Письмо мвд и пфр о предоставлении конфиденциальной информации

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 апреля 2019 г. N 3/197703743010

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Обращение, поступившее из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, касающееся предоставления гражданам документа, содержащего сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем в жилом помещении (справок о составе семьи, выписок из домовых книг и других справок), ввиду отсутствия актуальной информации о зарегистрированных гражданах в домовых книгах (карточках регистрации, поквартирных карточках) рассмотрено.

В дополнение к ответу на предыдущие обращения с аналогичными вопросами, поступавшими в ГУВМ МВД России, сообщаем следующее.

Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 9 февраля 2018 г. N АКПИ17-1007 о признании недействующим пункта 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288, указал, что что ФМС России полномочиями по установлению порядка деятельности лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не наделена.

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" функции и полномочия упраздненной ФМС России переданы МВД России.

В этой связи с учетом указанного решения Верховного Суда Российской Федерации, а также отсутствием в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, обязанности по хранению органами регистрационного учета карточек регистрации, поквартирных карточек и домовых книг, Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. N 984 , не содержит положений, предусматривающих порядок их ведения и хранения.

Далее - "Административный регламент".

Следует отметить, что вопросы предоставления сведений о лицах, проживающих совместно с заявителем, не являются предметом регулирования вышеуказанного Административного регламента.

Согласно статьям 2 и 3 Закона регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства - это фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания и месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания и месте жительства, которая производится путем внесения сведений в базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации , полномочием на ведение которого наделено МВД России.

Далее - "база данных".

Подтверждением результата предоставления государственной услуги является проставление отметки о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина, выдача свидетельства о регистрации по месту жительства для лиц, не достигших 14-летнего возраста, свидетельств о регистрации по месту пребывания.

Относительно получения сведений о зарегистрированных гражданах заинтересованными органами (организациями), в том числе уполномоченными лицами управляющих жилищным фондом организаций, необходимо учитывать следующее.

В соответствии со статьей 3 Закона адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом МВД России при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается.

Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти и органам местного самоуправления в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Случаи, при которых допускается обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных, определены пунктами 2 - 11 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" . Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" допускается обработка персональных данных для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

Далее - "Федеральный закон "О персональных данных".

При этом лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, являющиеся операторами персональных данных, в соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О персональных данных" не могут осуществлять, их хранение после достижения целей обработки (регистрации или снятия гражданина с регистрационного учета).

Таким образом, передача органами регистрационного учета документов и сведений, содержащих персональные данные, возможна в случаях и в объеме, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В частности, исходя из Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 г. N 4, содержащаяся в нем информация предоставляется заинтересованным органам государственной власти и органам местного самоуправления на основания запроса.

Ведение адресных учетов жилых помещений, родственных связей граждан, домовых книг и предоставление сведений из них действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации на МВД России не возложено.

Напоминаем, что органами, уполномоченными на предоставление услуг по выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, согласно части 3 статьи 1 Федерального закона 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", распоряжениям Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р (пункт 50 приложения N 1 к нему) и от 25 апреля 2011 г. N 729-р (пункт 47 утвержденного им перечня услуг), являются соответствующие государственные органы (учреждения) субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Закрепление за органами местного самоуправления полномочий по ведению, хранению поквартирных карточек, домовых (поквартирных) книг и их актуализации возможно посредством внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации.

Врио заместителя начальника
С.Д.МАНАЕНКОВ



Pistoletov
Ник в ответ
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для Pistoletov
Найти ещё сообщения от Pistoletov
Pistoletov
Ник в ответ
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для Pistoletov
Найти ещё сообщения от Pistoletov

стало интересно, посмотрел 282-ФЗ от 29.11.07: Статья 9. Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения...1. Первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа (см. ст. 5 № 149-ФЗ, 27.07.06), за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

---------- Ответ добавлен в 15:59 ----------Предыдущий ответ был в 15:45 ----------

saikov если есть сведения о недостоверности предоставленного отчета напиши им бумагу о проведении ими проверки по 13.19 КоАП РФ. А так я понимаю, что отчет нужен для встречной проверки по теме субсидирования? Изымай в ходе гласного или не гласного ОРМ.



sailor_pchela
Ник в ответ
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для sailor_pchela
Найти ещё сообщения от sailor_pchela

я честно скажу по КУСП составляли протокол по 19.7 еще до закона о полиции, вызывали то есть уведомляли того, кто отказывался он естественно не пришел, заочно составили протокол на должностное и направили в суд, рассмотрели и дали 300 рублей штрафа, после этого сам всегда все дает, а районные УСЗН не дают потому, как руководители там все чего то бояться, а горе юристы читают ФЗ между строк, поэтому вопросы попробовать решить с субъектовым ЦЗН, может там пограммотнее юрысты сидят, которые дадут команду вниз.

А если попробовать так -находиться материал в производстве, на законное требование СП о предоставлении документов ответа нет, то есть по сути состав 19.7 , потребовать прекратить правонарушение, если нет , то 19.3 сообщение в КУСП отдельно рассмотреть за невыполнение требования СП. Обычно мы примерно так все разъясняем и проблем нет.

Pistoletov
Ник в ответ
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для Pistoletov
Найти ещё сообщения от Pistoletov



sailor_pchela
Ник в ответ
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для sailor_pchela
Найти ещё сообщения от sailor_pchela
aleksander.np
Ник в ответ
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для aleksander.np
Найти ещё сообщения от aleksander.np
aleksander.np
Ник в ответ
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для aleksander.np
Найти ещё сообщения от aleksander.np

Ниже приведён текст искомого письма. Я тоже получил отказ с предложением обратиться в ПФР по Москве и области, хотя в запросе ссылался на пункты 4, 5, 33 части 1 и часть 4 ст.13 ЗоПа. При этом "какбэ намекнул" об ответственности по 19.3 и 19.7 КРФ об АП. Не знаю. то ли в прокуратуру на поклон идти чтобы како-нить предостережение-предписание вынесли, то ли сцепиться протоколом по 19.7.

Министр внутренних дел
Российской Федерации В. Рушайло

Председатель Правления
Пенсионного фонда Российской Федерации М. Зурабов

Запросы правоохранительных органов о предоставлении информации и документов: правомерность, обоснованность, мотивированность.

Крайне распространенной является ситуация, когда организация получает письменный запрос правоохранительных органов (Отдел по борьбе с экономическими преступлениями, Управление экономической безопасности и противодействия коррупции и т.п.) с просьбой или даже требованием предоставить в определенный срок информацию в виде заверенных копий документов, связанных с финансово-хозяйственными взаимоотношениями данной организации с конкретными контрагентами или же вообще по всем контрагентам за определенный период (договоры, спецификации, товарные накладные, счета-фактуры, платёжные поручения, книги покупок, книги продаж, переписка и т.д.).

Окажем профессиональную помощь в любой ситуации, обращайтесь +7 (343) 222-10-20

Внешне данные письменные запросы соответствуют всем стандартам и формам, установленным и утверждаемым соответствующим Приказами и другими локальными актами (инструкциями) по делопроизводству МВД РФ, т.е. выполнены на официальном бланке соответствующего органа или ведомства, содержат исходящий номер и дату, подписаны уполномоченным должностным лицом с проставлением соответствующей печати.

Однако непосредственно по содержанию данные запросы часто не соответствуют элементарным требованиям законодательства об обоснованности и мотивированности.

Довольно часто сотрудники правоохранительных органов не обременяют себя пояснениями относительно причин и мотивов запроса информации, сведениями о проводимой ими проверки, причинах проведения такой проверки, информации об уголовном или административном деле, в рамках которых и запрашивается информация. В результате адресат подобных запросов даже не всегда может сделать однозначный вывод о том, в отношении кого именно проявлен интерес со стороны правоохранительных органов в данном случае – в отношении самой организации или в отношении её контрагентов или же вообще усматривается соучастие обоих сторон сделок.

Часто подобные запросы содержат в себе достаточно обобщенные и скупые преамбулы типа «На основании п.10 части 1 ст.13 Федерального Закона «О полиции» от 07.02.2011г. № 3-ФЗ, ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995г. № 144-ФЗ, просим Вас предоставить информацию..».

В соответствии с требованиями Закона «О Полиции», критерием правомерности истребования информации является ее необходимость для решения возложенных на органы полиции задач. Обязательным для исполнения являются законные требования сотрудников полиции.

Исходя из перечня задач, возложенных на органы полиции в соответствии со ст.2 Федерального Закона «О Полиции», основанием для истребования информации может быть осуществлении органами полиции мероприятий (проверок), направленных на пресечение преступлений и административных правонарушений. Таким образом, поводом для истребования информации в данном случае могут быть сведения о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого противоправного деяния.

В связи с этим, поскольку в запросе отсутствует указание на предмет и цели проведения проверки, вопрос о законности ее проведения (приказ МВД РФ № 177 от 16.03.2004г., Приказ МВД РФ № 636 от 02.09.2005г.) и, следовательно, правомерности предъявленного требования о выдаче документов имеет принципиальное значение, поскольку отсутствие факта преступного посягательства лишает возможности проведения каких-либо проверочных мероприятий со стороны органов полиции.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ основаниями для проведения оперативно-розыскной деятельности, являются: 1) наличие возбужденного уголовного дела; 2) ставшие известными органами, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, о лицах, его подготавливающих или совершающих, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; события и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания; лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов; 3) поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве; 4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье; 5) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством российской Федерации; 6) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут выполняться при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, приведен в ст. 6 названного Закона. Данный список носит закрытый характер, согласно прямому указанию может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Направление запросов к числу оперативно-розыскных мероприятий не отнесено.

Возможность получения интересующей информации подобным образом предусмотрена ч. 4 ст. 13 Федерального закона "О полиции" от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ, но только в случаях, прямо определенных п. п. 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26 и 27 ч. 1 настоящей статьи.

В соответствии с п.4 части 1 ст.13 Федерального Закона «О Полиции» в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию.

Как следует из анализа приведенной нормы права, направление запросов возможно лишь при наличии установленных законом оснований, к числу которых просто осуществление оперативно-розыскной деятельности (при отсутствии расследуемых уголовных дел и зарегистрированных в установленном порядке заявлении и сообщений о преступлении) не относится.

Осуществление оперативно-розыскных мероприятий возможно лишь в целях выполнения задач, предусмотренных статьей 2 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", и при наличии оснований, указанных в его статье 7.

Соответственно, данный Федеральный закон не допускает сбора, хранения, использования и распространения информации, в том числе, содержащей персональные данные, если это не связано с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и другими законными задачами и основаниями оперативно-розыскной деятельности.

Из этого следует, что задачи оперативно-розыскной деятельности, связанные с получением документов, при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий решаются с соблюдением специальной процедуры, установленной законом.

Таким образом, если запрос не содержит необходимых для ответа на него сведений, не является мотивированным и объективно не позволяет собственнику информационного ресурса однозначно определить основания законности и необходимости получения запрашиваемых документов, имеются вполне законные основания воздержаться от предоставления какой-либо информации.

Также необходимо помнить, что организация в зависимости от своей организационно-правовой формы может нести ответственность перед своими акционерами, учредителями (участниками), контрагентами и партнерами за несанкционированное разглашение информации и причиненный в связи с этим ущерб.

Учитывая изложенное, в целях защиты информации, право на защиту которой прямо гарантировано Федеральным законом «О коммерческой тайне», и недопущения ее несанкционированного разглашения, целесообразнее известить автора запроса о правомерном воздержании от предоставления запрашиваемых сведений, имеющих конфиденциальный характер, вплоть до получения надлежащим образом оформленного запроса с указанием мотивов истребования информации, указывающих на законность и необходимость ее получения, номера уголовного дела, ссылки на материалы проверки зарегистрированные в КУСП.

В случае, если данные запросы не только не подвергнуться необходимым уточнениям и корректировкам со стороны их авторов, но настойчиво продолжат поступать с новой силой, адресат-юридическое лицо имеет право обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий соответствующего правоохранительного органа, выразившихся в направлении неправомерных и не подлежащих исполнению запросов.

В силу ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; созданы препятствия к осуществлению прав и свобод; незаконно возложена какая-либо обязанность или незаконно привлечен к ответственности.

Запросы, поступившие Обществу, ввиду отсутствия оснований для их направления, не являются обязательными для исполнения, а, следовательно, их получение не влечет возникновения обязанности по представлению требуемых документов, решение вопроса о возможности передачи материалов остается на его усмотрение.

Юристы группы компаний «Аваль» помогут Вам своевременно и аргументировано составить отзыв (ответ) на необоснованные запросы правоохранительных органов, что позволит в дальнейшем избежать административных санкций и ответственности за непредоставление сведений, а также представят Ваши интересы в суде о признании незаконными действий соответствующего правоохранительного органа.


Юрисконсульт ГК «Аваль» Данилов Е.В.

Актуальность информации уточняйте у специалистов ГК АВАЛЬ по телефону (343) 222-10-20


Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия



ПИСЬМО ПФ РФ от 30.07.2001 N МЗ-09/32, Минюста РФ от 11.10.2001 N 06/9847-АМ "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ"

В последнее время от служб судебных приставов в Пенсионный фонд Российской Федерации поступают запросы о предоставлении информации, содержащейся в базе данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.

В целях обеспечения предоставления наиболее полной информации для осуществления своевременного исполнения судебных актов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий, или воздержанию от совершения этих действий, а также для более надежной защиты конфиденциальной информации рекомендуем:

1. Главным судебным приставам субъектов Российской Федерации учесть, что информация:

- о застрахованных лицах, содержащаяся в базе данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования;

- о пенсионерах, содержащаяся в базе данных о пенсионерах (фамилия, имя, отчество; сведения о суммах начисленных и выплаченных пенсий);

- о плательщиках страховых взносов, содержащаяся в базе данных о плательщиках страховых взносов (сведения о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов, сведения о руководителях и главных бухгалтерах), является конфиденциальной.

Данная информация представляется службам судебных приставов только на основании письменных мотивированных запросов, направленных в адрес управляющих региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с законодательством об исполнительном производстве. Запросы оформляются на бланках (с указанием исходящего номера документа и даты его направления) за подписью старшего судебного пристава подразделения судебных приставов. Подписи должны заверяться печатью.

Каждый запрос должен составляться по одному исполнительному производству и содержать следующие реквизиты: наименование, местонахождение (почтовый адрес) службы судебных приставов, от которой исходит запрос; дату вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства; реквизиты исполнительного документа, по которому направляется запрос; фамилию, имя, отчество должника; место жительства или место пребывания; дату рождения; по возможности - данные документов, удостоверяющих личность.

Подписанные ответы с конфиденциальной информацией конвертятся в пакеты. Пакеты оформляются в установленном порядке с обязательным указанием на лицевой стороне исходящего номера документа и росписью конвертовавшего, заверенной мастичной печатью " Для пакетов".

Отправка пакетов по почте должна осуществляться ценными (заказными) письмами или через спецсвязь. Пересылка указанных пакетов обычной почтой запрещается.

Органам Пенсионного фонда Российской Федерации разрешается по письменному согласованию с органом, запрашивающим информацию, передавать в законвертованном виде письменные ответы на запросы уполномоченным представителям этих органов под расписку.

Запросы, оформленные с нарушениями настоящего письма, исполнению не подлежат и направляются без исполнения инициатору запроса.

Председатель Правления
Пенсионного фонда
Российской Федерации
М.ЗУРАБОВ

Заместитель Министра юстиции,
Главный судебный пристав
Российской Федерации
А.МЕЛЬНИКОВ

На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО ПФ РФ от 30.07.2001 N МЗ-09/32, Минюста РФ от 11.10.2001 N 06/9847-АМ "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО ПФ РФ от 30.07.2001 N МЗ-09/32, Минюста РФ от 11.10.2001 N 06/9847-АМ "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПИСЬМО ПФ РФ от 30.07.2001 N МЗ-09/32, Минюста РФ от 11.10.2001 N 06/9847-АМ "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных) определены такие понятия как:

1) персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

3) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

Федеральным законодательством предусмотрено, что органы внутренних дел наделены правом на обработку персональных данных при реализации служебных или трудовых отношений, а также в связи с оказанием государственных услуг и осуществлением государственных функций.[1]

Обработка персональных данных органом внутренних дел осуществляется в соответствии с целями и условиями обработки персональных данных, определенными Законом о персональных данных.[2]

Законом о персональных данных[3] и Постановлением Правительства от 21.03.2012 №211 утвержден Перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами.

В целях реализации вышеуказанного Перечня, Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - Министерство) будучи органом государственной власти издало ряд приказов, детально регламентирующих реализацию мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Законом о персональных данных и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

К этим приказам относятся:

Приказ МВД России от 29.12.2016 № 925 «О некоторых вопросах обработки персональных данных в МВД России»;

Приказ МВД России от 17.07.2017 № 467 «Об утверждении Правил рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации»;

Приказ МВД России от 14.11.2017 № 852 «Об утверждении Правил работы с обезличенными данными в случае обезличивания персональных данных в Министерстве внутренних дел Российской Федерации»;

Приказ МВД России от 21.12.2017 № 949 «О некоторых мерах, направленных на обеспечение выполнения МВД России обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Обработка персональных данных в системе МВД России допускается только в целях и в отношении категорий субъектов, предусмотренных нормативно-правовыми актами МВД России. Обработка персональных данных в иных целях и в отношении иных категорий субъектов, не допускается.[4]

В системе МВД России обрабатываются только те персональные данные, которые указаны в нормативных правовых актах. Список обрабатываемых персональных данных является открытым, поскольку субъект персональных данных имеет право дополнительно сообщить иные сведения о себе.[5] Содержание указанных положений прямо вытекает из понятия «персональные данные», поскольку под иными сведениями может подразумеваться любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Стоит отметить, что для каждой цели обработки персональных данных определяется содержание обрабатываемых персональных данных и соответствующие категории субъектов.

К обработке персональных данных либо осуществлению доступа к персональным данным в территориальных органах МВД России допускаются все должности рядового состава и начальствующего состава органов внутренних дел и должности федеральной государственной гражданской службы, если в служебные обязанности сотрудников и должностные обязанности федеральных государственных гражданских служащих, замещающих данные должности, входит обработка персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным.

Предоставление третьим лицам персональных данных, полученных при реализации служебных или трудовых отношений, а также в связи с оказанием государственных услуг и осуществлением государственных функций, Министерством осуществляется в соответствии с законодательством в области персональных данных.

Примером законного основания, по предоставлению персональных данных, является обязанность предоставлять по межведомственным запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, сведения о наличии у лица непогашенной или неснятой судимости, если для предоставления государственной или муниципальной услуги предусмотрено предоставление таких сведений или документа, содержащего такие сведения, в указанные государственные органы или органы местного самоуправления.[6]

Что же говоря о получении Министерством информации составляющей сведения о персональных данных, то данный процесс также подчиняется порядкам установленным законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Полномочия по запросу Министерством информации содержащей сведения о персональных данных, урегулирована Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» в котором указано, что полиция при осуществлении возложенных на нее обязанностей имеет право в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.[7]

[1] ст.17 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и ст.38 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

[2] ст.ст. 5-6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

[3] ч.3 ст.18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

[4] п. 6 и 11 Приказа МВД России от 21.12.2017 № 949 «О некоторых мерах, направленных на обеспечение выполнения МВД России обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

[5] п. 9 Приказа МВД России от 21.12.2017 № 949 «О некоторых мерах, направленных на обеспечение выполнения МВД России обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

[6] п. 39 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»

[7] п. 4 ч. 1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»


Каждый гражданин имеет персональные данные, которые не подлежат передаче и разглашению посторонним лицам. Чтобы получить доступ к этим сведениям, требуется предварительное согласие субъекта. Но в некоторых случаях эта информация может выдаваться без предварительного получения одобрения от гражданина.

Разглашение информации третьим лицам

К персональным данным относится информация, имеющая непосредственное отношение к физическому лицу. Под предоставлением этих данных подразумеваются действия, направленные на выдачу подобной ограниченной информации одному или нескольким лицам.

Получение подобного запроса может произойти как от организаций, представляющих трудовое законодательство (налоговые органы, пенсионный фонд и т.д), так и от представителей полиции или прокуратуры. Последний случай объясняется участием в уголовном или административном процессе. При этом согласие гражданина на предоставление этих сведений не требуется.

Правила рассмотрения обращений от субъектов или их представителей

Рассмотрение названных обращений называется – регламентом по реагированию на запросы субъектов персональных данных или их представителей и занимается ими начальник, заместитель или уполномоченное должностное лицо, в число обязанностей которых входит обработка персональных сведений. Данные должностные лица обеспечивают:

Документ прочитывается и проверяется на повторность. В некоторых случаях сверяется с прошлой перепиской (если таковая есть). При наличии обращений в прошлом, запрос может быть повторен спустя 30 дней после последнего обращения.

Во время рассмотрения запроса должностным лицам следует:

  1. Разобраться в существе требования, при необходимости попросить дополнительные данные или отправить работников для проверки информации, изложенной в поступившем документе, принять иные меры для решения поставленных вопросов, обнаружения и устранения причин и условий, вызвавших нарушение закона о ПД.
  2. Принимать законные и обоснованные решения, а также обеспечить качественное и своевременное их выполнение.
  3. Уведомлять письменно заявителей о принятых решениях, ссылаясь на законодательство РФ. При отклонении запроса – объяснить порядок обжалования полученного результата.
  4. Организация должна уведомить субъект или официального представителя о наличии информации о персональных данных данного гражданина, и предоставить право ознакомления со сведениями, при обращении в течении месяца с даты получения запроса.

При отказе в предоставлении указанной в обращении информации о выбранном субъекте, уполномоченные должностные лица должны предоставить мотивированный ответ в письменной форме со ссылкой на часть 8 ст. 14 Федерального закона или иного закона, который может послужить основание для отказа, в течении 30 дней со дня обращения или с даты получения запроса.

Кому можно предоставлять личные сведения?

Получить названные сведения на основе законодательства имеют право:

  • Фонд социального страхования РФ.
  • Налоговые органы.
  • Федеральная инспекция труда.
  • Пенсионный фонд РФ.
  • Иные органы государственного контроля и надзора за выполнением трудового законодательства.

В этих случаях не требуется получения нового согласия со стороны субъекта, кроме того, что было предоставлено работодателю.

Имеют ли право их запрашивать определенные органы и какие?

В пункте выше уже были указаны организации, которые по закону имеют право на получение информации. Однако существуют другие лица и организации, которые могут затребовать персональные сведения.

Адвокаты

Названные лица имеют право запрашивать любые данные, значимые для дела:

  • Справки от уполномоченных лиц.
  • Сведения о деятельности гражданина.
  • Характеристики.

Но не вся информация подлежит разглашению. Адвокат может получить отказ в следующих случаях:

  • Лицо, к которому поступил запрос, не обладает этими документами.
  • Нарушены требования по форме запроса.
  • Сведения имеют ограниченный доступ (коммерческие, государственные или личные тайны).

Сотрудники полиции

В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 “О Полиции”, сотрудник имеет право при расследовании уголовных дел или административных правонарушений, а также при проверке заявлений о возможных нарушениях, запрашивать и получать персональные данные граждан на безвозмездной основе. Подобные обращения должны быть мотивированы. При передаче этих персональных данных работникам полиции по их запросу, согласие самих граждан не нужно.

Следователи прокуратуры

В федеральном законе от 23.07.2013 № 205 статья 1 “О прокуратуре РФ” была дополнена пунктом, который расширяет права организации на получение доступа к информации, в число которой входят и персональные сведения. Обработка поступивших данных в установленных законом РФ случаях проводится органами прокураторы из-за осуществления прокурорского надзора.

Содержание документа

Это документ должен составляться в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных». В документе следует указать следующую информацию:

  • ФИО субъекта, сведения о котором необходимо предоставить, или его официального представителя.
  • Номер документа, удостоверяющего личность человека, дата получения и орган, который его выдал.
  • Дата написания запроса и подпись 3-й стороны, т.е тех от кого он исходит.

Составление документа выполняется по следующему алгоритму:

Ответное обращение

В ответ на поступивший запрос требуется составить ответное обращение, в котором должна содержаться следующая информация:

Во время отправления ответа нельзя нарушать конфиденциальность передаваемой информации, поэтому бланк с соответствующими сведениями должен заполняться и отправлять уполномоченным лицом – оператором.

Получить персональную информацию могут многие законодательные органы без предварительного разрешения со стороны субъекта. Причиной этому может служить участие в уголовном или административном процессе. Также многие организации, связанные с трудовым законодательством, имеют право запрашивать эти данные у работодателя.

Читайте также: