Судебная практика по жилищным сертификатам пенсионерам мвд

Как получить социальную выплату на приобретение или строительства жилья. Я пенсионер МВД РФ, стаж выслуги 25 календарных лет. На пенсии с 2015 года. Своего жилья со своей семьей из трех человек не имею. На протяжении всей службы жилья ни в собственности ни по соц.найму не было. Проживали в съемном жилье, у родственников, в служебном военном жилье и пр. Нахожусь в очереди в бывшем своем управлении МВД на получение на получение выплаты. очередь не двигается. Возможно ли получение через суд и каким образом ? На сколько эффективно и были ли претенденты выигрышных постановлений суда на данную тему?

Ответы юристов ( 1 )


В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г.
N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел
Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» Сотрудник, имеющий стаж службы в органах
внутренних дел не менее 10 лет в календарном
исчислении, имеет право на единовременную
социальную выплату
для приобретения или строительства жилого помещения один раз
за весь период службы в органах внутренних дел (далее — единовременная
социальная выплата).

При этом, Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в
пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу
исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя
федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя
иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу
сотрудники, при условии, что сотрудник:

1) не является нанимателем жилого помещения по
договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи
собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по
договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи
собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на
одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) проживает в помещении, не отвечающем
установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров
занимаемого жилого помещения;

4) является нанимателем жилого помещения по
договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи
собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий
тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с
ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого
по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) проживает в коммунальной квартире независимо от
размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7) проживает в смежной неизолированной комнате либо
в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров
занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и
постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту
жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Также добавлю, право на единовременную социальную выплату
сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в
органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения
службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.


Адвокат АП г. Санкт-Петербурга Дмитрий Изварин подготовил в интересах своих доверителей, бывших сотрудников МВД, жалобу в Конституционный Суд, в которой оспаривает конституционность ч. 2 ст. 4 Закона о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел (имеется в распоряжении «АГ»).

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о социальных гарантиях сотрудникам ОВД те, кто имеет стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет, вправе претендовать на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья в указанных в законе случаях. В соответствии с ч. 2 данной статьи выплата предоставляется в пределах бюджетных ассигнований того государственного органа, в котором проходит службу соответствующий сотрудник.

По мнению адвоката, ч. 2 ст. 4 в силу своей неопределенности из-за отсутствия законодательно закрепленного срока на предоставление единовременной социальной выплаты свидетельствует о невыполнении федеральным законодателем своей обязанности, вытекающей из ст. 7, 39, 40 45, 52, 53 и 71 Конституции, и, соответственно, нарушает конституционные права на социальное обеспечение.

МВД сообщило о нехватке средств

Доверители Дмитрия Изварина обращались в различные государственные органы, чтобы добиться предоставления им жилья. В течение 2016–2018 гг. они неоднократно направляли обращения в МВД России, писали в Администрацию Президента, Правительство РФ, Минфин, Минюст, соответствующие комитеты Совета Федерации и Госдумы, Счетную палату, а также Уполномоченному по правам человека. Большая часть обращений перенаправлялась в Министерство внутренних дел.

Позиция МВД, выраженная в его многочисленных ответах, сводилась к следующему. По словам ведомства, объем бюджетных средств для предоставления единовременной социальной выплаты составляет менее 1% от необходимой потребности. Министерство отметило, что срок ее предоставления не определен нормативными актами. «Учитывая крайне ограниченное финансирование, период ожидания данной выплаты для сотрудников составляет длительный срок», – сообщил ответственный департамент.

Министерство указало, что при формировании проекта бюджета на 2016–2019 гг. оно заявляло о необходимости предоставления дополнительных ассигнований для обеспечения сотрудников ОВД жильем, однако Минфином указанные предложения поддержаны не были. МВД сообщило заявителям, что обозначало потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях на 2017–2019 гг. в размере более 26 млрд руб. ежегодно. При этом реально в 2017–2018 гг. ведомство получало каждый год не более 2 млн руб., такая же сумма, по его словам, была предусмотрена на 2019 и 2020 гг.

В июне 2018 г. департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД в своем ответе на очередной запрос заявителей указал, что размер предусмотренных бюджетных ассигнований позволяет обеспечивать только около 0,3% сотрудников (пенсионеров) от общего количества состоящих на учете для получения единовременной выплаты.

Минфин пояснил заявителям, что предложения МВД не были поддержаны, поскольку данное ведомство самостоятельно определяет объемы средств по направлению расходов с учетом приоритетности задач в рамках его бюджета.

В сентябре 2018 г. был получен ответ Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Как указано в документе, проблема обеспечения сотрудников ОВД единовременной социальной выплатой для приобретения жилья является предметом его «постоянного пристального внимания». Комитет подчеркнул, что неоднократно запрашивал у МВД информацию по данному вопросу. По его словам, на момент формирования ответа на запрос заявителей в МВД на учете состояло более 90 тысяч семей сотрудников. Комитет сообщил, что в 2017 г. из-за нехватки средств жильем были обеспечены только 320 семей сотрудников и пенсионеров ОВД.

Доверители Дмитрия Изварина, чтобы получить полагающиеся им выплаты, обращались в суды общей юрисдикции, однако Басманный районный суд и Московский городской суд отказали в удовлетворении требований. По словам адвоката, обе инстанции исходили, в частности, из того, что срок предоставления субсидии не установлен, а порядок ее предоставления определен в действующем законодательстве.

Позиция адвоката

Дмитрий Изварин сообщил, что по состоянию на 1 июля 2019 г. получения единовременной выплаты от МВД ожидают почти 95 тыс. семей. При этом за 2012–2017 гг. субсидии получили чуть более 10,5 тыс. семей сотрудников. Адвокат полагает, что отсутствие законодательно закрепленного срока на предоставление единовременной социальной выплаты сотрудникам ОВД является грубым нарушением норм действующего законодательства.

Дмитрий Изварин отметил, что КС уже оценивал конституционность норм, касающихся различных форм обеспечения жильем лиц, проходящих военную службу, в частности в Постановлениях от 5 апреля 2007 г. № 5-П и от 15 октября 2012 г. № 21-П. По мнению адвоката, из этих актов следует, что единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемая сотрудникам ОВД, уволенным с правом на пенсию и не имеющим жилища или нуждающимся в улучшении жилищных условий, является дополнительной мерой их социальной защиты. Он подчеркнул, что при схожей правовой неопределенности при обеспечении судей жилыми помещениями в 2008 г. Конституционный Суд РФ предписал закрепить в законе критерии признания судей «нуждающимися».

Дмитрий Изварин отметил, что в своих решениях КС не раз указывал, что закрепленные в Конституции цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Об этом, по его словам, в частности, говорится в Постановлении от 16 декабря 1997 года № 20-П.

Адвокат напомнил, что, закрепляя право каждого на жилище и предполагая прежде всего ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция одновременно предусматривает, что указанным в законе нуждающимся гражданам жилье предоставляется бесплатно (ст. 40 Конституции). При этом, по мнению Дмитрия Изварина и его доверителей, ключевое значение для защиты права на жилище имеет наличие установленного срока для предоставления гражданам единовременной социальной выплаты.

Дополнительно адвокат сослался на доклад Председателя Конституционного Суда от 7 июня 2007 г. Валерия Зорькина. В частности, в нем было отмечено, что сущность конституционного права на социальное обеспечение проявляется в обязанности государства предоставить каждому в случаях, указанных в Конституции, такое обеспечение. При этом, как указал Валерий Зорькин, произвольные действия законодателя в области социальных прав недопустимы, поскольку это не только затрагивает признанные мировым сообществом права человека, но и прямо связано с безопасностью и политической стабильностью общества.

Эксперты подтвердили реальность проблемы

«Иллюзий относительно рассмотрения жалобы в КС не питаем», – сообщил «АГ» Дмитрий Изварин. Однако, по его словам, это единственный неиспользованный институт защиты на национальном уровне. Адвокат отметил, что практика судов общей юрисдикции по вопросу о взыскании соответствующих выплат в отрицательная. «Судьи не усматривают нарушения прав заявителей ввиду отсутствия законодательно закрепленных сроков предоставления субсидии», – поясняет адвокат.

Дмитрий Изварин сказал, что жалоба будет подана в КС сразу после того, как он получит оригиналы решений судов общей юрисдикции по делам его доверителей, подтверждающие применение оспариваемой нормы в их отношении.

Адвокат АК «Бородин и партнеры» Аким Ложковой посчитал обжалование конституционности ч. 2 ст. 4 Закона о социальных гарантиях сотрудникам ОВД не вполне обоснованным. По его мнению, проблема в конечном итоге связана не с отсутствием срока для предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам ОВД. Аким Ложковой указал, что основная сложность – это необходимость увеличения бюджетных ассигнований. «Это сугубо экономический вопрос», – подчеркнул он

В то же время руководитель конституционной практики АК «Аснис и партнеры» Дмитрий Кравченко сообщил, что проблема несоответствия декларируемых обязательств государства бюджетным ассигнованиям поднимается перед Конституционным Судом не впервые. «Известны решения, когда Конституционный Суд признавал неконституционной норму, которая позволяет отказывать в реализации предусмотренным законом социальных прав на основании отсутствия соответствующего бюджетного финансирования. При этом надо отметить и сформировавшиеся позиции КС, в соответствии с которыми подзаконное регулирование и правоприменение не могут умалять самого существа права. Если фактическое состояние реализации того или иного социально значимого права таково, что реально право отсутствует, то подобная ситуация вполне может быть предметом рассмотрения КС», – пояснил эксперт.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

от 17 мая 2017 г. N 33-10053/2017

Судья: Хасанова Г.Р.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

в составе председательствующего: Сафина Ф.Ф.,

судей: Субхангулова А.Н., Фахретдиновой Р.Ф.,

при секретаре Х.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе А. на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от , которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований А. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан об обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в размере эквивалентном стоимости 36 кв. м общей площади жилого помещения, отказать.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия

А. обратился в суд с иском к МВД по Республике Башкортостан и просил обязать МВД по РБ предоставить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в размере эквивалентном стоимости 36 кв. м, общей площади жилого помещения.

В обоснование иска указал, что в период с по истец проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Общая продолжительность выслуги лет для назначения пенсии ко дню его увольнения в календарном исчислении составила , стаж службы в органах внутренних дел составил - .

В период прохождения службы совместно с членами семьи: супругой - А. и дочерью - А. истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в Отделе МВД России по и РБ.

на основании постановления комиссии МВД по Республике Башкортостан по предоставлению единовременной социальной выплаты, как пенсионер МВД, истец был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако, до настоящего времени жилым помещением, предназначенным для постоянного проживания, по договору социального найма либо на праве собственности не обеспечен, единовременная социальная выплата или выдача государственного жилищного сертификата не произведена, что нарушает его права, установленные ст. 30 Закона РФ "О милиции" от 18.04.1991 года N 1026-1 и нормами постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153, ст. ст. 44 , 56 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции". В настоящее время истец со своей семьей проживает в съемной коммунальной квартире, расположенной по адресу: , общей площадью комнаты 12,9 кв. м, что значительно ниже учетной нормы жилой площади на одного человека, установленной ст. 31 ЖК РФ, которая составляет 12 кв. м, на человека.

На основании изложенного, просил обязать МВД по Республике Башкортостан предоставить ему единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в размере эквивалентном стоимости 36 кв. м, общей площади жилого помещения.

Судом постановлено приведенное выше определение.

В апелляционной жалобе А. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, приводит доводы аналогичные доводам искового заявления.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167 , 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя МВД по Республике Башкортостан Ш., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.

Обеспечение сотрудника полиции жилым помещением, согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3- ФЗ "О полиции " (далее - Федеральный закон "О полиции "), осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такими федеральными законами являются сам Федеральный закон "О полиции ", согласно части 1 статьи 47 которого финансовое обеспечение деятельности полиции , включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции , выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции , членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета, а также Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247- ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247- ФЗ ").

В соответствии с частью 1 статьи 4 данного Федерального закона N 247- ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники ( часть 2 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты ( часть 6 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).

Судом установлено, что истец А. проходил службу в органах внутренних дел с по Стаж службы в органах внутренних дел составляет - . Общий трудовой стаж - . Истец является получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД по Республике Башкортостан.

Истец с членами своей семьи: супругой - А., дочерьми: А., А. зарегистрированы и проживают в комнате общей площадью 12,90 кв. м, жилой - 12,10 кв. м, по адресу: .

Комната принадлежит на праве общей долевой собственности родственникам истца - Ш. и Ш. на праве долевой собственности по 1/2 доли. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) истец А. и члены его семьи не имеют.

Согласно выписке из протокола от заседания Комиссии МВД по Республике Башкортостан по предоставлению единовременной социальной выплаты А. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 4-х человек из расчета потребности в жилой площади 54 кв. м.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, несмотря на наличие у истца права на получение указанной выплаты, получить он ее может не иначе, как в установленном законом порядке, то есть в порядке очередности, установленном соответствующим списком очередников.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Во исполнение Федерального закона N 247-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации N 1223 от 30 декабря 2011 года утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная выплата) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), членам их семей, а также родителям сотрудников, погибших, умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.

Принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников.

Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются предусмотренные п. 5 Правил документы.

Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, оформляется протоколом комиссии и утверждается правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа.

Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления. Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности.

На каждого сотрудника, принятого на учет для получения единовременной выплаты, заводится учетное дело. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге учета.

Уполномоченное подразделение формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета (далее - база данных), на основании информации, представляемой органами вместе с копиями правовых актов, указанных в пункте 17 настоящих Правил. Информация, содержащаяся в базе данных, представляется ежегодно в Министерство финансов Российской Федерации.

Согласно п. 31 Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность предоставления сотрудникам органов внутренних дел социальных гарантий в виде единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета в порядке очереди и в пределах поступающих ассигнований из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ.

Как пояснила суду апелляционной инстанции представитель МВД по Республики Башкортостан, А. состоит в очереди под номером .

Настаивая на возложении на ответчика обязанности предоставить единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, истец фактически ставит вопрос о предоставлении указанной выплаты во внеочередном порядке.

В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ, и п. 13 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1223 от 30 декабря 2011 года сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты и имеющие 3 и более детей, проживающих совместно с ними, или удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо ветераны боевых действий на территории Афганистана имеют преимущественное право на предоставление им единовременной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.

А. не относится к этой категории лиц, имеющих преимущественное право на предоставление единовременной выплаты.

При таких обстоятельствах, разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности предоставить ему единовременную социальную выплату на строительство или приобретение жилья, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у истца права на получение указанной денежной выплаты ранее лиц, состоящих перед ним в списке.

Изложенный вывод суда первой инстанции соответствует требованиям вышеприведенных нормативно-правовых актов, согласно которым предоставление единовременной социальной выплаты в обход очереди лиц, состоящих в указанном списке на получение данной социальной выплаты, не допускается.

При таком положении вывод суда первой инстанции о том, что истец подлежит обеспечению жильем в порядке очередности согласно реестру граждан - получателей единовременной социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом , является правильным.

Поскольку очередь истца на получение единовременной социальной выплаты не подошла, то суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении его исковых требований.

Судебная коллегия находит указанные выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.

Руководствуясь ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от , оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.

Любому сотруднику полиции предоставляется ряд социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством РФ. Это обусловлено спецификой деятельности. Такие права распространяются и на жилищную сферу. Каждый сотрудник полиции имеет право на обеспечение жилым помещением. Такое право распространяется и на членов семьи, в случае гибели сотрудника.

Что сказано в законе?

Основным нормативным правовым актом, который регулирует предоставление жилья сотрудникам полиции является Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ».

В некоторых законодательных актах, указаны правила, касающиеся данной сферы.

  • предоставление жилого помещения по договору социального найма сотрудникам, принятым на жилищный учет до 1 марта 2005 года (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ);
  • предоставление служебных жилых помещений сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции (часть 3 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ).

Льготы и субсидии полицейских

Кроме прав на обеспечение жильем, для сотрудников МВД предусмотрен ряд льгот и субсидий. Прежде всего – это получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения , удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153).

Некоторые льготы нашли свое отражение в нормах Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ.

  • единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения (статья 4);
  • предоставление жилого помещения в собственность (статья 5);
  • предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам (статья 8);
  • денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (статья 8).

Жилищный сертификат

Жилищный сертификат представляет собой вид бюджетной поддержки, которая выражается в денежной выплате, предназначенной для частичной компенсации расходов, связанных с приобретением квартиры или дома.

Как получить сертификат?

Для получения сертификата необходимо обратиться в жилищную комиссию МВД. Перечень документов зависит от статуса инициатора и причин обращения.

Заинтересованному лицу потребуется представить:

  • заявление;
  • справку о выслуге лет;
  • выписку из домовой книги;
  • копию лицевого счета;
  • паспорта членов семьи;
  • свидетельство о браке;
  • выписку из приказа об увольнении;
  • подтверждение отсутствия жилья в собственности или аренде у сотрудника, либо членов его семьи.

Обращение рассматривается в течение 10 дней. После этого комиссия выносит заключение о выдаче сертификат. Отказано будет, если представленные сведения недостоверны, либо инициатор уже получил сертификат.

О социальной выплате по ипотеке

Выплаты такого характера осуществляются в рамках Федерального закона № 3. Оформление социальной выплаты возможно для следующих лиц:

  • проработавшим в МВД не менее 10-ти лет;
  • близким родственникам и членам семьи сотрудника, который погиб или стал инвалидом при исполнении обязанностей;
  • ставшие на очередь на получение ЕСВ на службе;
  • получившие право на ЕСВ в судебном порядке.

Субсидия направляется для погашения части задолженности один раз, в течении срока службы. Размер выплаты зависит от выслуги лет и стоимости 1 м2 в регионе. Сотрудник должен проживать в ведомственном помещении.

Для получения средств потребуется представить:

  • заявление;
  • паспорт;
  • свидетельство о браке;
  • свидетельства о рождении детей;
  • паспорта членов семьи;
  • банковскую справку об остатке задолженности;
  • справку о выслуге лет;
  • банковские реквизиты;
  • выписку из домовой книги;
  • справку о составе семьи;
  • сведения о неполучении аналогичных выплат.

Заявление направляется в жилищную комиссию МВД. Обращение рассматривается в течение 10-ти дней.

Возможно ли приобрести недвижимость в собственность?

В собственность можно перевести жилье, которое сотрудник занимает на условиях социального найма, либо помещение является служебным.

Такое возможно в следующих случаях:

  • гибель сотрудника или пропажа без вести, при исполнении обязанностей;
  • в квартире проживают члены семьи покойного;
  • уход на заслуженный отдых;
  • получение 1-й или 2-й группы инвалидности;
  • в квартире проживают дети-сироты.

Для этого необходимо обратиться с заявлением к собственнику помещения. Обращение рассматривается в течение 2-х месяцев.

Кто имеет право на получение жилплощади?

На получение жилья можно рассчитывать в следующих случаях:

  • при выслуге лет в МВД не менее 10-ти лет;
  • увольнения сотрудника по состоянию здоровья, либо с кадровыми изменениями после достижения возраста выхода на пенсию;
  • отсутствия собственного или арендуемого жилья;

  • проживания в помещении, если на одного человека приходится менее 15 м2;
  • совместного проживания с больным, состояние здоровья которого представляет угрозу для окружающих;
  • проживания сразу двух семей в однокомнатном жилье, в общежитии или в помещении, не соответствующем требованиям технических и санитарных норм.

Указанные обстоятельства должны быть подтверждены документально.

Обеспечение жилым помещением после гибели сотрудника полиции

Члены семьи работника МВД, который погиб, могут рассчитывать на получение жилья. Но это возможно при определенных условиях.

Прежде всего смерть работника МВД должна быть связана с исполнением покойным служебных обязанностей. На момент гибели сотрудник должен был стоять на учете, как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Обращение и документы должны поступить в жилищную комиссию МВД не позднее двенадцати месяцев с момента смерти человека. Обратиться могут только лица, являющиеся близкими родственниками или членами семьи покойного. Это правило распространяется на супругу и детей погибшего. Связь является официальной, если отношения зарегистрированы в органах ЗАГСа, либо проведена процедура усыновления детей. Жена работника может обратиться только до момента регистрации отношений с новым мужем.

Если заявление было направлено при жизни человека, но не было реализовано, можно обратиться повторно, для переоформления документов.

Когда может последовать отказ?

Заинтересованное лицо может получить отказ в удовлетворении своего ходатайства.

Прежде всего это может быть связано с отсутствием документального подтверждения того факта, что человек нуждается в улучшении жилищных условий. Например, будет установлено, что у него в собственности имеется квартира или дом необходимой площади, соответствующий техническим и санитарным нормам.

Причиной отказа может быть предоставление недостоверных сведений о своем положении, сокрытие фактов наличия жилья в собственности или найме, завышение выслуги лет или фальсификация данных о состоянии здоровья.

Отказать могут, если человек уже получал субсидии или пользовался льготами, либо выплачивает кредит за приобретенное жилье.

Требование не будет удовлетворено, если обращаются неуполномоченные лица, например, не являющиеся детьми или родственниками покойного, либо законный представитель без доверенности.

Право на жилье заинтересованные лица утратят, если прошло более двенадцати месяцев с момента гибели работника МВД.

Главные условия получения жилплощади сотрудниками полиции

Одним из главных условий получения жилья является срок службы МВД. Он должен составлять не менее десяти лет. Исключение сделано в отношении участковых инспекторов. Такие лица могут рассчитывать на предоставление квартиры или дома в течение шести месяцев с момента назначения на должность, при условии, что они не имеют другого жилья на территории муниципального образования.

Ещё одним условием является отсутствие у человека помещения. У него не должно быть недвижимости в собственности, либо на правах найма. В противном случае он квартиру не получит.

Определяющим фактором является и состояние самого помещения. Если оно не соответствует требованиям технических или санитарных норм, можно ходатайствовать о выделении недвижимости. Значение имеет и метраж. Если на каждого члена семьи приходится менее 15м2, то следует обращаться в жилищную комиссию МВД.

Каков порядок принятия решения?

Решение о выделении жилья, за счет внутренних ресурсов, принимает жилищная комиссия МВД. Для обращения необходимо оформить письменное заявление.

В нем указывается следующее:

  • Сведения о заинтересованном лице – фамилия, имя, отчество, адрес проживания, место службы, занимаемая должность, номер контактного телефона.
  • Общий срок выслуги лет.
  • Причины обращения, например, проживание в жилье, признанном аварийным, либо недостаточная площадь помещения.
  • Требование инициатора – получение сертификата, единовременная социальная выплата, предоставление жилья.
  • Перечень прилагаемых документов.
  • Дата и подпись инициатора.

Заявление можно направить по почте, либо представить лично.

После поступления назначается и проводится заседание жилищной комиссии. В процессе рассмотрения обращения детально изучаются представленные документы. Завершающим этапом является вынесение решения. Оно оформляется в виде заключения. Указанный документ содержит в себе информацию об участниках заседания, а также суть принятого решения. Независимо от результата, ответ направляется заявителю. Срок рассмотрения обращения составляет 10 дней, с момента его поступления.

Сотрудник может получить жилье и в общем порядке. Для этого можно обратиться в местную администрацию. Заявление направляется по почте, представляется лично, через МФЦ, портал Госуслуги или законного представителя.

После рассмотрения обращения человека поставят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Впоследствии с ним будет заключен договор социального найма жилого помещения.

Все обращения сотрудника МВД рассматриваются безвозмездно. Оплачивать государственную пошлину не нужно.

Сотрудник МВД вправе рассчитывать на получение жилья. Действующим законодательством также предусмотрена выплата финансовой помощи, связанной с наймом или приобретением квартиры, либо домовладения. Получить недвижимость можно не только через жилищную комиссию МВД, но и в общем порядке, обратившись в местную администрацию. В любом случае необходимо подтвердить свое право документально. Гарантии предоставляются и членам семьи погибшего сотрудника.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Определение Верховного Суда РФ от 07.02.2017 N 10-КГ16-7
Требование: О признании права на получение государственного жилищного сертификата и обязании предоставить государственный жилищный сертификат.

Документ предоставлен КонсультантПлюс

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 февраля 2017 г. N 10-КГ16-7

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Кликушина А.А.,

судей Рыженкова А.М. и Юрьева И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировской области в интересах Сосовой О.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кировской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат

по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказания России на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 1 апреля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 15 июня 2016 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Рыженкова А.М., выслушав объяснения представителей Федеральной службы исполнения наказаний России Титова В.В., Матвеевой С.В., а также представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кировской области Матвеевой С.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, Сосовой О.В., полагавшей доводы кассационной жалобы необоснованными, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

прокурор Кировской области в интересах Сосовой О.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кировской области (далее - УФСИН России по Кировской области), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) о признании за Сосовой О.В. права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат.

В обоснование исковых требований указано, что в результате проведения прокурорской проверки по обращению Сосовой О.В. выявлен факт нарушения ее прав на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище". Решением жилищной комиссии от 16 июля 2009 г. Сосова О.В. включена в состав участников подпрограммы в составе семьи из одного человека по категории граждан, предусмотренной подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (далее - Правила).

Сосовой О.В. в целях получения государственного жилищного сертификата представлены в УФСИН России по Кировской области документы, предусмотренные пунктом 44 Правил, в том числе обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения.

Согласно ответу заместителя начальника УФСИН России по Кировской области от 3 июня 2015 г. Сосовой О.В. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с неисполнением обязательства о сдаче занимаемого жилого помещения, в котором помимо Сосовой О.В. зарегистрирован ее племянник Сосов К.И.

Решением Ленинского районного суда г. Кирова от 1 апреля 2016 г. исковые требования удовлетворены частично.

За Сосовой О.В. признано право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.

На Федеральную службу исполнения наказаний России возложена обязанность по предоставлению Сосовой О.В. государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, с составом семьи 1 человек.

В удовлетворении остальных исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 15 июня 2016 г. указанное решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Рыженкова А.М. от 21 декабря 2016 г. кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены решения Ленинского районного суда г. Кирова от 1 апреля 2016 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 15 июня 2016 г.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Судом установлено, что согласно договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: , заключенному 16 декабря 2005 г., совместно с нанимателем Сосовой О.В. в данное жилое помещение вселен член ее семьи - племянник Сосов К.И. (л.д. 40).

Сосова О.В. с 28 апреля 2006 г. по 1 марта 2008 г. проходила службу в должности старшего санитарного врача отдела обеспечения санитарно-эпидемиологического надзора (пгт Лесной) филиала ФГУЗ ЦГиЭ ФСИН России по Приволжскому федеральному округу в Кировской области (л.д. 39, 62).

Приказом от 29 февраля 2008 г. капитан внутренней службы Сосова О.В. уволена из уголовно-исполнительной системы по пункту "ж" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по болезни) с 1 марта 2008 г. (л.д. 62).

На основании письменного заявления (рапорта) от 9 июля 2009 г. решением жилищной комиссии Управления по руководству учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности УФСИН России по Кировской области от 16 июля 2009 г. Сосова О.В. включена в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы с составом семьи из одного человека по категории граждан, предусмотренной подпунктом "б" пункта 5 Правил (л.д. 58 - 60).

Сосова О.В. включена в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2015 и 2016 годы (л.д. 43, 50 - 52).

В целях получения государственного жилищного сертификата Сосова О.В. представила в УФСИН России по Кировской области документы, предусмотренные пунктом 44 Правил, в том числе ею единолично было подписано обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (л.д. 65 - 66).

Согласно ответам УФСИН России по Кировской области от 3 июня и 18 сентября 2015 г., а также ответу ФСИН России от 30 ноября 2015 г. вопрос о выдаче сертификата Сосовой О.В. был отложен до устранения недостатков, поскольку Сосова О.В. зарегистрирована в жилом помещении, где также зарегистрирован ее племянник Сосов К.И., который в подпрограмме не участвует, в связи с чем обязательство Сосовой О.В. о сдаче указанного жилого помещения не может быть исполнено, так как жилое помещение обременено правами третьих лиц, не участвующих в подпрограмме (племянник), следовательно, не может быть сдано муниципальному образованию в полном объеме применительно к условиям подпрограммы (л.д. 16 - 20).

Вступившим в законную силу решением Верхнекамского районного суда Кировской области от 22 октября 2014 г. Сосову К.И. отказано в удовлетворении исковых требований к Сосовой О.В., УФСИН России по Кировской области о признании членом семьи нанимателя жилого помещения, имеющего право на получение государственного жилищного сертификата (л.д. 54 - 57).

Разрешая спор, суд исходил из того, что Сосова О.В. включена в число участников подпрограммы в составе семьи из 1 человека, свое обязательство о сдаче жилого помещения она представила, решением суда Сосов К.И. не признан членом семьи Сосовой О.В., в соответствии с Правилами у Сосовой О.В. отсутствует обязанность предоставлять обязательство не являющегося членом ее семьи Сосова К.И., а у него отсутствует обязанность давать согласие на сдачу жилого помещения, право пользования которым у него в настоящее время имеется.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции (и с ним согласился суд апелляционной инстанции) пришел к выводу о том, что отказ ответчика предоставить Сосовой О.В. государственный жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" является незаконным, на ФСИН России возложена обязанность предоставить истцу государственный жилищный сертификат.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что указанные выводы нельзя признать законными ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права, допущенного судами первой и апелляционной инстанций при разрешении данного спора.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 1095 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений" увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.

Вопросы оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов регламентированы Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.

Правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники ( пункт 5 Правил).

Приказом от 29 февраля 2008 г. капитан внутренней службы Сосова О.В. уволена из уголовно-исполнительной системы по пункту "ж" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по болезни) с 1 марта 2008 г. Выслуга лет по состоянию на 1 марта 2008 г. составляет в календарном исчислении 7 лет 6 месяцев 28 дней (л.д. 62).

В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению ( статья 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55 , 59 - 61 , 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны законы, которыми руководствовался суд.

Между тем судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций указанным требованиям закона не отвечают, поскольку не установлены обстоятельства, на основании которых суд пришел к выводу о признании права на получение государственного жилищного сертификата, а именно - продолжительность срока службы, нуждаемость в жилых помещениях, также не приведена норма закона, на основании которой суд пришел к данному выводу.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение Ленинского районного суда г. Кирова от 1 апреля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 15 июня 2016 г. нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Руководствуясь статьями 387 , 388 , 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Ленинского районного суда г. Кирова от 1 апреля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 15 июня 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Читайте также: