Основания для отказа военной пенсии

В ряде случаев военнослужащим назначается смешанная пенсия, военная и гражданская. На начисление таких выплат влияет ряд различных нюансов. Оформляют данную разновидность пенсии только в случае соответствия претендента определенным требованиям и наличия нескольких важных регламентируемых законодательством факторов.

Что такое смешанная пенсия

Граждане, служащие в военных и правоохранительных структурах, могут выйти на пенсию не по достижении общепринятого пенсионного возраста, а по выслуге, отслужив 20 и более лет в Вооруженных силах.

Это происходит достаточно рано, когда возраст их только приближается к 45-50 годам, и они готовы продолжать трудиться, поэтому молодые пенсионеры устраиваются на работу в отраслях, не имеющих отношения к Министерству обороны.

Раньше граждане, получающие военную пенсию и продолжающие работать, могли по достижении предельного возраста претендовать на 1 пенсионное довольствие по выбору — гражданское или военное. Но сейчас появилась возможность получать оба, поэтому бывшие военнослужащие, продолжающие трудиться в гражданских учреждениях, часто задают вопрос о том, что такое смешанная пенсия.

Это двойные выплаты, положенные людям, служившим в рядах ВС и работавшим определенное утвержденное законодательством время по гражданским специальностям . Но дополнительная, страховая часть пенсионных выплат может быть назначена им только при соблюдении нескольких условий:

  • Наличие не учтенного в пенсионных начислениях за выслугу гражданского стажа.
  • Достижение возраста, с которого предусмотрено пенсионное обеспечение по старости.

Военные, увольняющиеся со службы по выслуге, но до достижения возраста 45 лет по состоянию здоровья, тоже могут быть претендентами на двойное пенсионное довольствие, но для этого они должны представить подтверждающие документы.

Для начисления военнослужащим пенсионного пособия применяют специальную методику. Все расчеты проводятся на основании статьи 13 закона РФ №4468-1. При оформлении такой пенсии учитываются некоторые обстоятельства, например засчитывается время учебы в высших учебных заведениях (обучение в военных училищах в выслугу лет не включается), или период декретного отпуска женщины, если он приходился на годы службы.

Условия назначения

Уход на пенсию по смешанному стажу возможен только при соблюдении условий о возрастном нормативе и суммарной продолжительности трудовой деятельности, т. е. гражданин должен соответствовать ряду параметров:

  • возраст не менее 45 лет;
  • общий стаж от 25 лет;
  • военный не менее 12,5 лет;
  • минимальный гражданский 6 лет.

Обязательным условием является уход на пенсию по смешанному стажу военнослужащего только из рядов Вооруженных сил и структур, приравненных к ним . Возрастные нормативы, по которым назначается смешанная пенсия для военнослужащих, могут быть снижены, если человек покидает службу по следующим причинам:

  • Заболевание или ранение, приведшее к инвалидности.
  • Реорганизация отдела.
  • Сокращение штата.

Эти категории граждан, несмотря на то что увольнение из рядов ВС произошло не по выслуге лет, могут получать одновременно гражданскую и военную пенсию . Страховая часть пенсионного содержания военнослужащих оформляется по достижении ими предельного возраста: мужчинам после 60, а женщинам 55 лет.

У кого есть право

По упомянутой выше статье 13 закона РФ о «Пенсионном обеспечении военнослужащих…» к гражданам, имеющим право на получение данной разновидности пенсии, могут быть причислены группы лиц, проходивших службу в следующих структурах:

  • В Вооруженных силах.
  • В органах внутренних дел.
  • В Министерстве обороны РФ.
  • В отделах по борьбе с наркотиками.
  • В уголовно-исполнительных учреждениях.
  • В органах противопожарной безопасности.

Но для назначения военной пенсии по смешанному стажу им необходимо завершить свою трудовую деятельность в рядах ВС или приравненных к ним структурах.

Порядок оформления

Будущему пенсионеру, претендующему на одновременное получение гражданской и военной пенсии, следует знать 2 вещи: список необходимых документов и учреждение, в котором произведут начисление . Это поможет избежать проблем при ее оформлении.

Куда обращаться

Вопросами назначения двойной пенсии занимается отделение Пенсионного фонда, расположенное по месту прописки претендента. Туда необходимо обратиться со всеми документами сразу после появления права на вторую часть выплаты. Граждане, у которых по каким-либо причинам отсутствует постоянная прописка на территории РФ, но имеется право на получение такой пенсии, могут сделать следующее:

  • Гражданам, претендующим на военные и гражданские выплаты смешанного типа и не имеющим постоянной регистрации по месту жительства, за оформлением пенсии следует обратиться в территориальный орган ПФ, находящийся в регионе фактического проживания.
  • Бывшим военнослужащим, выехавшим за границу и не имеющим подтвержденного регистрацией места постоянного или временного проживания на территории РФ, начисление пенсии по смешанному стажу военнослужащих производится непосредственно в ПФР, по адресу Москва, ул. Шаболовка, 4.
  • Узнать нюансы оформления выплат можно на главном сайте организации: www.pfrf.ru.

Время обращения за начислением второй части пенсии не оговорено законом. Но перед посещением Пенсионного фонда нужно собрать все необходимые бумаги, т. к. отсутствие даже 1 документа может послужить причиной для отказа.

Пакет документов

Основание для назначения смешанной пенсии — написанное собственноручно заявление установленного образца с приложенными к нему документами, подтверждающими личность и каждый этап работы по гражданским специальностям.

Обязательно нужно свидетельство пенсионного страхования (СНИЛС) . У военнослужащих оно отсутствует, поэтому его необходимо получить. Сделать это можно, обратившись в территориальный отдел ПФ по месту жительства или прохождения службы.

Претендентам на смешанную, состоящую из военной и гражданской части, пенсию необходимо представить в Пенсионном фонде следующие документы:

  • Удостоверение личности (паспорт).
  • Трудовая книжка, копии договоров и контрактов с работодателем.
  • Справка о среднем заработке, получаемом до 2002 г. (для справки о среднем заработке берутся любые 60 месяцев, поэтому выбирать следует самые большие суммы).
  • Справка о прохождении службы (выдается военным ведомством, где служил претендент на смешанные пенсионные выплаты).

Могут потребоваться и дополнительные сведения:

  • справка из органов ЗАГС о смене фамилии (для вышедших замуж женщин);
  • подтверждение некоторых, небрежно заполненных, записей в трудовой книжке;
  • бумаги о получении во время профильного обучения воинского звания;
  • документы, подтверждающие группу инвалидности, связанную с заболеванием или ранением, полученными во время выполнения должностных обязанностей.

После того как пакет необходимых документов передан в ПФ, они проходят стандартную проверку, занимающую 10 дней. Результатом может быть назначение пенсии или отказ в ее оформлении. Если каких-то бумаг недостает, претенденту на смешанное пенсионное довольствие дают 3 месяца на их сбор. Выплаты начинают производить с начала следующего месяца.

Минимальный размер пенсии

Величина пенсионных начислений зависит от звания, срока службы и должности претендента. Это основные параметры при вычислении минимальной суммы пенсии. Процесс расчета пенсионных выплат при стаже смешанного типа выглядит следующим образом:

  • выявляется право на получение военной части пенсии (высчитывается выслуга);
  • рассчитывается смешанный стаж (время работы в организациях, не связанных с Министерством обороны, суммируется с периодом службы в ВС);
  • определяется минимальный размер денежного довольствия, 50% которого и будут служить базовой частью военной пенсии.

Определение выслуги лет

Выслуга учитывает все периоды службы в ВС или правоохранительных органах. Год выслуги приравнен к году службы. Но для защитников Родины предусмотрен особый порядок исчисления:

  • время участия в боевых действиях утраивается;
  • 3 года, проведенные в особых условиях, к которым относятся служба на подводных лодках, полеты по планам специальной (боевой) подготовки и т. д., приравниваются к 4 годам.

Женщинам-военнослужащим установлен предельный возраст для выхода на пенсию. Они заканчивают службу в 45 лет , несмотря на недостаточность выслуги.

Определение смешанного стажа

При расчете полагающихся заявителю пенсионных начислений этот критерий имеет особую значимость, т. к. неточности в вычислении длительности периодов различных этапов трудовой деятельности могут привести к уменьшению суммы ежемесячных выплат. В смешанный стаж пенсии военнослужащих при увольнении включают следующие виды деятельности:

  • служба в ВС и приравненных к ним структурах;
  • очное обучение в высших учебных заведениях до 2002 г.;
  • работа в государственных учреждениях и у индивидуальных предпринимателей.

Как производят выплаты

Выплачивать такую пенсию могут по месту постоянной прописки пенсионера или по адресу его временного пребывания. Осуществление выплат базируется на нескольких принципах:

  • начало периода пенсионных выплат — 3 число месяца;
  • дата получения смешанной пенсии утверждается графиком;
  • если доставка денег приходится на выходной или праздничный день, ее производят досрочно.

Расчет пенсионного содержания по смешанной методике

Для того чтобы правильно рассчитать пенсию смешанного типа, применяется специальная методика. Она основана на стаже и выслуге.

Данный способ начисления пенсионного довольствия предусмотрен действующим законодательством. В воинской части порядок расчета пенсионного обеспечения будет следующим:

  • Определяется выслуга (в общей сложности должно получиться не менее 12,5 лет в одной или нескольких военизированных структурах).
  • Проводится подсчет положенного заявителю пособия (при длительности военной службы от 25 лет и более берется половина суммы выплат за каждый год и к ней прибавляется по 1%).

Рассчитать смешанную пенсию в гражданской части тоже несложно. Все исчисления проводятся по общепринятой формуле, в которой учитываются базовая ставка, накопленные пенсионные баллы, а также действуют повышающие коэффициенты. Величина страховой пенсии будет зависеть от нескольких факторов: размера заработной платы, количества лет, отработанных в организациях, не связанных с силовыми структурами, и возраста человека .

Способы получения выплат

У бывших военнослужащих есть возможность получения пенсионного довольствия несколькими способами:

  • На указанную в заявлении при обращении за смешанным пенсионным обеспечением банковскую карту. Этот способ является самым удобным и распространенным, т. к. при поступлении денег на счет пенсионеру приходит СМС-сообщение.
  • Через почтовое отделение. Человек, получающий пенсионное довольствие, может сам приходить за деньгами в отделение связи или ждать, пока их доставят на дом. Но пенсионер, во избежание недоразумений, должен знать о том, что дата начисления пенсии отличается от даты ее доставки на несколько дней.
  • Через курьерскую компанию, с которой заключен договор о доставке пенсионного обеспечения на дом.
  • Третьим лицом при наличии нотариально заверенной доверенности на совершение этого действия.

Кому не полагается выплата по смешанному стажу

Точные требования к гражданину, претендующему на получение двойного пенсионного содержания, рассматриваются в законодательстве РФ. Если подтвердить их исполнение по какой-либо причине не представляется возможным, данный вид пенсии не назначается. Отказ в оформлении двойных выплат ожидает следующие категории граждан:

  • Военнослужащих, уволившихся со службы из рядов ВС или приравненных к ним структур до выслуги и уходящих на пенсию из гражданских учреждений.
  • Граждан, работавших в структурных подразделениях Вооруженных сил на гражданских должностях в связи с отсутствием воинского звания.
  • Военных, у которых нет утвержденного законодательством для получения двойной пенсии гражданского стажа.

Изменения в 2018 году

Обещанного ранее увеличения пенсионных выплат в 2018 г. военным пенсионерам ждать не стоит. Планируется только незначительное, составляющее 4-5%, повышение индексации . Пенсионная реформа этого года коснется смешанных пенсионных довольствий следующим образом:

  • Время службы (выслуга) работников силовых структур будет увеличено до 25 лет.
  • Время работы в организациях, не связанных с Министерством обороны, должно быть не менее 6 лет.

Получение пенсии военнослужащего его родственниками

После смерти или гибели человека, проходившего службу в ВС, правоохранительных органах и приравненных к ним структурах, право на страховую часть пенсионных выплат переходит к родственникам , документально подтвердившим кровную связь с пенсионером, получавшим смешанное пенсионное довольствие. К ним относятся:

  • Супруга или супруг умершего, не вступившие повторно в официальный брак.
  • Несовершеннолетние дети и совершеннолетние инвалиды, не способные обеспечивать себя самостоятельно.
  • Лица, осуществляющие опеку за не достигшими совершеннолетия родными и усыновленными детьми погибшего военного пенсионера.
  • Нетрудоспособные родители, бабушки, дедушки и внуки военнослужащего при отсутствии других членов семьи, обязанных их содержать.

Страховая часть пенсии умершего назначается всем иждивенцам на период их нетрудоспособности. В некоторых случаях этот вид содержания оформляется бессрочно. Начисление пенсионных средств родственникам и иждивенцам погибшего военнослужащего (пенсия по потере кормильца) начисляется по той же схеме, что и самому пенсионеру.

Если количества пенсионных баллов, накопленных военнослужащим к моменту гибели или смерти, недостаточно даже для минимальной пенсии, лицам, которым полагается пособие по потере кормильца, назначат социальные выплаты. Их размер равен прожиточному минимуму. В некоторых регионах вдовам военнослужащих установлены определенные льготы.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Добрый день! Есть ли основания для лишения военного пенсионера пенсии? Осенью 14 года мой дядя (военный пенсионер, гражданин РФ, прописан в Туле) получил вид на жительство в Киеве (тетя - гражданка Украины, болеет, за ней нужен присмотр и уход). Только через 1,5 ГОДА. в марте 16 года они в Киеве получают письмо, о том что дяде приостановлена выплата пенсии с января 15 года. Письмо без подписи тульского областного военного комиссара. Есть ли вообще законные основания лишать Гражданина РФ, прописанного в России военной пенсии (служба в рядах СА с 1958 по 1984)? Как можно приостановить выплату, а известить человека об этом только спустя 1,5 года. Внятного ответа секретарь областного военного комиссариата не дает. Как восстановить всю невыплаченную за 1,5 года? Наши дальнейшие действия - письменный запрос военному комиссару с причиной не выплаты пенсии, исковое заявление в Тульскую областную военную прокуратуру, в городской суд.

Ответы юристов ( 1 )


Здравствуйте Ольга. По всей видимости суд будет не на стороне Вашего дяди, т.к. он получил вид на жительство в Украине и считается постоянно проживающим на территории Украины.

Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1
(ред. от 04.11.2014, с изм. от 14.01.2016)
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
Статья 64. Пенсионное обеспечение при выезде за границу
Вопросы пенсионного обеспечения лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами.

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 января 2015 г. по делу N 33-31/2015
Л.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ульяновской области о возобновлении выплаты пенсии, компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что имеет вид на жительство на территории Украины, где в силу своего преклонного возраста проживает вместе с дочерью с декабря 2010 года. С 2013 года ему без объяснения причин и без уведомления была прекращена выплата военной пенсии, которую он своевременно получал с 1975 года. В связи с возникшими обстоятельствами его доверенное лицо — Л.С. обратился за разъяснениями в ОАО «Сбербанк России», Пенсионный фонд РФ, Военный комиссариат Ульяновской области, к губернатору и прокурору Ульяновской области, военному прокурору Ульяновского гарнизона, Генеральному прокурору и Президенту РФ. После указанных обращений ответчик уведомил Л.С. о приостановлении выплаты военной пенсии Л.В. с 2013 года ввиду снятия последнего с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации и выездом в Украину, затем о восстановлении выплаты военной пенсии за три месяца (февраль, март, апрель) и ее приостановлении вновь, при этом было рекомендовано обратиться за получением пенсии по новому месту жительства пенсионера в иностранном государстве, т.е. на территории Украины. Считает действия ответчика по прекращению выплаты пенсии незаконными. Он является гражданином Российской Федерации, пенсионером по линии Министерства обороны Российской Федерации и получателем пенсии по выслуге лет в Военном комиссариате Ульяновской области. Он избрал способ получения пенсии путем зачисления на расчетный счет, открытый в территориальном отделении Сбербанка РФ г. Ульяновска. До апреля 2011 года он был зарегистрирован по месту жительства на территории России по адресу: г. Ульяновск, проезд Г*** д. ***, кв. ***, откуда выписан по адресу: Украина, К*** область, г. А***, ул. П***, д. ***, кв. ***. Получение пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации обусловлено предшествующей военной службой в вооруженных силах СССР, и, следовательно, выезд его как военного пенсионера за пределы Российской Федерации не лишает его права на дальнейшее получение военной пенсии в размере, установленном законодательством Российской Федерации, а равно не является основанием для прекращения ее начисления и выплаты с даты снятия его с регистрационного учета на территории Российской Федерации. В результате перечисленных событий он претерпел глубокие нравственные переживания, которые повлияли на его общее состояние здоровья. Просил обязать ответчика возобновить выплату ему пенсии с 01 мая 2013 года в размере, установленном законодательством Российской Федерации; взыскать в счет компенсации морального вреда *** руб.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Л.В. — Л.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и не дана надлежащая оценка неправомерным действиям Военного комиссариата Ульяновской области по прекращению выплаты пенсии истцу и направлении его (Л.В.) пенсионного дела на территорию другого государства. По мнению автора жалобы, суд сослался на Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 года, которое утратило юридическую силу в тех статьях и положениях, которые указал суд. Кроме того, данное Соглашение противоречит действующим нормативно-правовым актам Российской Федерации, регулирующим порядок выплаты всех видов пенсии, в том числе, по правилам, установленным международными обязательствами и договорами. По мнению автора жалобы, судом не дана оценка тому факту, что в результате незаконных действий ответчика Л.В. испытал нравственные переживания, которые повлияли на состояние его здоровья.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просит решение суда оставить без изменения, а жалобу — без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Л.В., его представителя Л.С., извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что Л.В. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.
26 июня 2012 года Л.В. снят с регистрационного учета по месту жительства в г. Ульяновске, проезд Г***, д. ***, кв. ***. Л.В. имеет вид на жительство на территории Украины и проживает там по адресу: К*** область, г. А***, ул. П***, д. ***, кв. ***.
В связи с указанными обстоятельствами Военный комиссариат Ульяновской области с 01 февраля 2013 года приостановил Л.В. выплату пенсии, которую он получал в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» на территории Российской Федерации. С 01 мая 2013 года выплата указанной пенсии Л.В. на территории Российской Федерации была прекращена.
Проверяя решение Военного комиссариата Ульяновской области на предмет соответствия его требованиям закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со ст. 64 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» вопросы пенсионного обеспечения лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами.
Отношения по пенсионному обеспечению бывших военнослужащих при переезде их на постоянное месте жительства из одного государства-участника в другое государство-участник регулируются Соглашением стран СНГ от 15 мая 1992 года (решение Экономического суда стран СНГ от 06 февраля 2009 года N 01-1/2-08 «О толковании применения статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года»).
Украина и Российская Федерация являются участниками указанного Соглашения стран СНГ от 15 мая 1992 года.
Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств — участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
Из толкования, изложенного в решении Экономического суда СНГ от 06 февраля 2009 года N 01-1/2-08, следует, что в данной норме Соглашения от 15 мая 1992 года закреплен принцип территориальности, означающий осуществление пенсионного обеспечения военнослужащих по законодательству государства места постоянного проживания.
Как указано в исковом заявлении, истец — Л.В. имеет вид на жительство на территории Украины и проживает в указанном государстве с декабря 2010 года.
26 июня 2012 года Л.В. снят с регистрационного учета по месту жительства в г. Ульяновске, проезд Г***, д. ***, кв. ***.
Таким образом, пенсионное обеспечение Л.В. должно осуществляться по законодательству государства места постоянного жительства.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности действий ответчика в том числе в части направления пенсионного дела Л.В. на территорию Украины основаны на неверном толковании норм материального права, а также неправильном применении к возникшим правоотношениям правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01 марта 2001 года.
Указанным Определением Конституционного Суда Российской Федерации признано не соответствующим Конституции Российской Федерации ограничение, которое предусматривалось ранее действовавшей редакцией пункта «а» статьи 1 Федерального закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в соответствии с положениями которого условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным Законом, распространялись только на лиц, проживающих в Российской Федерации, и допускали лишение граждан России, выехавших на постоянное жительство за границу, права на получение полагающихся им пенсий только на том основании, что они проживают не в Российской Федерации.
Прекращение выплаты на территории Российской Федерации военному пенсионеру Л.В. пенсии за выслугу лет не лишает его права на получение назначенной пенсии за выслугу лет на территории Украины — по избранному им месту постоянного жительства, что следует из Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, подлежащего применению к возникшим правоотношениям в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
В рассматриваемом случае отсутствует нарушение прав Л.В., поскольку при его переезде на территорию другого государства пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства. При переезде пенсионера в пределах государств-участников Соглашения имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения — одного государства-участника Соглашения другим.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», участниками которого выступают как Российская Федерация, так и Украина, и на которое содержится ссылка в решении суда, является действующим и также закрепляет принцип территориальности пенсионного обеспечения — по месту постоянного проживания пенсионера.
Правомерно не усмотрев в действиях ответчика каких-либо нарушений закона, а равно прав Л.В., суд первой инстанции обоснованно отказал в иске в полном объеме.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Л.В. В*** И*** — Л.С. С*** В*** без удовлетворения.

Главным вопросом, касающимся военнослужащих, является потеря ими права на военную пенсию.

Прежде всего надо разобраться в вопросе, определить разновидности предназначенных для получения военными пенсий. Только после этого можно понять, за что могут лишить военной пенсии лицо, исполняющее воинские обязанности. Такая потеря весьма ощутима, поэтому этот вопрос надо рассмотреть более подробно.


Разновидности начислений за хорошую службу военным гражданам на территории РФ

Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» от 12.02.1993 №4468-1 (далее – Закон) военнослужащие удостоены получать следующие разновидности пенсионных выплат:

  • начисление за выслугу определенного законом срока;
  • начисление лицу, признанному инвалидом, о чем есть медицинское заключение специалиста о том, что им была получена серьезная травма, которая стала причиной инвалидности, или выявлена болезнь, препятствующая исполнению воинских обязательств перед государством и обществом;
  • пенсия по достижении возраста выплачивается, если по завершении служебных полномочий уже выработан минимальный стаж, при этом лицо продолжает трудиться на благо Родины.

Лишение прав на получение военной пенсии представляется возможным только при наличии судебного решения.


Практика показывает, что органы, ответственные осуществлять выплату таких начислений, часто задаются вопросом, как лишить пенсии военного. Они ориентируются на то, что суд примет решение об увольнении лица со службы с применением к нему наказания – освобождения от воинского звания, тогда ему автоматически будет отказано в начислении выплат за выслугу лет.

Основания для отказа в выплате

Лишение воинского звания происходит на основании установленного факта совершения противоправного действия, что подкрепляется решением органа судебной инстанции.

Военные органы на основании Определения КС РФ №184 от 12.04.2005 в отношении лиц, лишенных звания, придерживаются определенных правил при принятии решения отказать в выплате воинской пенсии или позволить служащему получать заслуженное обеспечение.


Если преступление произошло позднее, чем увольнение из армии, законная пенсия гражданину продолжает выплачиваться и лишение звания не влияет на ее размер. Однако в случае совершения правонарушения гражданином в период службы, при котором было вынесено решение об освобождении его военного звания, если оно связанно именно с этим событием, выплата сразу заканчивается.

Тенденция отказов судами в удовлетворении жалоб и требований военных, оставшихся без права на получение пенсии по причине преступного деяния в период работы в военных организациях, происходит на всей территории России. Такая масштабность вынудила Конституционный Суд к подкреплению этих действий соответствующими нормативными документами.

Служба предполагает безоговорочное выполнение обязательств, данных государству во время принятия присяги, к которым отнесены защита безопасности граждан и государственного аппарата, поэтому любое преступление, совершенное в армии, считается противоречащим и нарушающим утвержденный порядок и влечет потерю права на военную пенсию.

Освобождение от звания согласно принятому судебному решению выступает средством отказа выплаты пенсии по выслуге лет.


  1. Лица, которым отказали в получении военной пенсии, в законном порядке имеют право на безоговорочное пенсионное обеспечение от государственного фонда в соответствии с законом «О трудовых пенсиях в РФ».
  2. Законодателем предусмотрено восстановление права за гражданином, служившим в Вооруженных Силах и лишенным своего звания, возврата этого звания без изменения чина, присвоенного до совершения преступления, при условии полного погашения или досрочного снятия судимости. Процесс возврата утраченного звания осуществляется согласно указу президента РФ от 16.09.1999 №1237. Указ закрепил за гражданином, восстановившим утраченное звание, возможность возобновления всех утраченных социальных гарантий, включая право на получение пенсии по выслуге лет.

Согласно пояснению Конституционного Суда, в отношении восстановления права на пенсию этим законом могут воспользоваться только те военнослужащие, которые совершили преступление после фактического увольнения их с воинской службы или были привлечены к уголовной ответственности после увольнения. Закон говорит о том, что правом вернуть пенсионное обеспечение обладают лица, получавшие такие выплаты до наступления уголовной или иной ответственности по решению суда. Это означает, что ранее им уже была назначена пенсия, а лица, чье исполнение решения суда о назначении наказания в связи с совершением незаконного действия началось до начисления пенсии за выслугу лет, лишаются права на ее получение безоговорочно.

Правовой нормой и основой принятия подобных решений считается ст. 43 Закона, в которой говорится, что для расчета размера пенсии важна сумма окладной части заработной платы, напрямую зависящая от заслуженного воинского звания. В связи с тем, что по решению суда ранее служившее лицо в большинстве случаев лишается воинского звания, это автоматически влечет за собой прекращение начисления оклада, который является неустранимой частью при расчете размера пенсии.

Восстановление воинского звания и права на получение воинской пенсии

В России к настоящему моменту сложились нормы и закономерности решения вопросов, касающихся прерогатив пенсионного обеспечения лиц, чье звание было аннулировано по решению суда.

Если преступное деяние совершено лицом при осуществлении служебных полномочий и решением суда было постановлено снять звание с должностного лица, то безвозвратно теряется право на возобновление получения пенсии, а если пенсия ранее уже была назначена и перечислялась хотя бы раз, то она прекращает выплачиваться сразу после вступления приговора в законную силу. Если решение о применении уголовной ответственности с последующим снятием военного звания назначалось за совершение противоправных действий, осуществленных, когда гражданин уже был уволен со службы по иным обстоятельствам, не связанным с совершенным преступным деянием, при полном погашении судимости Конституционным Судом гарантируется возобновление начисления военной пенсии.

Ситуация решения пенсионных вопросов для военных достаточно спорная и нуждается в доработке со стороны законодательных органов, а также необходимо устранить все несогласованности в действиях государственных органов исполнительной власти в сфере выплат военнослужащим. Лишение пенсии военнослужащего возможно только на основании Закона. На данный момент наблюдается, что некоторые пункты противоречат друг другу, поэтому нельзя говорить о том, что практика принятия судом верных решений в отношении выплат пенсий военнослужащим исполняется только на основании и согласно действующим законам или иным нормативно-правовым актам.

Позвоните по номеру:

  • 8 (495) 137-50-02 — Москва
  • 8 (812) 424-18-02 — Санкт-Петербург
  • 8 (800) 333-45-16 (доб.968) — общий

И наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

В последние месяцы различные неофициальные источники в сети Интернет сообщают о возможности отмены военной пенсии в России в 2020 году. Вероятной причиной распространения такого рода публикаций могло стать выступление в эфире радио «Эхо Москвы» директора Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России Владимира Назарова. Тогда всевозможные слухи об отмене военных пенсий активно подогревались непопулярными реформами, которые Правительство начало реализовывать в связи с обострившимся экономическим кризисом.

Отвечая на вопросы ведущих «Эха Москвы» в обсуждении на тему «Что же будет с пенсией и с нами?», член коллегии Минфина тогда предложил ввести вместо военных пенсий единовременное «большое выходное пособие», которое позволит обеспечить военнослужащего на ближайшее время после увольнения с военной службы (дословно — «чтобы ему хватило на год-два безбедной жизни»). Дополнительно было предложено предоставить военному пенсионеру возможность переобучиться и получить профессию, востребованную в текущий момент на рынке труда.

Однако обратить внимание на такое предложение, поступившее в 2016 году, все же стоит, так как подведомственный Министерству финансов России институт НИФИ подготавливает рекомендации к законопроектам, связанными с бюджетной политикой страны, а также занимается разработкой методов управления финансами, прогнозированием и планированием исполнения федерального бюджета. А в новом составе Правительства, утвержденном Владимиром Путиным 18 мая 2018 года, должность первого вице-премьера занимает глава Минфина Антон Силуанов.

Отменят ли военную пенсию?

В настоящий момент однозначно сказать, будут ли отменены военные пенсии или нет, невозможно. Ничего, кроме предложения Научно-исследовательского финансового института по этому вопросу из официальных источников озвучено не было, и никаких законодательных проектов на рассмотрение не представлено.

Однако если под военными пенсиями понимать в целом пенсионное обеспечение, которое получают военнослужащие и бывшие сотрудники приравненных к ним служб (правоохранительных органов, служб безопасности, пожарной охраны и т.д.), то, по экспертной оценке, экономия бюджета при отмене военной пенсии могла бы составить около 500-700 млрд рублей в год.

Что предлагалось в качестве реформы пенсионной системы военнослужащих?

Судя по пояснениям, которые Владимир Назаров давал в октябре 2016 года «Независимой Газете» касательно озвученных им ранее предложений об отмене военных пенсий, если бы такой проект (пенсионная реформа) был действительно реализован, он не коснулся бы уже действующих военных пенсионеров — граждане продолжили бы получать назначенные пенсии. По мнению Назарова, реформа должна была быть основана, прежде всего, на постепенной корректировке правил выхода на пенсию военнослужащих.

Это подразумевает изменение требований к стажу, внедрение прогрессивной шкалы «возраст — стаж службы», которая позволит выйти на пенсию раньше гражданину, у которого больше стаж работы и выше звание. После увольнения предполагается осуществить гражданину единовременное денежное пособие и предоставить возможность пройти программу обучения и трудоустроится в рамках новой полученной профессии.

«… Тем, кто собирается выходить на военную пенсию, надо вместо пенсии предложить нормальный социальный контракт. Когда человек заканчивает военную службу, если он не инвалид, и у него все в порядке, надо дать ему деньги на переобучение, дать большое выходное пособие, чтобы ему хватило на год-два безбедной жизни и после этого он вполне как нормальный член общества может работать на другой работе».

— Владимир Назаров, член коллегии Минфина России и директор НИФИ
(радио «Эхо Москвы» от 11.10.2016 г.)

Отмена понижающего коэффициента военным пенсионерам

Сейчас пенсия для военных пенсионеров рассчитывается на основе денежного довольствия военнослужащих. Оно в свою очередь состоит из окладов в соответствии с должностью и званием, а также иных дополнительных надбавок за:

  • выслугу лет;
  • классную квалификацию;
  • особые условия службы;
  • выполнение задач, связанных с угрозой жизни и здоровью;
  • особые достижения в службе и т.д.

С 1 января 2012 года статьей 43 закона РФ № 4468-I от 12.02.1993 г. денежное довольствие для расчета пенсии учитывается не в полном объеме, а только в размере 54% (то есть с учетом понижающего коэффициента). Изначально предполагалось, что эта величина будет ежегодно увеличиваться на 2%, пока не достигнет 100%.

Примечательно, что еще в 2014 году депутатами от фракции КПРФ был внесен на рассмотрение законопроект № 631118-6, которым предлагалась отмена понижающего коэффициента военным пенсионерам. В течение нескольких лет законопроект подготавливался к рассмотрению, а затем был отклонен в 22 февраля 2017 года в ходе голосования в первом чтении, поскольку, по мнению депутатов, устанавливая понижающий коэффициент с 1 января 2012 года «законодатель предусмотрел надлежащий механизм возмещения», благодаря которому размер военных пенсий все равно существенно увеличился (на 90% начиная с 2011 по 2017 год).

За принятие этого закона в первом чтении в 2017 году проголосовали всего 19 депутатов, остальные 431 вообще не голосовали (отметим, что кворум считается состоявшимся, если в голосовании примут участие не менее 226 депутатов). Таким образом, законопроект был отклонен только по причине не набранного кворума (проголосовало только 4% депутатов).

Никаких новых законопроектов, предусматривающих отмену понижающего коэффициента к военной пенсии, на рассмотрение больше не вносилось. И в ближайшее время такого рода изменения вряд ли возможны, ввиду значительных затрат на их реализацию (порядка 500 млрд руб. дополнительных расходов в год).

Читайте также: