на 1 год до размера 15 лет.

Дополнительные требования, предусмотренные для назначения страховой пенсии:

  • Минимальный размер индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) — 18,6. Требование к нему ежегодно увеличивается на 2,4, пока он не повысится до 30.
  • Наличие военной пенсии за выслугу лет или по инвалидности.

Порядок и сроки обращения за назначением

За назначением военной пенсии по выслуге лет необходимо обращаться в органы тех служб, в которых получатель пенсии служил перед увольнением: пенсионные органы Министерства обороны РФ, МВД РФ, Федеральной службы исполнения наказаний и ФСБ РФ. При обращении военнослужащему требуется подать:

  • заявление на установление пенсии;
  • документы (при необходимости), подтверждающие наличие условий для увеличения выплат или установления надбавок.

Обратиться в пенсионный орган можно лично или переслать заявление и документы по почте. После проверки представленных документов, если с ними все в порядке, в течение десяти дней после подачи заявления (если необходимые документы представлены не позже 3 месяцев со дня, когда их затребовали) проводится назначение пенсионного пособия.

Общий порядок выплаты пенсионного обеспечения

Законодательством определен порядок выплаты пенсионного обеспечения и оговорены некоторые иные условия его получения:

  • Выплата военного пенсионного содержания производится через Сберегательный Банк России зачислением на счет получателя, либо перечислением через почтовые услуги связи по месту жительства или пребывания пенсионера. По согласованию с Министерством Финансов РФ решением федерального органа исполнительной власти порядок выплат пенсионных пособий может быть изменен.
  • Получать пенсионное пособие пенсионер может сам лично, либо с помощью доверенного лица, оформленного в соответствие с законодательством.
  • Выплата военной пенсии не зависит от того имеется или нет у ее получателя заработок по трудовому договору или иной доход. В этом случае не выплачиваются надбавки на иждивенцев и по инвалидности.
  • Пенсия, начисленная и не полученная пенсионером своевременно по его вине, подлежит выплате за время, которое прошло, но не больше чем за 3 года до обращения за ней. В случае неполучения пенсии по вине выплачивающего ее органа, выплата производится за все прошлое время.

Понятие выслуги, т.е. стажа, применяется для расчета заработной платы. Для военнослужащих расчет включает в себя получение льгот в любом эквиваленте, право на получение жилья и последующее получение пенсионных выплат.

Какие военнослужащие могут получать пенсию по выслуге лет

Законодательство о пенсионном обеспечении военнослужащих включает в себя закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» и устанавливает право военных пенсионеров на получение пенсии по истечении срока службы.

На пенсионное обеспечение могут рассчитывать офицеры, прапорщики, мичманы, рядовые-контрактники, проходившие службу в силовых органах РФ и бывшего Советского Союза и имеющих конкретный стаж не менее 20 лет на момент окончания срока службы .

Если же увольнение последовало при наступлении максимально возможного возраста пребывания на службе — 45 лет, при невозможности продолжать службу по причинам, связанным со здоровьем, или же при организационно-штатных мероприятиях, то военнослужащий также может рассчитывать на военную пенсию, но по смешанному стажу. Но стоит помнить, что это условие выполняется только при наличии военной выслуги не менее 12,5 лет, а трудовой стаж должен составлять 25 лет и более.

Право на получение пенсионных выплат распространяется не только на граждан РФ, но и на лиц, служивших на территории РФ, которые в данный момент являются иностранными гражданами, при условии, что государство, чьими подданными они являются, отказало им в выплате пенсионного пособия.

Исчисление выслуги лет военнослужащих

Вычисление военного стажа заключается в точном определении периодов нахождения на службе в ВС РФ в различных силовых структурах РФ, обучения в военном образовательном учреждении, а также льготный и дополнительных периодов, учитываемых установленным порядком расчета.

Обучение в военном образовательном учреждении засчитывается в общий военный стаж лишь при условии, что довольствие назначается по пункту «а» закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», т.е. право на выплаты по выслуге получат только те военнослужащие, имеющие при увольнении не менее 20 лет службы за спиной .

Лица, обучавшиеся в образовательных заведениях гражданской направленности, но с военной кафедрой, так же могут рассчитывать на зачисление периода учебы в военный стаж, но при условии, что во время призыва на срочную службу будет учтена профессия, полученная при зачисляемом в выслугу обучении. Стоит помнить, что при включении периода обучения в общую выслугу, 1 год зачисляемого срока учебы будет давать прибавку к стажу в размере 6 месяцев.

Служба в особых условиях

Важно, что Постановлением Правительства РФ ОТ 22.09.93 № 941 (ред. от 01.05.96) «О порядке исчисления выслуги лет…» предусмотрен расчет выслуги для получения денежного довольствия на льготных условиях.

При включении данных льгот в военный стаж исчисление будет произведено на условиях:

1. Один месяц военной службы за два месяца — военнослужащему при нахождении на воинских должностях летного состава, выполняющему полеты по планам боевой подготовки, а также участвующему в испытании парашютов с совершением прыжков при выполнении годовых норм прыжков, предусмотренных главнокомандующим Военно-воздушными силами РФ. При нахождении военнослужащего на летной работе неполный календарный год выслуга на льготных условиях исчисляется пропорционально времени нахождения на летной работе.
2. Один месяц военной службы за полтора месяца при прохождении военной службы:

  • на воинских должностях, обязанности по которым включают в себя систематическое выполнение прыжков с парашютом при выполнении годовых норм прыжков не менее минимальных норм, установленных Минобороны России для исчисления выслуги на пенсию в льготном порядке в соответствующих войсках ВС РФ и других войсках федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
  • на воинских должностях, предусмотренных в управлении океанографических экспедиций, экспедиций особого назначения, экспедиционных аварийно-спасательных отрядов, гидрографических и океанографических экспедиций, соединений кораблей и судов, военно-морских баз, флотилий, флотов, не размещенных на кораблях и судах, исчисление выслуги лет на льготных условиях производится при условии ежегодного, не менее 30 дней, плавания за пределами внешнего рейда на кораблях и судах, находящихся в строю, или не менее 30 дней проведения ходовых заводских или государственных испытаний строящихся и ремонтирующихся кораблей и судов, когда эти корабли и суда находились в плавании;
  • на воинских должностях, предусмотренных в штатах боевых кораблей и другой военно-морской техники (п. п. 3, 4 Правил исчисления выслуги лет).

Пересчет выслуги лет при назначении военнослужащих до окончания года с должностей, по которым предусматривается льготное исчисление выслуги лет, на должности, по которым оно не предусмотрено, а также переводе военнослужащего в другой федеральный орган исполнительной власти, его увольнении производится перед таким назначением, переводом, увольнением (п. 7 Правил исчисления выслуги лет).

Стоит заметить, что согласно ст. 3 Указа Президента РФ № 1237 в срок службы не засчитываются следующие периоды:

  • пребывание военнослужащего в дисциплинарной воинской части;
  • отбывание ареста;
  • самовольное оставление воинской части свыше 10 суток независимо от причин оставления.

Перечень дополнительных периодов

Военнослужащим в выслугу лет так же засчитываются следующие периоды, установленные п. 2 Правил исчисления выслуги лет на службе:

  • в ВС РФ, внутренних войсках МВД России, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;
  • в Вооруженных силах, войсках и органах КГБ СССР, Центральной службе разведки СССР, Управлении охраны при Аппарате Президента СССР, Комитете по охране государственной границы СССР, органах федеральной безопасности РСФСР, Службе внешней разведки РСФСР, Межреспубликанской службе безопасности, Службе безопасности Президента РФ, федеральных органах государственной безопасности, органах контрразведки РФ, пограничных войсках, органах ФПС России, Государственной противопожарной службе МВД России, Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи при Президенте РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, Службе специальной связи и информации при ФСО России, Главном управлении охраны РФ, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях СССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств — участников СНГ;
  • граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — участников СНГ (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы);
  • граждан РФ до 1 января 1995 г. в Вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — бывших республик СССР, не входящих в СНГ;
  • граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве;
  • Содержание под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы и нахождение в ссылке — в случае вынесения оправдательного приговора либо прекращения уголовного дела, необоснованного привлечения к уголовной ответственности и репрессирования;
  • Перерыв в службе в случае необоснованного увольнения и последующего восстановления на службе в установленном порядке;
  • работа в системе Государственной противопожарной службы МВД России, Государственной противопожарной службы МЧС России, непосредственно предшествующая назначению на должности, замещаемые лицами рядового или начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы МВД России и МЧС России;
  • в органах внутренних дел, милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) РФ и СССР в качестве лиц рядового и начальствующего состава;
  • в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • приостановление военной службы военнослужащих, избранных депутатами Госдумы Федерального Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, главами исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющих указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащих, осуществляющих полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
  • нахождение в плену или в качестве заложников, а также интернирование в нейтральных странах — до полного выяснения обстоятельств захвата в плен в качестве заложников, интернирования или освобождения;

  • безвестное отсутствие — до признания в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим.

Влияние выслуги на пенсионное обеспечение

Военный стаж имеет прямое отношение к последующему пенсионному обеспечению военнослужащего, т.к. это главный критерий, применяемый для вычисления пенсионной выплаты . Военнослужащий имеет право на получение данных выплат только при достаточном стаже.

Читайте также: