Обязательное пенсионное страхование для военных пенсионеров

Автор: адвокат МОКА Морозова О.В.
март, 2020

Всем известно, что военный пенсионер – лицо, получающее пенсию по линии министерств обороны или внутренних дел, - имеет право на одновременное получение второй пенсии - страховой, выплачиваемой Пенсионным фондом РФ.

Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 прямо указал в статье 7, что военные пенсионеры при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

И если военный пенсионер решил заняться трудовой деятельностью – любой и в любой форме, то он лично либо его работодатель принуждается налоговым органом к уплате страховых взносов в бюджет ПФР.

Почему ПФР право военных пенсионеров на вторую пенсию превращает для них в обязанность по ее "зарабатыванию"? Почему сегодня военный пенсионер, 1967 г.р. и младше, обязан в течении 15 лет платить страховые взносы в ПФР, отчисляя 22% своего заработка, чтобы к 70 годам иметь право на получение второй пенсии в усеченном наполовину размере по сравнению с другими застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

Да, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами. Обязанность по их уплате лежит на страхователе, т.е организации-работодателе или на военном пенсионере лично, если он относится к частно практикующим лицам (ИП, адвокаты и пр.). Если есть страхователь, значит, он кого-то страхует - застрахованное лицо в обязательном пенсионном страховании. Но военный пенсионер уже имеет пожизненное обеспечение от государства и следовательно, не может потерять доход, риск утраты которого и страхуется в обязательном пенсионном страховании.

Так можно ли отказаться от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, если военный пенсионер не хочет получать вторую пенсию за "гражданский" трудовой стаж? Для ответа на данный вопрос достаточно ответить на еще один вопрос: а за кого страховые взносы уплачиваются в ПФР в обязательном порядке? - за застрахованное лицо. А кто является застрахованным - сам военный пенсионер, при чем от риска, которого у него нет.

Ответ лежит на поверхности – правоприменитель предпочитает применять только федеральный закон, касающийся непосредственно системы обязательного пенсионного страхования (далее по тесту – система ОПС). Речь идет о Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Даже разъяснения Конституционного суда не смущают, - принуждает работающих военных пенсионеров (в том числе индивидуальных предпринимателей, адвокатов, др.) быть застрахованными в системе ОПС, а значит нести обязанность по уплате страховых взносов в его бюджет.

Если говорить не юридическим языком, который из-за множества терминов и необходимых отсылок, многим покажется абракадаброй, то обязательное пенсионное страхование в отношении военных пенсионеров может иметь только добровольный характер. Еще проще – налоговые органы нарушают закон и игнорируют прямой запрет, наложенный Конституционным судом РФ, на такое применение положений закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, которое обязывало бы военных пенсионеров вступать в систему обязательного пенсионного страхования.

Вступление в систему ОПС военными пенсионерами осуществляется только добровольно. Соответственно, и выход из нее для военного пенсионера тоже добровольный – ПФР не имеет права принуждать военного пенсионера уплачивать ему пенсионные взносы.

При этом военный пенсионер должен четко знать и осознавать, что вступив в систему ОПС, он будет нести обязанности такие же как и остальные застрахованные лица, т.е. на равных условиях он будет в течении 15 лет (с учетом переходного периода) уплачивать страховые взносы, чтобы заработать 30 ИПК (баллов), но страховая пенсия у него будет урезанная, т.к. права на фиксированную выплату к страховой пенсии он не имеет.

Кроме того, то страховое обеспечение, которое ПФР будет выплачивать военному пенсионеру при выполнении последним всех необходимых условий, не может считаться эквивалентным ранее уплаченным суммам пенсионных взносов при существующей тарификации.

Тариф страховых взносов в бюджет ПФР состоит из солидарной и персональной частей. Солидарная (общая) часть идет на те выплаты, на которые военный пенсионер не может претендовать (его такого права лишили в силу закона). Ситуация в следующем, ты платишь солидарную часть как все, а гарантировано ничего не получаешь.

Кроме этого, ПФР будет выплачивать военному пенсионеру страховую пенсию не тогда, когда он достигнет общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для женщин и 65 – для мужчин, с учетом переходного периода), а когда он выполнит условия, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях».

Строго говоря, вторая пенсия, на которую имеет право военный пенсионер не совсем страховая и совсем не пенсия. Эта выплата хоть и имеет такое наименование и должна выплачиваться при наступлении страхового случая, но страховой пенсией не является минимум по двум причинам: 1) на эту сумму прожить невозможно без получения военной пенсии, и речь идет именно об увеличении имеющейся, 2) это прибавка к имеющейся пенсии за выслугу лет, не связана с реализацией страхового риска. Система ОПС является способом "зарабатывания" прибавки к имеющейся военной пенсии.

Момент вступления в систему ОПС для военного пенсионера не связан со страховым риском, поскольку у него отсутствует вероятность потери заработка (у него уже есть пожизненная государственная пенсия).

Принудительно загонять человека в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) без наличия у него страхового риска никто не имеет права. В противном случае это будет прямое нарушение законодательства о страховании, а также прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ.

По правде у военного пенсионера есть право отказаться от уплаты страховых взносов, но на сегодня реализовать это право невозможно из-за несогласия налоговых органов, поэтому никто не рискует ввязываться в судебные тяжбы с налоговой, которую всегда суд поддержит.

Но что интересно в данной ситуации беззаявительное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, также подразумевает и беззаявительный отказ от такого участия.
Но я все-таки написала заявление, и вот, что вышло.

Защита победила: права военных пенсионеров - адвокатов будут пересмотрены

Личный опыт отказа от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

С 2 июля 2014 года я вышла в отставку по болезни, в возрасте 45 лет, и получаю пенсию за выслугу лет, назначенную мне в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", то есть являюсь военным пенсионером.
11 апреля 2017 года, в возрасте 47 лет, мною получен статус адвоката.
19 мая 2017 года мною получена выписка о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из которой следует, что по состоянию на апрель 2017 года на моем индивидуальном лицевом счете учтены пенсионные права в размере 3,73 ИПК и 2 года 7 месяцев страхового стажа.
С учетом риска дожития до 60 лет страховой случай обязательного пенсионного страхования для меня наступит через 13 лет от начала работы адвокатом. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере позволяет накапливать около 1 ИПК в год, а значит, на моем индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не будет величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, что является невыполнением требований частей 2 и 3 статьи 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, при наступлении страхового случая я получу отказ в назначении страховой пенсии по старости.
21 июня 2017 года я обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Московской области с просьбой не ставить меня на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку я получаю пенсию за выслугу лет и отказываюсь от участия в обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что к 2024 году у меня будет только 11 лет страхового стажа, которого недостаточно для назначения страховой пенсии, и, следовательно, система обязательного пенсионного страхования мне не гарантирует предоставление соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая, а на иное социальное обеспечение по возрасту я не имею прав.
На мое заявление налоговый орган ответил письмом о том, что я как адвокат обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
18 сентября 2017 года мною подано административное исковое заявление в Люберецкий городской суд Московской области с требованием о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области от 10 июля 2017 г. № 12-26/29683@ в части признания административного истца плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку оно нарушает мои права, предусмотренные статьями 19, 35, 39, 55 Конституции РФ, так как (а) уплатив страховые взносы, я не буду получать никакого пенсионного обеспечения не только при наступлении страхового случая, но и в последующем; (б) по сравнению с иными застрахованными лицами для военных пенсионеров установлены значительно худшие условия для получения страхового пенсионного обеспечения.
19 декабря 2017 года Люберецким городским судом Московской области принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований (дело № 2а-7749/2017).
23 апреля 2018 года Московским областным судом отказано в удовлетворении моей апелляционной жалобы и решение Люберецкого городского суда Московской области от 19 декабря 2017 года оставлено без изменения.
31 октября 2018 года Московским областным судом отказано в передаче моей кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
10 апреля 2019 года судьей Верховного Суда Российской Федерации вынесено определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

19 июня 2019 года заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации отказано в жалобе об отмене определения об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

28 января 2020 года Конституционный суд РФ рассмотрел мою жалобу и вынес решение.
Я очень надеялась, что с новым решением КС в обязательном пенсионном страховании (ОПС) завершится эра безусловного отнесения законом работающих пенсионеров к застрахованным лицам, и для них участие в ОПС станет реально добровольным, а не принудительным как сейчас. Но я не смогла защитить свои права в рамках национальной судебной системы, что возможно повлечет для меня санкции в виде взыскания своевременно неуплаченных страховых взносов, несмотря на то, что я не нуждаюсь в увеличении размера получаемой пенсии, тем более принудительно.

То, что теперь возложение обязанности по уплате взносов на таких как я признанно не противоречащим Конституции, одновременно означает признание конституционным принудительного порядка пенсионного страхования работающих военных пенсионеров. Полагаю, такой результат судебного обжалования политическим и не основанным на праве.

При этом все обжалуемые мною погрешности закона КС признал неконституционными. Согласно постановления КС № 5-П от 28.01.20 я обязана принудительно страховаться и платить взносы в ПФР с целью увеличения размера получаемой пенсии в рамках ОПС, в котором не определены ни объем, ни условия формирования и реализации моих страховых пенсионных прав. Правомерность привлечения к ответственности за неисполнение такой обязанности, конечно, сомнительна. Сама я взносы в ПФР не платила и платить не буду, но пока за мною не числится задолженности, что не позволяет продолжить диспут с государственными органами в юридической плоскости.

ОПС - это механизм реализации социального страхования, который нельзя безусловно использовать для увеличения размера военной пенсии. Получатель социального обеспечения не является лицом, нуждающимся в защите государства, ведь в отношении него государство выполнило свою социальную миссию, и он как гражданин должен считаться социально защищенным.

Заставлять человека увеличивать свою пенсию само по себе лишено здравого смысла, поскольку назначаемые нам пенсии, по закону, считаются достаточными по размеру, который обеспечивает достойное проживание при утрате трудоспособности.

Возложение обязанности самостоятельно уплачивать взносы на ОПС в зависимости от ведения трудовой деятельности безотносительно пенсионного статуса, нарушает конвенционное право собственности военного пенсионера. Осталась одна надежда, что моя жалоба в ЕСПЧ (№ 42408/19), принятая в августе 2019 года, будет рассмотрена по существу и нарушения имущественных прав граждан РФ, получающих пенсии и продолжающих при этом трудиться, в части возложения на них обязанности по уплате обязательных страховых платежей на ОПС, будут признаны на международном уровне.

В общем, моя оценка отличается от оценки Российской газеты, опубликовавшей статью о новом решении КС о победе защиты.


Статья 7. Право выбора пенсии

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". // Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 03.04.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"

О юридической помощи и законах от адвоката МОКА

Мне через месяц исполняется 60 лет, получаю смешанную пенсию по линии Минобороны России за выслугу лет и за инвалидность по военной травме. После выхода на военную пенсию выработал стаж 15 лет, накопил 36 баллов. В каком возрасте и в какие сроки Пенсионный фонд России должен назначить мне страховую пенсию за гражданский стаж?


Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

Военные пенсионеры получают пенсию за выслугу лет или по инвалидности по линии Минобороны, МВД, ФСБ РФ и ряда других силовых ведомств.

Если после службы военные пенсионеры продолжают работать в гражданских организациях, то при соблюдении определенных условий у них возникает право на получение страховой пенсии, назначаемой Пенсионным фондом РФ.

Военный пенсионер должен быть зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования. Тогда страховые взносы работодателя во время работы в гражданских учреждениях учитываются при назначении второй пенсии.

Сведения о гражданском стаже, начисленных и уплаченных страховых взносах, размере заработной платы, а также периодах работы в гражданских организациях отражаются на индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде РФ. Номер этого счета указан на страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования – СНИЛС.

Вопросы назначения Пенсионным фондом РФ страховой пенсии по старости регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон о страховых пенсиях).

Военным пенсионерам может быть назначена пенсия по линии Пенсионного фонда РФ – страховая пенсия по старости – при одновременном соблюдении ряда условий:

1. Достижение общеустановленного возраста выхода на пенсию.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона страховых пенсиях с 1 января 2019 г. при определении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, учитываются переходные положения приложения 6 к Закону страховых пенсиях, в соответствии с которыми предусмотрено поэтапное повышение возраста (ежегодно на 12 месяцев) по 2023 год до достижения максимального значения - 65 и 60 лет (соответственно для мужчин и женщин).

При этом следует иметь в виду, что гражданам, которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 6 Закона страховых пенсиях, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").

Отдельным категориям военных пенсионеров страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий для досрочного назначения. Например, в случае работы на Севере, труда в тяжелых условиях и т. д. (ст. 30-33 Закона страховых пенсиях).

2. Наличие требуемого страхового стажа, не учтенного при назначении пенсии по линии силового ведомства (иными словами, «гражданского» стажа).

В 2019 году он составляет 10 лет и будет ежегодно увеличиваться на 1 год до 15 лет в 2024 году (приложение 3 к Закону страховых пенсиях).

3. Наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов

На 2019 год она установлена в размере 16,2 и будет ежегодно повышаться до 30 в 2025 году (ч. 3 ст. 35 Закона страховых пенсиях).

4. Наличие установленной пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силового ведомства

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-I, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом (ч. 4 ст. 13 Закона страховых пенсиях).

Для назначения страховой пенсии по старости военному пенсионеру необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства (МФЦ), в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда РФ и МФЦ заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением, либо по почте.

Также гражданин может направить заявление в форме электронного документа через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте Пенсионного фонда РФ.

В целях назначения пенсии необходимо оформить заявление и представить следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность;

- справка из органа, который осуществляет пенсионное обеспечение по линии силового ведомства (содержит данные о том, с какой даты гражданин получает пенсию, о периодах службы, предшествовавших назначению пенсии по инвалидности, либо периодах службы, работы и иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет);

- документы, подтверждающие «гражданский» стаж (трудовую книжку, трудовой договор и т. д.) и другие документы в соответствии с приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению".

За разъяснениями с учетом анализа конкретной ситуации следует обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда РФ.

В предыдущей статье мы предоставили информацию об условиях выхода военнослужащих на пенсию по выслуге и инвалидности, а также по смешанному стажу. Военнослужащие становятся пенсионерами в работоспособном возрасте, поэтому продолжают либо служить в воинских частях и других органах, либо выходят в отставку и работают по гражданским специальностям. До достижения пенсионного возраста они приобретают общий страховой стаж, который дает право на получение второй (гражданской) пенсии. В отличие от военной пенсии, ее обеспечивает Пенсионный фонд РФ.


Кому положена вторая пенсия

Военному пенсионеру очень важно, выйдя в отставку и занявшись ИПД или оформившись на работу на предприятие любого вида собственности, встать на учет в системе обязательного пенсионного страхования. Индивидуальная карточка личного страхового счета станет главным документом при обращении в отделение ПФ для начисления пенсии.

Для назначения второй пенсии военным пенсионерам должны быть выполнены следующие условия:

  • Наличие основной пенсии по выслуге лет, инвалидности или по военная пенсия по смешанному типу.
  • Достижение пенсионного возраста. Во II полугодии 2021 г. он будет составлять 56,5 лет для женщин и 61,5 лет для мужчин.
  • Важно! Если страховые взносы платились при работе на предприятиях, где предусмотрен льготный, более ранний, выход на пенсию, то соответственно понижается и возраст военных пенсионеров.
  • Наличие гражданского стажа после выхода в отставку. В 2021 году он должен составлять 12 лет и далее продолжит увеличиваться на 1 год до достижения 15 лет 2024 г..
  • Наличие необходимой суммы индивидуальных баллов. В 2021 г. минимальное количество составляет 21 б.

Важно! Если у пенсионера к достижению общего пенсионного возраста не накоплено необходимой суммы баллов, он не имеет права на вторую пенсию.


Как начисляется вторая пенсия

Рассчитать сумму второй пенсии, зная количество накопленных баллов и стоимость одного балла (на день назначения пенсии).
РП (размер пенсии) = КИБ (количество баллов) х СБ (стоимость одного индивидуального пенсионного балла).
В 2021 г. один ИПК будет равна 98 рублей 86 копеек.

Сколько баллов может быть начислено Вам за 2018 год?

Введите размер ежемесяч-
ной з/п до вычета НДФЛ:

Результаты расчета

Какие документы нужно предоставить в ПФ

Обращения граждан о назначении гражданской пенсии рассматриваются при наличии следующих документов:

  • Паспорта гражданина Российской Федерации (может быть заменен иным документом о регистации);
  • СНИЛС (карточка страхового свидетельства);
  • Пенсионного удостоверения военного пенсионера или документ, заменяющий его;
  • Трудовой книжки;
  • При наличии стажа, имеющегося до даты регистрации в СПС, но не учтенного в трудовой книжке, справка из архивов или от работодателя;
  • Если имеется стаж до 2002 г. - справка о ЗП за 60 месяцев, следующих последовательно;
  • Информация с подтверждающими документами об иждивенцах.



Комментарии

Здравствуйте!
Я, Рафалко Александр Константинович, 02.04.1958 года рождения, страховое свидетельство № 134-782-016-58 работаю полным рабочим днем с 05 марта 2005 года по настоящее время в качестве ведущего инженера электросвязи участка систем проводной связи Заполярного цеха связи филиала «Управление связи» ООО «Газпром добыча Ямбург» ПАО «ГАЗПРОМ», которое находится на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, относящейся к районам Крайнего Севера.
В указанный период к заработной плате применяется районный коэффициент 1,8. Метод работы вахтовый с выработкой годовой нормы рабочего времени. Я еще являюсь бывшим военнослужащим с выслугой 28 календарных лет в различных военных округах и службу закончил в ВС Республики Беларусь. По последнему месту службы была оформлена военная пенсия.
Я гражданин Республики Беларусь, зарегистрирован и проживаю в г. Минске. В России у меня имеется регистрация по месту пребывания, и то только на время продолжительности вахты. 02 апреля 2018 года мне исполняется 60 лет, в связи с чем работодатель оформил первичные документы для обращения по месту жительства за назначением пенсии.
По месту жительства в Минске мне было сказано, что согласно действующего законодательства Республики Беларусь, для военных пенсионеров гражданский стаж не учитывается и пенсия не положена. С учетом повышения пенсионного возраста право на пенсию по старости для меня наступит в 61,5 лет. Так же было сказано, что я могу подать заявление со всеми другими положенными документами, которые будут высланы в ПФР по адресу г. Москва, ул. Шаболовка д.4 для принятия решения по назначению мне пенсии в России.
Прошу уточнить мои действия в сложившейся ситуации по назначению мне пенсии.
Мои номера телефонов:
- в РФ +79822692676 – сотовый, 83494962058 – рабочий
- в РБ +375293024472
A-Rafalko
yandex.ru – адрес электронной почты

С уважением, Рафалко Александр Константинович


9 июня в Госдуму внесен разработанный Правительством РФ проект поправок в Закон об обязательном пенсионном страховании (законопроект № 970006-7). Документ разработан в целях исполнения Постановления Конституционного Суда РФ № 5-П от 28 января 2020 г., о котором ранее писала «АГ».

Напомним, что постановление КС было принято по итогам рассмотрения жалобы адвоката Московской окружной коллегии адвокатов Ольги Морозовой, получающей пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения РФ и их семей (далее – Закон о военных пенсиях).

В жалобе указывалось, что отдельные нормы законодательства (ч. 4 ст. 7 Закона о военных пенсиях; подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 22 ст. 22 и п. 1 ст. 28 Закона об обязательном пенсионном страховании; подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, а также ч. 2 и 3 ст. 8, ч. 18 ст. 15 Закона о страховых пенсиях) не соответствуют Конституции РФ в той мере, в которой обязуют адвокатов из числа военных пенсионеров уплачивать взносы на ОПС без закрепления надлежащих гарантий получения ими пенсии по старости. Заявитель добавила, что оспариваемые ею положения предусматривают уплату страховых взносов по солидарной части тарифа, при том что фиксированная выплата к пенсии по старости им не устанавливается.

Рассмотрев жалобу, КС признал спорные нормы соответствующими Конституции в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по ОПС, возлагают на них обязанность по уплате взносов с целью обеспечения права на получение обязательного страхового обеспечения. При этом он предписал законодателю незамедлительно устранить неопределенность содержания оспариваемых норм применительно к объему, условиям формирования и реализации пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров.

Внесенный в Госдуму проект предлагает, в частности, внести поправки в ст. 6 и 7 Закона об ОПС в целях исключения адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом о военных пенсиях, из числа застрахованных лиц, на которых распространяется ОПС. Как указано в пояснительной записке, эта новелла позволит освободить таких лиц от уплаты страховых взносов.

Кроме того, предложено внести изменения в ст. 29 Закона об ОПС, согласно которым адвокатам из числа военных пенсионеров будет предоставлено право добровольной уплаты взносов на ОПС. «Распространение на указанную категорию адвокатов механизма добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию позволит как засчитывать периоды уплаты ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в страховой стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию, так и самостоятельно определять таким лицам размер добровольно уплачиваемых страховых взносов», – отмечается в пояснительной записке.

В комментарии «АГ» Ольга Морозова назвала поправки «капитуляцией с последующей победой». «Законопроект предоставляет возможность адвокатам – военным пенсионерам не платить взносы на ОПС, но постановление КС “закрывается” без пересмотра объема и порядка реализации их пенсионных прав. Условия ОПС включают уплату на протяжении не менее 15 лет страховых взносов в общей сумме, достаточной для пересчета в 30 ИПК. Страхование, в котором при наступлении страхового случая застрахованный ничего не получает, хотя уплачивал взносы, – это уже не страхование, если ему не пересчитывают размер страхового обеспечения исходя из суммы взносов, уплаченных на момент наступления страхового случая», – пояснила она

По мнению адвоката, регулирование ОПС создает ситуацию необеспеченности обоснованных имущественных ожиданий, возникающих при уплате страховых взносов и наступлении страхового случая. «В противном случае не надо называть данные правоотношения страховыми, а взносы – страховыми взносами. Все будет как прежде, за малым исключением», – полагает она.

Ведущий юрисконсульт компании ФБК Legal Валентина Полякова напомнила, что КС в Постановлении № 5-п/2020 сформулировал два вывода. «Во-первых, Суд признал адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по ОПС. Во-вторых, констатировал наличие неопределенности, связанной с реализацией прав на получение пенсионных выплат за счет уплаченных такими лицами взносов. В связи с этим стояла задача разрешить данное противоречие», – отметила эксперт.

По ее мнению, в результате законодатель не стал прорабатывать механизм реализации прав на использование пенсионных накоплений. «Законопроектом предлагается вовсе исключить таких адвокатов из числа страхователей, сняв с них обязанность по уплате взносов на ОПС, при этом одновременно предусмотрено право их уплаты добровольно. Фактически адвокаты из числа военных пенсионеров вправе самостоятельно выбирать, участвовать им в системе ОПС или нет. Такое решение представляется весьма удачным», – полагает Валентина Полякова.

Юрист добавила, что, если говорить о внесенных ранее и вносимых в настоящее время взносах, стоит вспомнить разъяснения Конституционного Суда по сходным обстоятельствам (Письмо от 13 апреля 2000 г. № 2277). «Тогда КС отметил, что излишне уплаченные взносы граждан, чьи права были нарушены положениями, признанными неконституционными, возвращаются им в предусмотренном законодательством порядке, но не ранее чем с даты провозглашения соответствующего постановления КС. Иными словами, адвокаты из числа военных пенсионеров вправе претендовать на возврат сумм, излишне уплаченных ими с даты принятия постановления КС по даты вступления новых норм в силу», – заключила эксперт.

Каждый военнослужащий имеет право на получение военной пенсии от силовых ведомств, в которых он проходил службу. Данные выплаты назначаются за количество выслуженных лет или по причине инвалидности.

  • Что необходимо для получения страховой пенсии?
  • Условия предоставления
  • Необходимые документы
  • Порядок расчета
  • Особенности выплаты

В то же время, после службы военные пенсионеры могут устроиться на работу «на гражданке», занимаясь либо наемным трудом в различных компаниях, либо индивидуальным предпринимательством.

Официальное трудоустройство или предпринимательская деятельность дает возможность получать не только военные, но и страховые пенсионные начисления вследствие старости.


Что необходимо для получения страховой пенсии?

Чтобы военный пенсионер получил право на гражданскую стразовую пенсию, ему необходимо наличие регистрации в системе пенсионного страхования. Кроме того, на его персональный счет в системе должны приходить

поступления в виде страховых взносов.

В информации, касающейся лицевого счета, также отображаются сведения о:

  • стаже физического лица на гражданской работе;
  • количество начисленных и переведенных в ПФ страховых взносов;
  • величина зарплаты;
  • периоды занятости в гражданских компаниях и организациях.

От этих данных зависит, будет ли начисляться военному пенсионеру страховая пенсия по старости, и какие для него возможны выплаты за счет средств пенсионных накоплений.

Номер своего лицевого счета можно узнать на «зеленой карте» - страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Данный документ получается после обращения в один из территориальных органов Пенсионного Фонда РФ по месту регистрации или по месту проживания.

При посещении организации потребуется заполнить специальную анкету и предоставить удостоверение личности.

Видео: Страховая пенсия военных пенсионеров.

Условия предоставления

После упразднения такого термина, как трудовая пенсия, изменился и порядок проведения выплат гражданам пенсионного возраста.

Теперь он носит название страховой пенсии, которая исчисляется пенсионными баллами. Одна из их особенностей в том, что стоимость пенсионного балла стабильно увеличивается с течением лет.


Для получения страховой пенсии военному пенсионеру, равно как и любому другому физическому лицу, потребуется выполнение следующих условий:

  1. Достижение фиксированного пенсионного возраста — 55 лет женщинам и 60 лет мужчинам. В некоторых случаях пенсионные выплаты могут начаться раньше. Например, при работе на вредном производстве или работа на Крайнем Севере.
  2. Наличие минимального трудового стажа на гражданской работе. На данный момент минимальный трудовой стаж составляет не менее 6 лет, в дальнейшем планируется увеличение до 15 лет.
  3. Накопление минимального количества пенсионных балов. В настоящее время этот коэффициент равен 6,6 баллам. Но, равно как и трудовой стаж, данный показатель будет расти до 30 баллов. Этот пункт имеет отношение преимущественно к тем пенсионерам, которые начали решать вопросы со страховой пенсией после начала 2015 года.
  4. Наличие начислений военной пенсии по причине инвалидности или за выслугу лет, в зависимости от силовых подразделений.

В соответствии с законодательством, военным пенсионерам в порядке начисления стразового и трудового стажа не учитываются периоды службы, предшествующие назначению пенсии по инвалидности или уже учтенные выплаты за выслугу лет.

Видео: Пенсии военным пенсионерам в 2020 году.

Необходимые документы

Порядок предоставления страховой пенсии военным пенсионерам обязывает их обращаться в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту прописки. Либо, если военный пенсионер проживает в другом городе, по фактическому месту жительства.

Чтобы военному пенсионеру были назначены начисления страховой пенсии, ему потребуется предоставить следующие документы:

      1. Удостоверение личности — паспорт.
      2. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
      3. Справку из органа, обеспечивающего начисление военной пенсии по линии соответствующего силового ведомства. Данный документ должен предоставлять информацию о том, с какого момента идут начисления военной пенсии данному лицу, периоды службы перед назначением военной пенсии по инвалидности либо те периоды работы или службы, которые были учтены при расчете пенсии за выслугу лет.
      4. Документы, отражающие величину «гражданского стажа», иначе говоря, трудового. Это могут быть трудовая книжка или договор, а также справки, выданные нанимателем или специальными государственными органами.

Порядок расчета

В отличие от устаревших способов начисления пенсии, на данный момент начисления пенсионерам состоят из трех частей — накопительной, фиксированной и страховой части.


Фиксированная часть не зависит от трудовой деятельности и устанавливается ежегодно государством.

Две оставшиеся части создаются из пенсионного капитала гражданина. Данный капитал растет благодаря страховым отчислениям его работодателя. Все эти отчисления накапливаются и хранятся на персональном страховом лицевом счете гражданина.

Самостоятельные подсчеты величины страховых выплат довольно сложны, поскольку для этого требуется знать свой ИПК.

Наиболее простой способ его расчета проводится по итогам года. Работодатель отчисляет в пенсионный фонд 22% от ежемесячной зарплаты. Из данной суммы 6% переходят в основные резервы, из которых выплачивается фиксированная часть пенсии.

Остаются 16%, которыми гражданин распоряжается самостоятельно:

      • он может перечислить все 16% в формирование страховой пенсии;
      • он может перечислить 10% в страховую часть пенсии, а оставшиеся 6% в накопительную.

Особенности выплаты

Страховая пенсия для военных пенсионеров назначается с вычетом фиксированной части, иначе говоря фиксированного базового размера, применяющегося ранее при начислении пенсии.

Также страховая пенсия, предоставляющаяся военному пенсионеру по старости, каждый год индексируется на государственном уровне.

В случае, когда военный пенсионер продолжает работу в гражданских компаниях после назначения ему второй «гражданской» пенсии, величина его страховых пенсионных начислений по старости каждый год должна пересчитываться. Данная процедура проводится с 1 августа каждый год.

Видео: Военным Пенсионерам Повысили Прибавку к Пенсии.

Читайте также: