За что могут уволить военнослужащего по контракту без пенсии

Увольнение военнослужащего-контрактника строго регламентируется Законодательством. Основополагающими являются Закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 № 53-ФЗ и Закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 № 78-ФЗ (в редакции 31.01.2019).

Они четко определяют правила увольнения и права увольняемых лиц. Знание законов дает возможность военнослужащим в полной мере пользоваться своими правами.

Основания

Воинская служба существенно отличается от гражданской деятельности, подразумевая строгую дисциплину и неукоснительное исполнение договорных обязательств, вытекающих из контракта, и требований воинского Устава.

Военнослужащие не могут прекратить работу по своему усмотрению , т.к. это связано с безопасностью страны.

Командованию также не позволено увольнять подчиненного без веских причин.

По состоянию здоровья, по болезни

Увольнение военного по состоянию здоровья (болезни) возможно исключительно на основании выводов военно-врачебной комиссии. Веское основание – полная негодность к воинской службе. Второй вариант – ограниченная годность.

У военнослужащего имеется возможность уйти по собственному желанию или сохранить работу. При этом ему предлагается должность с учетом медицинского предписания.

Перечень болезней, которые ограничивают работоспособность, утверждается Правительством РФ. За лицами, уволенными по данному показателю, сохраняются все социальные льготы. Пребывание в больнице на лечении не может считаться основанием для прекращения контракта.

По окончании контракта

Вопрос об увольнении при завершении действия контракта может быть поставлен контрактником или командованием. Если инициатива исходит от контрактника, то он должен подать соответствующий рапорт. Когда инициатор - командование, возникает необходимость таких шагов:

  • своевременное предупреждение военнослужащего о непродлении контракта, т.е. увольнении по причине окончания действия договорных обязательств;
  • учет выполнения обязательств работодателя по контракту;
  • проведение непредвзятого анализа возможности продления контракта с учетом здоровья, профессиональных качеств, возраста, наличия жилья и т.п.;
  • направление личного дела контрактника на определение воинской выслуги;
  • при необходимости, проведение медицинского освидетельствования.

Увольняемому предоставляется внеочередной отпуск (дополнение к отпуску).

При несоблюдении условий

Увольнение из-за несоблюдения договорных условий лимитируется ст.51 ФЗ №53 (п.2). Основанием могут служить только значительные нарушения законодательных норм о несении службы, приведенные в ст.28.5 Закона № 78-ФЗ (п.2). К ним относятся: действия (бездействия), предусматривающие дисциплинарное наказание; проступки, совершенные при неснятых взысканиях; преступные деяния.

Причиной увольнения может стать несоответствие военного контракту в части профессиональных и личных качеств, утрата доверия. Заключение о несоответствии может дать исключительно аттестационная комиссия.

Она может осуществлять плановую или внеочередную аттестацию. Распространенная причина – многочисленные взыскания, недисциплинированность. При увольнении по этой статье гражданин лишается социальной защиты.

По собственному желанию

Уволиться из армии по собственному желанию можно только при существовании веских оснований.

Желающий прервать работу по контракту подает рапорт с полным обоснованием причин.

Он рассматривается аттестационной комиссией с последующей выдачей заключения. Право вынесения решения о досрочном прекращении контракта остается за командиром.

Существенные основания для рапорта:

  • наличие болезней, ограничение годности, подтвержденное медицинской комиссией;
  • проживание или выезд близких за границу;
  • религиозные убеждения, не позволяющие исполнять воинские обязанности;
  • материальная неудовлетворенность, невозможность обеспечения семьи;
  • смерть близких, приведшая к невозможности дальнейшей службы;
  • самостоятельное воспитание несовершеннолетних детей;
  • невозможность проявления своих профессиональных качеств на занимаемой должности и невозможность изменения должности;
  • семейные причины;
  • отсутствие социально-бытовых условий, предусмотренных контрактом.

К рапорту контрактник прилагает доказательные документы. Важно учесть, что заключение комиссии носит рекомендательный характер. Решение о досрочном увольнении находится в ведении исключительно командира. За уволившемся по признанным убедительными причинам человеком сохраняются льготы.

Пенсионера

В армии военнослужащий может служить до определенного возраста, после чего он может быть уволен. Предельный возраст составляет:

  • генералы и адмиралы – 60-65 лет;
  • полковники – 55 лет;
  • прочие чины – 50 лет;
  • женщины-военнослужащие – 45 лет.

По согласованию с командованием может составляться новый договор (вплоть до 70-лет) на исполнение воинских обязательств. При этом контрактник будет иметь статус пенсионера.

Иные обстоятельства

Помимо указанных наиболее распространенных оснований, увольнение может осуществляться по таким причинам:

  • утрата доверия в связи с участием в коммерческих структурах и занятии предпринимательством, непредоставлении данных о доходах, хранением денег или покупкой недвижимости за границей;
  • судебное решение в виде лишения свободы;
  • избрание в выборные властные органы на постоянной основе;
  • смена гражданства;
  • переход в ОВД, МЧС, органы исполнения наказаний или национальную гвардию.

В некоторых случаях увольнение носит необратимый характер. Если увольнения не вызваны грубыми проступками и потерей доверия, то контракт может быть возобновлен через определенное время.

Пошаговые рекомендации к увольнению

В результате прекращения контрактных отношений военнослужащий может уволиться в запас, уйти в отставку или служить в срочном порядке, если не истек срок, положенный по призыву.

Само увольнение подразумевает стандартные действия со стороны обоих сторон, причем процедура несколько различается в зависимости от причин.

Предусматриваются следующие схемы:

Инициатива контрактника. Осуществляются такие шаги:

  • сбор документов и доказательств, подтверждающих обоснованность просьбы;
  • подача рапорта командиру с приложением обоснования;
  • устное изложение просьбы в беседе с командиром;
  • работа аттестационной комиссией и принятие ею решения (протокол);
  • окончательное решение командира (подписание приказа);
  • полный расчет и удаление из списочного состава части.

При получении отказа, несмотря на обоснованность причины, контрактник подает иск в судебную инстанцию.

Инициатива командования. Порядок шагов:

  • анализ законности увольнения;
  • извещение военнослужащего о прекращении контрактных отношений и оформление листа беседы с ним;
  • работа аттестационной комиссии, оценка обстоятельств в форме протокола;
  • подписание приказа об увольнении и передача его в кадровую службы;
  • проведение необходимых выплат и окончательный расчет;
  • выведение уволенного из списочного состава части.

Обычно военнослужащий предупреждается за полгода до прекращения контракта.

После завершения процесса весь комплект документов пересылается в военкомат по месту регистрации уволенного. Здесь они регистрируются и сохраняются в архиве.

Когда не имеют право уволить

Указанные выше веские причины становятся основанием для увольнения по инициативе командования, но при отсутствии взысканий оно будет считаться незаконным . Граждан запрещается принуждать к подаче рапорта об увольнении по собственному желанию.

  • принуждение к увольнению контрактника без нарушений с его стороны;
  • если военнослужащий имеет выслугу более 10 лет;
  • необеспеченность жильем или жилищным сертификатом, хотя это предусмотрено договором;
  • пребывание на больничном или в отпуске;
  • командировка.

Важно! Женщина-военнообязанная не увольняется в период беременности или воспитания малолетнего ребенка (до 3 лет).

Что делать если увольнение незаконно

Законность действий командования можно оспорить согласно статей 21-23 Закона №76-ФЗ. Устанавливается срок – 3 месяца. За это время военнослужащий может подать рапорт вышестоящему командованию, в центральные органы МО РФ и в судебную инстанцию.

При наличии доказательств незаконности к разбирательству подключается военная прокуратура.

Если суд признает увольнение незаконным, то военнослужащего восстанавливают в прежней должности (п.2.ст.23 Закона №76-ФЗ). Подлежит возмещению весь вред, причиненный неправомочными действиями.

Все действия оцениваются на момент подписания приказа на увольнение, а истечение срока действия контракта или достижение предельного возраста на момент судебного разбирательства не учитывается.

Социальные гарантии уволенным военнослужащим

Если увольнение военнослужащего не связано с нарушениями контрактных обязательств и законов, то он обеспечивается определенными социальными гарантиями:

  • Повышенная пенсия. Военная пенсия назначается при наличии 20-летней выслуги или общего 25-летнего стажа, причем не менее половины его должно приходиться на военную службу.
  • Помощь в решении жилищной проблемы. При выслуге более 10 лет уволенный военнослужащий обеспечивается жильем из фонда МО или жилищным сертификатом.
  • Возможность вернуться на прежнее место гражданской работы или в учебное учреждение в 3-месячный срок после увольнения с военной службы.
  • Преимущественное право при трудоустройстве по основной специальности.
  • Льготы в медицинском обслуживании.
  • Льготы при проезде в общественном транспорте.

В налоговой сфере бывшим военным предусматривается пониженные выплаты земельного и имущественного налога. Период военной службы входит в непрерывный трудовой стаж.

Когда возможно досрочное увольнение

Досрочное увольнение со службы до истечения срока действия контракта, осуществляется на основании приказа командования (по инициативе обоих сторон) . Выше проанализированы обстоятельства, при которых допустимо такое действие.

Законодательство дает возможность досрочного увольнения при наличии определенных обстоятельств и объективного заключения аттестационной комиссии. Служащий по контракту может выбрать из возможных вариантов:

  • Выход в запас. Он возможен при ограниченной годности по медицинским предписаниям, достижении предельного возраста, по другим причинам при увольнении по личной инициативе.
  • Отставка. Она характерна при установлении полной непригодности по здоровью.
  • Увольнение при проблемах юридического характера. Оно целесообразно при нарушениях закона до вынесения решения суда и дает возможность избавиться от соответствующей записи в военном билете.

Важно! Вопрос о досрочном увольнении должен решаться в строгом соответствии с Законодательством РФ. Лучше всего, если контракт прекращается без разногласия сторон, по обоюдному согласию.

Выплаты при увольнении

При увольнении гражданина с ним должен быть произведен полный расчет, а также выплата причитающихся разовых пособий. Компенсационные платежи по причине утраты здоровья или по возрасту составляют:

  • 5 окладов – при выслуге менее 10 лет;
  • до 10 окладов – при стаже 10-15 лет;
  • до 15 окладов – при службе в течение 15-20 лет;
  • до 20 окладов, если выслуга превышает 20 лет.

При увольнении контрактника могут выдаваться компенсации за неиспользование положенного вещественного довольствия. Они могут составлять до 40 процентов положенного довольствия при стаже менее 15 лет и до 3% оклада за каждый год службы при более длительном стаже. Кроме того, за особые заслуги начисляется премия.

Увольнение с контрактной службы

Законодательство предусматривает четкий порядок увольнения с контрактной службы.

Необходимо проведение нескольких этапов:

  • Направление рапорта командиру. Он подается не менее, чем за 30 дней до намеченной даты. Причины должны быть обоснованы, а обстоятельства доказаны.
  • Проведение аттестационной комиссии. В ее состав должны входить представители воинской части и юристы. Военнослужащий обязательно уведомляется о результатах рассмотрения.
  • Принятие командирского решения. В день, указанный в рапорте, заявитель должен получить соответствующий документ – приказ на увольнение или отказ.

Важно! С учетом указанных шагов общий срок рассмотрения рапорта составляет 30 дней. Если рапорт кадровая служба отказывается принять, он направляется заказным письмом. Дата вручения письма считается днем подачи заявления.

Сроки увольнения по контракту

Срок рассмотрения зависит от сложности вопроса. Обычно на это дается 7 дней. Максимальный срок – 15 дней.

Что положено при расформировании из части

Увольнение при проведении организационно-штатных мероприятий (ОШМ) предусмотрено законом. Расформирование военной части и сокращение штата является основанием для разрыва контрактных обязательств. Увольнение в этом случае сопровождается такими условиями:

  • своевременное уведомление военнослужащего;
  • оказание помощи (за счет средств МО) в освоении гражданской специальности, в переподготовке, обучении;
  • помощь в жилищном вопросе после увольнения;
  • содействие в трудоустройстве в пределах региона, где располагается военная часть;
  • выплата единовременных пособий с учетом выслуги по вышеуказанной методике начисления.

Уволенному военнослужащему в результате ОШМ предоставляются льготные условия в полном объеме, по закону.

Увольнение с военной службы регламентируется и контролируется Федеральными законами. Если оно происходит не в результате неисполнения контрактных обязательств или совершения правонарушений, то уволенному военнослужащему обеспечиваются льготы и выплаты .

В этом случае досрочное прекращение действия контракта не должно сильно осложнить жизнь человеку.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Верховный суд России защитил право военных честно служить отечеству до самой пенсии.

Решение высшей инстанции можно назвать неожиданным и сенсационным: командование обязано автоматически продлевать контракт со служивым, если не случилось чего-то экстраординарного. Хочет человек быть в строю - пусть будет.

Возможно, для правоведов это не новость. Однако немало воинских начальников до сих пор и не подозревало, что не им решать, кого оставлять без пенсии. Отсюда масса маленьких трагедий, когда человек лишался погон буквально за пару шагов до пенсии. Одно из таких дел послужило поводом для разъяснений Верховного суда страны.

Пример коллегам подал военный связист Б., служивший на Северном флоте. Офицер набрал около 17 лет выслуги, когда подошел к концу срок очередного контракта. Каких-то видимых причин, чтобы увольняться, у 30-летнего офицера не было. В феврале прошлого года он подал по команде рапорт о переводе в другую часть на должность зам начальника узла связи, после чего прошел аттестационную комиссию. Она дала "добро". В марте соответствующее представление было направлено начальнику морской авиации Северного флота. А в апреле заявитель попросил продлить с ним контракт, который истекал вот-вот. Казалось бы, это чистая формальность. Тем более что уже, как говорится, закрутился перевод на новую должность. Однако командование неожиданно взбрыкнуло, иначе не скажешь. Оно не продлило контракт. Мол, ваше время вышло, товарищ командир. Военный связист был отправлен в отставку без права на военную пенсию.

Цинизм ситуации в том, что отставленный военный фактически начинает жизнь с нуля: его пенсионная выслуга сгорает. Ведь пока он служил, никто не отчислял в Пенсионный фонд ни копейки: деньги военным пенсионерам идут через военное ведомство. А на "гражданке" система другая: с каждой зарплаты человека определенный процент уходит в Пенсионный фонд, где деньги, так сказать, складываются и хранятся до старости.

Военному связисту было 30 лет, большую часть жизни он отдал службе. Но получилось так, что никто ему ничего не должен. Военное ведомство избавилось от него, а в гражданском собесе для него ничего не прибавилось.

Любому отставнику необходимо время, чтобы вписаться в гражданскую жизнь: найти хорошую работу, обрасти связями, пустить штатские корни. Многие служивые предпочитают все-таки дотянуть до военной пенсии, чтобы она грела на первых порах гражданской жизни. Как теперь выясняется, желание выслужить пенсион не мечта, а святое право каждого человека в погонах. Верховный суд пояснил, что военнослужащие, проходящие службу по контракту, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

К слову, такие основания могут быть плохими, нормальными или хорошими. Плохие, если, скажем, человека осудили за преступление. Нормальные, с правой точки зрения, если, допустим, служить человеку мешают какие-то семейные обстоятельства или здоровье его уже подводит. Здесь ни к нему нет претензий, и он, как правило, не в претензии: житейская ситуация. Хорошие, когда военного, например, избрали депутатом Госдумы. Еще бывают так называемые оргштатные мероприятия: реорганизации или сокращения. Это отдельная история.

В случае с Б. военные чиновники придрались, что он подал рапорт о продлении контракта менее, чем за 3 месяца до истечения его срока. Строго говоря, была немного нарушена установленная процедура. Однако Верховный суд пояснил, что нарушение процедуры не дает право нарушать закон.

А определение № 210-В11-9 включено в обзор судебной практики, в качестве назидания судьям и военным начальникам.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным федеральным законом.

Решением Североморского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2010 г. удовлетворено заявление Б., в котором он просил признать незаконными приказ командующего Северным флотом об увольнении его с военной службы в запас по истечении срока контракта и приказ командира воинской части об исключении его из списков личного состава воинской части, а также обязать командира части заключить с ним новый контракт о прохождении военной службы.

Кассационным определением Северного флотского военного суда от 21 октября 2010 г. решение суда отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

В надзорной жалобе Б., утверждая, что действующим законодательством предусмотрено право проходить военную службу до достижения предельного возраста пребывания на ней, просил кассационное определение отменить, оставив в силе решение гарнизонного военного суда.

Рассмотрев материалы гражданского дела и доводы надзорной жалобы, Военная коллегия нашла жалобу подлежащей удовлетворению.

Из материалов дела следует, что заявитель, 1980 года рождения, общая продолжительность военной службы которого в льготном исчислении составляет менее 17 лет, после получения согласия 15 февраля 2010 г. обратился по команде с рапортом о переводе в другую воинскую часть на должность заместителя начальника узла связи, после чего в отношении его состоялось заседание аттестационной комиссии о целесообразности перевода и было подготовлено соответствующее представление, которое вместе с другими документами 3 марта 2010 г. было направлено начальнику морской авиации Северного флота для принятия решения.

27 апреля 2010 г., до истечения срока действующего контракта, заявитель изъявил желание заключить новый контракт.

Следовательно, Б., не достигший предельного возраста пребывания на военной службе и не имеющий права на пенсию, надлежащим образом выразил свое желание проходить военную службу по контракту после истечения срока действующего контракта.

Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

В соответствии с п. 10 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а также при наличии оснований, указанных в п. 3 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы.

Командованием не представлено в судебном заседании данных о наличии оснований, установленных в Федеральном законе и Положении о порядке прохождения военной службы, для досрочного увольнения заявителя с военной службы.

При таких данных законные основания для увольнения Б. с военной службы по истечении срока контракта и отказа в заключении нового контракта отсутствовали.

Обращение Б. с рапортом о заключении нового контракта менее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта в силу п. 11 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы не препятствовало заключению с ним такого контракта. При этом содержащееся в п. 8 ст. 9 Положения требование о сроке принятия командованием решения относительно заключения с военнослужащим контракта определяет порядок действий командования, то есть процедурный вопрос, и не ограничивает период, в течение которого военнослужащий вправе изъявить желание заключить новый контракт.

Таким образом, увольнение Б. в запас по истечении срока контракта и отказ в заключении нового контракта являются незаконными, а вывод суда кассационной инстанции об обратном свидетельствует о неправильном толковании им закона.

Поскольку допущенные судом кассационной инстанции нарушения норм материального права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителя, Военная коллегия Верховного Суда РФ отменила кассационное определение Северного флотского военного суда от 21 октября 2010 г. и оставила в силе решение Североморского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2010 г.

Контракт с военнослужащим является основанием для прохождения военной службы. После исполнения воинского долга по срочному призыву гражданин при желании может заключить контракт и остаться в рядах армии. Можно стать контрактником и без прохождения армейской службы.

Положения контракта обязательны для выполнения обеими сторонами. Если со стороны военного имеются нарушения воинской дисциплины или закона, то командование имеет право уволить его до истечения срока действия контракта. Но процедура должна быть проведена с соблюдением всех требований законодательства. В противном случае увольнение может быть признано незаконным.

Военнослужащий имеет право сам потребовать расторгнуть контракт, если командование не выполняет своих обязательств перед ним. Рассмотрим в статье эти основания подробнее.

Уволить из армии по НУК — что это значит?


Расшифровка аббревиатуры НУК — несоблюдение условий контракта. Контракт для военнослужащего – это то же самое, что трудовой договор для гражданского работника. Но различие заключается в том, что при расторжении следует пользоваться нормами не трудового, а военного законодательства.

Нарушения со стороны контрактника

Причинами разрыва отношений по инициативе начальства служат такие нарушения, допущенные военнослужащим:

  1. Дисциплинарный проступок. Это совершение военным противоправных действий. В такой ситуации расторжение контракта будет самым серьезным наказанием. Допускается вынесение выговора (строгого выговора), который заносят в личное дело. Также может быть запрещено носить знак отличника службы, либо последует понижение в звании.
  2. Административное нарушение или преступление. Поскольку в законодательном порядке не установлен перечень нарушений, за которые военнослужащего можно уволить досрочно, то каждое из них рассматривается индивидуально. Основным критерием в данном случае служит то, что последствия или характер правонарушения несовместимы с ношением звания российского военнослужащего.


Существенные дисциплинарные проступки перечислены в Приложении № 7 к Дисциплинарному уставу ВС РФ (утв. приказом Президента РФ № 1495 от 10.11.2007). Уволить могут и за систематические нарушения. Таковым считается неоднократное нарушение дисциплины военным не менее трех раз за короткой промежуток времени.

Согласно ст. 28.5 (п. 2) закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 к грубым дисциплинарным нарушениям относятся:

  • самовольное оставление места службы;
  • нарушение уставных взаимоотношений;
  • неявка в установленный срок из увольнения без уважительных на то причин;
  • нарушение правил несения службы;
  • уклонения от исполнения служебных обязанностей;
  • незаконное использование или порча военного имущества, осуществленные умышленно;
  • повреждение имущества или его уничтожение по неосторожности;
  • отказ от командировок;
  • нарушения со стороны командира требований безопасности, приведшие в результате к гибели или инвалидности военнослужащих;
  • нарушений требований секретного делопроизводства;
  • нарушение порядка выезда за пределы РФ.

Постановление Пленума ВС РФ № 8 от 29.05.2014 (п. 41) указывает, что такие дисциплинарные нарушения являются основанием для досрочного расторжения контракта с военнослужащим.

Это значит, что если военнослужащий был уже наказан за дисциплинарное нарушение, например, выговором, то оно не может стать причиной разрыва контракта.

Со стороны командования

Причины, по которым военнослужащий сам может подать рапорт на досрочное расторжение контракта, таковы (п. 44 постановления № 8):


  • нарушение, вследствие которого служащий не может осуществлять гарантированные Конституцией права;
  • действия командующих, в результате которых сам военный или члены его семьи теряют возможность воспользоваться наиболее значимыми для них правами, компенсациями, социальными гарантиями, предусмотренными для военнослужащих.

Порядок процедуры

В общем виде порядок увольнения, если военнослужащий не выполнил условия контракта, выглядит следующим образом (п. 81 Дисциплинарного устава ВС РФ):

  • после выявления нарушения в течение 10 дней проводится расследование;
  • командующий подает рапорт на досрочное расторжение контракта;
  • в результате рассмотрения рапорта принимается решение об увольнении досрочно;
  • оформляется приказ на расторжение контракта.

Непосредственный начальник должен инициировать проведение внеплановой аттестации (п. 2.2 ст. 51 закона № 53-ФЗ). В ее процессе проверяют, насколько военнослужащий отвечает требованиям, предъявляемым к нему с учетом его звания.

При аттестации в общую процедуру добавляются такие шаги:


  1. формирование комиссии;
  2. уведомление военнослужащего о проверке за 2 недели до ее начала;
  3. комиссия устанавливает факты ненадлежащего выполнения условий контракта;
  4. составляется протокол об этом;
  5. направляется предложение о досрочном расторжении контракта;
  6. высшее командование знакомится с представленными документами и выносит свое решение по этому вопросу.

На основании постановления КС РФ № 6-П от 21.03.2013 внеочередная аттестация при решении вопроса о досрочном расторжении контракта является обязательным элементом.

Как написать рапорт?

Увольнение по НУК может быть произведено в двух случаях:

  1. когда условия контракта не соблюдает сам военнослужащий;
  2. когда командование допускает в отношении подчиненного существенные нарушения на систематической основе.
  • В первом случае составление рапорта не обязательно. Военнослужащий может его написать, лишь если сам хочет уволиться досрочно, но уважительных причин для этого у него нет.
  • Во втором — составление данного документа обязательно.

Утвержденной формы рапорта нет. Поэтому документ пишется в произвольной форме. В нем необходимо указать такую информацию:


  1. Ф. И. О. и звание лица – получателя рапорта;
  2. наименование – «Рапорт»;
  3. просьба, обращенная к непосредственному командующему, о ходатайстве перед вышестоящим руководством о расторжении контракта;
  4. подробное описание причины, по которой военнослужащий просит его уволить (со ссылками на нормативные акты);
  5. согласие на проведение военно-медицинской комиссии либо отказ;
  6. согласие/отказ от расчета выслуги лет;
  7. наличие собственного жилья у военнослужащего (или его отсутствие);
  8. указание адреса комиссариата, в который направят в дальнейшем личное дело.

Внизу документа проставляется дата его составления, а также звание и Ф. И. О. подавшего его военнослужащего. При наличии приложений, они перечисляются в конце списком. Пример такого рапорта представлен ниже.

Факт расторжения контракта оформляется приказом.

Какие выплаты положены, если уволен по НУК?


В связи с тем, что увольнение из армии происходит на основании нарушения, военнослужащий теряет право на получение ряда выплат. Согласно ч. 3 и 4 ст. 3 закона № 306-ФЗ от 07.11.2011 при увольнении по НУК служащие не получают единовременной выплаты в размере нескольких окладов.

При расторжении контракта в связи с невыполнением его условий военнослужащий лишается права на такие денежные выплаты:

  • Пособие – 2 или 7 ежемесячных окладов.
  • Премии.
  • Ежегодная материальная помощь. Но если она уже была начислена и выплачена, военнослужащий не должен ее возвращать.

Последствия: чем грозит такое расторжение договора?

При расторжении контракта в связи с невыполнением его условий военнослужащий лишается права на:

  • единовременное пособие;
  • премию;
  • материальную помощь.

Кроме того, он должен будет сдать вещевое имущество (шинель и т. д.), срок службы которых еще не истек.

Проценты перечисляются ежемесячно до полного их погашения (ч. 2 ст. 15 закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ). Основание увольнения не учитывается, только если выслуга составляет более 20 лет.

Что делать при незаконном расторжении договора?


Если военнослужащий считает, что его увольнение незаконно, у него есть возможность выразить свое несогласие с результатами расследования или опротестовать его. Сделать это можно через суд. Также необходимо предоставить документальные доказательства того, что увольнение было незаконным либо процедура не была проведена в точном соответствии с законом.

Подать жалобу командиру (начальнику) можно в течение 10 суток с даты, когда дисциплинарное взыскание было применено (п. 83 Дисциплинарного устава).

Возможно ли восстановиться на военной службе?

Иногда возникает ситуация, что человек уволился по НУК, но хочет восстановиться.

Под незаконностью данной процедуры подразумевается не только расторжение контракта без уважительной на то причины, но и увольнение без аттестации (или несоблюдение сроков ее проведения либо порядка).

Итак, для восстановления должен быть установлен факт незаконности увольнения. Военнослужащий должен иметь доказательства этого. Несмотря на такие обстоятельства, есть определенные препятствия для восстановления на службе:


  • состояние здоровья, не позволяющее продолжать выполнять свои обязанности (об увольнении по состоянию здоровья читайте тут);
  • наличие судимости;
  • возраст, превышающий предельный для вступления в ряды ВС;
  • употребление психотропных или наркотических веществ.

Не позволит вернуться на военную службу и изменение личных обстоятельств, например заключение брака с судимым лицом.

Восстановиться можно через суд. Для этого нужно подать исковое заявление, приложив к нему документы, подтверждающие факт незаконности расторжения контракта.

Увольнение по НУК является негативным основанием для увольнения, так как служащий теряет положенные ему выплаты от государства. Военнослужащий может быть уволен досрочно из рядов ВС по причине ненадлежащего выполнения своих обязанностей или совершения правонарушения. Командование воинской части должно провести внеплановую аттестацию.

Если не будут соблюдены все нюансы расторжения контракта, то увольнение может быть признано незаконным, а военнослужащий подлежит восстановлению на службе.


Защита Родины это наша святая обязанность, а вот защита прав военнослужащих - это их трудности.

Сегодня вкратце объясню чем отличаются основания увольнения с военной службы.

Еще раз хочу напомнить, что все основания увольнения с военной службы прописаны в статье 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Все они делятся на три основных блока:

1.военнослужащий подлежит увольнению:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

д) в связи с лишением его воинского звания;

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, определенном указанным Федеральным законом;

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

2. военнослужащий может быть уволен:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

в) в связи с невыполнением им условий контракта;

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

е) как не выдержавший испытание;

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства;

к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;

л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

3. военнослужащий имеет право на увольнение:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;

в) по семейным обстоятельствам:

в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;

в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин. (п. 6, ст. 51).

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ (основываясь на судебную практику и Постановление Пленума ВС РФ № 8):

если военнослужащий подлежит увольнению, то он должен быть уволен не взирая на волю как военнослужащего, так и командования, например по состоянию здоровья в связи с признанием не годным к военной службе.

Если военнослужащий может быть уволен, то здесь необходимо разбираться кто должен принять такое решение и может ли он принять другое, ведь военнослужащий может быть и не уволен, закон не требует обязательности увольнения, как в случае с организационно штатными мероприятиями.

военнослужащий имеет право на увольнение, здесь важно понимать, что у командования нет обязанности, а значит военнослужащий может быть и не уволен, как в случает с п. 6 (по собственному желанию).

Интересен тот факт, что при негативных основаниях у военнослужащего нет шансов остаться в армии, а вот при наличии положительных оснований или трудной ситуации военнослужащий может быть и не уволен. Какой то билет в один конец, вроде и права есть, но никто их может не реализовывать.

И еще раз напомню военнослужащим, что когда вы хотите увольняться, то не надо верить в то, что увольнение производится только не несоблюдению условий контракта. А то многие обращаются и говорят, что уволился по собственному желанию а теперь его никуда не берут, я читаю выписку из приказа, а там НУК, да еще и рапорт есть самого воина с просьбой уволить и подписанными документами.

ВНИМАТЕЛЬНО относитесь ко всем документам, которые Вам дают для ознакомления и подписания, НЕЛЬЗЯ подписывать документы если на них не стоит дата или стоит не та дата, когда вы их фактически подписываете, тоже самое касается пустых листов, а то у нс любят их подсунуть. Потом в суде ничего доказать нельзя, если стоит подпись.

ВАЖНО: свое волеизъявление необходимо выражать в виде рапорта, который должен быть зарегистрирован.

ПОМНИТЕ: срок обжалования действий должностного лица - 3 месяца!

Будьте внимательны и если Вам командование что то говорит писать или подписывать, сначала ознакомьтесь с документом, проконсультируйтесь у юриста, а потом пишите. Я всегда говорю военнослужащим, что позвоните мне 89119584198 и я вам переведу слова командования на простой и доступный язык, объясню что это значит и к каким последствиям может привести.

Читайте также: