Пенсионное обеспечение лиц проходивших военную службу при боевых действиях

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 9 ноября 2009 г., 21 июня, 10 декабря 2010 г., 1 июля, 8 ноября 2011 г., 12 ноября 2012 г., 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 22 февраля, 3 апреля, 1 мая, 1 июля, 20 декабря 2017 г., 30 апреля, 1 октября, 2 декабря 2019 г., 20 июля 2020 г.

ГАРАНТ:

Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 398-ФЗ

ГАРАНТ:

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с настоящим Законом подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) и названного Федерального закона

ГАРАНТ:

Пенсии гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и таможенных органах РФ и увольняемым в 2012 г. с военной службы (службы), и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ)

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

12 февраля 1993 года

Определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Предусматриваются пенсии за за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсии исчисляются из денежного довольствия с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, денежной продовольственной компенсации.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям повышаются при увеличении минимального размера пенсии по старости.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

Настоящий Закон вводится в действие с 1 февраля 1993 г.

См. постановление ВС РФ от 12 февраля 1993 года N 4469-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 26 февраля 1993 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 марта 1993 г., N 9, ст. 328

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть четвертая статьи 7 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 16-П взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П часть первая статьи 13 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 июня 2011 г. N 11-П положения статьи 56 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории РФ, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 381-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2019 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. и 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 95-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 430-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 367-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона было приостановлено с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений пункта "б" статьи 22, пунктов "а" и "б" статьи 36 настоящего Закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 8 мая 2008 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 февраля 2008 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 272-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 2-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие статьи 43 настоящего Закона в части включения в денежное довольствие для исчисления пенсий, назначаемых лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, месячной стоимости выдаваемого им продовольственного пайка приостановлено на 2002 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2001 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2000 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 1 июня 1999 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 1997 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ

Война в Афганистане, которая длилась около 10 лет и пришлась, преимущественно, на 80-е годы прошлого столетия, оставила глубокий след в истории нашей страны.

Длительность и масштабность военного присутствия в этой стране, а также относительно небольшой период времени, прошедший с тех событий, обуславливает наличие в России довольно широкой группы населения, которая непосредственно принимала участие в боевых действиях.

Бесплатно по России

Для краткости их называют «афганцы». Участники боевых действий в Афганистане имеют право на определенные льготы, связанные с их статусом. Касаются они, в том числе, и вопросов их пенсионного обеспечения.

Пенсия у афганцев в России

Прежде чем рассмотреть вопросы, связанные с материальным обеспечением ветеранов боевых действий в этой азиатской стране, необходимо понять, какие категории лиц признаются льготниками и имеют соответствующий статус.

Итак, к числу ветеранов относят:

  • лиц, проходивших срочную службу в Советской армии в период с 1979 по 1989 год на территории Афганистана;
  • лиц из числа офицерского состава, а также иных профессиональных военных специалистов, выполнявших обязанности военной службы в Афганистане в период ввода туда советских войск.

Статус ветерана афганской войны является официальным, а основным подтверждающим его документом выступает специальное удостоверение, выдаваемое гражданам в органах военного управления.

Ветераны Афганистана имеют право на пенсионное обеспечение, равно как и иные граждане РФ. При этом рассчитывать они могут на различные виды пенсий – страховую, социальную, военную или по инвалидности. Соответственно, для получателей различных видов пенсионного обеспечения возраст выхода на отдых будет разниться.


Возраст выхода на пенсию у участников боевых действий в Афганистане

На сегодняшний день в России проходит реформа системы материального обеспечения пожилых граждан. Основной ее целью является повышение возраста, когда у граждан возникает право на получение пенсионных денег.

Так, в 2020 году российские мужчины могут подать заявление на выплату им страховой пенсии в 60,5 года (в зависимости от даты рождения).

Следует отметить, что прохождение срочной службы в Афганистане никаким образом не влияет на возраст, когда ветеран может рассчитывать на государственное обеспечение. Таким образом, бывшие срочники выходят на пенсию на общих основаниях, если не имеют каких-либо иных дополнительных льгот.

Кроме этого, граждане из числа ветеранов Афганистана, которые не смогли наработать достаточный стаж для получения пенсии страхового типа, могут рассчитывать только на социальные выплаты от государства по старости. Однако обращаться за их назначением можно на 5 лет позже, чем при обращении за страховой пенсией.

Профессиональные военнослужащие, проходившие службу в Афганистане, как правило, уже получают военную пенсию. На нее могут рассчитывать офицеры и прапорщики, которые имеют выслугу не менее 20 лет. Если воин-интернационалист имеет смешанный стаж, то его длительность не может быть меньше 25 лет, при этом половина его должна приходиться на военную службу.

Бывшие военнослужащие, которые во время прохождения службы получили инвалидность в связи с ранением или травмой, получают соответствующую пенсию.

Льготы при выходе на пенсию

Ветераны Афганистана, проходившие военную службу по призыву, не имеют специальных льгот при назначении им страховой пенсии на сегодняшний период. Таким образом, порядок получения материального обеспечения по возрасту не отличается от аналогичного для остальных граждан.

Льготы при выходе на отдых могут быть установлены бывшим срочникам-ветеранам Афганистана в том случае, если они имеют специальный трудовой (страховой) стаж, наличие которого предоставляет соответствующее право.

Профессиональные военные выходят на досрочную пенсию по выслуге лет. При этом для них установлено, что 1 год, в течение которого выполнялись задачи в условиях боевых действий, приравнен к 3 годам службы при обычных обстоятельствах.

Таким образом, для получения пенсионных выплат фактическая выслуга могла быть и значительно меньше. Однако не следует забывать, что минимальный возраст для назначения пенсии военному не может составлять менее 45 лет (за исключением случаев, связанных с установлением инвалидности).

Расчет и размер выплат для ветеранов Афганистана

Расчет и размер пенсионных выплат для ветеранов афганской войны значительно разнится в зависимости от статуса и категории конкретного лица.

Так, расчет страховой пенсии воинов-афганцев, проходивших службу по призыву, строится по общим правилам. Он непосредственно зависит от такого параметра, как индивидуальный пенсионный коэффициент, который отражает общий объем пенсионных прав. ИПК непосредственно формируется за счет объема страховых взносов, выплаченных за работника. Таким образом, пенсия ветерана зависит от стажа трудовой деятельности и размера заработной платы.

Соответственно, средняя пенсия ветерана Афганистана из числа срочников составляет порядка 17-18 тысяч рублей.

Пенсия по выслуге рассчитывается в особом порядке. При ее расчете учитываются звание, должность и размер денежного довольствия военнослужащего. Кроме этого, немаловажную роль играет наличие наград и боевых ранений, а также особый характер несения службы. В этой связи размер пенсии по выслуге у бывших профессиональных военных, прошедших афганскую войну, строго индивидуален.

Как начисляется вторая пенсия афганцам

Ветераны афганского вооруженного конфликта из числа военнослужащих-профессионалов имеют право на получение пенсионных денег при наличии достаточной выслуги. Однако следует учитывать, что выход на пенсию по факту у многих из них произошел в довольно молодом возрасте.

В этой связи многие бывшие офицеры и прапорщики, ставшие военными пенсионерами, поступали на работу в гражданские организации. Соответственно, при наличии необходимого трудового (страхового) стажа им начисляется вторая пенсия, выплачиваемая по линии государственного пенсионного фонда, а не военного ведомства.

При этом важной особенностью расчета данных выплат является тот факт, что деньги начисляются без учета фиксированной выплаты.

Последнее обстоятельство означает, что страховая пенсия для пенсионеров, являющихся бывшими военными специалистами, рассчитывается только исходя из количества накопленных пенсионных баллов.

Положена ли ЕДВ

Под аббревиатурой ЕДВ следует понимать ежемесячные дополнительные выплаты, на которые могут рассчитывать лица, относящиеся к федеральным льготникам. В число последних включаются и все ветераны войны в Афганистане.

Так, в 2020 году размер дополнительной денежной поддержки данной группы льготников составил 3062 рубля. Если ветеран стал инвалидом в результате военных действий, то размер ЕДВ составляет 5565,32 рубля.

На помощь от государства могут рассчитывать и члены семьи умершего «афганца». Так, им выплачивается 1670,66 рубля ежемесячно.

Кроме этого, в 2020 году для федеральных льготников пересмотрена стоимость НСУ. Она составляет 1155,06 рубля. Если федеральный льготник воспользовался (или планирует воспользоваться) полным набором соцуслуг, то вышеуказанная сумма будет вычтена из ЕДВ.

Особые льготы и надбавки

Ветераны афганской войны имеют право на дополнительные льготы. Так, было уже указано, что они могут рассчитывать на дополнительную надбавку в размере 32% от размера пенсионного обеспечения.

Кроме этого, ветераны имеют следующие типы льгот:

  1. Жилищные. Включают право на первоочередное получение жилья, скидки по оплате ЖКУ и т. д.
  2. Медицинские. Приоритетное право на оказание различных видов медпомощи, в том числе и высокотехнологичной.
  3. Трудовые.Дополнительные гарантии, предусмотренные ТК, к примеру, право на выбор периода основного отпуска
  4. Транспортные. Бесплатный или со значительной скидкой проезд на некоторых видах транспорта.

Особенности оформления пенсии для ветеранов Афганистана

Порядок оформления пенсии ветеранам практически не отличается от аналогичного для других категорий граждан. Однако для того, чтобы получать дополнительную выплату в размере 32% от обеспечения, гражданам необходимо подтвердить свой статус путем предъявления ветеранского удостоверения.

Коснулась ли пенсионная реформа 2019 года на пенсию афганцев

В результате пенсионной реформы для ветеранов, бывших срочниками, был отодвинут срок назначения им страховой пенсии в связи с увеличением пенсионного возраста.

Что касается выплат по выслуге лет для профессиональных военных, то данная реформа их не затрагивает.

Ветераны афганской войны имеют право на получение пенсионного обеспечения. Порядок его назначения зависит от формы военной службы. При этом ветераны-афганцы имеют право на федеральные льготы в форме дополнительной выплаты в размере 32% от пенсионного обеспечения, а также на ЕДВ и НСУ.

Ветераны боевых действий – особая категория граждан России. В соответствии с их статусом государством предусмотрен ряд льгот и мер социальной поддержки, регламентированных Федеральным Законом от 12 января 1995 г. «О ветеранах». Рассмотрим подробнее, с какого возраста лица, участвовавшие в военных конфликтах, имеют право на пенсионное обеспечение и на какие льготы в этом отношении они могут рассчитывать.

Кто относится к ВБД

Лица, причисляемые к ветеранам боевых действий, установлены законодательно в соответствии со статьей 3 ФЗ №5-ФЗ. На получение удостоверения ВБД имеют право граждане, проходившие военную службу на территории осуществления военных операций. К ним относятся:

  • Военнослужащие и сотрудники государственных учреждений, принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей.
  • Военнослужащие, принимавшие участие в разминировании территорий после Отечественной войны в 1945-51 гг. и в боевом тралении в 1945-57 гг.
  • Военнослужащие, участвовавшие в боевых действиях на территории Афганистана и доставке грузов в страну.
  • Лица, обеспечивающие выполнение специальных задач с сентября 2015 в Сирии.

В приложении к ФЗ указан полный перечень государств, городов и периодов ведения военных действий с участием россиян . К участникам боевых действий относятся только те военнослужащие, которые служили на указанных территориях в определенный промежуток времени.

Когда ВБД идут на пенсию

Ветераны могут претендовать на два вида пенсии:

  • Военная.
  • Страховая по старости.

В зависимости от вида, условия выхода на пенсию отличаются. Для получения военной пенсии необходимо соответствовать следующим критериям:

  • Ветеран должен относиться к категории лиц, указанных в ст.1 ФЗ №4468-I: сотрудники органов государственной безопасности, МВД, ФСКН, ФСИН, ГПС и Росгвардии, военнослужащие ВС РФ и СССР.
  • Необходимо иметь как минимум 20 лет выслуги.

Страховые выплаты по старости назначается ветеранам на общих основаниях:

  • При достижении пенсионного возраста. Для женщин он составляет 55 лет, для мужчин – 60 лет по состоянию на 2018 г. В связи с увеличением продолжительности трудовой жизни, он будет постепенно увеличиваться, начиная с 2019, до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.
  • При наличии 9 лет страхового стажа с последующим повышением до 15 лет ежегодно до 2024 г.
  • При значении ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента) 13,8 баллов с повышением до 30 баллов к 2025.

Досрочный выход

Уход на пенсию возможен по достижению 45 лет, однако при этом нужно иметь стаж смешанной службы сроком 25 лет , половина из которых должна быть проведена в качестве сотрудника военных или специальных служб.

Кроме того, согласно п.3 ст.32 ФЗ №400-ФЗ досрочно выйти на пенсию имеют право граждане, получившие инвалидность из-за военной травмы. Для мужчин срок выхода на пенсию в таком случае составит 55 лет, для женщин – 50 лет. Но при этом стаж должен быть не менее 25 и 20 лет соответственно.

Пенсия ветеранов боевых действий

Военнослужащие, имеющие статус ветеранов, могут получать:

  • Военные пенсионные выплаты;
  • Страховую пенсию по старости;
  • Пенсию по инвалидности.

При этом все региональные и иные надбавки сохраняются.

Льготы к пенсии ветеранов боевых действий

Кроме льгот, предусмотренных ФЗ «О ветеранах», лица, участвовавшие в боевых действиях, могут рассчитывать на повышенную пенсию. Доплата, в соответствии со ст.45 Федерального закона №4468-I, производится в размере 32% к расчетному размеру пенсии.

Как и базовая величина, доплата подлежит ежегодной индексации – вместе с индексацией страховой части будет производится и увеличение доплаты.

Военнослужащие, несшие службу в условиях боевых действий, имеют право на получение единовременной денежной выплаты. Единовременная выплата в 2018 составляет 2810,14 рублей и ежегодно индексируется.

Участники боевых действий также получают ряд социальных услуг в натуральном виде:

  • Получение медицинских препараты.
  • Право на бесплатный проезд к месту лечения.
  • При необходимости – санаторно-курортное лечение.

Военный пенсионер имеет право отказаться от натуральных льгот и запросить денежное возмещение.

Субъекты РФ по своему желанию могут назначать дополнительные социальные гарантии для военных пенсионеров, в том числе ветеранов боевых действий, за счет собственного бюджета.

Право на пенсию на льготных условиях также получают супруги и родители ветерана, в случае его смерти – пенсию по потере кормильца. Выплаты в таком случае может получить супруг или родитель военнослужащего, достигший определенного возраста – 50 лет для женщин, 55 лет для мужчин. При наличии у них на воспитании ребенка погибшего военнослужащего младше 8 лет, получение пенсии не привязывается к возрасту.

Как получить статус ВБД

Для подтверждения прав на пенсию и льготы, участники военных конфликтов должны иметь удостоверение ветерана боевых действий. Удостоверение выдается государственными органами и подтверждает особый статус гражданина. Получить удостоверение можно:

  • Для участников военных действий и операций по разминированию территории в 1945-51 гг. – в региональных министерствах социально защиты.
  • Для участников иных боевых действий – в военкомате, отделении ФСБ или МВД, в зависимости от того, каким органом военнослужащий был направлен на службу в горячую точку.

Обращение должно содержать заявление от военнослужащего и пакет документов:

  • Личное дело, военный билет, летные книжки.
  • Выписка из приказа о зачислении в военную часть.
  • При наличии – справки о ранении.
  • Полученные награды.
  • Справки, подтверждающие участие в операциях военного характера.

Кроме того, необходимо приложить фотографии 3х4 и страховое свидетельство. Пакет документов пересылается для рассмотрения в военную комиссию округа . После проверки достоверности данных, готовое удостоверение выдается получателю.

Получить статус ветерана боевых действий можно при наличии данного удостоверения и прохождения службы в определенные периоды на территориях, указанных в Приложении к ФЗ №5. К современным событиям, отраженным в Приложении, относятся:

  • Обеспечение безопасности граждан РФ на территории Южной Осетии и Абхазии в 2008 г..
  • Вооруженный конфликт в Чеченской Республике с 1994 по 1996 гг..
  • Контртеррористическая операция на Северном Кавказе с 1999 г..
  • Служба в Сирии с 2015 г..
  • Оборона таджикско-афганской границы и военный конфликт в Таджикистане в 1992 г. и другие.

Как получить статус ветерана афганского конфликта

Ветераны афганского конфликта – отдельная категория участников боевых действий и начисление пенсии им имеет свои особенности. Пенсионные выплаты участникам военных действий в Афганистане начисляются по тому же алгоритму, как ветераны ВОВ. Отличие состоит в учете выслуги лет – один год службы приравнивается к трем годам.

К ветеранам боевых действий в Афганистане относятся:

  • Военнослужащие автомобильного и летного состава, осуществляющие перевозку грузок и боевые задания в период афганского военного конфликта.
  • Граждане РФ, обслуживающие воинские части и получившие ранения или награжденные орденами.
  • Граждане РФ, работавшие в период 1979-1989 гг. в Афганистане.

Чтобы подтвердить статус участникагод афганского конфликта, также необходимо получить удостоверение участника боевых действий. Помимо стандартного пакета документов, потребуется справка, подтверждающая службу в Афганистане в период проведения там военной операции.

В среднем, срок рассмотрения составляет 30 дней . После этого, обратившись в отделение Пенсионного фонда России, ветеран Афганистана может подать заявление на получение пенсии и ежемесячных пособий.

Особенности пенсии ветеранам

Главная особенность пенсии для ВБД – ее величина состоит из суммы, выплачиваемой на общих основаниях и персональных доплат, рассчитывающихся в индивидуальном порядке.

На размер выплат влияет:

  • Место службы.
  • Выслуга лет.
  • Наличие инвалидности.

Расчет выслуги лет ветерана производится по льготному исчислению – один месяц участия в военных операциях засчитывается за три.

Наличие 20 лет стажа предполагает получение половины суммы денежного довольствия ежемесячно и дополнительно 3% за каждые 12 месяцев свыше этого срока. Однако в целом сумма не может превышать 85% от довольствия.

Наличие 25 лет смешанного стажа позволяет получить 50% от довольствия и 1% дополнительно за каждые 12 месяцев свыше.

Полная величина выплат состоит из суммы военной и страховой пенсии, а также единовременных выплат и других льгот.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

В каждом государстве создана своя пенсионная система, которая призвана помогать тем гражданам, которые лишились трудоспособности. В Российской Федерации принципы, по которым функционирует пенсионное обеспечение военнослужащих, имеет существенные отличия от общей. Выплата пенсий гражданам, которые относятся к данной категории, и членам их семей регулируется отдельным законодательным актом и выплачивается не через Пенсионный фонд, а через другие уполномоченные органы – силовые ведомства. В связи с этим данная тема требует отдельного рассмотрения.


Установленные законодательством правила, регламентирующие пенсионное обеспечение военнослужащих

Пенсионное обеспечение военных пенсионеров регламентируется рядом законов, основным из которых является Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (последние изменения, внесенные в него, датируются 20 декабря 2017 г.).

Закон устанавливает перечень категорий граждан, которые могут претендовать на получение военной пенсии. В законе можно найти ответы на все интересующие вопросы, вплоть до алгоритма действий в том случае, если гражданин имеет право претендовать на различные пенсии. Им также регламентируется способ исчисления пенсий, а также порядок ее назначения и выплаты. Так, пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей предполагает выплату пенсии, размер которой зависит от ряда факторов. В их числе такие, как причина потери трудоспособности (это может быть как наличие достаточной выслуги лет, военной или смешанной, так и инвалидность, вызванная различными обстоятельствами). Пенсия по потере кормильца составляет 40% или 30% (если гибель не связана с участием в боевых действиях) от имеющегося заработка военнослужащего. В остальных случаях процент выше.


Пенсионная реформа, которая проводится в стране с 2014 года, их также затронула. Тем не менее, внесенные изменения можно оценить скорее как положительные. Среди них такие, как:

  • новая формула расчета, которая предполагает ввод стандартов двойной пенсии и исчисления стажа;
  • увеличение надбавок определенным категориям сотрудников, которые проявляли активность и инициативность в работе;
  • повышение потолка пенсионного возраста;
  • наличие права получать пенсию в повышенном размере при выходе на пенсию позже установленного срока.

При этом все льготы, которые полагаются военным пенсионерам, сохранены.


Особую актуальность имеет вопрос о проведении индексации военных пенсий. Принятая несколько лет назад правительством программа устанавливает, что пенсия должна пересчитываться ежегодно для перекрытия инфляционных процессов. Однако сложившаяся непростая экономическая ситуация в стране вызывает определенные трудности при реализации такой меры. Так, за 2018 год имело место повышение пенсии всего на 4%. При этом обещанная индексация, проведение которой планировалось в октябре, по факту затронула только узкое число пенсионеров.

Индексация военных пенсий: с 1 октября 2020 года пенсии военнослужащих будут увеличены на 3%.


Виды военных пенсий

Действующий в настоящее время закон о пенсионном обеспечении военнослужащих выделяет три вида пенсий, которые полагаются военнослужащим, вышедшим в отставку, или членам их семей.

  • Во-первых, пенсия выплачивается за выслугу лет. Она полагается тем гражданам, которые имеют определенный стаж работы на военной службе, в органах внутренних дел и ряде других. На сегодняшний день нижняя граница требуемого стажа составляет двадцать лет. В том случае, если гражданин пришел в военную структуру не сразу, а установленный возраст выхода на пенсию достигнут на службе, общий трудовой стаж должен составлять не менее двадцати пяти лет. Во включенную в пенсионное обеспечение военнослужащих выслугу лет включается не только время службы, но и определенные льготные периоды (в частности, служба в так называемых «горячих точках»). Следует отметить, что пенсионный возраст существенно различается в зависимости от того, какую должность занимает военнослужащий. Если для рядового состава он составляет 50 лет, то высший командный состав должен служить до 65 лет. Что касается женщин, то они выходят на пенсию не позже 45 лет.
  • Во-вторых, пенсия может быть по инвалидности в том случае, если вред здоровью был нанесен при несении службы при условиях, которые прописаны в соответствующем законодательном акте.
  • В-третьих, если военнослужащий погиб при определенных законом обстоятельствах, члены его семьи получают право на пенсию по потере кормильца.

Правом на пенсионное обеспечение в соответствии с вышеназванным Законом пользуются следующие категории лиц:

а) проживающие в Российской Федерации:

— лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и Железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц;

— лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и Железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц;

б) лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и Железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах — бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, и их семей.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву (ранее — действительную срочную военную службу) в Вооруженных Силах и воинских формированиях бывшего Союза ССР и Российской Федерации, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г.

Пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях других государств — участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Лицам, имеющим одновременно право на различные виды государственных пенсий, назначается одна пенсия по их выбору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством176. Так, родители лиц, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в Законе (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право получать две пенсии: им могут назначаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная) и пенсия по случаю потери кормильца.

Законодательством предусмотрено дополнительное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семей этих лиц. Указанным лицам предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

2. Виды пенсий. Лица, проходившие военную службу и имеющие право на пенсию, обеспечиваются следующими видами пенсии:

— за выслугу лет, если они имеют предусмотренную Законом выслугу;

— по инвалидности, если они стали инвалидами при соблюдении условий, предусмотренных Законом.

Семьи лиц, проходивших военную службу (за исключением лиц, проходивших военную службу по призыву), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца в случае гибели или смерти указанных лиц при наличии условий, предусмотренных Законом.

Пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца назначаются независимо от продолжительности службы.

Право на пенсию за выслугу лет имеют две категории лиц, проходивших военную службу:

— лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более;

— лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в правоохранительных органах.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

— лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет — 50% соответствующих сумм денежного довольствия, за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3% сумм денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм;

— лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в правоохранительных органах: за общий трудовой стаж 25 лет — 50% соответствующих сумм денежного довольствия, за каждый год стажа свыше 25 лет — 1% указанных сумм денежного довольствия.

В случае повторного определения на военную службу лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и трудового стажа на день последнего увольнения.

Указанная пенсия не может быть ниже установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости.

Порядок исчисления выслуги лет в других случаях определяется постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г.

Право на пенсию по инвалидности имеют лица, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы. Группа и причины инвалидности, а также время, когда она наступила, устанавливаются врачебно-трудовыми экспертными комиссиями.

Инвалиды в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории:

— инвалиды вследствие военной травмы — лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины, либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;

— инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы, — лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.

Пенсия по инвалидности устанавливается в следующих размерах:

— инвалидам вследствие военной травмы I и II групп — 85%, III группы — 50% соответствующих сумм денежного довольствия;

— инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп — 75%, III группы — 30% соответствующих сумм денежного довольствия.

При этом указанная пенсия по инвалидности не может быть ниже:

— для инвалидов вследствие военной травмы I и II групп — 300%, III группы — 150% установленного законодательством размера пенсии по старости;

— для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп — 130%, III группы — 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости.

Пенсия по инвалидности назначается на время инвалидности, установленной комиссией, а инвалидам-мужчинам старше 60 лет и инвалидам-женщинам старше 55 лет — пожизненно с переосвидетельствованием инвалидов только по их заявлению.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших), состоявшие на их иждивении.

Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца. При этом нетрудоспособными членами семьи считаются:

— дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), — до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;

— отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет либо являются инвалидами;

— супруг или один из родителей либо дедушка, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;

— дедушка и бабушка — при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие военной травмы; супругу, одному из родителей или дедушке, бабушке, брату или сестре независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает.

Пенсия по случаю потери кормильца, назначенная супругу, сохраняется и при вступлении супруга в новый брак.

Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах:

— семьям лиц, умерших вследствие военной травмы — 40% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;

— семьям лиц, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, — 30% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Пенсия по случаю потери кормильца в расчете на каждого нетрудоспособного члена семьи не может быть ниже:

— при исчислении пенсии семьям лиц, умерших вследствие военной травмы — 150% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости;

— при исчислении пенсии семьям лиц, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, — 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным, а членам семьи, достигшим возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет, — пожизненно. Выплата указанной пенсии прекращается, если в составе семьи, которой была назначена пенсия по случаю потери кормильца, произойдет изменение, в результате которого отдельные члены семьи или семья в целом утратят право на пенсию. Уменьшение размера пенсии или прекращение ее выплаты производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором произошло это изменение.

3. Исчисление, назначение и выплата пенсий. Пенсии, назначаемые лицам, проходившим военную службу, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются оклады по должности, воинскому званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.

Семьям пенсионеров пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия.

Законодательством предусматривается повышение пенсий некоторым категориям пенсионеров. Так, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются, например, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, — на 100% размера пенсии, но не менее чем на 200% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости.

Пенсии, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий подлежат пересмотру:

а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда — в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;

б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих — исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением;

в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.

При одновременном возникновении двух оснований для пересмотра назначенных пенсий пересчет может быть произведен только по одному из оснований.

Работа по пенсионному обеспечению осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

Лица, имеющие право на пенсию, с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

1. Раскройте сущность понятия «социально-правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей».

2. Какими основными законодательными актами регулируется социально-правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей?

3. Раскройте содержание понятия «льготы». Покажите их место и роль в системе социально-правовой защиты военнослужащих.

4. Покажите роль и место понятий «компенсации» и «гарантии» в системе социально-правовой защиты военнослужащих.

5. Что такое страхование?

6. В чем состоят различия добровольного и обязательного страхования?

7. Соотношение обязательного страхования и обязательного государственного страхования. В чем их различие?

8. Какое место занимает обязательное государственное страхование жизни и здоровья в системе страхования?

9. Что является объектом обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих?

10. Охарактеризуйте основные субъекты правоотношений по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих.

Читайте также: