Сколько военных пенсионеров в литве

Статьи, комментарии, материалы и другая информация о пенсионном обеспечении в Литве


Это сообщение было отредактировано Андрей Андреевич 23 апреля 2014 г. 18:19:58 MSK


  • сообщений 165

Соглашение между Литвой и Россией о пенсионном обеспечении

Вопросы пенсионного обеспечения лиц, прибывших из России на постоянное место жительства (ПМЖ) в Литву или вернувшихся в Россию из Литвы, регулируются подписанным правительствами Литовской Республики и Российской Федерации соглашением. Это соглашение было подписано в Москве 29 июня 1999 года и вступило в силу 29 мая 2001 года (2000, № 20-490).

Соглашение заключено по территориальному (интеграционному) принципу, суть которого - пенсии государственного социального страхования (по старости, утрате трудоспособности (инвалидности), вдов и сирот, в связи с утратой кормильца, за выслугу лет) в соответствии со своим законодательством назначает и выплачивает государство, на территории которого постоянно проживает получатель этих выплат.

Прибывшему из России человеку в Литве засчитывается приобретённый там трудовой стаж и назначается пенсия. Россия так же поступает с приехавшим из Литвы пенсионером.

В случае, если пенсионер переехал с территории одной страны в другое государство, выплаты пенсий в предыдущем месте жительства прекращаются с первого дня месяца, следующего за месяцем убытия. Компетентное учреждение страны, на территорию которого переехал пенсионер, в соответствии с национальным законодательством этой страны назначает и выплачивает пенсию со дня, с которого выплата пенсии была прекращена в прежнем месте жительства.

Назначение и выплата пенсий пенсионерам, прибывшим из России на постоянное место жительства(ПМЖ) в Литву

Пенсионер, который переехал из Российской Федерации на постоянное жительство в Литовскую Республику, по вопросу назначения и выплаты пенсии должен обратиться в территориальное отделение «Содры» по месту постоянного жительства. Заявитель должен представить документы, необходимые для назначения определённого вида пенсии:

заполненное прошение установленной формы о назначении пенсии;

документ, удостоверяющий личность (паспорт ЛР, удостоверение личности или вид на постоянное жительство в Литве);

справку из компетентного учреждения РФ, свидетельствующую о прекращении пенсионных выплат в этой стране;

документы, подтверждающие трудовой стаж (трудовую книжку, справки о стаже, выданные на прежних местах работы, архивные выписки и так далее);

справки о доходах, заработной плате.

Документы, выданные на русском языке, должны быть переведены на литовский язык.

Пенсионеру, переехавшему из России на проживание в Литву и не имеющему права на получение пенсии государственного социального страхования по той причине, что он не имеет статуса постоянного жителя, не имеет минимального трудового стажа, необходимого для назначения минимальной пенсии государственного социального страхования или по другим причинам, выплату пенсии должна продолжать Российская Федерация до тех пор, пока данное лицо не получит право на назначение пенсии в соответствии с Законом ЛР о пенсиях государственного социального страхования (станет постоянным жителем Литвы, приобретёт минимальный трудовой стаж для назначения определённого вида пенсии, и т.д.).

В этом случае человек должен обратиться в отдел социального страхования по месту жительства и представить:

прошение о возобновлении выплаты назначенной в России пенсии, адресованное на имя Пенсионного фонда Российской Федерации (заявление должно быть написано на русском языке, и в нём должно быть указано, по какому адресу человек проживал в России, какое территориальное управление Пенсионного фонда Российской Федерации выплачивало ему пенсию, реквизиты своего личного банковского счёта);

документ, удостоверяющий личность;

пенсионное удостоверение, выданное в России (если таковое у человека имеется).

Назначение и выплата пенсий пенсионерам, уехавшим из Литвы на ПМЖ в Россию

Пенсионерам, переехавшим на постоянное место жительства в Россию, пенсии государственного социального страхования выплачиваются за месяц выбытия (месяцем выбытия считается месяц, в котором в соответствии с данными Регистра населения ЛР выбывающий в Россию человек декларирует свой отъезд), и после этого ему прекращаются пенсионные выплаты в Литве. Из территориального отдела социального страхования необходимо взять справку о прекращении выплаты пенсии в Литве (должна быть указана дата, до которой пенсия выплачивалась). В России пенсия будет назначена в соответствии с действующим в этом государстве пенсионным законодательством. По вопросу назначения пенсии необходимо обратиться в местное пенсионное отделение по месту постоянного жительства в России.

Если переехавший из Литвы пенсионер не имеет права на получение пенсии согласно пенсионному законодательству России, то выплата назначенной ему в Литве пенсии государственного социального страхования продолжается, пока он не приобретёт право на получение пенсии согласно российскому закону о пенсионном обеспечении.

По вопросу возобновления выплаты назначенной в Литве пенсии следует обратиться в Службу зарубежных выплат фонда социального страхования «Содра» и представить:

* прошение о возобновлении пенсионных выплат с обязательным указанием подробных данных пенсионера: имени и фамилии, даты рождения, точного места жительства в России;

* копию документа, удостоверяющего личность, заверенную в установленном законом порядке;

* документ, подтверждающий место проживания данного лица;

* выданную компетентным учреждением - Пенсионным фондом РФ - справку, подтверждающую, что лицо по законам Российской Федерации не имеет права (с указанием причин) на получение пенсии.

Служба зарубежных выплат фонда социального страхования «Содра» перечисляет пенсии государственного социального страхования на банковский счёт получателя пенсии в Банке России или на его личный счёт в действующем на территории Литвы банке.

В Россию пенсия перечисляется в рублях по установленному Банком Литвы официальному обменному курсу рубля и лита. Расходы по переводу пенсионных средств пенсионеру из причитающейся ему пенсии не вычитаются, т.е. получатель не несёт никаких расходов, связанных с пенсионными выплатами.

Если в Литве назначена пенсия по утрате трудоспособности (инвалидности), то уехавшему на ПМЖ в Россию получателю пенсии её выплата в Литве будет прекращена, а пенсию назначит и будет выплачивать Россия.

Лицу, получавшему такую пенсию по утрате трудоспособности (инвалидности) в России и переехавшему жить в Литву, пенсия по инвалидности может быть назначена только в случае, если Служба по установлению нетрудоспособности подтвердит его уровень неработоспособности, а остальными документами будет подтверждено, что выплата ему пенсии в России прекращена.


Это сообщение было отредактировано Андрей Андреевич 23 апреля 2014 г. 18:18:47 MSK


  • сообщений 165

Почему пенсионеры Литвы чувствуют себя обиженными из-за пенсий?

Как-то зашел к соседу, а он на меня не обращает никакого внимания, весь углубился в какие-то расчеты и с негодованием ворчит:

- Как мне догнать эту пенсию?

Такой вопрос сегодня себе задают все жители Литвы, которые приближаются к пенсионному возрасту. Дело в том, что нынешнее правительство консерваторов решило переложить негативные последствия экономического кризиса, в том числе, и на плечи пенсионеров. Когда начались экономические трудности, правительство решило, что в Литве слишком много пенсионеров и что они получают слишком большие пенсии. Отсюда – увеличивающийся дефицит государственного бюджета и недостаток средств на здравоохранение, просвещение и подобное.

Чтобы уменьшилось количество пенсионеров, было решено увеличить пенсионный возраст. Здесь нужно подчеркнуть, что пенсионный возраст для мужчин в 60 лет, а женщин - 55, который существовал в советское время, в Литве уже давно забыт. До начала 2012 года мужчины выходили на пенсию в возрасте 62,5 года, женщины в 60 лет. А в прошлом году Сейм Литвы принял новый закон государственного социального страхования, который сравнял пенсионный возраст женщин и мужчин и повысил его до 65 лет.

Этому закону возражали многие. 85% литовцев не одобряют повышение пенсионного возраста - таковы были результаты репрезентативного опроса, проведенного по инициативе ученых Каунасского технологического университета. Лишь 2% респондентов высказались, что полностью одобряют повышение пенсионного возраста, еще 7% подтвердили, что одобряют этот проект, а 6% затруднились ответить на поставленный вопрос.

- Интересно, что эту идею поддерживают молодые люди до 37 лет и люди старше 68 лет. Для первых результат такого решения - в далеком будущем, поэтому они склонны оценивать его более благоприятно. А для вторых решение Сейма вовсе не будет иметь никакого последствия, - комментировала результаты исследования доцент Аудроне Телешене.

- Повышение пенсионного возраста без создания новых рабочих мест может увеличить эмиграцию, - считает вице-председатель Сейма, член фракции оппозиционной Партии труда Виргиния Балтрайтене. - Думаю, что более поздний выход на пенсию станет еще одним поводом для наших молодых людей уехать из Литвы. Человек, который не получает приличную пенсию, будет стремиться работать независимо от того, позволяет ли ему здоровье, а для молодого специалиста просто не будет рабочего места.

Учитывая негативное отношение большинства населения и желая избежать шокового состояния, правительство этот закон стало вводить постепенно. С 1 января 2012 года пенсионный возраст начали повышать для женщин на 4 месяца, а для мужчин - на 2 месяца ежегодно с тем, чтобы к 2026 и мужчины, и женщины шли на пенсию уже в 65 лет.

Опубликовали и хитроумную таблицу продления пенсионного возраста. Например, если женщина родилась до 31 августа 1952 года, она сможет выйти на пенсию в 2012-м, имея 60 лет и 4 месяца возраста, мужчина - 62 года и 8 месяцев. А если вы родились после 31 августа 1952-го, то на пенсию сможете выйти только в 2013 году, когда женщина достигнет 60 лет и 8 месяцев, а мужчина - 62 лет и 10 месяцев.

Над этой таблицей и сидел мой сосед, подсчитывая свои месяцы.

- Если я родился в конце 1953 года, то на пенсию смогу выйти только в 2014-м, когда мне стукнет 63 года, - безрадостно констатировал он.

Правительство Литвы, под руководством премьер-министра Андрюса Кубилюса, ударило и по карману пенсионеров. В целях снижения дефицита Фонда государственного социального страхования ("Содра") правительство, несмотря на то, что в Литве самые маленькие пенсии в Балтийском регионе, в 2010 году до 10% снизило пенсии по старости и инвалидности.

Еще больше пострадали пенсионеры работающие. Им была резко ограничена выплата пенсий. Власти рассуждали так: если ты получаешь зарплату и пенсию, то можешь прожить и за одну зарплату. Пенсию урезали пропорционально зарплате. Чем больше зарплата, тем больше сокращали пенсию. Ее могли уменьшить на 50 и более процентов.

Этот узаконенный произвол встретил резкое сопротивление общественности. Люди не раз выходили на митинги перед парламентом, протестуя против снижения пенсий и экономической политики правительства, которая привела некоторых на грань нищеты.

На одном из митингов я записал слова, написанные на плакатах протестующих: «Пенсия - это наши пот и кровь», «Кубилюса - на пенсию без пенсии!», «Чем человеку хуже, тем консерваторам лучше?», «Заработанная пенсия - это имущество человека!», «А. Кубилюс! Ждем вашей отставки!"».

Артурас Паулаускас, бывший председатель Сейма, а ныне лидер непарламентской партии «Новый союз», которая организовал один из таких митингов, обвинил власти в аморальной политике. По его словам, лучше залезть в государственный долг, чем в карман к пенсионерам.

Эти решения правительства были обжалованы и в Конституционном суде. Суд постановил, что власти нарушили Конституцию Литвы и должны компенсировать пенсионерам сокращенные пенсии. Правительство пошло на уступки. С 2012 года пенсии вернулись на докризисный уровень. Объявлено, что двухлетнее сокращение пенсий правительство планирует компенсировать тогда, когда бюджет «Содры» будет сбалансирован. Ожидается, на компенсацию пенсий будет выделено 1,2 млрд. литов, а выплачены они будут в течение пяти лет.

Сейчас средняя пенсия в Литве составляет 768 литов (примерно 222 евро – «Зв.»). Учитывая постоянный рост цен на продукты первой необходимости, коммунальные услуги, общественный транспорт, это очень маленькая сумма. Я нередко бываю в Минске, поэтому могу с уверенностью сказать, что в Беларуси продукты питания почти вдвое дешевле, лекарства - в 2-3 раза. Обычный одноразовый билет на троллейбус или автобус в Вильнюсе стоит 2 лита - то есть, более 0,5 евро. Зимой только за отопление я, имея трехкомнатную квартиру, платил по 800-900 литов в месяц (230-260 евро). Цены на электричество, природный газ в последнее время увеличивались несколько раз. Теперь 1 киловатт электроэнергии стоит 0,45 лита, 1 куб. м. природного газа - 2,15 лита. В результате такой экономической политики одинокому пенсионеру, который получает среднюю пенсию, сейчас в городе прожить почти невозможно.

Желая сэкономить за счет пенсионеров, правительство пошло на новые придумки. С 2012 года в силу должны были вступить поправки к закону о государственном социальном пенсионном страховании, согласно которым человек, который выходит на пенсию, может выбрать пять лучших лет своего трудового стажа либо с советского периода, либо за время после обретения Литвой независимости. Однако правительство еще раз решило отсрочить его вступление в силу. По подсчетам Министерства социального обеспечения и труда Литвы, эти поправки потребуют дополнительно 130 млн. литов. Правительство считает, что это слишком щедрый шаг. Поэтому министерство предложило считать пенсии новым пенсионерам без учета советского периода, только с 1994 года, но с учетом всего трудового стажа.

Президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что наложила бы вето на закон, согласно которому новым пенсионерам подсчитывали бы пенсию, не учитывая доходы советского периода. По словам Д. Грибаускайте, при подсчете размера пенсии у жителей Литвы должна быть возможность выбора лучших пяти лет за время всего трудового стажа.

Закон, предусматривающий выбор пяти лучших лет из стажа, был принят в 2007 году. Но его вступление в силу неоднократно откладывалось.

Вот почему многие пенсионеры чувствуют себя обиженными. Большинство жителей считает, что в Литве людям не обеспечивают достойную старость.

- Достойные пенсии пенсионеры Литвы смогут получить только через несколько десятков лет, - считает премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс.

Эти слова премьера мало кого утешают.

Витаутас Жеймантас, собственный корреспондент «Звязды» в Литве. Фото автора. Вильнюс, 16 июня 2012 года.

Прибалтийский регион еще со времен СССР считался одной из лидирующих областей по уровню жизни. На данный показатель особенно сильное влияние оказывает пенсионная система. Литва на сегодняшний день является полноценным членом Евросоюза и принадлежит к группе стран-участников шенгенского соглашения.


Зарплаты и пенсии в данном государстве существенно выше, нежели на территории РФ, а средняя стоимость продуктов питания и проживания соответствует российским показателям. Всё это делает эту страну крайне привлекательной для эмигрантов, желающих получать достойную пенсию.

Средняя пенсия в Литве в 2019 году составляет 374 евро.

Возраст выхода на пенсию

Несмотря на возможность получения пенсии достаточной для комфортной жизни, пенсионное законодательство Литвы предусматривает целый ряд требований, которым должен соответствовать кандидат. Пенсионный возраст здесь начинается с 62 лет и 9 месяцев, однако, правительство планирует постепенное его увеличение до 65 к окончанию 2025 года.


С 2018 года возраст выхода на пенсию мужчин в Литве — 63,67 года

Получить пенсионную выплату по старости можно лишь при условии, что гражданин был официально трудоустроен на протяжении 15 лет, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд. Важно учитывать, что стаж работы в советский и постсоветский период не принимается при расчетах.


Для литовских женщин, возраст выхода на пенсию составляет 62,33 года

Существует ряд условий, который позволяет гражданам выйти на пенсию ранее, чем это предусмотрено законодательством. Это относится к следующим категориям населения:

  • Мужчины и женщины, получившие инвалидность, карлики, лилипуты, незрячие, а также работники, трудоустроенные на особо опасных производствах. Их трудовой стаж должен быть не менее 20 лет, иначе претендовать на получение пособий невозможно.
  • Многодетные матери, вырастившие ребенка-инвалида или 5 и более здоровых детей, при условии 20 лет официального трудоустройства.
  • Мужчины и женщины с пожизненной инвалидностью, а также лица, занятые тяжелым физическим трудом, при наличии стажа, превышающего 30 лет.
  • Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, при условии 15-летнего стажа.
  • Граждане, подвергшиеся репрессиям, могут рассчитывать на раннее получение пенсии при условии наличия 15 лет официальной выслуги.

Подобные категории граждан могут начать получать пособие на 2–7 лет раньше, чем это предусмотрено пенсионным законодательством страны. При этом возраст выхода на пенсию индивидуален для каждой категории. Если пенсионер не набрал должного стажа, то размер его выплаты составит порядка 150 евро.

Смотрите видео: Какие пенсии получают литовские пенсионеры.

Важно учитывать, что на получение пенсии могут рассчитывать исключительно граждане данного государства. Иммигранты, имеющие ВНЖ или ПМЖ, подобной возможности лишены.

Размер пенсии

Пенсионную систему в Литве в 2020 году сложно назвать идеальной. По мнению экспертов, уже через несколько лет количество пенсионеров значительно превысит количество работающих граждан Литвы.

Причина тому – ранний выход на пенсию полицейских, пожарников и военнослужащих. Обычно выход на пенсию данных категорий работников осуществляется за 5 – 7 лет раньше установленного срока.

Ранний выход на пенсию подобной категории граждан обуславливается опасными условиями труда. Если нормы выхода на пенсию военнослужащих, пожарников и полицейских не будут изменены, то уже к 2040 году неработающих пенсионеров, вышедших на пенсию раньше указанного срока, будет около 35 – 40 тысяч.


График относительного изменения продолжительности жизни и размера пенсии в некоторых странах ЕС

Ежегодно на выплату пенсионных пособий государство тратит более 15 миллионов евро. Средний размер пенсии в Литве равен 374 евро. Это почти 40 % от среднего ежемесячного оклада среднестатистического работника в Литве.

Размер пенсии в 2020 году напрямую зависит от специальности и рабочего стажа. Пенсию в размере более 1000 евро получает всего 80 человек в Литве. Пенсионные выплаты в размере от 800 до 1000 евро получает всего 1200 граждан Литвы, а пенсия от 700 до 800 евро полагается только 2500 жителям этой республики.

Пенсию в размере от 600 до 700 евро получает более 5000 человек. Около 14 000 граждан Литвы получают пенсию в размере от 400 до 500 евро. Среднюю пенсию от 300 до 400 евро в месяц получают около 190 000 литовских граждан, а остальные 230 000 пенсионеров могут рассчитывать только на выплаты от 200 до 300 евро.

Структура пенсионных накоплений

Граждане Литвы, ровно как Латвии и Эстонии, могут увеличить размер своих пенсионных выплат различными способами. Структура пенсионных фондов данного государства неравномерно распределена между тремя основными составляющими:

  • Государственный фонд. Используется для накопления основной части пенсии за счет отчислений, которые осуществляет работодатель на протяжении всего периода работы гражданина.
  • Закрытый фонд. Он предназначен для инвестирования средств самими гражданами Литвы, однако, существенно отличается от привычных частных фондов. Основным различием представляется тот факт, что надежность фонда и сохранность внесенных средств гарантирует государство, а общий доход при удачном варианте инвестирования, составляет около 20% ежегодно.
  • Частные фонды. Подобные фонды являются наиболее распространенным типом. Условия инвестирования существенно варьируются, в зависимости от конкретной компании.

Таким образом, гражданин может существенно увеличить сумму выплат даже при условии получения минимального размера пенсии. Для этого ему потребуется внести средства в один из фондов самостоятельно, что позволит получать ежегодный доход, зависящий от условий конкретного фонда.

Если иностранный гражданин, легально проживающий на территории Литвы, желает получать пособие, ему целесообразно обращаться исключительно в частные пенсионные фонды, которые будут выплачивать ему пенсию при условии наличия достаточного объема отчислений.

Смотрите видео: Как происходили пенсионные реформы в Литве.

Пособия в Литве

В 2020 году в Литве были увеличены пособия по уходу за детьми. Семьям, воспитывающим одного ребенка, полагается выплата в размере 60 евро в месяц, если в семье более двух детей, то государство будет выплачивать дополнительно по 40 евро семье.

В 2020 году правительство Литвы приняло решение об изменении порядка выплат пособий по безработице. Согласно нововведениям пособие по безработице смогут получать все без исключения граждане Литовской Республики независимо от стажа работы. Ранее получать пособие по безработице могли только люди, которые проработали до этого минимум 35 лет.

Пособие по безработице выплачивается на протяжении 9 месяцев. Согласно действующему законодательству оно не может превышать размера средней заработной платы в Литве, то есть быть более 802 евро.

Размер пособия по безработице рассчитывается индивидуально исходя из среднемесячного дохода работника (с прошлого места трудоустройства). В первые 3 месяца безработный получает 114 евро + 50% от оклада. С 4 по 6 месяц пособие выплачивается в размере 114 евро + 40 % от оклада. С 7 по 9 месяц пособие выплачивается в размере 114 евро + 30% от оклада.

О том как живется в Литве спустя год проживания можно узнать в видео.

С 2017 года в Литве было введено пособие по уходу за детьми. Данная выплата полагается только тем семьям, которые воспитывают более 3 детей и чей доход не превышает 153 евро на человека. Размер пособия равен 15.2 евро. Такая же сумма будет выплачиваться и семьям, которые усыновили или удочерили ребенка возрастом от 7 до 18 лет.

На государственное пособие могут также рассчитывать студенты, возрастом до 26 лет, которые обучаются в высших учебных учреждениях Литвы или профессиональных школах и имеют ребенка возрастом до одного года. Размер пособия равен 152 евро.

Пособие также имеют право получать лица, которые принимают участие в программе профессиональной реабилитации. Размер пособия в 2019 равен 240 евро.

Налоговая нагрузка

Рассматривая размер пенсии в Литве, крайне важно учитывать при расчетах среднестатистические расходы, основная доля которых, приходится на оплату коммунальных услуг и налоговых отчислений.

Размер пенсионных выплат в данном государстве считается одним из самых низких на территории Евросоюза, в то время как количество налоговых сборов вполне соответствует развитым странам Шенгенского соглашения:

  • НДС.
  • Подоходный налог, а также налог на прибыль.
  • Выплаты в пенсионный фонд.
  • Сбор за вред, нанесённый окружающей среде.
  • Социальный налог.
  • Налог на недвижимость.


Сколько денег остается у граждан Литвы после уплаты налоговых взносов

Подобная налоговая нагрузка довольно сильно бьет по бюджету среднестатистического пенсионера. Коммунальные услуги в среднем по стране обходятся в 100 евро. При этом значительную часть данной суммы составляет плата за отопление в зимние месяцы. Важно учитывать, что плата за коммуналку значительно выше в зданиях старой постройки и ниже в недавно возведенных строениях.

Поскольку большинство пенсионеров проживает в устаревшем жилом фонде, подобные платежи существенно бьют по их бюджету.


Размер коммунальных платежей в странах Балтии

Медицинские расходы

Изучая особенности пенсионной системы и размер пособий в Литве, крайне важно обратить внимание на типичные расходы людей пенсионного возраста. Одну из лидирующих позиций среди них, занимают медицинские услуги и различные медикаменты.

Для социально незащищенных категорий населения, включая пенсионеров, инвалидов и других граждан, предусмотрена возможность приобретения лекарственных средств по льготным ценам.

Подобная возможность позволяет существенно сэкономить, так как средняя стоимость лекарственных препаратов здесь значительно выше, нежели на территории Российской Федерации. Это компенсируется наличием редких медикаментов западного производства, что позволяет приобрести препараты всем нуждающимся.

При этом для приобретения большинства лекарственных средств, потребуется наличие рецепта от врача, получить который можно лишь при обращении в клинику. Медицина в Литве подразделяется на бесплатную и платную. Первую группу составляют государственные учреждения, а вторую — частные клиники.

Смотрите видео: Здравоохранение в странах Балтии.

Основным достоинством местных медицинских учреждений, является превосходное техническое оснащение, которое соответствует европейским и международным стандартам. К отрицательным особенностям следует отнести длительное ожидание приема, которое встречается повсеместно. Это компенсируется высокой квалификацией персонала, особенно специалистов в области хирургии и трансплантации.

Иностранные граждане, не имеющие гражданства Литвы, могут рассчитывать лишь на платные медицинские услуги, за исключением случаев, когда пациенту требуется неотложная медицинская помощь.

Любые дополнительные услуги должны быть оплачены отдельно с помощью наличных средств или банковской карточки.

Стоимость жилья

Другим важным фактором, влияющим на уровень жизни пенсионеров, является стоимость жилья. На территории Литвы она составляет порядка 1–2 миллионов за объект, что представляется сравнительно небольшой ценой, в сравнении со среднеевропейскими показателями.


Сравнение стоимости квадратного метра жилья в некоторых странах пост советского пространства

Подобная покупка позволяет владельцу претендовать на получение ВНЖ или ПМЖ в Литве на выгодных условиях, а также даёт возможность дальнейшего трудоустройства в любом государстве, входящем в Евросоюз.

Сравнивая подобную стоимость со среднестатистическими показателями пенсии и зарплаты, подобная покупка вполне по силам пенсионерам, пользующимся услугами частных пенсионных фондов.

В этой стране ветеранов труда почему-то называют «сеньорами»



В начале этой недели глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов заявил, что после проведенной единовременной выплаты и компенсаций средний размер ежемесячной пенсии в России превысил 14 тысяч рублей. В связи с этим «Свободная пресса» решила сравнить пенсии наших ветеранов и прибалтийских. Ведь еще со времен СССР считалось, что уровень жизни в Литве, Эстонии и Латвии был выше, чем в среднем по Союзу. А как дело обстоит сейчас? Наш первый рассказ о Литве.

Средняя пенсия в Литве составляет 255,44 евро (15 785 рублей), а возраст ухода на заслуженный отдых постепенно растет. В 2011 году было решено довести его до 65 лет у мужчин и женщин к 2026 году. До этого мужчины в Литве становились пенсионерами в 62,5 года, женщины — в 60 лет.

— Эта средняя пенсия невелика, ведь если ты живешь один, то за двухкомнатную квартиру, как у меня, например, зимой приходится платить вместе с отоплением и коммунальными услугами больше 100 евро (6300 рублей), — делится с корреспондентом «Свободной прессы» жительница Вильнюса Н.Л. — Правда, в новых домах плата меньше, но большинство пенсионеров живут в старых, советской постройки. А еще лекарства. Хорошо, что у нас в Литве они продаются со льготами, правда, лишь в том случае, если поставлен диагноз хронического заболевания.

У меня давление, ишемическая болезнь, высокий холестерин, диабет. Лекарств много. Выписываю раз в три месяца. Плачу около 50 евро (3151,5 рублей), а если бы не льготы, то был бы просто ужас. А еще мне, например, выписали «Прокоролан» от стенокардии, но почему-то не льготный. Упаковочка на два месяца тоже стоит почти 50 евро. А питаться…

«СП»: — А какие цены в Литве на еду?

— Надо искать продажи по акциям — так дешевле. Я вот вам сейчас перечислю самые низкие цены на основные продукты, эти цены еще поискать надо. Черный и белый хлеб — 0,8−1,1 евро (50−69 рублей) буханка, литр молока — 0,6−0,8 евро (38−50 рублей), пачка творога примерно 0,6 евро (38 рублей), поллитра сметаны — 0,9−1 евро (57 — 63 рубля), сосиски 1,2−1,7 евро (76−107 рублей) за упаковку в 220 граммов. Но это противные сосиски. А вкусные стоят больше 2 евро (126 рублей). Свинина около 3 евро за килограмм (189 рублей), пачка пельменей — 1,5−2 евро (95−126 рублей). И так далее. Причем большинство цен на продукты, которые я назвала, — по тем акциям. Надо ходить по магазинам искать. Без акций заметно дороже. И теперь еще скажу вам: вот вы назвали среднюю пенсию в Литве, посмотрев статистику, но не у всех она даже такая. У меня, например, несмотря на полный стаж, всего лишь 176 евро (11093 рубля). А? Как жить?

«СП»: — А почему такая маленькая?

— Понятия не имею. Я ничего не понимаю в этих формулах. Может быть, потому, что какое-то время работала на полставки? Но у меня были и большие многолетние отрезки с нормальной зарплатой, но в советское время. Между прочим, в Литве пенсионеров в прессе называют «сеньорами». И политики тоже так говорят. И социальные работники. Мне противно слышать это слово. Вроде бы как к нам уважение проявляют. Ну какие мы сеньоры? Раз называют так, то и платили бы как сеньорам. Те, у кого пенсия больше 300 евро (18909 рублей), еще как-то перебиваются. А как быть таким как я? Вышла на пенсию в прошлом году, мне сейчас 62,5…

«СП»: — Ну и как вы перебиваетесь?

— Мне-то повезло. У меня муж работает, зарабатывает нормально. Но и у него скоро будет пенсия. Если он уйдет с работы, вот тогда нам будет плохо. Но пока у него хорошее здоровье. А если что, придется полагаться на детей.

Корреспондент «СП» расспрашивал и других пенсионеров Литвы, и у всех оказалась примерно одинаковая картина жизни. Ничего лишнего позволить себе не могут. Их быт скрашивает разве что активный образ жизни, на который способны не все из-за состояния здоровья. Те, кто еще в силах, участвуют в работе художественных коллективов, ходят на бесплатные концерты, которые устраивают общественные организации, на выставки.

— А я вот ходил на чудный концерт, организованный католической благотворительной организацией «Каритас», и хожу в их благотворительную столовую, — рассказывает 88-летний Пятрас К. — Моя пенсия меньше 200 евро. К тому же в старости я остался одиноким. После платы за отопление своей малогабаритной квартиры и за другие коммунальные услуги я пересчитываю центы. А ведь еще надо и лекарства купить, цены на которые, кстати, постоянно растут. Вот и остается только идти за тарелкой бесплатного супа. Пенсии должно хватать для получения нормального государственного социального обеспечения. Это беда и позор для всего общества! Нуждаются пенсионеры разных социальных слоев, включая представителей интеллигенции.

Эта проблема известна властям Литвы. По данным отчета европейской статистической службы «Евростат», 29% населения Литвы живет за чертой бедности. Большинство — пенсионеры и безработные, существующие на пособия. В стране организована раздача продовольственных пайков из Европейского фонда помощи бедным — одиноким людям и семьям, чей доход на одного члена семьи не превышает 153 евро (9644 рублей) в месяц. До этого года они получали крупу, муку, сахар и макароны, изредка — баночку консервов, нынче «корзина бедняка», как называют эту благотворительную помощь, пополнилась куриными, свиными, рыбными консервами, консервированным овощным супом, консервированной фасолью и зеленым горошком. По словам представителя Европейского агентства социального фонда в Литве Ингриды Ашкеловичене, этот паек сформировали после консультаций с диетологами. На покупку продуктов в 2016—2017 гг. г. выделено 15,48 млн евро (976 млн. рублей).

Между тем, советник министра социальной защиты и труда Литвы Ромас Лазутка сообщил о намерении властей страны ввести корзину минимальных потребностей в размере 240−250 евро (15127 — 15758 рублей). Именно к этой корзине следует привязать выплаты, чтобы у людей была возможность выжить на эти деньги, считает советник. «Мы хотели бы связать с этим размером хотя бы большую часть выплат, даже базовую пенсию», — сказал Ромас Лазутка.

— Ну хорошо, пусть мне поднимут пенсию до 250 евро, до уровня минимальных потребностей, — рассуждает Н.Л. — Конечно, это будет неплохим подспорьем, но все же представьте: а если бы я жила одна. Ну что это за деньги?

Aftonbladet: Москва захватит Прибалтику 150-тысячной группировкой

По словам Ромаса Лазутки, сумма корзины минимальных потребностей определялась с участием диетологов и данных статистики о том, сколько жители тратят на домашнее хозяйство. Сейчас в Литве выплаты привязаны к размеру минимальных доходов, который определен в 102 евро (6429 рублей). Его и хотят заменить в Министерстве социальной защиты и труда на корзину минимальных потребностей.

Между тем, как рассказали корреспонденту «Свободной прессы», Русское Радио Балтия в Литве провело в прямом эфире опрос на тему этой корзинки. Слушателей спрашивали, сколько им нужно на одного человека, чтобы не шиковать, а просто свести концы с концами? Называли разные суммы. Минимальная была — 300 евро (18909 рублей). Максимальная — полторы тысячи (94 545 рублей). Но несколько пенсионеров не стали называть ту сумму, которая позволила бы им свести концы с концами, а предложили советнику министра самому прожить на эти 240−250 евро в месяц. «Вот мы посмотрим, как у него получится, и может он подумает, каким должен быть реальный минимум», — говорили радиослушатели…

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Повторится ли в Минске киевский сценарий 2013−2014?

Батька в любом случае должен сделать выводы

российских граждан


Опять на них надеется страна.

Проблемы государственного бюджета решаются за счет военных пенсионеров

Экономический кризис и проблемы с формированием бюджета на 2016 год отразились на военных пенсиях.

Ранее фактически на год была отложена их двухпроцентная индексация, призванная компенсировать понижающий драконовский коэффициент 54 процента. Не произошло в 2015-м и обещанной индексации на размер инфляции, хотя для гражданских пенсий ее произвели.

Почему-то никто, принимая решения о том или ином урезании, не задумывается, что пенсия для многих пожилых людей, особенно потерявших здоровье на военной службе, единственный источник существования. А значит, надо хотя бы объяснить ветеранам причины таких метаморфоз. Увы, этого, как правило, не происходит.

Закон и экономия

Военные пенсионеры – люди с государственным мышлением и готовы понять финансовые проблемы страны. Но они хотят знать, почему меры по затягиванию поясов касаются только пенсионеров и не распространяются на представителей более состоятельных слоев населения, в том числе олигархию. Подоходный налог для всех, например, как был, так и остается 13 процентов.

“ Непонятно одно: почему надо просить у государства о том, что и так положено по закону? ”

1 октября 2015 года наконец вновь заработала та самая замороженная ранее ежегодная двухпроцентная надбавка. Как говорится, и на том спасибо. Но удивляет легкость, с которой чиновники манипулируют недавно принятыми законами. Речь о 309-м ФЗ от 8 ноября 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ими, напомним, одновременно с повышением окладов денежного содержания военнослужащих был установлен новый порядок начисления пенсий. Прошло всего четыре года и оказалось, что действие его норм запросто можно отложить на неопределенное время подзаконными актами.

Хотя в Конституции РФ прямо сказано, что у нас не должны приниматься законы, ущемляющие социальные права и гарантии граждан, ухудшающие их материальное положение. Тем не менее в 2016 году в связи с экономическим кризисом государство решило поправить дела за счет пенсионеров. Как считают законодатели, отказ от индексации пенсий станет главным источником экономии денег в казне. Такие выводы следуют из анализа бюджета и сопутствующих документов. Так, правительство внесло в Госдуму законопроект, согласно которому с 1 января 2016 года пенсионерам, работающим или занимающимся другой деятельностью более шести месяцев в году, предшествующем году проведения индексации, страховая пенсия и фиксированная выплата к ней не индексируются.

Тем самым государство по сути дискриминирует пенсионеров, которые в силу своих возможностей и желания пытаются помочь стране посильным трудом. Это пока не коснулось военных запаса, но сам по себе подобный подход вряд ли можно назвать логически обоснованным. Скорее он говорит об отсутствии единой социальной политики в государстве, консолидированной позиции законодательной и исполнительной власти. Более того, он кажется просто абсурдным, и уж если должен кого-то затрагивать, то в первую очередь госчиновников, которым недавно разрешили на пять лет дольше пребывать на государственной службе.

В 2016 году не предусматривается индексация стипендий, окладов госслужащих, судей и денежного довольствия (ДД) военных. Ради наполнения бюджета в третий раз заморожены пенсионные накопления. Документ предлагает продлить приостановку действия 24 законов до начала 2017 года. В качестве причины такого шага указана опять же нынешняя экономическая ситуация. Хотя по заявлениям советника президента Сергея Глазьева, в стране накоплены огромные валютно-финансовые резервы, а немалая часть доходов от продажи энергоносителей ежегодно конвертируется в ценные бумаги США и оседает на Западе.


Минфину России якобы катастрофически не хватает денег. При этом федеральный бюджет буквально захлебывается от них: неиспользуемые остатки средств на его счетах выросли с начала года при урезании самых необходимых расходов почти на 500 миллиардов рублей, достигнув на 1 октября 10,6 триллиона. Для сравнения: все доходы бюджета-2015 запланированы на уровне 12,5 триллиона рублей.

Причем приоритетом, если судить по отчетам, является не «оборонка», не социальные программы и даже не финансовые спекуляции в виде обслуживания госдолга, а накопление денег и вывод их из России – в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, средства которых вложены в основном в госбумаги США и стран еврозоны.

Таким образом, главное для нашего бюджета – финансирование расходов стран, ведущих с Российской Федерацией новую холодную войну, включающую в себя кредитную и инвестиционную блокаду. И все же военные пенсии – это прерогатива прежде всего Министерства обороны РФ. Как ситуацию с ними оценивают в самом ведомстве?

По просьбе министра

Согласно специальному закону пенсия лицам, уволенным с военной службы, исчисляется из оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию на день увольнения и ежемесячной надбавки за выслугу лет. Размер пенсии напрямую зависит от продолжительности военной службы, условий ее прохождения и занимаемой на дату увольнения должности.

В связи с реформированием с 1 января 2012 года системы ДД военнослужащих ФЗ от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлена новая система ДД проходящих военную службу, предусматривающая увеличение окладов военнослужащих, в том числе за счет сокращения размеров и количества дополнительных выплат.

Одновременно с проведением этой реформы 309-м ФЗ от 8 ноября 2011 года внесены изменения, устанавливающие новые правила исчисления пенсий, согласно которым с 1 января 2012 года учитываемое при исчислении пенсии ДД установлено в размере 54 процентов.

Для сохранения уровня пенсионного обеспечения с 1 января 2013 года предусматривалось ежегодное повышение данного коэффициента на два процента и пересмотр военных пенсий первого числа каждого последующего года с целью доведения его до 100 процентов. С учетом уровня инфляции ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено в размере, превышающем два процента, что, безусловно, можно только приветствовать. Но в жизни все получается иначе. Даже эти два процента заморозили на год. И где гарантия, что не ударит очередной кризис, не случится неурожай, не упадут цены на нефть?

Надо откровенно сказать и о том, что выбрать все 100 процентов кровно заработанной пенсии бывший военный даже теоретически сможет лишь через 23 года. Многие до этого счастливого дня просто не доживут. Особенно люди, которым 60–70 лет, не говоря уже о более возрастных. Получается, обещанные в перспективе 100 процентов пенсии по сути пустая декларация. Почему хотя бы для самой старшей категории граждан не сделать возрастную поправку, которая никак не отяготит карман государства? По некоторым оценкам, таких пенсионеров в стране наберется всего около 300 тысяч.

Понятно, что Министерство обороны не Минфин, не правительство и самостоятельно решать такие вопросы не может. Но, отдадим должное, оно постоянно проводит работу по индексации военных пенсий. Напомним:

с 1 января 2012 года произведен пересмотр пенсий, размеры которых увеличились в среднем на 50–70 процентов;

в 2013 и 2014 годах пенсии пересматривались дважды в год путем повышения размера ДД, учитываемого при их исчислении;

с 1 января 2013 года брались в расчет уже не 54 пресловутых драконовских процента, а 56 – от ДД, учитываемого для начисления пенсии;

с 1 октября 2013 года – 58,05 процента;

с 1 января 2014 года – 60,05 процента;

с 1 октября 2014 года – 62,12 процента.

Как считают в военном ведомстве, данное увеличение позволило повысить в 2013 году размеры пенсий уволенным военнослужащим в среднем на 7,5 процента, а в 2014-м – на 7 процентов (на 2 процента выше уровней инфляции, установленных федеральными законами о бюджете на соответствующий год).

Еще раз скажем спасибо МО РФ за проводимую работу. Но мы-то знаем, насколько лукавы официальные цифры инфляции, которая в реальности значительно выше и составляет нынче, по данным независимых источников, около 14 процентов.

Интересно и то, что в 2015 году повышение ДД военнослужащих и пенсий первоначально вообще не предусматривалось. Для того чтобы сдвинуть вопрос с мертвой точки, потребовалось личное обращение министра обороны к президенту. Лишь тогда вопрос был решен. В частности, 20 апреля 2015 года подписан ФЗ № 93-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в соответствии с которым размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, с 1 октября 2015 года составил 66,78 процента, что позволит увеличить военные пенсии на 7,5 процента. Таким образом, их размеры увеличатся в денежном исчислении на 700–1200 рублей.

Непонятно одно: почему надо просить о том, что положено по закону? Ведь еще в 2012 году бывшим военным просто недодали положенное, а теперь, оказывается, о возвращении признанного государством долга надо еще и просить на самом высоком уровне. Почему министру обороны приходится напоминать об этом нашему правительству, руководству страны? В правовом государстве выбора «хочу – дам, хочу – нет» у чиновника быть не должно. Получается, какими бы замечательными ни были у нас законы, все решает субъективный фактор, благосклонность руководителей высокого ранга.

Справедливость отдали на откуп


Теперь о том, как все-таки изменились военные пенсии с 1 октября 2015 года. Их средний размер, как подсчитали в Департаменте финансового обеспечения Министерства обороны РФ, составил 21 290 рублей в месяц и превысил средний размер страховой пенсии (12 900 руб.) в 1,65 раза.

Надо учесть при этом, что пенсия за выслугу лет назначается военнослужащим после их увольнения по истечении 20 лет службы, а страховая пенсия мужчинам – только по достижении 60-летнего возраста. Понятно, что за 20 лет выслуги пенсия назначается в минимальном размере, а полная – лишь за 32 года военной службы.

Какой будет дальнейшая социальная политика государства по отношению к военнослужащим кадра, запаса и в отставке – покажет время. Но в любом случае нельзя отдавать ее на откуп чиновникам, пусть даже самого высокого ранга. Это вопрос отношения государства к людям в погонах, отдавшим его защите лучшие годы жизни.

И еще вопрос справедливости, которая в России всегда считалась одним из главных критериев социального благополучия общества и говорить о которой пока не приходится. Судите сами. В соответствии с действующим российским законодательством:

-у федеральных государственных гражданских служащих пенсия рассчитывается с учетом всех добавок, а у военных пенсионеров – нет;

-депутаты различных государственных и муниципальных структур получают пенсии от 75 процентов и более, а военные пенсионеры – нет;

-федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию с 15 лет службы, а военнослужащие – с 20;

-надбавка за особые условия военной службы установлена в размере 100 процентов, в то время как за особые условия гражданской службы – 200 процентов (подпункт 2 пункта 5 статьи 50 закона 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).

Дальнейшее сохранение такого положения дел как минимум понижает привлекательность службы в Вооруженных Силах и отрицательно сказывается на статусе военнослужащих.

Автор прекрасно разобрал особенности пенсионного обслуживания военных пенсионеров НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. Но есть ещё значительное число военных пенсионеров на постсоветской территории, которым пенсии МО России назначались после развала СССР. По межправительственным договорам с бывшими советскими республиками пенсии и социальные пособия выплачиваются не только пенсионерам и их вдовам с российским гражданством, но и лицам его не имеющим.Это благородно и справедливо.

Однако тонкость порядка выплаты пенсий состоит в том, что размер её определяется в валюте страны проживания, который не может при перерасчётах УМЕНЬШАТЬСЯ. А перерасчёты происходят в России, как видно из статьи, постоянно. Но они никак не сказываются на военных пенсиях за рубежом, так как «привязаны» к курсам рубля к соответствующим иностранным валютам. Ныне в Прибалтике все валюты заменены на евро. И есть стоимость евро в России растёт, то военный пенсионер в Литве, к примеру, никогда не получит повышения пенсионных и социальных выплат. Размер пенсии сохраняется, а соцвыплаты скудеют.

Поначалу наши сослуживцы негодовали, удивляясь, почему уже много лет пенсии перестали расти, хотя инфляция в странах ЕС тоже имеется, жизнь дорожает, а об индексации и компенсациях уже можно и не думать, так как был только один случай компенсации всем пенсионерам за коммунальные услуги. Наши финансисты из Отдела социального обеспечения МО РФ при Посольстве России в Литовской республике каждый год разъясняют, что давнее постановление Правительства не учитывает реалии сегодняшнего дня, что привязка расчёта пенсий и социальных выплат к курсам валют не оправдывает себя, но это так и остаётся слабым утешением обиженных и немощных в большинстве своём ветеранов военной службы. Скоро число вдов перевесит число живущих военных пенсионеров Советской Армии, ВМФ, МВД, КГБ СССР и пограничников.

Читайте также: