Судебная практика по пенсиям военнослужащих районный коэффициент


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2013 г. № 73-АПГ12-5 Суд оставил без изменения судебное решение, которым отказано в иске о восстановлении районного коэффициента для выплаты пенсии по выслуге лет и взыскании недополученной суммы пенсии, поскольку обязательным условием для применения к пенсии спорного коэффициента является наличие у пенсионера необходимой выслуги лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которой у истца не имеется

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Корчашкиной Т.Е., судей Задворнова М.В. и Гуляевой Г.А.,

при секретаре Горловой С.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по иску Недогоды В.П. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия о восстановлении районного коэффициента для выплаты пенсии по выслуге лет, возложении обязанности включить в выслугу лет периоды службы в Читинской области и Республике Бурятия, взыскании недополученной суммы пенсии с 1 февраля 2010 г. по апелляционной жалобе Недогоды В.П. на решение Верховного суда Республики Бурятия от 16 октября 2012 г., которым в удовлетворении исковых требований Недогоды В.П. отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., выслушав объяснения Недогоды В.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Недогода В.П. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - УФСБ России по Республике Бурятия), в обоснование которых ссылался на то, что он более 20 календарных лет в совокупности проходил военную службу в Читинской области и Республике Бурятия, с 1995 года получает пенсию за выслугу лет, которая была назначена ему по месту жительства в г. Улан-Удэ УФСБ России по Республике Бурятия с применением районного коэффициента. После переезда из г. Улан - Удэ в Воронежскую область Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Воронежской области (далее - УФСБ России по Воронежской области) был произведен перерасчет пенсии истца, и с 1 февраля 2010 г. пенсия стала выплачиваться ему без учета ранее установленного районного коэффициента.

Истец полагал, что уменьшение размера пенсии связано с неправильным исчислением его выслуги лет УФСБ России по Республике Бурятия, которое не включило в выслугу лет периоды его службы в Читинской области и Республике Бурятия с 28 октября 1964 г. по 12 ноября 1982 г. При включении указанных периодов в выслугу лет, выслуга лет в отдаленных местностях составит 21 г. 5 мес., то есть более 20 календарных лет, что, по мнению истца, дает ему право на сохранение за ним размера пенсии, исчисленного с применением районного коэффициента, при переезде в другую местность на основании ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).

В связи с изложенным истец просил суд обязать ответчика включить в выслугу лет периоды службы в Читинской области с 28 октября 1964 г. по 1 декабря 1969 г. и в Бурятии с 29 ноября 1973 г. по 20 мая 1995 г., исключая годы службы за границей - с 12 ноября 1982 г. по 7 июля 1987 г., восстановить районный коэффициент к пенсии и взыскать с ответчика недополученную пенсию за период с 1 февраля 2010 г. по 1 июля 2012 г. в размере . руб.

Уточнив исковые требования, истец в письменном заявлении указал, что не требует включения в стаж льготной выслуги лет периода службы, а просит суд обязать ответчика учитывать весь период его службы в отдаленных местностях с 28 октября 1964 г. по 20 мая 1995 г., за исключением периода службы в Германии, для сохранения размера пенсии, исчисленного в Бурятии, при переезде на новое место жительства в Воронежскую область. Кроме того, полагал, что при расчете пенсии ответчиком неверно применен коэффициент 1.3, в то время как в соответствии с п. 16.1 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее - постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941) должен применяться коэффициент 1.5. Истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчет ранее выплаченной ему пенсии за период с 20 мая 1995 г. по 1 февраля 2010 г. с учетом указанного коэффициента, а также взыскать в его пользу недополученную пенсию за период с 1 февраля 2010 г. по 1 сентября 2012 г., размер которой с применением коэффициента 1.5, по расчетам истца, составил . руб. . коп. Решением Верховного суда Республики Бурятия от 16 октября 2012 г. в удовлетворении исковых требований Недогоды В.П. отказано.

В апелляционной жалобе, ошибочно поименованной кассационной жалобой, Недогода В.П. просит отменить вышеуказанное решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель УФСБ России по Республике Бурятия ссылается на то, что истец уже обращался в суд с аналогичными исковыми требованиями к УФСБ России по Воронежской области, в удовлетворении которых ему было отказано. С учетом указанного обстоятельства полагает, что апелляционная жалоба Недогоды В.П. удовлетворению не подлежит.

Представитель УФСБ России по Республике Бурятия, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения ответчика, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Судом установлено, что Недогода В.П. проходил военную службу в периоды: с 28 октября 1964 г. по 30 ноября 1969 г. в Читинской области, с 31 мая 1974 г. по 12 ноября 1982 г. в г. Улан-Удэ, с 12 ноября 1982 г. по 22 июня 1987 г. в ГДР, с 22 июля 1987 г. по 21 мая 1995 г. в г. Улан-Удэ.

С 21 мая 1995 г. Недогода В.П. был уволен в отставку в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.

На момент увольнения календарная выслуга лет Недогоды В.П. составила 26 лет 6 месяцев 5 дней, льготная - 3 года 10 месяцев 20 дней, общая выслуга лет - 30 лет 5 месяцев 5 дней.

Из материалов дела следует, что расчет размера пенсии истца УФСБ по Республике Бурятия производился с учетом общей выслуги в 30 лет военной службы.

Таким образом, ответчиком при расчете размера пенсии истца были учтены все вышеуказанные периоды его военной службы, а не только период его службы с 1987 г. по 1995 г., как полагал истец, в связи с чем оснований для удовлетворения его исковых требований о возложении обязанности включить в выслугу лет периоды службы в Читинской области с 28 октября 1964 г. по 1 декабря 1969 г. и в Республике Бурятия с 29 ноября 1973 г. по 20 мая 1995 г., исключая годы службы за границей - с 12 ноября 1982 г. по 7 июля 1987 г., у суда не имелось.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г., пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей Читинской области и Республики Бурятия установлен Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1032 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены» и постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. № 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения».

С учетом приведенных выше норм пенсия Недогоды В.П. в период его проживания в г. Улан-Удэ с 1995 г. по 1 февраля 2010 г., исчислялась УФСБ России по Республике Бурятия с применением районного коэффициента, установленного в Республики Бурятия к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей. После переезда Недогоды В.П. на новое постоянное место жительства в Воронежскую область с 1 февраля 2010 г. пенсия ему стала выплачиваться без учета ранее установленного районного коэффициента.

Часть 2 ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, на которую ссылался истец в обоснование своих исковых требований о сохранении за ним размера пенсии, исчисленного с применением районного коэффициента, при переезде в другую местность, предусматривает, что размер пенсии, исчисленной с применением соответствующего районного коэффициента, сохраняется за пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, при выезде пенсионеров из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства.

Аналогичная норма содержится и в п. 16.1 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Недогоды В.П. о восстановлении районного коэффициента к пенсии и взыскании с ответчика недополученной суммы пенсии с 1 февраля 2010 г., суд правильно исходил из того, что города Чита и Улан-Удэ, в которых истец проходил службу, в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029, не включены, следовательно, у истца отсутствует календарная выслуга лет в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, необходимая для сохранения размера пенсии, исчисленного с учетом районного коэффициента, в порядке, установленном ч. 2 ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

Читинская область и Республика Бурятия отнесены к отдаленным местностям, в которых предусмотрено лишь льготное исчисление выслуги лет, не влекущее право на сохранение размера пенсии, исчисленного с учетом районного коэффициента, при переезде пенсионера в другую местность.

Суд правильно отказал и в удовлетворении требований Недогоды В.П. об обязании ответчика произвести перерасчет ранее выплаченной ему пенсии за период с 20 мая 1995 г. по 1 февраля 2010 г. с применением коэффициента 1,5, поскольку обязательным условием для применения к пенсии такого коэффициента в соответствии с ч. 3 ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 и абз. 2 п. 16.1 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 является наличие у пенсионера необходимой выслуги лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которой у истца не имеется.

Соглашаясь с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска Недогоды В.П., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает необходимым отметить следующее.

Приказом ФСБ России от 1 мая 2003 г. № 302 «Об организации пенсионного обеспечения в органах Федеральной службы безопасности» утвержден Порядок организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, который регулирует вопросы, связанные с организацией пенсионного обеспечения, в том числе в случае переезда пенсионера на новое место жительства.

Пунктами 21, 60, 71 вышеназванного Порядка предусмотрено, что выплата пенсии приостанавливается пенсионным подразделением в случае переезда пенсионера на новое место жительства, подведомственное другому территориальному органу безопасности, а пенсионное дело направляется в территориальный орган безопасности по новому месту жительства. При получении пенсионного дела из другого пенсионного подразделения оно регистрируется в десятидневный срок с присвоением нового номера, проверяется также правильность назначения пенсии, и при наличии всех необходимых документов в заключении о назначении пенсии делается запись о возобновлении выплаты пенсии.

Судом установлено, что пенсионное дело Недогоды В.П. при его переезде из г. Улан-Удэ на постоянное место жительства в Воронежскую область было направлено из УФСБ России по Республике Бурятия в УФСБ России по Воронежской области, которое возобновило выплату пенсии истцу с 1 февраля 2010 г.

Таким образом, в связи с переездом истца на новое место жительства, подведомственное УФСБ России по Воронежской области, правоотношения по пенсионному обеспечению между Недогодой В.П. и УФСБ России по Республике Бурятия были прекращены.

С 1 февраля 2010 г. пенсионное обеспечение Недогоды В.П. осуществляет УФСБ России по Воронежской области, поэтому по требованиям истца об оспаривании размера пенсии, назначенного с указанной даты, надлежащим ответчиком является данный территориальный орган безопасности.

Как видно из материалов дела, истец, не согласившись с порядком исчисления выслуги лет и размером пенсии, назначенной ему с 1 февраля 2010 г., ранее обращался в Воронежский областной суд с исковыми требованиями к УФСБ России по Воронежской области о возложении обязанности выплачивать пенсию с учетом районного коэффициента, назначенного в г. Улан-Удэ, взыскании недополученной пенсии, возложении обязанности исчислить стаж службы в льготном порядке и взыскании судебных расходов.

Решением Воронежского областного суда от 27 апреля 2011 г., оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2011 г., в удовлетворении исковых требований Недогоды В.П. отказано.

При таких обстоятельствах и учитывая, что нарушений пенсионных прав истца какими-либо действиями УФСБ России по Республике Бурятия не установлено, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у Верховного суда Республики Бурятия не имелось.

Доводы апелляционной жалобы Недогоды В.П. основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

С учетом изложенного постановленное по делу решение Верховного суда Республики Бурятия от 16 октября 2012 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Недогоды В.П. - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Верховного суда Республики Бурятия от 16 октября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Недогоды В.П. - без удовлетворения.

Председательствующий Т.Е. Корчашкина
Судьи М.В. Задворнов
Г.А. Гуляева

Обзор документа

Гражданин обратился в суд с исковым требованием о сохранении за ним размера пенсии, исчисленного с применением районного коэффициента, при переезде в другую местность.

В обоснование своего требования истец пояснил следующее. Он получал пенсию за выслугу лет на военной службе в отдаленных местностях, которая была назначена ему с применением соответствующего районного коэффициента.

Однако после переезда на новое место жительства пенсию ему пересчитали. В результате она стала выплачиваться без учета ранее установленного районного коэффициента.

ВС РФ отказал в удовлетворении требований заявителя.

Законодательством предусмотрено, что размер пенсии, исчисленной с применением соответствующего районного коэффициента, сохраняется за пенсионерами, служившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при выезде их из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства.

Таким образом, обязательным условием для применения к пенсии повышенного коэффициента является наличие у пенсионера необходимой выслуги лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Города, в которых истец проходил службу, в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не включены.

Следовательно, у истца отсутствует календарная выслуга лет в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, необходимая для сохранения размера пенсии, исчисленного с учетом районного коэффициента.

В отдаленных местностях предусмотрено лишь льготное исчисление выслуги лет, не влекущее права на сохранение размера пенсии, исчисленного с учетом районного коэффициента, при переезде пенсионера в другую местность.


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

от 10 января 2013 года Дело N 33-55/2013

Рег. №: 33-55/2013 Судья: Пазюченко И.Ж.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

Пучинина Д.А., Вологдиной Т.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 января 2013 года апелляционную жалобу Скляра О. В. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2012 года по гражданскому делу № 2-234/2012 по иску Скляра О. В. к Военному комиссариату г. Санкт-Петербурга о взыскании незаконно удержанной пенсии.

Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н., объяснения представителя Скляра О.В. - Феонову А.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Военного комиссариата Санкт-Петербурга - Волкову В.В., возражавшую против жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

26 октября 2011 года истец обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику о взыскании незаконно удержанной пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что при получении пенсии на территории Санкт-Петербурга после его переезда из Республики Карелия ему стало известно, что с его пенсии производится удержание переплаты районного коэффициента за период с 1997 по 2008 года. Указывает, что в указанный период времени он был постоянно зарегистрирован и проживал в Республике Карелия и, полагает данные удержания незаконными поскольку период удержания превышает срок исковой давности 3 года, а само удержание может производиться в судебном порядке, а такого решения судом не выносилось. Считает, что удержанные денежные средства подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения. Учитывая изложенное и, уточнив размер исковых требований, истец просил признать удержание ответчиком денежных средств из его пенсии незаконным, взыскать ранее удержанные денежные средства из его пенсии в размере рублей и государственную пошлину в сумме рублей копеек (т. 1 л.д. 205)

Решением от 16 июля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.

С вынесенным решением истец не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой указывает, что вынесенное решение подлежит отмене, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Просит данное решение суда отменить и принять по делу новое решение.

Судебная коллегия, учитывая мнение участников судебного заседания. Рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица - Военного комиссариата Республики Карелия, извещенного о судебном заседании.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу в период с 15 октября 1997 года по 30 сентября 2010 года была назначена и выплачивалась пенсия военным комиссариатом Республики Карелия, выплата которой прекращена 1 октября 2010 года в связи с направлением пенсионного дела в военный комиссариат г. Санкт-Петербурга, к новому месту жительства истца: . .

Основанием для назначения истцу пенсии за выслугу лет послужило его заявление военному комиссару Лахденпохского района Республики Карелия от 12 января 1998 года. (т. 2 л.д. 19-20), с указанием адреса проживания: . ., в котором истцом дано обязательство о сообщении пенсионному органу в трехдневный срок о выезде из Республики Карелия.

Согласно ч. 1 ст. 56 Закона РФ № 4468-1 выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

Пунктом 40 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 г. № 1132, на военные комиссариаты возложена организация и проведение работ по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат.

В силу ст. 48 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1, пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 указанного Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статье 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1, прослуживших в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии.

При назначении Скляру О. В. пенсии за выслугу лет действующее законодательство в части пенсионного обеспечения военнослужащих было соблюдено и, на период проживания в указанной местности пенсия истцу была назначена и исчислялась с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей-1, 15 с момента назначения.

Военный комиссариат Республики Карелия, выявив в 2008 году то обстоятельство, что истец, получающий надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, будучи зарегистрированным в Республике Карелия, постоянно с 1997 года проживает в г.Санкт-Петербурге, в известность об этом военный комиссариат не поставил и, поскольку данные обстоятельства в силу закона влекут за собой изменение размера выплачиваемой пенсии, 14.11.2008 года вынес решение об удержании незаконно полученной с 01.11.1997 года по сентябрь 2008 года пенсии в размере рублей копеек в связи с непроживанием на территории Республики Карелия (т.2 л.д.8). При этом военным комиссариатом было учтено, что служба истца в районах Крайнего Севера составляет менее 15 календарных лет и, он не приобрел право на сохранение выплаты пенсии с районным коэффициентом в связи с непроживанием на территории Республики Карелия.

Указанное решение от 14.11.2008 года военным комиссариатом Республики Карелия было принято в соответствии со ст. 56, 62 Закона № 4468-1 и ст. 93.4 Бюджетного Кодекса РФ.

В дальнейшем, вплоть до октября 2010 года (направления пенсионного дела истца в военный комиссариат Санкт-Петербурга), пенсия Скляру О.В. рассчитывалась и выплачивалась без учета районного коэффициента и, с удержанием ранее выплаченного районного коэффициента согласно принятого 14.11.2008 года военным комиссариатом Республики Карелия решения. Расчет удержаний излишне выплаченной суммы (районного коэффициента) представлен в суд (т.2 л.д.32), размер удержание при этом истцом не оспаривается.

Решение об удержании незаконно полученной пенсии в части районного коэффициента военным комиссариатом принималось с учетом представленной в материалы пенсионного дела копией трудовой книжки, из которой следует, что истец с 20.10.1997 года постоянно работал в г.Санкт-Петербурге в в должности юрисконсульта. 28.07.2000 года был уволен по собственному желанию и, с 29.07.2000 года принят на должность юрисконсульта в , где работал до 27.07.2001 года, а с 27.07.2001 года назначен генеральным директором , является также учредителем данного общества.

Указанные обстоятельства истцом не оспаривались при рассмотрении дела.

Также, в поступивших в адрес военного комиссариата Республики Карелия в 2008 году из прокуратуры Лахденпохского района письмах следует, что в ходе прокурорской проверки установлено место жительства Скляра О.В. в городе Санкт-Петербурге - . , где он проживает и имеет постоянное место работы в Санкт-Петербурге.

Из материалов пенсионного дела, обозреваемом в судебном заседании следует, что военным комиссариатом Республики Карелия для принятия решения об определении прав на выплату районного коэффициента, было предложено Скляру О.В. представить подтверждение его фактического проживания по месту регистрации. Согласно письменных объяснений истца от 26.09.2008 года он постоянно зарегистрирован в . , что подтверждает копией паспорта. Одновременно в данных им объяснениях указывает, что по роду деятельности работает вахтовым методом в Санкт-Петербурге, а также часто бывает в командировках (т.2 л.д. 24, 25).

Об удержании из пенсии районного коэффициента в связи с проживанием в г.Санкт-Петербурге в адрес истца в ноябре 2008 года было направлено уведомление (т.2 л.д.36).

Об указанном решении об удержании истец узнал 19.11.2008 года, что следует из его жалобы, направленной в военный комиссариат Республики Карелия 18.02.2009 года с требованием об отмене незаконного решения (т.2 л.д.39).

На данную жалобу 30.03.2009 года был дан ответ, в котором истцу также предлагалось представить документы, подтверждающие фактическое проживание по месту регистрации за период с октября 1997 года по настоящее время. В ответ истец представил ксерокопию страницы паспорта с отметкой о регистрации в .

Установленные военным комиссариатов Республики Карелия обстоятельства также подтверждаются выписками из ЕГРЮЛ, содержащими сведения о юридических лицах, в которых в спорные периоды работал истец и их месте нахождения в гор. Санкт-Петербурге (т. 1 л.д. 53-75, 77-100), а также справками по форме 2 НДФЛ о доходах истца в спорный период (т. 1 л.д.107-112).

Также, судом первой инстанции установлено, что на праве собственности истцу принадлежит . , в которой истец был зарегистрирован постоянно с 12.03.1999 года и снят с регистрационного учета с 01.06.2006 году, что подтверждается представленной суду архивной справкой о регистрации (Ф-9), (т. 1 л.д. 223)

Представленными УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по запросу суда сведениями в отношении истца установлено, что Скляр В.О. с 06.06.2006 г. по 23.04.2010 г. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, . . (т. 1 л.д. 226 оборот).

Таким образом, обстоятельства, на основании которых Военный комиссариат Республики Карелия вынес 14.11.2008 года решение об удержании районного коэффициента за период с 1997 по 2008 год, были также подтверждены при рассмотрении настоящего дела, о чем суд первой инстанции указал в своем решении. Представленные в суд документы также бесспорно подтверждают, что постоянным местом проживания истца является . , а не . Республики Карелия.

В соответствии со ст. 62 Закона РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1 удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.

Также, при принятии Военным комиссариатом решения об удержании было учтено, что действующее законодательство связывает выплату пенсии не с регистрацией пенсионера, а с его фактическим местом проживания (пребывания), о чем также указано в решении суда.

В соответствии со ст. 50 Закона № 4468-1, работа по пенсионному обеспечению осуществляется Министерством обороны РФ применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательством и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 17.123.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Поскольку истец не сообщил в Военный комиссариат Республики Карелия об изменении своего места жительства, то последний, учитывая наличие злоупотребления со стороны истца, имел все законные основания для принятия в соответствии с положениями ст. 62 Закона РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1 решения об удержании незаконно полученной пенсии в виде районного коэффициента.

Об указанном решении от 14.11.2008 года истец знал еще 19.11.2008 года, что подтверждается материалам дела. В установленном законом порядке данное решение не обжаловал.

Как следует из представленного в материалах дела письма управления сопровождения операций физических лиц (т. 2 л.д. 13) - указанные денежные средства удержаны и по состоянию на 01.01.2012 год задолженность полностью погашена.

Заявляя по настоящему делу исковые требования о признании незаконным произведенных удержаний, истец обосновывал их тем, что удержание может и должно производиться при наличии законных оснований в судебном порядке и, что именно из-за отсутствия законных оснований удержание производится без приказов и распоряжений должностных лиц. А также, данное удержание противоречит требованию п.9 ст. 1109 ГК РФ и подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения.

Таким образом, заявляя исковые требования и указывая изложенные обстоятельства как их основания, истец заявляет об отсутствии каких-либо оснований для произведения удержаний в связи с отсутствием приказов и распоряжений должностных лиц, либо соответствующего решения суда, что не соответствует действительности, поскольку имеется вышеуказанное решение Военного комиссариата Республики Карелия от 14.11.2008 года, постановленное в соответствии с требованиями ст. 62 Закона РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1, о котором истцу было своевременно известно и, следовательно, удержание производилось на законных основаниях.

Доводы истца об отсутствии в его действиях недобросовестности и необходимости применения положений п. 3 ч. 1 ст. 1109 ГК РФ, устанавливающей, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсии при отсутствии недобросовестности с его стороны, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами права и общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом Скляр О.В. обязан был сообщить в пенсионную службу, выплачивающую ему пенсию, обо всех изменениях, в частности о выезде за пределы Республики Карелия, влияющих на его право на дальнейшее получение пенсии с учетом районного коэффициента, однако обязательство при наступлении таких обстоятельств не выполнил. О своей обязанности сообщить обо всех изменениях, влияющих на его право на получение пенсии им также было написано соответствующее заявление при подаче заявления о назначении пенсии (т.2 л.д.20).

Учитывая вышеизложенные нормы права, а также тот факт, что истец при перемене места жительства не сообщил об этом в Военный комиссариат Республики Карелия, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о наличии законных оснований для удержания из пенсии истца незаконно полученной надбавки основан на законе, является верным.

При этом довод истца о том, что период удержания данной надбавки составляет 11 лет, что превышает срок исковой давности в три года, подлежит отклонению, поскольку, как указывалось выше, удержания излишне выплаченной пенсии, при злоупотреблении со стороны пенсионера производится на основании решения соответствующего пенсионного органа от 14.11.2008 года. При наличии данных обстоятельств, положения о сроке исковой давности не может быть применено при рассмотрении данного иска по заявленным основаниям, поскольку в силу закона о пенсионном обеспечении ограничение периода, за пределами которого не может быть взыскана незаконно полученная пенсия, не содержится.

Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, Скляр О.В. знал о решении Военного комиссариата Республики Карелия от 14.11.2008 года об удержании излишне выплаченной пенсии, однако данное решение не обжаловал.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований к отмене решения районного суда, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств и не содержат подтверждений, которые могли бы послужить основаниями для иной оценки доказательств, имеющихся в деле, принятия судом иного решения, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что постановленное судом первой инстанции решения является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 июля 2002 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Харланова А.В.,

рассмотрела в судебном заседании 5 июля 2002 г. гражданское дело по кассационной жалобе военного комиссариата Республики Башкортостан на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 23 ноября 2001 г. по жалобе О. на действия военного комиссариата Республики Башкортостан.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

пенсионер из числа военнослужащих О. обратился в суд с исковым заявлением к военному комиссариату РБ с требованиями о перерасчете ему пенсии с учетом районного коэффициента 1,7, установленного к заработной плате работникам непроизводственной сферы, проживающим в ЗАТО г. Межгорье. В обоснование своего требования он указал на то, что проживает и проходил военную службу в закрытом административно-территориальном образовании (далее - ЗАТО) г. Межгорье, откуда и был уволен в запас в соответствии с Законом РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“. Согласно Постановлению ЦК КПСС и совета Министров СССР от 8 июля 1974 г. N 561, Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 г. N 487-152 и Указу Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 г. N 687 для работников производственной и непроизводственной сферы в ЗАТО г. Межгорье к заработной плате

установлен районный коэффициент 1,7. Однако ответчиком при назначении и выплате пенсий ее начисления производились без учета указанного районного коэффициента.

Он проживает и получает пенсию в ЗАТО Межгорье, обращался в военный комиссариат Республики Башкортостан по вопросу перерасчета пенсии с учетом районного коэффициента, но ему было отказано в этом.

В судебном заседании 16 мая 2001 г. и 21 сентября 2001 г. заявитель уточнил свои требования и просил признать неправомерными действия военного комиссариата РБ об отказе произвести ему перерасчет начисленной пенсии с учетом районного коэффициента 1,7, установленного к заработной плате работникам непроизводственной сферы ЗАТО Межгорье, и просил обязать Военный Комиссариат Республики Башкортостан произвести перерасчет выплачиваемой пенсии с учетом районного коэффициента 1,7 с момента назначения ему пенсии и произвести перерасчет выплачиваемой пенсии на период его проживания в ЗАТО Межгорье, а также просил взыскать моральный вред за несвоевременное назначение и выплату пенсии.

О. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела был извещен надлежащим образом и просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель военного комиссариата РБ Пичугина И.В. предъявленные требования заявителя не признала и пояснила, что в ЗАТО г. Межгорье установлен районный коэффициент 1,15, а поэтому пенсия заявителю должна выплачиваться с этим коэффициентом.

Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 23 ноября 2001 г. жалоба О. удовлетворена.

В кассационной жалобе военного комиссариата Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях

и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ N 4468-1 принят 12.02.1993.

Согласно Закону Российской Федерации от 12 февраля 1983 г. (с последующими изменениями) “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающих в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Как установлено судом, заявитель проходил воинскую службу в воинских частях, дислоцированных в Белорецке-15 (впоследствии преобразованном в ЗАТО г. Межгорье) в 1986 - 1989 гг. Эти воинские части принимали участие в строительстве объектов ЗАТО г. Межгорье, в том числе и комбината. Заявитель проживает в ЗАТО г. Межгорье. О. был уволен в запас с действительной военной службы с 02.04.99. Ему была назначена пенсия в соответствии с Законом РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей“.

Данные обстоятельства подтверждены исследованными в судебном заседании личным делом заявителя и копиями приказов и расчетов по назначению пенсии, приобщенными к делу.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 г. N 561 “О строительстве Байкал-Амурской железнодорожной магистрали“ (приложение N 9) к заработной плате работникам БАМа был установлен районный коэффициент 1,7.

Постановлением ЦК КПСС и Совета

Министров СССР от 19 июня 1978 г. N 487-152 на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г. Белорецке-15 (ныне ЗАТО г. Межгорье), выполняющих госзаказ независимо от ведомственной принадлежности, были распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 г. (приложение N 9).

Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 г. N 687 за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО, были сохранены ранее предоставленные льготы.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г. “О закрытом административно-территориальном образовании“, названным выше Указом Президента Российской Федерации министром обороны РФ и Премьер-министром РБ 1 декабря 1995 г. было утверждено “Положение о правовом режиме функционирования закрытого административно-территориального образования - г. Межгорье“, действующее до настоящего времени.

В силу данного Положения на работников предприятий и организаций, расположенных на территории г. Межгорье и занятых выполнением государственного заказа, а также на работников местной власти и их структурных подразделений, муниципальных организаций, предприятий и учреждений, контролирующих и обслуживающих органов распространяются действующие на объекте льготы и надбавки к заработной плате, пенсионному обеспечению и мерам социальной защиты. Для работников учреждений, организаций, предприятий и участков, передаваемых в ведение администрации г. Межгорье, сохраняются действующие в 1995 г. система оплаты труда и размеры должностных окладов и тарифных ставок.

Поскольку Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 г. N 561 и от 19 июня 1978 г. N 487-152 установлен районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников, не только занятых на строительстве, но и обслуживании в районе строительства объекта

(то есть непроизводственных отраслей), а Указом Президента РФ от 8 июля 1995 г. N 687 сохранена эта льгота, то суд правильно исходил из того, что имеются Постановления Правительства и Указ Президента в отношении установления районного коэффициента 1,7 к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, проживающих на территории ЗАТО г. Межгорье.

Начисление к заработной плате коэффициента 1,7 не только работникам, занятым на строительстве объекта, подтверждается показаниями свидетеля Мочалова С.Л. - первого заместителя главы администрации г. Межгорье, данными в судебном заседании в апреле 1999 г., из которых следует, что всем работникам на территории ЗАТО г. Межгорье, включая и работников непроизводственных отраслей, к заработной плате устанавливается районный коэффициент 1,7.

Согласно справке администрации ЗАТО г. Межгорье и письму начальника Департамента кадров и обеспечения органов финансовой системы Министерства финансов Российской Федерации от 08.10.96 N 17-03-18/01 коэффициент 1,7 к заработной плате установлен для работников производственной и непроизводственной сферы.

С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что на территории ЗАТО г. Межгорье на период строительства объектов, в том числе комбината, установлен районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников производственных и непроизводственных отраслей в отличие от районного коэффициента 1,15, установленного к заработной плате рабочих и служащих, проживающих в Республике Башкортостан. Судом установлено, что строительство объектов и комбината на территории ЗАТО г. Межгорье не закончено, что подтверждается письмом секретаря Совета Безопасности РФ от 2 марта 1999 г. N 21-414, письмом руководителя дирекции N 10 НПО “Архей“ от 6 апреля 1999 г. N 543, справкой НПО “Архей“ дирекции N 10 от 10 апреля 2001 г. N 100, письмом и.о.

первого заместителя начальника главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 28 июля 2000 г. N А41/51-666.

При таком положении суд правильно исходил из того, что на территории ЗАТО г. Межгорье установлен районный коэффициент к заработной плате 1,7, а поэтому пенсионерам из числа военнослужащих пенсия подлежит выплате с учетом этого районного коэффициента. То обстоятельство, что военнослужащим к заработной плате не был установлен районный коэффициент 1,7, не свидетельствует о том, что и пенсия не подлежит начислению с его учетом, поскольку это противоречило бы статье 48 Закона РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“.

Письмо Министерства труда Российской Федерации N 6575-10л от 05.10.99 в Пенсионный фонд Российской Федерации, как правильно указал суд, не может служить доказательством того, что на территории ЗАТО г. Межгорье не установлен коэффициент 1,7, поскольку оно противоречит вышеприведенным Постановлениям Правительства и Указу Президента РФ.

Заявитель проживает на территории ЗАТО г. Межгорье (подтверждается справкой с места жительства), получает пенсию по месту жительства (подтверждается копией лицевого счета Сбербанка), что не оспаривалось сторонами.

Таким образом, поскольку заявитель является пенсионером из числа лиц, указанных в статье 1 Закона РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“, проживает в ЗАТО г. Межгорье, где работникам непроизводственных отраслей установлен к заработной плате районный коэффициент 1,7, то ему в соответствии со статьей 48 вышеуказанного Закона расчет пенсии должен производиться с учетом районного коэффициента 1,7.

При таком положении действия военного комиссариата РБ об отказе заявителю произвести

перерасчет получаемой им пенсии с учетом районного коэффициента 1,7 на время его проживания в ЗАТО г. Межгорье правильно признаны неправомерными. Суд в связи с этим правильно обязал военный комиссариат РБ произвести перерасчет выплачиваемой заявителю пенсии с учетом районного коэффициента 1,7 со дня назначения пенсии.

Согласно ст. 58 Федерального закона “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и организациях уголовно-исправительной системы, и их семей“ сумма пенсии, не полученной пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Исходя из изложенного, суд правильно указал в решении, что пенсия заявителю подлежит взысканию со 2 апреля 1999 г.

Вывод суда об уважительности пропуска заявителем срока на обращение в суд соответствует требованиям закона.

Нарушения норм материального права, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Верховного суда Республики Башкортостан от 23 ноября 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу военного комиссариата Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Читайте также: