Отказ от оформление военной пенсии

Автор: адвокат МОКА Морозова О.В.
март, 2020

Всем известно, что военный пенсионер – лицо, получающее пенсию по линии министерств обороны или внутренних дел, - имеет право на одновременное получение второй пенсии - страховой, выплачиваемой Пенсионным фондом РФ.

Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 прямо указал в статье 7, что военные пенсионеры при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

И если военный пенсионер решил заняться трудовой деятельностью – любой и в любой форме, то он лично либо его работодатель принуждается налоговым органом к уплате страховых взносов в бюджет ПФР.

Почему ПФР право военных пенсионеров на вторую пенсию превращает для них в обязанность по ее "зарабатыванию"? Почему сегодня военный пенсионер, 1967 г.р. и младше, обязан в течении 15 лет платить страховые взносы в ПФР, отчисляя 22% своего заработка, чтобы к 70 годам иметь право на получение второй пенсии в усеченном наполовину размере по сравнению с другими застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

Да, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами. Обязанность по их уплате лежит на страхователе, т.е организации-работодателе или на военном пенсионере лично, если он относится к частно практикующим лицам (ИП, адвокаты и пр.). Если есть страхователь, значит, он кого-то страхует - застрахованное лицо в обязательном пенсионном страховании. Но военный пенсионер уже имеет пожизненное обеспечение от государства и следовательно, не может потерять доход, риск утраты которого и страхуется в обязательном пенсионном страховании.

Так можно ли отказаться от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, если военный пенсионер не хочет получать вторую пенсию за "гражданский" трудовой стаж? Для ответа на данный вопрос достаточно ответить на еще один вопрос: а за кого страховые взносы уплачиваются в ПФР в обязательном порядке? - за застрахованное лицо. А кто является застрахованным - сам военный пенсионер, при чем от риска, которого у него нет.

Ответ лежит на поверхности – правоприменитель предпочитает применять только федеральный закон, касающийся непосредственно системы обязательного пенсионного страхования (далее по тесту – система ОПС). Речь идет о Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Даже разъяснения Конституционного суда не смущают, - принуждает работающих военных пенсионеров (в том числе индивидуальных предпринимателей, адвокатов, др.) быть застрахованными в системе ОПС, а значит нести обязанность по уплате страховых взносов в его бюджет.

Если говорить не юридическим языком, который из-за множества терминов и необходимых отсылок, многим покажется абракадаброй, то обязательное пенсионное страхование в отношении военных пенсионеров может иметь только добровольный характер. Еще проще – налоговые органы нарушают закон и игнорируют прямой запрет, наложенный Конституционным судом РФ, на такое применение положений закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, которое обязывало бы военных пенсионеров вступать в систему обязательного пенсионного страхования.

Вступление в систему ОПС военными пенсионерами осуществляется только добровольно. Соответственно, и выход из нее для военного пенсионера тоже добровольный – ПФР не имеет права принуждать военного пенсионера уплачивать ему пенсионные взносы.

При этом военный пенсионер должен четко знать и осознавать, что вступив в систему ОПС, он будет нести обязанности такие же как и остальные застрахованные лица, т.е. на равных условиях он будет в течении 15 лет (с учетом переходного периода) уплачивать страховые взносы, чтобы заработать 30 ИПК (баллов), но страховая пенсия у него будет урезанная, т.к. права на фиксированную выплату к страховой пенсии он не имеет.

Кроме того, то страховое обеспечение, которое ПФР будет выплачивать военному пенсионеру при выполнении последним всех необходимых условий, не может считаться эквивалентным ранее уплаченным суммам пенсионных взносов при существующей тарификации.

Тариф страховых взносов в бюджет ПФР состоит из солидарной и персональной частей. Солидарная (общая) часть идет на те выплаты, на которые военный пенсионер не может претендовать (его такого права лишили в силу закона). Ситуация в следующем, ты платишь солидарную часть как все, а гарантировано ничего не получаешь.

Кроме этого, ПФР будет выплачивать военному пенсионеру страховую пенсию не тогда, когда он достигнет общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для женщин и 65 – для мужчин, с учетом переходного периода), а когда он выполнит условия, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях».

Строго говоря, вторая пенсия, на которую имеет право военный пенсионер не совсем страховая и совсем не пенсия. Эта выплата хоть и имеет такое наименование и должна выплачиваться при наступлении страхового случая, но страховой пенсией не является минимум по двум причинам: 1) на эту сумму прожить невозможно без получения военной пенсии, и речь идет именно об увеличении имеющейся, 2) это прибавка к имеющейся пенсии за выслугу лет, не связана с реализацией страхового риска. Система ОПС является способом "зарабатывания" прибавки к имеющейся военной пенсии.

Момент вступления в систему ОПС для военного пенсионера не связан со страховым риском, поскольку у него отсутствует вероятность потери заработка (у него уже есть пожизненная государственная пенсия).

Принудительно загонять человека в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) без наличия у него страхового риска никто не имеет права. В противном случае это будет прямое нарушение законодательства о страховании, а также прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ.

По правде у военного пенсионера есть право отказаться от уплаты страховых взносов, но на сегодня реализовать это право невозможно из-за несогласия налоговых органов, поэтому никто не рискует ввязываться в судебные тяжбы с налоговой, которую всегда суд поддержит.

Но что интересно в данной ситуации беззаявительное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, также подразумевает и беззаявительный отказ от такого участия.
Но я все-таки написала заявление, и вот, что вышло.

Защита победила: права военных пенсионеров - адвокатов будут пересмотрены

Личный опыт отказа от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

С 2 июля 2014 года я вышла в отставку по болезни, в возрасте 45 лет, и получаю пенсию за выслугу лет, назначенную мне в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", то есть являюсь военным пенсионером.
11 апреля 2017 года, в возрасте 47 лет, мною получен статус адвоката.
19 мая 2017 года мною получена выписка о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из которой следует, что по состоянию на апрель 2017 года на моем индивидуальном лицевом счете учтены пенсионные права в размере 3,73 ИПК и 2 года 7 месяцев страхового стажа.
С учетом риска дожития до 60 лет страховой случай обязательного пенсионного страхования для меня наступит через 13 лет от начала работы адвокатом. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере позволяет накапливать около 1 ИПК в год, а значит, на моем индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не будет величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, что является невыполнением требований частей 2 и 3 статьи 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, при наступлении страхового случая я получу отказ в назначении страховой пенсии по старости.
21 июня 2017 года я обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Московской области с просьбой не ставить меня на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку я получаю пенсию за выслугу лет и отказываюсь от участия в обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что к 2024 году у меня будет только 11 лет страхового стажа, которого недостаточно для назначения страховой пенсии, и, следовательно, система обязательного пенсионного страхования мне не гарантирует предоставление соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая, а на иное социальное обеспечение по возрасту я не имею прав.
На мое заявление налоговый орган ответил письмом о том, что я как адвокат обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
18 сентября 2017 года мною подано административное исковое заявление в Люберецкий городской суд Московской области с требованием о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области от 10 июля 2017 г. № 12-26/29683@ в части признания административного истца плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку оно нарушает мои права, предусмотренные статьями 19, 35, 39, 55 Конституции РФ, так как (а) уплатив страховые взносы, я не буду получать никакого пенсионного обеспечения не только при наступлении страхового случая, но и в последующем; (б) по сравнению с иными застрахованными лицами для военных пенсионеров установлены значительно худшие условия для получения страхового пенсионного обеспечения.
19 декабря 2017 года Люберецким городским судом Московской области принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований (дело № 2а-7749/2017).
23 апреля 2018 года Московским областным судом отказано в удовлетворении моей апелляционной жалобы и решение Люберецкого городского суда Московской области от 19 декабря 2017 года оставлено без изменения.
31 октября 2018 года Московским областным судом отказано в передаче моей кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
10 апреля 2019 года судьей Верховного Суда Российской Федерации вынесено определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

19 июня 2019 года заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации отказано в жалобе об отмене определения об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

28 января 2020 года Конституционный суд РФ рассмотрел мою жалобу и вынес решение.
Я очень надеялась, что с новым решением КС в обязательном пенсионном страховании (ОПС) завершится эра безусловного отнесения законом работающих пенсионеров к застрахованным лицам, и для них участие в ОПС станет реально добровольным, а не принудительным как сейчас. Но я не смогла защитить свои права в рамках национальной судебной системы, что возможно повлечет для меня санкции в виде взыскания своевременно неуплаченных страховых взносов, несмотря на то, что я не нуждаюсь в увеличении размера получаемой пенсии, тем более принудительно.

То, что теперь возложение обязанности по уплате взносов на таких как я признанно не противоречащим Конституции, одновременно означает признание конституционным принудительного порядка пенсионного страхования работающих военных пенсионеров. Полагаю, такой результат судебного обжалования политическим и не основанным на праве.

При этом все обжалуемые мною погрешности закона КС признал неконституционными. Согласно постановления КС № 5-П от 28.01.20 я обязана принудительно страховаться и платить взносы в ПФР с целью увеличения размера получаемой пенсии в рамках ОПС, в котором не определены ни объем, ни условия формирования и реализации моих страховых пенсионных прав. Правомерность привлечения к ответственности за неисполнение такой обязанности, конечно, сомнительна. Сама я взносы в ПФР не платила и платить не буду, но пока за мною не числится задолженности, что не позволяет продолжить диспут с государственными органами в юридической плоскости.

ОПС - это механизм реализации социального страхования, который нельзя безусловно использовать для увеличения размера военной пенсии. Получатель социального обеспечения не является лицом, нуждающимся в защите государства, ведь в отношении него государство выполнило свою социальную миссию, и он как гражданин должен считаться социально защищенным.

Заставлять человека увеличивать свою пенсию само по себе лишено здравого смысла, поскольку назначаемые нам пенсии, по закону, считаются достаточными по размеру, который обеспечивает достойное проживание при утрате трудоспособности.

Возложение обязанности самостоятельно уплачивать взносы на ОПС в зависимости от ведения трудовой деятельности безотносительно пенсионного статуса, нарушает конвенционное право собственности военного пенсионера. Осталась одна надежда, что моя жалоба в ЕСПЧ (№ 42408/19), принятая в августе 2019 года, будет рассмотрена по существу и нарушения имущественных прав граждан РФ, получающих пенсии и продолжающих при этом трудиться, в части возложения на них обязанности по уплате обязательных страховых платежей на ОПС, будут признаны на международном уровне.

В общем, моя оценка отличается от оценки Российской газеты, опубликовавшей статью о новом решении КС о победе защиты.


Статья 7. Право выбора пенсии

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". // Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 03.04.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"

О юридической помощи и законах от адвоката МОКА

В ряде случаев военнослужащим назначается смешанная пенсия, военная и гражданская. На начисление таких выплат влияет ряд различных нюансов. Оформляют данную разновидность пенсии только в случае соответствия претендента определенным требованиям и наличия нескольких важных регламентируемых законодательством факторов.

Что такое смешанная пенсия

Граждане, служащие в военных и правоохранительных структурах, могут выйти на пенсию не по достижении общепринятого пенсионного возраста, а по выслуге, отслужив 20 и более лет в Вооруженных силах.

Это происходит достаточно рано, когда возраст их только приближается к 45-50 годам, и они готовы продолжать трудиться, поэтому молодые пенсионеры устраиваются на работу в отраслях, не имеющих отношения к Министерству обороны.

Раньше граждане, получающие военную пенсию и продолжающие работать, могли по достижении предельного возраста претендовать на 1 пенсионное довольствие по выбору — гражданское или военное. Но сейчас появилась возможность получать оба, поэтому бывшие военнослужащие, продолжающие трудиться в гражданских учреждениях, часто задают вопрос о том, что такое смешанная пенсия.

Это двойные выплаты, положенные людям, служившим в рядах ВС и работавшим определенное утвержденное законодательством время по гражданским специальностям . Но дополнительная, страховая часть пенсионных выплат может быть назначена им только при соблюдении нескольких условий:

  • Наличие не учтенного в пенсионных начислениях за выслугу гражданского стажа.
  • Достижение возраста, с которого предусмотрено пенсионное обеспечение по старости.

Военные, увольняющиеся со службы по выслуге, но до достижения возраста 45 лет по состоянию здоровья, тоже могут быть претендентами на двойное пенсионное довольствие, но для этого они должны представить подтверждающие документы.

Для начисления военнослужащим пенсионного пособия применяют специальную методику. Все расчеты проводятся на основании статьи 13 закона РФ №4468-1. При оформлении такой пенсии учитываются некоторые обстоятельства, например засчитывается время учебы в высших учебных заведениях (обучение в военных училищах в выслугу лет не включается), или период декретного отпуска женщины, если он приходился на годы службы.

Условия назначения

Уход на пенсию по смешанному стажу возможен только при соблюдении условий о возрастном нормативе и суммарной продолжительности трудовой деятельности, т. е. гражданин должен соответствовать ряду параметров:

  • возраст не менее 45 лет;
  • общий стаж от 25 лет;
  • военный не менее 12,5 лет;
  • минимальный гражданский 6 лет.

Обязательным условием является уход на пенсию по смешанному стажу военнослужащего только из рядов Вооруженных сил и структур, приравненных к ним . Возрастные нормативы, по которым назначается смешанная пенсия для военнослужащих, могут быть снижены, если человек покидает службу по следующим причинам:

  • Заболевание или ранение, приведшее к инвалидности.
  • Реорганизация отдела.
  • Сокращение штата.

Эти категории граждан, несмотря на то что увольнение из рядов ВС произошло не по выслуге лет, могут получать одновременно гражданскую и военную пенсию . Страховая часть пенсионного содержания военнослужащих оформляется по достижении ими предельного возраста: мужчинам после 60, а женщинам 55 лет.

У кого есть право

По упомянутой выше статье 13 закона РФ о «Пенсионном обеспечении военнослужащих…» к гражданам, имеющим право на получение данной разновидности пенсии, могут быть причислены группы лиц, проходивших службу в следующих структурах:

  • В Вооруженных силах.
  • В органах внутренних дел.
  • В Министерстве обороны РФ.
  • В отделах по борьбе с наркотиками.
  • В уголовно-исполнительных учреждениях.
  • В органах противопожарной безопасности.

Но для назначения военной пенсии по смешанному стажу им необходимо завершить свою трудовую деятельность в рядах ВС или приравненных к ним структурах.

Порядок оформления

Будущему пенсионеру, претендующему на одновременное получение гражданской и военной пенсии, следует знать 2 вещи: список необходимых документов и учреждение, в котором произведут начисление . Это поможет избежать проблем при ее оформлении.

Куда обращаться

Вопросами назначения двойной пенсии занимается отделение Пенсионного фонда, расположенное по месту прописки претендента. Туда необходимо обратиться со всеми документами сразу после появления права на вторую часть выплаты. Граждане, у которых по каким-либо причинам отсутствует постоянная прописка на территории РФ, но имеется право на получение такой пенсии, могут сделать следующее:

  • Гражданам, претендующим на военные и гражданские выплаты смешанного типа и не имеющим постоянной регистрации по месту жительства, за оформлением пенсии следует обратиться в территориальный орган ПФ, находящийся в регионе фактического проживания.
  • Бывшим военнослужащим, выехавшим за границу и не имеющим подтвержденного регистрацией места постоянного или временного проживания на территории РФ, начисление пенсии по смешанному стажу военнослужащих производится непосредственно в ПФР, по адресу Москва, ул. Шаболовка, 4.
  • Узнать нюансы оформления выплат можно на главном сайте организации: www.pfrf.ru.

Время обращения за начислением второй части пенсии не оговорено законом. Но перед посещением Пенсионного фонда нужно собрать все необходимые бумаги, т. к. отсутствие даже 1 документа может послужить причиной для отказа.

Пакет документов

Основание для назначения смешанной пенсии — написанное собственноручно заявление установленного образца с приложенными к нему документами, подтверждающими личность и каждый этап работы по гражданским специальностям.

Обязательно нужно свидетельство пенсионного страхования (СНИЛС) . У военнослужащих оно отсутствует, поэтому его необходимо получить. Сделать это можно, обратившись в территориальный отдел ПФ по месту жительства или прохождения службы.

Претендентам на смешанную, состоящую из военной и гражданской части, пенсию необходимо представить в Пенсионном фонде следующие документы:

  • Удостоверение личности (паспорт).
  • Трудовая книжка, копии договоров и контрактов с работодателем.
  • Справка о среднем заработке, получаемом до 2002 г. (для справки о среднем заработке берутся любые 60 месяцев, поэтому выбирать следует самые большие суммы).
  • Справка о прохождении службы (выдается военным ведомством, где служил претендент на смешанные пенсионные выплаты).

Могут потребоваться и дополнительные сведения:

  • справка из органов ЗАГС о смене фамилии (для вышедших замуж женщин);
  • подтверждение некоторых, небрежно заполненных, записей в трудовой книжке;
  • бумаги о получении во время профильного обучения воинского звания;
  • документы, подтверждающие группу инвалидности, связанную с заболеванием или ранением, полученными во время выполнения должностных обязанностей.

После того как пакет необходимых документов передан в ПФ, они проходят стандартную проверку, занимающую 10 дней. Результатом может быть назначение пенсии или отказ в ее оформлении. Если каких-то бумаг недостает, претенденту на смешанное пенсионное довольствие дают 3 месяца на их сбор. Выплаты начинают производить с начала следующего месяца.

Минимальный размер пенсии

Величина пенсионных начислений зависит от звания, срока службы и должности претендента. Это основные параметры при вычислении минимальной суммы пенсии. Процесс расчета пенсионных выплат при стаже смешанного типа выглядит следующим образом:

  • выявляется право на получение военной части пенсии (высчитывается выслуга);
  • рассчитывается смешанный стаж (время работы в организациях, не связанных с Министерством обороны, суммируется с периодом службы в ВС);
  • определяется минимальный размер денежного довольствия, 50% которого и будут служить базовой частью военной пенсии.

Определение выслуги лет

Выслуга учитывает все периоды службы в ВС или правоохранительных органах. Год выслуги приравнен к году службы. Но для защитников Родины предусмотрен особый порядок исчисления:

  • время участия в боевых действиях утраивается;
  • 3 года, проведенные в особых условиях, к которым относятся служба на подводных лодках, полеты по планам специальной (боевой) подготовки и т. д., приравниваются к 4 годам.

Женщинам-военнослужащим установлен предельный возраст для выхода на пенсию. Они заканчивают службу в 45 лет , несмотря на недостаточность выслуги.

Определение смешанного стажа

При расчете полагающихся заявителю пенсионных начислений этот критерий имеет особую значимость, т. к. неточности в вычислении длительности периодов различных этапов трудовой деятельности могут привести к уменьшению суммы ежемесячных выплат. В смешанный стаж пенсии военнослужащих при увольнении включают следующие виды деятельности:

  • служба в ВС и приравненных к ним структурах;
  • очное обучение в высших учебных заведениях до 2002 г.;
  • работа в государственных учреждениях и у индивидуальных предпринимателей.

Как производят выплаты

Выплачивать такую пенсию могут по месту постоянной прописки пенсионера или по адресу его временного пребывания. Осуществление выплат базируется на нескольких принципах:

  • начало периода пенсионных выплат — 3 число месяца;
  • дата получения смешанной пенсии утверждается графиком;
  • если доставка денег приходится на выходной или праздничный день, ее производят досрочно.

Расчет пенсионного содержания по смешанной методике

Для того чтобы правильно рассчитать пенсию смешанного типа, применяется специальная методика. Она основана на стаже и выслуге.

Данный способ начисления пенсионного довольствия предусмотрен действующим законодательством. В воинской части порядок расчета пенсионного обеспечения будет следующим:

  • Определяется выслуга (в общей сложности должно получиться не менее 12,5 лет в одной или нескольких военизированных структурах).
  • Проводится подсчет положенного заявителю пособия (при длительности военной службы от 25 лет и более берется половина суммы выплат за каждый год и к ней прибавляется по 1%).

Рассчитать смешанную пенсию в гражданской части тоже несложно. Все исчисления проводятся по общепринятой формуле, в которой учитываются базовая ставка, накопленные пенсионные баллы, а также действуют повышающие коэффициенты. Величина страховой пенсии будет зависеть от нескольких факторов: размера заработной платы, количества лет, отработанных в организациях, не связанных с силовыми структурами, и возраста человека .

Способы получения выплат

У бывших военнослужащих есть возможность получения пенсионного довольствия несколькими способами:

  • На указанную в заявлении при обращении за смешанным пенсионным обеспечением банковскую карту. Этот способ является самым удобным и распространенным, т. к. при поступлении денег на счет пенсионеру приходит СМС-сообщение.
  • Через почтовое отделение. Человек, получающий пенсионное довольствие, может сам приходить за деньгами в отделение связи или ждать, пока их доставят на дом. Но пенсионер, во избежание недоразумений, должен знать о том, что дата начисления пенсии отличается от даты ее доставки на несколько дней.
  • Через курьерскую компанию, с которой заключен договор о доставке пенсионного обеспечения на дом.
  • Третьим лицом при наличии нотариально заверенной доверенности на совершение этого действия.

Кому не полагается выплата по смешанному стажу

Точные требования к гражданину, претендующему на получение двойного пенсионного содержания, рассматриваются в законодательстве РФ. Если подтвердить их исполнение по какой-либо причине не представляется возможным, данный вид пенсии не назначается. Отказ в оформлении двойных выплат ожидает следующие категории граждан:

  • Военнослужащих, уволившихся со службы из рядов ВС или приравненных к ним структур до выслуги и уходящих на пенсию из гражданских учреждений.
  • Граждан, работавших в структурных подразделениях Вооруженных сил на гражданских должностях в связи с отсутствием воинского звания.
  • Военных, у которых нет утвержденного законодательством для получения двойной пенсии гражданского стажа.

Изменения в 2018 году

Обещанного ранее увеличения пенсионных выплат в 2018 г. военным пенсионерам ждать не стоит. Планируется только незначительное, составляющее 4-5%, повышение индексации . Пенсионная реформа этого года коснется смешанных пенсионных довольствий следующим образом:

  • Время службы (выслуга) работников силовых структур будет увеличено до 25 лет.
  • Время работы в организациях, не связанных с Министерством обороны, должно быть не менее 6 лет.

Получение пенсии военнослужащего его родственниками

После смерти или гибели человека, проходившего службу в ВС, правоохранительных органах и приравненных к ним структурах, право на страховую часть пенсионных выплат переходит к родственникам , документально подтвердившим кровную связь с пенсионером, получавшим смешанное пенсионное довольствие. К ним относятся:

  • Супруга или супруг умершего, не вступившие повторно в официальный брак.
  • Несовершеннолетние дети и совершеннолетние инвалиды, не способные обеспечивать себя самостоятельно.
  • Лица, осуществляющие опеку за не достигшими совершеннолетия родными и усыновленными детьми погибшего военного пенсионера.
  • Нетрудоспособные родители, бабушки, дедушки и внуки военнослужащего при отсутствии других членов семьи, обязанных их содержать.

Страховая часть пенсии умершего назначается всем иждивенцам на период их нетрудоспособности. В некоторых случаях этот вид содержания оформляется бессрочно. Начисление пенсионных средств родственникам и иждивенцам погибшего военнослужащего (пенсия по потере кормильца) начисляется по той же схеме, что и самому пенсионеру.

Если количества пенсионных баллов, накопленных военнослужащим к моменту гибели или смерти, недостаточно даже для минимальной пенсии, лицам, которым полагается пособие по потере кормильца, назначат социальные выплаты. Их размер равен прожиточному минимуму. В некоторых регионах вдовам военнослужащих установлены определенные льготы.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

В последние месяцы различные неофициальные источники в сети Интернет сообщают о возможности отмены военной пенсии в России в 2020 году. Вероятной причиной распространения такого рода публикаций могло стать выступление в эфире радио «Эхо Москвы» директора Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России Владимира Назарова. Тогда всевозможные слухи об отмене военных пенсий активно подогревались непопулярными реформами, которые Правительство начало реализовывать в связи с обострившимся экономическим кризисом.

Отвечая на вопросы ведущих «Эха Москвы» в обсуждении на тему «Что же будет с пенсией и с нами?», член коллегии Минфина тогда предложил ввести вместо военных пенсий единовременное «большое выходное пособие», которое позволит обеспечить военнослужащего на ближайшее время после увольнения с военной службы (дословно — «чтобы ему хватило на год-два безбедной жизни»). Дополнительно было предложено предоставить военному пенсионеру возможность переобучиться и получить профессию, востребованную в текущий момент на рынке труда.

Однако обратить внимание на такое предложение, поступившее в 2016 году, все же стоит, так как подведомственный Министерству финансов России институт НИФИ подготавливает рекомендации к законопроектам, связанными с бюджетной политикой страны, а также занимается разработкой методов управления финансами, прогнозированием и планированием исполнения федерального бюджета. А в новом составе Правительства, утвержденном Владимиром Путиным 18 мая 2018 года, должность первого вице-премьера занимает глава Минфина Антон Силуанов.

Отменят ли военную пенсию?

В настоящий момент однозначно сказать, будут ли отменены военные пенсии или нет, невозможно. Ничего, кроме предложения Научно-исследовательского финансового института по этому вопросу из официальных источников озвучено не было, и никаких законодательных проектов на рассмотрение не представлено.

Однако если под военными пенсиями понимать в целом пенсионное обеспечение, которое получают военнослужащие и бывшие сотрудники приравненных к ним служб (правоохранительных органов, служб безопасности, пожарной охраны и т.д.), то, по экспертной оценке, экономия бюджета при отмене военной пенсии могла бы составить около 500-700 млрд рублей в год.

Что предлагалось в качестве реформы пенсионной системы военнослужащих?

Судя по пояснениям, которые Владимир Назаров давал в октябре 2016 года «Независимой Газете» касательно озвученных им ранее предложений об отмене военных пенсий, если бы такой проект (пенсионная реформа) был действительно реализован, он не коснулся бы уже действующих военных пенсионеров — граждане продолжили бы получать назначенные пенсии. По мнению Назарова, реформа должна была быть основана, прежде всего, на постепенной корректировке правил выхода на пенсию военнослужащих.

Это подразумевает изменение требований к стажу, внедрение прогрессивной шкалы «возраст — стаж службы», которая позволит выйти на пенсию раньше гражданину, у которого больше стаж работы и выше звание. После увольнения предполагается осуществить гражданину единовременное денежное пособие и предоставить возможность пройти программу обучения и трудоустроится в рамках новой полученной профессии.

«… Тем, кто собирается выходить на военную пенсию, надо вместо пенсии предложить нормальный социальный контракт. Когда человек заканчивает военную службу, если он не инвалид, и у него все в порядке, надо дать ему деньги на переобучение, дать большое выходное пособие, чтобы ему хватило на год-два безбедной жизни и после этого он вполне как нормальный член общества может работать на другой работе».

— Владимир Назаров, член коллегии Минфина России и директор НИФИ
(радио «Эхо Москвы» от 11.10.2016 г.)

Отмена понижающего коэффициента военным пенсионерам

Сейчас пенсия для военных пенсионеров рассчитывается на основе денежного довольствия военнослужащих. Оно в свою очередь состоит из окладов в соответствии с должностью и званием, а также иных дополнительных надбавок за:

  • выслугу лет;
  • классную квалификацию;
  • особые условия службы;
  • выполнение задач, связанных с угрозой жизни и здоровью;
  • особые достижения в службе и т.д.

С 1 января 2012 года статьей 43 закона РФ № 4468-I от 12.02.1993 г. денежное довольствие для расчета пенсии учитывается не в полном объеме, а только в размере 54% (то есть с учетом понижающего коэффициента). Изначально предполагалось, что эта величина будет ежегодно увеличиваться на 2%, пока не достигнет 100%.

Примечательно, что еще в 2014 году депутатами от фракции КПРФ был внесен на рассмотрение законопроект № 631118-6, которым предлагалась отмена понижающего коэффициента военным пенсионерам. В течение нескольких лет законопроект подготавливался к рассмотрению, а затем был отклонен в 22 февраля 2017 года в ходе голосования в первом чтении, поскольку, по мнению депутатов, устанавливая понижающий коэффициент с 1 января 2012 года «законодатель предусмотрел надлежащий механизм возмещения», благодаря которому размер военных пенсий все равно существенно увеличился (на 90% начиная с 2011 по 2017 год).

За принятие этого закона в первом чтении в 2017 году проголосовали всего 19 депутатов, остальные 431 вообще не голосовали (отметим, что кворум считается состоявшимся, если в голосовании примут участие не менее 226 депутатов). Таким образом, законопроект был отклонен только по причине не набранного кворума (проголосовало только 4% депутатов).

Никаких новых законопроектов, предусматривающих отмену понижающего коэффициента к военной пенсии, на рассмотрение больше не вносилось. И в ближайшее время такого рода изменения вряд ли возможны, ввиду значительных затрат на их реализацию (порядка 500 млрд руб. дополнительных расходов в год).

должен ли офицер для получение пенсии по п.1 ст. 17.2 ФЗ № 166-фз ( летчик испытатель ГА) отказаться от получения военной пенсии?


  • сообщений 951

Я не юрист и мой ответ нельзя расценивать, как однозначно правильный, но мое мнение по данному вопросу следущее.

Вы не имеете права получать две пенсии одновременно, ст.3 п.2 ФЗ №166-ФЗ -- Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору , если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с этим же законом, у Вас есть право получения пенсии как у военнослужащего, ст.3 п.6 -- Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Либо, как работник ЛИС, ст.3 п.8 -- Граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Граждане, имеющие право на получении двух пенсий одновременно указаны в ст.3 п.3 -- Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5 ) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих , проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5 ) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5 ) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5 ) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей");

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5 ) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5 ) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5 ) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

5) гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);

6) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных статьей 7.1 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 17.1 настоящего Федерального закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Таким образом, если Вы не попадаете под действие ст.3 п.3 (о праве на одновременное получение двух пенсий), то Вам нужно определится с выбором пенсии, предварительно выяснив, какую из них выгоднее получать.

Еще раз повторю, что все вышесказанное, это мое личное мнение и возможно, что в чем-то я не прав.

Читайте также: