Отказ в назначении пенсии по старости госслужащим

Сотрудникам государственных структур пенсионные выплаты начинают предоставляться, когда они достигают пенсионного возраста и нарабатывают обязательный стаж. Условия назначения пенсии для государственных служащих регламентированы федеральным законодательством.

Кто попадает под категорию госслужащих

Бесплатно по России

К государственным служащим причисляются россияне, трудящиеся в госструктурах и получающие за то деньги из бюджетных средств. Необходимо отметить, что не любой сотрудник государственной структуры считается госслужащим.

Таковыми являются лишь те, кого наделили функциями власти, распоряжения, управления. Перечень лиц, относящихся к госслужащим, размещен в ФЗ от 27 июня 2004 года номер 79.


Для того чтобы оформить пенсию за выслугу лет, кроме заявления, понадобится подготовить такой комплект бумаг:

  • паспорт (ксерокопия и оригинал);
  • выписка о размере среднемесячной зарплаты госслужащего за предыдущие 12 месяцев;
  • выписка, содержащая данные о должности;
  • ксерокопия трудовой книжки;
  • ксерокопия увольнительного указа;
  • ксерокопия военного билета;
  • иные документы, подтверждающие госслужбу на протяжении определенного периода.

Заявление можно подать по почте, при самоличном посещении ПФР/МФЦ. Также подачу ходатайства может осуществить представитель пенсионера.

Пенсионные выплаты предоставляются ежемесячно. Гражданин вправе выбрать компанию, которая станет осуществлять доставку денег. При этом деньги может получать представитель пенсионера, если есть нотариально оформленная доверенность.

Деньги могут доставляться до получателя одним из следующих способов:

  1. Российская почта. Деньги привозятся прямо на дом пенсионеру. Если гражданин не получает пенсию на протяжении 6 месяцев, выплаты приостанавливаются. Для возобновления выплат нужно подать ходатайство в Пенсионный фонд России.
  2. Банковская организация. Деньги можно получать в банковской кассе. Также пенсионер может сделать карточку и осуществлять снятие денежных средств через банкомат.
  3. Фирма, которая специализируется на доставке денежных выплат. Пенсионер может как самостоятельно приходить за деньгами в соответствующее учреждение, так и оформить доставку на дом.

Льготы по возрасту для выхода на пенсию для госслужащих

Каждый регион Российской Федерации имеет право самостоятельно устанавливать список льгот при назначении пенсионного обеспечения государственным служащим. К ним относятся:

  • надбавка к пенсионным выплатам государственному служащему;
  • сохранение госгарантий;
  • бесплатно предоставляемое медицинское обслуживание;
  • предоставление путевок в оздоровительное учреждение или монетизация тех путевок, что не были использованы.

К примеру, законодательным актом Нижнего Новгорода от 24 июня 2003 года номер 48 определена надбавка к пенсионному обеспечению при полной потере работоспособности. Законодательным актом Самары от 13 марта 2001 года номер 19 установлена ежемесячно предоставляемая надбавка, равняющаяся 45-75 процентам от пенсии.


С нынешнего года срок службы для оформления льготного выхода составит 16,5 лет, тогда как ранее составлят 16 лет.

Расчет пенсии за выслугу лет госслужащим

При установлении размера пенсии учитываются лишь те выплаты за последний год, что россиянин получал на госслужбе.

Если пенсионер предыдущие 12 месяцев был трудоустроен в другой организации, не относящейся к государственным, полученные им в качестве зарплаты деньги не будут включены в расчет.

Средняя зарплата за 12 месяцев подсчитывается посредством суммирования всех денег, которые человек получил за год.

После этого сумма делится на 12. В расчет включаются:

  • ежемесячно получаемый оклад;
  • ежемесячно получаемая доплата;
  • материальные поощрения;
  • ежемесячно/единоразово предоставляемые премиальные выплаты.

В подсчете игнорируются периоды, когда гражданин:

  • находится в неоплачиваемом отпуске;
  • находился в декрете;
  • был временно нетрудоспособен.

Размер полученного при подсчете среднего заработка за 12 месяцев не должен быть больше 2.8 оклада, который установлен для определенной должности.

Также на величину пенсионного обеспечения влияет стаж, наработанный россиянином. По нему рассчитывается процент от среднемесячного заработка, который станет предоставляться россиянину в виде пенсионных выплат. За 15 лет стажа гражданин получает 45 процентов среднемесячного заработка. За каждый дополнительный год прибавляется еще 3 процента.

Для подсчета пенсионного обеспечения размер оклада помножается на определенный процент. Результат умножения и будет той надбавкой, которая станет предоставляться человеку.

Пример расчета

Сидоров Л.П. работал на должности федерального госслужащего. В апреле 2017 года ему назначили страховое пенсионное обеспечение по старости. Величина этой пенсии – 7197 рублей. Стаж Л.П. – 26 лет. Среднемесячная зарплата гражданина равнялась 16706 рублей.


Размер надбавки равняется 45 процентам от среднемесячного заработка при стаже госслужбы минимум 15.5 лет и повышается на 3 процента за каждые 12 месяцев сверх минимума, но не более 75 процентов. Сверх нормы Л.П. отработал 26 – 15 = 11 лет. 0.45 (минимальный коэффициент) умножается на 16706. Из произведения вычитается 7197.

К полученной разности прибавляется произведение 0.03 (коэффициент за дополнительный год службы), 16706, 11. В результате получается 5833.68 рублей, что и будет являться размером государственного пенсионного обеспечения за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет – это страховое пенсионное обеспечение, которое нужно заслужить длительной работой. Ее размер зависит как от количества лет, проведенных на госслужбе, так и от среднемесячной зарплаты.

Полезное видео

Будет ли повышение для госслужащих в 2019 году смотрите в видео:

насколько я помню пенсия гос служащего по выслуге положена только в случае если госслужащий ушел на пенсию именно с госслужбы при достижении пенсиного возраста, так что если вы уйдете на пенсию не с г-службы то вам пенся г-служащего не положена, а положена пенсия на общих основаниях

правда частенько размер пенсии на общих основаниях больше чем пенсия г-служащего

Сообщение от
тот-самый-Мавр
насколько я помню пенсия гос служащего по выслуге положена только в случае если госслужащий ушел на пенсию именно с госслужбы при достижении пенсиного возраста, так что если вы уйдете на пенсию не с г-службы то вам пенся г-служащего не положена, а положена пенсия на общих основаниях

правда частенько размер пенсии на общих основаниях больше чем пенсия г-служащего

По выслуге лет: 10 лет службы в ВС + 20 лет в ФТС(таможенные органы) был на должностях как гос.гражд. службЫ, так и сотрудник ФТС - т.к. военная служба приравнивается к гос.гражданской службе и входит в общий стаж, то общий стаж 30 лет и 7 мес. При увольнении из ФТС в отделе кадров отказали в направлении документов в пенсионный фонд. Ссылаясь на то, что несмотря что у меня стаж более 25 лет пенсию за выслугу лет смогу получать только при достижении пенсионного возраста. ВОПРОС . Имею ли я право на получение пенсии не достигнув пенсионного возраста. А по возможности подскажите, куда обратиться- если есть право на получение пенсии.

Пытался обратиться к юристам. Сказали что имею право,даже составил док. с перечислением правовых док. (естественно за оплату), но когда задал вопрос - если откажут в ФТС сможем ли решить этот вопрос через суд и даст ли 100 % гарантию, что поможет. ( за оплату естественно). Юрист ответил, что с государством судиться тяжело. Может не к тому юристу обращался?

В кадрах сказали верно, право на получение пенсии за выслугу Вы имеете, но только с момента назначения пенсии по старости или инвалидности.

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-1062/2015

Председательствующий: Ретуева О.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе: председательствующего Башкатовой Е.Ю.
судей областного суда: Дьякова А.Н., Усовой Е.И.
при секретаре: Б.
рассмотрела в судебном заседании от дело по апелляционной жалобе С. на решение Центрального районного суда г. Омска от , которым постановлено:
"В удовлетворении иска С. к Федеральной службе по труду и занятости, Государственной инспекции труда в Омской области о назначении пенсии, отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Башкатовой Е.Ю., судебная коллегия

С. обратился с иском Федеральной службе по труду и занятости, Государственной инспекции труда в Омской области о назначении пенсии.
В обоснование указал, что в период своей трудовой деятельности он замещал должности гражданского служащего федеральной государственной гражданской службы. Его общий стаж государственной гражданской службы составляет более 25 лет. Последним местом прохождения службы является ГИТ в Омской области, в должности государственного инспектора труда (по охране труда). С данной должности он уволился на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Перед увольнением замещал должность федеральной государственной гражданской службы более 7 лет. Полагая, что имеет право на получение пенсии за выслугу лет, он направил заявление на имя председателя Правления Пенсионного фонда РФ, в кадровую службу государственной инспекции труда Омской области, Федеральной службы по труду и занятости РФ о назначении ему указанной пенсии.
Ему было отказано в назначении пенсии за выслугу лет, поскольку без назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) пенсия за выслугу лет федеральным служащим не назначается.
Просил признать незаконным отказ Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации в назначении пенсии за выслугу лет, обязать Федеральную службу по труду и занятости Российской Федерации назначить ему с пенсию за выслугу лет.
С. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Полагал, что он имеет право на пенсию за выслугу лет, при этом указывал, что в настоящее время пенсионного возраста он не достиг, пенсия по старости ему не назначалась.
Дело рассмотрено в отсутствие Федеральной службы по труду занятости, ГИТ в Омской области и ГУ Пенсионного фонда РФ по .
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе С. с решением суда не согласен, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, просил его отменить. Обращает внимание, что суд не учел, что в случае увольнения со службы по собственной инициативе до наступления возраста, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости (а с страховой пенсии), федеральный гражданский служащий имеет право на назначение пенсии за выслугу лет при одновременном соблюдении трех условий: увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", наличие стажа федеральной гражданской службы не менее 25 лет и замещение должности федеральной гражданской службы не менее 7 лет непосредственно перед увольнением. Названные условия, предусмотренные п. 1.1 ст. 7 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" истцом соблюдены, а потому считает ему незаконно отказано в назначении таковой пенсии.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Федеральная служба по труду и занятости постановленное решение суда полагает законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просила отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. 63).
Проверив материалы дела, апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что с С. работал в Государственной инспекции труда в Омской области государственным инспектором труда (по охране труда). был переведен в этой же должности в отдел надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации бюджетной сферы и аграрно-промышленного комплекса.
С. уволен с государственной гражданской службы на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по инициативе гражданского служащего.
На момент увольнения С. имел общего стажа - 25 лет, в течение 7 лет перед увольнением занимал должность федеральной гражданской службы в Государственной инспекции труда в Омской области, что не оспаривалось ответчиком.
Полагая, что имеет право на получение пенсии за выслугу лет, С. обратился в кадровую службу ГИТ Омской области с заявлением о назначении ему трудовой пенсии за выслугу лет.
В письменном ответе Федеральной службы по труду и занятости от N ему было отказано в предоставлении пенсии за выслугу лет в связи с тем, что пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и выплачивается одновременно с ней.
Не согласившись с принятым решением, С. обратился в суд с настоящим иском о назначении ему пенсии за выслугу лет. По мнению заявителя, названный отказ лишает его права на пенсию за выслугу лет, закрепленного п. 1.1 ст. 7 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Федеральным законом от 03.05.2011 N 94-ФЗ был введен п. 1.1 ст. 7, в соответствии с которым - федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
Согласно п. 2 ст. 7 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней.
То есть, вводя п. 1.1 ст. 7 названного Закона, законодатель предусмотрел "отложенное право" - право на пенсию за выслугу лет и для лиц, уволившихся с федеральной гражданской службы до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности), которое может возникнуть при соблюдении указанных условий после приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности).
Пенсия за выслугу лет устанавливается государственным гражданским служащим к трудовой пенсии по старости или к трудовой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данное право на получение одновременно двух видов пенсии, в частности трудовой пенсии по старости или инвалидности и пенсии за выслугу лет, регламентировано в ст. 4 названного Федерального закона, законом допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии (части трудовой пенсии).
Выплачивается пенсия за выслугу лет одновременно с трудовой пенсией по старости или пенсией по инвалидности. Назначение, перерасчет и выплата пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим производится Пенсионным фондом РФ.
Вопросы обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих регулируются Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденными Постановлением Минтруда России 30.06.2003 N 44.
В силу п. 3 приведенных Правил федеральный служащий подает письменное заявление, форма которого предусмотрена приложением N 1 к настоящим Правилам, о назначении пенсии за выслугу лет на имя председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации с необходимыми документами в кадровую службу федерального органа государственной власти (его территориального органа) или его аппарата, иного государственного органа, образованного в соответствии с Конституцией Российской Федерации или федеральным законом, в котором он замещал должность федеральной службы перед увольнением.
Федеральный служащий может обращаться за пенсией за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее и назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что по заявлению федерального служащего, имеющего право на пенсию за выслугу лет, руководителем федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность перед увольнением, оформляется представление о назначении пенсии за выслугу лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований С., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что пенсия за выслугу лет не является самостоятельным видом пенсии и фактически устанавливается в виде доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Истец не достиг пенсионного возраста и не является получателем трудовой пенсии по старости (инвалидности), что подтверждается справкой ГУ-УПФ РФ по Тарскому району Омской области от 26.11.2014, в связи с чем, условия при наличии которых может быть назначена пенсия за выслугу лет, установленные ст. 7 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отсутствуют.
Законодательно определено, что реализовать свое право на оформление пенсии за выслугу лет государственный служащий может только при условии выхода на пенсию, назначенной в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, в опровержение доводам апелляционной жалобы, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований С.
Доводы апелляционной жалобы нельзя признать состоятельными, поскольку они сводятся к переоценке выводов суда, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Центрального районного суда г. Омска от оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. N 793-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
МАЛЮКОВА МИХАИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина М.А. Малюкова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.А. Малюков оспаривает конституционность пункта 2 (в жалобе ошибочно назван частью 2) статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которому пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым, в частности, в пункте 2 названной статьи слово "трудовой" заменено словом "страховой", слова "Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" заменены словами "Федеральным законом "О страховых пенсиях".
По мнению заявителя, оспариваемая норма, в отступление от правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25 марта 2014 года N 8-П, препятствует реализации его права на пенсию за выслугу лет на условиях, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", чем противоречит статьям 2, 18, 19 и 39 Конституции Российской Федерации.
Оспариваемое положение было применено в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные М.А. Малюковым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).
Предоставляя федеральным государственным гражданским служащим право на пенсию за выслугу лет, законодатель в Федеральном законе "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определил ее как ежемесячную государственную денежную выплату, устанавливаемую в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) (абзац второй статьи 2), и предусмотрел, что, по общему правилу, она назначается при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по ряду оснований, закрепленных в положениях Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев (пункт 1 статьи 7).
Федеральным законом от 3 мая 2011 года N 94-ФЗ статья 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" была дополнена пунктом 1.1, согласно которому федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (расторжение служебного контракта по инициативе государственного гражданского служащего), до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение федеральным государственным гражданским служащим, имеющим значительный стаж государственной гражданской службы, возможности реализации права на пенсию за выслугу лет в случае их увольнения с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) и, вопреки утверждению заявителя, не препятствует ему по достижении общеустановленного пенсионного возраста обратиться за назначением пенсии за выслугу лет по указанному основанию.
Что касается оспариваемого М.А. Малюковым пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", то закрепленное в нем правило в равной мере распространяется на всех федеральных государственных гражданских служащих, направлено на реализацию их пенсионных прав как лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования с учетом их особого правового статуса, обусловленного характером и задачами федеральной государственной гражданской службы, а потому не может расцениваться как нарушающее их конституционные права.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Малюкова Михаила Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Дополнительной социальной гарантией для государственных служащих является право на получение пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим.

Пенсия государственным служащим – это выплата, назначаемая государственным гражданкам служащим (федеральным, муниципальным служащим), при условии наличия минимального стажа государственной службы и достижении возраста, дающего право на получение пенсии.

Госслужащие в соответствии с действующим законодательством имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Федеральным закон N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

К федеральным государственным гражданским служащим относятся граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих.

Кто из госслужащих имеет право на пенсию по выслуге лет

В федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" внесены изменения, предусматривающие поэтапное увеличение с 1 января 2017 года минимального стажа гражданской службы, дающей право на пенсию за выслугу лет с 15 до 20 лет и увеличение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, и 63 года - для женщин.

Изначально предполагалось, что такие изменения начнут применяться с 1 июля 2016 года, а выход на пенсию будет в 65 лет как для женщин, так и для мужчин (законопроект № 918468-6). Но во втором чтении (22.04.2016) в законопроект внесены изменения в части вступления в силу закона с 2017 года и уменьшения возраста, дающего права на получение пенсии гос. службы для женщин - с 63 лет. В такой редакции Закон о повышении пенсии государственным служащим принят Государственной Думой РФ 11 мая 2016 года в третьем, окончательном чтении.

Минимальный стаж госслужбы для назначения пенсии в 2020 году - 17 лет.


Так, в 2018 году минимальный стаж для назначения пенсии составлял 16 лет, в 2019 г. – 16,5 лет, в 2020 году - 17 лет и т.д. до 2026 года (20 лет) - см. таблицу ниже.

Год назначения пенсии за выслугу лет

Стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году

15 лет 6 месяцев

16 лет 6 месяцев

17 лет 6 месяцев

18 лет 6 месяцев

19 лет 6 месяцев

2026 и последующие годы

Одновременно с увеличением требований к минимальному стажу госслужбы увеличены и требования к возрасту госслужащих, по достижении которого им назначается страховая пенсия по старости.

Необходимо учесть, что право на получение пенсия за выслугу лет у государственных служащих возникает при установлении страховой пенсии по старости либо при получении страховая пенсия по инвалидности.

Так, в 2017 году возраст получения пенсии госсдужащими для женщин составлял 55,5 лет; для мужчин – 60,5 лет;

  • В 2018 г. для женщин – 56 лет, для мужчин 61 год;
  • В 2019 году - для женщин в 56,5 лет, для мужчин в 61,5 лет;
  • В 2020 году - для женщин – 57 лет, для мужчин 62 года;
  • В 2021 году - для женщин - 57,5 лет, для мужчин 62,5 лет.

И т.д. до достижения 65 лет (см. таблицу ниже).

ВОЗРАСТ, ПО ДОСТИЖЕНИИ КОТОРОГО НАЗНАЧАЕТСЯ СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВУЮЩЕМ ГОДУ

Год, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях"

Возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и должностей муниципальной службы

2032 и последующие годы

Размер пенсии госслужащим по выслуге лет

С 2017 года размер пенсии госслужащим рассчитывается в зависимости от стажа государственной гражданской службы и составляет от 45 % до 75 % среднемесячного заработка ФГГС за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии.

За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа выхода на пенсию, пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии не может превышать 75 % среднемесячного заработка. Подробно о проценте выплаты пенсии в зависимости от стажа госслужбы смотрите таблицу ниже.

Стаж государственной гражданской (муниципальной) службы для назначения пенсии за выслугу лет

Процентов от среднемесячного заработка (размер пенсии)

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

Что включается в стаж государственной гражданской службы

Стаж государственной гражданской службы – это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии;

В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.09.2003 N 570, Приказ Минздравсоцразвития РФ N 1648н «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» в стаж включаются следующие периоды работы (службы):

  1. Государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ, федеральной государственной гражданской службы РФ, государственной гражданской службы субъектов, государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы.
  2. Должности прокурорских работников.
  3. Должности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
  4. Должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
  5. Должности сотрудников федеральных органов налоговой полиции, которые определялись в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  6. Должности сотрудников таможенных органов Российской Федерации
  7. Муниципальные должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса), замещаемые на постоянной (штатной) основе.
  8. Должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе.
  9. Должности, занимаемые гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должности, замещаемые на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах.
  10. Должности в профсоюзных органах, занимаемые работниками, освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая должности, занимаемые освобожденными профсоюзными работниками, избранными (делегированными) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с федеральным законом.
  11. Должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г.
  12. Отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, (в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации). Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Что включается в среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих

Размер пенсии за выслугу лет гражданским служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию.

Среднемесячный заработок – это денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы, которые учитываются для исчисления размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданина, обратившегося за назначением этой пенсии, выраженные в денежных единицах Российской Федерации и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в его выслугу или трудовой стаж;

Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих утверждены постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 818.

В соответствии с вышеуказанными правилами для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:

  1. месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы (далее - должностной оклад);
  2. месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;
  3. ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;
  4. ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;
  5. ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  6. ежемесячное денежное поощрение;
  7. премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
  8. единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Расчет среднемесячного заработка производится по выбору гражданского служащего исходя из денежного содержания и других выплат за последние 12 полных месяцев службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

При исчислении среднемесячного заработка из расчетного периода исключаются время нахождения гражданского служащего в отпусках без сохранения денежного содержания, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста, а также период временной нетрудоспособности. Начисленные за это время суммы соответствующих пособий не учитываются.

Размер среднемесячного заработка определяется путем деления общей суммы денежного содержания и других выплат, начисленной в расчетном периоде, на 12.

В случае если из расчетного периода исключаются время нахождения гражданского служащего в соответствующих отпусках и период временной нетрудоспособности размер среднемесячного заработка определяется путем деления указанной суммы на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде и умножения на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году).

Размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного гражданскому служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Содержание статьи:

Отказ ПФР в назначении пенсии

После последней реформы пенсионной системы, состоявшейся в 2015 году, постепенно стали увеличиваться требования к пенсионерам. Претенденты на получения пособия по старости страхового типа должны иметь:

  1. не менее 13,8 пенсионных баллов;
  2. не менее 9 лет страхового стажа.

Указанные данные актуальны на 2018 год, ежегодно стаж повышается на 1 год, а ИПК на 2,4 балла. К окончанию реформы необходимо будет набрать 15 лет и 30 баллов.

В последние два года пенсионеры уже стали сталкиваться с проблемами, получая отказ в назначении пенсии от Пенсионного Фонда. По статистике ведомства, ежегодно за пенсионными пособиями обращаются около 1,8 миллиона граждан, из которых 1,2% получают отрицательное решение.

Причины отказа от начисления пенсии связаны как раз с минимальными требованиями:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему прямо сейчас. Это быстро и удобно!

  1. недостаточный стаж. Это можно происходить, если человек работал неофициально или вовсе не был трудоустроен.
  2. нехватка пенсионных баллов. Малое количество баллов может быть вызвано низкой заработной платой и низким стажем работы. С неофициальной заработной платы ИПК не формируются.

Наиболее частые причины отказа — отсутствие данных о трудовом стаже гражданина или его невключение при расчете. Это может происходить по различным обстоятельствам:

  • ошибки в трудовой книжке.
  • отсутствие подписей и необходимых печатей в трудовой.
  • ошибки в отчетности предприятия по данному работнику.
  • если организация на момент оформления пособия ликвидирована, а данные в городской архив не предоставлены.
  • работодатель не отчислял страховые взносы, хотя запись о времени работы в трудовой книжке есть.

Трудности возникают и при расчете особого стажа, из-за чего граждане получают отказ в назначении досрочной пенсии. Причины подобного решения по большей части такие же, как и в общем случае. К ним добавляется также несовершенство законодательства и сложность при подсчете льготных периодов. Приведем для примера два часто встречающихся ситуации:

  1. врач проработал в одной и той же должности по одному месту работы в течение 29 лет, однако периодов работы у него может насчитываться более 50. Это происходит из-за регулярных курсов повышения квалификации, которые медицинский работник проходить обязан, но они могут не включаться в общий стаж.
  2. няня отработала в детском саду 25 лет, однако права на досрочную пенсию не получила. Причиной стала должность, указанная в трудовой книжке – «няня». Дело в том, что списки профессий и должностей, которые дают право на досрочную пенсию, строго регламентированы законодательством. Женщина, проработавшая няней, не может претендовать на особые выплаты, а женщина, работавшая младшим воспитателем уже вправе, хотя по сути должности идентичные.

Каждый конкретный случай отказа строго индивидуален. Решить возникшие проблемы иногда можно в отделении Пенсионного Фонда или путем запроса дополнительных документов из городского архива. Однако бывают случаи, при которых единственным вариантом отстоять свои права является судебное разбирательство.

Обжалование отказа в пенсии

Отказ от пенсии со стороны Пенсионного Фонда имеет право оспорить любой гражданин. Для начала, согласно п. 20 ст. 21 ФЗ №400 «О страховых пенсиях», стоит обратиться с заявлением в вышестоящее отделение ведомства.

Жалоба на необоснованный отказ в начислении пенсии должен содержать:

  1. Ваши подробные личные данные: имя, фамилия, данные паспорта, адрес проживания и обратный адрес для получения ответа от ведомства.
  2. Копию решения об отказе, его можно взять в отделении, в которое Вы обращались первый раз.
  3. Подробное описание текущей ситуации и сути претензии.
  4. Документы, подтверждающие Ваше право на получение пенсии: трудовая книжка, справки с места работы, договоры.

На рассмотрение заявки законодательно отводится не более 30 дней со дня регистрации обращения. По прошествии срока ПФР направит официальный ответ по указанному адресу. Положительное решение будет обязательным для исполнения нижестоящими территориальными отделениями.

Если ответ Пенсионного Фонда неудовлетворительный, необходимо направить исковое заявление в районный суд, где располагается отделение ведомства, давшее отказ. В иске необходимо указать:

  • наименование судебного органа;
  • персональные данные;
  • данные отделения ПФР;
  • описание ситуации со ссылками на доказательства неправомерности действий ПФР;
  • прошение обязать Пенсионный Фонд совершить искомое действие, к примеру, включить в общий стаж неучтенные периоды. Просьба будет зависеть от причины отказа.
  • перечень документов: отказ фонда и подтверждающие обстоятельства бумаги.

Совместно с заявлением подаются копии документов и квитанция об уплате пошлины в размере 300 рублей. По итогам рассмотрения обращения будет вынесено решение, также обязательное для исполнения отделением Пенсионного Фонда. Судебная практика показывает, что обращение с иском зачастую является единственным решением.

Что делать, если в пенсии отказали

В том случае, если судебные органы подтвердили правомерный отказ от пенсии по старости страхового типа, гражданин без обеспечения всё же не останется.

Гражданину, не отвечающему требованиям для назначения страхового обеспечения, согласно ФЗ №166 «О государственном пенсионном обеспечении», будет назначена социальная пенсия. Отметим несколько нюансов:

  1. Пенсия по старости назначается только спустя 5 лет после достижения общепринятого пенсионного возраста – в 60 лет женщинам и 65 лет мужчинам.
  2. Размер социальной пенсии почти в1,5 раза ниже, чем страховой.

Размер социальной пенсии по старости в 2018 году составляет 5240,65 рублей. Этот показатель значительно ниже, чем прожиточный минимум пенсионера, поэтому в каждом случае будет начислена социальная доплата. Минимальный размер пенсии не может быть ниже 8723 рублей в 2018 году.

Отказ от накопительной части пенсии

Накопительная часть пенсии – ежемесячная денежная выплата, являющаяся компенсацией утраченного заработка в связи с достижением пенсионного возраста и выхода на пенсию. Понятие было введено ФЗ № 424 в 2013 году.

Формирование накопительной пенсии было доступно для официально трудоустроенных граждан, родившихся не ранее 1967 года. До 2015 года было доступно два варианта формирования пенсии:

  • 16% от заработной платы, которые шли только на страховую часть;
  • 10% на страховую часть и 6% на накопительную.

Выбор предоставлялся самому работнику, был возможен как отказ от накопительной части пенсии, так и ее формирование. С 2015 года все отчисления идут в страховую часть, а накопительная пенсия заморожена. Предварительно, данное положение сохранится до 2019 года.

Несмотря на это, уже скопленные средства будут выплачены в полном объеме после назначения основной пенсии. Накопления будут поделены на срок дожития – 246 месяцев, а получившееся значение будет являться ежемесячной прибавкой. К примеру, пенсионеру удалось скопить 210 000 рублей: 210 000 /245 = 853,6 рубля. Столько будет доплачиваться к пенсии.

Большинство представителей власти сходятся во мнении, что разморозки накопительной пенсии не будет. Дело в том, что в разработке находится концепция индивидуального пенсионного капитала (КИПК), которая, по сути, является аналогом прежней системы.

Суть КИПК: все граждане будут делать добровольные отчисления из заработной платы в фонд своей будущей пенсии в размере от 1 до 6%. Предлагается автоматическое включение в систему, однако будет шанс написать заявление об отказе или приостановке отчислений на срок до 5 лет. Планируется осуществлять выплаты по такому же принципу, что и накопительную часть.

Изначально предполагалось, что КИПК начнет свое действие уже в 2018-2019 году, однако в декабре 2017 года было решено отсрочить рассмотрение и принятие нового законопроекта до конца 2018 года

Премиальный коэффициент при отказе от пенсии

Отказ от пенсии по собственной инициативе гражданина также возможен и дополнительно поощряется государством.

Если при достижении пенсионного возраста потенциальный пенсионер не обращается в ПФР за выплатой, то к его ИПК и фиксированной выплате (ФВ) будут применяться премиальные коэффициенты.

Количество лет Коэффициент для ФВ Коэффициент для ФВ при праве на досрочную пенсию Коэффициент для ИПК Коэффициент для ИПК при праве на досрочную пенсию
1 1,056 1,036 1,07 1,046
2 1,12 1,07 1,15 1,1
3 1,19 1,12 1,24 1,16
4 1,27 1,16 1,34 1,22
5 1,36 1,21 1,45 1,29
6 1,46 1,26 1,59 1,37
7 1,58 1,32 1,74 1,45
8 1,73 1,38 1,9 1,52
9 1,9 1,45 2,09 1,6
10 и более лет 2,11 1,53 2,32 1,68

Пример по отказу в назначении пенсии


Эльвира Артуровна имеет общий стаж работы 28 лет, 8 из которых приходились на работу в Луганской области во времена СССР. После 1991 года она переехала в Воронеж и работала в России: 5 лет по одному месту работы и 15 лет по второму. Между ними был период в 6 лет, когда работа была неофициальная.

В январе женщина обратилась в Пенсионный Фонд за назначением пенсии, поскольку в феврале ей исполняется 55 лет. Сотрудники установили размер обеспечения, который не устроил пенсионерку, и она запросила документ с подробным расчетом.

Оказалось, что ПФР не учел советский стаж и время первого трудоустройства, в совокупности 13 лет. Женщина запросила архивные документы, подтверждающие неучтенное время, узнала, как оформляется жалоба, и направила ее в вышестоящее отделение ПФР, приложив копии документов.

Спустя 20 дней Эльвире Артуровне пришел ответ, в котором представители ПФР дали положительный ответ и решение о включении неучтенного стажа при расчете обеспечения. Пенсия была пересчитана.

Заключение

Современное пенсионное законодательство предъявляется жесткие требования к претендентам на пенсию по старости. В 2018 году им нужно иметь 9 лет стажа и 13,8 ИПК, и с каждым годом условия будут ужесточаться.

Гражданам, которые им не соответствуют, ПФР направит отказ в назначении пенсии. Его можно обжаловать в вышестоящем ведомстве или в суде при наличии доказательств и подтверждающих документов. Если суд вынесет решение в поддержку ПФР, то гражданин сможет рассчитывать только на социальную пенсию.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по отказу в пенсии


Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Захар, 10 лет проработал в Казахстане, после чего переехал в Россию, где живу и работаю уже 25 лет. Мне скоро 60 лет, поэтому я сходил в ПФР и подал заявление на пенсию. Сотрудник мне сказал, что иностранный стаж не будет учтен, а пенсия рассчитана только за время работы в России. Скажите, я могу обжаловать это решение?

Ответ: Здравствуйте, Захар. Сотрудник ПФР поступает неправомерно, отказывая Вам в зачислении иностранного стажа в Казахстане.

Законодательно Ваш случай регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения, принятым 13.03.92. Согласно его положениям, Вам будет учтен весь советский стаж, который Вы получили в союзных республиках. Если же часть вашего стажа приходится на период после 1991 года, то он засчитан не будет.

Список законов

  • Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения
  • ФЗ №400 «О страховых пенсиях»
  • ФЗ №166 «О государственном пенсионном обеспечении»
  • ФЗ № 424 «О накопительной пенсии»

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему прямо сейчас. Это быстро и удобно!

Читайте также: