Арм страхователя пфр что это

Дистрибутив включает в себя два продукта:

АРМ «Страхователь»

Предлагаемая программа «Верба-СТЭК–Траст» АРМ «Отправителя» (иначе – АРМ «Страхователя») предназначена для приема/ передачи от Отправителя Получателю (обратно) документов персонифицированного учета (ПУ) в электронном виде. Документы Отправителя и ответы Получателя, подписанные электронной цифровой подписью (ЭЦП) Отправителя (Получателя), передаются Получателю (Отправителю) в зашифрованном виде посредством системы защищенного документооборота.


Система защищенного документооборота «СТЭК–Траст» обеспечивает:

  • Конфиденциальность. Все данные передаются только в зашифрованном виде с использованием алгоритмов, утвержденных законодательством;
  • Аутентичность. Все данные передаются с приложением их цифровых подписей, что исключает их модификацию на этапе передачи. Подписи делаются с помощью персональных сертификатов, выданных удостоверяющим центром, которые обеспечивают точную идентификацию отправителя сообщения;
  • Защищенность. Структура серверов оператора связи построена таким образом, что дает очень высокий уровень защиты при попытках несанкционированного доступа. Данные пользователей никогда не сохраняются в открытом виде на физических носителях, а также не сохраняются на промежуточных точках доступа, что исключает возможность доступа к ним даже при вероятном взломе программы;
  • Выгодность. Offline-доступ в подавляющем большинстве случаев обходится дешевле, чем online-доступ.

Комплект ПО включает:

  • дистрибутив ПО на CD-ROM;
  • лицензии на использование на 1 рабочем месте: АРМ «Страхователь», АРМ «Верба-сертификат МВ Клиент», библиотеки СКЗИ «Верба-ОW» версии 6.1.2;
  • формуляр на ПО;
  • документацию на ПО в электронном виде;
  • сертификат ключа клиентского приложения;
  • годовое техническое сопровождение "Горячая линия".
Минимальные системные требования:
  • Компьютер с частотой процессора 333 MHz;
  • Оперативная память – 256 Мб;
  • Операционная система: Windows;
  • Установленное программное обеспечение СКЗИ «Верба–OW» версия 6.1.2 (входит в комплект) и Локальный справочник сертификатов (входит в комплект);
  • 50 MB свободного места на диске для установки программы (для дальнейшей работы рекомендуется иметь хотя бы 800-900 MB свободного пространства);
  • Выход в Интернет с рабочей станции Отправителя - модемная связь, выделенная линия.

АРМ «Налогоплательщик»

Программа «СТЭК-Траст» разработана для автоматизации процесса представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщика в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Программа предназначена для использования на рабочем месте налогоплательщика в целях обмена открытой и конфиденциальной информации в электронном виде с ЭЦП между налогоплательщиками и налоговыми органами по телекоммуникационным каналам связи.

Программа «СТЭК-Траст» должна использоваться на рабочем месте налогоплательщика совместно со средствами криптографической защиты информации (СКЗИ) Верба - OW.

Данное программное обеспечение – СКЗИ, необходимо для:

  • создания ЭЦП на документе (с помощью закрытого ключа налогоплательщика);
  • шифрования / дешифрования документов, подписанных ЭЦП;
  • проверки подлинности ЭЦП на электронном документе;
  • проверки целостности поступивших электронных документов.

Дистрибутив, руководство пользователя СКЗИ и лицензия на право использования СКЗИ в поставку программы «СТЭК-Траст» не входит.

Налогоплательщик с помощью программы «СТЭК-Траст» имеет возможность осуществлять:

  • представление отчетности с ЭЦП в любое время суток;
  • запросы на предоставление информационной выписки о состоянии расчетов с бюджетом;
  • запросы на информационное обслуживание;
  • обмен неформализованными сообщениями (письмами, заявками, справками и т.п.).

Порядок работы с программой «СТЭК-Траст» соответствует следующим нормативным документам:
- Приказу ФНС РФ N ММ-7-6/141 от 26.03.2009 г. «Об утверждении унифицированного формата транспортного сообщения при информационном взаимодействии налогоплательщиков и налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»;
- Приказу ФНС РФ № САЭ-3-13/848 от 12 декабря 2006 г. «Об утверждении Временного регламента обмена электронными документами ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в унифицированной системе приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности».

Для работы программы «СТЭК – Траст» необходимо:

  • Компьютер с процессором Intel Celeron или более мощным, оперативная память – 256Мб.
  • Операционная система: Windows 2000 / XP / 2003.
  • Программное обеспечение – для формирования отчетности в программе «СТЭК - Траст» MS Excel 2003.
  • Установленное средство криптографической защиты информации (СКЗИ) Верба - OW версия 6.1.2.
  • 150 MB свободного места на диске для установки программы (для дальнейшей работы рекомендуется иметь хотя бы 100-200 MB свободного пространства).
  • Выход в Интернет с рабочей станции налогоплательщика на заданный адрес СОЭД (настройки осуществляются по портам 50025 и 50110). Способ выхода в Интернет - модемная связь, выделенная линия, ADSL-модем, GPRS-соединение.
Комплект ПО включает:
  • дистрибутив ПО на CD-ROM;
  • лицензии на использование на одном рабочем месте: АРМ «Налогоплательщик», АРМ «Верба-Сертификат МВ Клиент», библиотеки шифрования и ЭЦП «Верба-OW» версии 6.1.2;
  • формуляр на ПО;
  • сертификат ключа клиентского приложения;
  • регистрация сертификата в ИРУЦ (ФНС);
  • годовое техническое сопровождение "Горячая линия";
  • документацию на ПО в электронном виде

Информационную основу пенсионной системы РФ составляют:

1.программно-технический комплекс системы персонифицированного учета (ПТК СПУ);

2. АРМ страхователя;

3. АРМ по назначению и выплате пенсий и ЕДВ;

4. АРМ «Клиентская служба»;

5. Программа «1С: Предприятие».

С использованием вышеперечисленного программного обеспечения осуществляются основные процессы по формированию и ведению БД ПФР.

ПТК СПУ функционирует на специализированных серверах IBM AS-400, которые работают в локальной сети, содержащей пользовательские терминалы и системы управления.

Ядром всей системы персонифицированного учета (первый уровень) является сервер AS-400, расположенный в центральном аппарате ПФР и содержащий информацию о застрахованных лицах всей Российской Федерации.

На втором уровне расположены региональные серверы, находящиеся в административных центрах и управляющие работой межрайонных пунктов персонифицированного учета. Вся информация о застрахованных лицах региона (в том числе о пенсионерах и получателях ЕДВ) хранится на региональном сервере AS-400.

На третьем уровне находятся серверы МРП, которые обслуживают как сами пункты, так и прилегающие к ним территориально управления ПФР.

На четвертом уровне - в управлениях ПФР - серверы отсутствуют и обмен информацией, касающейся персонифицированного учета, осуществляется либо с помощью магнитных носителей информации, либо по телекоммуникационным каналам (КСПД) с сервером соответствующего МРП, к которому присоединено соответствующее управление ПФР.

АРМ страхователя. В БД АРМ страхователясодержится информация о физических и юридических лицах, позволяющая организовать учет поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сверку с данными бухгалтерского и персонифицированного учета.

Данные в АРМ страхователя заносятся при регистрации страхователя (юридические лица), перерегистрации или ликвидации предприятия. Аналогичная БД ведется по предпринимателям (физические лица).

АРМ страхователя установлен в каждом управлении ПФР и эксплуатируется службами персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами.

Программное обеспечение АРМ страхователя сетевое и позволяет одновременно работать с БД нескольким сотрудникам. В районах, где количество страхователей небольшое, используется один ПК. В средних и крупных районах программное обеспечение и БД АРМ страхователя Размещены на сервере.

АРМ страхователя работает в нескольких режимах и позволяет осуществлять:

- ввод и корректировку данных о страхователе;

- ввод данных о платежах (в автоматизированном или ручном режиме);

- прием отчетов от страхователей (форма АДВ-11);

- формирование файла данных в специальном формате для загрузки в БД ПТК СПУ страховых и накопительных сумм взносов по каждому страховщику с учетом коэффициента уплаты;

- подготовку и распечатывание большого количества статистической отчетности для вышестоящих органов и работы со страховщиками;

В настоящее время существует несколько АРМов,выполняющих функции по назначению и выплате пенсий и ежемесячным денежным выплатам (ЕДВ). Данные АРМы разработаны в соответствии с пенсионным законодательством РФ и предназначены для работы специалистов подразделений по назначению и выплате пенсий территориальных управлений ПФР. Преимуществом программ является то, что они не требуют от специалистов по назначению и выплате пенсий специальных знаний в области компьютерной техники.

В настоящий момент существуют три АРМа, которые сертифицированы и утверждены ПФР в качестве базовых для работы с пенсионерами и получателями ЕДВ. Это разработки:

- ФГУП “ИМИ” (г. Москва);

- ООО “Эксперт” (г. Уфа);

- информационными службами центрального аппарата ПФР.

АРМ разработки ФГУП “ИМИ” работает в сетевом режиме и позволяет полностью осуществлять весь цикл работ по назначению, перерасчету, корректировке и выплате пенсий. Отличительной особенностью данного АРМа является ориентировка на участковый метод работы с БД, то есть хранение данных на сервере осуществляется на уровне участка с возможностью слияния БД участков в единую БД по району.

АРМ по назначению и выплате пенсий и ЕДВ выполняет следующие функции:

— назначение пенсии и перерасчет пенсии;

— расчет стажа, средней зарплаты и ее повышений;

— печать документов для пенсионного дела;

— ведение картотеки пенсионных дел и ЕДВ;

— ведение словарей и классификаторов;

— регистрация исполнительных документов по удержаниям и доплатам;

— ежемесячный расчет сумм к выплате (пенсий и ЕДВ) с учетом удержаний и доплат;

— выдача выплатных и сопроводительных документов для выплаты пенсий и ЕДВ через отделения связи и отделения сбербанка;

— формирование платежных поручений для расчетов со сбербанком и узлом связи;

— учет выплаты пенсий, ЕДВ, алиментов и доплат;

— массовый перерасчет пенсий, ЕДВ и их индексация;

— формирование форм статистической отчетности;

— подготовка запросов в ПТК СПУ для получения информации с ИЛС застрахованных лиц.

АРМ “Клиентская служба” предназначено для автоматизации работы специалистов клиентских служб территориальных управлений ПФР по приему населения и улучшения качества его обслуживания.

АРМ “Клиентская служба” позволяет:

- вести работу по приему и регистрации посетителей;

- регистрировать письменные обращения граждан;

- получать отчеты о работе клиентской службы;

- получать необходимые реестры и статистические отчеты по выбору управляющей компании (УК);

- выполнять администрирование БД;

- вести прием и контроль индивидуальных сведений;

- вести контроль за сроками производственных процессов,

- осуществлять прямое обращение к БД АРМа страхователя и АРМа по назначению и выплате пенсий и ЕДВ.

Программа “1С: Предприятие” (версия 7.7)разработана фирмой «1С», широко используется на территории Российской Федерации и утверждена в ПФР как базовая для всех региональных отделений и территориальных управлений ПФР.

В региональных отделениях ПФР используются следующие конфигурации:

«1С: «Бухгалтерия для бюджетных учреждений, редакция 5» для комплексной автоматизации ведения всех видов бухгалтерского учета;

«1С: Зарплата+Кадры» (профессиональная версия) или «1С: Зарплата+Кадры для ПФР» для расчета заработной платы и ведения кадрового учета.

Программа “1С: Предприятие” позволяет пользователю изменять элементы конфигурации, вводить собственные расширения функциональных возможностей для решения разнообразных задач по автоматизации финансово-экономической деятельности.

Наряду с вышеперечисленными программными продуктами в региональных отделениях ПФР функционирует ряд других программ, в том числе:

- АРМ “Конвертация пенсионных прав”, осуществляющее формирование БД для подсчета пенсионного капитала застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года и его расчет;

- «Банк – клиент» для электронного обмена платежными документами (электронные платежи) с кредитными организациями;

- юридические консультационные программы “Гарант” и “Консультант Плюс”;

- АРМ сопровождения БД ветеранов Великой Отечественной войны;

- программы сверки данных ПФР и органов соцобеспечения;

- программы для приема заявлений о выборе инвестиционного портфеля - управляющей компании (УК);

- проверка сдаваемых индивидуальных сведений перед загрузкой в ПТК СПУ и многие другие.

ОТЧЕТЫ В ПФР

ПК «КОМИТА КУРЬЕР JE ПФР» программный комплекс, обеспечивающий обмен электронными документами между страхователями и территориальными органами ПФР по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи при ведении индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

ПК «КОМИТА КУРЬЕР JE ПФР» реализован в соответствии с Распоряжением Правления ПФ РФ от 11 октября 2007 г. № 190р, в редакции распоряжений Правления ПФР от 10.06.2009 № 116р, от 19.03.2010 № 75.

Основные возможности ПК «КОМИТА КУРЬЕР JE ПФР»:

  • Обмен электронными документами между страхователями и территориальными органами ПФР по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи при ведении индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
  • Осуществляет автоматическую проверку электронной подписи. Наличие в файлах электронной подписи гарантирует получателю, что именно вы являетесь отправителем этого сообщения. Шифрование гарантирует, что прочесть сообщение смогут только те, кому оно предназначено.
  • Позволяет использовать те же сертификаты ключей проверки электронной подписи, что и в ПК «КОМИТА ОТЧЕТ».
  • Позволяет импортировать в систему подготовленные файлы в утвержденном ПФР XML-формате cо сведениями организации, подписывать их электронной подписью с помощью любого ключевого носителя, зашифровывать и передавать их в территориальный орган Пенсионного Фонда России.
  • Позволяет осуществлять передачу и прием в территориальном органе ПФР пакета с документами большого объема.
  • При узком канале связи организации имеется альтернативный способ передачи сведений большого объема в территориальный орган Пенсионного Фонда России – «Файловый обмен».
  • Имеет дружественный интерфейс, разработанный в виде стандартной почтовой программы. Интерфейс программ аналогичен интерфейсу программы «Комита Курьер JE Банк-Клиент».

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА

Программный комплекс состоит из 4-х составляющих:

  • Модуль ПФР
  • АРМ «Специалист ОПФР»
  • АРМ «УДЦ-ПФР»
  • Коммуникационная составляющая

Модуль ПФР — автоматизированная система предоставления отчетности Страхователем в территориальные органы ПФР по каналам связи в виде юридически значимых электронных документов.

Модуль ПФР позволяет:

  • Импортировать подготовленные документы отчетности для ПФР;
  • Проверить подготовленные документы отчетности для ПФР с помощью программы проверки электронной отчетности, разработанной и представляемой ПФР;
  • Заверить документы электронной подписью руководителя организации;
  • Зашифровать и отправить пакет с документами в территориальный орган ПФР;
  • Получить из территориального органа ПФР квитанцию о получении пакета документов и протоколы с результатом обработки документов с отчетностью в ПФР.

АРМ «Специалист ОПФР» - автоматизированная система для территориальных органов ПФР по приему и обработке отчетности Страхователей по каналам связи в виде юридически значимых электронных документов.

АРМ «Специалист ОПФР» позволяет:

  • Принимать документы с отчетностью от Страхователей, поступившие по каналам связи;
  • Принимать документы с регистрационной информацией по Страхователям от оператора связи;
  • Проверять под принятыми документами ЭП, принадлежность сертификата ключа проверки электронной подписи отправителю, а также их соответствия определенным для данного пакета документов типам подписантов;
  • Направляет Отправителю электронный документ фиксированного формата - квитанцию о получение пакета документов;
  • Проверять документы с отчетностью от Страхователей проверочными программами на стороне органа ПФР (например, CheckXML, CHECK_U);
  • Формировать и отправлять квитанции о получении пакетов документов и протоколы с результатом обработки документов с отчетностью;
  • Позволяет сохранять подписанные ЭП документы на внешние носители информации.

АРМ «УДЦ-ПФР» - автоматизированная система регистрации Страхователей в СЭД.

АРМ «УДЦ-ПФР» позволяет:

  • Формировать и отправлять документы с регистрационной информацией по Страхователям, спец.оператору связи и территориальным органам ПФР;
  • Переправлять Страхователям документы с описанием ошибок от территориальных органов ПФР;
  • Формировать и отправлять Страхователям обновления Модуль ПФР;
  • Формировать различные отчеты по зарегистрированным корреспондентам.

Коммуникационная составляющая - транспортный модуль, обеспечивающий обмен электронными документами между органом ПФР и абонентами СЭД для специализированного оператора связи. Модуль содержит комплекс технических и программных средств, обеспечивающих доставку электронного документа в СЭД ПФР. На транспортном сервере специализированного оператора связи устанавливается ПО ViPNet[Клиент] (Деловая почта) и ПО VipNet[Координатор].

Технология: ОС
подрядчики - 110
проекты - 229
системы - 293
вендоры - 118

Пенсионный фонд России и один из его крупнейших поставщиков «новой волны» - «Национальный центр информатизации» (НЦИ) – в феврале 2020 года оказались на грани расторжения сразу четырех крупных контрактов общей стоимостью почти 908 млн рублей. TAdviser разбирался в причинах сложившейся ситуации.

Четыре крупных закупки с суммарной начальной ценой контрактов более 940 млн рублей и практически идентичными предметами закупок были объявлены Пенсионным фондом в один и тот же день, 28 октября 2019 года. Каждая закупка предусматривала поставку персональных компьютеров (автоматизированных рабочих мест, АРМ) для территориальных органов ПФР в двух федеральных округах; таким образом, четырьмя закупками должна была быть обеспечена потребность в замене устаревшего компьютерного оборудования в ТО ПФР во всех восьми федеральных округах.

В спецификации каждой из закупок были включены АРМ двух типов, различие между которыми было незначительным и заключалось в характеристиках системных блоков - объеме оперативной памяти и частоте центрального процессора; в общей сложности по всем четырем закупкам планировалось закупить более 13,5 тыс. компьютеров (см. Табл. 1).



Ключевыми техническими требованиями (несоответствие которым, в итоге, и привело все заключенные контракты к ситуации, когда они с высокой вероятностью могут быть расторгнуты) были следующие:

  • Материнская плата, базовая система ввода-вывода и операционная система АРМ должны быть совместимы с эксплуатируемыми в территориальных органах ПФР аппаратно-программными модулями доверенной загрузки семейства ПАК «Соболь» версий 3 и 4, ПАК СЗИ НСД «Аккорд-АМДЗ» модификаций 5.5, 5.5е, LE и GX, сертифицированными по требованиям безопасности информации в системе сертификации ФСТЭКРоссии;
  • Операционная система должна быть сертифицирована в Системе сертификации средств защиты информации ФСТЭК России на соответствие требованиям документов «Требования безопасности информации к операционным системам» (ФСТЭК России, 2016) и «Профиль защиты операционных систем типа «А» четвертого класса защиты. ИТ.ОС.А4.ПЗ» (ФСТЭК России, 2017);
  • Операционная система должна быть совместима с эксплуатируемыми в территориальных органах ПФР программными средствами криптографическойзащиты информации и электронной подписи, сертифицированными по требованиям безопасности информации в системе сертификации ФСБ России - ViPNet Client версии 4.x, ViPNet PKI Client версии 1.x, ViPNet CSP версии 4.2 и КриптоПро CSP версии 4.0 и 5.0.

На всех четырех аукционах, состоявшихся 08.11.2019, ситуация была аналогичной (цитируется по тексту протокола подведения итогов электронного аукциона):



Этим единственным участником, подававшим заявки на всех аукционах, оказалось ООО «НЦИ» («Национальный центр информатизации»), «внучатая» структура госкорпорации «Ростех» (100% акций НЦИ принадлежит «дочке» «Ростеха» - Концерну «Автоматика»).

Интересно, что изначально предполагаемых участников аукционов было больше. На два из тендеров заявились по 6 участников, еще на два – по 5 участников. Кто конкретно были эти участники, неизвестно – в протоколах рассмотрения первых частей заявок, доступных в ЕИС госзакупок, наименования компаний не указаны. Конкурсная комиссия ПФР оставила в каждом тендере всего по 2 участника (одним из которых во всех случаях был НЦИ), а заявки остальных не допустила из-за их несоответствия конкурсной документации. Непосредственно в день проведения электронных аукционов на каждый аукцион вышел только НЦИ, сделал только по одному ценовому предложению и был объявлен победителем. Почему в электронных аукционах не принимал участия второй допущенный участник и кто это был, так и осталось неизвестным.

Снижение начальной цены заявок во всех аукционах было чисто символическим – от 2,5% до 4,5% (см. Табл. 1).

Табл. 1. Параметры закупок АРМ для нужд ТО ПФР

Реестровый № закупки / Реестровый № ГК Предмет закупки / Содержание контракта АРМ тип 1 АРМ тип 2 НМЦК, руб. Цена ГК, руб. Δ, %
0273100000119000121
/
1770601611819000196
Поставка АРМ для ТО ПФР в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах2098867205 554 609,67200 515 750,002,5%
0273100000119000122
/
1770601611819000197
Поставка АРМ для ТО ПФР в Приволжском и Уральском федеральных округах26011658295 435 569,81285 345 300,003,4%
0273100000119000123
/
1770601611819000195
Поставка АРМ для ТО ПФР в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах1995622181 369 167,51175 271 246,003,4%
0273100000119000124
/
1770601611819000204
Поставка АРМ для ТО ПФР в Центральном и Северо-Западном федеральных округах24531273258 388 862,30246 761 400,004,5%

Уже после проведения аукционов и объявления результатов в ФАС России поступили жалобы на каждую из закупок.

Первоначально все жалобы были направлены от одной и той же компании - ООО "ЭлСиКом" (о начале этой «жалобной» истории TAdviser писал в ноябре 2019 года - см. «Началась война за крупнейшие ИТ-тендеры Пенсионного фонда»), но через 1-2 дня число жалобщиков увеличилось до 2-3 по каждой закупке. Поводом для подачи жалоб были обнаруженные компанией-заявителем несоответствия технических требований к закупаемым АРМ и реальных характеристик АРМ, присутствующих на рынке.

В частности, в жалобах утверждалось:



ФАС выпустила предписание об объявлении конкурсных процедур по всем четырем закупкам приостановленными, однако, через несколько дней отозвала все предписания, признав жалобы необоснованными.

Государственные контракты по всем четырем закупкам были заключены в один день и с одной и той же предельной датой исполнения контракта (см. Табл. 2).

Табл. 2

Реестровый № ГК Дата ГК Срок исполнения Цена ГК, руб. Штраф, руб
177060161181900019628.11.2019 31.12.2019 200 515 750,00 2 506 447,00
1770601611819000197 28.11.2019 31.12.2019 285 345 300,00 3 566 816,75
1770601611819000195 28.11.2019 31.12.2019 175 271 246,00 2 190 890,58
1770601611819000204 28.11.2019 31.12.2019 246 761 400,00 3 084 517,50

Заключенные контракты позволили НЦИ занять место нового лидера среди ИТ-поставщиков ПФР – с учетом этих 4-х контрактов, суммарная стоимость контрактов, заключенных между ПФР и НЦИ на тот момент почти достигла 1,8 млрд рублей.

Хотя у всех 4-х контрактов по поставкам АРМ срок исполнения истек в конце 2019 года, все они до конца января 2020 года в ЕИС госзакупок находились в статусе «Исполнение», причем, ни документов о состоявшихся поставках, ни платежных документов в карточках контрактов в ЕИС не было.

Объяснение происходящему между ПФР и НЦИ появилось только 27.01.2020 – в этот день в карточки всех контрактов были внесены записи и документы о предъявленных ПФР к НЦИ требованиях о расторжении контрактов и об уплате неустойки за ненадлежащее исполнение условий контрактов. Все 4 требования были практически идентичны по содержанию, различались только суммы начисленных штрафов, обусловленные разными стоимостями контрактов.

Один из поводов для начисления штрафов был достаточно привычным для крупных ИТ-поставщиков – неисполнение требования Федерального закона 44-ФЗ об обязательном привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме 15-20 процентов от цены контракта. Поскольку штраф за неисполнение этого требования закона является символическим (5% от объема требуемого привлечения, то есть, 0,75-1% от цены контракта), многие поставщики сознательно идут на нарушение, заранее закладывая эти 0,75-1% в свои издержки.

Но из-за таких нарушений контракты никогда не расторгаются. Основным поводом для предъявления требований о расторжении контрактов был совсем другой – поставщик не обеспечил соответствие поставляемой продукции техническим требованиям заказчика, изложенным в закупочной документации.

В соответствии с этими требованиями, зафиксированными в контракте, процедуры поставки предусматривали возможность для исполнителя приступать к отгрузке товара только после проверки заказчиком контрольных экземпляров товара в порядке, установленном в приложении к госконтракту, и подписания акта о готовности поставляемого товара к отгрузке.

Упомянутая проверка, в свою очередь, предусматривала, что (цитата по тексту госконтракта) «… в течение 10 рабочих дней со дня заключения государственного контракта Поставщик представляет Заказчику 3 контрольных экземпляра технических средств, указанных в спецификации, для проведения Заказчиком проверки соответствия поставляемого товара Техническим требованиям аукционной документации».

Происходившее в ходе этих проверок далее проще изложить официальным языком требований о расторжении контрактов. Ниже приведена цитата из одного из 4-х требований, во всех остальных суть происходившего изложена аналогично:



В распоряжении TAdviser имеется одно из вышеупомянутых писем, направлявшихся ПФР в адрес НЦИ. Среди пунктов требований, по которым выявлено несоответствие контрольных образцов, есть и совсем незначительные - например, несоответствие веса системного блока ПК значению, указанному в спецификации госконтракта или значение времени реакции пикселя монитора, меньшее (то есть, лучшее), чем требуется по спецификации. Но критическими стали несоответствия аппаратных и программных средств АРМ, планируемых к поставке, требованиям в части защиты информации.

Так, в ходе проверок было установлено, что материнская плата производства Acer Inc., установленная в системном блоке АРМ (модель платы MIB36L-vMocha 17554-1M), совместима с ПАК «Соболь» версий 4, но несовместима с ПАК «Соболь» версий 3 и ПАК СЗИ НСД «Аккорд-АМДЗ» модификаций 5.5, 5.5е, LE и GX.

Выяснилось также, что планировавшаяся к поставке в составе АРМ операционная система Astra Linux Special Edition версии 1.6 имеет сертификат соответствия ФСТЭК России № 2557 и соответствует требованиям документов «Требования безопасности информации к операционным системам» (ФСТЭК России, 2016) и «Профиль защиты операционных систем типа «А» второго класса защиты. ИТ.ОС.А2.ПЗ» (ФСТЭК России, 2017) – в то время, как по техническим требованиям закупочной документации требовалось, чтобы ОС имела сертификацию по четвертому классу защиты.

Учитывая, что второй класс защиты означает более высокую степень защищенности (фактически, в среде такой ОС могут обрабатываться документы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне – в отличие от четвертого класса защиты, где допускается обработка только конфиденциальной информации без грифов секретности), не очень понятно, чем формальное несоответствие по этому требованию не устроило заказчика в лице ПФР. Возможно, причина была еще в одном несоответствии, описанном ниже.

При проверках было установлено, что все три программных продукта ViPNet (ViPNet Client версии 4.x, ViPNet PKI Client версии 1.x и ViPNet CSP версии 4.2), совместимость с которыми требовалась для ОС в составе АРМ, не сертифицированы под версию 1.6 ОС Astra Linux Special Edition, установленную на контрольных образцах. Кроме того, в продукте ViPNet Client версии 4.x для Astra Linux отсутствовал ряд программных компонентов, имеющихся в аналогичном продукте для Windows и используемых в Исполнительной дирекции ПФР и ТО ПФР; были отмечены и другие технические проблемы для ViPNet Client версии 4.x и ViPNet PKI Client версии 1.x. Функциональным требованиям в полном объеме удовлетворял только продукт ViPNet CSP версии 4.2, однако, как уже было отмечено выше, у него (как и у его собратьев) не было сертификата для ОС Astra Linux Special Edition версии 1.6.

Исходя из того факта, что процедуры проверки контрольных образцов трижды выявили несоответствие техническим требованиям, в ПФР было принято решение о расторжении всех 4-х контрактов с НЦИ. Основываясь на положениях статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, ПФР предложил НЦИ расторгнуть все контракты по соглашению сторон, указав, что в случае отказа НЦИ от подписания такого соглашения ПФР воспользуется правом на расторжение контракта через суд.

При этом на НЦИ, помимо штрафа за непривлечение субподрядчиков из числа СМП/СОНО, по каждому контракту налагался также штраф за ненадлежащее исполнение контракта в размере 0,5% стоимости контракта. Суммарные суммы штрафов, предъявленные НЦИ со стороны ПФР, указаны в Табл. 2 – общий объем штрафов по всем четырем контрактам составил более 11,3 млн рублей.

Все 4 требования о расторжении контрактов датированы 24 января 2020 года. К каждому требованию были приложены 2 экземпляра соглашения о расторжении контракта, с подписью заместителя Председателя Правления ПФР Вадима Аккузина, скрепленные печатью ПФР, то есть серьезность намерений ПФР о расторжении контрактов не вызывает никаких сомнений.

Исполнитель контрактов, в соответствии с этими требованиями, был обязан в течение 5 рабочих дней с момента получения требований оплатить предъявленные штрафы и подписать соглашения о расторжении контрактов. Поскольку все требования были размещены в ЕИС госзакупок 27 января 2020 года, можно считать, что до конца января они уже точно были получены в НЦИ. Таким образом, в течение первой рабочей недели февраля, то есть, с 3 по 7 февраля, НЦИ должен был отреагировать на требования ПФР. Никаких документальных свидетельств состоявшейся реакции в ЕИС госзакупок нет – ни платежных документов об уплате штрафов, ни оформленных соглашений о расторжении контрактов.

По сведениям источника TAdviser, 19 февраля состоялась встреча между Вадимом Аккузиным и гендиректором НЦИ Константином Солодухиным, по итогам которой стороны договорились провести еще одну проверку контрольных экземпляров. Официально в НЦИ ограничились комментарием о том, что компания продолжает исполнять контракты с ПФР.

TAdviser напоминает, что это уже не первая конфликтная ситуация, возникшая при исполнении контрактов НЦИ в ПФР. В августе 2019 года НЦИ заключил контракт с ПФР с начальной ценой 250 млн рублей, не снизившейся в ходе тендера. Предметом контракта было техническое обслуживание и ремонт средств вычислительной техники МИЦ ПФР на технологической площадке №2. И вот здесь у НЦИ чуть не случился крупный «прокол» - заказчик в лице МИЦ ПФР чуть было не разорвал контракт уже через месяц после подписания (подробнее в отдельной статье.

Тогда НЦИ удалось оперативно урегулировать конфликт – уже через 10 дней, 27 сентября 2019, решение МИЦ о разрыве контракта было отменено, т.к. НЦИ устранил нарушения.

Внимание! В соответствии с федеральным законом Российской Федерации от 03.07.2016 №250-ФЗ с 1 января 2017 года установлен следующий срок представления ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М: не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем.

Памятка страхователям о формировании сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде

Переход на новый формат сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)

Внимание! С 1 января 2016 года дальнейшее развитие программы Документы ПУ5 прекращается. Для представления отчетности в ПФР рекомендуем использовать программу Документы ПУ-6.

Списки застрахованных лиц, уходящих на пенсию по старости досрочно, в связи с наличием стажа на соответствующих видах работ

Прилагаемые Списки застрахованных лиц, уходящих на пенсию по старости досрочно, в связи с наличием стажа на соответствующих видах работ, страхователям следует представлять в территориальные органы ПФР ежегодно до 1 июня.

Правила заполнения и представления в Управление ПФР списков застрахованных лиц, уходящих на пенсию по старости досрочно в связи с наличием стажа на соответствующих видах работ

В настоящее время индивидуальные сведения в соответствии с требованиями Федерального закона от 1.04.1996 г. № 27-ФЗ « Об индивидуальном ( персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также Заявления о добровольном вступлении в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии правоотношения и Реестры застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачены взносы работодателя в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.04.2008г. № 56-ФЗ « О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» можно представить в Управления ПФР бесконтактным способом путем заключения договоров оказания услуг по обмену электронными документами по телекоммуникационным каналам связи с одним из удостоверяющих центров:

Наименование УЦ ссылка на сайт
1 ЗАО "ТаксНет" https://taxnet.ru
2 ЗАО "Калуга Астрал" http://astralnalog.ru
3 ООО "ЦЭУ" http://esc-kazan.ru
4 ЗАО "Поволжский удостоверяющий центр" http://www.vrca.ru
5 ООО "Компания "Тензор"" https://tensor.ru
6 ООО "Русь-Телеком" (ООО "Гарант-Телеком") http://www.rus-telecom.ru
7 ФГУП ГНИВЦ ФНС https://www.gnivc.ru
8 ООО "Такском" http://taxcom.ru
9 ООО "Электронный экспресс" http://www.garantexpress.ru
10 ОАО "ИнфоТеКС Интернет Траст" https://iitrust.ru
11 ООО "КОРУС Консалтинг СНГ" http://www.esphere.ru
12 ЗАО ПФ «СКБ Контур» https://kontur.ru
13 ООО «АРГОС» http://argos-nalog.ru
14 ЗАО «Удостоверяющий центр» http://www.ekey.ru
15 ЗАО «НТЦ СТЭК» http://www.stek-trust.ru
16 ЗАО «УДОСТОВЕРЯЮЩИЙ ЦЕНТР» http://www.nwudc.ru
17 ООО «Спецопрератор» http://specoperator.ru
18 ЗАО «Национальный удостоверяющий центр» http://www.nucrf.ru
19 ООО «Удостоверяющий центр «Белинфоналог» http://www.belinfonalog.ru
20 ООО «Аксиком» http://www.aksicom.ru
21 ООО «Линк-Сервис» http://www.link-service.ru
22 ООО «Центральный удостоверяющий центр» (ООО «ЦУЦ») http://www.nucrf.ru
23 ПАО «СКБ – банк» http://www.skbbank.ru
24 ООО Удостоверяющий центр «СОЮЗ» https://ucsouz.ru
25 ООО «Мостинфо-Екатеринбург» http://www.most-info.ru
26 ООО «НТСсофт» http://www.ntssoft.ru

Также необходимо в территориальное Управление ПФР по месту регистрации страхователя направить Заявление о подключении к электронному документообороту и заключить Соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи.

Предприятия с небольшой численностью работающих и невысоким уровнем доходов имеют возможность подключиться к технологии бесконтактной передачи информации по схеме « Уполномоченный представитель».

Схема « Уполномоченный представитель» позволяет нескольким предприятиям представлять отчетность через другое предприятие – уполномоченного представителя с использованием одной ЭЦП на основании договора поручения и доверенности.

Читайте также: