Служил по контракту а пенсию не начисляли что делать

Работала с 1980 по1995гг без перерывов. С 1999 г по 2013 служила по контракту. При расчете пенсии военную службу в стаж засчитали только 2 года. Стаж (учтенный для целей назначения пенсии)
17 г. 2 мес. 16 дн. Т.е. учитывали стаж только до 2002г. А остальной стаж пропал?По подсчетам должно быть 28 лет.Правы ли в ПФР,почему не учитывают всю службу в армии?

Добрый день. Хочу обратить ваше внимание на п.4 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях":
"При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом."

То есть в стаж для страховой пенсии не учитываются периоды службы учтенные для пенсии по выслуге лет и стаж для страховой пенсии зарабатывается помимо нее.

Кроме того, при прохождении службы по контракту отчисления в ПФ РФ не производятся, а одним из условий назначения страховой пенсии является уплата страховых взносов. Это было закреплено еще в старом законе № 173-ФЗ, как раз с 2002 года. За время прохождения военной службы по контракту страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию за военнослужащих не уплачиваются и они, соответственно, не имеют возможности формировать страховую пенсию. Мледовательно период службы по контракту не идет в стаж.

У меня при прохождении службы по контракту отчисления в ПФ РФ производились 2 года 8 месяцев 0 дней в 2002-2004 годы. Это данные из моего ЛК ПФР. Производились без моего ведома. По данным в моём ЛК ПФ мой страховой стаж по состоянию на 2019 год составляет 10 лет 1 месяц 20 дней. 2019 год - год наступления моего пенсионного возраста. Мне ПФ в назначении пенсии отказал из-за этих 2-х лет и 8 месяцев.

изольда Сергеевна, согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включается период нахождения на военной службе, в том числе и по контракту – т.е. этот период включается в страховой стаж пенсии. Вообще стажей существует несколько видов - общий трудовой, страховой и специальный. Общий трудовой как раз исчислялся до 1 января 2002 он у Вас составляет период с 1980 по1995гг (15 лет) и 1999 по 2001 включительно (2 года) - именно трудовой стаж посчитал ПФР. По страховому стажу – иной порядок расчёта –для него предусмотрены страховые баллы, которые равны 1.8 за каждый год армии. Таким образом, страховой стаж увеличит размер пении. Для подтверждения службы необязательно записи в трудовой книжки, можно использовать военный билет, архивную справку или справка с места службы. Если интересно, почитайте, статью https://nalog-nalog.ru/pensii/chto_takoe_strahovoj_stazh_dlya_pensii/ там понятным языком написано про участие страхового стажа при расчёте пенсионных отчислений.

Tax_эксперт - вы говорите про службу по призыву. Служба по контракту не увеличивает страховой стаж согласно действующему законодательству.

Tax_эксперт с 2002 года страховой стаж в прямой зависимости от суммы уплаченных взносов, контрактники их не платят и пенсионный стаж время службы по контракту не входит.

Есть еще Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", он и посвящен реализации права на пенсию военнослужащих не получающих пенсию за выслугу лет. В нем предусмотрена компенсация из федерального бюджета в ПФР сумм необходимхы для назначения пенсии по старости бывшим контрактникам. Однако реализуются ли его положения на практике неизвестно. Пока что довольно часто ПФР не включает службу по контракту после 2002 года в страховой стаж.

Сергей экономист, да согласна, В любом случае, этот период тоже будет учтен при расчете пенсии. На сайте ПФР написано, что «пенсионные баллы начисляются и за нестраховые периоды, то есть когда гражданин не работал, но осуществлял социально значимую деятельность. … к нестраховым периодам для военнослужащих относятся: периоды военной службы по контракту .. после 01.01.2002 года, предусмотренные Федеральным законом от 04.06.2011 №126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан». В связи с чем, думаю, ПФР балы засчитает и за этот период. Но вопрос был в стаже- в этом ПФР прав.

У меня при прохождении службы по контракту отчисления в ПФ РФ производились 2 года 8 месяцев 0 дней в 2002-2004 годы. Это данные из моего ЛК ПФР. Производились без моего ведома. По данным в моём ЛК ПФ мой страховой стаж по состоянию на 2019 год составляет 10 лет 1 месяц 20 дней. 2019 год - год наступления моего пенсионного возраста. Мне ПФ в назначении пенсии отказал из-за этих 2-х лет и 8 месяцев.

Baunik Вам отказали в назначении льготной пенсии или пенсии п остарости, не очень понятно. Кроме того, не зная деталей непонятно почему Вам отказали, при учете того, что вы 2 года (лишних) платили вщносы. Для назначения обычной пенсии по старости на текущий момент достаточно 10 лет страхового стажа и 16,2 баллов. Если, как Вы говорите, у вас набрался указанный стаж и он подтвержден ПФ РФ причина отказа неясна.

Сергей, в 2010 году я был уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на службе. Мне назначена военная пенсия. После увольнения 7 лет 10 месяцев я работал на "гражданке" и всё это время платились в ПФР страховые взносы. Осенью прошлого года у меня наступил пенсионный возраст (60,5 лет). По данным в моём ЛК ПФ мой страховой стаж по состоянию на 2019 год составляет 10 лет 1 месяц 20 дней и и достаточно большой ИПК. Я подал заявление о назначении мне страховой пенсии по старости. ПФР запросил справку из военкомата о периоде моей службы, за какой мне назначена военная пенсия по выслуге лет. Согласно данной справки период 2002-2004 годы, когда в ПФ РФ 2 года 8 месяцев платились взносы, включен в период моей службы, за какой мне назначена военная пенсия. На основании этого в ПФР мне сказали, что у меня не хватает страхового стажа. И пенсия мне не положена.

Baunik, тогда ПФ РФ прав, стаж, который у Вас был учтен в пенсии за выслугу лет не может быть учтен при назначении пенсии по старости. Процитирую для ясности п.4 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ:

"При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом."

Это закон, пенсионный прямо на него сошлется, даже если вы попытаетесь это оспорить.

Сергей! Из ФЗ «О статусе военнослужащих»:

Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство

  1. Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва;

Я являюсь ветераном боевых действий и общая продолжительность моей военной службы в льготном исчислении составляет 41 год и 6 месяцев. Перерыв между днём моего увольнения с военной службы и и днём приёма на работу составляет 1 год и 1 месяц.

Данный период может быть включён в мой страховой стаж?

Речь в приведенной Вами статье идет об общем трудовом стаже, он уже дано не равен страховому стажу для пенсии. Это две разные величины. Нет Вам это не поможет в части пенсии. Единственное, ветеранам наскольк оя помню положена фиксированная доплата к пенсии согласно Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ
с 01.02.2020 - 3 062 руб.

Простите, пропустил Ваш ответ сразу, отвечаю чуть позже.

Правомерны ли действия ПФР? в декабре 2016 года, вышел на пенсию в 56 лет (общий стаж 37 лет 10 мес., из них по Сп.1 - 27 лет), работа была в Казахстане;

В ЛК ПФ запросил Справку о размере пенсии и иных социальных выплат, где стаж до 2002 года по Списку 1 – 12 лет 5 мес 8 дн. , где переработка 2 года 5 мес. Обратился в ПФР за надбавкой, за переработку стажа по Сп. 1. - 2 года 5 мес.

Из ответа увидел, что ПФР не учитывает весь стаж по Сп.1 до 01.01.2002 года, так как работа была в Казахстане. Учтено только 8 лет 5 мес по Сп.1, а 4 года как обычные условия труда - В ответе ПФР – «Поскольку с 01.01.1998 г в Казахстане отменён институт досрочных пенсий по льготному списку, стаж работы с особыми условиями труда, приобретённый по законодательству данного государства, начиная с указанной даты, учитываться как страховой стаж на общих основаниях».

Заново запросил Справку о размере пенсии и иных социальных выплат, где данные моего стажа по Сп.1 изменились с 12 лет 5 мес , на 8 лет 5 мес., т.е. уменьшились на 4 года! Какие-то двойные стандарты!? Три года на пенсии стаж по Списку 1 учитывался до 01.01.2002 года, а как запросил надбавку через месяц изменился в меньшую сторону. Спрашивается, как же мне пенсию назначили, если общего стажа (22 г 10 мес) и льготного стажа (8 лет 5 мес) до 2002 года не хватает!?

Так же служба в армии СА до и после какой была работа ПФР учтено 2 года, но баллы 1,8 за год службы не насчитаны.

Добрый день. Если говорить о возникновениии права на досрочную пенсию, то оно у Вас есть и стаж для назначения именно досрочной пенсии должен учитываться у Вас в полном объеме. Это подтверждено "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992) согласно которому учет пенсионных прав осуществляется по закорнодательству той страны в которой проживает гражданин. В п.2 ст.6 названного Соглашения прямо прописана обязанность РФ учитывать в целях исчисления пенсионного стажа времени работы в Казахстане.
То есть право на льготную пенсию вы имеете в любом случае. Мне непонятно о какой надбавке за переработку идет речь. Я не нашел ни одного законоадтельног оакта, за исключением работников угольной промышленности, преподавателей и медработников, которые предполагали бы какие либо доплаты. Закон 400 - ФЗ не предусматривает каких-то надбавок за большой вредный стаж.

Уточните, какую доплату вы имеете ввиду?

Баллы начисляются за период службы в арамии по контракту ил икадровым военным, если не получена пенсия п овыслуге лет, за годы не учтенные в стаже. У вас стаж учтен, соотвественно будут и баллы, в этой части Ваши претензии также не понятны. Опустите эмоции и напиашите по существу Ваших претензий хотя бы с приблизительной отсылкой на те нормативные документы, на которые вы опираетесь в своих требованиях.

с 24.07.1989 г по 19.11.1992 г Дверевой – 1040100а – 11784 ;

с 20.11.1992 г по 28.10.2016 г Машинист коксовых машин 1040100а – 13765;

Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"

Служба в армии для мужчин включаются в стаж как социально значимый период, а также начисляются пенсионные баллы 1,8 за 1 год службы, в вашем случаи помимо стажа 2 года для расчёта пенсии, должны быть начислены баллы 3,6 .

Всем тем, кто продолжительное время проработал во вредных условиях труда по Списку № 1, можно определить размер пенсии исходя не из общего стажа, а из стажа на льготных (вредных) видах работ. Это порой бывает выгоднее некоторым пенсионерам-льготникам.
Если «переработанный» вами стаж по Списку № 1 был и до 2002 г., но он не учтен в размере пенсии, то тогда стоит похлопотать о прибавке. Обратитесь в пенсионной отдел за перерасчетом. Тогда, возможно, ваша пенсия увеличится.

Основанием для одного из таких перерасчетов является наличие стажа работы по Списку № 2, в том числе с учетом суммирования со стажем работы по Списку № 1 (требуемой продолжительности по состоянию на 01.01.2002) у граждан, получающих пенсию по Списку № 1 — п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (до 01.01.2015 пп.1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Iyush вы н емогли бы уточнить о каком перерасчете идет ресь, кроме того, при котором работник идет на пенсию раньше по времени. Кроме того на размер пенсии влияют тольок пенсионные бвллы, естественно, чт ос учетов редного стажа их будет больше.

Единственный плюс дается указанным вами Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в п. 2 ст. 32 указанного документа, согласно которому:
"Лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно)."

п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ - практически ничего кроме досрочного выхода не дает.

Кроме того, в этой связи важен п.3 ст. 30 Феедарльного закона 400-ФЗ:

3. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Станислав я Ваш список не оспариваю, я ег овидел. Но повторю, не нашел н ив каком документе основания для права на какую то надбавку или доплату.

Единственные выгоды - пересчет ваших пенсионных прав по праивлам расчета коэффициентов дейстовавших до 2015 года. Это может принести некоторую выгоду и

применение коэффициента повышения индивидуального пенсионного коэффициента в случае, если вы воспользовались правом на досрочный выход на пенсию позже, чем заработали достаточный для этого стаж. на основании п. 17. ст.15 закона 400 - ФЗ.

Вероятно, вы имели ввиду последний пункт. По документу приведенному выше (в первом ответе) не вижу оснований для незачета вам указанного времени работы в Казахстане. Работники ПФР в этом случае нарушают требования указанного Соглашения. вы сейчас проживаете в России и согласно приведенным пунктам согласшения к Вам должно применяться законоадтельство РФ в части пенсий. ССылка на законоадтельство республики Казахстан в данном случае неправомерно.

Но хочу обратить внимание на Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.09.2018 N 81-КГ18-18, там есть очень интересные выводы:

Периоды работы граждан, прибывших в РФиз государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами РФ до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в РФ из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами РФ после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

То есть, в данном случае ПФ РФ мог ислючить из стажа период с 2002 года по причине не уплаты дополнительных страховых взносов в республике Казахстан. Если стаж был до 2002 года вы можете настаивать на включении этого периода в ваш льготный стаж.

Военнослужащие имеют право на одновременное получение "военной" пенсии и страховой, если заработали право на нее. Но немалое количество офицеров, служивших в армии по контракту "ушли на гражданку", не выслужив требуемого срока. Их интересует вопрос: в каком порядке засчитывается военная служба при назначении страховой пенсии по старости?

Две выплаты: по "выслуге" плюс страховая

Пенсии военнослужащим по выслуге (инвалидности) назначаются на основании специального закона (№ 4468-1 от 12.02.1993). Эти документом регулируется не только армейская, но и служба в органах МВД, ФСБ, военной разведки, противопожарной обороны, других ведомств, приравненных к военному. В каждом из них есть специальные отделы, которые занимаются вопросами пенсионного обеспечения.

Тем, кто уже получает "военную", может быть назначена одновременно и страховая пенсия по старости при выполнении следующих условий:

  1. имеется страховой стаж — не менее 5 лет ;в 2018 он состовляет 9 лет .
  2. наступление возраста 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

К страховому стажу приравнен трудовой стаж до 1 января 2002 года. Заявитель, обращаясь за "гражданской" пенсией, представляет справку с места службы, где указана дата назначения "военной" и перечислены все периоды, которые были включены при ее расчете. Начиная с 2002 года, работа засчитывается только при условии уплаты страховых взносов.

Главное правило: в страховой стаж включаются только периоды работы, которые не были учтены при назначении пенсии по выслуге.

Все установленные законом льготы по снижению пенсионного возраста, полагаются и "военным" пенсионерам, если для этого есть основания:

  1. подземный, "горячий" стаж (список 1), работа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС — до 10 лет;
  2. "северный", тяжелые условия труда ("малые списки") — до 5 лет;
  3. проживание на территории радиоактивного загрязнения — до 5 лет;
  4. инвалидам военной травмы при наличии страхового стажа 25 лет — 5 лет.

Вопросы, касающиеся права на "военную" пенсию — решаются соответствующим ведомством. Нужно помнить о том, что некоторые виды работы учитываются при ее установлении . Поэтому заранее нужно убедиться, что имеются необходимые 5 лет работы, ранее не включенные в стаж "службы".

ПФР назначает только страховую пенсию. Ее размер определяется по общим правилам, для расчета необходима справка о зарплате. Если подтверждающих документов нет, сумма будет небольшая.

Учет службы без полной "выслуги"

Кто не приобрел права на пенсию по выслуге, инвалидности — может рассчитывать только на обычную страховую пенсию. Периоды военной службы (и приравненной к ней) называются "иными" или "нестраховыми" периодами. Они учитываются наравне с работой, независимо от основания: по призыву или контракту.

Служба по призыву

Такие периоды всегда приравнивались к работе и учитывались при определении права на пенсию. Но на размер пенсии оказывает влияние только стаж, заработанный до 2001 года. С 2005 года — было введено страховое возмещение за срочную службу в армии. Его размер невелик, но имеет значение для тех, кто служил по призыву с 2002 года и позже.

Пенсия назначена мужчине в 2012 г. Стаж работы составляет 33 года, 2 г. —срочная служба в армии: 1970-1972 гг. С 2002 по 2011 гг. работал, средняя зарплата была примерно 23 тыс. рублей, с нее уплачивались страховые взносы.

При включении двух лет армии в стаж, размер пенсии составил: 11 393 руб. Если не учитывать их в стаж, а включить в пенсионный капитал страховое возмещение за этот период — размер пенсии составил бы 11 262 руб.

В большинстве случаев, выгоднее включать службу в стаж. Но, если зарплата была очень маленькой или пенсия назначена вообще без нее (например, не смогли представить справку) — то может быть целесообразным второй вариант. Размер возмещения за 2 года в общем размере пенсии составляет примерно: 150 — 170 рублей.

Служба по контракту

Время службы офицером или рядовым-контрактником также приравнивается к работе и включается в стаж. Но после 2002 года —расчет страховой пенсии производится от суммы уплаченных взносов. За военнослужащих их уплата не производится.

Поэтому в связи с реорганизацией, массовым сокращением состава МВД, военного ведомства приняли закон, учитывающий эти обстоятельства (№ 126-ФЗ от 04.07.2011).

Периоды службы с 1 января 2002 — возмещаются федеральным бюджетом в том же порядке, какой предусмотрен для военнослужащих-срочников.

Срочная служба в рядах вооруженных сил постепенно заменяется контрактной. Профессиональная армия значит для обороны страны гораздо больше, чем солдаты-срочники. Но военная служба всегда сопряжена с рисками для жизни и здоровья, приводит к профессиональной деформации личности. В этом тексте разберемся, какое пенсионное обеспечение гарантировано контрактникам и помощь юриста в Москве при решении пенсионных вопросов военнослужащих.

  1. Основные понятия
  2. Когда контрактник может выйти на пенсию
  3. Особенности расчета пенсий для контрактников
  4. Доплаты к военной пенсии
  5. Право на вторую пенсию

Основные понятия

Военным назначается отличная от гражданских пенсия. И видов пенсионного обеспечения для контрактников существует больше:

  • за выслугу лет – то есть то время, которое гражданин провел на службе;
  • по инвалидности – в связи с получением травмы или заболевания, препятствующего дальнейшей службе в рядах вооруженных сил России;
  • по потере кормильца – если военнослужащий погибнет при исполнении служебных обязанностей, нетрудоспособным членам семьи назначается денежное содержание.

Пенсии военнослужащим по контракту, независимо от причины их назначения, всегда зависят от денежного довольствия (ДД) – суммы, которая им выплачивается ежемесячно. ДД является аналогом гражданской зарплаты.

При этом ДД нельзя назвать полноценной «зарплатой», поскольку конкретная сумма определяется окладом по званию и по должности. Теоретически эту сумму следует считать аналогом должностного оклада без учета премий и иных поощрений на «гражданке».

Когда контрактник может выйти на пенсию

Граждане, проходящие службу по контракту, могут обратиться за пенсией по выслуге лет. Минимальная выслуга – 20 лет. Причем стаж начисляется не по календарным годам, а в зависимости от рода войск, места службы и некоторых других факторов. В случае, если на момент наступления предельного возраста службы (от 45 лет) выслуга составит 12,5 лет и более, а общий стаж гражданина не менее 25 лет, ему также будет назначена военная пенсия.

Назначение пенсии военнослужащим по контракту может произойти в случае получения травмы или заболевания, связанного с профессиональной деятельностью контрактника. Основное условие – присвоение гражданину инвалидности I, II или III группы. Установление инвалидности производится аккредитованными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Если военнослужащий по контракту досрочно прервет службу, либо не возобновит контракт, либо не наработает необходимый для назначения военной пенсии стаж, ему не будет назначена военная пенсия. В этом случае его пенсионные права будут определены в ПФР по сведениям, которые передаст гражданин. Страховая пенсия назначается на общегражданских основаниях и исчисляется в соответствии с законодательством.

В юридической практике нередко встречаются ситуации, когда минимальный стаж для назначения пенсии вырабатывается за несколько дней до истечения срока контракта. Формально, для выработки стажа придется заключать новый контракт. Однако можно выйти из ситуации иначе.

К московскому адвокату за помощью и советом обратился военнослужащий Н., у которого срок действия контракта истекает 21 июля 2019 года, а выслуга 20 лет будет только 4 августа 2019 года. Мужчина интересовался, как можно не подписывать контракт, но при этом доработать 2 недели до необходимой выслуги.
Юрист пояснил, что днем окончания военной службы считается день, в который военнослужащего исключат из личного состава воинской части, в которой несется служба. Следовательно, можно «вовремя» уйти в отпуск, либо затянуть со сдачей дел в соответствии с должностью.

Особенности расчета пенсий для контрактников

Пенсия контрактников полностью зависит от суммы получаемого на руки ежемесячного денежного довольствия. Следовательно, можно довольно грубо подсчитать, на какое пенсионное обеспечение может претендовать военнослужащий, проходивший контрактую службу.

  • По выслуге лет при специальном стаже более 20 лет – 50% ДД. За каждый год сверх минимальной выслуги добавляется 3%.
  • По выслуге лет при специальном стаже 12,5-20 лет – 50% ДД. За каждый год сверх минимальной выслуги добавляется 1%.
  • По инвалидности, при назначении I и II группы вследствие военной травмы – 85% ДД.
  • По инвалидности, при назначении III группы вследствие военной травмы – 50% ДД.
  • По инвалидности, при назначении I и II группы вследствие заболевания – 75% ДД.
  • По инвалидности, при назначении III группы вследствие заболевания – 40% ДД.

Пенсии по потере кормильца зависят от того, при каких обстоятельствах погиб кормилец. Если смерть наступила при исполнении служебных обязанностей, нетрудоспособным получателям выплачивается 50% от суммы ДД. Если военнослужащий погиб не при исполнении должностных обязанностей и его смерть никак не связана со службой, иждивенцу полагается не более 40% ДД.

Доплаты к военной пенсии

Есть ряд оснований, позволяющих увеличить пенсионное обеспечение военнослужащего-контрактника. Так, для Героев РФ и СССР предусмотрено 100% увеличение выплачиваемой суммы. Кавалеры ордена «За службу Родине» могут претендовать на 15% надбавку к пенсионному содержанию. Причем увеличение содержания производится не однократно, а по каждому факту награждения.

Предусмотрено увеличение пенсионного содержания в соответствии с районными коэффициентами. Пенсия контрактника вырастет, если он переедет на Крайний Север или в районы, которые к нему приравнены. Также увеличение содержания сохраниться при выезде из Крайнего Севера (приравненных к нему областей), если специальный стаж военного приобретен на службе в этих суровых условиях.

Право на вторую пенсию

Пенсии солдатам – контрактникам могут являться не единственным источником дохода военного при выходе на заслуженный отдых. Если гражданин успел заработать и военный, и страховой стаж, он сможет обратиться в ПФР для назначения страховой пенсии.

Однако сделать это можно лишь по достижению установленного в России пенсионного возраста. С учетом переходных положений, с 2019 года возраст выхода на пенсию для гражданских лиц установлен в 65 лет для мужчин и в 60 лет для женщин.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.

Верховный суд России защитил право военных честно служить отечеству до самой пенсии.

Решение высшей инстанции можно назвать неожиданным и сенсационным: командование обязано автоматически продлевать контракт со служивым, если не случилось чего-то экстраординарного. Хочет человек быть в строю - пусть будет.

Возможно, для правоведов это не новость. Однако немало воинских начальников до сих пор и не подозревало, что не им решать, кого оставлять без пенсии. Отсюда масса маленьких трагедий, когда человек лишался погон буквально за пару шагов до пенсии. Одно из таких дел послужило поводом для разъяснений Верховного суда страны.

Пример коллегам подал военный связист Б., служивший на Северном флоте. Офицер набрал около 17 лет выслуги, когда подошел к концу срок очередного контракта. Каких-то видимых причин, чтобы увольняться, у 30-летнего офицера не было. В феврале прошлого года он подал по команде рапорт о переводе в другую часть на должность зам начальника узла связи, после чего прошел аттестационную комиссию. Она дала "добро". В марте соответствующее представление было направлено начальнику морской авиации Северного флота. А в апреле заявитель попросил продлить с ним контракт, который истекал вот-вот. Казалось бы, это чистая формальность. Тем более что уже, как говорится, закрутился перевод на новую должность. Однако командование неожиданно взбрыкнуло, иначе не скажешь. Оно не продлило контракт. Мол, ваше время вышло, товарищ командир. Военный связист был отправлен в отставку без права на военную пенсию.

Цинизм ситуации в том, что отставленный военный фактически начинает жизнь с нуля: его пенсионная выслуга сгорает. Ведь пока он служил, никто не отчислял в Пенсионный фонд ни копейки: деньги военным пенсионерам идут через военное ведомство. А на "гражданке" система другая: с каждой зарплаты человека определенный процент уходит в Пенсионный фонд, где деньги, так сказать, складываются и хранятся до старости.

Военному связисту было 30 лет, большую часть жизни он отдал службе. Но получилось так, что никто ему ничего не должен. Военное ведомство избавилось от него, а в гражданском собесе для него ничего не прибавилось.

Любому отставнику необходимо время, чтобы вписаться в гражданскую жизнь: найти хорошую работу, обрасти связями, пустить штатские корни. Многие служивые предпочитают все-таки дотянуть до военной пенсии, чтобы она грела на первых порах гражданской жизни. Как теперь выясняется, желание выслужить пенсион не мечта, а святое право каждого человека в погонах. Верховный суд пояснил, что военнослужащие, проходящие службу по контракту, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

К слову, такие основания могут быть плохими, нормальными или хорошими. Плохие, если, скажем, человека осудили за преступление. Нормальные, с правой точки зрения, если, допустим, служить человеку мешают какие-то семейные обстоятельства или здоровье его уже подводит. Здесь ни к нему нет претензий, и он, как правило, не в претензии: житейская ситуация. Хорошие, когда военного, например, избрали депутатом Госдумы. Еще бывают так называемые оргштатные мероприятия: реорганизации или сокращения. Это отдельная история.

В случае с Б. военные чиновники придрались, что он подал рапорт о продлении контракта менее, чем за 3 месяца до истечения его срока. Строго говоря, была немного нарушена установленная процедура. Однако Верховный суд пояснил, что нарушение процедуры не дает право нарушать закон.

А определение № 210-В11-9 включено в обзор судебной практики, в качестве назидания судьям и военным начальникам.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным федеральным законом.

Решением Североморского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2010 г. удовлетворено заявление Б., в котором он просил признать незаконными приказ командующего Северным флотом об увольнении его с военной службы в запас по истечении срока контракта и приказ командира воинской части об исключении его из списков личного состава воинской части, а также обязать командира части заключить с ним новый контракт о прохождении военной службы.

Кассационным определением Северного флотского военного суда от 21 октября 2010 г. решение суда отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

В надзорной жалобе Б., утверждая, что действующим законодательством предусмотрено право проходить военную службу до достижения предельного возраста пребывания на ней, просил кассационное определение отменить, оставив в силе решение гарнизонного военного суда.

Рассмотрев материалы гражданского дела и доводы надзорной жалобы, Военная коллегия нашла жалобу подлежащей удовлетворению.

Из материалов дела следует, что заявитель, 1980 года рождения, общая продолжительность военной службы которого в льготном исчислении составляет менее 17 лет, после получения согласия 15 февраля 2010 г. обратился по команде с рапортом о переводе в другую воинскую часть на должность заместителя начальника узла связи, после чего в отношении его состоялось заседание аттестационной комиссии о целесообразности перевода и было подготовлено соответствующее представление, которое вместе с другими документами 3 марта 2010 г. было направлено начальнику морской авиации Северного флота для принятия решения.

27 апреля 2010 г., до истечения срока действующего контракта, заявитель изъявил желание заключить новый контракт.

Следовательно, Б., не достигший предельного возраста пребывания на военной службе и не имеющий права на пенсию, надлежащим образом выразил свое желание проходить военную службу по контракту после истечения срока действующего контракта.

Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

В соответствии с п. 10 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а также при наличии оснований, указанных в п. 3 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы.

Командованием не представлено в судебном заседании данных о наличии оснований, установленных в Федеральном законе и Положении о порядке прохождения военной службы, для досрочного увольнения заявителя с военной службы.

При таких данных законные основания для увольнения Б. с военной службы по истечении срока контракта и отказа в заключении нового контракта отсутствовали.

Обращение Б. с рапортом о заключении нового контракта менее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта в силу п. 11 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы не препятствовало заключению с ним такого контракта. При этом содержащееся в п. 8 ст. 9 Положения требование о сроке принятия командованием решения относительно заключения с военнослужащим контракта определяет порядок действий командования, то есть процедурный вопрос, и не ограничивает период, в течение которого военнослужащий вправе изъявить желание заключить новый контракт.

Таким образом, увольнение Б. в запас по истечении срока контракта и отказ в заключении нового контракта являются незаконными, а вывод суда кассационной инстанции об обратном свидетельствует о неправильном толковании им закона.

Поскольку допущенные судом кассационной инстанции нарушения норм материального права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителя, Военная коллегия Верховного Суда РФ отменила кассационное определение Северного флотского военного суда от 21 октября 2010 г. и оставила в силе решение Североморского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2010 г.

Или они, как и гражданские коллеги лишены прибавки?

Военные пенсионеры в России самые молодые по возрасту. Дело в том, что граждане, проходящие службу по контракту в ВС РФ и других силовых органах, имеют право на назначение военной пенсии по выслуге лет. В такую выслугу включают не только реальные календарные годы, но и льготные годы. Поэтому пенсионером военнослужащий становиться в относительно молодом трудоспособном возрасте. Часто это происходит в 40-45 лет.

Очевидно, что мужчина в таком возрасте может и, обычно, хочет продолжить свою трудовую деятельность. Большинство военных пенсионеров именно так и делают. Ведь военная пенсия хоть и выше гражданской, все же существенно ниже денежного довольствия, которое человек получал на службе. Но трудоустройство на «гражданке» влияет на размер военной пенсии?

Индексация для работающих пенсионеров запрещена

С 2015 года гражданским пенсионерам, которые продолжают работать после выхода на заслуженный отдых, введен мораторий на индексацию пенсии. Только после увольнения они могут на нее рассчитывать за весь период работы. Отказ в индексации распространяется на страховые пенсии, которые выплачивает Пенсионный фонд России.

Но ведь военным пенсионерам пенсию платят из бюджета через те ведомства и службы, в которых они служили по контракту. Неужели на них тоже распространяется запрет индексации выплат, в случае работы?

Специфика военной пенсии

Порядок назначения и выплаты пенсии военнослужащим регулирует Закон РФ № 4468-1 от 12.02.1993. От страховых пенсий военные отличаются тем, что:

  • их размер зависит от звания и должности и размера денежного довольствия военнослужащего, а также от выслуги лет, а не от числа набранных им пенсионных баллов;
  • страховые взносы за военнослужащих никто не платит;
  • платят военные пенсии за счет средств федерального бюджета;
  • всем получателям военной пенсии положены надбавки и индексация.

Поэтому индексация пенсий военным пенсионерам проходит централизованно и одновременно с индексацией денежного довольствия, ведь они взаимосвязаны. Она не зависит от решений от ПФР, такое решение может быть принято только на уровне Президента России и Госдумы.

Работающие граждане могут получать военную пенсию?

Если военный пенсионер после увольнения со службы хочет работать или открыть индивидуальное предпринимательство, это не повлияет на назначение военной пенсии. Более того, продолжая трудовую деятельность военный пенсионер будет признан лицом, застрахованным в системе ОПС. Поэтому за него будут платить страховые взносы и он сможет в будущем получать также страховую пенсию по старости.

Таким образом, никаких препятствий для того, чтобы работать и одновременно получать от государства положенную пенсию, у военного пенсионера нет.

Размер военной пенсии

Порядок расчета военных пенсий установлен статьями 7, 14, 22 закона РФ № 4468-1. При расчете учитываются:

  • размер денежного довольствия, в которое входит должностной оклад и надбавка за воинское или специальное звание;
  • понижающий коэффициент.

Индексация пенсий работающих военных пенсионеров

Размер государственных пенсионных выплат по выслуге лет должен каждый год увеличиваться за счет:

  • индексации на коэффициент, установленный Правительством РФ;
  • повышающего или понижающего коэффициента (не менее 2 % в год).

Но на практике чиновники могут приостановить индексацию денежного довольствия, а значит и военных пенсий. Именно так было было в 2017 году, когда в бюджете было недостаточно средств на эти цели. В 2020 году законодатели решили заморозить повышение понижающего коэффицента. Поэтому военные пенсии вырастут только с 1 октября 2020 года всего на 3%.

Но прибавку получат абсолютно все — как работающие, так и неработающие военные пенсионеры.

Когда работающему военному пенсионеру не положена индексация

Если бывший военнослужащий достиг общеустановленного пенсионного возраста и заработал право на получение второй страховой пенсии одновременно с военной, он лишиться индексации страховой пенсии, если продолжит работать. Выплаты от ПФР он будет получать в одном размере, без учета индексации до момента увольнения. После увольнения ему компенсируют всю пропущенную индексацию сразу. Это происходит путем перерасчета с учетом стоимости пенсионного балла на месяц увольнения.

Все военные пенсионеры, которые являются индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и т. д., признаются работающими. Поэтому в случае получения ими страховой пенсии они не получат к ней прибавку до официального прекращения ведения соответствующей деятельности. При этом индексировать военную пенсию им будут в обычном порядке.

Читайте также: