Основные направления социального обслуживания пенсионеров

Многообразие и сложность социальных проблем, вызываемых старением населения, требуют проведения комплекса мероприятий не только по обеспечению пожилым гарантированного минимума социальных услуг, но и по созданию условий для реализации личностного потенциала в старости. Здесь первоочередной задачей является развитие внутренней инфраструктуры нестационарных учреждений социального обслуживания как более экономичных и приближенных к региональным нуждам пожилых.

Эффективной нестационарной формой социального обслуживания становятся территориальные центры, получившие распространение с конца 80-х годов. В них концентрируются все виды социальной помощи: срочная, дневная, гуманитарная, на дому, организация бесплатного питания и т. д.

Центр социального обслуживания занимается выявлением пожилых граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определяет необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивает их представление в полустационарных и нестационарных условиях, дифференцированный учет всех нуждающихся в зависимости от видов и форм требуемой помощи с созданием соответствующего «банка данных».

1. Одна из первых форм социального обслуживания центров, получивших широкое развитие — социальная помощь на дому. Возникнув в 1987 г. в порядке эксперимента, она становится очень популярной. Это служба, предназначенная для постоянного или временного бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи на дому пенсионерам, которые утратили способность обслуживать себя.

К числу надомных социальных услуг, предусмотренных гарантированным государственным перечнем, относятся: организация питания, доставка на дом продуктов, медикаментов, промышленных товаров; оплата жилья, коммунальных и др. услуг; гигиенические услуги, уборка в доме; содействие в получении медицинской помощи, в том числе, сопровождение в медицинские учреждения; содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг; в организации ремонта жилья и др. Для пенсионеров, имеющих родственников, надомная социальная помощь может оказываться за плату. Размер платы устанавливается местной администрацией.

Деятельность социального работника, как видно из перечня услуг, весьма разнопланова. Он должен совмещать в себе функции адвоката, посредника и исполнителя в деле организации и контроля реализации всего комплекса прав и услуг, предъявляемых формальными системами. Ho помимо этого, по сути своей и своему назначению социальный работник — это друг и зачастую единственный близкий человек для многих одиноких и слабых. Ему приходится быть и психологом, и педагогом. Здесь он — врачеватель души старого человека. Поэтому есть все основания подробнейшим образом определить в должностной инструкции именно эту сторону деятельности социального работника. Определить процедуру, которая по существу своему носит психотерапевтический характер и является трудоемкой, но необходимой частью его обязанностей. Именно тогда будет создана предпосылка для того, чтобы достигнуть цели социального обслуживания на дому: адаптация пожилых людей к своему положению и максимально возможного продления пребывания их в привычной социальной среде.

Развивая и совершенствуя социальную поддержку наиболее слабым пенсионерам, нуждающимся в надомном обслуживании, центры реализуют тем самым весьма важный принцип социальной защиты — принцип обеспечения адресной помощи. Жизнь постоянно заставляет расширять и совершенствовать адресную помощь и оказывать ее также тем, кто пока справляется с самообслуживанием, но имеет серьезные жизненные проблемы.

2. Сравнительно недавно принято Положение о службе скорой социальной помощи при центрах социального обслуживания, предназначенной для оказания неотложной помощи разового или временного характера пожилым людям, остро нуждающимся в социальной поддержке. Она включает в себя предоставление необходимой информации и консультаций, юридической, а также материальной помощи, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, экстренной медико-психологической и ремонтно-бытовой помощи.

3. Важное значение в настоящее время приобретает и такой вид социальной помощи, оказываемый центрами, как организация бесплатного горячего благотворительного питания пожилым малообеспеченным пенсионерам за счет средств местных бюджетов, территориальных фондов социальной поддержки населения, других внебюджетных ассигнований, а также натуральной помощи в виде продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов. При центрах создаются пункты благотворительного сбора вещей и их раздачи, пункты проката предметов длительного пользования, организуется льготное бытовое обслуживание малообеспеченных пожилых граждан в социальных парикмахерских, прачечных, банях, службах по ремонту квартир, открываются магазины «Милосердие», где нуждающиеся имеют возможность приобрести дешевые товары.

4. Среди активно развивающихся в настоящее время сфер деятельности центров социального обслуживания значительное место занимает создание отделений дневного пребывания, которые стали, по сути, дневными профилакториями. Старые люди приезжают сюда утром и в течение дня находятся под наблюдением специально подготовленного персонала. Здесь организуется их питание, медицинское обслуживание, отдых, культурно-массовые и просветительские мероприятия от организаций экскурсий, бесплатного посещения кинотеатров до проведения праздников, посвященных юбилеям, именинам и проч. По решению руководства Центра и местной администрации отдельные услуги в отделении могут предоставляться за плату (массаж, мануальная терапия и др.). Немаловажно, что после отдыха в отделениях дневного пребывания связи между пожилыми людьми не прерываются, они продолжают общаться, а следовательно, в какой-то мере разрешается проблема одиночества.

5. В целом, на сегодня перед центрами социальной защиты в области организации отдыха и культурного обслуживания стоит много нерешенных задач, в частности речь идет о необходимости создания центров отдыха или «Клубов пожилого человека» с набором секций по интересам, с организацией встреч с представителями местной власти, религиозными деятелями, юридических консультаций, лекций на медицинские темы по вопросам гигиены и здоровья, психологического дискомфорта и т. д. Нужно думать о массовости этих мероприятий, ибо это тот самый комплекс мер, который снимет значительную долю социально-психологической напряженности у пенсионеров, ведущих активный образ жизни.

6. Основы концепции социальной защиты пожилых людей в число приоритетных задач в области социального обслуживания этой категории граждан выдвигают вопрос содействия пенсионерам в снижении степени экономической зависимости от государства в поиске возможностей самообеспечения. Для нынешних поколений пожилых людей, жизненная модель которых строилась на приоритете трудовой деятельности, посильная занятость — один из путей сделать менее болезненной ломку привычных жизненных стереотипов, источник не только дополнительного дохода, но и поддержка их физического и морального состояния, престижа в семье и обществе. Тем более, как показывают опросы, сегодня около одной пятой пенсионеров высказывают желание посильно трудиться — речь идет о трудовых ресурсах, по каждой области исчисляемых десятками тысяч человек.

Поэтому одним из эффективных направлений социальной реабилитации, которое должно находиться в ведении центров социального обслуживания, является решение вопросов трудоустройства пожилых людей, желающих работать. Речь идет, во-первых, о создании при центрах специализированных отделений по организации посильного труда пенсионеров под руководством мастера по лечебно-трудовой терапии, а также под наблюдением медицинского работника: швейных, столярных мастерских, надомного производства во-первых, и, во-вторых, о взаимодействии центров с Центром занятости но вопросам поиска рабочих мест (вахтеров, мастеров, гардеробщиков и т. п.), адекватных возможностям пожилых людей.

7. И, наконец, среди направлений деятельности центров социального обслуживания весьма актуальным на сегодняшний день является задача психологической поддержки пожилых людей, которая представляет собой необходимое условие улучшения морально-психологического климата их жизни.

В федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» говорится о формировании при центрах службы социально-консультационной помощи, направленной на адаптацию людей к жизни в обществе, на создание благоприятных отношений в семье, В число функций данной службы, наряду с обеспечением информационной связи с пенсионерами района, консультативной и правовой помощью входит квалифицированная психологическая помощь в сложных конфликтных ситуациях, профилактика разного рода социально-психологических отклонений, работа с семьями, где живут люди преклонного возраста и инвалиды. При службе может работать комната психологической разгрузки, так необходимая и пенсионерам, и социальным работникам. Кроме того, данная служба должна заниматься обеспечением координации деятельности государственных и общественных организаций, предприятий, на которых трудились бы пенсионеры, для решения их проблем.

Опыт развития всех этих направлений социальной поддержки в различных субъектах Федерации весьма многообразен. В ряде областей получает развитие новый вид социального обслуживания одиноких пенсионеров на основе рентного залога жилья, которое они передают органам социальной защиты (при сохранении права пожизненного проживания в нем) в обмен на гарантированное социальное, бытовое и медицинское обслуживание. В целом развитие широкой сети видов и форм социальной поддержки дает пожилым людям возможность выбрать оптимальный для себя вариант социального обслуживания, в том числе, на платной основе.

Краткое содержание:

  • Что входит в социальную помощь
  • Какие услуги полагаются пенсионерам
  • Кто заботится о пенсионерах
  • Порядок предоставления
  • Кому услуги предоставляются
  • Кому откажут
  • Особые случаи
  • Правила оформления социального контракта
  • Условия
  • Нужно ли платить за услуги
  • Перечень документов
  • Обсуждение


Одна из важнейших функций государственной системы — это поддержка людей, не способных решить свои проблемы самостоятельно. Такая нужна одиноким престарелым гражданам, малоимущим семействам, сиротам и другим. В законе № 178-ФЗ от 17.07.1999 закреплено право любого человека обратиться в госорганы соцзащиты за помощью.

В зависимости от ситуации и доходов, она будет оказана на платной или безвозмездной основе. Так, социальная помощь на дому пожилым людям в большинстве случаев оказывается без взимания денег.

Чтобы стать получателем социальных услуг, гражданин обязан самостоятельно обратиться в госорган и предоставить документы, подтверждающие статус.

Что входит в социальную помощь

Лицам пожилого возраста оказывается поддержка через специализированные учреждения — территориальные центры. Размер и вид услуг зависит от нуждаемости заявителя. В частности, малоимущие люди могут рассчитывать на такие безмездные услуги:

-стационарное обслуживание в пансионатах, домах-интернатах и других специализированных учреждениях;

-срочные меры поддержки разового характера;

Новые методы государственной соцполитики построены на принципе комплексного обслуживания. На практике это означает, что клиент соццентра должен получить все возможные виды поддержки от специалиста:

-бытовые (при необходимости);

-по взаимодействию с госорганами;

-по медицинскому обслуживанию;

-по решению проблем психологического характера.

Причем взаимодействовать обслуживаемый на первом этапе должен только с соцработником. Последний становится для пожилого гражданина личным помощником в решении различных проблем. Для организации такой большой работы необходимо:

-создать мощные центры поддержки (проблемы у обслуживаемых лиц бывают самыми разнообразными);

-наладить взаимодействие соцработников с иными госслужбами и учреждениями.

На местном уровне территориальные центры плотно взаимодействуют с местной администрацией и органами самоуправления.

Какие услуги полагаются пенсионерам

Объем помощи нуждающемуся человеку определяется, исходя из потребностей. Например, если одинокий человек сильно болеет, то ему нужно продукты принести, уборку сделать, сопроводить в клинику и другое.

Получатель может рассчитывать на такой максимальный объем помощи:

-поддержка в бытовых вопросах:

-закупка продуктов и товаров первой необходимости (лекарств в том числе);

-уборка жилого помещения;

-проведение косметического ремонта;

-топка печи (если нет центрального отопления);

-подвоз питьевой воды при отсутствии водопровода;

-оплата коммунальных услуг и иных счетов;

-сопровождение к местам отдыха;

Важно: соцработник делает закупки и оплачивает счета за счет обслуживаемого лица.
Инвалидам уделяется особое внимание. Ведь эти люди зачастую не в состоянии самостоятельно провести гигиенические процедуры. Их поддерживает соцработник.

В его обязанности входит следующее:

-сопровождение подопечного в медучреждение;

-проведение гигиенических и иных процедур;

-поддержка при прохождении медико-социальной экспертизы, в том числе, по сбору и подаче необходимых документов;

Кто заботится о пенсионерах

В муниципальные образованиях работают центры социального обслуживания. Их может быть несколько, в том числе:

Согласно новым правилам, функция по заботе о престарелых людях может быть передана специализированному предприятию или индивидуальному предпринимателю. Таковые структуры финансируются из бюджета. Поэтому их деятельность должна быть лицензирована. Как правило, перечень структур, оказывающих поддержку нуждающимся, размещается на официальном портале муниципального образования.

Законодательством обязанность по организации поддержки нуждающихся лиц передана региональным властям. Следовательно, каждый субъект федерации по-своему решает организационные вопросы.

Для сведения: получить необходимую информацию нуждающийся гражданин может в:
- соцзащите;
- многофункциональном центре.

Порядок предоставления

Порядок оформления сотрудничества с целью предоставления/получения соцпомощи описан в статье 8.1 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999. Между сторонами заключается контракт. В документе описываются такие важные моменты:

-время действия (от трех месяцев до года);

-перечень услуг и их объем;

-права и обязанности сторон;

-основания прекращения действия.

Инициатива по оформлению договоренности принадлежит гражданину. Претендент на соцпомощь должен самостоятельно заявить об этом в письменной форме. Госоргану дано десять дней на принятие решения. В случае если необходимо дополнительное обследование условий проживания претендента, ответ предоставляется через месяц.

Ответ на заявку придет:

-в общем случае через 10 дней;

-в некоторых ситуациях — через месяц.

Кому услуги предоставляются

Предприятию, оказывающее соцуслуги, законом дано право выбирать претендентов. Так, в обязательно порядке обслуживанию подлежат люди пенсионного возраста:

-женщины, отметившие 55-летний юбилей;

-мужчины после 60-летия;

-инвалиды любого возраста.

Для сведения: претендовать на соцсопровождение могут также сироты, малоимущие семейства, оказавшиеся в сложной ситуации, опекаемые и опекуны, иные категории граждан.

Кому откажут

Законом разрешено не предоставлять соцсопровождение потенциально опасным для здоровья окружающих лицам. К таковым в общем случае относятся:

-психические больные, склонные к агрессивному поведению;

-люди, страдающие: заразными заболеваниями, в том числе венерическими; туберкулезом открытой формы; имеющие зависимость: алкогольную и наркотическую.

В случае отсутствия свободных сотрудников предприятие также может отказать претенденту в соцсопровождении.

Особые случаи

В законе № 122 приведена норма, позволяющая поместить пожилого человека в стационарное учреждения. Процедура принятия такового решения следующая:

-если человек одинок, то требуется:

-его письменное согласие;

-либо решение суда;

-если имеет родственников, то с последних берется согласие.

В стационар помещают лиц, не способных самостоятельно передвигаться и ухаживать за собой.

Правила оформления социального контракта

В законе предусмотрено составление договора между соцслужбой и получателем услуг.

Алгоритм выработки условий документа таков:

1. Человек пишет заявку и предоставляет документы, подтверждающие необходимость сторонней заботы.

2. Пакет передается в соответствующее учреждение (зависит от региональных правил):

-территориальный или районный комплексный центр.

3. Документы рассматриваются комиссией. Орган вправе:

-затребовать дополнительную информацию у гражданина;

-провести обследование условий проживания;

-принять решение о заключении контракта или отказе.

4. Комиссия обязана:

-разработать программу решения заявленной проблемы;

-определить объем необходимой помощи;

-подготовить проект договора.

Условия

Контракт составляется между двумя сторонами:

-предприятием, предоставляющим подобные услуги;

-получателем: непосредственно пожилым человеком или его близкими лицами.

По законным нормам, договор действует до конца года. Потом следует принимать новое решение. Однако в случае с пенсионерами действие документа продлевается автоматически. Ведь проблемы получателя соцпомощи не исчезнут в течение одного периода.

Решение о продлении действия социального контракта принимает комиссия. Пенсионеру не нужно писать новое заявление и собирать справки.

Нужно ли платить за услуги

В законе определено, что получателями безвозмездной соцпомощи могут стать лица, имеющие маленький ежемесячный доход. Поступления семейства или одинокого пенсионера сравнивают с показателем прожиточного минимума, установленного для региона проживания. Если пенсия меньше, то денег с пожилого человека не возьмут.

Справка: пенсионное пособие большинства получателей доведено до показателя прожиточного минимума в регионе. Таковым лицам полагается соцсопровождение без взимания платы.

Кроме того, соцслужба не имеет права брать денег с других льготников. Полный перечень определяется региональными властями.

Как правило, в него включают:

-участников Великой Отечественной войны;

-лиц, перешагнувших 80-летний порог.

Остальные получатели соцпомощи обязаны платить за нее. При этом величина оплаты прописывается в контракте. Как правило, сумма не превышает 250,0 рублей в месяц.

Перечень документов

Претендент на соцпомощь должен подать заявление (составляется на бланке с помощью соцработника) и такие документы:

-паспорт и его копию;

-справку из Федеральной миграционной службы о месте прописки (или документ о собственности на жилье);

-справку о доходах (кроме пенсии);

-документ, подтверждающий льготы:

-удостоверение участника или инвалида ВОВ;

-справку об инвалидности;

-сведения из больницы о необходимости реабилитации (для инвалидов).

Представитель пенсионера обязан предоставить первый экземпляр доверенности. Кроме того, необходим документ, подтверждающий родственные связи. К примеру, ребенок пенсионера предоставляет свое свидетельство о рождении.

Подсказка: пенсионеры подают документ о дополнительных доходах. Информацию о размере пенсии госорган возьмет самостоятельно. К иным видам поступления могут относиться:

-доход от аренды собственности;

-авторские гонорары и другое.

7 минут Светлана Поздникова 5253


  • Кто может получить данный вид поддержки
  • Надомный вид обслуживания
  • Социально-медицинское сопровождение
  • Полустационарный вид помощи
  • Стационарное обслуживание
  • Срочное обслуживание
  • Социально-консультативный вид помощи
  • Другие услуги
  • Видео по теме

Социальное обслуживание граждан пенсионного возраста и инвалидов относится к основной форме защиты населения. Целью данной программы является позволить гражданам, которые нуждаются в социальной адаптации, как можно дольше пребывать в привычной среде, защита их интересов и прав.

Кто может получить данный вид поддержки

Соцобслуживание положено гражданам престарелого возраста и людям, с официально признанной инвалидностью. Исходя из законодательства, к первой категории относится лицо, достигшее определенного возраста, после выхода на пенсию. Подтверждением данного факта считается паспорт. Факт признания инвалидности подтверждается документально на медико-социальную экспертизу (МСЭК), исходя из следующих принципов:

  • При наличии стойкого нарушения здоровья, которое обусловлено травмами, дефектами.
  • Имеется частичная или полная утрата самообслуживания, передвижения, самоконтроля, общения, обучения, занятия трудовой деятельностью.
  • Имеется потребность в соцзащите, реабилитационных мерах.

Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста имеет несколько форм. Они предусматриваются Федеральным Законом.

Надомный вид обслуживания

Обслуживание социальным работником на дому относится к традиционной форме, которая направлена на продление проживания в привычных условиях с поддержанием статуса людей, защиты их интересов, законных прав.

Надомное обслуживание заключается в:

  • организации процесса питания, одновременно с доставкой продуктов домой;
  • помощи в покупке лекарственных средств, промышленных товаров, продовольствия;
  • помощи в приготовлении пищи;
  • сдачи белья в химчистку;
  • сопровождении в лечебное учреждение, помощи в получении медицинского обслуживания;
  • поддерживании дома в необходимом гигиеническом уровне;
  • помощи в получении услуг юриста;
  • помощи в организации похорон.


Если человек проживает в помещении, не имеющем центрального водоснабжения, отопления, то ФЗ предусмотрено включение в перечень надомных услуг, предоставляемых отделом социальной защиты, помощь по обеспечении водой, топливом. Кроме того, предусмотрено право пожилых и инвалидов на получение дополнительных услуг, которые могут быть полностью или частично оплачены.

К ним относятся:

  • нахождение в учреждении, направленном на социальное обслуживание. Оно предполагает дневное и ночное пребывание;
  • срочное сопровождение;
  • нахождение граждан в пансионате, доме-интернате;
  • круглосуточное наблюдение за здоровьем;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • кормление ослабленного больного;
  • выполнение медицинской процедуры;
  • консультативное сопровождение.

Социально-бытовое обслуживание престарелых и нетрудоспособных людей может производиться на временной или постоянной основе. Гражданам, имеющим заболевания психики, находящимся на стадии обострения, страдающим хроническим алкоголизмом, венерическими заболеваниями, активным туберкулезом, являющимся бактерионосителями, данное обслуживание не проводится. Поскольку для них требуется лечение в специальном учреждении.

Социально-медицинское сопровождение

Социальное-медицинское сопровождение в домашних условиях направлено на решение актуальных проблем людей престарелого возраста, страдающих от психических заболеваний, находящихся на длительной ремиссии, от онкологии на поздней стадии. Правовое регулирование данных вопросов проводится органами исполнительской власти региона. К сведению, инвалиды могут получить временное жилое помещение в домах жилищного фонда для социальных нужд.

Полустационарный вид помощи

Данная система обслуживания позволяет решать следующие вопросы:

  • социально-бытового характера;
  • культурного сервиса;
  • медицинского наблюдения;
  • организацию питательного процесса;
  • обеспечения активности человека.

Полустационарные услуги полагаются престарелым лицам, людям с инвалидностью, сохранившим способность к движению, самостоятельному обслуживанию, не имеющим противопоказаний медицины для зачисления в данное учреждение. Решение о получении права на вид услуг полустационарного типа принимается руководителем учреждения после письменно оформленного заявления и справки о состоянии здоровья заявителя.


Человеку могут предоставить следующие услуги: получение одноразового питания, ночлега, доврачебной помощи, направление на лечение, оформление в дом для престарелых или инвалидов, санитарную обработку, содействие в оформлении или перерасчете пенсии, помощь при трудоустройстве, содействие в оформлении документов, страхового полиса.

Полустационарное обслуживание может быть отказано носителям бактерий, вирусов, гражданам, которые являются хроническими алкоголиками, с активной формой туберкулеза, при наличии тяжелых расстройств психики, венерологических заболеваний, требующих лечения в специализированном заведении.

Данная помощь оказывается следующим слоям населения:

  • гражданам России, иностранцам, имеющим вид на жительство;
  • людям, зарегистрированным по месту жительства или имеющим регистрацию по месту пребывания;
  • инвалидам;
  • лицам пожилого возраста.







Ответ 2 (начало). В современном мире постоянно возрастает доля людей пожилого возраста в населении большинства стран. Это связано с увеличением средней продолжительности жизни. Так, в России, ежегодно общая численность пенсионеров, в том числе по старости, увеличивается на 600-700 тыс. чел. Ожидается, что к 2015 году среди неработающих будут преобладать люди старше 60 лет.

По классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), население в возрасте от 60 до 74 лет отнесено к пожилому, от 75 до 89 лет – к старшему, а от 90 лет и старше – к долгожителям. Эта классификация учитывает нужды, потребности, биологические и социальные возможности пожилых людей.

Применительно к данным категориям лиц в Российской Федерации охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются государственная поддержка этих граждан через систему социальных служб и иные гарантии социальной защиты.

Важное значение для создания пожилым людям достойных условий жизни имеют конституционные нормы и гарантии, условно включающие три вида: нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей; нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи; нормы, регулирующие положение особых групп пожилых людей (ветеранов, инвалидов, различных категорий пожилых людей в зависимости от возраста). Ответ 2 (конец).

Составной частью политики формирования доходов пожилого населения являются законодательно закрепленные льготы, неразрывно связанные с пенсиями, пособиями и социальным обслуживанием. Сегодня в нашей стране существует более 1000 социальных льгот, среди которых около 200 категорий их получателей. По данным вопросам действует на федеральном уровне более 50 нормативных правовых актов.

Ответ 3 (начало). В соответствии с федеральным законодательством определены следующие формы социального обслуживания пенсионеров (Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан, ст.16):

· на дому, включая социально-медицинское;

· полустационарное в отделениях дневного (срочного) пребывания учреждений социального обслуживания;

· стационарное в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других, независимо от их наименования);

· срочное в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;

· социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям. Ответ 3 (конец).

Ответ 4 (начало). Социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов строится на основе законодательных актов: Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, федеральных законов («Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Так, в соответствии с ПостановлениемМинистерства труда и социального развития РФ от 08.07.1997 г. № 36 «Об утверждении примерного положения о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» разработаны основные направления деятельности данных центров. Центры социального обслуживания граждан могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания: отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др. В задачи центра входит выявление престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке; определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания населения; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.

Анализ основных направлений деятельности центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированной на работу с пожилыми людьми и инвалидами, получила наибольшее распространение и признание, является наиболее типичной. Однако она еще не охватывает многие категории лиц пожилого возраста и инвалидов, которые испытывают потребность в социально-психологической помощи, в общении, социально-правовых консультациях, в адаптации к новым условиям. Центры социального обслуживания населения становятся эффективными нестационарными формами социальной поддержки пожилых людей и других категорий населения РФ.

Социальное обслуживание на дому - это один из основных видов социальной работы. Его основная цель - максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы. К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, относятся: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг (ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, доставки воды, оплаты коммунальных услуг и др.); помощь в оформлении документов, в т.ч. для установления оценки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения. Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения.

Социальное обслуживание на дому производится бесплатно, с частичной оплатой или за полную плату. Бесплатно обслуживаются, например, одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, но проживающие отдельно, а также проживающих в семьях, подушевой доход которых ниже установленного для данного региона минимального уровня.
Социальные работники поддерживают связь с трудовыми коллективами, где раньше работали их подопечные, добиваются, чтобы они не забывали, оказывали помощь и проявляли внимание к своим бывшим работникам. Таким образом, основными направлениями деятельности отделения социальной помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании; оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством.

Социальная поддержка пожилых людей осуществляется через отделения срочной социальной помощи. Формы оказания такой помощи самые разнообразные: от распределения талонов на горячее питание, теплой одежды и обуви до ремонта бытовой техники и обеспечения топливом.

На региональном и муниципальном уровне постепенно реализуется новый подход к созданию комплекса учреждений, удовлетворяющих потребности пожилых людей в социальных услугах. Среди основных тенденций развития современных социальных служб – сочетание специализированности с комплексностью, сравнительно меньшее развитие стационарных учреждений по сравнению с открытыми (полустационарными и нестационарными), тяготение к соединению возможностей специализированных учреждений с мощным социализирующим и поддерживающим влиянием семью. Ответ 4 (конец).

Ответ 5 (начало). Конвенция о правах инвалидов разрабатывалась ООН при активном участии организаций людей, имеющих инвалидность, была принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. и вступила в действие 3 мая 2008 г. Российская Федерация подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г. Сейчас продолжается работа по ее анализу, разработке плана первоочередных мероприятий, что является необходимым условием для ее ратификации. В связи с этим следует отметить, что Конвенция обобщила теорию и опыт применения законодательств различных стран в сфере защиты прав и свобод людей с инвалидностью. Особенно важно, что Конвенция представляет собой первый всеобъемлющий, обязательный для исполнения документ для стран — членов ООН после его соответствующего подписания и ратификации.

Следует отметить, что в рамках концепции равных прав и свобод Конвенция вводит общие для всех стран основные понятия, связанные с их реализацией людьми с инвалидностью. Система общих понятий прежде всего касается определения терминов «инвалидность» и «инвалид». Согласно преамбуле (п. «е»), «инвалидность — это эволюционирующее понятие; инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими…». Соответственно, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (ст. 1 Конвенции). По существу, Конвенция недвусмысленно утверждает, что не медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, являются причиной инвалидности, а то состояние развития общества, которое создает барьеры для реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. В свою очередь, из этих принципов следует, что при реализации статей Конвенции должны учитываться многие факторы развития различных стран, в том числе их традиции и ресурсные возможности. При этом все страны-участницы должны последовательно и неуклонно идти в общих направлениях, указанных в статьях Конвенции. По мнению экспертов, принятие данной Конвенции в странах-участницах будет способствовать восприятию людей с инвалидностью полноправными гражданами, а не некоей особой общественной группой. Государства, которые ратифицируют Конвенцию, возьмут на себя юридическое обязательство относиться к инвалидам как к субъектам права, обладающим всеми гражданскими правами.

Социальная политика по отношению к инвалидам включает два основных направления: во-первых, изменение общественного мнения к проблеме инвалидности, формирование среды жизнедеятельности, создания системы социального и рационального трудоустройства; во-вторых, создание необходимых условий для адаптации к новым жизненным реалиям с учетом индивидуальных особенностей человека.

В соответствии с принятым Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.) предусматривается ряд специальных прав для инвалидов, без которых они не могут успешно интегрироваться в общество:

· право на медицинскую помощь и медицинскую реабилитацию (бесплатно или на льготных условиях);

· право на обеспечение беспрепятственного доступа к информации;

· право на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры;

· право на обеспечение жилой площадью (с оборудованием специальными средствами и приспособлениями);

· право на образование инвалидов;

· право на трудоустройство;

· право на материальное обеспечение;

· право на социально-бытовое обслуживание;

· право на санитарно-курортное лечение;

· право на транспортное обслуживание;

· право на создание общественных объединений. Ответ 5 (конец).

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.

Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе. Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи т.е. обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями. Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, - важное значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.

Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя пенсии и различные пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным. Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.

Таким образом, реализуются основные принципы ООН в отношении пожилых людей и инвалидов, призванных «привнести жизнь в годы, добавленные к жизни»: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство.

В целом, социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам имеет своей целью их физическое и, главное, социальное и психологическое благополучие, а с методологической точки зрения представляет собой психосоциальный подход с учетом особенностей личности и конкретной ситуации. Конкретные усилия, согласно социальной модели, должны быть направлены не только на помощь людям в борьбе с их недугами, но и на изменения в обществе: необходимо бороться с негативными установками, рутинными правилами, «ступенями и узкими дверьми» и предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.

Контрольные вопросы для самопроверки

57. В чем заключается социальный статус человека в пожилом возрасте и инвалидности.

58. Классификация людей пожилого возраста и конституционные нормы обеспечения их жизнедеятельности.

59. Формы социального обслуживания пенсионеров.

60. Основные направления социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов.

61. Характер и содержание социальной политики по отношению к инвалидам.

Литература

1. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. – М.:Альфа-Пресс, 2008

2. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. 3-е изд. – М., Экзамен, 2008.

3. Колесова Н.С. Права человека и демографические процессы. – М., 2009.

4. Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки и проблемы формирования. – М., 2006.

5. Маргулян Я.А. Социальная политика российского государства в условиях мирового финансового и экономического кризиса. УШ Международная научно-практическая конференция «Диалог культур – 2009: поиск общих целей и ценностей». Апрель 2009. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009.

6. Маргулян Я.А. Социальная политика как важнейшее направление обеспечения социальной безопасности населения Санкт-Петербурга. - Межрегиональная научно-практическая конференция «Перспективы устойчивого и сбалансированного развития Северо-Запада России». Апрель 2007. Сборник докладов и тезисов. – СПб., РАН, 2007.

7. Маргулян Я.А. Приоритетные направления преодоления социальных деформаций личности в условиях мирового кризиса. - 1Х Международная научно-практическая конференция «Диалог культур – 2010: наука в обществе знания». Июнь 2010. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010.

8. Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). — М.: Научный эксперт, 2008. — 1008 с.

9. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005.

10. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. - М., 2009.

11. Скворцов И.П. Социальная политика региона. Теория и практика – М.: Кнорус, 2010.

12. Социальная политика в современной России. Реформы и повседневность - М., ООО "Вариант", ЦСПГИ, 2008.

13. Социальные технологии управления обществом: региональный уровень. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2010.

14. Управление развитием социальной сферы региона: социологический анализ. Коллективная монография (под общей редакцией К.М.Оганяна). - Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2010.

15. Управление качеством жизни в контексте развития социальной сферы региона (коллективная монография). - СПб.: СПбАУиЭ, 2006.

16. Управление социальной сферой крупного города. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2008.

17. Холостова Е.И. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: Юристь, 2001. - 334 с.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА» И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ

Читайте также: