Военные пенсии в решениях судов украины


В начале февраля Верховный Суд Украины вынес решение, которое касается почти пятьсот тысяч ветеранов силовых структур независимой Украины. Его уже больше двух лет с нетерпением ждали пенсионеры МВД, и уже больше года те, кто служил в Вооружённых Силах Украины и других силовых структурах. Не дождавшись справедливости от государства, они стали объединяться и отстаивать свои права в судах, сообщает портал ПромПолитИнформ.

Суть дела

4 февраля 2019 года Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда принял решение в образцовом деле по иску к Главному управлению Пенсионного фонда Украины в Житомирской области. В нем суд признал действия ПФУ, которые с 1 января 2018 года выплачивают пенсионерам Вооруженных Сил Украины пенсии на уровне 70% от размера денежного содержания, противозаконными. А также обязал сделать перерасчет пенсий и выплатить долг, который образовался за период изменения принципа перерасчета пенсионного содержания.

«Спор заключался в том, что истцу с 2004 года назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом № 2262-ХII в размере 83% денежного обеспечения. В апреле 2018г. ГУПФУ сделало перерасчет пенсии с 1 января 2018 года, в связи с изменением денежного обеспечения на основании постановления КМУ от 30 августа 2017 № 704 «О денежном довольствии военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и некоторых других лиц», постановления КМУ от 21 февраля 2018 №103 «О перерасчете пенсий лицам, уволенным с военной службы, и некоторым другим категориям лиц», исходя из основного размера пенсии 70% денежного обеспечения», — говорится в решении.

Отметим, что десятки тысяч военных пенсионеров были уверены, что все изменения порядка перерасчета пенсий противоречат действующей Конституции и законам Украины. Но, лишь не многие решили отстаивать свои права в судах.


Пример из жизни

Боевой летчик, «афганец», генерал-майор Владимир Алексеев, заместитель начальника боевой подготовки Военно-Воздушных Сил Украины, стоял у истоков создания ВВС Украины. Он закончил службу в 2002 году и ушел в запас по состоянию здоровья. На момент назначения пенсии у него было 33 календарных года выслуги, а с учетом льготных – 57! По действующему на то время пенсионному законодательству ему назначили пенсию из расчета 90% от денежного содержания. На то время размер пенсии был довольно приличным и позволял нормально жить, обеспечивать себя и семью всем необходимым.

С годами инфляция, обвал гривны «съели» размер пенсии и он стал, фактически, немногим выше среднего по стране. В долларовом эквиваленте он уменьшился больше чем в четыре раза. Кроме этого, все эти годы пенсия не пересчитывалась. Потому генерал Алексеев, как и все пенсионеры с надеждой ждали, когда новая власть обратит внимание на эту проблему. И дождались! С 1 января 2018 года долгожданный перерасчет таки состоялся. Но как? Принцип пересчета абсолютно нивелировал многие важные показатели, от которых зависели пенсии силовиков. А это – выслуга, классность, знание языков, особые условия службы и другие. Ну и главное – ее размер был ограничен 70% от денежного содержания.

— Скажу откровенно, военных пенсионеров «обижали» всегда. В то время, когда в ВС Украины повышались оклады, премии, надбавки – это никак не сказывалось на пенсии. Хотя – это прямая норма закона о пенсионном обеспечении военнослужащих. А потом, когда «получили» очередную несправедливость от государства, в виде постановления Кабмина о пересчете — не стали сидеть, сложа руки. Собравшись в инициативную группу, решили отстаивать свои права в суде. Тем более что мы видели нарушения законодательства в том, как принимались решения о пересчете пенсий. Мы подали обращение в Пенсионный фонд с требованием пересчитать пенсии без применения дискриминационной нормы «70% размера денежного содержания». Но когда там нам отказали, подали иски в Окружной административный суд. После выигранного дела было открыто исполнительное производство, и Пенсионный фонд все же пересчитал нам пенсии. Более того, размер долга который образовался на момент принятия судом законного решения, также будет постепенно погашаться, — рассказал Владимир Алексеев.


Ситуация с пенсионным обеспечением силовиков

Петр Никифорович Творун, Вице-президент Международной ассоциации офицеров по борьбе с организованной преступностью «Центр», член Координационного комитета ветеранов и пенсионеров силовых структур уже более двух лет вместе с коллегами занимаются изучением правовых коллизий вокруг системы пенсионного обеспечения представителей всех силовых структур. Несправедливое отношение государства просто заставило людей объединиться для того, чтобы принудить народных избранников, чиновников высшего ранга обратить внимание на проблемы пенсионеров-силовиков.

— Сложившуюся ситуацию в пенсионном законодательстве, касающуюся силовиков, можно охарактеризовать двумя словами: хаос и коллапс! 30 августа 2017 году КМУ принимает постановление №704 «О денежном обеспечении военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и некоторых других лиц», согласно с которым значительно увеличиваются оклады военнослужащим. Это означало, что всем военным пенсионерам, автоматически должны были пересчитать пенсии (прямая норма действующего Закона Украины №2262 «О пенсионном обеспечением лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» от 1992 года). Но как заявили в Правительстве, средств, чтоб выполнить этот закон, в бюджете нет. Поэтому, ссылаясь на Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине» от 27.03.2014 года принимают постановление №1052 от 29.12.2017 года, которым введение в действие постановления №704 переносят на 1 марта 2019 года.

После принятие решения об увеличение денежного содержания военнослужащих, в Минсоцполитики разработали и попытались «протащить» через Верховную Раду совершенно новый закон о пенсионном обеспечении силовиков. В том «кощунственном» законопроекте предлагалось учитывать при назначении пенсии только размер оклада по должности, воинскому (специальному) званию, процентную надбавку за выслугу лет. А еще около 8-10 позиций, а это — премии, надбавки, повышения, особые условия службы, секретность, знания иностранных языков, просто во внимание не брались. И размер пенсии ограничивался 70% от полученной суммы. Таким образом, для людей в погонах полностью терялась мотивация продолжать службу. Тогда, благодаря пикетам, акциям протеста, работе с депутатами, руководителям силовых ведомств удалось заблокировать его принятие, — рассказывает Петр Никифорович.

Но и после этого правительство не отказалось от идеи любым способом «ущемить» пенсионеров-силовиков. Раз не удалось принять закон, было разработано и принято Постановление КМУ №103, которым изменено статьи 13 и 63 Закона Украины №2262 «О пенсионном обеспечением лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» от 1992 года. В этом документе была сохранена фактически вся «философия» не принятого законопроекта и совершен переход на совершенно новые принципы начисления и перерасчета пенсии.

Эффект от такого решения получился ожидаемым: десятки тысяч силовиков, имеющих огромный опыт работы написали рапорта на увольнение, стараясь успеть уйти на пенсию по старому законодательству. Такая ситуация и сегодня совершенно не мотивирует нынешних военных служить как можно дольше, в особых условиях, повышать квалификацию, получать классность, изучать языки, работать с секретными документами и так далее.

Кроме этого, такие изменения «ударили» и по тем пенсионерам, которые уволились ранее. Получалась двоякая ситуация: если хочешь, чтоб пересчитали пенсии согласно с новыми размерами окладов, должен согласиться с тем, что в учет не возьмут все дополнительные показатели, а также ее размер будет ограничен 70%.

Вся эта законодательная эквилибристика Кабмина может привести к тому, что с 1 марта 2019 года будут действовать одновременно два постановления КМУ. №103, которое уже запустило перерасчет и выплату пенсий силовикам и в котором пункты 1,2 решением Окружного административного суда Киева признаны противозаконными и не действительными и №1052, которое говорит, что механизм перерасчета пенсий на основании постановления КМУ №704 должен быть начат 1.03.2019! И как правительство будет выходить из ситуации – абсолютно не понятно.


«Подводные камни» решения Верховного Суда

В ситуации, которая сложилась, первыми попытались защитить свои права в суде и восстановить справедливость, пенсионеры МВД. Выиграв процессы, люди столкнулись с тем, что решения судов не выполняются. Правительство объясняет это тем, что в стране нет денег. Потому где-то с 2017 года начались массовые обращения в Международный суд по правам человека. Вопрос о том, что в Украине массово не выполняются решения судов, поднимался даже на Парламентской ассамблее Совета Европы. Государству Украина дали два года (до октября 2019 года) для наведения в этой сфере порядка. Но, как видно, пока кардинальных мер тут не предпринимается.

По похожему пути пошли и пенсионеры Вооруженных Сил. Обращаясь в суды, самые активные из них добились справедливого перерасчета пенсии, что касается процентной надбавки и ее немедленной выплаты. А учет при начислении пенсии выше указанных дополнительных видов денежного содержания «завис» в целом ряде образцовых дел. Потому десятки тысяч индивидуальных исков теперь «в воздухе». Что интересно, например, в некоторых областях Управления ПФУ даже апелляции на решения судов первой и второй инстанции сначала не подавали. Но теперь, когда Верховный Суд взял на рассмотрение и вынес решение «по образцовому делу», о котором говорилось выше, апелляция обязательно будет. Так прогнозируют юристы.

Что означает решение Верховного Суда от 4 февраля 2019 года?

— В этом решении есть много «подводных» камней. Во-первых, когда он взял на рассмотрение указанное дело и до вынесения им окончательного решения все суды Украины разных инстанций прекратили рассмотрение исков от пенсионеров-силовиков. Второе. Решение Административной палаты ВС в указанном «образцовом деле» — не окончательное. Его еще должна рассмотреть Большая Палата Верховного Суда. До этого решения иски от пенсионеров или не принимаются в производство или отфутболиваются в урну образцовых дел, — говорит Петр Творун.

Кстати, и Петр Творун и много его коллег, быстрого разрешения ситуации с пенсиями силовиков не видят. Они прогнозируют, что будет сделано все возможное, чтоб до окончания выборного цикла окончательного решения Верховного Суда не было. Правительство и теперь ссылается на то, что в бюджете нет средств, и справедливость в порядке перерасчета военных пенсий будет восстановлена, когда экономика покажет рост. А пока – надо потерпеть.

Потому и задают пенсионеры риторические вопросы. Удалось ли власти в стране за пять лет предотвратить вышеуказанную «финансовую катастрофу» или этот процесс бесконечный? Созданы ли «предпосылки для экономического роста» (это при том, что правительство рапортует о бодром росте экономики 12 кварталов кряду)? Когда будет прекращен правовой коллапс в пенсионном законодательстве? Когда будут созданы нормальные и стабильные социальные гарантии для людей в погонах, которые позволили б уверено чувствовать себя после окончания службы? Даст ли нынешнее правительство ответы на эти вопросы? Петр Творун и его многочисленные коллеги-силовики убеждены, что уже не успеет.


В деле бунтующих пенсионеров силовых ведомств, о котором недавно писала "Страна", наметился новый поворот. В конце прошлой недели Верховный суд Украины принял решение по иску бывших служащих МВД к Пенсионному фонду, признав их право на пересчет пенсий.

Для самих митингующих решение ВСУ стало приятной неожиданностью - они до последнего не верили в положительный исход процесса.

Вердикт ВСУ может запустить массовые судебные процессы по пересчету пенсий по всей стране. И у выигравших их экс-милиционеров есть все шансы получить на руки неплохую сумму, ведь им должны начислить задним числом пенсии за два года.

Впрочем, возможен и другой сценарий. Глава группы "Пенсионеры ВСУ и других силовых структур" Валерий Степюк допускает, что Верховный суд отчасти подыграл властям. "Похоже, они хотят внести раскол в наши ряды. Ведь вердикт ВСУ касается только пенсионеров МВД. Им бросили кость и рассчитывают, что митинговать те больше не будут", - пояснил эксперт.

"Страна" разбиралась, как решение ВСУ повлияет на протесты пенсионеров и смогут ли они все таки добиться пересчета пенсий.

Суд и следствие

Как уже писала "Страна", пенсионеры силовых ведомств начали бунтовать после того, как Кабмин отложил до начала 2019 года вступление в силу своего постановления №704, в котором прописаны новые должностные оклады служащих (от них зависит и размер пенсий).

На самом деле постановление №704 - это не начало, а, по сути, уже конец этой истории. Оно касается исключительно военных. Аналогичные постановления по служащим МВД и пенитенциарной службы были приняты раньше - в 2015 и 2016 годах (№988 и № 1036 соответственно).

Первое должно было вступить в силу с начала 2016г, а второе - с начала 2017 года. Но ни то, ни другое так и не начали работать.

"МВД должно было направить в Пенсионный фонд уведомление, ПФ дать распоряжения на места о пересчете пенсий. Этого не произошло. Ведомства перебрасывались различными отписками, не было сравнительной таблицы старых и новых должностей и прочего", - рассказывает активист и бывший работник системы МВД Игорь Сухарь.

Поняв, что по-хорошему пересчитывать пенсии им не будут, экс-милиционеры начали судиться и за год успели выиграть порядка 3 тысяч дел. "Выигрывали в основном, в судах Восточной Украины. Наши, западные, более осторожные в таки решениях", - рассказал Игорь Сухарь (сам он из Тернополя).

Но в этом году местные суды приостановили рассмотрение пенсионных дел, решив дождаться образцового решения ВСУ.

К нему в январе 2018 г обратился судья Харьковского окружного админсуда, передав материалы"типичного дела №820/6514/17" и попросив вынести образцовое решение. В начале февраля ВСУ открыл производство по иску майора милиции в отставке к Главному управлению ПФ в Харьковской обл. о перерасчете пенсий, а уже 15 февраля вынес положительное решение.

Как пояснил "Стране" юрист компании "Де-Юре" Никита Буров, понятие "образцовое или типичное дело" есть в админкодексе Украины. Оно предусматривает - если в производстве одного или нескольких судов находится несколько похожих дел, суд может обратиться в ВСУ для получения так называемого образцового решения, которым впоследствии будут руководствоваться все нижестоящие судебные инстанции.

Вердикт ВСУ гласит: изменение денежного обеспечения полицейских является безусловным основанием для пересчета пенсии истца как бывшего работника милиции. При этом аргументы Пенсионного фонда - якобы, на пересчет пенсий нет денег, суд оставил без внимания.

Будут ли массовые процессы?

Решение ВСУ, по словам Никиты Бурова, должно стать обязательным для судов низших инстанций. "Они должны учитывать правовые выводы ВСУ по типовому делу и применять их в обязательном порядке, если истец является пенсионером органов МВД, ответчик - территориальный орган Пенсионного фонда, а предмет спора - отказ пересчитать пенсию с 1 января 2016 года", - пояснил юрист.

Впрочем, Игорь Сухарь считает, что победу праздновать рано. "Автоматического и массового пересчета пенсий не будет. Чтобы получить доплату, пенсионеры должны будут судиться, а это деньги, время и нервы", - говорит эксперт.

"Данное постановление ВСУ не является нормативно-правовым актом, прямо указывающим на обязательство Пенсионного фонда перечитывать пенсии всем пенсионерам МВД. Процедура остается той же, - обращение к территориальному органу ПФ, получение отказа, сбор и подача документов в суд. Таким образом, позиция остается прежней – кто обратится в суд, тому и пересчитают пенсию. А для этого необходимо оплатить судебный сбор (сейчас - 704.80 гривен за одно исковое требование) подать исковое заявление в соответствии со всеми новыми требованиями КАСУ, что является непростой задачей для обыкновенного пенсионера, а значит, понадобятся адвокаты, чьи услуги тоже стоят денег", - отмечает и юрист компании "ВОЛХВ" Ярослав Борка.

Впрочем, это как раз тот случай когда игра стоит свеч. По подсчетам Игоря Сухаря, среднестатистический экс-милиционер с пенсией 4 тысячи гривен может через суд добиться ее увеличения до 10 тысяч гривен в месяц. Плюс - получить компенсацию за 2 года, а это 144 тысяч гривен.

Правда, как предположил эксперт, Пенсионный фонд будет тянуть время и попытается обжаловать это решение (можно подать аппеляцию и кассацию в тот же ВСУ). Так что когда решение окончательно вступит в силу пока неизвестно.

Пенсионеры готовятся к атаке

Глава группы "Пенсионеры ВСУ и других силовых структур" Валерий Степюк не исключает, что столь оперативное решение Верховного суда не случайно Таким образом власти, якобы, хотят "проредить" армию протестующих пенсионеров - силовиков.

А будут ли им в итоге пересчитать пенсии и что-то платить - это вопрос десятый.

Момент для этого тонкого тактического хода выбран идеальный. Как раз на 26-27 февраля бунтующие пенсионеры наметили свою новую массовую акцию. Они планируют пикетировать Верховную Раду, добиваясь снятия с рассмотрения скандального законопроекта Кабмина, согласно которому силовиков хотят перевести на "гражданскую" формулу начисления пенсий, и вступления в силу постановления №704. Если же депутаты прислушаются к этим требованиям, властям придется массово пересчитывать пенсии, а экс-военные получат право добиваться этого через суд. На кону огромная сумма - до 40 млрд. гривен, взять которые просто неоткуда.


При пересчете пенсии военнослужащим переменной величиной является только размер денежного обеспечения, зато процентное значение размера основной пенсии, которое исчислялось при ее назначении в соответствии с имеющейся у истца выслугой лет, является неизменным. При пересчете пенсии военнослужащим с 1 января 2018 года в соответствии со ст. 63 Закона Украины от 9 апреля 1992 года № 2262-ХII «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» на основании постановления КМУ от 21 февраля 2018 года № 103 «О перерасчете пенсий лицам, уволенным с военной службы и некоторым другим категориям лиц» отсутствуют основания для применения механизма нового исчисления пенсии с учетом норм ч. 2 ст. 13 этого Закона, принимается во внимание именно при назначении пенсии.

Такое решение принял Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда в образцовом деле по иску к Главному управлению Пенсионного фонда Украины в Житомирской области о признании действий противоправными, обязательстве осуществить перерасчет и выплату пенсии.

Спор заключается в том, что истцу с 2004 года назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом № 2262-ХII в размере 83% денежного обеспечения. В апреле 2018 года ГУПФ осуществило перерасчет пенсии с 1 января 2018 года, в связи с изменением денежного обеспечения на основании постановления КМУ от 30 августа 2017 года № 704 «О денежном довольствии военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и некоторых других лиц», постановления КМУ от 21 февраля 2018 года № 103 «О перерасчете пенсий лицам, уволенным с военной службы, и некоторым другим категориям лиц» исходя из основного размера пенсии 70% денежного обеспечения.

Истец обратился в суд с требованием признать противоправными действия ГУ ПФУ по уменьшению основного размера назначенной пенсии с 83% до 70% сумм денежного обеспечения, обязать ответчика произвести перерасчет и выплату назначенной пенсии в основном размере 83% суммы денежного обеспечения, с учетом произведенных выплат.

Верховный Суд удовлетворил исковые требования, указав, что у ответчика не было оснований для уменьшения процентного значения размера основной пенсии при осуществлении ее перерасчета.

Коллегия судей отметила, что ст. 63 Закона № 2262-ХII определяет как обязательное основание для осуществления перерасчета пенсии повышение денежного обеспечения соответствующих категорий военнослужащих, лиц, имеющих право на пенсию по этому Закону. Условия, порядок и размеры этого перерасчета определены постановлением КМУ № 103.

Верховный Суд указал, что изменения в ст. 63 Закона № 2262-ХII ни Законом Украины от 8 июля 2011 года № 3668-VI «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы», ни Законом Украины от 27 марта 2014 года № 1166-VII «О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине» в части оснований, условий, размера или порядка перерасчета пенсий не вносились. Кроме того, постановление КМУ от 13 февраля 2008 года № 45, регулирующее порядок перерасчета пенсий, назначенных в соответствии с указанным Законом, и постановление КМУ № 103 также не содержат никаких положений об изменении процентного значения размера назначенных пенсий при их пересчете.

Итак, Верховный Суд отметил, что внесенные изменения в ст. 13 Закона № 2262-ХII относительно размера пенсии в процентах касаются порядка назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим и лицам, имеющим право на пенсию по этому Закону в случае реализации ими права на пенсионное обеспечение, а не в отношении пересчета уже назначенной пенсии. Процедуры назначения и перерасчета пенсии различны по содержанию и механизму их проведения. Нормами, которые определяют механизм осуществления перерасчета пенсии за выслугу лет является нормы ст. 63 Закона № 2262-XII, которая изменений не претерпела.

21 октября 2019, 09:09

Процедуры назначения и перерасчета пенсии являются разными по содержанию и механизму их проведения. Во время пересчета пенсии переменной величиной является лишь размер денежного обеспечения, поэтому должен применяться размер денежного обеспечения в процентах, установленный на момент назначения пенсии.

Соответствующий вывод содержится в решении по образцовому делу Большая Палата Верховного Суд от 16 октября № 240/5401/18 (осуществление № 11-198заі19), предметом спора в которой является уменьшение процентного размера основной пенсии, назначенной по Закону "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц".

Ознакомиться с полным текстом решения БП можно в будет VERDICTUM с момента его появления в системе.

Истец обратился в суд с иском к Главному управлению Пенсионного фонда Украины в Житомирской области, указав, что начиная с 7 марта 2004 года он получал пенсию в соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц", размер которой составлял 83 % сумм денежного обеспечения.

Постановлением Кабмина № 704 увеличено денежное обеспечение военнослужащих. В связи с этим ответчик осуществил перерасчет пенсии истца с 1 января 2018 года, однако ее размер было уменьшено с 83 % до 70 % сумм денежного обеспечения на основании ч. 2 ст. 13 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц" в редакции, действующей на время перерасчета пенсии.

Истец утверждал, что поскольку назначение и перерасчет пенсии являются разными по содержанию и механизмом процедурами, внесенные изменения в ч. 2 ст. 13 указанного Закона не касаются перерасчета уже назначенной пенсии. Зато должен применяться размер денежного обеспечения в процентах, установленный на момент назначения пенсии.

Поэтому истец просил суд признать противоправными действия ГУ ПФУ относительно уменьшения основного размера назначенной пенсии и обязать ответчика осуществить ее пересчет и выплату в основном размере 83 % сумм денежного обеспечения.

Житомирский окружной административный суд обратился в Кассационный административный суд в составе Верховного Суда с представлением о рассмотрении этого дела как образцового.

Решением КАС ВС иск был удовлетворен. В свою очередь Большая Палата Верховного Суда согласилась с заключениями суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска и поддержала вывод о том, что при пересчете пенсии истца в соответствии со ст. 63 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц" на основании постановления Кабмина № 103 нет оснований для применения механизма нового исчисления пенсии с применением норм ч. 2 ст. 13 указанного Закона, которая применяется именно при назначении пенсии. Поэтому во время перерасчета пенсии переменной величиной является лишь размер денежного обеспечения. Зато процентное значение размера основной пенсии, которое исчислялось при ее назначении в соответствии с имеющейся у истца выслугой лет, является неизменным.

Так, на момент возникновения спорных правоотношений было установлено, что максимальный размер пенсии не должен превышать 70 % соответствующих сумм денежного обеспечения. В то же время применение этого показателя к перерасчету пенсии является противоправным потому, что касается назначения новых пенсий, а не перерасчета ранее назначенных, и учитывая принцип необратимости нормативно-правовых актов во времени.

Следовательно, Большая Палата ВС пришла к заключению, что порядок перерасчета назначенных пенсий военнослужащих урегулирован нормами ст. 63 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных военной службы, и некоторых других лиц", которая не изменялась, а также нормами постановлений Кабмина № 704 и № 103, потому применение ст. 13 данного Закона, регулирующей назначение пенсий, является противоправным, поскольку процедуры назначения и перерасчета пенсии являются разными по содержанию и механизму их проведения.

Большая Палата ВС также указала, что это решение образцовое для дел, в которых предметом спора является уменьшение процентного размера основной пенсии, назначенной по закону Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц", при осуществлении перерасчета пенсии в связи с принятием постановления Кабмина № 704 в соответствии со ст. 63 указанного Закона на основании постановления Кабмина № 103.

Выбрать юриста, который поможет вам составить исковое заявление и процессуальные документы для подачи в суд можно в Национальном юридическом каталоге Украины Liga:BOOK.

Интересные консультации







Содержание:

Пенсионное обеспечение одна из основных гарантий государства в сфере социальной защиты населения. Сейчас по данным исследования ООН в мире около 9 % населения - люди пенсионного возраста, хотя тенденция свидетельствует о том, что вскоре мы получим отметку 20%. Эти данные не просто сухие цифры, ведь пенсионеры уже самостоятельно не могут денежно себя обеспечивать, а так это становится функцией государства. По финансовой поддержке первое место в списках занимают Нидерланды и Дания, а далее за ними следуют передовые страны Европы, такие как Швеция, Норвегия, Германия, а также кроме Европы, свое место в нише определили Канада, Австралия, Сингапур. Украины же не отличается высоким прогрессом в сфере пенсионного обеспечения, хотя делаем скидку на то, что у нас система постоянно реформируется и еще на этапе своего становления. Хотя, нередко в правовом поле возникают споры по поводу перерасчета пенсий, одно из последних социально важное судебное дело - дело по перерасчету пенсий военным в Украине.

Законодательство в сфере пенсионного обеспечения

Граждане Украины, которые на военной службе, службе в органах МВД, Нацполиции, Службе судебной охраны, государственной пожарной службе, Государственной службе спецсвязи и защиты информации Украины, в органах и подразделениях гражданской защиты, налоговой милиции, Государственной уголовно-исполнительной службы получают пенсионное обеспечение согласно с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, освобожденных с военной службы, и некоторых других лиц». Этот законодательный акт реализовывает, гарантированное Конституцией Украины право на пенсионной обеспечение, при этом учитывает особенности для определенной категории людей, а именно военнослужащих.

Кроме того, Конституцией гарантировано право на достойную жизнь, что включает в себя достойное пенсионное обеспечение, путем утверждения пенсий не ниже прожиточного минимума, а также перерасчет пенсий при увеличении уровня денежного обеспечения. В том числе, предусмотрено предоставление государственных социальных гарантий, принятия на государственном уровне мер, направленных на социальную защиту населения.

Но кроме всего вышеперечисленного, Постановление Кабмина "О денежном обеспечении военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и некоторых других лиц", которое было введено в действие от 01 марта 2018 года, сузило содержание и объем существующих прав и свобод, предусмотренных в Законе о военных пенсионерах. В связи с принятием нормативно-правового акта, который противоречит нормам Конституции, было вынесено решение Верховного Суда Украины по военным пенсионерам.

Перерасчет пенсии военным пенсионерам в 2018 году в Украине


01.03.2018 вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины от 30 августа 2017 № 704 «О денежном довольствии военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и некоторых других лиц», которым утвержден тарифную сетку разрядов и коэффициентов должностных окладов военнослужащих из числа лиц рядового, сержантского и старшинского состава, офицерского состава (кроме военнослужащих срочной военной службы), лиц рядового и начальствующего состава. Соответственно, с 01.03.2018 произошло повышение размера денежного обеспечения военнослужащих.

Увеличение денежного обеспечения военнослужащих, является безусловным основанием для перерасчета пенсии. Поэтому всем военным пенсионерам с 01.01.2018 произведен перерасчет пенсии.

Ну вот на первый взгляд, все изменения идут только «на руку» пенсионерам, и размер пенсии должен увеличится, но соответствует ли это действительности?

А по факту, была утверждена тарифная сетка выплат через Постановление КМУ № 103 от 21.02.2018 «О перерасчете пенсий лицам, освобожденным с военной службы, и некоторым другим категориям лиц», а именно:

  • с 01.01.2018 г. — 50 %;
  • с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 р. — 75 %;
  • с 01.01.2020 г. — 100 % суммы повышенной пенсии по состоянию на 01.03.2018 г.

По всей видимости, перерасчёт пенсии военным в 2018 году в Украине явно усугубил состояние пенсионного обеспечения. То есть, когда пенсия, допустим, была 100% в размере 2000 грн., а ее повысили до 3000 грн., но будут выплачивать только 50%, то фактически выходит 1500 грн., что значительно уменьшает размер социального гарантирования.

Также, Постановлением №103 внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 13 февраля 2008 № 45 "Об утверждении Порядка проведения перерасчета пенсий, назначенных в соответствии с Законом Украины "О пенсионном обеспечении лиц, освобожденных с военной службы, и некоторых других лиц", в частности: в Порядке проведения перерасчета пенсий, назначенных в соответствии с Законом Украины "О пенсионном обеспечении лиц, освобожденных с военной службы, и некоторых других лиц", утвержденном Постановлением КМУ №45 - пункт 5 изложен в следующей редакции: "5. При перерасчете пенсий используются такие виды денежного обеспечения, как должностной оклад, оклад по воинскому (специальному) званию и процентная надбавка за выслугу лет на момент возникновения права на перерасчет пенсии по соответствующей или аналогичной должности и воинскому (специальному) званию". Дополнение № 2 к Порядку изложено в новой редакции, в которой отсутствуют такие составляющие денежного обеспечения, как ежемесячные дополнительные виды денежного обеспечения (надбавки, доплаты, повышения) и премии.

Решение Верховного Суда Украины по военным пенсионерам

В связи с вышесказанным, Верховным Судом Украины было принято решение по делу связанному с перерасчетом пенсий в 2018 году. Верховный Суд Украины о пенсиях военнослужащих в своем решение принял сторону истца (военнослужащего), и признал это дело типичным, и это решение есть образцовым для других таких же дел.

Если Вам нужна индивидуальная консультация специалиста, воспользуйтесь услугой нашего портала “Протокол” “Тендер на юридическую услугу”.

Прочитал у товарища статью о том, что военные пенсионеры России не хотят "сдыхать в унизительной нищете" из- за военной реформы.

Ну вы поняли! Имеется ввиду не индексация ДД (дендовольствия) с 2013 по 2017 год на % инфляции. Плюс кастрационный коэффициент 0.54 (Сейчас 0.7368), которым в 2012 году умножили наши военные пенсии. Ибо денег нет, но вы крепчайте.

Там большой текст, в котором говорится о том, что повышение военных пенсий с 1 октября текущего года, в среднем на 1500 рублей, не радует наших отставников.

Зато на Украине по идущей реформе военных пенсий. Ого - го! Цитата дословно:

на Украине военным отставникам тоже недавно подняли пенсии на 1500, но не рублей, а гривен — в перерасчете это около 4000 российских рублей. Почувствуйте разницу.

Решил я почувствовать разницу. Полез и почитал открытые источники.

На данный момент на Украине 553 000 военных пенсионеров [думаю половина из них - наши бывшие однополчане], которых ждет значительный рост военных пенсий. Повышение пенсий произойдет в три этапа:

1 этап: 2018 год. Военные пенсии вырастут на 50%. Это уже произошло, и действительно средняя прибавка к военным пенсиям составила 1.5 тысячи гривен ( 3885 руб.), при курсе гривны к рублю 1: 2.59 .

2 этап: 2019 год. Ещё прибавка на 75% от первоначальных выплат, в среднем на 750 гривен.

3 этап: 2020 год. Военные пенсии вырастут на 100% от пенсий 2017 года. В среднем общая добавка составит 3000 гривен ( 7770 руб.)

Действительно большая сумма прибавки ждет военных пенсионеров Украины.

Однако мы, военпенсы России, это прошли ещё 1 января 2012 году. У автора прибавка тогда составила 12 тысяч рублей.

А как это повышение военных пенсий на Украине выглядит в сравнении с военными пенсиями в России?

Есть данные какую пенсию будет получать экс-командира батальона ВСУ, подполковник.

Отставной командир батальона ВСУ, подполковник, 2017 год. Пенсия у него 3 000 гривен ( 7770 руб.).

В 2018 год. Пенсия - 4,500 гривен ( 11665 руб).

В 2019 год. После второго этапа пенсионной реформы, комбат должен будет получать 5 250 гривен ( 13 598 руб.).

В 2020 гг. - 6 000 гривен ( 15 540 руб.).

Командир российского батальона в центральной России с 28 годами военной выслуги (17+28= 45 лет). Рассчитано по калькулятору военных пенсий на сайте Начфин.ру.

С 1.10. 2018 года пенсия - 28617 рублей:

С 1.10. 2019 года - 29809 рублей.

С 1 октября 2020 года с учетом на запланированную индексацию 3.8% сумма пенсии составит - 30941 рубль.

То есть военная пенсия командира батальона ВС РФ в два раза больше, чем у такого же комбата ВСУ.

Напомню, что по официальным данным средняя военная пенсия МО РФ с 1.10.2019 года 26 200 рублей.

А вот наши отставные менты могут позавидовать ментам Украины.Хотя как сказать.

Отставной майор МВД Украины в 2017 году получал пенсию 3 500 гривен ( 9065 руб .).

В 2018 году - 7000 гривен ( 18130 руб.).

2019 год - 8700 гривен ( 22 533 руб.). На данный момент у автора товарищ лейтенант милиции такую пенсию получает.

2020 год - 12200 гривен ( 31 598 руб.).

Справочно. По официальным данным средняя пенсия МВД РФ с 1.10.2019 года - 17 000 рублей.

Не буду комментировать данные, решайте сами, у кого больше пенсии?

Килограмм картошки на Украине можно купить (в переводе с гривен) за 38 рублей , в России — за 12.

Макароны в незалежной стоят от 111 рублей, а России от 50 рублей.

Риса на Украине стоит 55 рублей, а в России — от 59 рублей.

Литр молока на Украине от 48 рублей, а в России — от 42 рубля.

А мне же вспоминается, что когда-то мы стояли в одном строю с украинцами, в одном окопе сидели. Особенно их много было в ГСВГ! В основном прапорщиков. Некоторые не по разу там служили. Служили солдатами, оставались прапорщиками, женились в отпусках и ещё 5 лет службы за рубежами Великой Империи. Потом заменялись в заменяемые военные округа, типа Одесского, либо Киевского с Белорусским и Прикарпатским. И через несколько лет опять за рубеж.

Это ведь КСАВО с КТуркВО были незаменяемыми округами, а ранее названные, мечта советских офицеров, были ещё как заменяемыми.

Как-то после 91 года в Туркестане вручали нам, военнослужащим (офицерам, прапорщикам) ОРТК (так стал называться в развал наш 36 армейский корпус) «Две Волги» от Чубайса. Сидели в летнем клубе, ждали начальника штаба с «Волгами» в папке и болтали. Я и говорю:

- Ладно я понимаю, что узбекам, туркменам, азербайджанцам, грузино-армянам и другим дают сертификаты. Они бедные. Но с каких «Две Волги» дают хохлам? У них же сала, как гумна! А им ещё "Волги" от России! Не понимаю!

Как хохлы взвились! Чуть меня на портянки не порвали. Спасла меня большая и наглая морда лица моя. Смеюсь, вспоминая…

ПыСы- У нас в корпусном батальоне 36 АК (ТуркССР) большая прослойка украинцев была. Попадали к нам в КТуркВО в основном по замене из Групп войск, которые без блата были. Или разгильдяи как я.

Плюсы-минусы от вас: большой палец справа. Есть желание подписывайтесь на канал.

Читайте также: