В какой суд может обратиться военный пенсионер

Куда идти после увольнения из армии, чтобы стать военным пенсионером? И какие документы подготовить?

Порядок назначения, оформления, выплаты и доставки военной пенсии военным пенсионерам регулирует Федеральный закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Из названия документа видно, что военными пенсионерами являются не только военнослужащие Минобороны, но и сотрудники других силовых ведомств. И назначение военной пенсии имеет свои особенности и совсем не похоже на порядок назначения пенсий гражданским лицам. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Что делать военнослужащему перед пенсией

Для того, чтобы военнослужащий перед увольнением с военной службы для оформления военной пенсии за выслугу мог стать военным пенсионером, необходимо соблюсти определенный порядок. В частности, ему нужно проверить свое личное дело и ознакомиться со всеми документами, которые будут направлены в военный комиссариат для назначения пенсии за выслугу лет. В состав такого личного днела обычно входят:

  • денежный аттестат или замещающий его документ,
  • выписка из акта освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы об установлении группы и причины инвалидности,
  • приказ об увольнении и исключении из списков воинской части,
  • расчет выслуги лет для назначения военной пенсии за выслугу лет,
  • копия паспорта с отметками о регистрации на территории России.

После того, как военнослужащий ознакомится со своим личным делом, он должен расписаться в разделе 13 личного дела, тем самым подтверждая правильность данных и информации, которая в нем содержится.

Куда обращаться за назначением военной пенсии

Право на получение военной пенсии имеют лица, которые проходили службу в качестве:

  • офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в ВС РФ;
  • сотрудников Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы РФ;
  • сотрудников внутренних и железнодорожных войск;
  • сотрудников войск национальной гвардии РФ;
  • сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации;
  • сотрудников войск гражданской обороны;
  • сотрудников органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск;
  • сотрудников органов внешней разведки;
  • сотрудников органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета РФ;
  • сотрудников органов государственной охраны;
  • сотрудников других воинских формирований РФ;
  • лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Оформление пенсии, а также ее последующую выплату осуществляет не Пенсионный фонд РФ, а соответствующие органы:

  • Министерство обороны РФ;
  • Министерство внутренних дел РФ;
  • Федеральная служба исполнения наказаний;
  • Федеральная служба безопасности РФ;
  • Генеральная прокуратура РФ;
  • Следственный комитет РФ;

  • другие органы.

Именно туда новоиспеченные военные пенсионеры должны обращаться за назначением военной пенсии. Правда, перед этим у него должно возникнуть.

Право на военную пенсию

Для получения права на назначения военной пенсии у человека должно быть одно из нижеперечисленных обстоятельств:

  • выслуга лет не менее 20 лет;
  • общий трудовой стаж более 25 лет, включая 12.5 лет службы;
  • установленная инвалидность по причине военной травмы либо из-за заболевания, полученного во время службы
  • утрата кормильца, который являлся военнослужащим.

Для каждого из этих обстоятельств предусмотрен свой вид военной пенсии.

Порядок действий для назначения пенсии

Для того, чтобы была назначена военная пенсия, необходимо обратится с соответствующим заявлением в пенсионные органы Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности РФ, Генеральной прокуратуры РФ или Следственного комитета РФ. К заявлению необходимо приложить документы, необходимые для решения этого вопроса. Кроме того, документы (сведения, содержащиеся в них) уже могут находится в распоряжении соответствующих государственных органов в личном деле военного пенсионера. При необходимости пенсионный орган может запросить необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

Послет того, как военный пенсионер встанет на учет в военный комиссариат по месту жительства, туда будет направлено его личное дело с приложением соответствующих документов (выслуга лет или инвалидность). Также ему нужно будет обратиться в Пенсионный фонд России и взять там справку об отсутствии начислений. После этого он может написать заявление и передать его в военкомат для получения пенсионного удостоверения (у военных пенсионеров они не отменены). Кроме того, нужно подготовить такие документы:

  • паспорт гражданина РФ;
  • военный билет с отметкой о прохождении воинской службы и увольнении;
  • предписание воинской части, в которой военнослужащий проходил службу;
  • 3 фотографии установленного образца;
  • СНИЛС;
  • справка из Пенсионного фонда РФ.

Рассмотрение документов обычно занимает от 2 до 3 месяцев и зависит от сроков получения военкоматом или другим уполномоченным органом личного дела с денежным аттестатом военнослужащиего. Днем обращения за назначением военной пенсии является дата подачи заявления о ее назначении. Само заявление рассматривается пенсионными органами (в данном случае военкоматом) в течение 10 дней со дня обращения, либо с момента предоставления полного пакета документов. Выплаты назначают:

  • при увольнении по выслуге лет — со дня увольнения;
  • при инвалидности — с момента признания военнослужащего инвалидом;
  • в случае потери кормильца — со дня его смерти, либо со дня получения соответствующего пенсионного права;
  • при утрате источников дохода супругу или родителям военнослужащего — со дня обращения.

Если военнослужащий несвоевременно обратился за военной пенсией, то она будет назначена с момента возникновения на нее права, но не более, чем за 12 месяцев со дня обращения.

Военный пенсионер-чернобылец. В 2007 году (еще во время прохождения службы в ВС РФ) военный суд проиндексировал ежемесячную компенсацию на продукты питания, положенные по чернобыльскому закону.. с последующей их индексацией. Войсковая часть индексировала выплаты, пока служил. Вышел на пенсию в 2010 году. Военкомат принял к исполнению решение суда 2007 года, но не индексирует выплаты. Могу ли я обратиться снова в тот же военный суд (военкомат находится в том же городе, где и военный суд), уже будучи военпенсом с иском о индексации? (Судья районного суда по месту моего жительства говорит, что предыдущее решение военного суда не будет иметь для нее превентивного руководства, да и мой предыдущий иск был к военной части, а не к военкомату. Кроме того, она разъяснила мне, что теперь я должен обращаться в гражданский суд, так как я теперь гражданский человек.) Но ведь я пенсионер МО, получаю пенсию от МО и решать мне вопрос с военкоматом (структурой МО)? Как поступить? Прошу разъяснить.

Ответы юристов


Сергей Александрович, вы можете обратиться и в военный суд, и если судья найдет основания для изменения подсудности, то в любом случае, ваше заявление будет направлено по подсудности.

Вопрос № 16249850


Я проходил службу в районе города Чита. с 1996 по 2000 год. Относится ли данная местность к северным?

Ответы юристов


Относятся, коэффициент устанавливается по районам.

Вопрос № 12470257


При прохождении службы по призыву если подписать контракт после 6 месяцев могу поехать домой.

Ответы юристов


Согласно ФЗ РФ №53-ФЗ срок службы для граждан, призванных на службу после 01.01.2008 г. - равен 1 год; для лиц, проходящих службу по контракту срок определяется контрактом. Срок исчисляется со дня присвоения звания рядового, а для граждан проходящих службу по контракту - день вступления в законную силу контракта. Срок окончания военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.


Ваш вопрос непонятен, поэтому изучите данную статью

Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы

[Закон "О воинской обязанности и военной службе"] [Статья 34]

1. Контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;

граждане, пребывающие в запасе;

граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и получившие высшее образование;

граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Граждане, поступившие в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключают контракт о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.

Контракт о прохождении военной службы также вправе заключать иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации.

2. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

граждане в возрасте от 18 до 40 лет;

иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

3. Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту, за исключением кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, из числа граждан, не находящихся на военной службе, и иностранных граждан осуществляется военными комиссариатами.

Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации, спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, и в органы, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется также войсками национальной гвардии Российской Федерации, указанными воинскими формированиями и органами в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отбор кандидатов из числа граждан, не находящихся на военной службе, для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, и кандидатов из числа иностранных граждан для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, осуществляется пунктами отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа военнослужащих осуществляется воинскими частями и органами в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

4. Определение соответствия граждан (иностранных граждан), отбираемых на военную службу по контракту военными комиссариатами или пунктами отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами, требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается соответственно на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, или на создаваемые в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, совместные комиссии пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту (далее - совместные комиссии пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов).

В работе комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.

В работе совместных комиссий пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор, и представители воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, привлекаемые к выполнению мероприятий по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту.

Определение соответствия граждан, отбираемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, спасательными воинскими формированиями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, и органами, указанными в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на аттестационные комиссии воинских частей, указанных воинских формирований и органов.

Копия решения комиссии должна быть выдана гражданину (иностранному гражданину) по его просьбе в трехдневный срок со дня принятия решения.

5. Основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта являются:

отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;

решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;

решение комиссии военного комиссариата, совместной комиссии пункта отбора на военную службу по контракту и военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, а также с гражданами, подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.

6. Командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

7. В случае отказа гражданину (иностранному гражданину) в заключении контракта о прохождении военной службы он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.


Военнослужащий вправе обратиться в суд по месту своего жительства, или по месту нахождения административного ответчика, а если ответчиков несколько – выбрать суд по своему усмотрению

Как правило, при оспаривании незаконного увольнения военнослужащего, и/или незаконного исключения из списков личного состава части, имеются два ответчика, которые могут располагаться на значительном расстоянии друг от друга и находится в юрисдикции разных гарнизонных военных судов. Соответственно, военнослужащий вправе подать административный иск в любой их этих судов. Кроме того, уже уволенные военнослужащие могут уехать к своему месту жительства, отличному от места службы. И в этом случае военнослужащий (уволенный гражданин) также вправе обращаться как в суд по месту нахождения административных ответчиков, так и в суд по своему месту жительства (в таких случаях бывает, что выбор есть между тремя разными судами).

Аналогичные ситуации часто возникают и в жилищных спорах. У военнослужащих министерства обороны это возможно в том случае, когда решения, которые обжалуются, принимаются как региональными жилищными управлениями, так и их филиалами, а также в случаях, когда в принятии решения принимают участие командиры воинских частей (например, в вопросах о регистрации по адресу воинской части или при спорах о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.

У военнослужащих других министерств и ведомств, в которых по закону предусмотрена военная служба (кроме МО РФ), решения по жилищным вопросам принимает жилищная (жилищно-бытовая) комиссия, с утверждением вышестоящей жилищной комиссией, или же решение сразу принимает центральная жилищная комиссия, расположенная, как правило, в городе Москве. И здесь возникает похожая ситуация, когда военнослужащий может выбрать, в какой суд можно обратиться: по месту службы, или по месту нахождения центральной жилищной комиссии.

Право выбора суда – это очень значимое право, и важно уметь им пользоваться. Работа военного адвоката часто начинается с определения подсудности и выбора суда. В практике автора был случай, когда военнослужащий подавал два разных иска (но с одной целью), и было принято решение подавать их одновременно, но в разные суды, что (в том числе) принесло желаемый результат.


Автор постоянно следит за судебной практикой вышестоящих судов – Северо-Кавказского окружного военного суда (СКОВС), и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда РФ. Вот какое любопытное дело рассматривалось в СКОВС. Военнослужащий и адвокат не согласовали между собой выбор суда, и административный иск был подан по месту нахождения административных ответчиков. Определение суда иск был принят с соблюдением правил подсудности. Впоследствии уволенный гражданин посчитал, что рассмотрение дела по его месту жительства будет для него более удобным и обратился с заявлением о передаче дела по подсудности в суд по месту жительства.

В соответствии с частью 1 статьи 27 КАС РФ,


Административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.

Далее часть 2 этой же статьи предусматривает исчерпывающий перечень оснований, когда дело может быть передано в другой суд:

  1. административный ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче административного дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;
  2. при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
  3. после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение административного дела в данном суде стали невозможными. Передача административного дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.

В результате СКОВС указал:


«То обстоятельство, что между О. и Б. не было заранее согласовано, в какой суд, по месту его жительства или по месту нахождения воинских должностных лиц, действия которых оспаривались, будет подано заявление, не может свидетельствовать о нарушении судом правил подсудности, так как этот вопрос должен быть разрешен между заявителем и его представителем при оформлении доверенности и составлении подаваемого в суд заявления».

Решением Верховного Суда Росийской Федерации по делу № ВКАПИ18-8 от 21 марта 2018 г. подп. "а" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или лучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утв. постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054) признан не противоречащим абз. 3 п. 1 ст. 15 и абз. 1 п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона, поскольку указанный "пункт Правил не содержит запретов и ограничений по сдаче ранее полученного жилого помещения, в том числе и того, которое было предоставлено им в собственность в соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 15 для целей последующего обеспечения их жилыми помещениями в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 названного Федерального закона".

Районный коэффициент при исчислении пенсии за выслугу лет при перемене места жительства применяется только в случае наличия у военного пенсионера необходимой выслуги лет именно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (15 и 20 лет соответственно), а не в иных районах, где установлены коэффициенты

Жилищный договор найма служебного жилого помещения, заключенный с военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности этой службы 10 лет и более, не может быть расторгнут до обеспечения военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания. То есть такой военнослужащий после увольнения с военной службы не может быть выселен из занимаемого служебного помещения до предоставления ему с семьей жилого помещения в избранном постоянном месте жительства (жилищной субсидии)

Проживание членов семьи административного истца в принадлежащей на праве собственности квартире его супруги указывает на необходимость учета доли занимаемого ими жилого помещения при определении нуждаемости административного истца и его супруги в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

При поступлении на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий за выслугу лет на время службы приостанавливается

В случае поступления на службу в таможенные органы (равно как и на иную правоохранительную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I) пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, - по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, - приостанавливается.

Uраждане, которым в соответствии с частью второй статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I выплата пенсии, назначенной в связи с прохождением одного из видов службы, дающих право на пенсионное обеспечение по данному Закону, была приостановлена в связи с их поступлением вновь на службу, в частности, службу другого вида, вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант пенсионного обеспечения; при последующем увольнении со службы такие лица вправе либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им по последнему месту службы, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет

Согласшения, заключаемые между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, на которых распространяется действие названного Закона о пенисонном обеспечении лиц, проходивших военную службу. и Сбербанком России которыми определяется порядок их взаимодействия по обеспечению выплаты назначенных указанным лицам пенсий, не могут содержать положений, ограничивающих право данной категории пенсионеров распоряжаться причитающимися им денежными средствами путем их размещения во вклады в иных, помимо Сбербанка России, банках на территории Российской Федерации, а равно устанавливать условия реализации этого права, при которых волеизъявление гражданина - получателя пенсии на перевод соответствующих сумм в избранный им банк было бы для него сопряжено с дополнительными финансовыми обременениями.

Факт участия в боевых действиях может быть подтвержден свидетельскими показаниями

Определение Конституционного Суда РФ от24 марта 2015 года № 592-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общественной организации «Союз пенсионеров города Юбилейного» на нарушение конституционных прав и свобод положениями части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

  • « первая
  • ‹ предыдущая
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • следующая ›
  • последняя »

Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.

+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва) (режим работы 9:00-19:00, кроме праздничных дней и выходных) ВНИМАНИЕ! КОНСУЛЬТАЦИИ ПЛАТНЫЕ, ВРЕМЯ МОСКОВСКОЕ!

Задать вопрос военному юристу E-mail:sud-mo@yandex.ru

Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерена военной службы, боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре

Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам. Спасибо!

Наша организация ЮК «Стратегия» награждена Яндексом «Хорошее место» . Такую награду получают организации, если пользователи оценивают ее деятельность минимум на четыре балла из пяти и она попадает в 10% лучших в своем регионе. Мы — в их числе!

Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!

© 2016 Юридическая компания "СТРАТЕГИЯ" Все права защищены.

Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?) Мы участвуем!


Проблема обеспечения военнослужащих жильем всегда была приоритетной в России. Поэтому поступающим на службу по контракту офицерам и прапорщикам государство в первоочередном порядке предоставляло жилое помещение, имеющее статус служебного.

Однако чтобы данная квартира перешла в личную собственность требуется обязательная приватизация жилья военными, где они проживали в ходе несения службы. Адвокатская практика последних десятилетий показывает, что ситуация связанная с переоформлением такой квартиры характеризуется определенными сложностями.

Чаще всего офицеры и прапорщики не знают юридических тонкостей этого вопроса, что нередко порождает их неправильные действия. В материале дадим ответы на возникающие у большинства военнослужащих вопросы. Содержание статьи позволит заинтересованным лицам получить точную информацию и рекомендации.

Приватизация служебного и ведомственного жилья: законодательство

Существует несколько видов жилых помещений в зависимости от принадлежности государственному органу. Есть так называемый специализированный жилищный фонд. Дадим определение этому понятию.

Служебная квартира – это помещение, в котором проживает военнослужащий во время прохождения службы в ВС РФ. Пользоваться ей защитник Родины и члены его семьи могут весь период действия, пока его не уволили в запас и не исключили из списков части.

Однако большинству хотелось иметь жилплощадь, которой можно было бы свободно распоряжаться: продавать, дарить, завещать. Ничего из указанных операций со служебной квартирой сделать нельзя.

Для изменения ситуации необходимо жилплощадь переоформить на себя. Что говорят действующие законодательные нормы, на основании которых может возникнуть новое правоотношение в этой области?

Приватизация военного жилья регулируется следующими правовыми актами:

  • закон № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации»;
  • ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г.
  • Жилищным кодексом РФ.

Так, в ст. 2 Закона № 1541-1 указано, что «граждане, которые проживают в квартирах по социальному найму, имеют право приобрести их на условиях, предусмотренных этой правовой нормой, либо иными нормативными актами РФ в общую или единоличную собственность».

Пункт 6 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» поясняет, что офицеры проходящие службу по контракту либо уволенные в запас, либо на пенсию по выслуге лет, а также члены их семей имеют полное право получать безвозмездно в собственность занимаемые ими служебные жилые помещения, на основании договора соцнайма».

Законодатель разрешает расслужебить квартиру, и перевести ее в разряд личного недвижимого имущества. Однако для этого необходимо соблюсти условия, о которых будет сказано ниже.

Можно ли приватизировать квартиру в военном городке

Закон не запрещает этого делать, но имеется требования, исключающие такую возможность в соответствии с п. 6 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» о которые обозначим ниже.

Получить жилье, но с проведением обязательной процедуры его перевода в категорию муниципальной собственности реально.

Приватизация квартиры военнослужащим должна осуществляться если:

  1. Выслуга защитника Родины составляет более двадцати лет (не важно, календарная или льготная).
  2. Офицер вышел в отставку по состоянию здоровья, ввиду проводимых организационно-штатных мероприятий, либо с достижением максимального возраста нахождения на службе. Его воинский стаж должен равняться не менее чем 10 годам в календарном исчислении.

Подчеркнем: приватизировать бесплатно недвижимость можно только военных городках открытого типа, при условии, что квартира передана на баланс муниципалитета. Данный порядок был введен законодателем не на конкретный период времени, а бессрочно.

Как оформить приватизацию квартиры военнослужащим

Этот процесс включает в себя несколько этапов. Прежде всего, нужно определить статус жилья и возможность его переформатирования. Если речь идет о жилплощади, которая находиться на балансе муниципальных органов, то военным она переоформляется в общем порядке.

Когда квартира на балансе Министерства обороны, ее необходимо перевести в разряд муниципальной собственности с официального согласия руководства этого ведомства либо через суд. Затем на основании решения этого органа приступать к ее приватизации.

В первом варианте необходимо осуществить сбор документов. После их подачи заключается договор с органами местной власти на основании, которого человек будет пользоваться недвижимостью.

Затем проводится сама приватизация. После этого наступает черед переоформления и регистрации жилого помещения на участвующих в этом процессе членов семьи военного в МФЦ или Регпалате.

С чего начать

Большинство процедур связанных с переоформлением недвижимого имущества следует начинать с предварительной оценки всей ситуации. Затем выяснить перечень необходимых документов и приступить к их сбору.

В их число входит:

  • справка, указывающая о неучастии в процессе приватизации жилья всеми членами семьи в период с 1991-1994 гг. на территории Российской Федерации;
  • справка о результатах проведенной инвентаризации жилья;
  • ксерокопии внутренних паспортов и свидетельств о рождении детей;
  • технические документы на квартиру;
  • выписка из лицевого счета.

Чтобы провести инвентаризацию необходимо вызвать техника из БТИ, который осуществит эту процедуру. Она установит наличие или отсутствие незаконных перепланировок помещения возведенных проживающими в ней лицами.

Им будет дана оценка общего технического состояния жилплощади. Не находится ли оно в аварийном или ветхом виде, что может быть серьезным препятствием для осуществления дальнейших действий.

Краткая инструкция

Когда на руках все необходимые свидетельства и справки, можно переходить к дальнейшей реализации процесса. Он состоит из обязательных этапов следующих друг за другом.

Вся процедура выглядит следующим образом:

После этого квартирой можно полностью распоряжаться. Однако совсем по-иному обстоит переоформление жилого помещения, если оно находится на балансе МО РФ.

Приватизация военного жилья через суд

Существуют препятствия, которые мешают это сделать в обычном порядке. Дело в том, что при передаче недвижимости офицеру, МО РФ не наделяет его правом распоряжения ею, а заключает с ним договор социального найма, как было указано выше.

Этот вид жилья часто не поставлен на кадастровый либо технический учет или вообще не оформлен на военного, проживающего в ней.

Законодательно не установлен алгоритм, который бы регулировал передачу жилого помещения с баланса МО РФ в частную собственность человека, хотя федеральные законы не запрещают это делать.

Поэтому здесь необходимо судебное решение. Военнослужащему следует быть готовым обратиться с заявлением в суд.

Рассмотрим порядок действий, который следует соблюсти, чтобы достичь цели.

В какой суд обратиться

Данные дела принимают к рассмотрению в городских судах (по мету проживания истца) либо судами в военных городках (гарнизонах) и судейскими коллегиями при МО РФ. Важно, чтобы был письменный отказ от руководства военного ведомства.

Весь процесс представляет собой несколько этапов:

  1. Предварительная подготовка необходимых документов.
  2. Уплата государственной пошлины.
  3. Составление и подача иска.
  4. Обязательное участие в судебных заседаниях, дача пояснений и изложение аргументов.
  5. Вынесение решения по делу.

Рассмотрение дела обычно затягивается на несколько месяцев. Однако шансы на успех немалые, учитывая массу положительных прецедентов в российских судах.

Необходимые документы

Они подготавливаются заранее, чтобы сэкономить время. Рекомендуется снять с них ксерокопии и подать вместе с оригиналами. Предварительно их необходимо сверить и удостовериться в правильности их заполнения.

Перечень включает в себя следующие документы:

  • договор социального найма (при наличии);
  • справка о составе семьи;
  • официальная отказ МО РФ в приватизации жилплощади;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

Уплата госпошлины в сумме 300 рублей производится до подачи иска, в любом отделении банка, главное иметь реквизиты.

Исковое заявление

Статьи 134, 131 ГПК РФ регламентируют, каким образом нужно составлять исковое заявление. Изложить требования можно собственноручно от руки, но лучше сделать это посредством компьютерной техники.

В заявлении не должно быть ошибок и разночтений. Все факты излагаются конкретно и в полном объеме.

В иске нужно обязательно отразить:

  • название суда;
  • реквизиты ответчика (МО РФ);
  • установочные данные заявителя;
  • суть проблемы;
  • ссылку на действующее законодательство, подтверждающее право военного осуществить приватизацию, а полученный отказ в проведении этой процедуры со стороны силового ведомства считать незаконным;
  • основания для получения жилья в собственность, указав причины;
  • перечень предоставленных документов;
  • подпись.

Дата рассмотрение поданного иска назначается через пять суток после его подачи. Об этом заявителя информирует суд отправив, определение и повестку по месту жительства. Явка истца или его представителя обязательна.

Положительное решение – основание для регистрации права собственности

Получив в канцелярии на руки решение суда, гражданин может приступать к дальнейшим действиям. Данный документ дает все основания, чтобы начать регистрацию квартиры на себя.

Для этого нужно в Росреестр подать заявление и оригинал решения суда. За эту процедуру потребуется заплатить госпошлину в размере 2 тыс. рублей.

После установленного законом времени, обычно 3 рабочих дня, новому владельцу выдается выписка ЕГРН, указывающая на возникшее у него право собственности на недвижимое имущество.

Порядок рассмотрения заявления и возможные причины для отказа

Существующая судебная практика указывает на то, что процесс, связанный с удовлетворением либо отказом по поданному иску может занять продолжительное время. Обычно процедура может затянуться до 60 дней и более.

Все зависит от конкретной ситуации, и существующих факторов влияющих на исход дела.

Основаниями отказа в приватизации являются:

  1. Объект находится в непригодном (ветхом) эксплуатационно-техническом состоянии.
  2. Построен в военном городке «закрытого типа».
  3. Заявитель уже участвовал в этом процессе.
  4. Квартира служебная.
  5. Поданные документы при подаче иска сфальсифицированы или изложенная в них информация не подтверждается или сфабрикована.

При получении отрицательного решения суда по иску приватизировать жилплощадь будет невозможно. Поэтому прежде чем подавать заявление, все эти факторы рекомендуется учесть.

Некоторые особенности оформления военного жилья в собственность

Необходимо решить перед началом процедуры на кого будет оформляться квартира. Следует учесть несколько объективных факторов, которые часто возникают в подобных ситуациях.

  • интересы несовершеннолетних и малолетних детей, проживающих на жилплощади;
  • если наниматель военный пенсионер;
  • квартира находится в ипотеке.

Для каждого из вариантов присущи свои нюансы. При их игнорировании процесс приватизации может быть отменен либо замедлен.

Права детей

Законодательство всецело защищает интересы этой категории граждан. Запрещено исключать из числа желающих приватизировать жилплощадь малолетних. Несовершеннолетние с 14 до 18 лет также имеют полное право получить свою обязательную долю в квартире.

Закон запрещает получать отказы принять участие в приватизации от этих лиц. Ребенок должен быть прописан и проживать на определенной жилплощади и за ним обязательно закрепляется доля в квартире.

Ипотека

В соответствии с ФЗ от 20.08.2004г. «О накопительно-ипотечной системе для военнослужащих Российской Федерации» офицер, прапорщик или сержант несущий контрактную службу в МО РФ имеет полное право приобрести жилье по военной ипотеке. От него всего лишь потребуется написать и подать соответствующее заявление.

С календарной даты официального поступления на службу гражданина, из бюджета страны на его счет аккумулируются средства, посредством которых он может купить жилье в ипотеку, но не ранее чем через три года.

Ему выдается займ посредством, которого он приобретает недвижимость. Можно это сделать и до окончания трехлетнего срока, но уже на общих условиях кредитования. Из начисляемых средств из бюджета и погашается кредит.

Военному нужно составить мотивированный рапорт на имя командования части при поступлении на службу и затем по истечении 3 (трех) лет еще раз его подать непосредственному руководству.

Пенсионеры

Данная категория граждан относится к льготникам. Поэтому для них предусмотрена альтернативная процедура получения жилья.

Приобрести жилое помещение можно посредством:

  • получения единовременной денежной выплаты от государства;
  • специальных субсидий выделяемых из госбюджета;
  • посредством ипотеки для военных, о чем было рассказано выше.

Пенсионер может осуществить приватизацию недвижимого имущества, где он проживал в судебном порядке. При этом иметь необходимый стаж для выхода в запас.

Военное жилье в вопросах и ответах

Они закономерно возникают у наших граждан. Прежде всего из-за того, что далеко не все владеют нужными знаниями.

От правильного их разрешения зависит исход всей процедуры. Обычно выясняют на кого лучше оформить квартиру. Нередко также интересуются – можно ли это сделать, если один из членов семьи уже участвовал в приватизации, и какие льготы имеют пенсионеры.

Рассмотрим всех их более подробно. Ведь квалифицированно данный ответ – это лучшее решение проблемы.

На кого оформить

Обычно такая проблема обсуждается в кругу семьи и от того, какой из вариантов выбран, зависит дальнейшая приватизация. Важно учесть все права проживающих на данной жилплощади, и особенно детей.

Оформлять приватизацию квартиры военнослужащим можно:

  • на всех членов семьи;
  • отдельных лиц;
  • конкретно на военнослужащего.

Когда в семье принято коллегиальное решение приватизировать жилплощадь на одного человека, то потребуется письменное согласие на это действие от остальных дееспособных проживающих. Подчеркнем, дети в приватизации участвуют обязательно.

Если получен отказ

Это происходит довольно часто, когда жилье не находится на балансе муниципалитета. Из сложившейся ситуации есть несколько выходов.

Если речь идет о пенсионере, то в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» он обязан быть обеспечен квартирой государством. Поэтому он должен собрать документы и направить их вместе с рапортом в адрес руководства воинской части, для приобретения положенного по закону жилья.

Офицеру выдается сертификат, посредством которого он покупает себе недвижимость в любом населенном пункте страны.

Второй вариант более сложный, но часто результативный – подать иск в суд, с требованием передачи помещения на баланс муниципалитета с последующей его приватизацией.

Супруга военнослужащего раньше имела другое жилье

Этот коллегиальная структура изучает жилищную ситуацию каждого заявителя и принимает решение, нуждается ли семья или нет в предоставлении дополнительных квадратных метров.

Одним из оснований, препятствующих их выделению – наличие у одного из супругов недвижимости.

Даже если у женщины был свой дом или квартира, которую она продала, будучи в браке, то это может быть расценивается как ухудшение жилищных условий семьи военнослужащего со всеми вытекающими последствиями.

При таком раскладе комиссия может отказать в выделении жилплощади.

Полезные рекомендации военнослужащему

Из статьи следует, что рассматриваемые в ней вопросы довольно непростые, но вполне реализуемые, при соблюдении требований закона.

Прежде чем начать процедуру, советуем придерживаться ряда правил:

  1. Пенсионеру с учетом его льгот лучше проанализировать, что будет ему выгоднее получить деньги на руки либо приватизировать квартиру, где он проживает.
  2. Проверить заранее, не входит ли жилплощадь в категорию объектов, которые невозможно переоформить.
  3. Не осуществлять перепланировку квартиры.
  4. Учесть права малолетних при реализации этой процедуры.
  5. Подготовить заранее необходимые документы, в том числе выписки о местах, где ранее служил военнослужащий, чтобы не прервать выслугу лет.

Получение жилья таким способом показывает, что нет ничего невозможного. Главное создать очередность действий и учесть все нюансы, связанные с обоснованием достижения конечной цели.

Читайте также: