Военная пенсия проблемы оформления

Краткое содержание:


Категории лиц, на которых распространяются правила назначения военных пенсий

Правила назначения и исчисления военных пенсий, установленные законом от 12.02.1993 года № 4468-1 (далее – закон), распространяются на:

  • лиц, проходивших военную службу;
  • лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел, ГПС, УИС, ОПИ, войсках национальной гвардии;
  • семьи вышеуказанных лиц.

Кроме того, при соблюдении определенных условий право на пенсионное обеспечение из числа указанных выше также имеют лица, которые проходили службу в иностранных государствах либо проживающие за рубежом.

Виды военных пенсий и условия их назначения

Законодательством установлено три вида военных пенсий:

  • пенсия за выслугу лет,
  • пенсия по инвалидности,
  • пенсия по случаю потери кормильца.

Право на пенсию за выслугу лет напрямую зависит от продолжительности службы получателя пенсии и возникает после увольнения со службы.

Если пенсионер вновь поступил на службу, дающую право на получение военной пенсии, то выплата ранее назначенной военной пенсии приостанавливается до принятия решения об увольнении. То есть в период службы военная пенсия не выплачивается.

Для назначения пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца выслуга лет не имеет значения.

Право военных пенсионеров на страховую пенсию по старости

Военные пенсионеры при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости также имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, а также страховой пенсии по старости.

Однако в этом случае страховая пенсия по старости будет назначена без учета ее фиксированной части.

Право на страховую пенсию по старости по общему правилу имеют мужчины и женщины при соблюдении следующих трех условий:

  • достижение возраста в 2020 году 62 и 57 лет соответственно, в 2021 году – 63 и 58 лет, в 2022 году – 64 и 59 лет, с 1 января 2023 года – 65 и 60 лет;
  • наличие страхового стажа в 2020 году не менее 11 лет, в 2021 году – 12 лет, в 2022 году – 13 лет, в 2023 году – 14 лет, а с 1 января 2024 года – не менее 15 лет;
  • наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Для получения страховой пенсии по старости военному пенсионеру необходимо обратиться с соответствующим заявлением в отделение Пенсионного фонда по месту регистрации. Автоматически данная пенсия никому не назначается.

Возникновение права на военную пенсию за выслугу лет

Право на назначение и получение военной пенсии за выслугу лет возникает при одновременном соблюдении двух условий:

  • наличие выслуги лет не ниже уровня, установленного законом;
  • увольнение с военной службы.

Если военнослужащий уволен со службы по отрицательным мотивам, то это не лишает его права на военную пенсию.

Минимальная выслуга лет для назначения военной пенсии

По общему правилу, минимальная выслуга, дающая право на военную пенсию, составляет 20 лет на день увольнения. При этом выслуга лет на военной службе, службе в ОВД, ГПС, УИС, ОПИ, войсках национальной гвардии, если такая имеется, суммируется.

Например, гражданин прослужил в ВС РФ 15 лет, после чего 4 года служил в ОВД и 3 года – в ОПИ. При увольнении со службы из ОПИ он имеет 22 года выслуги для назначения военной пенсии.

Из указанного выше общего правила есть одно исключение.

Пенсия за выслугу лет может быть назначена и при выслуге менее 20 лет, но при одновременном соблюдении следующих условий:

  • выслуга лет должна быть не менее 12 лет 6 месяцев;
  • общий трудовой стаж с учетом выслуги лет должен быть не менее 25 лет;
  • достижение на день увольнения 45-летнего возраста;
  • увольнение со службы по одному из следующих оснований: по достижении предельного возраста пребывания на службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Исчисление размера военной пенсии за выслугу лет: основные правила

В соответствии со ст. 43 закона пенсия за выслугу лет исчисляется исходя из 100 процентов денежного довольствия, куда включаются:

  • оклад по воинской должности или должностной оклад,
  • оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию,
  • ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы).

Однако в настоящее время при исчислении пенсии существуют два понижающих коэффициента.

Во-первых, действует понижающий коэффициент 2012 года (часть 2 статьи 43 закона), который с учетом изменения законодательства лучше именовать “бюджетным”:

денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

С 2016 года действие части второй статьи 43 закона ежегодно при принятии бюджета приостанавливалось вплоть до 1 января 2021 года. Сейчас понижающий бюджетный коэффициент составляет 73,68 процентов от размера денежного довольствия.

Во-вторых, существует понижающий коэффициент за выслугу лет (статья 14 закона). Он составляет от 50 до 85 процентов денежного довольствия, исчисленного с учетом бюджетного коэффициента, и напрямую зависит от периода службы.

За минимальную выслугу в 20 лет этот понижающий коэффициент составит 50%. За каждый год свыше 20 лет добавляется 3%, но не более достижения максимального уровня в 85%.

За общий трудовой стаж 25 лет (из которых 12 лет 6 месяцев выслуга) – 50 процентов, за каждый год стажа свыше 25 лет - добавляется 1 процент.

Таким образом, чтобы рассчитать размер военной пенсии (без учета надбавок) необходимо сумму денежного довольствия умножить на бюджетный коэффициент и на коэффициент за выслугу лет.

Какие существуют надбавки к военной пенсии за выслугу лет

В настоящее время существует несколько надбавок к пенсии за выслугу лет:

  • надбавка до 100% расчетного размера пенсии. Она устанавливается, если назначенная пенсия оказалась ниже расчетного размера пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 ст. 18 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В 2020 году это 5034 рубля 25 копеек в месяц;
  • увеличение пенсии за выслугу лет инвалидам (ст. 16 закона);
  • надбавки пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, – на уход за ними (ст. 17);
  • надбавки неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, которые не получают страховую или социальную пенсию (ст. 17);
  • надбавки пенсионерам - участникам Великой Отечественной войны, не являющимся инвалидами (ст. 17);
  • повышение пенсии отдельным категориям пенсионеров (ст. 45);
  • повышение пенсии с учетом районных коэффициентов (ст. 48).

Статьи на тему военной службы и службы в правоохранительных органах:

Кто может служить по контракту в армии Подробнее >>>

Ожидает ли силовые структуры очередная реформа: суть изменений, предлагаемых Минфином Подробнее >>>

Социальные гарантии и льготы военнослужащих и сотрудников ОВД предлагают сократить Подробнее >>>

Большинство людей почти никогда не задумывается об оформлении пенсии до тех пор, пока они не выйдут на «финишную прямую». Военные не исключение, потому они почти не интересуются оформлением пенсии, пока у них не возникнет на нее права. В этом тексте разбирается вопрос, как оформить военную пенсию и какая помощь юриста в Москве может для этого понадобиться.

  1. Причины назначения военной пенсии
  2. Куда обращаться
  3. Как оформить пенсию по выслуге
  4. Как оформить пенсию по потере кормильца
  5. Сроки назначения пенсии

Причины назначения военной пенсии

Начать получать пожизненную выплату от государства за военную службу можно всего по трем основаниям.

  1. Выслуга лет – в частности, необходимо отслужить 20 лет и более. В отдельных случаях достаточно всего лишь 12,5 лет выслуги, но необходимо выполнить важное условие – общая продолжительность стажа должна составить 25 лет и более, то есть «на гражданке» нужно отработать как минимум 12,5 лет.
  2. Инвалидность – военный в отставке может получить пожизненную выплату независимо от выслуги лет. Но для этого ему должна быть присвоена группа инвалидности, так или иначе связанная с военной службой.
  3. Потеря кормильца – нетрудоспособные члены семьи военного имеют право получать военную пенсию, если военнослужащий погиб при исполнении или будучи зачисленным в состав военной части. Срок службы также не имеет значения.

Оформление военной пенсии определяется причиной выхода в отставку. В каждом случае есть свои нюансы.

Куда обращаться

В отличие от гражданских лиц, военнослужащим выплаты производятся по линии ведомства, в котором гражданин проходил службу. В частности, военным, которые служили в частях и учреждениях под подчинением Министерства Обороны РФ необходимо встать на учет в военкомате по месту жительства.

Место жительства военного, кстати, может измениться. Например, если гражданин проходил военную службу на Дальнем Востоке, а по выходу на пенсию решил перебраться в Москву, то на учет необходимо вставать уже в Москве.

Обращение в соответствующие пенсионные органы ведомства общеобязательное условие. Пенсионный фонд не занимается установлением, изменением и выплатами пенсий для военных и приравненных к ним.

Как оформить пенсию по выслуге

Для оформления пенсии по выслуге лет в военкомате (если гражданин служил под подчинением Минобороны) необходимо не просто встать на учет, но и предоставить целый пакет документов.

  • Гражданский паспорт – основной документ, подтверждающий личность заявителя.
  • Военный билет – документ, подтверждающий прохождение военной службы.
  • Выписки и прочие документы из военной части (учреждения), где гражданин проходил военную службу.
  • Денежный аттестат – документ, отражающий все виды денежного довольствия военного.
  • Вещевой аттестат – документ, указывающий отсутствие материальных претензий на бывшем месте (местах) службы.
  • Личное дело военнослужащего.
  • СНИЛС и справка из ПФР об отсутствии или наличии отчислений.
  • Трудовая книжка в случае, если есть гражданский стаж.

Некоторые документы не выдаются военному на руки, а пересылаются по запросу пенсионного отдела. Следовательно, об их правомерном отсутствии следует уведомить пенсионный отдел ведомства.

Кроме того, инспектор пенсионного отдела вправе запросить и другие документы. Например, если военный менял фамилию или имя, то придется предоставить Свидетельства из ЗАГСа.

Как оформить пенсию по инвалидности

В отличие от выслуги лет, выход на пенсию военных инвалидов оформляется с гораздо меньшим числом документации. Подавать бумаги следует также в пенсионный отдел ведомства. Однако состав пакета документов должен содержать:

  • паспорт и военный билет;
  • заключение ВВК и (или) МСЭ об установлении инвалидности;
  • личное дело и аттестаты с места службы;
  • некоторые другие документы (Свидетельство о браке и пр.).

Если пенсию по выслуге лет практически никогда не пытаются оспорить, то вот с назначением инвалидной пенсии для военного могут возникнуть определенные проблемы. Например, выводы ВВК могут оказаться далеко не в пользу пострадавшего военнослужащего.

Гражданин N обратился за помощью к юристу в Москве, в связи с отказом в присвоении инвалидности из-за травмы, полученной при исполнении. Согласно доводам ведомства, сержант N перенес инсульт по обстоятельствам, не связанным с военной службой, кроме того, более чем на III группу инвалидности он претендовать не может. Однако военнослужащий утверждал, что ОНМК произошло непосредственно во время учений, а развившийся паралич соответствует II группе инвалидности. Юрист взялся помочь мужчине и смог оспорить выводы местной ВВК и МСЭ, а также доказать факт развития инсульта по причинам, связанным с несением службы.

Как оформить пенсию по потере кормильца

Довольно сложной процедурой представляется оформление выплат семье военного по потере кормильца. Юристам часто задают вопрос, как оформить военную пенсию в случае потери кормильца. Более того, члены семьи погибшего военного нередко доверяют представление их интересов профессиональному юристу.

Ведь здесь большую роль играет не только сбор нужных бумаг, но и моральная сторона дела. В стрессовом состоянии людям необходимо предоставить в пенсионный отдел ведомства, в котором служил погибший, довольно внушительный перечень документации.

  • Паспорта, свидетельства о рождении нетрудоспособных членов семьи.
  • Документальное подтверждение факта смерти, либо решение суда о признании умершим, либо решение суда о признании безвестно отсутствующим.
  • Доказательство родства – Свидетельства о браке, усыновлении, удочерении, рождении.
  • Справка о составе семьи из муниципалитета.
  • Сведения об отсутствии доходов.
  • Справка об обучении (если нетрудоспособность связана с очным обучением).

Сроки назначения пенсии

Законодательством определены предельные сроки установление пенсии для военнослужащих и приравненных к ним лиц. Это отражено в Законе №4468-1 от 1993 года.

  • Со дня увольнения в запас – по выслуге лет;
  • Со дня установления инвалидности – по инвалидности;
  • Со дня гибели военного, его признания безвестно отсутствующим, умершим – по потере кормильца;
  • Со дня обращения – при потере источника средств к существованию супруги или родителей погибшего военного.

К юристу за помощью обратилась Ксения Ч. Женщина сообщила, что у нее умер муж-военный, когда она была на 2 месяце беременности. Ее интересовало, можно ли оформить пенсию по потере кормильца ребенку, когда он родиться. Юрист сообщил, что поскольку ребенок является нетрудоспособным членом семьи погибшего военного, то ему должна быть установлена пенсия по потере кормильца с момента рождения. Для ее оформления необходимо собрать документы и направить их в военкомат по месту жительства.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.02.2020 2020-02-19

Статья просмотрена: 2103 раза

Библиографическое описание:

Богданов, М. Б. Пути решения проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации / М. Б. Богданов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67522/ (дата обращения: 07.12.2020).

Согласно статье 7 Конституции РФ, наша страна является социальным государством, основным направлением политики которого является обеспечение условий для достойной жизни и свободного развития человека. Одной из таких главных социальных гарантий является пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей. Сущность и значение пенсии военнослужащих заключается в компенсации утраченного заработка, а также компенсации военнослужащим и их членам семьи всех тягот военной службы.

В РФ существует целый ряд проблем пенсионного обеспечения военнослужащих. Военнослужащие, как и государственные служащие, обладают особым правовым статусом. Именно поэтому размер, порядок и условия назначения пенсии данным категориям лиц должен быть скорректирован, что обеспечит гарантированность и правильность назначения пенсий указанным лицам. Безусловно, некоторые аспекты пенсионного обеспечения военнослужащих нуждаются в доработке и совершенствовании, однако прежде чем проводить новые реформы, необходимо создать единую систему пенсионного обеспечения военнослужащих, которая будет построена на общих принципах формирования и функционирования.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсионная реформа, военнослужащие.

При исчислении пенсии за выслугу лет для военнослужащих не учитываются повышающие выплаты. В Законе РФ N4468–1, а именно в ст.43 определен перечень учитываемого денежного довольствия при исчислении пенсии. К нему относятся оклады по специальному или воинскому званию, по должности, а также процентная надбавка за выслугу лет, включающая выплаты с индексацией денежного довольствия. Проблема осложняется и тем фактом, что многие граждане, уволенные с военной службы, оказываются на пенсии ещё в экономически активном возрасте — около 40 лет, однако отсутствие у них гражданского стажа и опыта препятствует им в поисках достойно оплачиваемой работы. В итоге пенсия становится основным источником доходов, при этом, как правило, такие пенсионеры имеют детей на иждивении. Правительством РФ активно обсуждаются меры поддержки граждан, имеющих право на пенсию по выслуге лет, рассматриваются вопросы о помощи в переподготовке/переквалификации указанных лиц, однако на сегодняшний день никаких существенных действий не предпринято.

Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по завершению военной службы, связанной с большой ответственностью и зачастую риском, они получат достойный уровень пенсионного обеспечения. При отсутствии такого уровня, привлекательность военной службы будет значительно снижаться, что отрицательно отразится на комплектовании кадров Вооружённых Сил и понизит уровень обеспечения военной безопасности РФ.

В расчет денежного довольствия военнослужащих для определения размера пенсии не включены многие из дополнительных надбавок и выплат, определенные в Законе о денежном довольствии военнослужащих, что ведет к значительному снижению размера пенсии.

Многими авторами [1] высказывалось предложение о внесении изменений в Закон о пенсиях военным в части включения в денежное довольствие, которое учитывается при исчислении пенсий военнослужащим, ежемесячных надбавок к денежному довольствию и других дополнительных выплат, которые имеют постоянный характер.

Законом о трудовых пенсиях при исчислении размеров трудовой пенсии по старости предусмотрено, что пенсионный капитал, формируемый за счет страховых взносов в ПФ РФ, учитывается при расчете пенсии. Однако, не предусмотрена уплата взносов в государственные внебюджетные фонды с денежного довольствия военнослужащих, накопления на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в ПФ РФ у них отсутствуют. Все это ведет к тому, что размер пенсий по старости у военнослужащих значительно меньше, чем у граждан, на ИЛС которых проводятся накопления страховых взносов.

Для решения проблемы представляется необходимым предусмотреть в Законе о страховых взносах обязательность по уплате страховых взносов с денежного довольствия военнослужащих.

Действующим Законом о трудовых пенсиях значительно ухудшено положение супругов военнослужащих по сравнению с законодательством, действовавшим ранее, чем нарушен общеправовой принцип неухудшения положения субъектов правоотношений. Общее правило предусматривает, что обратной силы закон, ухудшающий положение субъектов, не имеет, и распространяет свое действие на отношения, возникшие после вступления данного закона в силу. Тенденция, которая сегодня наблюдается в вопросах пенсионного обеспечения, тревожна: принимаются законы, которыми ухудшается положение субъектов правоотношений и действие таких законов распространяется и на существовавшие задолго до их принятия правоотношения.

Полагаем, что необходимо пересмотреть действующие нормы Закона о трудовых пенсиях и предусмотреть возможность включения в страховой стаж супругов военнослужащих периодов, в которые они не имели возможности работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства и по состоянию здоровья детей, которое связано с условиями проживания по месту военной службы супругов [2].

Считаем необходимым принятие комплекса нормативно-правовых актов Государственной Думой РФ, которые приведут пенсионное обеспечение военнослужащих в направлении проводимых пенсионных реформ, в результате которых социальная значимость пенсий за выслугу лет для военнослужащих должна усилиться с учётом особого правового статуса данной категории лиц.

Также, необходимо внести изменения в статью 43 Закона РФ № 4468–1 [3] и установить, что для исчисления пенсии будут учитываться иные повышающие выплаты, которые осуществляются военнослужащим исходя из среднего уровня их доходов за 12 месяцев, предшествующих увольнению. Введение данных поправок обусловлено прохождением службы в особых условиях, которые обуславливают преждевременное профессиональное старение и потерю трудоспособности.

Еще одной проблемой правового регулирования является изменение продолжительности службы необходимой для назначения пенсии за выслугу лет. На сегодняшний день на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект, согласно которому с 2019 года будет изменена продолжительность службы для приобретения права на пенсию за выслугу лет с 20 до 25 лет. С точки зрения ряда ученых, в числе которых А. Г. Силуанова, изменения, отраженные в данном законопроекте, будут способствовать экономии денежных средств бюджета, что соответственно приведет к увеличению размера пенсии за выслугу лет военнослужащим, которые пойдут на пенсию в дальнейшем. Мы считаем, что данный законопроект повлечет большое количество негативных последствий, в частности: масштабную утечку кадров и массовые недовольства.

Мы считаем целесообразным не увеличивать продолжительность службы необходимой для назначения пенсии за выслугу лет до 25 лет для лиц, участвовавших в боевых действиях, ведь их работа выполняется в условиях больших рисков и ответственности; а для военнослужащих, не участвовавших в боевых действиях изменить продолжительность службы для приобретения права на пенсию за выслугу лет с 20 до 25 лет, то есть разделить механизм назначения пенсии за выслугу лет.

Для устранения данных правовых проблем, мы считаем необходимым внести изменения в статью 43 Закона РФ № 4468–1, относительно учета других выплат, которые осуществляются военнослужащим исходя из среднего уровня их доходов за 12 месяцев, предшествующих увольнению, при исчислении пенсии за выслугу лет, а также разделить механизм назначения такой пенсии для лиц участвовавших и не участвовавших в боевых действиях. Было бы целесообразно произвести совершенствование нормативно-правовой базы, в частности принятие комплекса нормативно-правовых актов Государственной Думой РФ, которые позволят устранить вышеизложенные правовые проблемы.

Помимо этого, мы считаем, что Российской Федерации нужен консолидированный нормативно-правовой акт, объединяющий положения о назначении пенсии и ее размере, как военнослужащим, так и иным лицам, проходящим государственную службу, ведь именно такой акт был бы проявлением принципа равенства и социальной справедливости, который является одним из существенных условий существования и реализации политики социального государства, каким является Российская Федерация.

Необходимо изменить редакцию ч. 1 ст. 45 Закона, указав в ней, что повышение размеров пенсий распространяется не только на лиц, являющихся героями, участниками войны, ветеранами боевых действий и т. п., но и на членов семей, получающих пенсии по случаю потери кормильца, либо исключить положения ч. 5 ст. 46 Закона.

Верховному Суду РФ следует принять постановление Пленума о судебной практике по применению Закона РФ от 12 февраля 1993 г. Соответствующим федеральным органам исполнительной власти необходимо производить повышения пенсий по случаю потери кормильца членам семей лиц, перечисленных в ст. 45 закона, руководствуясь как ст. 45, так и ч. 5 ст. 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г.

  1. Корякин В. М. Государственное пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, и их семей // Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М., 2015.
  2. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (с изм. от 20.12.2016 г.)// Собрание законодательства РФ. 2009. N 30. Ст. 3738.
  3. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей” от 12.02.1993 N 4468–1 (ред. от 01.05.2019 г.)// «Российская газета” от 26 февраля 1993 г.

Если вы являетесь пенсионером военного ведомства, министерства внутренних дел, органов ФСБ, таможенной службы, налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы, прочих государственных структур, то для вас законом гарантирована возможность получения второй пенсии, так называемой, пенсии за гражданский стаж, или страховой.

  • Правовые акты по второй (гражданской) пенсии
  • Обязательные условия для назначения
  • Процедура оформления
  • Примеры расчета пенсий
    • Пример №1
    • Пример №2
  • Вопросы наследования
  • Комментарий руководства по поводу увеличения выслуги до 25 лет

Правовые акты по второй (гражданской) пенсии

Данная доплата реализует права гражданина в отношении пенсионного капитала, сформированного за период гражданского стажа после выхода на основную военную пенсию, и, как правило, увольнения со службы.

Ваши права в отношении второй пенсии регламентируются следующими законами:

  • "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (№166-ФЗ от 17.12.2001 г);
  • "О страховых пенсиях" (№400-ФЗ от 28.12.2013);
  • "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (№173-ФЗ от 17.12.2001 г).

Обязательные условия для назначения

Таких условий три:

  • Исполнение соискателю 60 лет. До этого возраста вторая (страховая) пенсия военнослужащим назначена быть не может ни при каких условиях.
  • Наличие требуемого трудового стажа. Начиная с 2014 года, требуемый для получения страховой пенсии стаж увеличивается ежегодно на 1 год, начиная с пяти лет. Соответственно, если в 2014 году требовалось пять лет стажа, то в 2015 году — шесть лет, в 2016 году — семь лет, в 2017 году — восемь лет и по такому же принципу до 2024 года, после которого увеличение стажа (более пятнадцати лет) уже не предусмотрено.
  • С начала 2015 г. обязательно наличие значения индивидуального пенсионного коэффициента не меньше 6,6, с дальнейшим увеличением каждый год на 2,4 до максимального значения 30. Таким образом, в 2016 г этот коэффициент будет не менее 9,00, в 2017 — 11,4 и так далее. ИПК рассчитывается, как отношение пенсионного капитала пенсионера (стаж и зарплата + страховые взносы) к цене одного пенсионного балла, которая устанавливается Правительством ежегодно. В 2015 году она равнялась 64 руб 10 коп, в 2016 — 74 руб. 27 коп, в 2017 году — 78 руб. 58 коп.

Если с первым пунктом все понятно, то по второму возникает много вопросов в части подтверждения стажа.

После дня регистрации, или для всех категорий с начала 2002 года — только по сведениям персонифицированного учета, то есть, по сведениям ваших индивидуальных лицевых счетов, на которые перечисляются страховые взносы работодателями. Данная работа, за которую начислялась зарплата и перечислялись налоги, относится к страховым периодам.

Нехватку страховых периодов для назначения второй пенсии можно скомпенсировать нестраховыми. К ним относятся:

  1. учеба в очном учебном заведении, подтвержденная дипломом или справкой образовательного учреждения,
  2. периоды ухода за детьми или нетрудоспособными лицами, подтвержденные протоколами опроса свидетелей, и другие.

Процедура оформления

За назначением гражданской пенсии следует обращаться в любое отделение Пенсионного фонда, без привязки к месту постоянной регистрации.

Обязательный пакет документов для этого:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • справка военнослужащего установленного образца о получаемой пенсии, в которой перечислены периоды стажа, взятые в расчет основной военной пенсии;
  • документы о стаже до 2002 года: справки о стаже, трудовая книжка, свидетельства об уплате налогов в качестве индивидуального предпринимателя, и т.п.;
  • справки о заработной плате до 2002 года (за период гражданской работы);
  • документы, подтверждающие нестраховые периоды (диплом, сведения об уходе за нетрудоспособными).

Время оформления пенсии регламентировано — не более 50 минут. Специалист обязан принять от вас документы, даже если есть сомнения в наличии у вас требуемых условий для назначения, сделать копии с них и выдать вам расписку о приеме заявления.

Срок рассмотрения заявления — 10 дней, в завершение которого вам отправляется письмо о положительном решении либо отрицательном, то есть обоснованном отказе в назначении, ввиду перечисляемых причин.

Примеры расчета пенсий

Рассмотрим наглядно, каким образом для военных пенсионеров специалисты Пенсионного фонда рассчитают вторую пенсию. Для удобства вынесем основные обозначения, используемых при расчете и расшифруем их:

  • K — коэффициент, обозначающий отношение зарплаты к средней по стране.
  • К неп.ст. — коэффициент неполного стажа;
  • ПК — Пенсионный капитал;
  • СЧ — страховая часть;
  • ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент.
  • Т – ожидаемый период выплаты — 228 месяцев (среднестатистически именно столько времени получает пенсию военный пенсионер)

И постоянные числовые значения:

  • 1 671 руб — среднемесячная зарплата в 2000 - 2001 гг.;
  • 0,55 — стажевый коэффициент (при наличии требуемого стажа);
  • 450 руб — базовая часть на начало 2002 г.

Пример №1

Датой, с которой назначена пенсия, стала 21 марта 2017 г — день шестидесятилетия.

Анализ предоставленных документов: справки из военкомата и трудовой книжки, — свидетельствовал о наличии необходимого гражданского стажа (который не был учтен в расчете военной пенсии) — 18 лет 0 мес 17 дней.

Справки о зарплате Губарев И.И. не предоставил, потому была взята зарплата за 2000 и 2001 г (зарплата за эти годы есть у каждого застрахованного лица в базе ПФ).

Коэффициент по заработной плате (отношение к средней по стране) оказался невысок — 0,569.

Сначала рассчитаем пенсионный капитал до 2002 г.:

  • ((0,569 (коэффициент по зарплате) * 1 671 (средняя зарплата в стране) * 0,55 (стажевый коэффициент)) — 450) * 228 (период выплаты) = 16 630,19 руб.
  • Умножим полученный пенсионный капитал на коэффициент неполного стажа (так как полный стаж — 25 лет):
  • 16 630,19 * 0,16177778 = 2 690 руб. вторые пенсии военным пенсионерам это и будет пенсионный капитал на начало 2002 г.


С 2002 г пенсии постоянно индексировались, поэтому умножим полученный ПК на постоянный для 2017 г суммарный индекс: 2 690 * 5,4 = 14 526 руб ПК на дату назначения, то есть на 21.03.2017 г.

Прибавим валоризацию (доплату за стаж советского периода) — 12 680 руб и страховые взносы, накопленные на лицевом счете пенсионера – 159 347 руб. 08 коп.:

14 526 + 12 680,00 + 159 347,08 = 195553,08 – пенсионный капитал на момент назначения.

Страховая часть на 31.12.2015г: ПК / Т = 195553,08 / 228 = 857,69

Так как сумма пенсионного балла в 2015 г была 64,10, получаем ИПК: 857,08 / 64,10 = 13,38

Прибавим к этому значению ИПК после 2015 г для этого пенсионера (по уплаченным взносам) — 2,805 и получим ИТОГОВЫЙ ИПК на дату назначения, т.е: 13,38 + 2,805 = 16,19.

Умножив его на величину балла 2017 г, получим:

16,19 * 78,58= 1 271 руб 86 коп, что и будет означать величину второй пенсии для Губарева И.И. При достаточно внушительном стаже пенсия получилась небольшая по причине маленькой зарплаты и незначительных страховых взносах, перечисленных ему работодателями.

Пример №2

Гражданский стаж составил 15 лет 9 месяцев, коэффициент по зарплате — 1,012.

Аналогично предыдущему примеру, считаем пенсионный капитал на начало 2002 г.:

((1,012 * 1 671 * 0,55) - 450) * 228 = 109 457,92 * 0,07011111 (коэф. неполного стажа) = 7 672,24

Умножив на суммарный индекс, получим ПК на дату назначения:

7 672,24 * 5,6148 = 43 089,43

Голубев мало работал в советское время, т.е. до 1991 г, поэтому валоризация составила лишь 4308 руб 94 коп.

Прибавив её, страховые взносы, и разделив на ожидаемый период выплаты, получим страховую часть на конец 2015 г:

  • (43 089,43 + 4 308,94 + 389 372,86) / 228 = 1 915,00
  • ИПК на конец 2015 г: 1915 / 64,10 (стоимость балла в 2015г) = 29,886
  • ИПК с начала 2016 г для Голубева Н.И — 3,558 (согласно перечисленным за год страховым взносам), следовательно, ИТОГОВЫЙ ИПК: 29,886 + 3,558 = 33,444

Умножив его на стоимость балла в 2017 г., получим размер пенсии:

33,444 * 78,58 = 2 628 руб. 03 коп.

Если вас отправили в командировку в выходной день, то полезные сведения по этому вопросу вы прочтете в нашей статье.

Работающим пенсионерам будет полезен наш подробный материал.

Вопросы наследования

После смерти получателя гражданской пенсии могут претендовать на пенсию по потере кормильца его жена и дети, если получение её окажется более выгодным, чем по основной.

Кроме того, у работавших с 2002 по 2004 гг., мужчин моложе 1953 г. рождения и женщин 1957 г. рождения, остаются на счету накопительные средства, которые можно получить единовременной выплатой в течение полугода после даты смерти правопреемникам первой, второй или третьей очереди умершего.

Данные нюансы вам обязаны в подробностях объяснить специалисты Пенсионного фонда.

Комментарий руководства по поводу увеличения выслуги до 25 лет

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.




Условия назначения пенсии военнослужащим

Военные могут претендовать сразу на две пенсии. Основания для их назначения разные, считаются они по-разному, поэтому имеет смысл говорить о них по отдельности.

1. Пенсия за выслугу лет

Для нее нужно удовлетворять одному из двух условий:

  • на момент увольнения отслужить не меньше 20 лет$

  • достичь 45-летнего возраста, иметь общий трудовой стаж не меньше 25 лет, из которых не меньше 12,5 составляет военная служба; при этом уволиться человек должен по достижении предельного возраста для службы, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

2. Пенсия «по старости»

После службы в армии многие успевают поработать и на гражданке. Это значит, что работодатель платит за них страховые взносы, а они сами имеют право на пенсию. Условия для ее получения такие же, как для всех россиян:

  • достижение пенсионного возраста — в 2020 году это 60,5 лет для мужчин и 55,5 лет для женщин$

  • наличие достаточного страхового стажа — в 2020 году не менее 11 лет$

  • наличие определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионных баллов) — в 2020 году не меньше 18,6.

Поскольку второй вид пенсии для военных ничем не отличается от всех остальных граждан, сосредоточимся на пенсии военнослужащим за выслугу лет.

Размер пенсии военнослужащим

Пенсия военнослужащего зависит от размера его денежного довольствия во время службы. А также от выслуги лет и так называемого понижающего коэффициента. О них ниже, а пока давайте разберемся с размером денежного довольствия. Оно складывается из двух величин.

1) Оклад по воинской должности (другой название — тарифный разряд). Вот оклады, действующие с 1 октября 2019 года.

Важно отметить, что при назначении пенсии учитывается последнее звание и должность военнослужащего. Никто не высчитывает его среднюю зарплату за все годы службы.

Наверно, военные пенсионеры были бы только рады, если бы этими двумя составляющими их пенсии и ограничивались. Но есть еще два компонента, которые делают итоговый результат меньше суммы двух окладов.

3) Выслуга лет

Прослужив Родине 20 лет, военный получает на пенсию в 50% от суммы своего денежного довольствия. И за каждый следующий год — еще плюс 3%. Но установлен потолок в 85%, сколько не служи. Получается следующая градация:

  • 20 лет — 50%
  • 21 год — 53%
  • 22 года — 56%
  • 23 года — 59%
  • 24 года — 62%
  • 25 лет — 65%
  • 26 лет — 68%
  • 27 лет — 71%
  • 28 лет — 74%
  • 29 лет — 77%
  • 30 лет — 80%
  • 31 год — 83%
  • 32 года и больше — 85%.

За выслугу лет положена не только все большая часть от денежного довольствия, но и надбавка. Ее военный получает и во время службы, она же перекочевывает и в его пенсию:

  • 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет;
  • 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет;
  • 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет;
  • 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет;
  • 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет;
  • 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.

4) Понижающий коэффициент

Согласно Закону о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, денежное довольствие военнослужащего при назначении пенсии учитывается только в размере 54%. Но начиная с 2013 года эти проценты должны были расти на 2% каждый год, пока не достигнут 100%. То есть государство взяло на себя обязательство планомерно увеличивать выплаты военным пенсионерам.

Получается даже с опережением графика. По плану, сейчас должны были дойти только до 70%, то есть понижающий коэффициент был бы 0,7. На деле же его значение 0,7368%. Но у военных есть определенные опасения, дело в том, что коэффициент не поднимали уже два года.

Расчет пенсии военнослужащим

Понимаем, цифр много, разобраться в них непросто. На примере будет понятней.

Представим себе бравого командира полка, который отдал армии четверть века и дослужился до звания подполковника. На что он может рассчитывать?

26 034 рубля (оклад по воинской должности) складываем с 13 017 рублями (оклад по воинскому званию). Получается 39 051 рубль. Теперь прибавим к этой сумме 40% от нее же (за 25 лет выслуги). Получим 54 671 рубль 40 копеек.

Наш подполковник имеет право воспользоваться 65% от этой суммы — дело все в той же выслуге лет. То есть 32 802 рублями 84 копейками.

И последнее действие — учесть понижающий коэффициент 2020 года в 73,68%. Итого — 24 269 рублей 13 копеек.

Если приводит расчеты к какой-то формуле, получится так:

(Оклад по воинской должности + оклад по воинскому званию + ((Оклад по воинской должности + оклад по воинскому званию) х выслуга лет)) х понижающий коэффициент.

Выглядит сложно, но если один раз разобраться, все встанет на свои места.

Читайте также: