Военная пенсия военного судьи

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 г. N 5-ФКЗ наименование статьи 31 настоящего Федерального конституционного закона изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ"

Статья 31. Особенности социальной защиты судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, а также членов их семей

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 23 мая 2016 г. N 3-ФКЗ в часть 1 статьи 31 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения

1. Судьи военных судов и судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих, члены их семей и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел, командование воинских частей либо соответствующий орган военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе за пределами территории Российской Федерации, по месту нахождения военного суда обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих, членов их семей, сохранности принадлежащего им имущества в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 1 января 2020 г. - Федеральный конституционный закон от 27 декабря 2019 г. N 7-ФКЗ

2. В случае гибели (смерти) судьи военного суда или судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих (в том числе судьи, пребывающего в отставке) не в связи с его служебной деятельностью нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, по их выбору органами, осуществляющими пенсионное обеспечение судей или военнослужащих, выплачивается пенсия, которая могла быть назначена судье военного суда или судье Судебной коллегии по делам военнослужащих по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" или Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 г. N 5-ФКЗ в часть 4 статьи 31 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ"

4. Жилое помещение предоставляется судьям военных судов и судьям Судебной коллегии по делам военнослужащих во внеочередном порядке соответствующими органами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с последующей компенсацией понесенных ими расходов за счет средств федерального бюджета либо приобретается за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями.

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 г. N 5-ФКЗ в часть 5 статьи 31 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ"

5. Жилая площадь, занимаемая судьями военных судов и судьями Судебной коллегии по делам военнослужащих в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в случае ее освобождения предоставляется другим судьям военных судов, а также работникам аппаратов военных судов, нуждающимся в улучшении жилищных условий с учетом норм, установленных федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 г. N 5-ФКЗ в часть 6 статьи 31 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ"

6. Медицинское обслуживание судей военных судов (в том числе судей, пребывающих в отставке) и членов их семей, включая обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортное лечение, осуществляется по нормам и в порядке, которые установлены для судей федеральным законом. Медицинское обслуживание судей Судебной коллегии по делам военнослужащих осуществляется в порядке, установленном для судей Верховного Суда Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 29 июня 2009 г. N 3-ФКЗ статья 31 настоящего Федерального конституционного закона дополнена частью 6.1

6.1. При отсутствии по месту расположения военного суда медицинских учреждений соответствующего уровня государственной или муниципальной системы здравоохранения медицинское обслуживание, обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортное лечение судей военных судов осуществляются медицинскими учреждениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с оплатой фактически произведенных ими расходов Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент).

В 2021 году военных пенсионеров и бывших работников МВД, Росгвардии, ФСИН, МЧС и прочих «силовых» ведомств ждет увеличение пенсий. Требуемые для поднятия военных пенсий деньги заложены в проект федерального бюджета, разработанный и внесенный на рассмотрение в Государственную Думу 30 сентября 2020 г. В соответствии с текстом проекта закона, прибавление пенсионеры получат после индексации с 1 октября 2021 г. суммы денежного довольствия военнослужащих.

Кроме того, в январе 2021 г. запланирована индексация второй пенсии для военных пенсионеров (страховой по старости) и увеличение социальных доплат с 1 апреля.

Причем в федеральный бюджет не закладываются деньги, требуемые для дополнительного увеличения военных пенсий на 2%, как это определено Указом Президента № 604 от 7 мая 2012 г. Еще не станут пересматривать размер понижающего коэффициента. Он все еще равняется 0,7368, а в данном значении он был определен с 1 октября 2019.

Индексация пенсий военным пенсионерам с 1 октября 2021 года

В 2021 году планируется увеличение пенсий для военнослужащих и пенсионеров, служивших в Росгвардии, МВД, ФСИН и прочих «силовых» ведомствах. Из текста проекта закона о федеральном бюджете (№ 1027743-7) следует, что увеличение выплат проведут посредством индексации денежного довольствия военнослужащих, учитывая которое и рассчитывают военную пенсию.

Довольствие будет увеличено на прогнозируемый показатель инфляции, который по расчетам Правительства будет равняться 3,7% в 2021 году. На поднятие размеров пенсионного обеспечения в федеральный бюджет закладывается дополнительно 9,3 млрд рублей.

Причем по существующему законодательству каждый год должны производиться также следующие виды увеличения:

  • посредством дополнительной индексации на 2% сверх уровня роста цен;
  • и после корректировки размера понижающего коэффициента, используемого при начислении пенсии, не менее чем на 2%.

Но ни одна из данных прибавок на 2021 год не запланирована, и деньги на данные цели в федеральный бюджет не заложены.

Следует заметить, что проект закона о федеральном бюджете пока что не одобрен. Очень может быть, что его содержание будет изменено в процессе рассмотрения в Государственной Думе.

Индексация на 2% сверх уровня инфляции

Указ Президента РФ № 604 от 7 мая 2012 года установил, что пенсии граждан, уволенных с военной службы, должны каждый год индексироваться на 2% сверх уровня инфляции. Но данная норма отнюдь не всегда исполняется.

  • К примеру, в 2021 году увеличение военных пенсий проведут исключительно по инфляции — на 3,7% с 1 октября. Причем дополнительного поднятия на 2% не планируется.
  • Точно такая же ситуация имела место и в 2020 году, когда пенсионное обеспечение было поднято лишь в соответствии с уровнем инфляции — на 3%, а индексация на 2% произведена не была.

Увеличение военных пенсий на 2% сверх инфляции было сделано в 2019 году. Однако тогда подобная прибавка была обеспечена посредством корректировки размера понижающего коэффициента — с 0.7223 до 0.7368, хотя оба данных увеличения должны происходить вне зависимости друг от друга. Так или иначе, даже в данном виде дополнительное увеличение выплат в 2021 году производить не планируется. В проекте федерального бюджета предусмотрены деньги только для одного вида увеличения — посредством увеличения окладов по военным должностям и званиям.

Понижающий коэффициент военным пенсионерам в 2021 году

По нормам существующего законодательства военным пенсионерам платится не полная пенсия, а лишь ее часть. Это случается по причине использования при начислении выплат понижающего коэффициента к размеру денежного довольствия. В первый раз он был введен в 2012 году и составлял 0.54 с условием обязательного ежегодного роста не менее чем на 2%. Но в последний раз его размер пересматривался 1 октября 2019 г. — с 0.7223 до 0.7368.

Далее законом № 381-ФЗ от 02.12.2019 г. использование понижающего коэффициента 0.7368 было распространено на весь 2020 год.

А сейчас планируется использовать его при расчете военной пенсии и в 2021 году. Законопроект о понижающем коэффициенте в 2021 году уже внесен на рассмотрение в Государственную Думу и планируется одобрить его во время осенней сессии.

Для военных пенсионеров это значит, что прибавки посредством изменения размера понижающего коэффициента на 2% в 2021 году не случится. Им все так же продолжат выплачивать лишь 73,68% от полного размера военной пенсии.

Следующее изменение коэффициента случится не раньше 1 января 2022 г., если вновь не будет введен мораторий на его корректировку.

Надбавки к военной пенсии

Военным пенсионерам назначаются всевозможные социальные надбавки к пенсии — за назначенную группу инвалидности, участие в боевых действиях, наличие иждивенцев и прочее. Их величина назначается в процентах от расчетного размера пенсии (РРП). По законодательству, РРП — это сумма социальной пенсии по старости, величина которой определяется Правительством. А из-за пересмотра данной суммы пересчитываются также надбавки военным. Это случается каждый год 1 апреля.

К примеру, с 1 апреля 2021 года величина социальной пенсии по старости должна увеличиться на 2,6% — с 5606,17 до 5751,93 руб. Таким образом, доплаты для военных тоже будут рассчитываться с учетом размера РРП — 5751,93 руб.

  • За нетрудоспособного члена семьи военному пенсионеру доплачивается 32% РРП. То есть с 1 апреля 2021 г. данная доплата составит 1840,62 руб.
  • При достижении возраста 80 лет доплата должна составлять 100% РРП. Значит, с 1 апреля 2021 г. прибавка должна составлять 5751,93 руб.

Пересмотр величин доплат происходит автоматически. Обращаться лично за перерасчетом нет необходимости.

Вторая пенсия для военных пенсионеров в 2021 году

Граждане, уволенные с военной либо приравненной к ней службы, вправе получать выплаты второй пенсии, оформленной по линии Пенсионного фонда России. Это страховая пенсия по старости, назначаемая гражданам, имеющим стаж работы по гражданской профессии и достигшим «обычного» пенсионного возраста.

В соответствии с таблицей пенсионного возраста, в 2021 году начать получать вторую выплату смогут женщины, рожденные в первом полугодии 1965 года, и мужчины, рожденные в первом полугодии 1960 года Для чего им понадобится иметь не менее 12 лет трудового стажа «на гражданке».

  • Величину второй пенсии для военного пенсионера рассчитывают, исходя из числа пенсионных баллов, сформированных на его лицевом счете в Пенсионном фонде. А формируются они посредством уплаты работодателем страховых взносов за своего сотрудника.
  • Таким образом, чем больше перечислено страховых взносов в Пенсионный фонд, тем большее накоплено количество пенсионных баллов и больше страховая пенсия по старости.

Причем величина страхового пенсионного обеспечения каждый год индексируется. Например, с 1 января 2021 года данные выплаты должны подняться на 6,3%, однако исключительно для неработающих пенсионеров. Если гражданин трудоустроен, его вторая пенсия в январе 2021 года поднята не будет.

Пенсионная реформа, судя по всему, докатилась до военных. По идее, сейчас весь комитет Государственной думы по обороне должен дружно встать и, чеканя шаг, сплоченным строем во главе с генерал-полковником запаса Владимиром Шамановым покинуть зал заседаний — их требования к правительству по решению проблем военнослужащих в очередной раз были проигнорированы.

Однако, подобный демарш не состоялся, а Госдума на пленарном заседании 19 ноября, продолжая людоедскую пенсионную реформу, приняла закон, который вновь замораживает на нынешнем уровне размер денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении военных пенсий. Документ, входящий в так называемый пакет бюджетообразующих законов, был внесен правительством и в третьем чтении всё-таки одобрен депутатами. Ожидаемого с 1 января 2020 года повышения военных пенсий не будет — взамен только машинка для закатывания губ.

«В связи с Федеральным законом „О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов“… предлагается пролонгировать приостановление действия части второй статьи 43 Закона о пенсионном обеспечении до 1 января 2021 года, сохранив размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии — 73,68 процента», — говорится в принятом документе. А это означает, что размер денежного довольствия, учитываемого при начислении пенсий, останется на уровне 1 октября 2019 года, когда произошло уж очень запоздалое и незначительное повышения. И после 1 января следующего года никаких изменений в выплатах не произойдет. Так что военных сравняли с теми, кто стал жертвой пенсионной реформы.

Новый закон, который иначе как грабительским по отношению к пенсионерам не назовешь, приостанавливает действие нормы закона, согласно которой денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процента и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100-процентного его размера. При этом почему-то забывается, что президент Владимир Путин еще в мае 2012 года поручил правительству обеспечить ежегодное увеличение пенсий ветеранам военной службы не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции. Если следовать логике президентского указа, то в 2020 году военные пенсии должны быть проиндексированы на 5 процентов. Впрочем, гражданским Путин тоже обещал не проводить пенсионных реформ и не повышать пенсионный возраст.

Что в итоге? Теперь сохраняется размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, на прежнем уровне, установленном с 1 октября 2019 года, то есть всё те 73,68 процентов от денежного довольствия. То есть бросили вам, товарищи военпенсы, «косточку» в октябре и хватит, через год подумаем — повышать или и при нынешнем «достатке» не загибаетесь. К слову, последнее увеличение военных пенсий назвать «повышением» язык не поворачивается — жалкая прибавка. «Свободная пресса» уже приводила эти цифры — военный пенсионер в звании подполковника, уволившийся из Вооруженных сил с 24 тарифного разряда и прослуживший 25 календарных лет, получил прибавку в 1 583 рубля. Сержанту, уволившемуся с 5 тарифного разряда и прослужившему 23 календарных года, добавили 700 рублей к военной пенсии. Такая вот пенсионная реформа для армии.

В качестве «компенсации» за замораживание размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении военных пенсий, до 1 января 2021 года, правительство подсластило пилюлю. Как отмечается в сопроводительных материалах, новый проект бюджета всё же учитывает повышение уровня инфляции и предусматривает повышение денежного довольствия военнослужащих и ряда других категорий — на 3 процента с 1 октября 2020 года. Соответственно, что-то «обломится» и военным пенсионерам — опять крохи и только через год. То есть правительство в очередной раз «кидает» военных пенсионеров с уже крылатой фразой «денег нет, но вы там держитесь».

В итоге утерлись и депутаты из комитета по обороне, и сами военные. Вот и первый замминистра обороны Леонид Горин, выступая на пленарном заседании Госдумы, подчеркнул, что темп роста военных пенсий «имеет положительную динамику». Представитель военного ведомства отметил, что с 2011 года военная пенсия выросла в 2,6 раза и из расчета на 1 октября 2020 года должна повыситься до 26 968 рублей. При этом уровень инфляции в России в 2011 году составил 6,4 процента, а в 2018-м — 4,3 процента. В общем, ни в чем себе не отказывайте, «богатенькие» пенсионеры. Собственно, пенсионная реформа и затевалась для всех «богатеньких», чтобы стали еще богаче за счет денег, которые забрали у населения.

Во время второго чтения закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», которое прошло 9 октября, глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов, при поддержке соратников, резко осудил предложения правительства, которое постоянно уклоняется от выполенния законодательно закрепленных пенсионных гарантий граждан, уволенных с военной службы. В заключении, опубликованном на сайте ГД, указывалось, что с 2014 по 2016 год «прибавка к военной пенсии» за счет роста понижающего коэффициента не покрывала даже уровень инфляции, не говоря уже о выполнении указа главы государства. Согласно расчетам парламентариев, недоиндексация уже составила 20 процентов. При этом за счет понижающего коэффициента экономия бюджета с 2012-го по 2019 год составила порядка 2,8 триллиона рублей.


Вероятно, что и нынешняя «заморозка» военных пенсий до 2021 года позволит существенно пополнить казну отобранными у отставных защитников Отечества деньгами. Опять же, за это время успеет уйти из жизни не одна тысяча из них — в мир иной пенсионеры в нашей стране уходят стремительно. Тоже ведь «экономия». Есть и еще одна подоплека в замораживании повышения пенсий. Например, все экономисты считают, что эта мера, как вся пенсионная реформа, направлена на оттягивание времени, правительство ждет, когда произойдет девальвация рубля и национальная валюта еще больше обесценится. Когда рубль окончательно рухнет, правительство тут же рассчитается с пенсионными долгами, в том числе произведет выплаты и военным пенсионерам, которым сильно задолжало. Обесцененной денежной массы станет больше и ее отдавать будет уже не жалко, — утверждают эксперты.

Нельзя сказать, что сейчас, на фоне принятия грабительского для пенсионеров закона и всей пенсионной реформы в целом, комитет Госдумы по обороне «сдулся» и прекратил отстаивать права военных пенсионеров. Однако, в общем итоге бодаться с правительством на равных не получилось — команда премьера Медведева в очередной раз проигнорировала повысить уровень денежного содержания военнослужащим и добилась желаемого результата. Наплевав, по сути, не только на военных пенсионеров, но и на армию в целом.

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!

Посмотрите полезное видео

Почему уменьшился максимальный размер процентной надбавки за выслугу лет после принятия Федеральных законов о реформировании денежного довольствия военнослужащих? Ранее размер был 70% теперь 40 %.

В новой структуре денежного довольствия военнослужащих при уменьшении размера дополнительной выплаты в процентном отношении в абсолютном исчислении происходит существенный рост ее размера (более чем в 2,5 раза) за счет значительного (более чем в 3 раза) увеличения окладов денежного содержания военнослужащих.

Например: размер процентной надбавки за выслугу лет командира полка, полковника с выслугой 25 лет в 2011 году составляет 5756 рублей 80 копеек ((должностной оклад 4992 рублей + оклад по воинскому званию 3232 рублей) * 70%). С 1 января 2012 года размер ежемесячной надбавки за выслугу лет у него будет составлять 15 800 рублей ((должностной оклад 26 500 рублей + оклад по воинскому званию 13 000 рублей) * 40%), рост составит в 2,7 раза.

Почему денежное довольствие военнослужащих с 1 января 2012 года вырастет в 2-2,5 раза, а пенсии только на 60%? Это нарушает права военных пенсионеров и противоречит Конституции Российской Федерации. Чем обусловлено повышение именно на 60%?

С 1 января 2012 года размеры пенсий, назначаемых гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее – Закон № 4468-1) увеличатся в среднем на 60 процентов, будет предусмотрена индексация военных пенсий дважды в год – с 1 января каждого года и со дня увеличения окладов денежного содержания военнослужащих, что, по нашему мнению, не может рассматриваться как нарушение прав военных пенсионеров.

Увеличение размеров военных пенсий на 60% определено исходя из экономических возможностей государства, такое повышение, а также порядок индексации военных пенсий позволит обеспечить превышение среднего размера военных пенсий по отношению к среднему размеру трудовой пенсии в среднем на 80% и в дальнейшем поддерживать материальное обеспечение военных пенсионеров на должном уровне за счет ежегодного гарантированного увеличения размеров военных пенсий, в том числе и независимо от индексации денежного довольствия военнослужащих.

Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении; если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе устанавливать различный объем социальных гарантий с учетом различий в их фактическом положении.

Учитывая изложенное, установление различного уровня повышения денежного довольствия военнослужащих и пенсий гражданам, уволенным с военной службы, соответствует Конституции Российской Федерации.

Почему понижающий коэффициент 54% к размерам пенсий не применяется к размерам пенсий, назначенных сотрудникам прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации?

В соответствии со статьями 1 и 9 Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 309-ФЗ) должностные оклады военных прокуроров и военнослужащих военных следственных органов устанавливаются с применением коэффициента 1,5, который не учитывается при исчислении пенсий в соответствии с Законом № 4468-1, а оклады сотрудников (которые не являются военнослужащими) прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации и судей в рамках реформирования денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел не увеличиваются. Таким образом, в случае применения к размерам их пенсий коэффициента 0,54, размеры уже назначенных пенсий уменьшаться.

Поэтому в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона № 309-ФЗ положения части второй статьи 43 и пункта "б" части первой статьи 49 Закона № 4468-1 (в редакции Федерального закона № 309-ФЗ) не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей. Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона № 309-ФЗ, указанным категориям граждан с 1 января 2012 года размеры пенсий не пересматриваются.

Почему нельзя установить понижающий коэффициент в размере 100% для военных пенсионеров, достигших возраста 60 лет?

Установление 100 % размера пенсии лицам, достигшим 60-летнего возраста (т.е. без применения понижающего коэффициента 54%), приведет к разделению военных пенсионеров на категории в зависимости от даты их увольнения со службы (к примеру, у 60-летнего пенсионера, уволившегося в воинском звании "лейтенант", размер пенсии будет больше, чем у 50-летнего полковника).

Предлагаем сопоставить размер военной пенсии гражданина, уволенного с военной службы с воинской должности командир взвода, в воинском звании лейтенант с выслугой 25 лет без применения понижающего коэффициента (который достиг возраста 60 лет), и размер военной пенсии гражданина, уволенного с военной службы с воинской должности командир полка, в воинском звании полковник с выслугой 40 лет в льготном исчислении (который уволился в возрасте 50 лет) с применением понижающего коэффициента.

Лейтенант, командир взвода, выслуга 25 лет – 20000 + 10000 + (30000*40%) = 42 000, 42 000*65% = 27 300 рублей. Полковник, командир полка, выслуга 40 лет – 27 000 + 13 000 + (40000*40%) = 56 000, 56 000*54% = 30 240, 30 240*85% = 25 704 рублей.

Пенсия гражданам, уволенным с военной службы (службы), назначается не за возраст, а за выслугу лет.

Ее размер зависит только от трех параметров на момент увольнения с военной службы:

1) занимаемая должность;

2) присвоенное воинское звание;

3) продолжительность службы.

Существующая система пенсионного обеспечения должна стимулировать военнослужащих к продвижению по службе, в том числе и для получения более высокого размера пенсии.

Государственной Думой принят и вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", предоставивший военным пенсионерам, которые продолжали работать после увольнения с военной службы, право на получение трудовой пенсии по старости (за вычетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) по линии Пенсионного фонда Российской Федерации, одновременно с получением военной пенсии. Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении 60 лет и женщинам - 55 лет.

Почему именно военным пенсионерам установили понижающий коэффициент к размерам пенсии, у других пенсионеров его нет?

Законодательство Российской Федерации, в частности Федеральный закон № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", устанавливая различные виды государственной службы, составляющие систему, определяет единые подходы к организации, функционированию и прохождению государственной службы. При этом предусматривается возможность для нормативного выделения особенностей, принципов и отличий, определяющих специфику каждого вида государственной службы в данной системе.

Следовательно, при законодательном установлении основных условий прохождения государственной службы не исключается возможность введения различий в правовом статусе лиц, проходящих государственную службу на должностях государственной службы различных видов, в том числе, определения особых правил, касающихся условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу, в целях справедливого, обоснованного учета специфических факторов служебной деятельности государственных служащих.

Например, для федеральных государственных гражданских служащих установлены ограничения размера пенсии и сроков выплаты пенсии.

Для расчёта пенсий федеральных государственных гражданских служащих учитываются все виды заработной платы, однако, в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", размер суммы, из которой рассчитываются их пенсии (среднемесячный заработок), не может превышать 2,8 должностного оклада.

Военные пенсионеры в соответствии с Законом № 4468-1 получают право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, в тоже время, в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет только одновременно с трудовой пенсией по старости, т.е. по достижении возраста 60 лет для мужчин (55 для женщин), независимо от времени, когда была приобретена необходимая для назначения пенсии выслуга лет.

Обращаю Ваше внимание, что размеры трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливаются исходя из размеров страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет работника в Пенсионном фонде Российской Федерации. В настоящее время размер страховых взносов составляет 26% от заработной платы работника. При этом размер заработной платы, на которую начисляются страховые взносы, также ограничен 463 000 рублями в год.

В тоже время статьей 2 Федерального закона № 309-ФЗ вносятся изменения в Закон № 4468-1, в соответствии с которыми устанавливается ежегодный рост на два процента размера "коэффициента 54%", и, кроме того, предусмотрена возможность роста указанного коэффициента в размере, превышающем 2 процента.

Почему информация о введении понижающего коэффициента скрывалась, а говорилось только о неизменности порядка исчисления пенсии (50% за 20 лет выслуги + 3 процента за каждый год, но не более 85% соответствующих сумм денежного довольствия - статьи 13 и 14 Закона № 4468-1)?

Информацию о "понижающем коэффициенте 54%" невозможно скрыть, так как она указана в тексте законопроекта, а все материалы по вопросам реформирования денежного довольствия военнослужащих размещены на официальном сайте Государственной Думы www.duma.gov.ru в разделе "Законодательная деятельность" – "Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности", далее переход к законопроектам № 556556-5 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и № 556510-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и были розданы каждому депутату Государственной Думы.

В тоже время в указанных законопроектах прямо не содержаться данные о том, что статьи 13 и 14 Закона № 4468-1 не изменяются и не отменяются, а будут продолжать действовать в существующем виде, что,судя по многочисленным обращениям граждан, требует дополнительного разъяснения.

Почему Государственной Думой были приняты Федеральные законы о реформировании денежного довольствия военнослужащих без установления окладов денежного содержания военнослужащих, ведь в такой ситуации невозможно определить уровень повышения денежного довольствия военнослужащих и пенсий военных пенсионеров?

При принятии во втором чтении законопроектов о реформировании денежного довольствия военнослужащих Правительством Российской Федерации депутатам Государственной Думы были представлены проекты постановлений Правительства Российской Федерации, которые содержали данные, в том числе, и о размерах окладов денежного довольствия военнослужащих.

Работа на должности судьи гарантирует не только высокие зарплаты и общественный статус, но и пожизненное пенсионное обеспечение, по размеру не сильно уступающее зарплате. Пенсия судей, порядок ее начисления и дополнительных выплат описывается в федеральных законах 400-ФЗ и 126-ФЗ, а также специализированных законах №4468-I и 3132-I. Подробнее о нюансах расчет выплат для судейского сообщества читайте в нашей статье.


Пенсия судей в 2020 году: размер, расчет и условия назначения

В основном регулирование персонального обеспечения судей производится законом №3231. В нем описываются как особенности начисления улучшенной «пенсии», так и подсчет стажа с необходимыми условиями. Если судья не проходит по стажу ни для выслуги лет, ни по пожизненному обеспечению, то его вопрос рассматривается в стандартном порядке, через Пенсионный Фонд России.

Гарантии для сотрудников судов описаны в Постановление Правительства №425. Там же указывается минимальный стаж для назначения пожизненного обеспечения. Работающий судья не имеет права для получения персонального содержания, поэтому первым шагом станет выход в отставку. Сделать это можно как самостоятельно, подав письменное заявление, так и автоматически.


Количество судей, лишенных полномочий в прошлом году

Каждое из этих событий может стать причиной отставки судьи с полным сохранением своих привилегий. В случае судебного разбирательства и увольнения по статье либо уголовного наказания судейские привилегии аннулируются, и юрист имеет право рассчитывать только на обычную пенсию, оформляемую ПФР.

Разновидности выплат для судей в отставке

Получить пенсионное содержание могут граждане РФ, имеющие не менее двадцати лет юридического стажа, которые были проведены на следующих должностях:

  • арбитр или судья вне зависимости от категории;
  • прокурор, адвокат, их заместители и помощники (или любая другая профессия, требующая профильного юридического образования);
  • органы юстиции, любая должность, связанная с судопроизводством.

Судья, вышедший в отставку или сменивший должность, начиная с 55 лет (50 для женщин) может обратиться за одной из трех разновидностей выплат:

  1. Стандартная страховая пенсия, выплачиваемая гражданам России на общих основаниях.
  2. Обеспечение по выслуге лет (закон 4468-I).
  3. Пожизненное содержание (закон 3132-I).

Страховая пенсия начисляется в соответствии с выплатами, ежемесячно отчисляемых с зарплаты судьи в Пенсионный фонд. Несмотря на то, что итоговая сумма выходит заметно выше средней по стране, эта разновидность судейской пенсии является самой маленькой, поэтому подавать заявление на ее получение стоит только при недостаточном стаже для второго и третьего варианта. Судья, проработавший менее 10 лет в юридической сфере, на специализированную пенсию не имеет права.

При 25-летнем стаже судья имеет право на немедленный выход на пенсию по выслуге лет, даже если пенсионный возраст еще не достигнут. В отличие от третьего пункта с денежным довольствием, выплата содержания по выслуге лет проводится по общему для всех сотрудников силовых ведомств закону №4468-I. В статье 14 указывается, что пенсионер имеет право на довольствие от 50 до 85% зарплаты в зависимости от выслуги (50% после 20 лет, затем по 3 дополнительных процента за каждый следующий год).

При достижении 20-летнего стажа, юрист имеет право выбрать ежемесячное пожизненное содержание, составляющее от 80 до 85% заработка активного судьи на аналогичной должности. Размер процентного значения зависит от величины стажа — за каждый дополнительный год добавляется по одному проценту. Опция пожизненного содержания описана в специализированном законе 3132-I о статусе судей.


Обеспечение судей КС оговаривается отдельным постановлением правительства за номером 425

Также, в постановлении №425 описывается порядок выплат иждивенцам и членам семьи умершего (или погибшего) судьи, если на момент смерти он все еще не ушел в отставку.

Дополнительное материальное обеспечение

Помимо основной пенсии или пожизненного содержания, судья может получить выплаты при наличии государственных наград. Статья 1 №21-ФЗ определяет следующие категории лиц, которым полагается дополнительное обеспечение:

  • Герои СССР и России;
  • награжденные орденами Андрея Первозванного, Славы, Ленина, «За заслуги перед Отечеством», «За службу Родине»;
  • обладатели госпремий СССР и РФ;
  • чемпионы Олимпийских и Паралимпийских игр.

Размер выплат указывается во второй статье этого же закона и колеблется в диапазоне от 250 до 415 процентов от общероссийской социальной пенсии.

Размер пожизненного пенсионного содержания

Как и у большинства госслужащих, оклад у судей достаточно низкий: глава Конституционного суда получает чуть более 30 тысяч рублей ежемесячно. При этом работает система поощрений и модификаторов: у работающего судьи надбавка только за квалификационный класс составляет от 30 до 150%.


Таблица квалификационных классов судей

На обычную пенсию большинство бонусов, полученных во время службы, не распространяются. В случае пенсионного содержания на размер выплат будут влиять:

  • объем выслуги лет (было указано выше — от 80 до 85%);
  • звание профессора или доцента, а также Заслуженного юриста страны;
  • кандидатская и докторская степень;
  • знание и применение иностранных языков в международных делах (до 20% для судей Конституционного суда).

Важно! Пенсионное содержание судей не облагается налогом, что является еще одной особенностью данных выплат.

Таблица. Размер судейского оклада в зависимости от выслуги лет

Срок выслугиПроцентное увеличение
От 24 до 60 месяцев15%
От 60 до 120 месяцев25%
От 120 до 180 месяцев30%
От 180 до 240 месяцев40%
Более 240 месяцев50%

*Бонус со сроков не суммируется и считается от стартового оклада.

Начиная с 2012 года, в трудовой стаж судьи зачисляется служба в армии, обучение по специальности, служба в государственных ведомствах. В общий «юридический» стаж зачисляется труд в адвокатских конторах, органах следствия и прокуратуры, частная практика.

Научные степени и звания также дают процентную прибавку. Кандидат или доцент получат 5% к норме оклада, все остальные — по 10%. Считается и региональный коэффициент: работа на ДВ или Крайнем Севере страны будет заметно выгоднее как в плане начисляемого стажа, так и по общей зарплате (стандартный модификатор х1.5).

На практике даже невысокий класс судьи при достаточной выслуге дает право на заработок в 70-80 тысяч рублей. Выплаты производятся напрямую из федерального бюджета, региональная администрация может доплачивать только всем судьям одновременно, установив повышенные коэффициенты.

Расчет пенсии судьи

При оформлении пенсии судьей выбирается один из трех вариантов. Одновременное получение нескольких вариантов государственной пенсии не допускается. Проще всего показать практику расчета на конкретных примерах.


Судьи могут выбирать между тремя видами пенсионного обеспечения

Начнем с общегражданской страховой пенсии. Формула для нее выглядит так: индивидуальный коэффициент * стоимость балла + (фиксированная выплата * коэффициент повышения). Допустим, судья получает ежемесячно зарплату в 70 тысяч рублей. По пенсионному законодательству и модификаторам, принятым в 2020 году, это дает около 8,25 пенсионных баллов ежегодно. При текущей стоимости пенсионного балла в 87,24 рубля за 20 лет стажа общая сумма выплат составит 81,5*8,25*20 = 14394,6 рублей + 5334 рублей фиксированной выплаты. В общей сложности судья получит 19728,6 рубль ежемесячно.

При оформлении пенсии по выслуге лет заработок судьи умножается на процентный коэффициент, который зависит от юридического стажа. Здесь подсчет заметно проще: после достижения судьей 20 лет выслуги, его пенсия составит 50% от зарплаты, а каждый отработанный год добавит еще три процента сверху до предела в 85%. При 20 годах службы и 70 тысячах зарплаты судья получит пенсию в 35 тысяч, при 25 годах — 48750 рублей (65% от зарплаты), при 30 годах и более — 63750 рублей (80% от зарплаты).

Наконец, пожизненное довольствие даст при тех же стартовых условий 56 тысяч дохода, так как отсчет начинается не с 50, а с 80%. При 25 годах стажа пенсия также достигнет своего предела в 63750 рублей.

Калькулятор расчета пожизненного довольствия судьи

Калькулятор ниже поможет вам рассчитать размер пожизненного довольствия судьи.

Как оформить пенсию?

Получение средств из федерального бюджета осуществляется по заявке судебного департамента или региональной администрации. Для оформления содержания судье проще всего обращаться по месту предыдущей работы: именно суды решают вопрос о начислении, Пенсионный фонд в вопросе не участвует. Бывшему судье необходимо предоставить набор документов:

  1. Заявление о предоставлении содержания, написанное от руки.
  2. Удостоверение личности (общегражданский или служебный паспорт РФ).
  3. Трудовая книжка, подтверждающая заявленный стаж.
  4. Карточка СНИЛС.
  5. Подтверждение уровня квалификации.
  6. Удостоверения или свидетельства о наличии регалий, предусматривающих дополнительные льготы.

Проверка занимает две рабочих недели, после которых заявитель уведомляется о решении. Выплаты проходят, начиная со следующего календарного месяца после регистрации заявления.

Подытожив вышесказанное, можно выделить ряд особенностей формирования пенсии для судей и других работников судов:

  • выплаты касаются судей, имеющих значительную выслугу лет;
  • предоставляемое пожизненное содержание в худшем случае составляет 4/5 от зарплаты, при этом не облагается налогом;
  • вопрос о выплатах решает судебная коллегия, Пенсионный фонд в обсуждении не участвует.

Важный нюанс: при получении пенсии судья не имеет права продолжать юридическую практику, а официальный выход на работу приведет к заморозке выплат. В законе есть три исключения на этот счет: литература, наука и преподавание.

Обеспечение военных судей

Пенсионеры-судьи, работавшие в военных судах, получают абсолютно такие же дотации от федерального бюджета, что и гражданские специалисты. Совпадает как возраст выхода и размер компенсации, так и другие критерии. Исключением станет основной размер стажа — для военных минимальный срок составит 15 лет.


Военные судьи для оформления пенсии по выслуге лет должны отработать меньше, чем гражданские, — 15 лет

Военные судьи на пенсии получают дополнительные льготы в случае травмы, полученной в результате службы. Например, пожизненное содержание можно получать вместе с пособием по инвалидности, если судья стал инвалидом вследствие военной травмы. Такое нередко случается с юристами, работавших в молодости в горячих точках. Также, военные судьи-инвалиды имеют право на увеличенное пособие.

Изменения в 2020 году

Пенсионная реформа вместе с другими госслужащими затронула и судей: начиная с 2017 года, нижняя граница выхода на пенсию повышается на шесть месяцев, пока не достигнет 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Был повышен показатель минимального стажа для выхода по выслуге лет: если ранее можно было уйти после 20 лет работы, то теперь необходимо минимум 25. Для тех, кто вышел на обеспечение до 2017 года, ничего не изменится — реформа касается только действующих судей и юристов.

Отказ в пожизненном содержании

Каждое заявление, подаваемое на пожизненное пенсионное обеспечение, рассматривается судебной коллегией в особом порядке. Для отказа в выдаче средств судье, проработавшему более 20 лет, основания должны быть действительно значимыми.

  1. Любое преступление, вне зависимости от стажа работы, лишает права работы в судебных органах и приводит к автоматическому отказу на пожизненное содержание. Это же относится к преступлениям, совершенным уже после выхода на пенсию.
  2. Смена гражданства также является основанием для отказа или отзыва пособия. В законе явно сказано, что содержание может получать гражданин Российской Федерации.
  3. Судьи, которые были отозваны в соответствии с действующим законодательством, также могут быть лишены содержания. Здесь важную роль играют как причины отзыва, так и последствия действий, которые его вызвали.

Иногда отказ в содержании вызван разногласием с вопросами в стаже: частную практику или работу в адвокатской конторе могут по разным причинам не засчитывать как юридический стаж. В этом случае вопрос решается либо на заседании коллегии, либо в судебном порядке.

Заключение

Ранняя пенсия и высокая зарплата компенсируются как высоким уровнем ответственности судьи за принятые решения, так и отсутствием права на ошибку. Поддержка судей связана с защитой от коррупции: по сути, при достаточно долгой службе без нареканий судье гарантируется спокойная и безбедная старость. Система поддержки сотрудников судебной власти отработана, на сегодняшний день никакой информации о значительных реформах или новых законопроектах не существует.

Видео — Размеры окладов судей

Читайте также: