Срок службы в полиции до пенсии в украине

Пенсия за выслугу лет полицейским

С 07.11.2015 г.. Вступил в силу Закон о полиции, которым предусмотрено, что пенсионное обеспечение полицейских осуществляется в порядке и на условиях, определенных Законом № 2262. Для назначения пенсии за выслугу лет полицейским обязательным является их увольнения со службы и наличие выслуги лет , установленной настоящим Законом. Предлагаем рассмотреть условия, по которым полицейские имеют право на данный вид пенсии, ее размеры и порядок назначения.

Полицейские имеют право на пенсию за выслугу лет, если они освобождены от службы и соблюдены одно из условий, а именно:

• в случае увольнения со службы в период с 01.10.2015 г.. По 30.09.2016 г.. Необходимо иметь в дату увольнения выслуги 22 календарных года и 6 месяцев и более, предусмотрено ст. 12 Закона № 2262;

• на день увольнения достигнуто 45-летнего возраста при наличии страхового стажа 25 лет и более, из которых не менее 12 календарных лет и 6 месяцев составляет военная служба или служба в органах внутренних дел, Национальной полиции, государственной пожарной охране, Государственной службе специальной н “связи и защиты информации Украины, органах и подразделениях гражданской защиты, налоговой милиции или Государственной уголовно-исполнительной службе Украины.

Размеры пенсии
За вислугу 20 лет – 50% сум денежного обеспечения

Освобожденные в отставку по возрасту или состоянию здоровья и лица, уволенные со службы в полиции на основании пунктов 2 и 3 части первой ст. 77 Закона о полиции – 55% сум денежного обеспечения

За каждый год выслуги свыше 20 лет – 3% сум денежного обеспечения

Размер пенсии за выслугу лет полицейским, которые на день увольнения достигли 45-летнего возраста, при наличии страхового стажа 25 лет и более, из которых не менее 12 календарных лет и 6 месяцев составляет военная служба или служба в органах внутренних дел, Национальной полиции, государственной пожарной охране, государственной службе специальной связи и защиты информации Украины, органах и подразделениях гражданской защиты, налоговой милиции или государственной уголовно-исполнительной службе Украины, приведены

За страховой стаж 25 лет – 50% сумм денежного обеспечения

За каждый полный год стажа свыше 25 лет – 1% сумм денежного обеспечения

Периоды, зачисляются в выслугу лет

В выслугу лет для назначения пенсии полицейским зачисляются виды службы и периоды, указанные в ст. 17 Закона № 2262.

Кроме того, в выслугу лет полицейским при назначении пенсии дополнительно засчитывается время их обучения (независимо от формы обучения) в гражданских высших учебных заведениях, а также в других учебных заведениях, после окончания которых присваивается офицерское (специальное) звание, до поступления на военную службу, службу в органы внутренних дел, Национальной полиции, государственной пожарной охраны, органов и подразделений гражданской защиты, налоговой милиции или государственной уголовно-исполнительной службы Украины или назначения на соответствующую в должность в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

При назначении пенсий полицейским учитываются только полные годы выслуги или страхового стажа без округления фактического размера выслуги лет или страхового стажа в сторону увеличения.

Сроки назначения пенсии

Пенсии за выслугу лет полицейским назначаются из таких сроков:

• со следующего дня после увольнения их со службы (но не ранее того дня, по который им уплачено денежное обеспечение), если в день увольнения имеют выслугу 20 лет и более;

• со следующего дня после увольнения со службы, если в день увольнения достигнуто 45-летнего возраста, при наличии страхового стажа 25 лет и более, из которых не менее 12 календарных лет и 6 месяцев составляет военная служба или служба в органах внутренних дел, Национальной полиции, государственной пожарной охране, государственной службе специальной связи и защиты информации Украины, органах и подразделениях гражданской защиты, налоговой милиции или государственной уголовно-исполнительной службе Украины.

С целью избежания недоразумений просьба не обращаться по поводу бесплатных консультаций.

Щодо визначення грошового забезпечення при призначенні пенсії особам, які мають право на пенсію відповідно до пункту ж) статті 1 -2 Закону України

Пунктом ж) статті 1 -2 Закону України «Про пенсійне забезпечення осіб, звільнених з військової служби, та деяких інших осіб» (далі – Закон) урегульовано пенсійне забезпечення державних службовців та працівників навчальних, медичних закладів та науково-дослідних установ Міністерства внутрішніх справ України або поліції з числа колишніх працівників міліції, які станом на день опублікування Закону України "Про Національну поліцію" проходили службу в органах внутрішніх справ та мали календарну вислугу не менше п’яти років і продовжили роботу в Міністерстві внутрішніх справ України або поліції (їх територіальних органах, закладах та установах) на посадах, що заміщуються державними службовцями відповідно до Закону України "Про державну службу", а в навчальних, медичних закладах та науково-дослідних установах - на будь-яких посадах.

Пенсія зазначеним особам обчислюється відповідно до частини третьої статті 43 Закону з розміру грошового забезпечення, яке вони мали на день звільнення зі служби в органах внутрішніх справ.

У разі якщо на момент призначення або виплати пенсії відбулася зміна розміру хоча б одного з видів грошового забезпечення та/або були введені для зазначених категорій осіб нові щомісячні додаткові види грошового забезпечення (надбавки, доплати, підвищення) та премії в розмірах, установлених законодавством, пенсія призначається з урахуванням таких змін та/або нововведень, а призначена пенсія підлягає невідкладному перерахунку.

Для забезпечення можливості реалізації права на пенсію зазначених осіб у повному обсязі, а саме забезпечення можливості визначення розмірів пенсій зазначеним особам нарівні з діючими поліцейськими, Міністерством внутрішніх справ України було ініційовано внесення змін до Порядку обчислення вислуги років, призначення та виплати пенсій і грошової допомоги особам офіцерського складу, прапорщикам, мічманам, військовослужбовцям надстрокової служби та військової служби за контрактом, особам начальницького і рядового складу органів внутрішніх справ, поліцейським та членам їхніх сімей, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 17 липня 1992 р. № 393 (далі – Порядок).

Постановою КМУ від 22 травня 2019 року № 435 «Про внесення змін до постанови Кабінету Міністрів України від17 липня 1992 р. № 393» це питання було врегульовано шляхом унесення змін до пункту 6 Порядку, які набрали чинності з 04.06.2019.

Із зазначеної дати пенсії особам передбачених пунктом ж) статті 1 -2 Закону призначаються із грошового забезпечення за прирівняною посадою поліцейських на день звільнення з посад, що заміщуються державними службовцями відповідно до Закону України «Про державну службу», у закладах освіти, закладах охорони здоров’я і науково-дослідних установах Міністерства внутрішніх справ або Національної поліції - з будь-яких посад.

Таким чином, особі, яка, наприклад, звільнилася в грудні 2019 року з посади головного експерта НДКЦ в Київській області, розмір грошового забезпечення для обчислення пенсії визначається з урахуванням: посадового окладу поліцейського за посадою старшого інспектора з особливих доручень апарату ГУНП в Київській області;

окладу за спеціальне звання; відповідної надбавки за стаж служби; середніх розмірів надбавок, доплат та премії за зазначеними посадами поліцейських, що фактично виплачені в ГУНП в Київській області за грудень 2019 року.

Щодо включення до грошового забезпечення для обчислення пенсії сум індексації грошового забезпечення та грошової допомоги на оздоровлення

Частиною третьою статті 43 Закону України «Про пенсійне забезпечення осіб, звільнених з військової служби, та деяких інших осіб» (далі – Закон) встановлено, що пенсії особам офіцерського складу, прапорщикам і мічманам, військовослужбовцям надстрокової служби та військової служби за контрактом, особам, які мають право на пенсію за цим Законом, та членам їх сімей обчислюються з розміру грошового забезпечення, враховуючи відповідні оклади за посадою, військовим (спеціальним) званням, процентну надбавку за вислугу років, щомісячні додаткові види грошового забезпечення (надбавки, доплати, підвищення) та премії в розмірах, установлених законодавством, з якого було сплачено єдиний внесок на загальнообов’язкове державне соціальне страхування, а до 1 січня 2011 року - страхові внески на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування, у порядку, встановленому Кабінетом Міністрів України.

Тобто, до грошового забезпечення для обчислення пенсії включаються його додаткові види, які відповідають одночасно двом умовам: виплати є щомісячними і з них сплачено єдиний внесок на загальнообов’язкове державне соціальне страхування (страхові внески на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування).

Грошова допомога на оздоровлення не відносяться до щомісячних додаткових видів грошового забезпечення. Суми індексації грошового забезпечення не передбачені в переліках додаткових видів грошового забезпечення військовослужбовців, осіб рядового і начальницького складу, а отже не належать до складу грошового забезпечення та на них не нараховується єдиний внесок на загальнообов’язкове державне соціальне страхування (страхові внески на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування).

Таким чином, зазначені виплати не можуть бути враховані при обчисленні пенсії як при її призначенні, так і при перерахунку.

Разом із тим статтею 5 Закону передбачено право осіб, звільнених з військової служби, інших осіб, які мають право на пенсію за цим Законом, та членам їх сімей на призначення (за їх бажанням) пенсії на умовах і в порядку, передбачених Законом України «Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування». Тільки за цієї умови для обчислення пенсій можуть бути враховані всі види грошового забезпечення, що отримували зазначені особи, які мають право на пенсію за цим Законом, перед звільненням зі служби.

З 07.11.2015 р. набрав чинності Закон про поліцію, яким передбачено, що пенсійне забезпечення поліцейських здійснюється в порядку та на умовах, визначених Законом № 2262. Для призначення пенсії за вислугу років поліцейським обов’язковим є їх звільнення зі служби та наявність вислуги років, установленої цим Законом. Пропонуємо розглянути умови, за якими поліцейські мають право на даний вид пенсії, її розміри та порядок призначення.

Умови призначення

Поліцейські мають право на пенсію за вислугу років, якщо вони звільнені зі служби та дотримано одну з умов, а саме:

  • у разі звільнення зі служби у період з 01.10.2015р. по 30.09.2016 р. необхідно мати на дату звільнення вислуги 22 календарні роки та 6 місяців і більше, що передбачено ст. 12 Закону № 2262;
  • на день звільнення досягнуто 45-річного віку за наявності страхового стажу 25 років і більше, з яких не менше ніж 12 календарних років і 6 місяців становить військова служба або служба в органах внутрішніх справ, Національній поліції, державній пожежній охороні, Державній службі спеціального зв’язку та захисту інформації України, органах і підрозділах цивільного захисту, податковій міліції чи Державній кримінально-виконавчій службі України.

Розміри пенсії

Розмір пенсії за вислугу років поліцейським наведено у табл 1.

За вислугу 20 років

50% сум грошового забезпечення

Звільнені у відставку за віком або станом здоров’я та особи, звільнені зі служби в поліції на підставі пунктів 2 та 3 частини першої ст. 77 Закону про поліцію

55% сум грошового забезпечення

За кожний рік вислуги понад 20 років

3% сум грошового забезпечення

Розмір пенсії за вислугу років поліцейським, які на день звільнення досягнули 45-річного віку, за наявності страхового стажу 25 років і більше, з яких не менше ніж 12 календарних років і 6 місяців становить військова служба або служба в органах внутрішніх справ, Національній поліції, державній пожежній охороні, Державній службі спеціального зв’язку та захисту інформації України, органах і підрозділах цивільного захисту, податковій міліції чи Державній кримінально-виконавчій службі України, наведено у табл. 2.

За страховий стаж 25 років

50% сум грошового забезпечення

За кожний повний рік стажу понад 25 років

1% сум грошового забезпечення

Періоди, що зараховуються до вислуги років

До вислуги років для призначення пенсії поліцейським зараховуються види служби та періоди, зазначені в ст. 17 Закону № 2262.

Крім того, до вислуги років поліцейським при призначенні пенсії додатково зараховується час їхнього навчання (незалежно від форми навчання) у цивільних вищих навчальних закладах, а також в інших навчальних закладах, після закінчення яких присвоюється офіцерське (спеціальне) звання, до вступу на військову службу, службу до органів внутрішніх справ, Національної поліції, державної пожежної охорони, органів і підрозділів цивільного захисту, податкової міліції чи Державної кримінально-виконавчої служби України або призначення на відповідну посаду в межах до п’яти років із розрахунку один рік навчання за шість місяців служби.

При призначенні пенсій поліцейським враховуються тільки повні роки вислуги або страхового стажу без округлення фактичного розміру вислуги років чи страхового стажу в бік збільшення.

Грошове забезпечення для призначення пенсії

Під час призначення пенсій поліцейським враховується розмір грошового забезпечення, з якого було сплачено єдиний внесок на загальнообов’язкове державне соціальне страхування, а до 01.01.2011 р. — страхові внески на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування з урахуванням таких його видів:

  • відповідних окладів за посадою, надбавки за спеціальне звання та відсоткової надбавки за вислугу років у розмірах, установлених за останньою штатною посадою, займаною перед звільненням;
  • щомісячних додаткових видів грошового забезпечення (надбавки, доплати, підвищення, крім щомісячних надбавок (доплат), установлених особам, які мають право на пенсію за вислугу років згідно із законодавством і залишені за їх згодою та в інтересах справи на службі) та премії.

Розмір щомісячних додаткових видів грошового забезпечення та премії визначається за 24 останні календарні місяці служби підряд перед звільненням, середня сума щомісячних додаткових видів грошового забезпечення та премії визначається шляхом ділення на 24 загальної суми цих видів грошового забезпечення за 24 останні календарні місяці служби підряд перед звільненням.

Звернення за призначенням пенсії

Заява про призначення пенсії за вислугу років особам, звільненим зі служби, подається цими особами до головних управлінь Пенсійного фонду України в областях та м. Києві через уповноважені структурні підрозділи Національної поліції України.

До заяви для призначення пенсії за вислугу років додаються такі документи:

  • грошовий атестат або довідка про розмір грошового забезпечення і довідка про додаткові види грошового забезпечення, які заявник отримував протягом останніх 24 місяців підряд перед місяцем звільнення з військової служби;
  • військово-медичні документи про стан здоров’я звільненої особи (за винятком осіб, які не проходили військово-лікарську комісію);
  • документи про страховий стаж (при призначенні пенсії згідно з пп. «б» ст. 12 Закону № 2262);
  • копія документа про присвоєння реєстраційного номера облікової картки платника податків або серії та номера паспорта (для фізичних осіб, які через свої релігійні переконання відмовляються від прийняття реєстраційного номера облікової картки платника податків та повідомили про це відповідний орган державної податкової служби і мають відмітку у паспорті);
  • довідка ПАТ «Ощадбанк» або інший документ, що підтверджує відкриття рахунку, назву та номер відділення ВАТ «Ощадбанк»;
  • копія паспорта.

Строки призначення пенсії

Пенсії за вислугу років поліцейським призначаються з таких строків:

  • з наступного дня після звільнення їх зі служби (але не раніше того дня, по який їм сплачено грошове забезпечення), якщо на день звільнення мають вислугу 20 років і більше;
  • з наступного дня після звільнення зі служби, якщо на день звільнення досягнуто 45-річного віку, за наявності страхового стажу 25 років і більше, з яких не менше ніж 12 календарних років і 6 місяців становить військова служба або служба в органах внутрішніх справ, Національній поліції, державній пожежній охороні, Державній службі спеціального зв’язку та захисту інформації України, органах і підрозділах цивільного захисту, податковій міліції чи Державній кримінально-виконавчій службі України.

Полицейским пенсии за выслугу лет назначаются по Закону «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц». Основные условия для назначения пенсии этой категории силовиков действуют прежние — увольнение со службы в полиции и наличие соответствующей выслуги лет. А вот в порядок расчета пенсии, который зависит от размеров денежного обеспечения, внесли уточнение. О чем надо знать?

Сколько надо иметь выслуги?

Пенсия за выслугу лет полицейским назначается, независимо от возраста, если они уволены со службы:
с 1 октября 2016 года по 30 сентября 2017 года и на день увольнения имеют выслугу 23 календарных года и более;
с 1 октября 2017 года по 30 сентября 2018 года и на день увольнения имеют выслугу 23 календарных года и 6 месяцев и более;
с 1 октября 2018 года по 30 сентября 2019 года и на день увольнения имеют выслугу 24 календарных года и более;
с 1 октября 2019 года по 30 сентября 2020 года и на день увольнения имеют выслугу 24 календарных года и 6 месяцев и более;
с 1 октября 2020 года или после этой даты и на день увольнения имеют выслугу 25 календарных лет и более.

Кроме того, на назначение пенсии за выслугу лет могут рассчитывать полицейские, которые достигли на день увольнения со службы 45-летнего возраста. Это возможно при наличии у них страхового стажа 25 лет и более, из которых не менее чем 12 календарных лет и 6 месяцев составляет военная служба или служба в органах внутренних дел, Национальной полиции, Государственной пожарной охране, Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины, органах и подразделениях гражданской защиты, налоговой милиции или Государственной уголовно-исполнительной службе Украины.

ВАЖНО! При назначении пенсии учитываются только полные годы выслуги лет или страхового стажа без округления фактического размера выслуги лет или страхового стажа в сторону увеличения.

Каков порядок расчета пенсии?

Согласно Постановлению №393 от 17 июля 1992 года, пенсии военнослужащих исчисляются из размера денежного обеспечения, из которого был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 1 января 2011 года — страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование с учетом следующих его видов:

  • соответствующих должностных окладов, воинских (специальных) званий (для лиц рядового и начальствующего состава органов и подразделений гражданской защиты — ежемесячной надбавки за специальное звание) и процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных по последней штатной должности, занимаемой перед увольнением;
  • ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения (надбавки, доплаты, повышения, кроме ежемесячных надбавок (доплат), установленных лицам, имеющим право на пенсию за выслугу лет согласно законодательству и оставленным по их согласию и в интересах дела на службе) и премии.

Размер ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения и премии определяется за 24 последних календарных месяцев службы подряд перед увольнением.

ВАЖНО! Для лиц, которые увольняются из полиции после вступления в силу Закона «О Национальной полиции» (то есть после 7 ноября 2015 года), и не имеют 24 календарных месяцев службы в должности полицейского, дополнительные виды денежного обеспечения и премии при исчислении пенсии должны быть учтены с 7 ноября 2015 года. При этом среднемесячная сумма будет определяться путем деления общей суммы таких видов денежного обеспечения на количество фактических месяцев службы перед увольнением.
Эта норма прописана в новом Постановлении №720 от 19 октября 2016 года и применяется к лицам, которые увольняются со службы в полиции после его вступления в силу.

Какой должна быть пенсия?

Пенсии по выслуге лет полицейским, имеющим выслугу 20 лет и более, назначаются в таких размерах:

  • за выслугу 20 лет — 50% от соответствующих сумм денежного обеспечения,
  • уволенным в отставку по возрасту или по состоянию здоровья — 55% от соответствующих сумм денежного обеспечения;
  • за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3% от соответствующих сумм денежного обеспечения.

Максимальный размер пенсии не должен превышать 70% от соответствующих сумм денежного обеспечения, а лицам, которые во время прохождения службы принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и относятся в установленном законодательством порядке к 1-ой категории, — 100%, к 2-ой категории — 95%.

ВАЖНО! К заявлению о назначении пенсии за выслугу лет или по инвалидности подают, в частности, военно-врачебные документы о состоянии здоровья уволенного лица (кроме лиц, не проходивших военно-врачебную комиссию).

В связи с новыми правилами пенсионной реформы , в Нацполиции Украины началась волна массовых увольнений. Рапорты об отставке пишут опытные сотрудники, у которых на данный момент есть 20 и более лет стажа работы в правоохранительных органах. Уже сейчас в некоторых райотделах такое положение приводит к дефициту следователей и оперативных работников. Мало того — серьезно страдает компетентность кадров, ведь опытные уходят, а заменить их некому.

Заветные 20 лет

Как только в правительстве озвучили основные правила пенсионной реформы, в полиции начался буквально повальный выход на пенсию тех сотрудников, которым позволяет это сделать срок выслуги — 20 лет. Дело в том, что после реформы, сотрудники полиции смогут выйти на пенсию лишь в 65 лет, кроме того, льгот и доплат они тоже лишаются. Надбавки остаются только у военнослужащих.

На сегодня полицейские, имеющие в своем стаже более 20 календарных лет, могут рассчитывать на 50% от денежного обеспечения, в случаях, если стаж составляет ровно 20 лет; в случае выхода в отставку по состоянию здоровья или соответствующему возрасту, пенсия определяется в 55% от денежного обеспечения, при этом необходимы документы от военно-врачебной комиссии;

Мало того, полицейским даже перестали считать так называемый "льготный стаж" с должностей, где год считается за два. Сейчас профсоюз добивается восстановления этой нормы в суде.

" Мне остается до выслуги полтора месяца — я не собираюсь сидеть в кабинете и бегать за преступниками до 65 лет. Надо понимать, что это работа, требующая, во-первых, должного уровня физподготовки, а, во-вторых, определенного состояния здоровья. Следователь не сможет так же успешно ловить бандита в 65 лет, как он делал это в 30 и тому есть объективные причины , — говорит сотрудник райотдела в Черниговской области Роман Ш . — у нас в отделе уволились еще 2 человека. Уходит на пенсию несколько сотрудников СОГ, начальник и кадровик. Кто будет работать? "

Работать действительно некому. Особенно, если учитывать, что кадровый дефицит в полиции создается не только потенциальными пенсионерами, но и молодыми сотрудниками, которые часто жалуются на мизерную оплату труда и плохие условия службы.

" На сайте Кабинета министров уже зарегистрирована петиция о пересмотре стажа и выслуги для сотрудников правоохранительных органов , — говорит юрист, специалист по правоохранительной тематике Сергей Кириченко , — Многие рады были бы еще работать и приносить пользу. Но люди понимают, что, если не уйти сейчас, они сильно рискуют получить в итоге мизерную минимальную пенсию и остаться ни с чем ".

Уходит и молодежь

Разумеется, от такой "эффективной" кадровой политики глобально страдает и компетентность кадров. Старики уходят — некому учить "молодых". В результате это сказывается и на раскрываемости преступлений, и на внимании к проблемам граждан.

" Это ведь все уже превратилось в снежный ком. Молодые и старые сотрудники уходят одинаково часто. Потому что с уходом старых, на молодых растет нагрузка. Следователи сидят в отделах чуть ли не круглосуточно, но справиться с потоком дел они просто физически не могут. Мало того, абсолютно обесценен их труд. Люди работают, но на этапе получения зарплаты запускается лотерея: срезают премии и надбавки и никто не знает, сколько получит на руки в конце месяца ", — говорит руководитель профсоюза полицейских "Правозащитники страны" Сергей Джихур .

По его словам, уволившиеся копы ищут себе более теплые и спокойные места работы — в основном идут в охрану, переходят в другие силовые ведомства на вольнонаемные должности, но многие даже покидают страну. " Пенсионеры, которые имеют определенные навыки, едут за границу, осваивают дальнобой, рабочие специальности. Зарабатывают они там больше, а стрессов — меньше ", — говорит Джихур.

Статистику прячут за сокращениями

Официальных данных относительно кадрового дефицита в Нацполиции МВД не публикует уже несколько лет. Последние цифры, озвученные министром Арсеном Аваковым, свидетельствуют, что в полиции есть кадровый голод в 22 000 мест. Правозащитники утверждают, что эти цифры сегодня можно смело многократно умножать.

Все дело в том, что в службе НПУ регулярно проводится сокращение штатов, таким образом, руководству удается скрыть дефицит сотрудников.

" За последние годы было проведено три сокращения по патрульной полиции. Штаты подгоняют под дефицит. Старые уходят, некому учить новых, новые не справляются, недовольны зарплатами и отношением руководства — и тоже бегут. Общий некомплект — удваивается, а по цифрам у нас все отлично ", — говорит Сергей Джихур.

Самое любопытное в том, что довольно часто рабочие места в полиции в пользу пенсии покидают те, кто хотел и мог бы приносить пользу государству. Но условия игры таковы: не уйдешь сейчас — рискуешь остаться с носом, отдав службе большую часть жизни. Конечно, проблема кадров должна решаться системно. А пока ее спускают на тормозах и до парламентских выборов ждать изменений не стоит, ведь старой раде не до изменений в пенсионное законодательство — депутаты уже делят мандаты нового созыва.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 9 апреля 1992 года №2262-ХII

О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц

(В редакции Декрета Кабинета Министров Украины от 09.12.1992 г. №7-92, Законов Украины от 04.02.1994 г. №3946-12, 06.04.1995 г. №126/95-ВР, 05.10.1995 г. №358/95-ВР, 23.11.1995 г. №456/95-ВР, 25.03.1996 г. №103/96-ВР, 21.11.96 г. №534/96-ВР, 05.02.1998 г. №85/98-ВР, 11.12.1998 г. №312-XIV, 21.09.1999 г. №1081-XIV, 21.12.2000 г. №2171-III, 17.01.2002 г. №2981-III, 07.03.2002 г. №3111-III, 04.07.2002 г. №51-IV, 03.04.2003 г. №662-IV, 19.02.2004 г. №1519-IV, 15.06.2004 г. №1769-IV, 24.06.2004 г. №1889-IV, 16.12.2004 г. №2255-IV, 25.03.2005 г. №2505-IV, 15.12.2005 г. №3200-IV, 20.12.2005 г. №3235-IV, 23.02.2006 г. №3475-IV, 04.04.2006 г. №3591-IV, 19.12.2006 г. №489-V, 03.04.2007 г. №857-V, 11.05.2007 г. №1014-V, 28.12.2007 г. №107-VI, 15.01.2009 г. №879-VI, 14.04.2009 г. №1254-VI, 25.06.2009 г. №1567-VI, 23.12.2010 г. №2856-VI, 08.07.2011 г. №3668-VI, 18.10.2011 г. №3917-VI, 13.04.2012 г. №4652-VI (вступил в силу 19.11.2012 г.), 17.05.2012 г. №4711-VI, 18.09.2012 г. №5286-VI, 16.10.2012 г. №5462-VI, 14.05.2013 г. №224-VII, 14.05.2013 г. №231-VII, 27.03.2014 г. №1166-VII (вступ. в силу 01.05.2014 г.), 27.03.2014 г. №1169-VII, 09.04.2014 г. №1194-VII, 06.05.2014 г. №1243-VII, 06.05.2014 г. №1241-VII, 20.05.2015 г. №1274-VII (вступил в силу 01.01.2015 г.), 20.05.2014 г. №1275-VII, 20.06.2014 г. №1542-VIII, 28.12.2014 г. №76-VIII, 15.01.2015 г. №116-VIII, 02.03.2015 г. №213-VIII, 02.07.2015 г. №580-VIII, 15.07.2015 г. №614-VIII (вступил в силу 01.01.2016 г.), 23.12.2015 г. №900-VIII (вступил в силу 29.12.2015 г.), 23.12.2015 г. №901-VIII, 24.12.2015 г. №911-VIII, 12.04.2016 г. №1080-VIII, 18.10.2016 г. №1673-VIII, 18.10.2016 г. №1678-VIII, 18.10.2016 г. №1683-VIII (вступил в силу 06.02.2017 г.), 06.12.2016 г. №1769-VIII (вступил в силу 07.01.2017 г.), 06.12.2016 г. №1774-VIII, 20.12.2016 г. №1791-VIII, 03.10.2017 г. №2148-VIII, 19.12.2017 г. №2249-VIII, 13.03.2018 г. №2325-VIII, 03.04.2018 г. №2377-VIII, 22.05.2018 г. №2443-VIII, 19.06.2018 г. №2462-VIII (вступил в силу 31.08.2018 г.), 12.07.2018 г. №2509-VIII, 04.03.2020 г. №524-IX, 30.03.2020 г. №540-IX, 17.06.2020 г. №720-IX, 17.09.2020 г. №912-IX)

(Относительно признания неконституционными отдельных положений см. Решение Конституционного Суда Украины от 20 декабря 2016 года №7-рп/2016)

(В тексте Закона слова "инвалид", "инвалид с детства", "ребенок-инвалид" и "инвалид войны" во всех падежах и числах заменены соответственно словами "лицо с инвалидностью", "лицо с инвалидностью с детства", "ребенок с инвалидностью" и "лицо с инвалидностью вследствие войны" в соответствующем падеже и числе в соответствии с Законом Украины от 03.10.2017 г. №2148-VIII)

(В тексте Закона слова "Великой Отечественной" заменены словами "Второй мировой" в соответствии с Законом Украины 22.05.2018 г. №2443-VIII)

Настоящий Закон определяет условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения граждан Украины из числа лиц, находившихся на военной службе, службе в органах внутренних дел, Национальной полиции, Службе судебной охраны, лиц начальствующего и рядового состава Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, государственной пожарной охране, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины органах и подразделениях гражданской защиты, налоговой милиции или Государственной уголовно-исполнительной службе Украины, и некоторых других лиц, имеющих право на пенсию по настоящему Закону.

Закон имеет целью реализацию лицами, имеющими право на пенсию по настоящему Закону, своего конституционного права на государственное пенсионное обеспечение в случаях, предусмотренных Конституцией Украины и настоящим Законом, и направлен на установление единства условий и норм пенсионного обеспечения указанной категории граждан Украины.

Государство гарантирует достойное пенсионное обеспечение лиц, имеющих право на пенсию по настоящему Закону, путем установления им пенсий не ниже прожиточного минимума, определенного законом, перерасчет назначенных пенсий в связи с увеличением уровня денежного довольствия, предоставление предусмотренных законодательством государственных социальных гарантий, принятие на государственном уровне мер, направленных на их социальную защиту.

(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 23.12.2015 г. №901-VIII, 12.07.2018 г. №2509-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Виды пенсионного обеспечения

Лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лица, имеющие право на пенсию по настоящему Закону при наличии установленной настоящим Законом выслуги на военной службе, службе в органах внутренних дел, Национальной полиции, Службе судебной охраны и в государственной пожарной охране, службе в Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины в органах и подразделениях гражданской защиты, налоговой милиции, Государственной уголовно-исполнительная службы Украины имеют право на пожизненную пенсию за выслугу лет.

Военнослужащие, лица, имеющие право на пенсию по настоящему Закону, ставшие лицами с инвалидностью при условиях, предусмотренных настоящим Законом, получают право на пенсию по инвалидности.

Члены семей военнослужащих, лица, имеющие право на пенсию по настоящему Закону, погибших или умерших либо пропавших без вести, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 23.12.2015 г. №901-VIII, 12.07.2018 г. №2509-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 1-1. Законодательство о пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц, имеющих право на пенсию по настоящему Закону

Законодательство о пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц, имеющих право на пенсию по настоящему Закону, основывается на Конституции Украины и состоит из настоящего Закона, Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" и иных нормативно-правовых актов Украины, принятых в соответствии с настоящими законами.

Если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные нормы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц, имеющих право на пенсию по настоящему Закону, то применяются нормы международного договора.

Изменение условий и норм пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц, имеющих право на пенсию по настоящему Закону, осуществляется исключительно путем внесения изменений в настоящий Закон и Закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".

Статья 1-2. Лица, имеющие право на пенсионное обеспечение на условиях настоящего Закона

Право на пенсионное обеспечение на условиях настоящего Закона имеют уволенные со службы (кроме случаев назначения пенсии по случаю потери кормильца жене (мужу) с учетом требований части пятой статьи 30 настоящего Закона, назначается независимо от увольнения со службы):

а) лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы и военной службы по контракту;

б) лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Украины, полицейские, сотрудники Службы судебной охраны, лица начальствующего состава налоговой милиции, лица начальствующего и рядового состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, лица начальствующего и рядового состава органов и подразделений гражданской защиты;

в) лица из числа военнослужащих Вооруженных Сил, иных воинских формирований, органов государственной безопасности и внутренних дел бывшего Союза ССР, Национальной гвардии Украины, Пограничных войск Украины, войск гражданской обороны Украины;

г) лица начальствующего и рядового состава государственной пожарной охраны, лица начальствующего и рядового состава Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;

д) граждане других государств из числа военнослужащих вооруженных сил и иных воинских формирований, образованных в соответствии с законодательством этих государств, постоянно проживающие в Украине, и в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, их пенсионное обеспечение осуществляется согласно законодательству государства, на территории которого они проживают;

е) лица, указанные в статьях 3 и 4 настоящего Закона;

є) лица из числа военнослужащих срочной службы и члены семей лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и военной службы по контракту и некоторых других лиц, имеющих право на пенсию по настоящему Закону, в предусмотренных настоящим Законом случаях;

ж) государственные служащие и работники учебных, медицинских учреждений и научно-исследовательских учреждений Министерства внутренних дел Украины или полиции из числа бывших работников милиции, которые по состоянию на день опубликования Закона Украины "О Национальной полиции" проходили службу в органах внутренних дел и имели календарную выслугу не менее пяти лет и продолжили работу в Министерстве внутренних дел Украины или полиции (их территориальных органах, заведениях и учреждениях) на должностях, замещаемых государственными служащими в соответствии с Законом Украины "О государственной службе", а в учебных, медицинских учреждениях и научно исследовательских учреждениях - на любых должностях.

(В статью 1-2 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 02.07.2015 г. №580-VIII, 23.12.2015 г. №901-VIII, 18.10.2016 г. №1678-VIII, 12.07.2018 г. №2509-VIII)

Пенсии военнослужащим по выслуге лет – это первая и главная социальная гарантия, которая предоставляется военным. Благодаря особой системе пенсионных выплат и повышенной ставке они могут не беспокоиться о своём благосостоянии. Военные пенсии постоянно растут и индексируются, к ним добавляются новые льготы и доплаты.

Пенсии военным в Украине выплачиваются в соответствии со специальным законом, имеют свою классификацию и условия осуществления выплат. Только при соблюдении всех требований законодателей бывший военнослужащий получит полные выплаты.

Право на пенсию после длительной службы получают:

  1. Женщины, которые по своему желанию несут воинскую повинность.
  2. Члены офицерского состава, мичманы.
  3. Партизаны и подпольщики, которые признаны Законом Украины.
  4. Работники и служащие отдельный категорий, которые признаются Кабинетом Министров такими, что пострадали в период Второй Мировой или на работе в регионах военных действий.
  5. Военнослужащие, которые были призваны на обучающие или проверочные сборы.
  6. Срочники и родственники срочников-офицеров.
  7. Военные которые официально входили в состав ВСУ или других военных образований на контрактной основе.

Выплачиваться пенсия по выслуге лет начинает только после увольнения военнослужащего. Причина прерывания контракта (по своей инициативе, по договорённости сторон) не важна. Если гражданин уволился с военной службы а потом восстановился, то выплата пенсии после долгосрочной службы для него приостанавливается до его следующего увольнения.

Если военнослужащий, который находится на пенсии по выслуге лет, был мобилизован в ходе общей мобилизации, выплата пенсии не прекращается. Кроме того, военный начинает получать и обычное жалование.

Возраст и срок выслуги, необходимый для назначения пенсии

Пенсии военным в Украине зависят от срока выслуги и того, в каком году военный покинул службу. В соответствии с Законом Украины, регулирующим пенсию для отставников, выплаты назначаются:

  1. До 30 сентября 2015 выслуга от 22 лет.
  2. По конец сентября 2016 года выслуга не менее 22,5 лет.
  3. От 23 лет возможен выход на пенсию до октября 2017
  4. По 20 сентября 2018 года включительно нужна выслуга от 23,5 лет.
  5. По конец сентября 2019 – от 24 лет.
  6. Выслуга от 24,5 лет подходит для выхода на пенсию по 2020 год.
  7. С октября 2020 года для выхода на пенсию нужна выслуга от 25 лет.

Из этого правила есть ряд исключений, которые позволяют военнослужащим выйти на пенсию раньше. Все они направлены на соотношение военного и трудового стажа, а также на соотношения обычной и командной работы.

  1. Срочникам и контрактникам, которые занимали льготные места, а также экипажи подводных кораблей, если у них в день увольнение есть двадцать лет службы и более.
  2. Служащим контракта старше 44 лет. За свою жизнь они должны проработать не менее 25 лет, из которых хотя бы 12,5 лет было проведено на военной службе.
  3. Военнослужащим, которые были уволены до 8 июля 2011 года и имеют не менее 20 лет выслуги.
  4. Офицерам, военным срочной службы, контрактникам, которым на день увольнения уже есть 45 лет. Также у них должно быть не менее 20 лет службы. Увольнение должно проходить из-за реформирования Вооружённых Сил Украины.

Размер пенсии

Размеры военных пенсий строго регламентируются специальным законом и не могут уменьшатся. В соответствии с этим нормативно-правовым актом военнослужащие получают:

  1. Офицерский состав и контрактники за 20 лет выслуги – 50 процентов, в случае увольнения по состоянию здоровья – 55 процентов, за каждый год свыше 20 лет – + 3 процента к стандартным 50-ти от среднего оклада.
  2. Для тех же категорий граждан, если они были уволены не по выслуге лет, а из-за реорганизации Военных Сил Украины, правила аналогичны, но максимальная сумма выплат не может превышать 65% от оклада.
  3. Для тех же категорий военнослужащих, если у военного есть более 25 лет страхового стажа, и минимум 12,5 из них он провёл на службе, размер пенсии будет составлять 50% оклада. За каждый полный год стажа свыше 25 лет пенсия увеличивается на 1%.


Повышение пенсий военным прямо связано с повышением заработной платы и минимального размера оплаты труда. Пенсионные отчисления не могут превышать 70% от оклада, со всеми льготами и надбавками за стаж. В эту сумму не входят выплаты по инвалидности, за звание и прочие.

Важно! Пенсии военным в 2019 в Украине повышаются. Последние новости, ссылаясь на внесенные в парламент законопроекты, говорят о добавлении новых надбавок, повышении оклада и планомерном перерасчёте выплат.

Получите совет юриста за 15 минут!

Есть вопрос к юристу?

Как рассчитать пенсию военнослужащего

Расчёт пенсии состоит из двух частей: основного «тела» выплат и дополнительных доплат, которые назначаются за особые заслуги или из-за тяжёлого положения военнослужащего, вызванного исполнением им своих служебных обязанностей.

Пенсия высчитывается по следующему алгоритму:

  1. Складывается заработок за последние три года и делится, получается средний показатель зарплаты.
  2. От полученного числа высчитывается процент, положенный по закону (от 50 до 70).

Чтобы понять, как рассчитать пенсию полностью, нужно кроме тела выплат учесть и все дополнительные доплаты. В соответствии с законом к ним причисляют:

  1. Надбавку неработающим пенсионерам, которые содержат нетрудоспособных членов семьи.
  2. Надбавку лицам, которые имеют особенные заслуги перед Родиной.
  3. Социальную помощь инвалидам 1 группы.
  4. Доплаты за военные звания и чины.
  5. Надбавки за участие в военных действиях.

Перерасчёт пенсий военным пенсионерам

Повышение пенсий военным пенсионерам происходит планомерно, вместе с повышением общей пенсии по стране. Автоматически начислять средства получается не всегда. Часто пенсионеру приходится самостоятельно просить перерасчёт для того, чтобы получить причитающееся.

Перерасчёт пенсии проводится в случае, если:

  1. По любой из надбавок стали платить больше или меньше.
  2. Появились новые надбавки для военных.
  3. Обнаружение новых документов, подтверждающих факт, что человек должен получать большие выплаты.

Если в ходе перерасчёта размер пенсии уменьшился, тогда она остаётся на прежнем уровне. Никто не может отнять у пенсионера средства, которые были назначены ему законом ранее.

Важно! Военнослужащим, которые получили военные (специальные) звания во время того, как они пребывали в запасе или в отставке, пенсия в связи с этим событием не пересчитывается.


Льготы военнослужащих

Права и льготы военнослужащих в Украине предоставляются на основе Конституции и Законов Украины. В правовой доктрине считается, что те, кто обеспечивает суверенитет и территориальную целостность страны, должны обладать дополнительным материальным обеспечением и социальными гарантиями.

Важно! Главная материальная гарантия солдата или офицера – это его заработная плата. Выплата зарплаты военнослужащим строго нормирована законом, не может уменьшаться и должна своевременно индексироваться.

Зарплата каждого военного зависит от нескольких факторов:

  1. Срока службы.
  2. Рода войск.
  3. Наличия или отсутствия боевого стажа.
  4. Звания.
  5. Чина.
  6. Дополнительных надбавок (за иждивенцев, за награды).

Расчёт пенсии военнослужащих отталкивается от их зарплат. С каждым годом в ходе реформы заработная плата военных растёт, поэтому планомерно пересчитываются и пенсионные отчисления.


Другое обеспечение

Кроме зарплаты у военнослужащих есть ряд других денежных льгот и выплат, которые помогают им покрывать ненормированные расходы и поддерживать высокий уровень жизни:

  1. Денежные начисления на оздоровление (выдаётся вместе с отпускными).
  2. Разовая помощь семье в случае смерти.
  3. Военные пенсии в Украине также причисляются к таким льготам из-за своего повышенного индекса.
  4. Разовая помощь в случае ранения, инвалидности.
  5. Денежные выплаты на оплату услуги сиделки, если бывший военный не может сам ухаживать за собой.

Кроме прямого перечисления средств государство поддерживает военнослужащих материально и социально. Они получают увеличенный отпуск, обеспечиваются жильём, а также получают ряд льгот.

Право на отпуск для военнослужащих

Военным полагаются льготы и в вопросах предоставления отпусков. Всем служащим на контрактном основании предлагаются несколько видов ежегодного отдыха:

  1. Ежегодный основной отпуск. Для военнослужащих со стажем менее 10 лет – 30 дней. Если стаж перевалил за 20 лет, отпуск составляет 45 дней. Во время этого отпуска военнослужащий получает денежную помощь. Праздничные и нерабочие дни не учитываются, но обычные выходные считаются.
  2. Ежегодный дополнительный отпуск. До 15-ти календарных дней. Выдаётся из-за повышенного эмоционального, нервного напряжения.
  3. Отпуск в связи с обучением (для студентов заочной формы).
  4. Социальный отпуск (для участников волонтёрских организаций).
  5. Творческий отпуск (для написания научных работ, проведения творческих выставок).
  6. Отпуск по семейным обстоятельствам. Зарплата в этот период не выплачивается. Выдаётся для проведения свадьбы, в случае смерти одного из родственников, рождения ребёнка.
  7. Отпуск на лечение. Не является больничным. Превышает 2 недели, но не может быть больше 4 месяцев.

Для получения любого типа отпуска военный должен подать рапорт своему непосредственному командиру. Эту бумага передаётся в штаб, где обращение обрабатывается и военному выдаётся отпуск. В отдыхе служащему могут и отказать, но в таком случае он должен получить письменный мотивированный отказ.

Обеспечение военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями

Военные не принадлежат себе в полной мере – они могут часто переезжать по требованию государства. Из-за этого страна обязана предоставлять солдату или офицеру и его семье жилое помещение в каждом новом месте дислокации.

Обеспечение жильём осуществляется несколькими путями:

  1. Материальная компенсация рядовому, офицеру, курсанту за аренду жилья. В этом случае служащий сам находит жилплощадь, договаривается об аренде и докладывает об этом в часть или штаб. Там стоимость квартиры полностью или частично покрывают за счёт государственного бюджета, а с арендодателем подписывается дополнительное соглашение.
  2. Выдача квартир в собственность. Для этого военному нужно написать рапорт и выстоять живую очередь. Она динамичная, место постоянно меняется. Быстрее остальных своё право на жилплощадь могут реализовать многодетные, сироты, малообеспеченные и те, у кого нет другой недвижимости в собственности.
  3. Получение компенсации за квартиру. Не всегда жилплощадь выдаётся в натуре. Намного быстрее можно получить определённую сумму в натуре, но её не хватит на то, чтобы выкупить квартиру, эквивалентную той, что выдаётся государством.

Другие льготы военнослужащим и членам их семей

Кроме денежных выплат военнослужащие имеют право на ряд других льгот, социальных и материальных. Все они направлены на повышение уровня жизни и стимулирование людей к честному и добросовестному исполнению своих обязанностей.

  1. Военным полагается продовольственное и материальное обеспечение по установленным нормам.
  2. Бесплатная медицинская помощь с предоставлением всех лекарств, обследований и анализов. Предоставляется в специальных военных медицинских учреждениях или в обычных поликлиниках по отдельному распоряжению.
  3. Обязательная бесплатная психологическая помощь для участников войны или антитеррористических операций.
  4. Лечение в санатории или на курорте. Могут предоставляться путёвки или денежные компенсации отдыха.
  5. Бесплатный проезд в общественном транспорте.

Пенсии военнослужащим, которые пострадали физически в ходе несения службы, также выделяются как «другие льготы», потому что состоят не только из «базы» выплат, но и из дополнительных стимулирующих средств на лечение и реабилитацию.

Денежная помощь при увольнении

Увольнение сотрудника в связи с его нетрудоспособностью по состоянию здоровья или сокращением штата сопровождается выплатой разовой денежной помощи.

  1. Если уволен с должности – выплачивается месячная или двухмесячная зарплата.
  2. Если уволен из военных учебных учреждений и ещё не распределён в часть – выплачивается месячное или двухмесячное жалование.
  3. Если был уволен для перевода из других государственных органов на военную службу – жалование со всеми надбавками в размере месячного или двухмесячного оклада.

Несмотря на то, уволен военный в статусе пенсионера, или же ещё трудоспособным гражданином, он получит разовую выплату.

Сайт военных пенсионеров Украины отслеживает все изменения в законодательстве и мониторит появление новых льгот. Если подписаться на рассылку или просто следить за новостями в их блоге, военный всегда будет в курсе новых событий и начислений. Пенсии бывшим милиционерам, а также выплаты в связи с увольнением, выплачиваются по тем же правилам, что и военнослужащим, поэтому им этот портал также будет полезен.

Одноразовая денежная помощь в случае гибели или инвалидности военнослужащего

Страна защищает своих военных как в повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций. Если солдат стал инвалидом или погиб, он или его члены семьи имеют право на:

  1. Разовую выплату в случае назначения группы инвалидности. Зависит от того, какой вид и тип инвалидности был определён.
  2. Разовую выплату в случае смерти военного.
  3. Пенсии военным пенсионерам связаны не только с самим получателем, но и с его семьёй. Смерть пенсионера из числа бывших военнослужащих причисляются к смерти кормильца. Из-за этого семья наделяется правом на дополнительные компенсации.
  4. Материальную помощь на лечение инвалида.
  5. Денежную помощь на похороны умершего военного.

Государственные гарантии достойного уровня жизни военнослужащих состоят из множества прав и льгот: на достойную оплату труда, на высокий уровень пенсий, на разовые выплаты и другое материальное обеспечение. Только благодаря этим привилегиям государство может быть уверено в том, что солдат будет добросовестно нести свою службу.

Читайте также: