Для чего обучения пенсионеров на компьютере проект

Пару месяцев назад моя 65-летняяя соседка поинтересовалась, можно ли в ее возрасте научиться пользоваться компьютером. Сначала я удивилась, так как знаю, что она давно не работает, а пенсия не позволяет покупать дорогостоящую технику, но на ее вопрос ответила утвердительно, поскольку за долгие годы преподавания сама многократно была свидетелем того, как люди старшего возраста вполне успешно осваивали новые технологии на моих компьютерных курсах.

Оказалось, что пожилая дама хотела научиться пользоваться интернетом, а слово «компьютер» произнесла потому, что не вполне понимает, что есть еще планшеты, смартфоны и другие устройства. Тогда я как раз покупала новый смартфон – в итоге старый сменил хозяйку, а моя соседка пополнила ряды интернет-пользователей.

Учиться никогда не поздно

Для меня странно, что еще находятся люди, считающие будто пожилым незачем напрягать мозги и учиться обращаться с гаджетами, мол, им и телевизора с радио из розетки за глаза хватит. Возможно, так рассуждают те, кто и в свои далеко не преклонные годы уже перестали интересоваться новым и стремиться к саморазвитию?

Возраст — не помеха для обучения в какой бы то ни было сфере! Утверждаю это как педагог. В этой связи могу вспомнить замечательные слова Генри Форда: «Любой, кто перестает учиться, стареет, и не важно, сколько ему лет: двадцать или восемьдесят. Любой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самая великая вещь в жизни — это сохранять свой разум молодым».

Не всё так просто

Что касается информационных технологий, не могу не признать, что определенные трудности у поколения 55+ в их освоении прослеживаются. Молодое поколение выросло в окружении современной техники и разнообразных гаджетов, впитало знания по обращению с компьютером чуть ли не с детсадовского возраста. Пожилым людям приходится куда тяжелее: незнание базовых понятий затрудняет восприятие, многие испытывают сложности с усвоением новой информации из-за того, что она никак не соотносится с их предыдущим опытом, сомневаются в своих способностях, потому что, к сожалению, не всегда получают поддержку своего окружения.

Была бы цель…

Однако все преграды преодолимы, если есть цель. Без мотивации не видать успеха никому и ни в одном деле! И что с того, что человеку давно не 18? Если пенсионер еще сомневается, стоит ли изучать современные технологии, то он просто не понимает, какие преимущества дает умение пользоваться компьютером и интернетом.

Если вы не смогли заинтересовать своих бабушек и дедушек, то, возможно, просто плохо объяснили преимущества интернета. Чем можно заинтересовать старшее поколение? Интернет позволяет:

  • удобно делать покупки в интернет-магазинах с доставкой на дом;
  • зарегистрироваться на портале госуслуг, где можно записаться в поликлинику и, не выходя из дома, отправлять заявления и другие запросы в самые разные инстанции;
  • оплачивать услуги ЖКХ, всевозможные пошлины и налоги, попусту не теряя время в очередях на почте или в банке (хотя для кого-то очереди – это нелишнее общение, которого старшему поколению иногда так не хватает);
  • быстро найти информацию о нужном лекарстве и аптеке города, в котором оно стоит дешевле;
  • сократить расстояние с родными и знакомыми в социальных сетях или воспользоваться бесплатной видеосвязью для звонков в любой город или страну.

А тем, кто достиг уровня уверенного пользователя, новые знания помогут и прибавку к пенсии получить — пенсионеры вполне могут работать удаленно: делать переводы, выполнять корректуру текста, писать статьи и даже создавать собственные сайты.

И это помимо чтения книг, новостей, поиска единомышленников и расширения знаний о мире.

Окно в новый мир

Думаю, этих причин достаточно, чтобы преодолеть страх освоения нового и начать постигать азы компьютерной грамоты.

Кстати, моя соседка, о который я упоминала в начале своего рассказа, уже вовсю серфит по просторам рунета. Смотрит прогноз погоды, читает новости, а также информацию о бесплатных культурных мероприятиях, тем самым планируя свой досуг. И в очередях с квитанциями больше не стоит — оплачивает все коммунальные услуги онлайн.

Другая знакомая пенсионерка не вылезает с кулинарных форумов, чуть ли не каждый день балует своих двоих внуков новыми лакомствами, приготовленными по вычитанным там рецептам. Еще одна дама, которой уже за 70, активно общается по Скайпу с друзьями и родственниками из других городов, пользуется соцсетями, заказывает по интернету товары, а недавно вдобавок к ноутбуку обзавелась еще и планшетом.

Освоение компьютерных технологий открывает старшему поколению целый мир — общения, творчества, развлечений, обучения новому. Старость отступает, когда человек живет насыщенной, полноценной жизнью, и современные гаджеты помогают сделать ее таковой!

Программа по изучению компьютерной грамотности для начинающих

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Компьютер это просто!"»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Компьютер это просто!»

обучение людей старшего возраста и ветеранов компьютерной грамотности

Направленность. Социально-значимая направленность.

Актуальность проекта. Социальный проект поможет социальной адаптации пожилых людей к современной информационной среде.
Основной задачей проекта является предоставление возможности пожилым людям общаться посредством сети Интернет со своими близкими, живущими в других городах, пользоваться интересующей их информацией, использовать возможности Интернета в повседневной жизни. Все это в комплексе способствует улучшению качества жизни людей старшего поколения.

Целесообразность проекта.

Проект обучения компьютерной грамотности «Компьютер это просто!» базируется на необходимости удовлетворения запроса нашего общества.

Одна из проблем людей пожилого возраста: информационная, социальная изоляция и одиночество, а для молодых пенсионеров - сложности с трудоустройством. Данная проблема вызвана ограниченной подвижностью пожилых людей, затрудненным доступом и неумением работать с современными средствами коммуникации (компьютером и Интернетом) и получать необходимую информацию (юридическую, социальную, энциклопедическую). Надо сказать, что пожилым людям обучение на компьютере дается намного сложнее, чем молодым, поэтому традиционные курсы компьютерной грамоты им не подходят. А освоить компьютер по книге это довольно утомительное занятие, поскольку на описание даже простейших действий в ней уходит по несколько абзацев текста, к тому же много "воды" и не хватает наглядности информации.

Ни для кого не секрет, что в современном динамичном мире, молодое поколение из-за загруженности не всегда может оказывать должное внимание и время общению со старшими.

Проект решает эти проблемы путем привлечения учащихся-добровольцев к преподаванию пожилым людям, создания условий для общения поколений на базе Интернета и выработки культуры общения в Интернете.

Повышение экономической, социальной активности пожилых людей, пенсионеров и ветеранов, расширение круга общения и интересов скажется на улучшении качества жизни, придаст их жизни новый смысл. Компьютер станет новым другом и помощником на все случаи жизни.

Цель проекта: Социальная адаптация пожилых людей и их вовлечение в активную повседневную жизнь.

Формирование базы потенциальных получателей услуг проекта.
Формирование базы потенциальных волонтеров проекта.

Подготовка учащихся - волонтеров для работы с людьми старшего поколения.

Подготовка методического обеспечения курса: «Компьютерная памятка пенсионеру (ветерану)».

Работа волонтеров проекта с пожилыми людьми.

Проведение мониторинга работы добровольцев и работы с добровольцами в рамках реализации проекта.

Анализ, обобщение опыта.

Распространение опыта реализации проекта.

План реализации проекта

Реализация проекта происходит в два этапа.

Первый этап. Создается группа среди учащихся старшей возрастной категории. Каждая группа состоит из 7 человек, что является удобным для индивидуальной работы с каждым обучающимся, причем, разумеется, каждый должен иметь отдельное рабочее место. Занятия с группой проводится 3 раза в неделю по 2 часа в Центре эстетического воспитания детей «Творчество». Курс проекта включает 15 занятий. Каждому обучающемуся выдается конспект курса и предоставлены методические материалы, им не придется самим придумывать практические задания, необходимые при обучении тем самым сэкономят время при работе со своими подопечными. А также дома они всегда смогут освежить в памяти полученные знания.

Второй этап. Под руководством координатора Регионального отделения «Российского движения школьников» по РСО-Алания Маргиевой Жанны Юрьевны проводятся социальные акции помощи пожилым людям приобретать навыки работы на персональном компьютере, работе в сети Интернет.

Методика обучения основана с учетом того, что пожилые люди не столько не хотят или не могут использовать новые технологии, насколько просто не знакомы с ними.

Процесс обучения компьютеру устроен с полного нуля, не требует предварительных знаний и представлен в виде четко организованной обучающей системы.

Знакомство начинается с самых элементарных вещей, терминов, слов и действий (какие кнопки нажимать на клавиатуре и в какой последовательности).

Очень важно, чтобы пожилые люди преодолели напряжение и страх перед компьютером. Поэтому обучение в домашней атмосфере даст больше результата, чем на специализированных обучающих курсах.

В рамках социального проекта слушатели научатся:

уверенно общаться с персональным компьютером

самостоятельно создавать и форматировать текстовые документы и сохранять их в памяти компьютера работать с устройствами внешней памяти компьютера (флеш-память)

создавать файлы и папки

работать с электронной почтой, быстро находить в Интернете необходимую информацию и сохранять ее на жестком диске компьютера

общаться через Интернет посредством социальных сетей

Слушатели также получат представление:

об устройстве компьютера

об основных программах, необходимых домашнему пользователю

об основных поисковых системах

о способах подключения к сети Интернет

об основных полезных Интернет ресурсах

Ожидаемые результаты проекта

Курс обучения даст ветеранам и пенсионерам возможность получения знаний и навыков, необходимых для работы на компьютере и в сети Интернет. В обучение включены активные методики, позволяющие применять полученные знания в повседневной жизни.

Ожидается, что представители старшего поколения приобретут базовые навыки работы с ПК, Интернет, а также научатся пользоваться электронными государственными услугами, получать интерактивную помощь и консультации через Интернет, писать электронные письма - общаться с помощью электронной почты с родственниками из других городов и даже стран - станут полноправными членами современного информационного сообщества.

Оценка результатов реализации социального проекта.

Эффективность проекта в целом будет оцениваться по следующим характеристикам:

· количество участников проекта – получателей услуг

· количество заявок на участие в дальнейшей работе проекта

Критерием оценки успешности данного проекта будет, конечно же, устойчивая мотивация людей старшего поколения, прошедших обучение к дальнейшему практическому использованию и развитию полученных знаний и навыков, но для меня как для педагога очень важен тот факт, что мои обучающиеся получат опыт обучения и передачи своих знаний и навыков другим людям.

    Вероника Поливанова 4 лет назад Просмотров:

1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «ТАГАНСКИЙ» ФИЛИАЛ «ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ» ПРОЕКТ «ОКНО В ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР компьютерная грамотность пожилым людям в быту!» АВТОР ПРОЕКТА: СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК ОСО 14 СТАРИКОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА г. Москва, 2016

2 Актуальность проекта Интернет давно уже стал неотъемлемой частью нашей жизни и незаменимым средством общения. Правда, далеко не все умеют использовать все преимущества интернет технологий. Пожилые люди, например, весьма далеки от всех этих социальных сетей, электронной почты и прочих атрибутов on-line мира. Одинокие и пожилые люди особенно нуждаются не только в обучении современным технологиям связи, но и в общении, как живом, так и виртуальном. «Молодым» пенсионерам, только что ушедшим на пенсию, часто бывает очень трудно перестроиться и приспособиться к новому ритму незаполненной ежедневной работой жизни. В 2010 году в своём обращении к Федеральному собранию Дмитрий Анатольевич Медведев озвучил проблему компьютерной малограмотности пожилых людей, и дал установку постараться максимально заняться этой проблемой. Это послужило толчком для создания уроков по повышению компьютерной грамотности пожилых людей и инвалидов, находящихся на надомном обслуживании ОСО 14 в филиале «Замоскворечье» ГБУ ТЦСО «Таганский». Для того чтобы решиться на обучение навыкам компьютерной грамотности, пожилым людям требуется самое главное желание. Нужно признать, что пожилым людям компьютерные курсы даются намного сложнее, чем молодому поколению. Но причина этого вовсе не в возрасте, а скорее во мнении, которого придерживаются сами пенсионеры. Если же хоть и не полностью, но максимально исключить возрастной фактор как проблему, то ситуация меняется в совершенно противоположном направлении. 2

3 Обучение компьютерной грамотности пенсионеров не требует повышенного внимания со стороны преподавателя, поскольку пожилые люди лучше, чем кто-либо другой умеют сосредоточиться на изучаемом предмете и не отвлекаться на другие мысли. Тем ни менее, старшее поколение все-таки до конца не уверено в своих силах, поскольку считает, что новые знания лучше даются молодым. А зачем пожилым людям становиться активными пользователями интернета? В принципе для того же, для чего и нам: общение, поиск информации, решение бытовых и других задач, развлечение. Рассмотрим это подробнее потребности пенсионеров, в которых интернета может оказывать помощь: 1. Общение. Не секрет, что по всякого рода причинам многие пожилые люди остаются в одиночестве. И даже если у них есть родственники, то чаще всего они живут отдельно. В сети они могут найти возможность общаться на любые темы. Конечно, виртуальное общение не должно вытеснять реальное, но оно может стать приятным времяпрепровождением. 2. Решение проблем. Каждый решает свои задачи как умеет. Но в скором будущем у всех нас может остаться только один путь решения, а именно, с помощью использования информационных технологий. Согласно стратегии развития информационного общества все государственные услуги в скором времени должны быть переведены в электронный вид. И конечно, тут же возникнут проблемы с тем, как этими государственными услугами будут пользоваться люди, которые никогда не видели компьютеров и не слышали об интернете. В первую очередь нужно думать об одиноких пожилых людях, не выходящих из дома, бросить их в такой ситуации со стороны общества было бы жестоко. Совершенно очевидно, что у непросвещенных в области информационных технологий людей есть только два пути: обучение или изоляция. А поскольку шанс, что они сами освоят компьютерную грамотность, ничтожно мал, то ответственность за то, по какому пути они пойдут, лежит на нас, более молодых и сведущих в этом вопросе людях. В рамках этого проекта пожилые люди изучат работу офици- 3

4 альных порталов органов государственной власти и государственных услуг Российской Федерации. 3. Развлечения. А это самый приятный аргумент в пользу информационных технологий. Огромный спектр развлечений привлекает всех. Кроме того, благодаря возможности не быть привязанным к временным рамкам, пожилые люди могут выстроить свой собственный режим дня и не зависеть как раньше от времени выхода в эфир выпусков новостей и показа очередной серии любимого фильма. 4. Информация. Телевидения становится недостаточно, чтобы быть в курсе всех событий. Конечно, пожилые люди уже не так нуждаются в знании обо всем и вся, но если они хотят жить интересно, то им следует освоить как можно больше способов получения информации. В первую очередь для них будут полезны электронные ресурсы. Например, у бабушки диабет, она собирает любую информацию об этом заболевании, собирает из разных источников и складывает на книжные полки. А ведь как было бы удобно хранить ее в документах на персональном компьютере. В работе с такими категориями населения как пожилые люди изначально много специфических аспектов: разница в возрасте, поколениях, восприятии, образе жизни и т.д. Конечно, характер у таких людей чаще всего непростой. Плюс у каждого конкретного человека свои «нюансы». При всем этом необходимо найти подход к своему «ученику», которого надо вводить в этот неоднозначный, сложно структурированный мир. А если говорить о мотивации, то для пожилых людей она очень проста: разнообразить и упростить свою жизнь, сделать ее более комфортной и мобильной. Начинать нужно немедленно, так как это будет очень жестоко с нашей стороны, не дать возможности пожилым людям идти в ногу со временем! Выводы: Старость это возраст, когда происходит уменьшение жизненной активности, изменение психических реакций и психологических характеристик, ограничение физических возможностей. Эти изменения 4

5 требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. Условия жизни современных пожилых людей отличаются от тех, которые были тридцать-сорок лет назад. Пенсионеры стараются познать как можно больше технологических новинок. Получив базовые знания работы на компьютере, они начинают осваивать все новые и новые программы, которые позволяют пенсионерам общаться с родными и знакомыми. Компьютер для пенсионеров является необходимым устройством, так как открывает целый ряд дополнительных возможностей, позволяет упростить быт и найти новые увлечения. Проект призван улучшить качество жизни пожилым людям за счёт освоения всех тонкостей работы с компьютером и интернетом, помочь пожилым людям преодолеть свои страхи по поводу современных интернет-технологий и обучить их всем тонкостям пользования интернетом и компьютером. Основные цели и задачи проекта. Цели проекта: подготовка волонтёров (социальные работники ОСО 14) для проведения уроков компьютерной грамотности среди пожилых людей, находящихся на надомном обслуживании. формирование у пожилых людей информационной компетентности как средства гражданской активности, преодоления социального одиночества, самореализации. Задачи проекта: ознакомить пожилых людей с Устройством и принципами работы компьютера и ноутбука; 5

6 научить пожилых людей уверенно владеть необходимыми функциями ПК; научить пенсионеров, как, с помощью Internet осуществлять поиск нужной информации; обучить пенсионеров использовать Internet как средство общения; развить чувство уверенного пользователя ПК; сформировать умения и навыки самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач. оказать помощь в приобретении ими навыков переписки с органами соцзащиты, поиска информации по пенсионному обслуживанию и льготных лекарствах, юридической и нормативной информации. обучить активному использованию порталом Государственных услуг, предоставляемых в электронном виде (оплачивать тарифы ЖКХ и узнавать о своих пенсионных накоплениях, записаться на прием к врачу, заказать необходимые справки на портале, получить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.) Целевая аудитория. Сроки проведения программы. Участники проекта: волонтёры, из числа социальных работников ОСО 14 ГБУ ТЦСО «Таганский» филиала «Замоскворечье». На какую целевую группу направлен проект: пожилые люди и инвалиды, возраста от 55 лет, находящиеся на надомном обслуживании ОСО 14 филиал «Замоскворечье» ГБУ ТЦСО «Таганский, не выходящие из дома. Проект «Окно в виртуальный мир - компьютерная грамотность пожилым людям в быту» действует с 2015 года и по настоящее время. 6

7 Содержание программы. В рамках реализации проекта, социальными работниками был разработан методический материал (компьютерная памятка для пожилых), который сэкономит время и не придется вести конспекты. Занятия проводятся индивидуально, 1 раз в неделю по 2 часа в помещениях, где установлены компьютеры или ноутбук. Занятия проводят волонтеры из числа социальных работников. Методика обучения основана с учетом того, что пожилые люди не столько не хотят или не могут использовать новые технологии, сколько просто не знакомы с ними. Знакомство начинается с самых элементарных вещей, терминов, слов и действий. В целях более продуктивного процесса обучения пожилых людей была выбрана образовательная программа «Азбука интернета». Инициаторами, авторами и разработчиками программы выступили крупнейшая в России телекоммуникационная группа ПАО «Ростелеком» и Пенсионный фонд России. Учебный курс «Азбука Интернета» нацелен на формирование у слушателей навыков использования современных цифровых технологий, применения их в повседневной жизни, использования персональных компьютеров в поиске информации, общении в сети Интернет, отправке электронных сообщений, а также на выработку навыков использования мультимедийных возможностей сети и сервисов получения государственных и муниципальных услуг. Этапы и мероприятия реализации проекта. этапы проектирования мероприятия сроки подготовительный Основной ( реализация) Составление программы обучающего проекта «Компьютерная грамотность в быту». Подготовка волонтёров (социальных работников) для обучения пожилых. Проведение анкетирования имеющихся знаний ПК среди пожилых людей. Устройство компьютера (ноутбука). Как пользоваться клавиату по по настоящее время

8 рой и мышью. Файлы и папки. Работа с текстом. Работа с носителями информации. Работа в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная почта. Портал государственных услуг GOSUSLUGI.RU. Знакомство с форумами по интересам и городскими сайтами, сайтами для пенсионеров. Сайты федеральных органов власти. Полезные сервисы. Социальные сервисы. Видео общение в сети Интернет. Подведение итогов, повторение и закрепление пройденного материала Сегодня далеко не каждый пенсионер может позволить себе путешествие, не говоря уже о тех, кто в силу своего возраста и состояния здоровья не выходит даже из дома. В рамках проекта «Окно в виртуальный мир - компьютерная грамотность пожилым людям в быту» социальные работники отделения социального обслуживания на дому 14 проводят увлекательные мероприятия под названием: «Виртуальные экскурсии». Каждый из них совершил увлекательное путешествие, не выходя из дома. Для этого социальными работниками отделения были подготовлены презентации, которые связаны с историей России, культурой, литературой и искусством, учитывались все пожелания пожилых людей. Виртуальные туристы смогли воплотить свои мечты, а заодно получили мощный заряд позитива и бодрости. Ведь среди пожилых людей есть много энергичных и любознательных, жаждущих ярких впечатлений и новых открытий, и виртуальные экскурсии для них один из лучших способов сохранения психологического здоровья. Экскурсии, пусть и виртуальные, несут яркие незабываемые впечатления все это поднимает настроение и тонус пожилого человека, позволяет ему ощутить всю полноту жизни, настраивает на позитивный лад, придает силы в борьбе с недугами. 8

9 Ожидаемые результаты. Результаты проекта: Проведение анкетирования до и после прохождения обучения, с целью получения качественных и количественных результатов; Снятие барьеров в общении, расширение зоны общения пожилых людей; Уверенное пользование ПК; Практическое использование пенсионерами государственных услуг, предоставляемых в электронном виде; Свободное владение общением в социальных сетях; Умение организовать свой досуг по средствам Интернет. Действительно проблема социальной изолированности стоит очень остро перед этой возрастной группой людей, но решить ее можно, с помощью обучения современным компьютерным технологиям. Уже на первых этапах введения проекта «Окно в виртуальный мир - компьютерная грамотность пожилым людям в быту» понятно, что он не просто жизнеспособен, а имеет большой успех среди пожилого населения. Положительная динамика обучения наблюдается по всем диагностируемым показателям. По сравнению с пожилыми людьми, не участвующими в активной общественной жизни, слушатели проекта имеют более высокую социальную активность, эмоциональную устойчивость, психологическое здоровье, жизнеспособность, физическое функционирование. Нельзя не учитывать устные благодарственные отзывы от пенсионеров: для них это не только обучение компьютерной грамотности, но также это способ скрасить свой досуг с пользой. Вот некоторые отзывы пенсионеров, прошедшие обучение: «общаюсь с родственниками из других городов и знакомыми, смотрю новости края, России», «в свою папку вношу интересную информацию», «получаю информацию в области кулинарии, поэзии, музыки, здоровья», «обмениваемся фото», «сайтом GOSUSLUGI.RU пользуюсь больше года и в целом я им вполне довольна. На этом сайте можно быстро и просто воспользоваться множеством услуг, например, записаться на прием к врачу, оплатить штраф, налог, коммунальные услуги, внести показания счетчиков, записаться на прием в разные организации и еще многое другое. Просто десятки или даже сотни полезных услуг, 9

10 которыми можно воспользоваться дома, не выходя из дома. Иногда сайт проводит конкурс на самого активного пользователя сайта государственных слуг. Также на сайт можно написать отзыв о различных организациях города и выразить свое мнение по поводу их работы». Проект «Окно в виртуальный мир - компьютерная грамотность пожилым людям в быту» помогает многим людям старшего поколения не только приобрести новые навыки и знания, но и найти себя и свое место в этом стремительно меняющемся мире. Приложение 1 10

Основной регион реализации: Челябинская область

Описание

Проект является актуальным в решении задач по социальной адаптации пожилых людей к современной информационной среде. Основной задачей проекта является предоставление возможности пожилым людям общаться посредством сети Интернет со своими близкими, живущими в других городах, пользоваться интересующей их информацией.

Меняющаяся социально-экономическая среда, структурные изменения экономики, низкий уровень жизни диктуют необходимость обучения пенсионеров, как наиболее социально уязвимой группы. С тем, что компьютерная грамотность для пенсионера не роскошь, а способ придать жизни новый смысл, расширить круг общения, почувствовать себя идущими в ногу с современностью, – вряд ли уже кто-то поспорит.

Задачи:

  1. Оборудовать помещение библиотеки для занятий с пожилыми людьми.
  2. Формирование базы потенциальных получателей услуг проекта.
  3. Подготовка учащихся - волонтеров для работы с людьми старшего поколения.
  4. Подготовка методического обеспечения курса: «Компьютерная памятка пенсионеру».
  5. Организовать работу волонтеров проекта с пожилыми людьми.
  6. Проведение мониторинга работы добровольцев и работы с добровольцами в рамках реализации проекта.
  7. Анализ, обобщение опыта.
  8. Распространение опыта реализации проекта.

План действий.

Согласно Стратегии развития информационного общества, с 2015 году все государственные услуги переведены в электронный вид. Но, те, кому предлагается использовать их для удобства, часто не знают, как ими воспользоваться. Кто может им помочь? Конечно, рассчитывать в данном случае лучше на тех, кто идет в ногу со временем – на молодое поколение.

В рамках реализации проекта молодые добровольцы помогают пожилым людям приобретать навыки работы на персональном компьютере, работе в сети Интернет, а также проводят совместные праздники, например, 8 марта, Новый год и другие.

Занятия с группой планируется, проводить 1-2 раза в неделю по 1-2 часа в помещении школьной библиотеки, где будут организованы рабочие места для работы на ноутбуках. Каждая группа будет состоять из 6-12 человек, что является удобным для индивидуальной работы с каждым обучающимся, причем, разумеется, каждый должен иметь отдельное рабочее место.

Методика обучения основана с учетом того, что пожилые люди не столько не хотят или не могут использовать новые технологии, сколько просто не знакомы с ними.

Знакомство начинается с самых элементарных вещей, терминов, слов и действий (какие кнопки нажимать на клавиатуре и в какой последовательности).

Ученикам будут бесплатно предоставлены методические материалы, которые сэкономят время: не придется вести на уроках конспекты, а дома они всегда смогут освежить в памяти полученные знания.

Очень важно, чтобы пожилые люди преодолели напряжение и страх перед компьютером. Создается атмосфера семейного клуба и приятного времяпровождения.

В настоящее время планируется разработать 2 курса.

1. Базовый курс: домашний пользователь ПК.

Курс рассчитан на начинающих – тех, кто пока не работал на персональном компьютере, или пробовал, но чувствует себя неуверенно для самостоятельной работы. Продолжительность курса 24 академических часа (9 занятий три раза в неделю по 2 астрономических часа). Каждому слушателю выдается конспект курса.

В рамках базового курса слушатели научатся:

- уверенно общаться с персональным компьютером

- самостоятельно создавать и форматировать текстовые документы и сохранять их в памяти -компьютера работать с устройствами внешней памяти компьютера (флэш-память)

- работать с электронной почтой, быстро находить в Интернете необходимую информацию и сохранять ее на жестком диске компьютера

2. Курс II ступени: Работа в Интернете

Продолжительность курса 8 академических часов (4 занятия по 2 академических часа). Каждому слушателю выдается конспект курса.

- Возможности сайта «ГосУслуги»;

- Работа в личном кабинете;

- Что такое социальная сеть. Российские социальные сети.

- Работа с аккаунтом:

Загрузка личной информации. Загрузка фотографии. Поиск и добавление друзей. Сервис мгновенных сообщений. «Стена»: для чего она нужна. Создание и заполнение фотоальбомов. Комментарии Группы. Поиск по группам.

- Загрузка (инсталляция) программы «Skype».

- Работа в программе Skype:

- Тестовый звонок Добавление абонента Общение в чате Телефонный звонок Видеозвонок.

Цели
проекта

Проект обучения компьютерной грамотности «Компьютерная грамотность всем возрастам по силам» базируется на решении трех проблем нашего общества.

Первая проблема – это проблема людей пожилого возраста: информационная, социальная изоляция и одиночество, сложности с трудоустройством. Данная проблема вызвана ограниченной подвижностью пожилых людей, затрудненным доступом и неумением работать с современными средствами коммуникации (компьютером и Интернетом) и получать необходимую информацию (юридическую, социальную, коммерческую, политическую, энциклопедическую).

Вторая проблема – это проблема разрыва связи поколений. Проект решает её путем привлечения учащихся-добровольцев к преподаванию пожилым людям, создания условий для общения поколений на базе Интернета и выработки культуры общения в Интернете.

Третья проблема – территориально – экономическая. Как показал наш предварительный опрос и проводимая в настоящее время запись на бесплатные компьютерные курсы, спрос на участие в проекте превысил наши ожидания.

Наш поселок Роза, достаточно большой – 12690 жителей, из которых – 5748 люди старше 50 лет. Повышение экономической, социальной активности пожилых людей и пенсионеров скажется на улучшении их качества жизни.

Отсюда и цель нашего проекта:

Цель: Социальная адаптация пожилых людей, проживающих на территории рабочего поселка Роза, Коркинского района, Челябинской области к современной компьютерной среде.

Результаты
проекта

Ожидаемые результаты проекта

Курс обучения даст пенсионерам возможность получения знаний и навыков, необходимых для работы на компьютере и в сети Интернет. В обучение включены активные методики, позволяющие применять полученные знания в повседневной жизни.

Ожидается, что представители старшего поколения приобретут базовые навыки работы с ПК, Интернет, а также научатся пользоваться электронными государственными услугами, получать интерактивную помощь и консультации через Интернет, писать электронные письма - общаться с помощью электронной почты с родственниками из других городов и даже стран - станут полноправными членами современного информационного сообщества.

Механизм оценки результатов

Эффективность проекта в целом будет оцениваться по следующим характеристикам:

- количество участников проекта – получателей услуг

- количество заявок на участие в дальнейшей работе проекта

Критерии оценки эффективности проекта формируются и корректируются по мере реализации проекта, а также предполагают количественные и качественные показатели. Но основным критерием оценки успешности данного проекта будет устойчивая мотивация пенсионеров, прошедших обучение к дальнейшему практическому использованию и развитию полученных знаний и навыков.

Для оценки результатов будут использоваться такие методы как анкетирование, беседы, систематические наблюдения на занятиях.


Конкурс социально-значимых проектов

«Губернское собрание общественности Иркутской области»

Номинация: «Гражданское общество»

«Компьютеру все возрасты покорны»

г. Иркутск 2011 г.

Название проекта: «Компьютеру все возрасты покорны»

Краткое описание содержания проекта:

Социальный проект является актуальным в решении задач по социальной адаптации пожилых людей к современной информационной среде.
Основной задачей проекта является предоставление возможности пожилым людям общаться посредством сети Интернет со своими близкими, живущими в других городах, пользоваться интересующей их информацией, развивать творческие способности. Все это в комплексе способствует улучшению качества жизни людей старшего поколения.

Заявитель: Благотворительный Фонд «»

664003 Б, офис 11.

Директор организации:

Банковские реквизиты организации:

Наименование банка: Иркутский филиал

Срок выполнения проекта: не ограничен

Перечень муниципальных образований Иркутской области в которых будет реализован проект: Иркутский район, Листвянское муниципальное образование.

Запрашиваемая на реализацию проекта сумма: 134 982,00 рублей

Вклад из других источников: 122 090,00 рублей

Общая стоимость проекта: 257 072,00

Руководитель проекта – (3-00)

Директор Благотворительного Фонда «»

2. Описание проекта

2.1. Аннотация проекта

Демографический кризис и процесс старения населения неизбежно ведет к необходимости включения в социальную и трудовую деятельность лиц пенсионного возраста.
Меняющаяся социально-экономическая среда, структурные изменения экономики, низкий уровень жизни диктуют необходимость обучения пенсионеров, как наиболее социально уязвимой группы. С тем, что компьютерная грамотность для пенсионера не роскошь, а способ придать жизни новый смысл, расширить круг общения, почувствовать себя идущими в ногу с современностью, – вряд ли уже кто-то поспорит.
Повышение экономической, социальной активности пожилых людей и пенсионеров скажется на улучшении их качества жизни.

Отсюда и цель нашего проекта: образовательная поддержка социально-незащищенных слоев населения – пенсионеров, что будет способствовать развитию гражданского общества.

2.2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект

Проект обучения компьютерной грамотности «Компьютеру все возрасты покорны» базируется на решении трех проблем нашего общества.

Первая проблема – это проблема людей пожилого возраста: информационная, социальная изоляция и одиночество, сложности с трудоустройством. Данная проблема вызвана ограниченной подвижностью пожилых людей, затрудненным доступом и неумением работать с современными средствами коммуникации (компьютером и Интернетом) и получать необходимую информацию (юридическую, социальную, коммерческую, политическую, энциклопедическую).

(ул. Чапаева, 5): «У меня дочь далеко живет. Я бы с ней по видео (скайпу) общалась. Они бы меня видели, и я их. Я в шахматы люблю играть, а не с кем. А в Интернете, говорят, программа есть».

(Академическая, 14): «Может быть, одноклассников бы нашёл, однополчан…»

(Чапаева,70): «Ноги болят, но на курсы буду ходить обязательно. Это же окно в новый мир. У нас многие пенсионеры, особенно летом, жилье сдают туристам. Так можно же заранее списаться, разместить в Интернете фотографию гостевого домика».

Вторая проблема – это проблема разрыва связи поколений. Проект решает её путем привлечения студентов-добровольцев к преподаванию пожилым людям, создания условий для общения поколений на базе Интернета и выработки культуры общения в Интернете.

Третья проблема – территориально – экономическая. Как показал наш предварительный опрос и проводимая в настоящее время запись на бесплатные компьютерные курсы, спрос на участие в проекте превысил наши ожидания (на сегодня на курсы уже записались 32 человека). Но выезжать в Иркутск и посещать, к примеру, Высшую Народную школу, открытую на базе Восточно-Сибирской государственной академии образования, где также периодически проходит компьютерный ликбез, ни один из потенциальных слушателей не может. Для решения этой проблемы мы и хотим открыть в Листвянке бесплатный компьютерный класс, который будет размещаться в Информационно-туристическом центре «ЛиствянкаСити» или в школе. По поводу размещения в школе мы получили согласование с директором школы, и направили письмо на имя начальника Управления образования Иркутского района

2.3. Цели и задачи проекта

Цель: Социальная адаптация пожилых людей, проживающих на территории Листвянского муниципального образования к современной компьютерной среде не менее 60 человек за 2011 год.

1. Формирование базы потенциальных получателей услуг проекта.
2. Формирование базы потенциальных волонтеров проекта.

3. Подготовка учителей- волонтеров для работы с людьми старшего поколения.

(учитываются возрастные, психологические особенности участников проекта).
3. Поиск партнеров для реализации проекта.

4. Подготовка методического обеспечения курса: «Компьютерная памятка пенсионеру».
5. Установка компьютеров в информационно - туристическом центре и в Листвянской школе.
6. Работа волонтеров проекта с пожилыми людьми.
7. Проведение мониторинга работы добровольцев и работы с добровольцами в рамках реализации проекта.
8. Анализ, обобщение опыта.

9. Распространение опыта реализации проекта в других районах Иркутской области.

2.4. План действий

Согласно Стратегии развития информационного общества, к 2015 году все государственные услуги должны быть переведены в электронный вид. Но, те, кому предлагается использовать их для удобства, часто не знают, как ими воспользоваться. Кто может им помочь? Конечно, рассчитывать в данном случае лучше на тех, кто идет в ногу со временем – на молодое поколение.

В рамках реализации проекта молодые добровольцы помогают пожилым людям приобретать навыки работы на персональном компьютере, работе в сети Интернет, а также проводят совместные праздники, например, 8 марта, Новый год и другие.

Занятия с каждой группой проводятся 3 раза в неделю по 2 часа в помещениях, где установлены компьютеры, предоставленные в рамках реализации проекта. Каждая группа состоит из 6-8 человек, что является удобным для индивидуальной работы с каждым обучающимся, причем, разумеется, каждый должен иметь отдельное рабочее место.
Занятия проводят члены добровольческих инициативных групп в возрасте от 16 лет.
Методика обучения основана с учетом того, что пожилые люди не столько не хотят или не могут использовать новые технологии, сколько просто не знакомы с ними.
Знакомство начинается с самых элементарных вещей, терминов, слов и действий (какие кнопки нажимать на клавиатуре и в какой последовательности).

Ученикам будут бесплатно предоставлены методические материалы, которые сэкономят время: не придется вести на уроках конспекты, а дома они всегда смогут освежить в памяти полученные знания.

Очень важно, чтобы пожилые люди преодолели напряжение и страх перед компьютером. Создается атмосфера семейного клуба и приятного времяпровождения.

В настоящее время разработаны 2 курса.

1.Базовый курс: домашний пользователь ПК

Курс рассчитан на начинающих – тех, кто пока не работал на персональном компьютере, или пробовал, но чувствует себя неуверенно для самостоятельной работы. Продолжительность курса 24 академических часа (9 занятий три раза в неделю по 2 астрономических часа). Каждому слушателю выдается конспект курса.
В рамках базового курса слушатели научатся:

    уверенно общаться с персональным компьютером самостоятельно создавать и форматировать текстовые документы и сохранять их в памяти компьютера работать с устройствами внешней памяти компьютера (флэш-память) работать с электронной почтой быстро находить в Интернете необходимую информацию и сохранять ее на жестком диске компьютера

Слушатели также получат представление:

    об устройстве компьютера об основных программах, необходимых домашнему пользователю о файлах и папках о способах подключения к сети Интернет о возможностях общения в Интернете об основных полезных Интернет ресурсах об основных поисковых системах

2.Курс II ступени: Работа в Интернете

Продолжительность курса 8 академических часов (4 занятия по 2 академических часа). Каждому слушателю выдается конспект курса.

    Загрузка личной информации Загрузка фотографии Поиск и добавление друзей Сервис мгновенных сообщений «Стена»: для чего она нужна Создание и заполнение фотоальбомов Комментарии Группы. Поиск по группам.

    Тестовый звонок Добавление абонента Общение в чате Телефонный звонок Видеозвонок

Читайте также: